Но ничего не могли сделать против силы Божьей. Бог подтверждал православную веру в Сына Божия великими знамениями и чудесами. Скажем о некоторых из них. Однажды, пишет св. Афанасий, архиепископ Александрийский, в составленном им житии преподобного Антония Египетского, Ариане распустили слух, будто и Антоний одинаковых с ними мыслей, тогда он вознегодовал и по просьбе епископов и всей братии, прибыв в Александрию, осудил ариан. Здесь Господь чрез него освободил многих от бесов и исцелил повредившихся в уме, так что в немногие дни его пребываний в Александрии обратилось в христианство из язычников столько, сколько в иные времена обращалось в продолжение года. Так пишет очевидец сам св. Афанасий. Это было при императоре Констанции. После смерти Афанасия на престол Александрийской патриархии вступил арианин Лукий, воздвигший жестокое гонение на православных. В это время отцами монахов были по жизни и по летам Макарий (Египетский) и Исидор, другой Макарий (Александрийский), и Гераклид и Памво, ученики Антония. Когда они находились в палатках и среди молитвы ожидали убийц (посланных Лукием), принесен был к ним человек, издавна сухой всеми членами, особенно же ногами. Но когда он помазан был елеем во имя Господне, тотчас утвердились стопы его. И когда они сказали: во имя Иисуса Христа, которого Лукий гонит (то есть, в лице исповедующих Его единосущным Богу Отцу), стань на твои ноги и возвратись в дом свой, он тотчас, встав и скача, стал благословлять Бога. Об этом говорит очевидец западный церковный историк Руфин, бывший в это время у этих отцов подвижников. Я говорю о том, что сам видел, пишет Он. Это было при императоре Валенте. При этом же императоре ариане стали разглашать, что знаменитый подвижник Иулиан Савва, живший в Месопотамии при реке Евфрате, участвует в их учении. По просьбе епископов антиохийского патриархата Иулиан пришел в Антиохию сирскую. Исцелив многих больных в доме, в коем остановился, он пошел в собрание православных. Когда он проходил под вратами царских палат, один нищий, лишенный употребления ног, сползавший по земле, прикоснувшись рукой к его плащу, освободился от болезни и, вспрыгнув, побежал так, как ходил до болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Апеллия, искусна о Христе (в Русском: Апеллеса, испытанного во Христе). Апостол, впрочем, не показывает, почему он так называет Апеллия. Может быть, он был искусный проповедник и знаток писаний о Христе, или, вернее, испытанный в страданиях за Христа, как впоследствии — исповедники.     Сущыя от Аристовула — тο есть верных из дома Аристовулова. Апостол не при­ветствует его самого, потому что он или находился в отсутствии, или умер.    [Стих 11. Иродиона. В чём состояло сродство его с Павлом, как и сродство Анд­роника и Юнии, остаётся неизвестным.     Иже от Наркисса сущыя о Господе. Апостол не говорит о самом Наркиссе, а только о тех из домашних его, которые уверовали во Христа. Толкователи между отпущенниками Императора Клавдия находят Наркисса, бывшого при Императоре секретарём (Tacit., annal. 11:29) и казнённого в начале царствования Нерона — то есть, до написания Послания к Римлянам].     Стих 13. Руфа, избранного о Господе, и матерь его и мою. Руфа обыкновенно почитают сыном Симона Киринейского (Мк. 15:21). Апостол называет мать Руфа и своею из благодарности за ту любовь и заботы, которыя она оказывала не­когда Павлу, может быть, в дни юности, когда Савл воспитывался в Иерусалиме у ног Гамалиила и жил в семействе Симона Киринейскаго.    Во время написания Послания к Римлянам это семейство, или вернее, Руф с матерью жили уже в Риме; и Апостол туда шлёт им своё приветствие].     Стих 21. Лукий, и Иасон, и Сосипатр, сродницы мои. Некоторые считают этого Лукия, или Луция, за одно лицо с Евангелистом Лукою; но его имя нигде не встречается в таком сокращении. Скорее это Лукий Киринеянин, упоминаемый в Деян. 13:1. Из той же книги Деяний известны Иасон (17:5) и Сосипатр (20:4); но какое было родство между ними и Павлом, неизвестно.    [Стих 23. Гаий странноприимец. В Послании к Коринфянам (1 Кор. 1:14) Апостол говорит, что он крестил Гаия; но этого ли — неизвестно. В книге Деяний (19:29) в числе спутников Павла упоминается Гаий Македонянин.     Куарт брат — конечно, по вере, а не по плоти].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В следующем (366) году: воскресенье Пасхи 21 Фармуфа, в 16 день майских календ, – возраст луны 20, епакта 25, седьмичный день 6, в девятый год индиктиона; в год первый консульства Грациана, сына Августова, и Даглаифа. – Когда язычники 27 Епифа произвели возмущение, сгорел Кесарион. Вследствие сего многие граждане потерпели большое бедствие; те, которые оказались виновными, осуждены и изгнаны. Затем сделался правителем Проклеян Македонянин. В следующем (367) году: воскресенье Пасхи 16 61 Фармуфа, в апрельския календы, – возраст луны 16, епакта 6, седьмичный день 7, – в десятый год индиктиона; в консульство Лупицина и Иовина, в управление того же Проклеяна, которому преемствовал Тациан Лукий. – В этом году Лукий пытался овладеть церковию 26 Фофа 62 ; он скрылся ночью в одном доме около святого святых храма; и когда епарх Тациан и дук Траян выпроводили его оттуда, он оставил город и был таким образом чудесно спасен, так как народные толпы искали убить его. В этом году писал (Афанасий), составив канон Божественных Писаний. В следующем (368) году: воскресенье Пасхи 25 Фармуфа, в 12 день майских календ, – возраст луны 16, епакта 17, седьмичный день 2, – в одиннадцатый год индиктиона; во второй год консульства Валентиниана и Валента Августов, в правление того же Тациана епарха. – (Афанасий) начал в 6 день месяца Пахона 63 опять возстановлять Кесарион; когда и удостоен был Императорскаго указа чрез посредство дука Траяна, который разыскал поджигателей и тотчас приказал удалить мусор после разрушения и пожара, а затем в том-же месяце и возобновить постройку. В следующем (369) году: воскресенье Пасхи 27 64 Фармуфа, за день до апрельских идов, – возраст луны 15 65 , епакта 28, седьмичный день 3, – в двенадцатый год индиктиона; в первый год консульства Валентиниана, сына Августа, и Виктора, в правление того же Тациана. – Епископ начал строить в Мендидии церковь , названную по его имени, – 25 Фофа, в начале восемьдесят пятаго года Диоклетиановой эры 66 . В следующем (370) году: воскресенье Пасхи 2 Фармуфа, в 4 67 день апрельских календ, – возраст луны 15, епакта 9, седьмичный день 4, – в тринадцатый год индиктиона; в третье консульство Валентиниана и Валента Августов, в правление того же Тациана, которому преемствовал Олимпий Палладий из Самосаты. – Епископ окончил храм, названный по его имени, когда исполнился восемьдесят шестой год Диоклетиановой эры; в том же году 14 Месория 68 совершено было и обновление (освящение).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

6. Авва Лонгин спросил авву Лукия о трех своих помыслах. Первым своим помыслом авва Лонгин назвал: — Хочу странствовать. — Если, — был ответ, — не будешь обуздывать свой язык, то куда бы ты ни пошел, странником не станешь. Так что, сдерживай свой язык и станешь странником. — Хочу поститься, — сказал авва Лонгин. — Пророк Исайя, — начал авва Лукий, — говорил, что, если даже склонишь голову, как тростник, то и тогда твой пост не примет Бог (Ис.58, 5–7). Поэтому лучше воздерживайся от лукавых помыслов. Затем авва Лонгин назвал последнее желание: — Хочу бежать от людей. — Если прежде не обретешь добродетель среди людей, — сказал авва Лукий, — то не сможешь стяжать ее и в пустыне. 7. Старец говорил: «Прежде чем сделать что–либо, сначала испытай свое сердце, по Божьей ли воле ты собираешься предпринять это». 8. Сказал авва Антоний: «Кто кует кусок железа, сначала задается вопросом, что ему нужно сделать: серп, меч или топор, и, представив в своем уме образец, — такой и делает. Так должны поступать и мы: ради какой добродетели мы беремся за труды, чтобы не изнемогать попусту». 9. Сказал старец: «Что сверх меры, то все от бесов». 10. Авва Пимен говорил: «Если мы не представляем своего дела наперед, то не сможем исполнить его успешно». 11. Старец сказал: «Я не сделал ни шага, не убедившись заранее, куда ступит моя нога. Я стоял в раздумье, не шелохнувшись, (и ждал), пока Бог не направит меня». 12. Он же сказал: «Что бы я ни делал, малое или великое, прежде всего размышлял и представлял, какой плод принесет мой помысел или мое дело». 13. Говорили старцы, что дело монаха должно сжигать страсти, как огонь дерево. 14. Брат спросил авву Нисфероя Великого: — Какое доброе дело мне сотворить, чтобы я обрел жизнь в нем? — Для этого подходит не всякое дело. В Писании говорится, что Авраам был гостеприимен, и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, и Бог был с ним; Давид был смиренным, и Бог был с ним. Так что загляни в свою душу. Чего она желает в согласии с волей Божией, то считай необходимым, берись за это, делай и храни свое сердце. Так и спасешься.

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

отцев-аскетов IV века. 298  Примером в данном случае может служить известный св.  Антоний Великий . Биограф св. Антония, св.  Афанасий Александрийский  таким образом рассказывает о переписке его с царями. «Слух об Антонии,– говорит он,– дошел и до царей. Константин Август и сыновья его Констанций и Констанс Августы по слуху сему писали к нему, как к отцу, и желали получить от него ответ. Но для Антония не много значили и царские письма, не восхитился он сими посланиями, но пребыл таким же, каким был и прежде, нежели писали к нему цари. А когда принесли ему сии послания, созвал он монахов и сказал: «не дивитесь, если пишет к нам царь, потому что и он человек; но дивитесь паче тому, что Бог написал людям закон и глагол к ним чрез собственного Сына Своего». Поэтому думал он не принять писем, говоря: «не умею отвечать на подобные письма». Но монахи представляли, что цари сии – суть христиане, и могут соблазниться, если письма будут отринуты; посему дозволил прочесть и ответствовал на сии послания, восхваляя царей за то, что покланяются Христу, и дал им спасительные советы не высоко ценить настоящее, но памятовать паче о будущем суде и ведать, что Христос есть единый истинный и вечный царь; просил также царей быть человеколюбивыми, заботиться о правде и о нищих. И они с радостью приняли ответ. Так был он возлюблен всеми; так все желали иметь его отцем» (III т., 273 стр.). 302  Насколько была плодотворна деятельность аскетов в упомянутом направлении, об этом ясно говорит история. Падение, например, арианства, ереси, столь сильно волновавшей церковь в IV веке, и наряду с этим удержание многих христиан от увлечения лжемыслием, по свидетельству Созомена , всецело обусловливались влиянием аскетов. Следующие, достойные замечания страницы, мы читаем у указанного историка по этому вопросу. После смерти св.  Афанасия Александрийского  епископом Александрии сделался арианин Лукий. Лукий, «взяв с собою предводителя египетских войск, с вооруженною толпою пошел на монахов в их пустыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Во время стола сохраняли полное молчание. Пищею их был хлеб, овощи и травы, для которых единственной приправой была соль. Во дни великой четыредесятницы они вкушали только хлеб и воду. С Пасхи до Пятидесятницы они имели трапезу в полдень. Это было некоторым облегчением поста, ради радости Воскресения Христова. Только старцы употребляли вино и имели иногда ужин; прочие вкушали пищу, однажды в день. Эконом обязан отведывать пищу приготовленную для братии. После трапезы, принесши благодарение Господу, расходятся по своим кельям и до вечера беседуют с братией одного десятка. Предметом беседы были только назидательные истины. «Заметил ли ты, говорили они, сколько благодати небесной получил такой-то? как молчалив такой-то? какой у него вид важный и скромный?» Таким образом, их разговор имел предметом добродетели, какие они усматривали у других, а не их недостатки. Всякое злословие, даже шутка были удалены из их разговоров; они утешали немощных, побуждали друг друга к большему преспеянию в добродетелях. Потому после беседы расходились по кельям не с обремененною грехами языка совестью, но с сердцем, проникнутым желанием высших подвигов. Иноки горы Нитрийской, где монашество насаждено и руководствуемо было Великим Антонием, ревностным защитником православия, верность свою православному исповеданию Господа Иисуса Христа, во время гонения Лукиева при Валенте, запечатлели своею кровью. Лукий, арианский епископ в Александрии, думал, что гонением успеет склонить их к арианству и чрез них увлечь народ, который, не любя спорить о догматах, следовал их учению, руководствуясь тою мыслью, что истина известна тем, которые добродетель свою показывают делом. Прибыв в Нитрийскую гору, Лукий хватал подвижников в то время, когда они врачевали недуги, изгоняли бесов. Руфин пишет: когда иноки ждали нападения от воинов, к ним принесен был из среды народа кто-то с иссохшими членами так, что не мог стоять на ногах. Помазав его елеем, они велели ему во имя Христа, гонимого Лукием, встать и идти домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Его преемник — 4) Барсамья, бывший клириком при Аддее и рукоположенный во епископа Абшеламою. Барсамья обратил ко Христу главного языческого жреца Шарбиля, который в гонение Траяна (между 105–112 гг.) пострадал в Эдессе (которая — по актам — в это время управлялась князем Абгаром VII бар–Изат, ноябрь 109 — август 116). Шарбиль был убит на главном языческом жертвеннике, все еще существовавшем в Эдессе. Сам епископ Барсамья, современник Фабиана римского (236–250), в это гонение при Траяне (98–117) был исповедником. Чтобы понять одну из причин этой хронологической путаницы, нужно иметь в виду, что в Эдессе было немало князей, носивших одно имя. Так Абгар V бар–Ма " ну Уккама (=Абгар великий), 14 князь эдесский (13—50 г. по Р. X.); Абгар VII бар–Изат (20) (с ноября 109 — август 116); Лукий Элий Септимий Абгар IX бар Ма " ну (называемый также великим: MegaV AbgaroV) (191–214); и — по отстранении Абгара IX — под видом соправительства с ним правил младший сын его — Север Абгар Х бар–Абгар (28) (с сентября 214 до апреля 216), когда имп. Антонин Каракалла захватил Эдессу, присоединил Осроину, в качестве провинции, к римской империи и тем положил конец существованию эдесского царства. Старший сын Абгара IX, princeps Антонин Ма " ну IX бар–Абгар считался, однако, (эдесскими легитимистами?) титулярным царем Эдессы в 216–242 гг. В сирийской хронике эдесской находится известие, что в ноябре 201 года в Эдессе было сильное наводнение, во время которого вода разрушила дворец Абгара великого (=V) и сильно повредила христианский храм. Это событие описано в официальной хронике, поэтому отсюда нужно заключать, что к этому времени Эдесса была городом христианским. Эдесским государем (basileuV) был в это время (191—август 214) Лукий Элий Септимий Абгар IX бар–Ма " ну великий, который несомненно принял христианство, о чем свидетельствуют Юлий Африкан, знающий его за благочестивого человека (ieron andra), и Бар–Дайцан (Вардесан) эдесский, бывший в дружественных отношениях с ним, как с «andri osiwtatw kai logiwtatw» («человеком святым и образованнейшим»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Третье возражение против мессалинской интерпретации 1 Фес 5, 17 состоит в том, что она делает указание ап. Павла невыполнимым. Пусть мы признаем, что «молиться» означает «произносить молитвы». Однако даже произносящий молитвы в каждую минуту бодрствования, рано или поздно, хоть ненадолго, но должен уснуть. Чем тогда оборачивается его попытка «непрестанно молиться»? Именно так возражал мессалианам Авва Лукий. Одновременно он предложил другое, более трезвое понимание непрестанной молитвы. Заметим, насколько Лукий, как и очень многие отцы–пустынники, внимателен к бедным: Однажды пришли к Авве Лукию в Енат монахи из так называемых евхитов. Старец спросил их: какое у вас рукоделье? Мы не занимаемся рукодельем, отвечали они, но непрестанно молимся, как заповедует апостол. Неужели же вы не едите? — спросил старец. Едим, отвечали они. Кто же молится за вас тогда, когда вы едите? — сказал им Авва. Еще спросил их: вы и не спите? Спим, отвечали евхиты. Кто же молится за вас, когда вы спите? — сказал старец. Евхиты не нашлись, что отвечать на это. Тогда Авва отвечал им: простите мне, вы не делаете, как говорите. А я вам покажу, что, и занимаясь своим рукодельем, непрестанно молюсь. Размочив немного прутьев, с Богом сажусь я и плету из них веревку, а между тем читаю: «помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» (Пс. 50, 1. 2. 3). Не молитва ли это? — спросил старец. Молитва, отвечали евхиты. Старец продолжал: проводя целый день в работе и молитве, я зарабатываю около шестнадцати монет. Две из них я подаю за дверь, а остальные употребляю на пищу. Кто примет от меня две монеты, молится за меня, когда ем я или сплю; и таким образом, по милости Божией, исполняю непрестанную молитву. [  ] Таков выход, предложенный Лукием: непрерывная молитва, возносимая в сотрудничестве. Этот же путь был воспринят и значительно усовершенствован знаменитым монастырем Акимете (Akoimetai), или «неусыпающих», в Константинополе. Здесь монахи совершали службы «посменно». Как только одна группа заканчивала, богослужение возобновляла следующая, так что непрерывно, в течение двадцати четырех часов, хотя бы часть общины возносила молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

41. Слово в день памяти святого священномученика Харлампия в церкви румянцевского музея в Москве Священномученик Харлампий был епископом в Азиатском городе Магнезии, в царствование нечестивого римского императора Севера. Он подвергся жестоким пыткам. Так, двое палачей строгали тело старца железными когтями до тех пор, пока не сняли всей кожи с головы до ног, но тело осталось невредимо. При виде этого чуда многие сочли святителя Харлампия за Христа, сошедшего на землю в образе старца, но градоначальник Лукий вознегодовал, заскрежетал зубами и сам начал строгать тело Харлампия. Требовалось чудо, чтобы показать людям их бессилие и могущество Христа. И что же? В одно мгновение у Лукия отсеклись руки по локоть и они повисли на теле Харлампия. Испытывая страшную боль, градоначальник Лукий не только опомнился, но и уверовал во Христа. По молитвам священномученика Харлампия он исцелился и затем через несколько дней принял крещение от неповинного епископа. Когда святого Харлампия доставили к императору Северу, то последний приказал его жечь на медленном огне. Одна женщина, желая угодить императору, посыпала раскаленной золой голову, лицо и бороду Харлампия. Долго мучили несчастного, но безуспешно. Палачи изнемогли, огонь погас и тогда последовало приказание оставить старца. Он оказался по прежнему здоровым и невредимым. Поразился император Север; однако через некоторое время решился вновь удостовериться, действительно ли Харлампий святой и приказал привести к нему одного бесноватого, одержимого злобным духом более 30–ти лет и известного своею свирепостью. Не успел святой старец расспросить бесноватого, как нечистый дух вышел из него с бранью и криком. Но чудеса эти не удовлетворили мучителей. Через три дня Харлампий воскресил мертвого. Север все-таки не уверовал во Христа и опять возобновил свои преследования. Достославного епископа побивали камнями, зажигали ему бороду и терзали всячески. Но он продолжал существовать. Тогда через месяц император осудил святого Харлампия на посечение мечом. Узнав такое повеление, Харлампий начал радоваться приближающемуся концу и петь псалмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

«А вы едите?» спросил старец. «Конечно,» – ответили они. «А вы спите?» – еще спросил Лукий. «Как же не спать!» воскликнули молитвенники. «Кто же за вас молится, когда вы едите и спите?» – продолжал говорить старец. Они, конечно, не могли дать ответа. Тогда преподобный объяснил им, что они проповедуют неправду и можно непрестанно молиться, занимаясь рукоделием. «Например, я плету корзины из камыша, сказал Лукий, и читаю: помилуй мя, Боже... Разве это не молитва?» – «Молитва», ответили слушатели. «Так я провожу день в труде и молитве, пояснил преподобный, зарабатываю деньги, из которых половину даю нищим; они же за меня молятся, пока я ем, или сплю». Непрестанная молитва есть наивысшая премудрость и она не заключается в словах, в чтении вслух, или в поклонах, в стоянии перец иконами, а требует только, чтобы мы везде и всегда помятовали о Боге, все предпринимали с мыслью о Нем и все совершали во славу Божию; тогда вся наша жизнь будет непрерывною и непрестанною молитвою. Эта молитва необходима каждому христианину для спасения, а не только одним монахам, как это понимается в миру. Кто хочет отрешиться от греха, стремится к уединению в своем сердце, с любовию ко Христу, кто добивается устроить монастырь или пустыню в себе самом, тот всего этого не достигнет без навыка в непрестанной молитве. Чтобы заставить ум и сердце непрестанно памятовать о Боге, опытные духовные старцы избрали одну молитву и установили правила для ее произношения. Это установление весьма просто: надо стать своим умом в сердце, т.е. сосредоточить свои мысли и желания в собственном сердце, лишить ум рассеянности и заставить его предаться сердечным чувствам и тогда, став пред Господом, произносить Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Так молиться всюду, у себя дома, в пути, во время работы, в храме, всегда и везде, весь день. На первый взгляд, подобное правило кажется неисполнимым, но непрестанная молитва зависит только от навыка и тогда она не препятствует никаким обязанностям и занятиям, потому что молиться можно мысленно и еще лучше иногда, чем устно. Святые старцы, да и многие живые молитвенники, свидетельствуют, что это дело благое и стоит потрудиться над обучением себя непрестанной молитве. Отец Парфений Киевский , известный в свое время подвижник, картинно объяснил, что эта спасительная молитва бывает сначала трудовая, делательная, но если кто не поленится над нею, то она становится и самодвижною , начинает сама твориться и походит на ручеек, журчащий в сердце . Словом, непрестанная молитва приводит молящегося к тому, что сердце само молится, a тело трудится и совершает свое дело. Нужна привычка и потребность в непрестанной молитве, а сердце начинает жаждать такого подвига, как своей сладчайшей пищи. Подобная молитва очищает сердце человеческое от всего греховного и привлекает в него благодать Божию, вследствие чего весь человек перерождается и становится духоносным, просвещенным истиною Христовой и имеющим духовное зрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010