Апостол Левий называется еще Матфеем, и он именно написал первое евангелие. Святой апостол Алфей происходил из города Капернаума, но где он проповедовал евангелие — неизвестно.   В тот же день память святых мучеников Аверкия и Елены, по некоторым памятникам, детей апостола Алфея. Святой Аверкий пострадал за Христа, быв привязан нагой среди пчел и изъязвленный их жалами; сестра же его Елена убита камнями.   В тот же день празднуется обретение мощей преподобного Макария Калязинского. Смотри житие его под 17 марта. Память 27 мая Страдание святых мучеников Феодоры и Дидима В царствование императоров Диоклитиана [ 1 ] и Максимиана [ 2 ], во время управления городом Александриею [ 3 ] князем Евстратием, было издано приказание царское, повелевавшее христианам или принести жертвы богам, или принять мучения. Евстратий князь, сев на судилище в Александрии, приказал привести к себе на суд Феодору, христианскую девицу, недавно взятую и заключенную в темницу. Когда она была приведена, судья спросил ее: — Какой ты веры, девица? Отвечала святая: — Я христианка. Судья сказал: — Свободная ли ты, или рабыня? — Я сказала тебе, — отвечала Феодора, — что я христианка; Христос же, придя в мир, освободил меня от греха; рождена же я родителями славными в суетном мире сем. Князь, посмотрев на градоначальника, по имени Лукий, спросил его: — Знаешь ли ты эту девицу? Лукий отвечал: — Да я знаю, что она происходит из благородного и честного рода. Тогда князь сказал, обратившись к Феодоре: — Если ты, девица, происходишь из благородного и честного рода, то почему ты до сих пор еще не вышла замуж? Девица отвечала: — Я отреклась от брака ради Христа, ибо Господь наш Иисус Христос, придя в мир и родившись от Пречистой Приснодевы Марии, освободил нас от тления и обещал даровать нам жизнь вечную. И вот я, веруя в Него, решила ради любви к Нему сохранить в чистоте девство мое до самой моей смерти. Судия сказал на это: — Цари приказали нам всех девиц, желающих сохранить свою чистоту, принуждать к поклонению богам нашим; если же вы не захотите поклониться богам, то будете отданы в блудилище.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Лонгин муч., с Орент ием и др., 24 июня. Лот праведный с Авраамом , 9 окт., (покрывало, евр.). Лука (тоже, что Лукан, из Лукаши), евангел., ап. из 70, 18 окт. и 22 апр. Лука , диакон вавилонский, муч. кордувский, 30 июля. Лука , диакон, муч. емисский, 29 января. Лука преп., из Тавромены, 5 ноября. Лука , преп. елладский, 7 февр. Лука преп., игумен Спасовой обители реки Глубокой, 7 сент. Лука новый, столпник халкидонский, 11 декабря. Лукиллиан , муч. византийский, 3 июня. Лукина (светлая, лат.), св. жена, с Маркеллом напою, 7 июня. Лукиан (светиый, лат.), муч. белгийский, 3 июня. Лукиан , муч. диррахийский, 7 июля. Лукиан , пресв. антиохийский, муч. никомидийский, 15 окт. Лукиан , муч., с Илиею и друг., 13 сент. Лукиан , муч. кампонийский, 6 июля. Лукиан мучен., тарсянин, 3 июня. Лукий (светящий, лат.), апост. из 70, 10 сент. Лукий , муч. римский, 1 июня. Лукия (светлая, лат.), девица, муч. сиракузская, 13 дек. Лукия , мученица миринейская, 4 июля. Лукия демица, муч. кампанийская, 6 июля. Лупп (волк, лат.), мучен., 23 августа. Лупп , муч. солунский, 26 окт. Любовь , мученица римская, 17 сент. Людмилла , княгиня чешская, сент. Мавра (темная, греч.), муч. фиваидская, 3 мая. Мавра преп., 30 окт. Маврикий (см. ниже Мавр) и 70 воинов мучч., 22 февр. Маврикий , из числа 45 муч. никопольских, 10 июля. Мавр (темный, греч.), муч. римский, 19 марта. Мавр воин, муч. римский, 7 июня. Мавсима , пресвитер сирийский, 23 янв. Магн (великий, лат.), муч. кизический, 29 апреля. Макарий (блаженный, греч.), муч. африканский, 10 апр. Макарий , муч. аназарвский, 5 февраля. Макарий , муч. мелитинский, 6 сентября. Макарий исповедннк, пресв. антиохиский, 19 февраля. Макарий , преп. египетский, 19 января. Макарий , преп. александрийский, 19 янв. Макарий прен., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 января. Макарий , игумен пеликитской обители, исповедник, 1 апр. Макарий , игумен калязинский, 17 марта и 26 мая. Макарий , преп. желтоводский, 25 июля. Македоний (македонский, длинный, великий μακδνος, греч.), муч. смирнский, 11 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Глава 118. ЛУКИЙ Лукий, епископ партии ариан после Афанасия, возглавлял епархию в Александрии до момента прихода к власти императора Феодосия, при котором был смещен. Сохранились некоторые его праздничные послания, например «О еврейской Пасхе», и несколько небольших произведений на разнообразные темы. Глава 119. ДИОДОР Диодор, епископ Тарсийский, пользовался огромной известностью, еще будучи пресвитером Антиохии. Существуют его комментарии к Посланиям Апостолов, так же как и другие работы в манере Евсевия Великого Эмесского, взглядам которого он следовал, но чье красноречие не мог перенять по причине незнания мирской литературы. Глава 120. ЕВНОМИЙ Евномий, епископ Кизика и член партии ариан, впал в такое богохульство в своей ереси, что провозгласил публично то, что другие скрывали. Говорят, что он еще живет в Каппадокии и много пишет против церкви. Ему отвечали Аполлинарий, Дидим, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский. Глава 121. ПРИСЦИЛЛИАН Присциллиан, епископ Авиланский, принадлежал к партии Гидатия и Ифация и был казнен в Трире при тиране Максиме. Он опубликовал множество небольших работ, часть которых дошла до нас. Некоторые все еще обвиняют его в грехе гностицизма, т. е. в ереси Василида или Марка, о которых пишет Ириней, в то время как его защитники утверждают, что он вовсе не придерживался таких взглядов. Глава 122. ЛАТРОНИАН Латрониан Испанский, человек большой учености, в деле стихосложения достойный сравнения с поэтами древности. Был, так же как и Присциллиан, Фелициссим, Юлиан и Евкротий, казнен в Трире, ибо вместе с ними создавал ереси. Существует много плодов его гения, написанных различным слогом. Глава 123. ТИБЕРИАН Тибериан Ватиканский, отвечая на обвинения в том, что он разделяет ересь Присциллиана, написал оправдание, которое отличают напыщенность языка и смесь стилей. Но после смерти друзей, охваченный одиночеством изгнания, он вновь изменил свои взгляды, как об этом сказано в Священном Писании: «Пес возвращается на блевотину свою», — и женился на монахине, деве, предназначенной Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

В следующем (364) году: воскресенье Пасхи 9 Фармуфа, за день до апрельских нон, — возраст луны 16, епакта 3, седмичный день 4, — в седьмой год индиктиона; в консульство Иовиана Августа и Верониана, в правление епарха Гиерия из Дамаска, которому преемствовал Максим из Рафии, а сему Флавиан из Иллирии. — В этом году возвратился епископ в город Александрию и в церковь 25 Мехира  . А праздничное послание отправил он из Антиохии, как обычно, ко всем епископам во всех епархиях. В следующем (365) году: воскресенье Пасхи 1 Фармуфа, в 5  день апрельских календ, — возраст луны 19, епакта 14, седмичный день 5, — в восьмой год индиктиона; в первый год консульства Валентиниана и Валента Августов; в правление того же Флавиана из Иллирии. — Мы овладели Кесарионом; когда епископа опять стали преследовать враги, он удалился в поселение при новом канале. Но по прошествии нескольких дней пришел к нему нотарий Бразидас с епархом и содействовал его вступлению в церковь. 27 Епифа  было землетрясение. Море выступило из своих пределов с восточной стороны, многих лишило жизни и произвело значительный опустошения. В следующем (366) году: воскресенье Пасхи 21 Фармуфа, в 16 день майских календ, — возраст луны 20, епакта 25, седмичный день 6, в девятый год индиктиона; в год первый консульства Грациана, сына Августова, и Даглаифа. — Когда язычники 27 Епифа произвели возмущение, сгорел Кесарион. Вследствие сего многие граждане потерпели большое бедствие. Те, которые оказались виновными, осуждены и изгнаны. Затем сделался правителем Проклеян Македонянин. В следующем (367) году: воскресенье Пасхи 16  Фармуфа, в апрельские календы, — возраст луны 16, епакта 6, седмичный день 7, — в десятый год индиктиона; в консульство Лупицина и Иовина, в управление того же Проклеяна, которому преемствовал Тациан Лукий. — В этом году Лукий пытался овладеть церковью 26 Фофа  : он скрылся ночью в одном доме около святого святых храма: и когда епарх Тациан и дук Траян выпроводили его оттуда, он оставил город и был таким образом чудесно спасен, так как народные толпы искали убить его. В этом году писал (Афанасий), составив канон Божественных Писаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

35. О непрестанной молитв Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам: Бдите убо на всяко время, молящеся ( Лк.21:36 ), т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь. Святой же апостол Павел писал Солунянам: Непрестано молитеся ( 1Сол.5:18 ). Непрестанная молитва есть наилучшее оружие против врага, искушений его и доставляет человеку высшее, духовное наслаждение. Пусть не думают мирские люди, что это занятие сверхъестественное, отстраняющее от работы, исполнения обязанностей и потому вредное. Во все времена были споры о непрестанной молитве и многие впадали в ошибки. Некоторые, как Ориген , признавали добрые дела за молитву; другие укоряли монахов, уклоняющихся от труда, под предлогом молитвы; третьи судили о молитвенном подвиге, смотря на так называемых Евтихов, которые образовали секту и тщеславились тем, что непрестанно молятся. Эти сектанты действительно избегали труда, питались милостынею и сонными бродили по улицам. Разумеется, всегда было довольно людей, неправильно и бессмысленно исполнявших мудрую апостольскую заповедь о непрестанной молитве. Но во все времена в христианстве обретались и настоящие молитвенники, которые именовали непрестанную молитву умной молитвой. Кроме церковных молитвословий, установленных для поддержания и возбуждения молитвенного бодрствования, святые старцы, живущие созерцательною жизнью постановили в известные часы дня произносить возможно чаще одну излюбленную каждым молитву. Так Палладий рассказывает о монахах, которые совершали молитву до 100 раз в день, а авва Павел, живший в пустыне, совершал ежедневно 300 молитв и, чтобы не ошибиться в счете, клал за пазуху 300 камней и при совершении каждой молитвы выбрасывал по камню. Однако, этот подвижник Павел узнал что в соседстве с ним проживала благочестивая дева, которая пять дней в неделю постилась и ежедневно совершала 700 молитв. Были святые, которые молились кряду несколько суток или проводили на молитве все ночи, в продолжении недели, до восхода солнца и потом только отдыхали. В древние времена в Египте жил преподобный Лукий, отличавшийся строгостью жизни, трудолюбием и ясным пониманием слова Божия; к нему пришли однажды люди, которые все спасение полагали в одной молитве и Лукий, между прочим, спросил их: «каким они занимаются рукоделием?» Они ответили, что не занимаются работой, но непрестанно молятся по заповеди апостольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Тогда он вознегодовал и, по просьбе епископов и всей братии, прибыв в Александрию, осудил ариан. Здесь Господь чрез него освободил многих от бесов и исцелил повредившихся в уме, так что в немногие дни его пребывания в Александрии обратилось в христианство из язычников столько, сколько в иные времена обращалось в продолжение года». Так пишет очевидец – сам св. Афанасий. Это было при императоре Констанции. После смерти Афанасия на престол александрийской патриархии вступил арианин Лукий, воздвигший жестокое гонение на православных. В это время отцами монахов были по жизни и по летам Макарий (Египетский) и Исидор, другой Макарий (Александрийский) и Гераклид и Памво, ученики Антония. Когда они находились в палатках и среди молитвы ожидали убийц (посланных Лукием), принесен был к ним человек, издавна сухий всеми членами, особенно же ногами. Но когда он помазан был елеем во имя Господне, тотчас утвердились стопы его. И когда они сказали: во имя Иисуса Христа, Которого Лукий гонит (то есть в лице исповедующих Его единосущным Богу Отцу), стань на твои ноги и возвратись в дом свой; он, тотчас встав и скача, стал благословлять Бога. Об этом говорит очевидец, западный церковный историк Руфин, бывший в то время у этих отцов-подвижников. «Я говорю о том, что сам видел», – пишет он. Это было при императоре Валенте. 4 . Север, известный всему городу, как слепой, во время торжественного перенесения мощей св. муч. Гервасия и Протасия, кои были открыты по наставлению свыше св. Амвросием Медиоланским (которого в то время за ревность к православию сильно гнала зараженная арианством царица Иустина), коснулся платком покрова мучеников, поднес его к своим глазам и прозрел на глазах всех. Он остался при храме мучеников и служил при нем и был свидетелем чуда более 25 лет. Эти дивные события подействовали на Иустину так, что она прекратила преследование Амвросия и православных. 5. Из четвертого столетия до нас дошли описания многих чудес в сочинениях Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Строка из Псалма 50, которую Лукий использует как молитву, – одна из многих возможных вариантов молитв для постоянного повторения. Святой Иоанн Кассиан , который изучал искусство монашеского жительства в Египте, предложил другой стих из Псалма: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» ( Пс 69:2 ) 9 . Авва Аполлос, который в молодости совершил страшный грех , использовал, как и Лукий, покаянный стих: «Я согрешил как человек, Ты же как Бог будь милостив ко мне» 10 . Иногда молитва может быть еще проще. Святой Макарий Великий учит: «Не нужно многословить, но часто воздевать руки и говорить: Господи, как Ты хочешь, и как знаешь, – помилуй! Если же нападет искушение, говори: Господи, помоги! И Он знает, что нам полезно, и так поступает с нами» 11 . Но среди всех коротких молитв для постоянного повторения самая глубокая по смыслу и наиболее часто повторяемая на протяжении веков – это, конечно, Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». В современной православной практике добавляется еще слово «грешного». Таким образом, есть способ исполнить повеление «непрестанно молитесь», не впадая в крайности мессалианства. Молитва может сопровождаться трудом. Монах, избравший короткую фразу – молитву Иисусову или какую другую, по своему желанию или по наставлению своего духовника – старается повторять ее, куда бы он ни шел и что бы он ни делал. (Или же, по указанию своего духовного наставника, он повторяет ее только в определенное время.) И таким образом монах стремится удерживать эту молитву весь день, выполняя различную работу, существуя как бы в двух мирах, во внешнем и внутреннем. Как говорит епископ Феофан Затворник (1815–1894): «Руки в работе, а ум и сердце с Богом» 12 . Итак, у монаха два вида «деятельности»: его работа, умственная или физическая, которую, разумеется, он должен выполнять во славу Божию как можно лучше, и, помимо этого, его «внутренняя работа». Отцы-пустынники говорят, что «в человеке всегда должна идти внутренняя работа» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ne...

Строка из Псалма 50, которую Лукий использует как молитву, – одна из многих возможных вариантов молитв для постоянного повторения. Святой Иоанн Кассиан, который изучал искусство монашеского жительства в Египте, предложил другой стих из Псалма: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» (Пс 69:2) Авва Аполлос, который в молодости совершил страшный грех, использовал, как и Лукий, покаянный стих: «Я согрешил как человек, Ты же как Бог будь милостив ко мне» Иногда молитва может быть еще проще. Святой Макарий Великий учит: «Не нужно многословить, но часто воздевать руки и говорить: Господи, как Ты хочешь, и как знаешь, — помилуй! Если же нападет искушение, говори: Господи, помоги! И Он знает, что нам полезно, и так поступает с нами» Но среди всех коротких молитв для постоянного повторения самая глубокая по смыслу и наиболее часто повторяемая на протяжении веков – это, конечно, Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». В современной православной практике добавляется еще слово «грешного». Таким образом, есть способ исполнить повеление «непрестанно молитесь», не впадая в крайности мессалианства. Молитва может сопровождаться трудом. Монах, избравший короткую фразу – молитву Иисусову или какую другую, по своему желанию или по наставлению своего духовника – старается повторять ее, куда бы он ни шел и что бы он ни делал. (Или же, по указанию своего духовного наставника, он повторяет ее только в определенное время.) И таким образом монах стремится удерживать эту молитву весь день, выполняя различную работу, существуя как бы в двух мирах, во внешнем и внутреннем. Как говорит епископ Феофан Затворник (1815-1894): «Руки в работе, а ум и сердце с Богом» Итак, у монаха два вида «деятельности»: его работа, умственная или физическая, которую, разумеется, он должен выполнять во славу Божию как можно лучше, и, помимо этого, его «внутренняя работа». Отцы-пустынники говорят, что «в человеке всегда должна идти внутренняя работа» Эта «внутренняя работа» также называется «умное делание», или просто «памятование о Боге». В Наставлениях Макария Великого говорится:

http://pravmir.ru/neprestanno-molites-ob...

Александрийцы давно имели гнев на Георгия, умертвили его и сожгли и прах его развеяли по воздуху. Когда умер Юлиан в Персии, то занявший престол блаженный Иовиан написал к епископу Афанасию письма, исполненные доверия и с великою честью вызвал и обласкал его, и послал его занять свой престол. Таким образом святая церковь , получив опять своего епископа, несколько утешилась. Но по смерти Иовиана, блаженный Афанасий опять подвергся тем же гонениям, толкам и смятениям, однако не был удален от церкви и от своего престола: потому что Александрийцы ходатайствовали за него и весь город просил об нем. Хотя Лукий, и теперь еще арианин, поставленный в чужой области, вероятно в Антиохии, многократно просил царя Валента послать его на престол александрийский: но царь не захотел удалить Афанасия, опасаясь возмущения в народе. Наконец, когда папа Афанасий умер, был послан Лукий. Он много причинил зла церкви, городу, народу, епископам, клирикам, поставленным от Афанасия и принимавшим его в каждой церкви, также и Петру, преемнику Афанасия в Александрии. Вот что произошло в Александрии до настоящего времени. Епископы, пресвитеры и диаконы одни были сосланы в ссылку, другие подпали смертной казни в Александрии, иные осуждены на снедение зверьми, девственницы были умерщвлены и многие другие погибли. Еще и до сих пор церковь Божия терпит бедствия от вышеупомянутого дела мелетиан и ариан, произведших указанными способами смятение и утвердивших систему злоучения. Я говорю об арианах. Но о всем этом мы подробно расскажем при обличении Ария. А теперь оставлю этот предмет и перейду к ереси ариан, призывая Бога на помощь перед тем, как приступить к борьбе с этим страшным, многоглавым змеем. Против ариоманитов (Ариенеистовствующих) сорок девятая, а по общему порядку шестьдесят девятая ересь Гл. 1. За временами Мелетия и святого Петра, епископа Александрийского, по порядку следуют Арий и происшедшие от него Ариане. Он процветал во времена святого епископа Александра, преемника Петра, низвергнувшего Ария при помощи многих усилий и великих соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Но что же это значит? Для ответа на этот вопрос лучше всего обратимся к самим подписям. Как это можно судить из актов разбойничьего собора 2034 , исключая Диоскора, всех явившихся в Ефес египетских епископов было 22 – 23 человека. Как голосовали 2035 , так и подписывались они 2036 в следующем порядке: Феопемт кавасский (Египет), Калосирий арсиноидский (Аркадия), Иоанн гефестский (Августамника I), Ираклид ираклийский (Аркадия), Исаак элеархийский (Египет) 2037 , Гемелл ерифрейский (Пентаполь), Аполлоний танейский (Августамника I), Геннадий ермопольский (Фиваида), Кир вавилонский (Августамника II), Афанасий бусирисский (Египет), Фотин тевхирский (Пентаполь), Феофил клеопатридский (Египет), Пасмий паральский (Египет), Сосий созусский (Пентаполь), Феодул фисилийский (Пентаполь), Феодор баркский (Пентаполь), Руф киринейский (Пентаполь), Зенон ринокурурский (Августамника I), Лукий зигрский (Мармарика), Авзоний севенитский (Египет), Исаак тавийский (Египет), Филокал загильский (Мармарика), Исаия Малого Ермополя (Египет). Распределив их по гражданским провинциям, мы получаем: 1) Египет с главным городом Александрией: Диоскор александрийский, Феопемт кавасский, Исаак элеархийский, Афанасий бусирисский, Феофил клеопатридский, Пасмий паральский, Авзоний севенитский, Исаак тавийский, Исаия Малого Ермополя; 2) Августамника с гражданским метрополем Пелузией: Иоанн гефестский, Аполлоний танийский, Зенон ринокурурский, Кир вавилонский; 3) Аркадия с главным городом Оксиринхом: Калосирий оксиринхский, Иркалид иркалийский; 4) Фиваида с главным городом Птолемаидой: Геннадий гермопольский; 5) Ливия верхняя или Пентаполь с главным городом Птолемаидой: Гемелл ерифрийский, Фотин тевхирский, Сосий созусский, Феодул фисилийский (Θησηλ), Феодор баркский, Руф киренский; 6) Ливия нижняя с главным городом Дарданией: Лукий зигрский, Филокал загильский. Распределение подписей епископов разбойничьего собора, по существовавшим тогда гражданским провинциям показывает явное отступление от императорской сакры, предписавшей явиться на собор в сопровождении десяти епископов-митрополитов и десяти епископов от своего диэцеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010