Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОНГИН [Греч. Λογγνος], прп. (пам. греч. 17 нояб.), егип. подвижник. Память Л. и посвященное ему двустишие, в к-ром о Л. говорится как о великом постнике, находятся в визант. стишных Синаксарях, в слав. стишных Прологах ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 3. С. 65) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца. В совр. календаре РПЦ память Л. отсутствует. Подробностей и времени жизни подвижника источники не сохранили. О нем известно только, что он скончался в мире. Преподобный отождествляется с аввой Лонгином, о котором есть несколько упоминаний в Apophthegmata Patrum - агиографическом памятнике IV-VI вв., представляющем собой сборник рассказов и назидательных поучений егип. монахов. Там, в частности, содержатся неск. бесед аввы Л. с др. отцами относительно добродетелей и аскезы. Напр., в беседе с аввой Лукием Л. задал ему 3 вопроса о своих помыслах. О желании странствовать авва Лукий сказал, что если не сдерживать свой язык, не получится быть странником; но если соблюдать воздержание там, где находишься, то можно и никуда не уходя сделаться странником. О желании Л. поститься 2 дня подряд авва Лукий ответил, что полезнее будет обуздывать свои дурные помыслы. О желании Л. удалиться от людей авва Лукий рассудил, что если не научиться хорошо жить с людьми, не получится и хорошо жить одному. Некая женщина, больная раком груди, будучи наслышана о Л., жившем в 9 милях к западу от Александрии, как о человеке, через которого подается благодать, отправилась к нему в надежде на исцеление. Повстречав старца, но не зная, что это и есть Л., она открыла ему свою беду. Тот перекрестил болящую со словами, что ее исцелит Господь, а Л. ничем не сможет помочь. Женщина через нек-рое время выздоровела, а позже узнала, что тогда беседовала с Л. Ист.: Apophthegmata patrum//PG. 65. Col. 255-256 [алф. часть алф.-аноним. собр.; пер.: Достопамятные сказания. 2010. С. 149-151]; SynCP. Col. 233; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 2. Σ. 129-130. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 276. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110687.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХАРАЛАМПИЙ МАГНЕЗИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Харалампий, еп. Магнезийский. Икона Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харалампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены. Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них был и Лукий, который припал к ногам святого старца, прося прощения. Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193-211), находившемуся в это время в Антиохии Писидийской , и тот распорядился привести святого Харалампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде. Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина, дважды сокрушившая идолов в языческом храме. По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, из которой вышло пламя, опалившее мучителей. Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью. Случившееся землетрясение повергло все в трепет, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз. Устрашенный император поколебался было в своем нечестии, но вскоре опять впал в заблуждение и приказал мучить святого, наконец, осудил его на усечение мечом.

http://drevo-info.ru/articles/9009.html

В дни жизни сего преподобного Макария египетского просиял добродетельной жизнью в тех же пустынных местах, где жил и Макарий египетский , другой преподобный – Макарий Александрийский . Он был пресвитером в монастыре, носившем наименование Кельи 741 . Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и скитом. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию египетскому и многократно они вместе, ходили по пустыне, ибо они питали друг к другу великую любовь. Когда воцарился нечестивый император Валент арианин 742 , то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ 743 , с многочисленным войском, который сверг с епископской кафедры православного епископа, блаженного Петра, преемника святого Афанасия Великого . Кроме сего епископ Лукий послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех святых отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария. Воины взяли их ночью и, посадив на корабль, отвезли на один отдаленный остров, жители которого не знали истинного Бога, но поклонялись идолам. У одного из идольских жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом. Почувствовав пришествие преподобных вместе с другими отцами на остров, девица эта побежала навстречу им, громко взывая: – Для чего вы пришли сюда? Ведь этот остров наше давнишнее жилище. Преподобные, сотворив молитву, изгнали беса из девицы, и она стала совершенно здоровою. Увидав это, отец ее, идольский жрец, тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение. Также и все жители того острова обратились к Христу и обратили свой языческий храм в христианскую церковь . Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он таковых великих отцов изгнал из их монастырей. Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания. Таким образом, преподобный Макарий египетский снова возвратился в скитскую пустыню, а преподобный Макарий Александрийский в вышеназванное место келью; также и прочие честные отцы возвратились в свои обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После смерти Афанасия клир избрал архиепископом его брата Петра. Василий Великий (329 – 378), архиепископ Кесарии Каппадокийской, один из крупнейший деятелей восточной церкви, и римский папа Дамас тотчас признали Петра. Однако Валент желал, чтобы кафедру занял глава александрийских ариан Лукий. По приказу последнего полиция во главе с префектом в сопровождении толпы ариан ворвалась в церковь Феоны, и вновь в ней, как и 17 лет назад, разыгрались сцены насилия и убийства. Девственниц насиловали, влачили обнаженными по улицам города, убивали. Лукий занял кафедру. Начались преследования недовольных среди священнослужителей и мирян. Их арестовывали, ссылали в рудники. В рудник в Фэно был сослан даже посланник папы, прибывший в Александрию, чтобы поздравить Петра по случаю избрания. Все восточные кафедры при Валенте были отданы арианам. Его эмиссар в Египте Маги низложил одиннадцать епископов и выслал их в Палестину. Некоторые из них отправились в Антиохию к императору с жалобой, но тот велел сослать их в Неокесарию – область на севере Малой Азии. Петр бежал в Рим к папе Дамасу. По декрету Валента монахи были признаны военнообязанными. В монастыри Нитрийской пустыни была послана военная экспедиция с целью захвата монахов. Проводниками солдат стали арианские священники. В результате было схвачено пять тысяч монахов. Между тем, во Фракии вспыхнуло восстание вестготов, которые поселились там около 376 г., оттесненные гуннами. Предоставив вестготам убежище во Фракии, Валент обещал снабжать их пропитанием, но римская администрация не заботилась об этом, и терзаемые голодом поселенцы восстали. Военные действия приняли настолько серьезный оборот, что Валенту самому пришлось отправиться на войну. То ли предчувствуя опасность, то ли из суеверия он отдал приказ о возвращении из ссылки всех священнослужителей. 9 августа 378 г. в битве с готами римская армия потерпела жестокое поражение, а Валент таинственным образом исчез. Ходили слухи, что его перенесли в хижину, чтобы перевязать раны, а хижина сгорела. Во всяком случае, тело его найдено не было. Император Западной империи Грациан, горячий сторонник православия, подтвердил указ Валента о возвращении священников. Петр поспешил вернуться в Александрию. Едва он там появился, как вспыхнуло народное восстание против ариан, и Лукий был изгнан.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

В дни жизни сего преподобного Макария египетского просиял добродетельного жизнью в тех же пустынных местах, где жил и Макарий египетский, другой преподобный — Макарий Александрийский. Он был пресвитером в монастыре, носившем наименование Кельи [ 12 ]. Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и скитом. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию египетскому и многократно они вместе ходили по пустыне, ибо они питали друг к другу великую любовь. Когда воцарился нечестивый император Валент арианин [ 13 ], то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ [ 14 ], с многочисленным войском, который сверг с епископской кафедры православного епископа, блаженного Петра, преемника святого Афанасия Великого. Кроме сего епископ Лукий послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех святых отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария. Воины взяли их ночью и, посадив на корабль, отвезли на один отдаленный остров, жители которого не знали истинного Бога, но поклонялись идолам. У одного из идольских жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом. Почувствовав пришествие преподобных вместе с другими отцами на остров, девица эта побежала на встречу им, громко взывая: — Для чего вы пришли сюда? Ведь этот остров наше давнишнее жилище. Преподобные, сотворив молитву, изгнали беса из девицы, и она стала совершенно здоровою. Увидав это, отец ее, идольский жрец, тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение. Также и все жители того острова обратились к Христу и обратили свой языческий храм в христианскую церковь. Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он таковых великих отцов изгнал из их монастырей. Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания. Таким образом, преподобный Макарий египетский снова возвратился в скитскую пустыню, а преподобный Макарий Александрийский в вышеназванное место келью; также и прочие честные отцы возвратились в свои обители.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

И вот послышался голос с неба, произносивший: «Харалампий — земной светильник, озаряющий и небо, слуга ангелов, сожитель пророков, друг апостолов, совоин мучеников и Моей беседы достойный, Я услышал молитвы твои и принял слова уст твоих, да будет это моление твое во исцеление сим болящим». И тотчас же Лукий и игемон Лукиан исцелились от своих болезней. Тогда Лукий, припав к ногам святого мученика, стал просить крещения, какового вскоре и удостоился, а игемон прекратил гонение на христиан: «пока, — сказал он, — я не извещу обо всем этом царя». После этого многие, приходя к святому, по исповедании грехов своих, крестились, а больные различными недугами получали исцеление. Игемон же Лукиан, отправившись к императору Северу, который тогда находился в Антиохии Писидийской [ 3 ], рассказал ему обо всем, что произошло в Магнезии: «К нам явился, — говорил он, — некий человек из общества галилеян; он начал всех отвращать от богов, больным же — подавать исцеление; полководец Лукий, исцелев, уверовал во Христа, да и вся почти Магнезия приняла его веру; я же, тоже выздоровев, пришел сюда возвестить обо всем этом твоему царскому величеству». Услышав это, Север, исполнившись гнева, воскликнул: «О, вечные боги, опозоренные нечестивыми людьми! Зачем учение этих лживых людей так распространилось на земле!» И тотчас он послал триста бесчеловечных и лютых воинов схватить святого Харалампия. Он приказал им сначала предать святого мукам, а потом привести его из Магнезии в Антиохию. Воины, возвращаясь к царю, повели с собой и мученика Христова; они вбили в тело его острый железный гвоздь, в бороду же, довольно длинную, вплели веревку, и, обмотав ее вокруг шеи, так и влачили святого на пути к царю. И когда они уже отошли от Магнезии на пятнадцать стадий [ 4 ], шедший с правой стороны конь, обратившись к воинам, человеческим голосом ясно проговорил: «О, триста воинов, вы трижды скверные слуги диавольские! Разве вы не видите присутствующего с человеком сим Христа Бога и Святого Духа? Зачем же вы все это ему делаете? О, жестокосердые! Освободите же того, кого не можете связать, дабы вам и самим освободиться от уз».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

крови Господа в ней, но наставлены были ангелом. Спустя долгое время один из благочестивых мужей умер, но к другому пришел монах Варипсава, извещенный молвою о множестве чудес и исцелений от находящегося у него сокровища. Во смерти и другого мужа он получил сие сокровище, и, по завещанию его, прибавляя к св. крови и елей, производил многие исцеления, потом, по откровению, ушел в Катарру в месте Сухреон ( σουχρεν) и передал перед смертию свое сокровише своему ученику. Из сей истории не видно, чтобы Варипсав был мучеником. Но в месяцеслове Василия говорится, что злые люди, видя исцеления от св. крови, вздумали для корыстных целей овладеть ею, ночью убили Варипсава, но, взяв тыкву, не нашли ожидаемого. По другим прологам ученик Варипсава сохранил тыкву после мученической кончины его. Судя по сему сказанию Варипсав жил в третьем поколении после смерти Иисуса Христа. Пустынная жизнь возможна в 1 и 2 веках по Р. X. по подражанию Иоанну Крестителю. Местность – Катарра сухрейская, неизвестна. Апостолы от 70: Апеллий, Лукий и Клихент . Апеллий, лице отличное от Аполлоса (8 дек.), упоминается в послании к римлянам (16, 10), епископствовал в Смирне прежде св. Поликарпа. По мнению Никодима он отличен и от Апеллия, бывшего епископом в Ираклии фракийской (31 окт.). Лукий ( Римл. 16, 21 ) епископствовал в Лаодикии сирской. Св. Климент был епископом в Сардике. Петр и Павел, епископы никейские . В древнейших памятниках они не соединяются вместе, по в одних стоит имя Петра, в других Павла. Память Петра, митрополита никейского, и древнее и известнее: он был защитником православия при Льве иконоборце (813–820). Он уже есть в Синайском 1 евангелии IX века 11 сентября; в минеях криптоферрагских и в минее преосв. Порфирия есть ему служба, в коей он называется исповедником и мучеником. Ему есть 4 письма Феодора студита : одно писано в 816 году, другое в 818 году о смерти св. Михаила, митрополита синадского, третье письмо в 823 году; следовательно Петр был митрополитом не менее 8 лет (810–823) и умер не позднее 823 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Константий был тогда в Антиохии и согласился на то. Это мы узнали из собственных писем трех царей, писанных к александрийцам и к самому папе Афанасию. Итак, он снова восседает на престол после преемника своего Григория, присланного арианами во время пребывания Афанасия в ссылке. 11. Но Афанасий опять был оклеветан пред Константием Стефаном и был удален. И потом еще подвергся козням со стороны Леонтия–евнуха и его приверженцев. От этого случилось, что его изгоняли и опять призывали. Так Георгий возвращен был Константием, а Афанасий удалился и скрывался некоторое время до тех пор, пока был убит Георгий. В это время царствовал Юлиан, который по смерти Константия уклонился в эллинизм. Александрийцы давно имели гнев на Георгия, умертвили его, сожгли и прах его развеяли по воздуху. Когда умер Юлиан в Персии, то занявший престол блаженный Иобиан написал к епископу Афанасию письма, исполненные доверия и с великой честью вызвал и обласкал его, и послал его занять свой престол. Таким образом святая экклесия, получив опять своего епископа, несколько утешилась. Но по смерти Иобиана, блаженный Афанасий опять подвергся тем же гонениям, толкам и смятениям, однако не был удален от экклесии и от своего престола: ибо александрийцы ходатайствовали за него и весь город просил о нем. Хотя Лукий, и теперь еще арианин, поставленный в чужой области, вероятно, в Антиохии, многократно просил царя Валента послать его на престол александрийский, но царь не захотел удалить Афанасия, опасаясь возмущения в народе. Наконец, когда папа Афанасий умер, был послан Лукий. Он много причинил зла экклесии, городу, народу, епископам, клирикам, поставленным от Афанасия и принимавшим его в каждой экклесии, также и Петру, преемнику Афанасия в Александрии. Вот что произошло в Александрии до настоящего времени. Епископы, пресвитеры и диаконы одни были сосланы в ссылку, другие подпали смертной казни в Александрии, иные осуждены на съедение зверям, девственницы были умерщвлены и многие другие погибли. Еще и до сих пор экклесия Божия терпит бедствия от вышеупомянутого дела мелитиан и ариан, произведших указанными способами смятение и утвердивших систему злоучения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Апостол, впрочем, не показывает, почему он так называет Апеллия. Может быть, он был искусный проповедник и знаток писаний о Христе, или, вернее, испытанный в страданиях за Христа, как впоследствии – исповедники. Сущыя от Аристовула – то есть верных из дома Аристовулова. Апостол не приветствует его самого, потому что он или находился в отсутствии, или умер. [ Стих 11. Иродиона. В чём состояло сродство его с Павлом, как и сродство Андроника и Юнии, остаётся неизвестным. Иже от Наркисса сущыя о Господе. Апостол не говорит о самом Наркиссе, а только о тех из домашних его, которые уверовали во Христа. Толкователи между отпущенниками Императора Клавдия находят Наркисса, бывшего при Императоре секретарём (Tacit., annal. 11:29) и казнённого в начале царствования Нерона – то есть, до написания Послания к римлянам]. Стих 13. Руфа, избранного о Господе, и матерь его и мою. Руфа обыкновенно почитают сыном Симона Киринейского ( Мк.15:21 ). Апостол называет мать Руфа и своей из благодарности за ту любовь и заботы, которые она оказывала некогда Павлу, может быть, в дни юности, когда Савл воспитывался в Иерусалиме у ног Гамалиила и жил в семействе Симона Киринейского. Во время написания Послания к римлянам это семейство, или вернее, Руф с матерью жили уже в Риме; и апостол туда шлёт им своё приветствие]. Стих 21. Лукий, и Иасон, и Сосипатр, сродницы мои. Некоторые считают этого Лукия, или Луция, за одно лицо с Евангелистом Лукой; но его имя нигде не встречается в таком сокращении. Скорее это Лукий Киринеянин, упоминаемый в Деян.13:1 . Из той же книги Деяний известны Иасон ( Деян.17:5 ) и Сосипатр ( Деян.20:4 ); но какое было родство между ними и Павлом, неизвестно. [ Стих 23. Гаий странноприимец. В Послании к коринфянам ( 1Кор.1:14 ) апостол говорит, что он крестил Гаия; но этого ли – неизвестно. В книге Деяний ( Деян.19:29 ) в числе спутников Павла упоминается Гаий македонянин. Куарт брат – конечно, по вере, а не по плоти]. [Примечание. Все упоминаемые в этой главе лица мужеского рода Священным Преданием включается в число 70-ти апостолов ( Лк.10:1 ), хотя большая часть из них несомненно призвана к вере во Христа уже апостолами].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Память 27 мая Страдание святых мучеников Феодоры и Дидима В царствование императоров Диоклитиана и Максимиана во время управления городом Александриею князем Евстратием, было издано приказание царское, повелевавшее христианам или принести жертвы богам, или принять мучения. Евстратий князь, сев на судилище в Александрии, приказал привести к себе на суд Феодору, христианскую девицу, недавно взятую и заключенную в темницу. Когда она была приведена, судья спросил ее: — Какой ты веры, девица? Отвечала святая: — Я христианка. Судья сказал: — Свободная ли ты, или рабыня? — Я сказала тебе, — отвечала Феодора, — что я христианка; Христос же, придя в мир, освободил меня от греха; рождена же я родителями славными в суетном мире сем. Князь, посмотрев на градоначальника, по имени Лукий, спросил его: — Знаешь ли ты эту девицу? Лукий отвечал: — Да я знаю, что она происходит из благородного и честного рода. Тогда князь сказал, обратившись к Феодоре: — Если ты, девица, происходишь из благородного и честного рода, то почему ты до сих пор еще не вышла замуж? Девица отвечала: — Я отреклась от брака ради Христа, ибо Господь наш Иисус Христос, придя в мир и родившись от Пречистой Приснодевы Марии, освободил нас от тления и обещал даровать нам жизнь вечную. И вот я, веруя в Него, решила ради любви к Нему сохранить в чистоте девство мое до самой моей смерти. Судия сказал на это: — Цари приказали нам всех девиц, желающих сохранить свою чистоту, принуждать к поклонению богам нашим; если же вы не захотите поклониться богам, то будете отданы в блудилище. Отвечала девица: — Вероятно ты понимаешь, что Бог смотрит прежде всего на изволение сердечное. Будучи Сердцеведцем, Он знает все помышления наши и самые намерения наши принимает как дело. Мой Бог знает намерение мое — сохранить в чистоте девство свое; поэтому, если ты и прикажешь, как ты хвалишься, отдать меня блудникам, то это не будет прелюбодеянием для тела моего, а будет насилием и страданием мне; и если ты отсечешь мне голову, или руку, или ногу, или насильно лишишь меня девства, ты через это сделаешь меня не блудницей, а мученицей. Но знай, что Владыка и Бог мой силен сохранить в чистоте девство мое, если пожелает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010