Еще несколько слов касательно понима­ния текстов, с которыми мы встретимся ниже. Евагрий пишет как монах для монахов. При­меры, которые он приводит, как и лекарства, которые он рекомендует, предназначены для определенного круга. Однако современный читатель сможет без особого труда освобо­диться от этой временной рамки и дойти до сути дела, если он сумеет абстрагироваться от конкретных исторических условий, стараясь увидеть в них все то же: «человеческое, слиш­ком человеческое». Глава II. Симптомы чревоугодия Многочисленные высказывания о чрево­угодии, а также о воздержании и посте раз­бросаны в различных местах творений Евагрия. Наибольшего внимания в этом отношении заслуживает «Опровергатель» («Antirrhetikos» 45 – одно из самых объем­ных сочинений понтийского монаха. Оно возникло по просьбе другого наставника мона­шеской жизни, вероятно аввы Лукия из мона­стыря Еннат 46 . «Опровергатель» состоит из длинного Пролога 47 и восьми частей, или книг («логосов»), каждая из которых посвящена одному из восьми «порождающих помыслов», упомянутых выше. В Прологе Евагрий детально разбирает проблему, которая была поставлена перед ним в письме (написанном предположительно аввой Лукием) 48 . Авва Лукий спрашивает Евагрия: как можно распознать демонские козни, с хитростью устрояемые на пути подвижника, и если их удалось распознать, как с ними сле­дует бороться? Поскольку искушения мона­хам приходят большей частью через помы­слы (logismoi), то это значит: каким образом можно справиться с диавольскими внушени­ями? Евагрий отвечает: им нужно противопо­ставить «непоколебимый помысел», следуя при­меру Христа. История об искушении Христа в пустыне говорит о том, что эти «непоколебимые помыс­лы» содержатся в Священном Писании . Ведь Христос не вступал в беседу с искусителем и отвечал ему не своими словами, а словом Писа­ния, потому что слово Божие сводит на нет демонские внушения. Христос во всем дол­жен служить нам примером для подража­ния, поэтому и в подобных случаях нам необ­ходимо действовать аналогичным образом. Только так можно избавиться от опустошаю­щей внутренней болтовни наших помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Наиболее вероятно, что строго дифизитские тенденции в богословии Антиохийской школы во 2-й пол. IV в. объясняются изначальными чертами учения Диодора Тарсийского, возможно опиравшегося на линию Павла Самосатского и развивавшего свою христологическую доктрину вне прямой связи с доктринами оппонентов. При этом усиление данных тенденций, приведшее к появлению Н., несомненно было вызвано потребностями полемики и началось еще в ходе тринитарных дискуссий IV в. Так, акцент Н. на неизменности божественной природы и на невозможности отнесения к Логосу даже после Воплощения свойств человеческой природы во многом был вызван полемикой с арианами. В частности, один из них, Лукий , архиеп. Александрийский († после 380), писал о том, что Слово и плоть составили во Христе одно Лицо (ν πρσωπον) и одну сложную природу (μα σνθετος φσις) ( Diekamp. Doctr. patr. P. 65); признание последней формулы было совершенно неприемлемо для строгих антиохийцев, отвергавших любую идею о природном единстве. Напротив, ариане, к-рые отрицали как полноту человечества Логоса, так и полноту Его божества, не только признавали communicatio idiomatum, о к-ром также учила часть их противников (православные и аполлинаристы), но и полагали, что все воплощенные состояния, включая страдания и смерть на Кресте, следует относить к Логосу в Его тварной природе (подробнее см.: Hanson. 1988. P. 106-122). С представлением Ария о Логосе как о высшем творении Бога Отца связана и формула «было, когда не было [Сына]» (ν ποτε τε οκ ν), к-рую ариане отстаивали в т. ч. со ссылкой на Пс 2. 6-8. Для того чтобы исключить отнесение воплощенных состояний к Сыну Божию, Которого он несомненно исповедовал «Богом совершенным от Бога совершенного», Диодор подверг ариан резкой критике и разделил данные стихи псалма на 2 группы: стихи 6-7 («Я же поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его, возвещать определение Господне. Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя») сказаны от лица предвечного Логоса, а стих 8 («Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое») относится к Сыну Человеческому, сотворенному и приведенному в бытие Богом ( Diod. Tars. Comm. in Ps. II 6-8//CCSG. 1980. Vol. 6. P. 14-15; текст псалма цитируется по Септуагинте ). По всей видимости, отождествление Несторием концепции «взаимообщения свойств» в любой ее форме с учением Ария опиралось на традицию антиарианской полемики, заложенной Диодором Тарсийским, и на полемику последнего с православными и аполлинаристами, к-рые признавали communicatio idiomatum.

http://pravenc.ru/text/2565152.html

Но из других более достоверных источников известно, что четыре из значащихся здесь диаконами – Ахилла, Аифал, Сармат и другой Арий были пресвитерами. Что бы это могло значить? Если допустить, что Александр низвёл этих четырёх пресвитеров в сан диакона в качестве наказания, – для чего едва ли можно найти аналогию в других церковных памятниках, – то почему прочие диаконы остаются в своей степени, а не понижены? Далее, заслуживает внимания, что в этом списке не хватает двух имён, – пресвитера Карпона и диакона Гая; куда они исчезли? Всё это возбуждает подозрение в принадлежности этой прибавки самому Александру. Оно не требуется содержанием послания и совершенно случайно приставлена к нему. Послание имеет своё ясное окончание: «Дай Бог мне получить» и пр., а затем бессвязная приставка: «вот преданные анафеме» и т. д. Во-вторых, и списке истории Феодорита, из которого извлёк это послание автор, перепечатанный у Migne (gr. s., t. 18, с. 573), этой прибавки нет; к сожалению Migne не присоединил никаких ни библиографических, ни палеографических сведений; во всяком случае отсутствие у него этой прибавки не случайно. С принятием этого предположения всё остальное выясняется. Александр в первом посланий точно обозначает всех осуждённых: Арий, Ахилла, Аифал, Карпон, другой Арий в Сармат, бывшие некогда (ο πτε) пресвитерами (6 пресвит.), Евзой, Лукий, Юлий, Мина, Елладий и Гай (6 диакон.). Migne dr. s., t. 18, c. 537). Тоже и у Созомена, пользовавшегося, вероятно, Сабином (Н.Е., 1, 15), Арий не считается: Аифал, Ахилла, Карпов, Сармат и Арий (5+Арий – 6 пресвит.), диаконы: Евзой (далее в списке неправильность: «μαχ.., нужно читать λουχ (ος κα Γος) см. Schwartz», ib., s. 296), Юлий, Мина, Елладий. Наконец, точно те же имена и в том же достоинстве повторяются и у Епифания в подписях под письмом к Александру. Вопрос лишь в том, когда (ο πτε) бывшие пресвитеры, получившие вновь каноническое пресвитерство. В ответ на это не нужно прибегать к каким-либо сложным и посторонним соображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо никто из народа не сказал слова против епископа, сами же они из страха перед епархом египетским Филагрием, вследствие угроз и покровительства ариан, сделали, что хотели, и не дозволили нам прийти и изобличить клевету, но нас отринули, а кого им было угодно, те и подговорены ими, и были приняты, и согласились с ними из страха перед епархом Филагрием. Почему нам и не дозволили присутствовать, чтобы не могли мы изобличить подущенных ими, точно ли принадлежат они к Церкви или суть ариане. И вы, возлюбленные отцы, знаете, чему и нас учите, что свидетельство врагов не имеет силы. А что утверждаем мы истину, – свидетельствует об этом рука Исхирова, свидетельствуют и самые дела, потому что, когда вовсе не знали мы, чтобы случилось что-либо подобное, – они взяли с собою Филагрия, чтобы страхом оружия и угрозами подготовить все, чего им хотелось. Как перед Богом, свидетельствуем об этом и как уверенные в будущем суде Божием утверждаем это. И мы все хотели идти к вам, но удовольствовались некоторыми из нас, предоставив этому посланию заменить личное присутствие непришедших. Желаю возмогать вам о Господе, возлюбленные отцы, я – Ингений пресвитер, Феон пресвитер, Аммон пресвитер, Ираклий пресвитер, Воккон пресвитер, Трифон пресвитер, Петр пресвитер, Иеракс пресвитер, Сарапион пресвитер, Марк пресвитер, Птолларион пресвитер, Гаий пресвитер, Диоскор пресвитер, Димитрий пресвитер, Фирс пресвитер, диаконы: Пист диакон, Аполлос диакон, Серра диакон, Пист диакон, Полиник диакон, Аммоний диакон, Мавр диакон, Ифест диакон, Аполлос диакон, Метопа диакон, Аполлос диакон, Серап диакон, Мелифтонг диакон, Лукий диакон, Григор диакон. 76) Те же – к Августову присмотрщику, и к Филагрию, именовавшемуся тогда епархом египетским. Флавию Филагрию и Флавию Палладию Дуценарию Палатину присмотрщику, и Флавию Антонину, виарху центуриону государей моих светлейших епархов священного претория от пресвитеров и диаконов Мареота, участка Вселенской Церкви, подведомственной достопочтеннейшему Афанасию, через подписавшихся ниже сего даем следующее свидетельство:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Его привели к епарху Лукию; этот пожелал послать его лошадь к императорам, для их цирковых игр, но не видя коня, посадил Хрисина в темницу (§ 4). Лев, узнав о том, явился к епарху и заявил, что у юноши нет ни черного, ни белого коня, что всему виною Илиодор. Епарх отпустил Хрисиса и велел заключить в оковы мага. Ведомый в тюрьму, Илиодор подкупил воинов за три фунта золота, в которое он обратил поднятый с дороги камень, и был отпущен на свободу. Воины сообщили епарху басню, что Илиодор убежал на магически изготовленном коне, и остались ненаказанными; золото обратилось снова в камень (§ 5). Такими поступками Илиодор возмутил не только Катану, но и всю Сицилию. Силою волшебства он превзошел Симона мага. Встречались ли ему женщины, он говорил своим приятелям: а что, друзья, если я сделаю, что они на глазах у всех будут раздеваться? – и делал так, что женщины как бы переходили реку и подымали подол до колена. Попадались ли ему купцы, он скупал у них товар за золото, оказывающееся потом простым камнем, и тем разорял их; купцы пожаловались на него епарху; дочери знатных родителей влюблялись так, что бросали отцовские дома и бежали, куда хотели (§ 6). Епарх написал императорам следующее донесение: «Величайшим царям и владыкам нашим Лукий епарх. Справедливо, владыки, что нельзя скрывать от ваших священных ушей того, что у нас делается, но тщательно обнаружить все, что случилось у нас в счастливое ваше царство. В сем граде нашем есть некий маг по имени Илиодор, сын патрикии Варвары, настолько губительный и пронырливый, что не уступит Симону магу. Он жалко поразил весь город. Мы видим, что дочери знатнейших граждан, наэлектризованные его чарами, покидают отцовские дома и блуждают туда-сюда; других в дороге, представив им ложный вид реки, заставлял нескромно обнажаться; камни обращал в золото; побуждал народ к идолопоклонству; настоящее положение есть элемент воздуха, дабы вырвавшееся пламя Этны не сожгло города, ибо огненная гора есть... вулкана. Вот, что должно быть сообщено вашим священным ушам, императоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

В молитве увидели Молящуюся. Это событие учит нас, прежде всего, тому, что сильна и велика пред Богом молитва и особенно молитва общественная – в храме. Такая молитва всегда сливается с молитвой жителей неба. Матерь Божия и угодники Божии, видя наши усердные молитвы, становятся вместе с нами на молитву, укрепляют нас и возносят наши прошения ко Престолу Владыки. Сознание этого совместного предстояния весьма утешительно для христианина. Пусть его постигло какое-либо горе, пусть его забыли люди, он не будет унывать или впадать в отчаяние. Он знает, что на небе его не оставили, не забыли. Доколе в сердце его горит молитва, а рука поднимается для крестного знамения, дотоле, он уверен, не погибнет среди самых трудных обстоятельств жизни. Когда мы говорим о молитве, то вспоминаем апостольскую заповедь: Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). И сразу у нас возникает вопрос: как понять эту заповедь или что значит непрестанно молиться? На этот вопрос так отвечает один старец Египетской пустыни: непрестанно молиться – значит «из самой глубины сердца воссылать моление к Богу с прошением полезного. Ибо не тогда мы только молимся, когда стоим на молитве, но истинная молитва есть та, когда мы можем всегда молиться в себе» (Древний Патерик, изложенный по главам. Пер. с греческого. Гл. 12, § 20. М., 1900. С. 241–242). Но мы опять-таки можем спросить: как же нам всегда молиться, если у каждого из нас есть дело, если каждый из нас обязан трудиться и трудиться добросовестно, примерно? И снова за ответом мы обращаемся к опыту великих молитвенников-подвижников. В беседе с иноками о непрестанной молитве авва Лукий вот как описал образ её применения в жизни им самим. «Размочив немного прутьев, – говорил он, – я сажусь с Богом и, плетя из них веревку, говорю: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое ( Пс.50:1 )». И спросил иноков: «Не молитва ли это?» Те отвечали: «Да». Старец продолжал: «Проведя целый день в работе, я зарабатываю более или менее шестнадцати монет.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Борьба, говорят, происходила упорная и со стороны Римлян неодолимая, так что предводитель финикийских войск должен быть звать себе на помощь главного военачальиника всей стоявшей на востоке конницы и пехоты. Этот военачальник, смеясь над его приглашением, запретил ему участвовать в битве, и, утроив войска, сам пошел на Мавию, но, обращенный в бегство, едва спасся содействием палестинских и финикийских легионов; ибо последний, видя, что он в опасности, счел делом безрассудным, согласно с его повелением, оставаться вне сражения, но поспешно противостав Варварам, дал ему время уйти с большею безопасностию, сам же потом начал отступать и, при отступлении отстреливаясь, своими стрелами отражал нападавших неприятелей. Многие из тамошних жителей и до ныне вспоминают об этом. А Сарацины то сражение воспевают в песнях. Такая тяжелая война заставила Римлян отправить к Мавии посольство с предложением мира. Но Мавия, говорят, отвечала послам, что она, напротив, совершенно откажется от мирных договоров с Римлянами, если для ее подданных не будет рукоположен в епископа некто Моисей, любомудрствовавший тогда в ближайшей пустыне, – муж, прославившийся святостию жизни, божественными знамениями и чудесами. Обратившись к царю и известив его об этом, воеводы взяли Моисея и привели его к Лукию. Но Моисей, в присутствии начальства и стекшегося народа, сказал: я не могу достойно носить имя и сан Архиерея. Если же Богу угодно даровать мне это и несмотря на мое недостоинство, то все однако свидетельствуюся Творцом неба и земли, что своих рук, обагренных кровию и оскверненных убийством святых мужей, ты на меня не возложишь. На это Лукий возразил ему: ты поступаешь несправедливо, отвращаясь от меня, когда еще не знаешь моей веры и прежде чем научился ей. А если узнал ее от клеветников, то послушая лучше меня самого, и будь судиею слов моих. Но твоя вера кажется мне слишком ясною, отвечал Моисей. Свидетели того, какова она, суть епископы, пресвитеры и диаконы, страдающие в изгнании и рудокопнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

18 Та атанда, Петрге не боланын тсинбей, скерлер атты албырасты. 19 ирод Петрди излетти. Таба алмааннан со, тутып, оларды буйырды.   ирод патшаны лими   Буннан со, ирод Яудиядан Кесарияа кетип, бир анша сол жерде алды. 20 Ол Тир м Сидон турынларына рли еди. Сонда олар з ара келисип, ирода келди. Патшаны исенимли хызметшиси Бластусты з треплерине сорады. йткени оларды лкесини патшаны лкесинен резли еди. 21 Белгиленген кнде патшалы липасларын кийген ирод тахтына отырды да, халыа сз сйледи. 22 Сонда халы: «Бул адамны емес, удайды – деп баырысты. 23 Сол Ийемизди бир периштеси иродты урып жиберди. Себеби ол удайа керек болан даты зи алан еди. Сонда оны денесин уртлар кемирип, ол жан тапсырды. 24 Ал удайды сзи жайылып, саны арта берди. 25 Тапсырманы орынлаан Барнаба менен Саул Марк деп аталатуын Юханды злери менен бирге алып, Ерусалимнен айтып келди.   13   Барнаба менен Саулды хызметке   1 Антиохиядаы жмтинде пайамбарлар м муаллимлер бар еди. Олар: Барнаба, Негр деп аталатуын Симон, киренели Лукий, лке патшасы ирод пенен бирге трбияланан Манаим м Саул. 2 Олар Ийемизге сыйынып, ораза тутып отыранда, Мухаддес былай деди: «Мен шаыран ис ушын, Маан Барнаба менен Саулды ажыратып берилер». 3 Солай етип, олар ораза тутып, еткеннен со, Барнаба менен Саулды стине олларын ойды м оларды жола шыарып салды.   Кипр   4 Мухаддес трепинен жиберилген Барнаба менен Саул Селевкияа барып, сол жерден кеме менен Кипра жзип тти. 5 Олар Саламис деген алаа келип, яудийлерди мжилисханаларында удайды сзин жриялады. Марк деп аталатуын Юхан да олар менен бирге болып, олара хызмет етип жрди. 6 Олар пткил бастан-ая басып тип, Папоса келди. Сол жерде Барешу атлы сыйыршы м жалан пайамбар болан бир яудийди ушыратты. 7 Ол ким Сергий Павелди кеесгйи болып, оны менен бирге жретуын еди. ким аыллы адам боланлытан, Барнаба менен Саулды шаыртып, удайды сзин тыламашы болды. 8 Бира, грек тилинде аты Елимас болан жааы сыйыршы олара арсылы крсетип, кимни тосынлы тырысты. 9 Сонда Мухаддес толан Саул, яный Павел кзлерин Елимаса тигип:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Его потребовали к суду и в то же время начали хватать христиан в разных местах Скифии. Святителя били палками до полусмерти, запирали в темницу, предавали вновь бесчеловечным истязаниям и наконец по приговору судебному бросили его в море; тело его, приплывшее к берегу, перенесено было благоговейными людьми в загородный дом благочестивого Аманда и здесь оно прославилось чудесными исцелениями6). В тот же третий день января окончили в Томах мученический подвиг три родные брата Аргей, Наркисс и юный Маркеллин, также два Евгения, Клавдион и Род. Братья после истязаний также брошены были в море7). Апреля 3 в Томах преданы были смерти св. Евагрий и Бенигн. Блаженный Аманд также последовал за любимым учителем своим: он и несколько других 6 июня замучены «в городе Новидуне», иначе в   5) Сократа Ист. 1, 3. Евсевия Ист. 2, 8. О жизни Константина, гл. 1. Созомена Ист. 1, 7. 6) Такое известие у Рабана Мавра, где сказано под 3 января in Tomis civitate nativitas Titi episcopi, qui sub Licinio – caesus ad mortem carcere mancipatus и пр. Ошибка в имени. Мартиролог Беды под 3 янв. In Tomis natalis s. Philii, qui post alia tormenta in mare st mersus. В Иеронимовом мартирологе неправильное чтение: In Tomis – Christianifili episcopi. Надобно читать: christiani Filii episcopi. К сожалению, этот древнейший мартиролог доселе не очищен от ошибок писцов, которые то соединяли два слова в одно, то принимали имена городов за имена мучеников. Заметим еще, - напрасно Лекен (Or. chr. 11, 12. 14) и Геншений указывают на сходства страданий св. Филия с страданием современного Феогена, епископа парийского (янв. 2), как на что-то сомнительное; напротив, этим сходством подкрепляется верность известий, так как у каждого злодея своя манера терзать людей. 7) Мартиролог Иеронима; о братьях и все другие; у Адона сказано и то, что они пострадали при Ликиние. новом Дунайце, славном городе Малой Скифии8). Здесь же июня 4 после долгих пыток и темничного заключения обезглавлены были: св. Зотик, Лукиан и Илия. Последний в греческом известии называется ????, а не ??????: грек удержал славянское имя Ильи, не подозревая, что это – одно и то же, что Илия. С св. Зотиком пострадали в один и тот же день – 4 июня и в одном и том же месте – в новом Дунайце св. Комарь, Гаддун, Нинит, Юлия и до 30 других страдальцев веры9). – Сентября 17 тут же окончили подвиг свой три юные царедворца, сосланные Ликинием в малую Скифию10). За два пред тем дня «в городе Томах» окончились страдания славною смертию св. Стратора, Валерия, Макровия и Гордиана; наконец октяб. 1 увенчались мученическим венцом в Томах «св. Приск, Крискент и Евагрий»11). Так при Ликиние явились в малой Скифии, славянской стране, целые сонмы мучеников за св. веру.   8) По мартирологам Адона и Усуарда 6 июня: civitate Noveduno (Nividuno, Niveduno) sanctorum Amantii et Alexandri; у Ноткера прибавлен Лукий. В Иеронимовом 6 июня: Neveduno Amantii, Lucii, Alexandri, Alexandriae, Donatae, Peregriae.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Деян. 21, 34 37; 22, 24 23, 10] – удержала за собою и в последствии: здесь были казармы легиона, стоявшего около Александрии под haчaльcmboм dux Aegypmi (чmo в Паремволе жили не одни только солдаты, это видно из приведенной выше подробности мученичества Петра александрийского ). И до настоящего времени уцелели остатки этого римского укрепления в 291 шаг в длину и 266 шагов в ширину со стенами в 5 – 5 /2 шагов толщины. Арабское его название «qaçru-’l-qajâçirah»   καισρων]. Махмуд-бей(р. 64) и автор Миггау« " sHandbook for travelers in Lower and Upper Egypt (London, 1880, p. 141) отождествляют Касру-ль-каясира с древним Никополем Неруиос-бей [Dr. Nérovtsos-Bey, L’ancienne Alexandrie (Paris, 1888), pp. 87. 116.128. 85] правильнее полагает, что »крепость кесарей» – только одна часть Никополя. Надгробные написи на прилегающем к этой цитадели кладбище дали этому ученому возможность выяснить, какие легионы и кавалерийские полки (alae) квартировали в этой kpenocmu. Legio secunda Trajana fortia Germanica, co времен Траяна (G. R. Sievers, Stadien zur Geschichte der römischen Kai er [Berlin, 1870], 136) стоявший в Египте, не раз упоминается и на этом кладбище Но uз Nomimia dignitatum [ed. O.Seeck (Beroiini, 1876) Or. c. 28, is. 19] видно, что sub dispositione uiri spectabilis comitis rei militaris per Aegyptum состоял в числе других Legio secunda Trajana, Paremho’e. Последнее слово указывает место стоянки и – думаю – безапелляционно решает вопрос о том, как назывался Касру-ль-Каясира в начале V в. Но эта Паремвола была в Никополе и повидимому вытеснила это последнее название ив обычного употребления, хотя в оффициальных сферах еще говорили о Никополе. 21 сентября 367 г. арианский епископ Лукий имел неразумие явиться в Александрию и – чуть было не поплатился жизнью. Приняты были самые экстренные меры, чтобы укрыть его от ярости толпы в доме caмoro dux’a [haчaльhuka войск] Траяна, а зameм dax manicans et habens eum usque Nicopolin tradidit militibus Aegypto deducendum (Historia acephala, n 13). Если caм dux bыhyждeh был вести Лукия за руку и прикрывать его своею личностью, то очевидно требовался достаточно сильный конвой для охранения его на дальнейшем пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010