4 . Преп. Арсений жил в царствование греческого императора Феодосия Великого в Риме. По своему обширному и основательному образованно в науках и вместе с тем особенно по своему благочестию и строгой христианской жизни, Арсений был избран царем в воспитатели своих сыновей, Аркадия и Гонория. Несмотря на такое высокое и почетное положение, Арсений был так проникнут духом христианского смирения, что по окончании воспитания царских детей не только не старался упрочить за собою какую-либо службу при царском дворе, но от суеты и роскоши мирской удалился в египетскую пустыню, сняв с себя дорогие одежды и облекшись в рубищные, никем не знаемый, проходил самые низшие и суровые послушания иноческой жизни. Он совершенно забыл свое прежнее положение и свою ученость. Чтобы не возбудить в душе своей горделивого мнения о себе, пр. Арсений всегда уклонялся от рассуждений книжных, несмотря на то что знал основательно священное писание. Он даже не писал ни к кому писем, а показывал вид, что он человек совершенно безграмотный, уклонялся от алтарного служения и наряду с простыми, не посвященными монахами приступал к св. тайнам. Приходя в церковь на соборное пение, он всегда становился за столбом, так чтобы ни его не было видно, ни ему никого нельзя было видеть. Впоследствии, когда открылось, что под видом простого инока скрывается многоученый воспитатель царственных детей, пр. Арсений не изменил своего образа жизни и не преставал руководствоваться во всем самым глубоким смирением. Несмотря на свою ученость и многолетнюю опытность в духовной жизни, он любил внимать наставлениям самых простых иноков и старался пользоваться опытами их подвижнической жизни. Как глубоко сознавал пр. Арсений важность добродетели смирения, показывает следующий случай из его жизни. Однажды пришел в скит Арсения один простой и неученый старец из другого монастыря. Преподобный в беседе с ним просил его наставления относительно того, как отгонять от сердца небогоугодные помыслы. Бывшие тут братья сказали Арсению: «Как ты, сам опытный в жизни духовной, искусный в книгах, особенно в божественном писании, принимаешь уроки от простеца неученого?» «Я знаю греческий и латинский языки и многие науки, но по сие время не мог выучить азбуки», – ответил Арсений. Он под азбукою разумел именно добродетель смирения, которая есть начало всех добродетелей, как азбука есть начало книжного учения («Четьи-Минеи», 8 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Арсений. Неверно, в Стоглаве не так написано, и не так святой Мелетий слагал персты, как ты. Посем Мелетий, – писано там, – два совокупил, а три пригнул. А ты тянешь на свою руку, – не видим, что ли, мы? Ты два совокупил и один, а не три, как написано в Стоглаве, пригнул. Нечто так можно? Вот ведь как эти нынешние миссионеры извращают учение святых отец! Посмотрите, добрые люди, как нас обманывают! Из трех перстов сделали один – и готова никонианская щепоть. Я. Успокойся, Арсений! И вы все успокойтесь. Все это разъясним. Нельзя же обо всем в один раз. До всего дойдем. Тогда и сами поймете, что напрасно возмутились вы духом своим. Теперь объясни и ты, Арсений, на своих пальцах, как и какие персты, по-твоему, святой Мелетий показывал и совокуплял во образ единосущия Лиц Святой Троицы? Арсений. Как написано святыми отцами Стоглавого собора, так и слагать будем, а отступать от писаний святых отец мы не согласны. Святой Мелетий показал три перста, а потом два совокупил, а три пригнул: вот как! (показал он (двуперстие) на своих пальцах.) Я. Но зачем ты меняешь пальцы-то? Какие персты святой Мелетий показал народу, те и совокупляй, те и пригибай. Арсений. Это все равно. Святой Мелетий показал народу три перста, большой и два дольных, – знамения не было, а потом, когда указательный и великосредний совокупил, а те три, которые он держал перед народом, пригнул, образовалось двуперстие, от которого 7 и бысть огнь. Я. Никакого двуперстия и не вышло. На словах-то и языком такое перстосложение сделать для тебя, может быть, и удобно, а на деле, пожалуй, и ты, Арсений, откажешься от такого перстосложения. В Стоглаве не показано, какие три персты показал народу святой Мелетий. По твоему, он показал персты – большой и два дольние. Но чтобы видны были народу эти три персты, святому Мелетию нужно было указательный и средний пригнуть к длани. Иначе народ видел бы не три, а все пять перстов. Сделай же и ты, Арсений, видными для народа персты: большой, как ты слагаешь, и два дольних. Он сделал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Святой Арсений не захотел более противиться и дал свое согласие. Так он был избран епископом (24 июля 1390 г.), но страшился бремени управления, боялся раздоров и мятежей, которые не успели утихнуть в Твери после удаления епископа Евфимия, и всей душой желал подвизаться наедине. Посему, спустя некоторое время, святой Арсений вторично обратился с просьбой к митрополиту Киприану, чтобы снял с него столь тяжелое бремя. Но митрополит ободрил и снова уговорил его. Видя в сем Промысл Божий, Арсений покорился воле митрополита и 15 августа 1390 года был рукоположен в епископа Тверского. Вступив на архипастырский престол, святой Арсений более всего старался утвердить мир и согласие в своем духовном стаде, истребить мятеж. Ревностно проповедовал он слово Божие: всех, кто приходил к нему, святой Арсений поучал, как чадолюбивый отец; в храме Божием назидал свою паству, как заботливый пастырь. Он всегда помнил слова пророка Иезекииля: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня» (Иез.33:7). Так поучал всех святитель и своим словом привлекал к себе всех. Граждане тверские с великим усердием стремились слушать своего учительного пастыря. В самой своей жизни святой Арсений подавал всем добрый пример: со вступлением на престол он стал вести еще более суровую и строгую жизнь, совершенно подчинил плоть свою духу. Все удивлялись чистоте его жизни и непрестанному бдению. Строгий к самому себе, он кротко обращался с другими и был милостив к бедным: защищал притесняемых, раздавал одеяния и пищу неимущим, выкупал рабов и пленных. Слава о его добродетельной жизни далеко распространялась повсюду; многие приходили издалека, прося его молитв и благословения. Находясь в Твери, святой Арсений не забывал и обители Печерской, где положил начало своим иноческим трудам, и постоянно памятовал о жизни ее преподобных основателей — Антония и Феодосия. Святитель помыслил основать свой монастырь, напоминающий ему Печерский, и желал, чтобы в нем было положено его тело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Отец Арсений вернулся в храм и рассказал обо всем Продромосу, который по-прежнему был занят уборкой и никак не мог понять, что же произошло. Крестьянин пошел в Фарасы и рассказал жителям о случившемся. «Святые чудачества» За чудеса, которые совершал отец Арсений благодатью Божией, люди стали почитать его святым, каковым он и был на самом деле. Это ставило отца Арсения в трудное положение, вынуждая брать на себя еще больший подвиг для того, чтобы скрыть свою святость и избежать человеческой похвалы. Отец Арсений немного юродствовал, дабы скрыть свои великие дары. Преподобный Паисий Святогорец писал о святом: «Он всегда старался являть людям противоположность своих добродетелей, чтобы избежать похвал. Честно признаюсь, что эти “святые чудачества”… трогают меня даже больше, чем совершенные им силой Божией многие чудеса. Поскольку, притворяясь гневливым или чревоугодником, он сохранил непорочность души, оберегая ее от людских взглядов и суетных похвал. Предпочитал лучше слыть человеком странным, раздражительным, ненормальным, чем святым». Всякий раз, когда отец Арсений видел, как люди после очередного чуда превозносят его, он резко говорил: «Вы что, думаете, я святой? Я такой же грешник и еще хуже вас. Что, не видите, как я раздражаюсь? А чудеса Христос творит. Я только свои руки воздеваю и Его прошу». Патриархи Константинопольский и Иерусалимский хотели хиротонисать отца Арсения во епископы, но преподобный каждый раз отказывался. Он говорил: «Не хочу быть епископом, потому что боюсь гордости. Чем выше горы, тем больше на них собирается туч». «Я умру на острове» Отец Арсений предвидел грядущие испытания, войны и исход с родной земли в 1924 году. Он за много лет был извещен Богом о переселении в Грецию и говорил фарасиотам, чтобы они не тратили денег зря, а откладывали на дорогу. За год до обмена населением одна женщина пришла к нему и сказала: «Благослови, Хаджефендис. Я слышала, что в этом году нас будут переселять». Он ответил ей: «Успокойся пока и занимайся своими делами, до отъезда у нас еще целый год». Отец Арсений говорил: «Когда мы поедем в Грецию, то жители нашего селения окажутся разбросанными по разным ее концам. Будет сущая неразбериха… Я проживу в Греции лишь 40 дней и умру на острове». Так все и случилось. Жителей селения Фарасы так разбросало повсюду, что даже родственники не знали друг о друге, кто жив, а кто нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Kappad...

Перенимая опыт, желающий молиться должен иметь правильное отношение к читаемым псалмам. Ведь Псалтирь может читаться по-разному и в разных ситуациях. Церковь знает последование чтения псалтыри по усопшим, Псалтирь широко используется в богослужениях суточного круга, Псалтирь можно читать ежедневно, разделяя ее на кафизмы. А можно и так, как предлагает прп. Арсений – в разных случаях. Главное – не воспринимать псалмы как некие заклинания на все случаи жизни. Православный христианин должен сторониться от подобного отношения к молитве. Псалмы – это молитва, это обращение к Богу. И именно так должно относиться к тому, что предложил святой Арсений, именно так он сам относился к чтению псалмов. А если у читающего эти строки будет столь же твердая и дерзновенная вера, какая была у преподобного, то и плод молитвы не заставит себя долго ждать. Каждому, кто хочет начать молиться так, как предложено прп. Арсением Каппадокийским , настоятельно рекомендуем ознакомиться с житием святого, изложенным прп. Паисием Святогорцем Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год. Чтение Псалтири по святому Арсению – Геронда, как Вы стали читать Псалтирь, пользуясь указаниями святого Арсения ? – Святой Арсений, не находя в Требнике соответствующих молитв для случаев, с которыми к нему обра­щались люди, использовал Псалмы. В одной тетрадке он записал для какого случая какой псалом читать. Когда эта тетрадь попала мне в руки, я стал читать Псалтирь и молиться по этим указаниям. Помысел говорит мне, что молитвам с Псалтирью по указаниям много помогает и святой Арсений. – Геронда, святой Арсений усердней молится Богу, потому что видит, что мы молимся так же, как молился и он сам? – Да, конечно. И тому есть примеры! – Геронда, как читать псалмы и молиться о каком-то конкретном вопросе? – Ты как читаешь? – Читаю сначала указания, а потом псалом. – Нет, сначала нужно хорошее вступление. Святой Арсений был святым и пришёл в такую меру, что читал только псалом. А мы, неужели не прочитаем в начале «Помилуй мя, Боже...»? А после псалма разве не прочитаем славословие? Разве не сделаем несколько поклонов? Итак, сначала читай 50-й псалом и смиренно проси милости Божией. Потом богородичен «Под Твою милость прибегаем, Богородице» и тропарь святого Арсения, чтобы призвать на помощь Пресвятую Богородицу и святого Арсения. Потом читай указание, о чём хочешь молиться, и соответствующий псалом. В конце читай: «Слава и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже» (трижды) и в конце славословие как благодарение Хрис­ту и «Достойно есть» как благодарение Божией Матери. Сделай и поклонов сколько можешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Kappad...

57 Несколько измененные слова прокимна из чина отпевания мирян («Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения»). Автор хочет показать, что для мира он умер. 64 Феодосий (Бакуревич; 1793/94–1827 гг.), иеродиакон (ЦИАМ, ф. 420, оп. 1, д. 230, л. 4 об.– 5). 68 3 марта 1830 г. принял постриг с именем Арсений, 12 января 1831 г. рукоположен во диакона, 24 октября 1832 г.– во иерея (ЦИАМ, ф. 420, оп. 1, д. 270, л. 4 об.– 5). 70 Переход в Оптину пустынь состоялся летом 1833 г., не позднее июля ( Арсений (Троепольский) , иером. Письма о плодотворности... С. 470; ОР РГБ, ф. 213, к. 1, д. 1, л. 270 об.– 271). Автор сравнивает суетную жизнь в московском монастыре с «плинфоделанием египетским» (т. е. изготовлением кирпичей, которым занимались евреи во время египетского плена), а Оптину пустынь – с Землей обетованной. В другом своем произведении о. Арсений пишет об Оптиной: «Я вступил в сие общежитие… с намерением удобнейшего благоустроения внутренней моей жизни… Хотя в начале грубость и своенравие мое и испытывали некоторое уныние; однако ж вскоре раскрылся вкус в безмолвии, и уединенное чтение отеческих книг, и в особенности Филокалии, начало питать сердце». В новой обители укрепился интерес о. Арсения к изучению молитвы, к чтению святых отцов (книгу «Филокалия», или «Добротолюбие», особенно ценили в Оптиной пустыни). Здесь он начал делать подробные записи о своем молитвенном опыте ( Арсений (Троепольский) , иером. Откровенное послание пустынного отшельника к своему старцу и наставнику во внутренней молитве. Л. 2 об.– 3). 74 Владимир (Алявдин; 1791–1845 гг.), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии, впоследствии архиепископ Тобольский. О. Арсений скорее всего познакомился с ним во время пребывания в Оптиной пустыни. В это время о. Владимир был настоятелем лихвинского Доброго Покровского монастыря (ближайшего к Оптиной) и ректором Калужской Духовной семинарии. В 1835 г. он был хиротонисан во епископа и тогда же пригласил о. Арсения в Киев. 75 В братство Киево-Печерской лавры о. Арсений вступил 12 октября 1835 г. (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.). Таким образом, он жил в Оптиной пустыни не 3, а 2 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Историк Никифор Григора, рассказывая об избрании Арсения на патриарший престол, замечает, что всем намеченным кандидатам был предпочтен монах Арсений, который проходил тогда тесный аскетический путь в окрестностях Аполлониады, муж, знаменитый своей добродетелью, простой по нраву и не умевший выпутываться из многочисленных затруднений в области логического знания. Наконец, Никифор Каллист сообщает, что Арсений был довольно сведущ в общеобразовательных науках (egkukl)iwngramm)atwn ikanwq empeiroq). Таким образом, из представленных исторических свидетельств вытекает, что Арсений имел среднее образование: изучив грамматику и общие науки, он не усвоил всех тонкостей логического знания, — ознакомившись как монах и игумен с богословием, он не отличался глубокими и обширными познаниями в этой области, хотя и был правоспособен представительствовать от имени византийской Церкви пред папою в трудном деле относительно соединения церквей. Но на патриаршем престоле Арсений и в отношении просвещения (как и в практической деятельности) заявил себя большими пред Церковью заслугами, чем от него ожидали” 29 . Судя по всем этим свидетельствам, собранным И. И. Соколовым, Арсений был личностью отнюдь не заурядной. Патриаршество Арсения протекало сравнительно мирно до тех пор, пока Феодор II внезапно не скончался (1258), и держава досталась его малолетнему сыну Иоанну IV Ласкарису. Опекуном его стал влиятельный и властный Михаил Палеолог, постепенно оттеснивший ребенка на задний план; затем, ослепив Иоанна, сам Михаил единолично воссел не императорском престоле. Арсений, пораженный такой жестокостью и вероломством, отлучил нового императора от Церкви, и никакие уговоры и уловки Михаила Палеолога не смогли заставить патриарха изменить свое решение. Такая твердость Арсения довела императора до неистовства, а поэтому вскоре он, преисполненный гнева, устроил суд над патриархом, закончившийся низложением “упрямца” (1267). Однако это деяние Палеолога имело далеко идущие и непредвиденные последствия для него (хотя подобные поступки часто легко сходили с рук византийским императорам), поскольку Арсений стяжал большую популярность в народе.

http://pravmir.ru/svyatitel-feolipt-fila...

О преподобных Авраамии и Коприи не сохранилось почти никаких сведений. Неизвестно происхождение того и другого, не знаем места иноческого пострижения обоих. Знаем только, что они подвизались в Печенгской обители во имя Преображения Господня, которую, вероятно, сами основали недалеко от города Вологды. Время жизни угодников Божиих определяется лишь приблизительно — конец XV столетия. Мощи их почивают под спудом на месте их совместных подвигов, в храме упраздненного Спасского монастыря, в настоящее время приходском Владимиро-Печенгского погоста. Празднование преподобным Авраамию и Коприю местное. Февраль, 6 Арсений Икалтойский, Грузинский, преподобный Преподобный Арсений Икалтойский происходил из грузинского княжеского рода Вачнадзе. Он родился в Кахетии (Восточная Грузия), по некоторым данным, в селении Икалто. Воспитанный благочестивыми родителями, преподобный Арсений с детства отличался любовью к церковным службам и молитве. Духовное образование он получил в Константинопольской академии, где глубоко изучил не только богословие, но и естественные науки. По окончании академии принял монашество и нес послушание в одном из грузинских монастырей Черной горы (близ Антиохии) под руководством святого Ефрема Мцире († 1101; память 18/31 января). Здесь преподобный Арсений ревностно занимался богословской и переводческой деятельностью, исследуя, в частности, причины отпадения нехалкидонских Церквей от Православия. Ему принадлежит перевод на грузинский язык «Великого Номоканона» святого Фотия, патриарха Константинопольского (857–867, 877–886 гг.), «Золотого нектара» святого Иоанна Дамаскина, а также составление сборника переводных трудов «Догматикон» с комментариями, направленными против различных еретических учений. После кончины своего наставника преподобный Арсений вернулся в Константинополь и продолжал свои ученые труды. Отстаивая чистоту Православия, преподобный Арсений стяжал еще при жизни славу ученого-энциклопедиста (богослова, философа, филолога, логика, физика, анатома, поэта). По приглашению грузинского царя Дabuдa III Возобновителя (1089–1125) (сведения о нем помещены под 26 января/8 февраля) он вернулся в Грузию в 1114 году и некоторое время преподавал в Гелатской академии (Западная Грузия). Затем в 1114–1120 гг. преподобный Арсений возглавил основанную при его деятельном участии Икалтойскую академию (у себя на родине в селении Икалто, при монастыре Нерукотворного Образа). В этой академии, по преданию, учился великий грузинский поэт Шота Руставели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

34. РГБ. Собр. Н.П. Румянцева (Ф. 256) 306. Ркп. XIX в.; 1°; 12 л.; скоропись. Выборка из патерика редакции Ф (РНБ. Софийское собр. 1365), сделанная для Н.П. Румянцева в Новгороде. О ркп. см.: М стлб. 137–144; Ш – с. 48; А с. 66. =35. РНБ. Соловецкое собр. (Ф. 717) 452/485 527 . «Лавсаик» XV в.; 1°; 303 л.; полуустав в один и два (л. 63–73) столбца. Отрывок из Печерского патерика (Слово об Онисифоре) занимает л. 214–215 (XVI в.). О ркп. см.: А – с. 66. Редакция А (по терминологии Шахматова, прототип Б) была составлена, видимо, ранее 1406 г. 528 , которым датируется самый ранний ее список, являющийся древнейшим списком Патерика. К созданию новой переработки памятника был причастен Арсений, епископ Тверской 529 . А.А. Шахматов предполагал, а В.М. Истрин считал это историческим фактом, что Арсений начал свою подвижническую деятельность в Киево-Печерской лавре, в память о которой основал близ Твери на Желтикове монастырь во имя Успения Богородицы и святых Антония и Феодосия Печерских . Арсений (ум. 2. III. 1410 г.) приехал на Северо-Восток Руси вместе с митрополитом Киприаном, который сделал его протодиаконом Успенского собора в Москве, а в 1390 г. поставил в тверские епископы. Арсений занял место Евфимия Висленя, которого сместили из-за жалоб тверского князя Михаила Александровича. «Арсений принял назначение в Тверь с неохотой, предвидя смуту и раздоры, но, оставшись в Твери, много сделал для расширения местной книгописной практики и церковного строительства» (Вздорнов Г, И. Искусство книги в Древней Руси. М., 1980. С. 59). При Арсении оживилось тверское летописание, его «замышлением» был создан «Берсеньевский» список Киево-Печеркого патерика. Кроме монастырского строительства в селе Желтикове «на реце на Тмаце», с его именем связано освящение храмов «на Новом Городку» (в честь архистратига Михаила и святого Николы), обновление тверской церкви Спаса Вседержителя. В период епископства Арсений проявил себя как рачительный хозяин, энергичный пастырь, активный политик. Он выступил в роли посредника-миротворца, когда возник конфликт из-за спорных земель между князем Иваном Михайловичем Тверским и князем Василием Михайловичем Кашинским, принял участие в церковном соборе 1401 г., где судили новгородского архиепископа Иоанна и луцкого епископа Савву. Пользовавшийся авторитетом при жизни, Арсений после смерти был причислен к лику святых. Уже в конце XV в. возникло местное празднование Арсению; были составлены Житие и Служба святому, где он прославлялся как человек, который «благородием высок и благодушием изящен, разума мудростию удивлен бысть».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не уходите, прошу Вас. Скажите, что сделаете. Плохо Татьяне, а управление не отпускает”. Отец Арсений уже все понял, и эта женщина, говорившая отрывочными фразами, могла больше ничего не говорить. В ее глазах он прочел во много раз больше, чем она могла рассказать о себе. “Идите к дочери, я никуда не пойду, а если кто придет, то скажу Вам. Идите!” “Спасибо, гражданин Стрельцов! Спасибо. Я только до 15-ти часов, а потом опять встану на наблюдение, – и, заканчивая разговор, почему-то сказала: – Меня зовут Анной”. Дверь хлопнула, и о. Арсений остался один. Горела лампадка, лежал открытый молитвенник, пачка написанных писем была на столе. Все открыто. НКВД знает, что он здесь, и ведет наблюдение за ним и остальными, оно хочет выявить всех людей общины и общающихся с ним, для того чтобы взять их потом. Эта Анна, ворвавшаяся в дом и знающая условный звонок, отказ начальства ее сменить, брошенная ею фраза: “Ваши, которые работают у нас”, назначенная встреча с Владыками, неожиданная болезнь дочери Анны – было цепью одних событий, руководимых Промыслом Божиим. Тяжесть происшедшего навалилась на о. Арсения, придавила и смяла его в сумятице мыслей и переживаний. Пугала, страшила ответственность за судьбы людей, муки их, переживания. Да, конечно, приезжать было нельзя, это было ошибкой. Отец Арсений подошел к раскрытому молитвеннику, тяжело опустился на колени и стал читать акафист Владимирской Божией Матери с того места, где его прервал звонок Анны. Путались фразы, не понимались знакомые и любимые слова, путались мысли, но, постепенно овладевая собой, о. Арсений отбросил житейское и ушел в молитву. Почти четыре часа молился о. Арсений, прочитаны были акафист, молитвы, отслужен благодарственный молебен. То, что произошло сейчас, было великой милостью Божией, Его заботой, Произволением о тех, кто был вместе с о. Арсением. Страхи, тревоги, волнения ушли. В три часа раздался условный звонок. Отец Арсений открыл дверь, вошла Анна. “Слава Богу! Вы здесь”, – вырвалось у нее. “Здесь, никуда не уходил, и ко мне тоже никто не приходил. Идите на свой пост, Ирина”.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/5

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010