Арсений, афонский иеромонах — Арсений (Минин Александр Иванович) (1823–1879) — иеромонах Пантелеймоновского монастыря на Афоне; противосектантский миссионер; автор душеспасительных «бесед» и «Путеводителя во Святый град Иерусалим» (Киев, 1872) (см.: Воинов Н. Русского на Афоне Пантелеймоновского монастыря иеромонах Арсений. М., 1881) — 81, 84, 88, 90, 193, 248 Арсений, двоюродный брат отца Николая из Пустоподлесья — 309 Арсений, иподьякон Александро–Невской лавры — 234 Арсений, митрополит Киевский — Арсений (Москвин Федор Павлович) (1797–1876) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1823); ректор Могилянской (с 1826 г.), Орловской (с 1827 г.), Рязанской (с 1829 г.) и Тверской (с 1831 г.) Духовных семинарий; епископ Том–бовский (с 1832 г.), архиепископ Подольский (с 1841 г.), Варшавский (с 1848 г.), управляющий Волынской епархией (1848–1860), митрополит Киевский и Галицкий (с 1860 г.); председатель Комиссии по преобразованию высших духовных заведений (с 1866 г.); автор богословских противосектантских сочинений — 72 Арсений, настоятель Новоезерского монастыря — возможно, Арсений (Усинен Александр Андреевич) — архимандрит, позже — викарий Новгородской епархии; духовный писатель — 85, 94, 106 Арсений, цензор–архимандрит — Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич) (1839–1914) — выпускник Киевской Духовной академии (1867), магистр (1868); священник (с 1868 г.), протоиерей (с 1873 г.); ректор Таврической Духовной семинарии (с 1873 г.); архимандрит (с 1875 г.), глава епархиального Комитета Духовной цензуры (1877–1882); ректор Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1883 г.); епископ Выборгский и Ладожский (с 1882 г.), Рижский (с 1887 г.); архиепископ Рижский и Литовский (с 1893 г.), Харьковский (с 1903 г.) — 82, 155 Арсеньев, мичман, знакомый отца Николая — 159 Арсеньев Дмитрий Сергеевич (1832–1915) — попечитель при комнатах великих князей Сергея и Павла Александровичей (1864–1883); директор Морского Кадетского корпуса (с 1882 г.), вице–адмирал (с 1886 г.), позже — член Государственного совета — 255

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Арсений Мацеевич принадлежал к тем архиереям XVIII в., которые происходили из Южной Руси, из Малороссии, и во времена Петра Великого приобретали все больше влияния в Русской Церкви; царь, не доверявший великорусскому епископату, благоволил к представителям южнорусской иерархии и охотно назначал их на архиерейские кафедры . Арсений родился в 1697 г. в семье приходского священника в городе Владимире-Волынском (на Волыни), учился он вначале в Польше, в 1715 г. он уже был студентом Киевской Духовной Академии, из которой ушел год спустя, чтобы поступить в монастырь; в монастыре Арсений провел два года, а потом снова вернулся в Академию, чтобы закончить свое образование. В 1723 г. он стал иеромонахом и проповедником в академической церкви. После этого он еще два или три года (1728–1730) провел в монастыре, а в 1730 г. его послали епархиальным проповедником в Тобольск, в Сибирь. Там он оставался недолго и, после короткого пребывания в Соловецком монастыре, в 1734 г. отправился в качестве духовника с экспедицией на полуостров Камчатку. Из-за болезни Арсений вернулся в Россию и некоторое время жил при вологодском архиерейском доме, в 1738 г. он служил иеромонахом и законоучителем в Санкт-Петербурге. Совершенно неожиданно 26 марта 1741 г. он был рукоположен в митрополиты Тобольские, но в Тобольске служил недолго, а в 1742 г. возведен на древнюю Ростовскую кафедру. Здесь он проявил себя как замечательный проповедник и властный епархиальный архиерей. Арсений был человеком очень сильного характера, упрямым и болезненно раздражительным. Его церковно-политические воззрения были такого рода, что у Петра Великого он вызвал бы сильное недоверие. Арсений был принципиальным противником новых отношений между государством и Церковью в России, петровская государственная церковность вызывала у него резко отрицательное отношение и осуждение. Еще при Петре III, когда тот издал свои указы о церковных имениях, Арсений стоял во главе иерархов, в высшей степени недовольных императорскими указами. Когда при Екатерине во исполнение ее манифестов от 12 августа и 29 ноября 1762 г. приказано было провести опись церковных и монастырских владений, Арсений открыто выступил против этих мероприятий. Он направил в Синод два «доношения» , в которых очень резко осуждал указ от 29 ноября. Он стоял на той точке зрения, что церковное достояние неприкосновенно, и в пример приводил татарских ханов-язычников, которые не дерзнули отнимать церковные владения; Арсений не признавал за государством права вмешиваться в хозяйственные дела церковных учреждений и использовать доходы от их владений в государственных целях; он весьма не одобрял введенные Петром Великим штаты епархиальных кафедр и монастырей. Если дело и дальше пойдет этим путем, то, считал Арсений, Российская империя превратится в протестантское или, хуже того, в атеистическое государство, епископат и монашество придут в полный упадок, а Церковь и благочестие будут почти уничтожены.

http://sedmitza.ru/lib/text/436660/

Еще раз склонившись в глубоком поклоне, спокойный и строгий, о. Арсений вышел. Мы идем втроем: о. Арсений, Евдокия Ивановна и я. Отец Арсений молчалив и сосредоточен. “Пройдемся по Москве”, – говорит он мне. Я отдаю небольшой портфель с вещами Евдокии Ивановне, она идет домой, а мы по улицам города. Садовое кольцо. Кривые переулки, узкие улицы, темные облупленные дома и новые – высокие, окруженные палисадниками, деревьями, кустами. “Я хочу посмотреть Москву”, – говорите. Арсений. Ловлю такси, едем к Кремлю. Солнечно, немного ветрено, и от этого легко, свободно дышится. Медленно входим через Боровицкие ворота, поднимаемся в гору, идем вдоль стены, огибаем соборы и подходим к колокольне Ивана Великого. Я отстаю, мне кажется, что о. Арсений хочет побыть один. Он идет медленно, оглядывая каждый выступ, каждый завиток в камне, вырубленный многие столетия тому назад. Успенский собор. Народу сегодня немного. Фрески, иконы, тонкие шнуры заграждений, гробницы, надписи, фрески, иконы, мощи святителей. В этом соборе всё прошлое русского народа. Его вера, величие, чаяния, надежды, потерянные надежды. Иконы и фрески… Около них подолгу стоит о. Арсений, задумчивый, сосредоточенный и суровый. Стена собора, где лежат святители московские – митрополиты Алексей и Петр. Отец Арсений медленно подходит, склоняется в трехкратном поясном поклоне, кладет крестное знамение на себя и продолжает еще долго стоять неподвижно. В тот момент, когда он склоняется, метров за шесть от него раздается голос: “Гражданин! Здесь музей и молиться нельзя!” Не оборачиваясь, о. Арсений продолжает по-прежнему стоять там, где несколько столетий назад были погребены святители Москвы. Медленно обходит собор, долго-долго стоит у иконостаса, вглядываясь в иконы, лики святых. Временами застывает на месте или по нескольку раз возвращается к одной и той же иконе. Переходим в Архангельский собор, идем на Красную площадь к Василию Блаженному, берем такси и едем. Отец Арсений называет то одну, то другую улицу, останавливает такси, выходит, осматривает храмы, обходит их. Смотрит подолгу и внимательно. Их много, открытых или закрытых церквей: маленькая Трифона Мученика, Андроньевский монастырь, Донской.

http://pravmir.ru/o-arsenij-kniga-iii-ch...

Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. Он был ремесленником, ковцом по меди. В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий монастырь, где принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на Святую Гору Афон. В одном из афонских монастырей он провел 3 года, занимаясь изготовлением посуды из меди для афонских монахов; много времени преподобный Арсений посвящал молитве. Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской, и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И вот однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по Промыслу Божшо преподобный Арсений поставил Крест доставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. После пятилетнего подвига в скиту преподобный Арсений преобразовал его в 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389–1415) в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416–1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Оставшиеся без игумена братия монастыря стали претерпевать различные лишения и хотели разойтись. Но живший неподалеку старец Иоанн постоянно молился о них на вершине острова. Матерь Божия явилась ему в сонном видении и утешила: «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие». Действительно, преподобный Арсений скоро возвратился и привез все необходимое. В 1421 году после разлива Ладожского озера братия вынуждены были перейти на новое место на том же острове. Под мудрым руководством преподобного Арсения обитель вновь духовно процвела. Новгородские архиереи не оставляли иноков обители без своей помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

“Сердце сдало”, – проговорил умирающий, назвав свое имя в иночестве “Михаил”, и начал исповедь. Склонившись к лицу лежащего, о. Арсений слушал чуть слышный шепот и невольно смотрел в глаза Михаила. Иногда шепот прерывался, в груди слышались хрипы, и тогда Михаил жадно ловил открытым ртом воздух. Временами замолкал, и тогда казалось, что он умер, но в эти мгновения глаза продолжали жить, и о. Арсений, вглядываясь в них, читал все то, что хотел рассказать еле слышный прерывающийся шепот. Многих людей исповедовал о. Арсений в их последний смертный час, и эти исповеди всегда до глубины души потрясали его, но сейчас, слушая исповедь Михаила, о. Арсений отчетливо понял, что перед ним лежит человек необычайной, большой духовной жизни. Умирал праведник и молитвенник, положивший и отдавший свою жизнь Богу и людям. Умирал праведник, и о. Арсений стал сознавать, что иерей Арсений недостоин поцеловать край одежды инока Михаила и ничтожен и мал перед ним. Шепот прерывался все чаще и чаще, но глаза горели, светились, жили, и в них, в этих глазах, по-прежнему читал о. Арсений все, что хотел сказать умирающий. Исповедуясь, Михаил судил сам себя, судил сурово и беспощадно. Временами казалось, что он отдалился от самого себя и созерцал другого человека, который умирал. Вот этого умирающего он и судил вместе с о. Арсением. И о. Арсений видел, что житейский мир, как корабль, со всем его грузом тягот, тревог и горестей прошлого и настоящего, уже отплыл от Михаила в далекую страну забвения и сейчас осталось только то, что необходимо было подвергнуть рассмотрению, отбросив все наносное, лишнее, и отдать это главное в руки присутствующего здесь иерея Арсения, и он властию Бога должен был простить и разрешить содеянное. За считанные минуты, оставленные ему для жизни, должен был инок Михаил передать о. Арсению, все открыто показать Богу, осознать свои прегрешения и, очистившись перед судом своей совести, предстать перед судом Господа. Человек умирал так же, как умирали многие и многие в лагерях на руках о. Арсения, но эта смерть потрясла и повергла о. Арсения в трепет, и он понимал, что Господь даровал ему великую милость, разрешив исповедовать этого праведника.

http://pravmir.ru/lager-chast-pyataya/

Отец Арсений ушел, оставив нас осиротевшими, умер муж, перед которым я была виновата, ушли дети, появилось много времени для воспоминаний и размышлений, и я решила рассказать о той огромной помощи и духовной силе, которую передал о. Арсений всем нам. Записка Дали мне записку для передачи о. Арсению, и я ее в дороге потеряла. Когда? Где? Не могла понять. Обнаружила потерю только по приезде. Растерялась, разволновалась и прямо, как теперь говорят, сходу стала говорить об этом о. Арсению. Знала я, что записка очень важная, человек, писавший ее, очень ждал ответа, но что было в записке, я не знала и даже приблизительно не могла рассказать о содержании. Отец Арсений выслушал меня, задумался и сказал: “И в этом Господня воля”. На следующий день я уезжала, благословляя меня, о. Арсений дал мне письмо и сказал улыбаясь: “Это уж не теряйте”. Я уехала и сразу же по приезде пошла к М…е и, перед тем, как передать ей письмо, призналась, что ее записку потеряла. М…е очень расстроилась и даже заплакала, но, прочтя письмо о. Арсения, несказанно обрадовалась и прослезилась, но теперь уже от радости, повторяя при этом одну и ту же фразу несколько раз: “Господи, Господи! Какая радость! Отец Арсений написал мне полный ответ на мою записку. Понимаешь, все, все написал. Ты же смеешься, что не передала записку. Откуда же он узнал о моих бедах?” И я тоже подумала – откуда? Панихида Утром о. Арсений служил обедню. В субботу приехали трое, а с ночным поездом – четверо. Причастив всех нас, исповедовавшихся, окончив обедню, о. Арсений сказал, что мы, если хотим, можем идти пить чай в комнату Надежды Петровны, а он придет через час, так как будет служить панихиду. Мы не ушли. Отец Арсений начал служить панихиду о новопреставленном Кирилле, служил и плакал. Вся панихида была плачем души, настоящим надгробным рыданием. Плачем о близком, ушедшем друге. Не было нас, никого не было во время службы, а была беспредельная молитва о милости, прощении, об упокоении умершего раба Кирилла. Кто был новопреставленный, никто из присутствующих не знал, но мы понимали, что это был друг, и любимый друг, о. Арсения.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/6/

В 1870 году отец Арсений был рукоположен в иеромонаха и возведен в сан архимандрита. Ему исполнилось только 30 лет. После рукоположения подвижник отправился в паломничество на Святую Землю. С того времени фарасиоты прозвали его Хаджефендисом (от слов «хаджи» – паломник и «эфенди» – господин). Отец Арсений был аскетом, строго постился и жил в ветхом доме, не имея не только лишнего, но зачастую и необходимого. Он стяжал от Господа дары горячей веры, пламенной молитвы, духовного рассуждения, прозорливости и исцеления. Фарасиоты говорили, что его молитва рассекала камень. Исцеления   Ни в самих Фарасах, ни в окрестных селах не было врача. И отец Арсений стал не только учителем, но и врачом душ и телес страждущих. Он не выписывал больным рецептов, но молился о них Богу. По молитвам святого исцелялись глухие, слепые, парализованные и одержимые. Когда больных приводили в его бедный дом, преподобный Арсений никогда не интересовался, кто перед ним, но спрашивал только, чем человек болен. Его считали за святого и христиане, и турки – потому что он молился за больных, и они выздоравливали. Однажды к отцу Арсению привезли одержимого ребенка из Синасоса. Взглянув на крепко связанного и сильно измученного мальчика, отец Арсений велел родителям немедленно развязать его. Родные ребенка ответили: «С вашего благословения, Хаджи-эфенди, но мальчик безумен и причинит нам беду. Мы с большим трудом его связали». Но отец Арсений сказал им: «Освободите его и не бойтесь». Как только родители развязали мальчика – по молитвам святого ребенок исцелился. Он подошел к отцу Арсению и тихо, как агнец, сел рядом с ним. После этого отец Арсений дал родителям ребенка епитимию – поститься 40 дней, как в Великий пост . Преподобный объяснил родителям, что они сами виноваты в одержимости ребенка, а также в том, что проявляли жестокость к невинному: они часто намеренно изнуряли мальчика голодом, чтобы у того не было сил. Председатель фарасиотского землячества Авраам Псаропулос рассказывал об одном чуде отца Арсения, очевидцем которого был сам: «Однажды после Божественной Литургии, когда все разошлись и в храме оставались лишь псаломщик Продромос, староста с помощниками и несколько пономарей, отец Арсений, стоя перед царскими вратами, стал читать Евангелие над одной слепой женщиной-христианкой. Вдруг просиял свет, подобный разноцветной радуге, он окружил отца Арсения и слепую женщину, которая стояла перед ним на коленях. В этот момент она прозрела».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Kappad...

Тогда подвижники переместились на Кикладские острова на юге Эгейского моря. Вначале они остановились в Паросе, возможно потому что многие из колливадов осели здесь, но со временем решили обосноваться на острове Фолегандр. Тут не было учителей и жители просили отца Даниила позволить Арсению стать наставником их детей. Старец согласился и Арсений был рукоположен во диакона, а затем назначен государством на должность учителя. Арсений оставался здесь с 1829 по 1840 год, преподавая все необходимые предметы а также воспитывая учеников в Христианском благочестии. Перед своей кончиной, последовавшей в 1837 году, отец Даниил завещал ученику перенести свои останки на Афон по прошествии двух лет. Арсений, согласно последней воле наставника, отбыл на Афон в назначенный срок, но по дороге остановился в Паросском Георгиевском монастыре. Монастырский игумен отец Илия (Георгиадис) скзал отцу Арсению что, по Божией воле, ему надлежит остаться в Геогиевском монастыре. Арсений принял эти слова и в (1840)) году Арсений вступил в братство обители. Так, по промыслу Божию, он избежал поездки на разоренный Афон, который был в то время оккупирован турецкими войсками, что повлекло массовый исход монахов - пять из шести тысяч покинули Святую Гору. В Геогиевском монастыре Арсений нашел истинных и умудренных подвижников, достойных всяческого подражания. Когда, в возрасте сорока семи лет, Арсений был рукоположен во иерея, он с новой силой принялся за духовные упражнения. Ежедневно он изучал Священное Писание и Отеческие книги, воспринял дар непрестанной сердечной молитвы и слез. В последнем он уподобился своему покровителю, святому Арсению Великому, который постоянно проливал покаянные слезы. Когда он стоял перед алтарем, Арсений чувствовал что предстоит Самому Богу, и всегда служил с сокрушением. Во время службы лице его часто озарялось, уподобляясь ангельскому лику. С течением времени жители Пароса узнали об отце Арсении, нашли в нем выдающегося духовника. Люди сходились к нему ото всей округи, и всех он принимал с отеческой теплотой, находя для каждого необходимое духовное лекарство.

http://pravicon.com/info-1822

До 1933 года владыка Арсений формально оставался правящим архиереем Новгородской епархии, осуществляя свои функции через своего викария, тогда уже архиепископа Хутынского Алексия (Симанского). В эти годы в Ташкенте единственным местом для православных богослужений оставалась маленькая кладбищенская часовня «Всех скорбящих Радосте», у которой прямо под открытым небом из-за огромного стечения народа в любую погоду митрополиты Никандр (Феноменов) и Арсений совершали богослужения, бывали случаи соборного служения пяти архиереев. После кончины Ташкентского митрополита Никандра на освободившуюся кафедру 11 августа 1933 года был назначен преосвященный Арсений с титулом митрополита Ташкентского и Туркестанского (Среднеазиатского). Новгородскую кафедру занял архиепископ Алексий (Симанский). Указом Временного Патриаршего Священного Синода от 9 мая 1934 года митрополит Арсений был награжден правом ношения двух панагий. 30 сентября 1935 года был награжден правом предношения креста за богослужением. Во время богослужения митрополит любил сам управлять хором и петь на клиросе, как простой певчий. Несмотря на, казалось бы, совершенную безнадежность развивать церковную науку, митрополит Арсений поощрял церковно-исторические исследования. По его отзыву на работу «Святые Вологодского края» (первая часть которой была опубликована в 1895 году в Москве, а вторая представлена в рукописи) ее автор протоиерей Н. Коноплев в 1935 году был удостоен степени магистра богословия. Предчувствуя свою кончину, преосвященный Арсений завещал близкому ему священнику Александру Щербе похоронить его в простом гробу, а на могилу положить живые цветы. Скончался владыка Арсений 10 февраля 1936 года от кровоизлияния в мозг в ташкентской больнице. Епископ Лука (Войно-Ясенецкий) , живший в это время на покое в Ташкенте и заведовавший гнойно-хирургическим отделением ташкентской больницы, так отозвался о его кончине: «Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви Русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы» 59 . Митрополит Арсений был погребен на ташкентском Александро-Невском кладбище рядом с могилой митрополита Никандра у часовни «Всех скорбящих Радосте». Многие годы могилы иерархов были в забвении. В 1947 голу в Ташкенте во время проведения совещания настоятелей приходов Среднеазиатской епархии 18 июня епископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Егоровым) была совершена панихида у могил митрополитов Арсения и Никандра, много потрудившихся для охранения чистоты Православия, при участии хора отцов настоятелей. К этому дню могилы почивших иерархов были приведены в надлежащий порядок с установкой над ними новых могильных плит с соответствующими надписями на мраморе 60 . В 1971 году в связи со столетием епархии могилы украсили надгробиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Преподобный Арсений моли Бога о помощи в зачатии ребеночка Наташа 2013/04/18, 10:37:54 Прп. Арсений Каппадокийский и Паисий Афонский! Молите Бога нашего Владыку Всевышнего о отпущении грехов наших.Помогите и пошли с Небесе Свое Святое благословение р.б.Виталию и настави его на путь праведный.Чтоб окружали его только порядочные люди, огради от всех бед и несчастий, от нехороших и злых людей.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков Аминь. р.б.Людмила 2013/02/19, 14:16:04 Преподобне отче Арсений и Паисий молите Всемилостивого Бога о мне грешной! и помогите мне.....помогите!!! бесы терзают мою душу! Марина 2013/01/01, 00:40:07 Преподобный отец Арсений,моли Бога о сыне моем Арсене. Элеонора 2012/05/19, 21:09:44 Преподобные отцы Арсений и Паисий! Прошу Вас умолить Господа нашего простить грехи великой грешницы, вразумить и направить на путь милосердия, смирения, любви и добра. Преподобные отцы, прошу Ваших молитв и заступничества о моих дочерях Кристине и Ксении. Помогите Ксении благополучно, в данный Господом срок родить здорового ребенка, пусть предположения врачей окажутся ошибочными и ребенок родится здоровым и крепким. Святые отцы Арсений и Паисий оградите Ксению и находящегося во чреве ребенка от бед и несчастий, помогите воспитать ребенка, не оставляйте нас без Ваших молитв. Святые отцы, помогите Кристине успешно продолжать учебу, пошлите ей хорошего мужа, уврачуйте душу и тело, пошлите душевный покой и здоровое тело. Святые отцы, мы надеемся на Ваши молитвы, заступничество, милосердие. Спасибо за Ваше терпение и любовь. Да будет воля Господа нашего. Аминь. р.Б.Лариса 2012/05/18, 16:00:20 Преподобные Арсений и Паисий ! Прошу Вас молитесь обо мне рабе Божей Маргарите о дарование мне чада долгожданного. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Маргарита 2012/04/27, 11:34:05 Преподобные отче Арсений и Паисий! Прошу Вашего заступничества и помощи. Молю о здравии моей дочери Ксении и ее еще находящегося в утробе ребенка. Спасите и сохраните их. Надеюсь на Вашу помощь и молитвы. Не оставьте нас в трудную минуту.Умоляю, помогите родить дочери Ксении здорового ребенка. Сохраните нас от бед и несчастий. Аминь.

http://isihazm.ru/1/?id=1336

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010