Все другие значительно уступают ему, допуская целый ряд противоречий видению в существенных деталях. Шавров (114–133) применяет видение орла к сиро-египетской монархии, образовавшейся по смерти Александра Македонского. Иго ее тяготело над Израилем до Маккавеев, когда Иудея получила независимость. Пророческая книга Ездры появилась, по его мнению, при Симоне Праведном (143 г.–125 г. до Р. X.). Объединение двух царств в образе орла Шавров оправдывает тем, что оба они одинаково враждебно относились к Палестине и одно перед другим пытались подчинить ее себе. Под 12 большими крыльями разумеются 7 сирских царей: 1) Селевк I Никатор (312–232), 2) Антиох I Сотер (282–261), 3) Антиох II Феос (261–246), 4) Селевк II Каллиник (246–225), 5) Селевк III Керавн (225–231), 6) Антиох III Великий (223–187) и 7) Селевк IV Филопатор (187–176), и 5 египетских: 1) Птоломей I Лаг (324–284), 2) Птоломей II Филадельф (284–246), 3) Птоломей III Эвергет (246–221), 4) Птоломей IV Филопатор (221–204) и Птоломей V Епифан (204–180). Замечание пророка, что некоторые из 12 больших крыльев, хотя и поднимались, но не получали власти (XI:21), указывает на то, что они не владели Палестиной. Сирское царство, имевшее больший успех в борьбе за обладанием Палестиной, занимает в видении правую сторону орла; египетское – левую. За вторым крылом, выделяющимся долголетием, скрывается Птоломей Лаг (324–284). Три головы орла – это Антиох IV Епифан (176–164), Антиох V Евпатор (164–162) и Димитрий I Сотер (162–150). При Антиохе Епифане второй Иерусалимский храм был превращен в святилище Зевеса. Антиох IV умер от мучительной болезни (XII:26). После него претендентами на престол выступили Димитрий Сотер, сын Селевка Филопатора, и Антиох Евпатор, сын умершего. Первый одержал победу над вторым и заколол его мечом (XI:35), да и сам был впоследствии убит Александром Баласом (XII:28). Под видом 8 малых крыльев изображены лица, стоявшие во враждебных отношениях к 12 перечисленным выше царям. В двух первых из них можно видеть полководцев Александра, Антигона и его сына Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме заимствований из книги Даниила Гофман допускает отражение в учении Апостола современной ему жизни. В том, что Павел говорит о противнике, заметно влияние того, что он пережил при Калигуле, и того, что он испытал от противодействия сатаны делу Божьему спасения. Относительно храма Гофман утверждает, что, принимая во внимание весь характер отдела, вопрос о том, разуметь ли под храмом Божиим каменный храм в Иерусалиме, теперешний или будущий, или христианскую Церковь , не необходим 1129 . Об этом толковании Гофмана Борнеман говорит, что оно отличается учёностью и тяжеловесностью, но добавляет, что, несмотря на все доказательства и выводы, целую проблему оно отодвигает в неверный полусвет. Что, несмотря на рассудочность и искусство его, или, может быть, благодаря им, чувствуется, что здесь в фантастическо-апокалипсической оболочке предложено слишком современное воззрение, и в форме строго целостного систематического библейского истолкования выражен отказ от простого буквального смысла Библии 1130 . Мы со своей стороны добавим, что у Апостола Павла только слова: противящийся и превозносящийся выше всего называемого Богом, имеют почти буквальное сходство со словами книги Даниила: вознесётся и возвеличится выше всякого Божества (11:36). А сходства по мыслям и не может не быть, потому что и у Даниила и у Павла изображается один и тот же антихрист, а у Даниила, кроме того, ещё описывается и Антиох Епифан, изображение которого сходно с описанием антихриста, потому что он был прообразом последнего. Что касается до мнения, будто антихрист будет не кто иной, как имеющий воскреснуть Антиох Епифан, то оно ни на чём не основано, хотя Гофман и усиливается обосновать его. Оно не менее легендарно, чем старинное поверье, что антихристом будет Нерон, который или вернётся из Парфии, если он жив, или воскреснет, если он умер. В видениях Даниила описание Антиоха Епифана действительно сливается с описанием антихриста, но не потому, что антихристом будет имеющий, будто бы, воскреснуть Антиох, а по сходству их, как прообраза и образа. Впрочем, и сам Гофман высказал это мнение предположительно. Из богословов, которые в толковании рассматриваемого учения Павла следуют Гофману, ни один не разделает этого мнения Гофмана. Должно, наконец, упомянуть о том, что Гофман – хилиаст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

26 Весьма интересную постановку полемической беседы о субботе дал 1914 г. в Полтаве протоиерей о. С. Потехин. Насколько помнится, он поставил вопрос: с какого времени началось и какой смысл имело Празднование 7-го дня? Я очень сожалел, что обстоятельства не Позволили мне прослушать ход этой беседы во всех подробностях. По моему мнению, даже производя начало субботы от сотворения мира, от времени создания человека «в душу живу», по Писанию в новом завете должно поставить выше ее воспоминание о времени восстания Того, Кто есть «дух животворящий» ( 1Кор.15:45–49 ) 30 Приношения, творимые христианами на литургии, не составляют повторения единой жертвы Искупителя, а являются ее усвоением и воспоминанием. 32 На Полтавских курсах 1914 г., когда во время публичной беседы я и г. Хмелевский пред классной доской с мелом в руках считали седьмины в высчитывании адвентистских дат (2300 лет и 1844 года) у нас получилась разница на год – два. (Мисс. Обозр. 10. 1914 г. стр. 188). В хронологии до Рождества Христова очень трудно достичь полной точности. Заблуждение адвентистов, конечно. от того, или иного счета до Р. X. не перестает быть заблуждением. 35 В дополнение к обзору II-й главы приводим список царей Сирии и Египта. Цари Сирийские: Селевк Никатор, Антиох Сотер, Антиох Феос, Селевк Калинник, Селевк Керавн, Антиох Великий, Селевк Филопатор; Цари Египетские: Птолемей Лаг, Птол. Филадельф, Птол. Эвергет I, Пт. Филопатор, Пт. Епифан, Пт. Филометор, Пт. Эвергет II. Сын Антиоха Ввликого – брат Селевка Филопатора – Антиох Епифан. 36 По поводу этой собственности книги пророка Даниила блаженный Феодорит пишет: «В образец имеем евангельское учение. Ибо когда Господь сказал Апостолам о храме Iepycaлuмckoм: аминь, аминь глаголю вам не имать остати камень на камени, иже не разорится ( Мф.24:2 ), а потом Апостолы спросили: когда сия будут и что есть знамение Твоего пришествия? поскольку предложили они двоякий вопрос и Господь дает ответ нераздельно, говоря вместе и о том, что будет при кончине мира. Ηо таинники божественнаго ясно различают приличествующее и тем и другим временам. Так будем поступать и здесь, приводя на то надлежещия доказательства». Твор. ч. 4. Москва 1857. стр. 209.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Она рождает Сына. Этот Сын – Христос. Здесь, я уже повторюсь, не мариологическое толкование, здесь не Дева Мария. Здесь именно как бы народ Божий рождает Младенца. Ничего не говорится о Его земной жизни, ничего не говорится о Его распятии и воскресении. Он сразу возносится на небеса. Почему? А потому что вот как бы важно показать войну: войну жены и дракона. И дракон стоит, чтобы поглотить. Дракон красный. Вот тут начинается: красный дракон, СССР, там коммунизм, марксизм, и так далее… Это ерунда, конечно. Красный дракон – это символ воинственности. Война, кровь, поэтому красный дракон упомянут Конь рыжий – конь красный, который выходит, и он забирает мир с Земли. То есть он это война. Семь голов, десять рогов – а это откуда. Кстати, дальше идёт рога, хвосты. Семь голов, десять рогов. Значит, текст с одной стороны, прочитывается достаточно легко. С другой стороны, встает вопрос: а о ком идет речь. Вот 7 голов, 10 рогов. Это явная отсылка на Книгу пророка Даниила. Там рассказывается тоже о таком же драконе, он тоже появляется с рогами, там рога разного размера. Там расшифровывается очень понятно. Там вот это вот последний рог, который там будет говорить богохульно – это Антиох Епифан. Соответственно эти десять рогов это какие-то цари, которые сменяли друг друга. Для Иоанна это уже все закончилось. То есть Антиох Епифан умер в 150х годах до Рождества Христова, ну и соответственно, та вся самая сирийская держава тоже закончилась. То есть что делает Иоанн: он берёт символ, который уже известен, и переносит на какую-то реальность, какая есть сейчас. Какая реальность – и эта реальность прочитывается очень легко. Семь – это число полноты. Десять – это какое-то ограниченное число. Как прочитать? И очень легко прочитывается – семь холмов, на которых построен Рим. Десять голов – это десять императоров. Вот ко времени Иоанна как раз десять императоров было. До этого там у них были цари, но императором первый был Юлий Цезарь, который себя объявил императором; последний десятый император – это Домициан, который как раз и сослал Иоанна на Патмос. Семь холмов, десять императоров. Это прочитывается достаточно легко.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

После смерти царя египетского Птоломея Филопатора, Антиох Великий, царь Сирии, овладел Самарией и вступил в Иудею. Иудеи, недовольные жестокостью умершего царя египетского, сдались добровольно Антиоху и помогли овладеть Иерусалимскою крепостью, в которой находилось египетское войско. Антиох, в благодарность за это, дал им право жить по своим законам и повелел отпускать из своей казны необходимое для жертвоприношений в храме (Иос. Флав. Древн. Иуд. кн. 12, гл. 3). Селевк IV Филопатор. Покушение Илиодора ограбить храм Иерусалимский Селевк IV (Филопатор), преемник Антиоха Великого, нуждаясь в деньгах, послал своего главного министра, Илиодора, взять сокровища из храма Иерусалимского и принести к нему. Когда Илиодор с вооруженными людьми вошел в сокровищницу храма, здесь явился им страшный всадник на коне, весь в золотом вооружении; конь всадника поразил Илиодора передними копытами. В то же время явились двое светлых юношей и стали бичевать Илиодора. Он вынесен был из сокровищницы едва живым. Первосвященник Ония, боясь, чтобы не обвинили иудеев в убийстве его, принес жертву Богу о спасении его. Выздоровев, Илиодор принес благодарственную жертву Богу, и пред всеми свидетельствовал о делах Божиих, которые он видел своими глазами ( 2Мак. 3 ). Антиох Епифан, гонитель иудеев. Превращение храма Иерусалимского в идольское капище (5341 год от сотворения мира, 168 год до Рождества Христова) 526 Великое бедствие постигло иудеев, когда стал царем Сирийским Антиох Епифан 527 . Желая уничтожить в Сирийском царстве раздоры между своими разноплеменными и разноверными подданными, он написал повеление, чтобы все, живущие в царстве его, были одним народом. Как грек, он повелел им говорить и одеваться по-гречески и поклоняться идолам греческим. Поэтому и иудеям, под смертною казнью, запретил Богослужение по закону Моисееву и повелел поклоняться греческим идолам. В храме Иерусалимском, по его повелению, поставили идола Юпитера Олимпийского и стали приносить идольские жертвы. Всех, исполнявших обряды закона Моисеева, предавали смерти. Само имя Иудея было запрещено. Раз донеслось, что несколько иудеев ушли в пещеры праздновать субботу; их там сожгли ( 2Мак. 4:7–50; 5, 6:1–11 ; 1Мак. 1 ). Мученичество Елеазара, одной матери и семи сыновей ее 528

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 42, 5, 56, 209; Оп. 44, 184, 242, 364, 400, 486, 488, 489, 497. Соч.: Феофилактово обличение поморским ответам. М., 1745; Увещание к раскольнику//ПС. 1861. Т. 3. Окт. С. 183-205; Нояб. С. 295-334; Увещание Мошенскому игумену Иоасафу//Там же; [Проекты восстановления Патриаршества]// Попов М. С. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912. Прил. 4. С. 7-25, 28-36. Ист.: Дело об Арсении Мацеевиче, бывшем митрополите Ростовском//ЧОИДР. 1862. Ч. 3. Смесь. С. 134-194; ПСПИР. Царствование императрицы Елизаветы Петровны. Т. 1, 378; Т. 2, 534, 602, 658, 749, 755, 924, 934; ОДДС. Т. 19, 19, 103, 170, 250, 341, 348, 475, 503; Т. 20, 59, 333, 334, 359, 452; Т. 21, 47, 156, 635, 647, 660; Т. 22, 102, 138, 139, 140, 365, 366, 450, 474, 488, 555, 1122; Т. 23, 15, 62, 114, 176, 191, 203, 338, 339, 496; Т. 26, 148, 183, 239, 240, 306, 316, 323, 324, 331, 367; Т. 28, 212, 233; Т. 29, 13, 24, 98, 224; Т. 31, 3, 68, 69, 128, 129; Т. 32, 13, 50, 100, 173, 230; Т. 34, 111, 162, 207, 322, 373, 468, 547; Т. 39, 5, 24, 53, 56, 112, 123, 177, 236. Лит.: Об Арсении Мацеевиче как обличителе раскола//ПС. 1861. Т. 3. С. 349-393; Арсений Мацеевич, бывший митр. Ростовский//ЧОИДР. 1862. Ч. 2. Смесь. С. 1-44; Чистович И. А. Материалы для биографии преосв. Арсения//День. 1862. 15, 16, 19, 25; 1864. 39, 40; К-ов Г. Н. Арсений Мацеевич, митр. Ростовский, как проповедник//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 35-52; Сулоцкий А. , прот. К жизнеописанию Арсения Мацеевича//ЧОИДР. 1864. Кн. 4. Ч. 5; Знаменский П. В. Чтения из истории Русской Церкви за время царствования Екатерины II//ПС. 1875. Апр. С. 392-418; Иконников В. С. Арсений Мацеевич//РС. 1879. Т. 25. С. 577-608; Т. 26. С. 1-34, 177-197; Морошкин И. Я. , свящ. Арсений Мацеевич, митр. Ростовский, в ссылке//Там же. 1885. Т. 45. С. 311-338, 611-628; Т. 46. С. 53-86; он же. Обзор литературы об Арсении Мацеевиче//Библиограф. 1896. 2. С. 28-36; 3. С. 41-64; Попов М. С. , свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912; Покровский И. Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г.//ПС. 1907. Сент. С. 389-420; Нояб. С. 695-734; Молчановский А. Два проекта восстановления Патриаршества в России в XVIII в.//ЖМП. 1944. 12. С. 52-58; Опись б-ки Ростовского митр. Арсения Мацеевича 1763 года/Публ. Е. В. Синицыной//Ярославский архив: Ист.-краевед. сб. М.; СПб., 1996. С. 39-69; Смолич. История РЦ. Ч. 1. С. 182-205; Диомид (Дзюба), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001; Митров О. , свящ. Житие сщмч. Арсения (Мацеевича), митр. Ростовского//2000-летию Рождества Христова посвящается: Спец. вып. «Вестника архивиста». М., 2001. С. 151-194.

http://pravenc.ru/text/76190.html

Кафизмы читают иногда, обратившись лицом на запад; точно также читают и евангелие на утрени и литургии. На литургии, при служении патриарха после омовения рук в начале Херувимской песни, воду не разносят по народу, как в России; на великом выходе преклоняют колена, но вниз лицом не лежат. Описывая разности, Арсений относился к ним совершенно спокойно, и никаких упреков не высказывал. Не так смотрел он на некоторые неблаговидные обычаи восточных христиан; здесь иногда он являлся обличителем, хотя и по ним не делал никаких заключений о восточной церкви. Внимание великорусского путешественника останавливалось на следующих обычаях: 1) Арсений немало написал об отношениях православных христиан к инославным и иноверцам. Он замечал, что по платью греков от франков не отличить; платье носят греки мало, не все, все франкское, а инде и в церковь ходят заодно с франками; имеют с ними общение в пище и вступают в браки. В Иерусалиме Арсений был свидетелем обычной в праздники визитации между представителями разных вероисповеданий. Патриархи исрусалимский – православный и армянский посещали один другого, заходили в церковь ; патриарх армянский преподавал в православной церкви благословление, затем угощался у патриарха иерусалимского; также и паша турецкий заходил в церковь, и был у него в гостях. Арсений очень подробно описал эти посещения. 2) Арсений обращал внимание на нестрогое исполнение церковного устава и на несоблюдение благоприличия в церкви. В церкви, говорил он, стоят все, – как священники, так и миряне, – в чалмах, монахи ходят без мантий. О патриархе иерусалимском замечал, что он в постные дни ест сахар. Особенное внимание обратил Арсений на неблагочиние, происходившее в Вифлеемском храме на праздник Рождества Христова. Здесь, в самом храме ночевали все богомольцы и производили немало неблагочиния. Арсений тут же стал обличать непорядок. Проскинитарий Арсения Суханова не имел влияния на патриарха. Значение этому произведению стали придавать впоследствии раскольники; в нем они видели доказательство уклонения от православия греческой церкви, которое Арсений будто бы и был послан проверить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Во время одного разговора Сазиков как-то сказал: “Вижу, о. Арсений, молитесь Вы по памяти, книг-то церковных у Вас нет, а узнали мы, что кое-что достать можно. Серый с ребятами говорил, а те сказали, что есть”. “Бога ради! Прошу, ни у кого не отнимайте, грех на мою душу не берите”. “Да что Вы, о. Арсений! Все по-хорошему будет, никого не обидим. В зоне складик есть, все, что у заключенных отбирают, особенно у пришедших по этапу, – туда складывают. Узнали через верных людей, что есть там книги. Давно лежат. Решили ребята этот складик взять, ну я и сказал, чтобы книги церковные захватили. Рассказал, что и какие взять”. Заволновался о. Арсений, как это так? Стал ночью молиться и вроде бы к утру задремал и видит: вошел к нему монах-старец, благословил и говорит: “Не бойся, Арсений! Возьми, что нужно, и молись митрополиту Алексию Московскому . Господь не оставит тебя”. Благословил вторично и ушел, спокойный, величественный. Дня через два начался в бараке переполох, повальные обыски по баракам, вызовы в “особый отдел”, оказывается, уголовники разграбили склад сданных вещей. Прошло дней десять, и передает Серафим Сазиков о. Арсению две маленькие книжки – Евангелие и Служебник. Взял о. Арсений все с благоговением, отошел к нарам, раскрыл Евангелие и затрепетал от сознания необыкновенной милости Божией. Во внутреннюю сторону переплета врезан кусочек шелка размером сантиметра четыре квадратных, древний, пожелтевший, а под ним надпись: “Антиминс. Мощи святого митрополита Алексия Московского . 1883 год”, а рядом врезан овальный серебряный образок размером в 20-копеечную монету. Припал к святыне о. Арсений и возблагодарил Господа: “Господи! Боже Мой! Милостию Твоей жив, и дела Твои неисповедимы”. И заплакал от радости. “Вы, о. Арсений, как службу справите, так мне или Серому отдавайте, у нас не найдут, а у Вас сразу отберут. Не беспокойтесь, ничего не оскверним, все будет в целости”. Начались для о. Арсения дни, полные радости, работу дневную переделает, а ночью при моргающем свете читает Евангелие и правит службы, при подъеме на работу отдавал на хранение Сазикову.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/4

Забота о других Примером своей жизни и советами Арсений духовно помогал и другим детям. Обычно он общался с теми, кто помладше. Он собирал их в церковке святой Варвары, где они вместе читали Жития Святых, а Арсений побуждал их делать поклоны и поститься. Некоторые матери забеспокоились и стали удерживать своих детей от общения с Арсением. Родители мальчика, работавшего вместе с Арсением у одного мастера, испугавшись, что сын станет монахом, запретили ему дружить с Арсением, подвизаться и молиться вместе с ним. Позже этот юноша уехал работать в Германию, где трагически погиб. Его родители мучились угрызениями совести и говорили: «Уж лучше бы он стал монахом». Другого юношу, тоже фарасиотского происхождения, Арсений хотел взять с собой, когда собирался уходить в монастырь, — и с этой целью пытался уговорить его мать отпустить сына. Еще одного парня он поддержал в желании стать священником. Один священнослужитель, родом из Коницы, также признался, что последовать своему монашескому призванию ему помог еще бывший мирянином Старец Паисий. Арсений очень болел душой, желая, чтобы люди познали Бога. Некий старый пастух жил совсем один высоко в горах и был в церкви всего два-три раза за свою жизнь. Арсений нашел подход к этому человеку и сумел привести его ко Христу. У жившего в Конице мусульманина по имени Байрам заболела мать. Юный Арсений по ночам приходил в их дом, помогал ухаживать за больной. После этого Байрам захотел стать христианином. Как подмастерье плотника, Арсений получал небольшие деньги — и раздавал их в милостыню детям из сиротского приюта. Он также приводил бедных детей к себе в дом на обед. Житель Коницы, господин Апостолос Хаджирумбис, в своем письме, озаглавленном «Мои воспоминания об одном Святом», пишет: «С Арсением мы жили не близко — на разных улицах. Впервые увидев его, я поразился живости этого человека. Будучи подмастерьем плотника, он выделялся замечательной ловкостью, расторопностью, рвением, но больше всего — своей человечностью. Потом его мастер говорил: «Да, таких, как Арсений, больше нет!»

http://pravmir.ru/249925/

Помню слова о. Арсения, что молитва двух или трех человек, договорившихся просить об одном деле, если эта молитва идет от глубокой веры и чистого сердца, всегда сильна перед Господом и Матерью Божией. “Грех, – говорил о. Арсений, – для большинства людей неизбежен, так как человек живет на земле, но самое основное в жизни – отношение человека к Богу, обращение к Нему через молитву искреннюю, неформальную. Покаяние, исповедь, сознание греховности и совершение добрых дел, любовь к людям, животным, природе”. “Надо постоянно помнить, – говорил о. Арсений, – слова Писания: “Мне отмщение, и Я воздам” ( Рим. 12:19 ). Чувство мести не должно посещать нас, если оно приходит, надо бороться с ним молитвой, воспоминаниями жизни святых отцов наших, о том, как они боролись с этой страстью и побеждали ее”. Когда жажда мести одолевает нас, о. Арсений советовал встать на место того человека, которому ты хочешь мстить, и тогда станет понятно безрассудство твоих желаний. В этот же вечер он говорил о внимании к людям и о том, что надо уметь слушать человека, рассказывающего о своем горе, и, даже если тебе непонятны его поступки, надо посмотреть на его жизнь его глазами, вникнуть, но не осуждать. Жизнь настолько сложна, что человек в большинстве случаев не знает, как он поступит. Говоря, о. Арсений часто и подолгу смотрел на меня и, казалось, всю душу мою видел в эти моменты. Грех, совершенный мною, не исчез, он остался. Исповедью и покаянием я не сняла его, и ответ за содеянное придется держать на Суде Господнем, но исповедь и покаяние дали мне возможность полностью осознать поступки мои, и в признании отцу духовному как бы пригвоздили к позорному столбу и этим облегчили мое смятение душевное и дали понять ничтожность себя самой. Прощаясь со мною и благословляя, о. Арсений сказал: “Всегда помните и молитесь, просите и просите прощения. Греховность свою перед мужем не забывайте и многое прощайте ему”. Уезжала я успокоенная. В дороге и дома долго думала и пыталась понять, откуда знал о. Арсений об исповеди у о. Георгия, я никогда и никому не говорила об этом. Великий провидец душ человеческих был о. Арсений, взглядом своим проникал и читал он самое сокровенное и тайное, что у тебя имелось.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/6/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010