Верность такого взгляда на откровение о седминах подтверждается как прямым буквальным смыслом откровения самого, так и словами Господа, Остановимся на этих словах. В своей речи к ученикам, указывая признаки кончины Иерусалима и мира, Спаситель между прочим сказал: «когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте; тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» ( Мф.24:15–16 ). А евангелист Лука то же самое предречение Спасителя передаёт такими словами: «когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками: тогда знайте, что приблизилось запустение его. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» ( Лк.21:20–21 ). Ясно, что Спаситель говорит о разрушении Иерусалима и храма и под мерзостью запустения разумеет, очевидно, ту мерзость запустенья, которая должна проявиться при этом разрушении, воспоследовавшем от римлян. Вопрос только в том: на какое именно пророческое предсказание в книге пророка Даниила указывает Он? Кроме 9:27 в книге пророка Даниила предрекается ещё о мерзости запустения в 11:31 и в 12:11. Но в 11 и 12 гл. говорится о мерзости запустения, которую имел открыть в иерусалимском храме Антиох Епифан, этот ветхозаветный враг Церкви Господней и которая действительно проявилась там, когда по церковному указу истинное богослужение при храме было прекращено и вместо него введено идолослужение (1Макк.1). Поэтому во времена Иисуса Христа мерзость запустения, предсказанная в 11 и 12 гл., была предречением уже исполнившимся и не могла быть указываема Спасителем, как имеющая проявиться в предстоявшем тогда опустошении храма римлянами. Не могла быть она предсказываема и в прообразовательном т. е. в том смысле, что проявившись в прекращении истинного богопочтения при храме и в установлении там идолослужения во время Антиоха Епифана, как в прообразах, она имела в будущем проявиться ещё в новых фактах, прообразованных указанными фактами ветхозаветными, – говорим: не могла быть, это потому, что Антиох Епифан, по своим боговраждебным действиям будучи прообразом антихриста, не может быть в то же время назван прообразом исполнителя суда Господня над городом и храмом за убиение Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Бедствия своего народа, которые постигли иудейский народ, он целиком относил за счет греховности народа, когда народ отходил от Бога, а победы объяснял помощью Божией. Автор книг был человек, ревнующий о Боге, в полной мере сознающий, что борьба между языческими влияниями и обычаями Израиля ведется за то, чтобы восторжествовало истинное богопочитание. Поэтому он выступает, как противник всякой эллинизации, восхищается теми людьми, которые отдают свою жизнь за закон, за Храм и отвоевавшие религиозную свободу. Он своего рода летописец борьбы, который описывает то, как народ Божий очищался перед пришествием в мир Мессии. Александр Македонский царствовал 12 лет и умер и слуги его были владыками каждый в своем месте. И по смерти его возложили на себя венцы, и после смерти их сыновья их и, как сказано, умножили зло на земле. «И вышел от них корень греха — Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского» (1 Мак.1, 10). 1 и 2 глава говорят о том, что после завоевания Александра Македонского и разделения монархии сразу приходит гонение Антиоха Епифана. Описывается история иудеев в годы 324 по 176, т.е. в период подчинения Птолемеям, а десятилетие подчинения Селевкидам опускается. Автор начинает повествование с религиозно нравственной характеристики иудеев накануне восстания. Согласно этому описанию, религиозное общество, многие иудеи приняли нравы и обычаи эллинизма. В Иерусалиме образовалось греческое училище и многие оставили обряд обрезания. Когда воцарился Антиох Епифан, он решил совсем уничтожить все негреческие религии, в том числе иудейскую религию своей монархией. Возвращаясь из похода на Египет, он занял Иерусалим и разграбил все сокровища храма. Это 170-й год до Р.Х. А через год один из его начальников вновь осаждает Иерусалим, берет его штурмом и вновь предает грабежу и насилию. Иерусалим запустел, Храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха о введении единой греческой религии у всех, подвластных ему народов. Многие из иудеев, предав закон Моисея, приняли эти языческие обычаи, а надзиратели начали повсеместно возводить алтари греческим богам.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

Апокалиптические книги приписыгваются различным мудрецам древности. Не только Еноху, но также Мелхиседеку, некоторым реально существовавшим пророкам: Моисею, Исайе. Есть апокалиптическая книга, посвященная Ною, в которой Ной говорит от себя. Короче, это целый поток, из которого ветхозаветная Церковь приняла только Книгу Даниила. Она была написана в самых критических обстоятельствах. Дело в том, что когда мы касались с вами Исторических книг, я говорил вам о попытке уничтожить библейскую религию, которая имела место во II веке до нашей эры. Напомню вам еще раз об этих обстоятельствах, кратко. После раздела империи Александра Македонского Палестина и Сирия находились под властью Селевкидской династии, и один из правителей, Антиох Епифан, около 170 года до нашей эры пытался распространить свою власть и на Египет. Но тут вмешались римляне. В это время Рим, который боролся с Карфагеном и одолел его, боялся распространения влияния соперников; и когда Антиох высадился, его встретили римские отряды во главе с сенатором, который сказал: «Уводи войска». Антиох, крайне раздосадованный, но понимая, что не может тягаться с римлянами, ответил, что просит время на размышление. Тогда сенатор, как рассказывает нам летопись, начертал вокруг него на земле круг и сказал: «Думай здесь». Это было вежливое указание, что «думай немедленно, сейчас». Пришлось «собраться с вещами» и уходить. Антиох отступил, но будучи в крайней досаде, начал сплачивать всех, кто был в его владениях. Ему хотелось создать некое единство в своем государстве, столицей которого была Антиохия — город в Сирии. Сейчас этот город исчез — на его месте небольшая арабская деревня. Так вот, царь Антиох IV (его называли Епифан или Эпифан , что значит «явленный бог», так как он был убежден, что через него явился Зевс на земле), вероятно, был очень одаренным человеком, но странным и, может быть, немного безумным; но политически он был человеком достаточно дальновидным. Он начинал процесс, как бы мы теперь выразились, «идеологической обработки» всего населения своей державы, процесс создания моноидеологической структуры. И все религиозные доктрины, верования, традиции, культы, которые там существовали, должны были быть окрашены в эллинистический цвет с добавлением культа самого Антиоха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Став великим на востоке и юге, рог проявил затем своё уже чрезмерное величие в отношении к славной земле. В виду пророка он так вырос и сделался до того великим, что досягнул величием своим до воинства небесного и повергал на землю от этого воинства и от звёзд и топтал их. Согласно с объяснением ангела (ст. 24), воинство небесное, попираемое рогом, обозначало собой народ святых. Так как под рогом разумеется Антиох Епифан, то под народом святых нужно разуметь ветхозаветный народ израилев. Он называется народом святых в силу его призвания быть святым народом ( Исх.19:6 ); так как среди него обитал Сам Бог и Его откровение, причём не принимается во внимание степень святости отдельных членов народа. Сравнение этого народа с воинством небесным имеет своё коренное основание в том, что Бог, царь Израиля; называется Богом воинств; и хотя под воинствами небесными обыкновенно разумеются звёзды небесные, или ангелы, но точно так же называются воинствами Иеговы и колена израилевы, выведенные Богом из Египта (см. Исх.7:4, 12:41 ). Как на небе ангелы и звёзды образуют воинство Господне, так на земле в ветхом завете образовали это воинство сыны израилевы; и как ангелы называются святыми в силу святости их природы, так сыны израилевы назывались святыми в силу их избрания. Как Бог, царь израилев, имеет свой престол на небе, так и Израиль имеет своё истинное отечество на небе и в очах Божиих является подобным звёздам небесным. Такое сопоставление служит к тому, чтобы злодейские деяния Антиоха против Израиля выставить как преступление против самого неба и небесного порядка вещей. Злодейские действия рога относительно звёзд небесных проявились в том, что он некоторые из них повергал с неба на землю и с презрением топтал их. Это говорило пророку, что Антиох Епифан в своих злых действиях против народа Господня многих членов из этого народа погубит (исполнение чего мы и находим в сказаниях книг Маккав., см. 1Макк.1:24, 30, 32, 37; 1Макк.8, см. 2Макк.9:10); но на этом не остановится. В виду пророка рог «досягнул величием до князя воинства» 45 , стал оказывать своё посягательство на Самого Господа, Бога израилева, Его права, власть. Это посягательство на Бога, это восстание против Него Самого рог проявил в том, как, согласно Божию предсказанию, раскрывает пророк, что истинное богослужение, главное содержание которого составляли жертвы, во всей его всецелости, в какой оно совершалось во храме, было насильственно отменено сим рогом 46 и место святилища осталось заброшенным, запустелым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Причём Папа Римский вообще Папа Римский – не какой-то конкретно, а вообще Папа Римский. Были и другие подсчеты, но ведь дело вот в чем. Это имя связано вот с этим драконом, с этим зверем, с этим животным. То есть надо искать где-то в этом звере. И, по мнению толкователей, расшифровывается: кесарь (или цезарь) Нерон, вот он там совпадает, всё совпадает. Причем совпадает, даже так интересно, что есть рукописи, в которых цифра стоит 616. Не 666, а 616, и это тоже хорошо получается, потому что по-гречески Нерон, а по-латински Неро. И вот как раз «ню» – «н», как раз дает 50. 666,616. Но дело-то не в том, что это вот конкретный Нерон. Нерон – это тот, кто первый начал гонения, вот это вот животное. А это животное взято с Антиоха Епифана, как бы списано. Антиох Епифан – гонитель. То есть там Антиох Епифан гонитель, здесь Нерон гонитель, сатана гонитель. То есть имя этого зверя – это знак гонителей Церкви. А кто гонитель Церкви? Священное Писание называет его антихристом. Что хочет показать Иоанн – он хочет показать, что вот это имя – это имя антихриста. Когда человек принимает эту печать, он принимает власть антихриста. Вот в чем особенность. То есть не важно, какое там имя будет написано, какое зашифровано, самое главное, что это принятие власти антихриста, вот о чём здесь имеется в виду. Вот как бы две главы. Повторяю, в самом начале я сказал: я расшифрую символику, но не буду говорить, как это относится к современности или к будущему, я этим не буду заниматься. Не знаю, повторюсь, являлся ли паспорт Российской империи печатью антихриста, не знаю. То, что я читаю и вижу: печать зверя – это признание власти антихриста. Спасибо. Пожалуйста, ваши вопросы. Когда дракон был низвержен на землю, он в сильной ярости на ней пребывает – с одной стороны, это последние времена; с другой стороны, он ограничен своей силой, да? Как сейчас он действует?  Воюет с верующими, воюет со святыми. Мы все прекрасно чувствуем влияние этого зверя на себе. Не забывайте: здесь речь не только о внутренних гонениях, но и реальных физических, за которыми стоит сатана.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

8:24–25 сильных... многих. Пророк говорит о праведных иудеях. Владыки владык. Так Даниил называет Бога. но будет сокрушен не рукою. Антиох IV Епифан не был убит и не погиб в сражении, а умер от физического или нервного расстройства в 164 г. до Р.Х. Описание его смерти см. в 1Мак. 6,1–16 и 2Мак. 9,1–28 . 8 сокрой это видение. Букв.: «запечатай». ибо оно относится к отдаленным временам. Походы Александра Македонского (333–323 гг. до Р.Х.) имели место почти через двести лет после данного видения Даниила, относящегося приблизительно к 550 г. до Р.Х. В свою очередь, Антиох IV Епифан царствовал еще полстолетия спустя, в 171–164 гг. до Р.Х. Глава 9 9:1–27 Даниил повествует о полученном им откровении. Откровение следует за молитвой пророка, в которой тот исповедал грех народа Божиего, признал справедливость опустошения Иерусалима и просил милости Божией ради восстановления города и храма. 9 В первый год Дария, сына Ассуирова. См. ком. к 5,30.31 и 6,1. Слово «Ассуир» следует, скорее всего, рассматривать не в качестве имени собственного, как один из титулов царя. Первый год Дария соответствует 539 г. до Р.Х. 9 семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. Относительно того, что считать началом и концом этого семидесятилетнего периода, и следует ли выражение «семьдесят лет» понимать как обозначение срока человеческой жизни или видеть в нем указание на определенный период, мнения специалистов расходятся. Одни предполагают, что данный период начинается с 586 г. до Р.Х. (с год разрушения Иерусалима Навуходоносором) и длится до завершения восстановления храма Зоровавелем в 516 г. ( Езд. 6,13–18 ). Другие начинают его отсчет от того года, когда сам Даниил был уведен в плен (605 г. до Р.Х., см. ком. к 1,1); в таком случае очевидно, что Даниил осознавал близость окончания семидесятилетнего срока. 9:4–19 В молитве Даниила воплотилось понимание им заветных отношений между Богом и Его народом, предусматривающих благословение за послушание и наказание за отступничество (ст. 5, 7,11,12,14; Лев. 26,14–45 ; Втор. 28,15–68; 30,1–5 ). Сходная молитва приводится в Неем., гл. 9. Данный отрывок делится на четыре части: обращение (ст. 4), исповедание греха (ст. 5–11), признание того, что Бог справедливо покарал беззаконие Своего народа (ст. 11–14), просьба к Богу быть милостивым к Израилю ради имени, царства и воли Его (ст. 15–19). Проникнутая духом раскаяния и смирения (ст. 3), молитва Даниила служит образцом того, какой должна быть всякая молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так, Евион учил, будто «Иисус был сын Иосифа и Марии, рожденный обыкновенным образом, но после, за добродетельную жизнь, избранный в Сына Божия чрез Христа, который сошел на него свыше в виде голубине» (св. Епифан. О ереси 30, гл. 13 и 18: твор. т. 1, стр. 137–138, 142. Кельн, 1682 г.). Керинф хулил, будто «Иисус произошел от Иосифа и Марии по обыкновенному закону человеческого рождения, но поскольку он всех превзошел премудростию и добродетелию, то верховный Бог послал Христа, который и сошел на него после его крещения в виде голубине» (св. Епифан. О ереси 30 гл. 14, 16, 18: твор. т. 1, стр. 138–139. Кельн, 1682 г. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 26: твор. стр. 105. Париж, 1710 г.). По лжеучению Артемона, «Спаситель был просто человек» (Евсев. Церк. истор. кн. 5, гл. 28, стр. 314. Спб. 1848 г.). Феодот, отрекшись Спасителя в Византии, ушел со стыда в Рим и там разглашал, будто «Иисус был не истинный Бог, а простой человек, рожденный от Девы наитием Святого Духа» (Барон. Церк. летоп. под 196 г.). Павел самосатский утверждал, что «в одном нашем Христе две ипостаси и два лица, и что два Христа и два Сына: один – Сын Божий по естеству, прежде существовавший, а другой – Христос только по имени, и сын Давида, прежде не существовавший, а начавший существовать во времени, и получивший имя Сына по благоволению, подобно как город получает имя владетеля и дом имя строителя» (Христ. чтен. 1840 г. ч. 4, стр. 4.). Диодор тарсийский писал, будто «иной есть сын, родившийся от семени Давидова от Девы Марии, и иной есть Сын, сущее от Бога Отца Слово, которое хотя и было соединено с тем сыном, но только по достоинству, по важности, по равенству чести» (Св. Кирилл. александр. 1 посл. к Сукцессу: твор. т. 5, ч. 2, стр. 135. Париж, 1638 г.). Феодор мопсуестский выражался: «Произшедший от семени Давидова и родившийся от Девы имеет одно человеческое естество, и уже после рождения помазан Духом Святым, для утверждения в добродетели, а не есть Бог Слово, Сын, единородный Отцу, который, по слову апостола Павла, родился без матере» (Феодор. мопсуест. прот. Аполлинария кн. 3: 2 снош. V bceлehck. собора у Ф. Ляббея). Пелагиае говорили: «Иисус Христос был простой человек, правильным употреблением свободы своей заслуживший то, что сделался храмом Сына Божия» (преп. I. Кассиан. О воплощ. кн. 1, слово 3. чл. 6). Ива едесский писал: «Исповедуем храм и Сына Божия, живущего в нем» (Ивы Письм. к Марию Персу: Ф. Лябб. Собр. собор. т. 4, стр. 661).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

62–63. Кельн, 1682 г.). Коринфиане, почитавшие Иисуса Христа обыкновенным человеком, происшедшим от семени Иосифа и Марии, но при крещении получившим Духа Святого, сошедшего на Него тогда от верховного Бога в виде голубине, не в целом составе принимали евангелие от Матфея, в котором излагается родословие Иисуса Христа, как воплотившегося Бога (св. Епифан. О среси 28, гл. 1: там же, стр. 110. 113). Они же и евиониты, ревнуя об исполнении обрядового закона Моисеева, заставляли своих последователей обрезываться, и потому отвергали послания апостола Павла, которого почитали отступником от закона за то, что учил: аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует ( Гал. 5:2 ), или: иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте ( Гал. 5:4 : св. Епифан. О ереси 28, гл. 5: – стр. 113. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 26: твор. стр. 105. Париж, 1710 г. Евсев. Церк. истор. кн. 3, гл. 27, стр. 159–160. Спб. 1848 г.). Катафриги, утверждавшие, будто обетованный Спасителем Утешитель ( Ин. 14:16 ) был исступленный и неистовый первоучитель их Монтан (св. Кирилл. иерусал. 16 оглас. слово: твор. стр. 278. Москва, 1855 г.), отвергали Деяния апостольские, в которых говорится, что Утешитель сей сошел на апостолов ( Деян. 2:1–4 : бл. Август. Письм. 237: твор. т. 2, стр. 644. Антверпен, 1700 г.), а катафригам подражали в этом манихеи (бл. Август. там же), учившие, будто Утешителем сим был ересеначальник их злочестивый Манес (св. Кирил. иерус. там же: – стр. 279.) Преемник Кердона Маркион, понтиец, учивший о Боге высшем или добром, выдавая его за Отца Иисуса Христа, и низшем или злом, усвояя ему творение мира, и затем утверждавший, что о сем последнем говорится в законе и пророках, для разрушения которых со всеми делами его первый Бог послал к иудеям Иисуса Христа в образе человека (св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 26: твор. стр. 105–106. Париж, 1710 г.), отметал из евангелия от Луки три первые и наибольшую часть четвертой главы (оно начиналось у него так: В пятое надесять лето владычества Тиверия, Бог сниде в Капернаум град галилейский и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Елеазар был всеми уважаемый за свою ученость и добродетельную жизнь 90-летний старец. Когда сирийский наместник в Иерусалиме потребовал, чтобы он вкусил идоложертвенного свиного мяса, в знак отречения от закона Моисеева, Елеазар отвечал, что он согласен скорее умереть оставить Бога отцов своих. Ему обещали пощаду, если он покажет хотя вид, что есть идоложертвенное мясо, но благочестивый старец сказал: «не посрамлю седин моих таким лицемерием и не дам юношам соблазнительного гримера. Если я избавлюсь мучений от руки человеков, то избавлюсь ли от руки Всемогущего? Нет, иду на смерть и покажу молодым людям, как должно умирать за святой закон». И он с мужеством испустил дух под ударами палачей. Между многими иудеями, твердыми в своей вере, однажды: представлена была Антиоху Епифану женщина, но имени Соломония, с семью сыновьями. Чтобы принудить их к принятию язычества, Антиох приказал их сечь бичами и воловьми жилами. Но, не смотря на жестокие удары плетей, старший из сыновей Соломонии с твердостью сказал царю, «мы скорее умрем, чем преступим отеческие законы». Антиох воспламенился гневом и повелел отрезать ему язык, отрубить пальцы на руках и ногах, содрать с головы кожу, и потом живого еще жарить на сковороде. Прочие братья и мать должны были смотреть на его мучения. После него таким же образом мучимы были и другие пять братьев. Все они умерли с полной надеждой на воскресение для жизни вечной. Оставался седьмой, самый младший брат. Царь ласками и обещаниями старался склонить его к отречению от веры, но напрасно. Епифан приказал матери уговорить отрока и тем сохранить для себя хоть одного из семи сыновей. Мать подошла к сыну и сказала: «дитя мое! я с таким трудом и нуждою воспитывала тебя: не отрекайся от Бога, Которому мы поклоняемся; умри так же, как братья твои, чтобы мне встретить тебя с ними в блаженной жизни». Выслушав свою мать, отрок обратился к мучителям и сказал: «чего вы ожидаете? Не думайте, что я послушаюсь вас и нарушу законы, данные нам чрез Моисея. А ты, царь, причинивший столько зла иудеям, не избежишь суда Божия. Среди жесточайших мучений ты признаешь, наконец, что Бог Израилев есть един Бог вселенныя». Раздраженный Епифан подверг юного исповедника самым жестоким мученьям. После него была сожжена и доблестная Соломония. § 105. Подвиг Маттафии (168 л. до Рожд. Хр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Это – Антиохия, где немало было людей, любивших «предлагать друг другу вопросы, входить в словопрения о бесполезном», «доискиваться чего-либо сверх написанного в Никее» (Афанасий. Послание к антиох. III, 195), и Сирия (Творен, св. Епифан. 5,176); затем Египет, приведённый «в великое смятение» (Творен, св. Епифан. 5,177) разнообразием учений (ср.: Афанасий. Послание к Максиму. III, 353 сл.); и древняя Ахаия с Коринфом во главе, епископ которого вынужден был обратиться с особым посланием к св. Афанасию по поводу возникших там горячих споров и состязаний (Афанасий. Послание к Эпиктету. III, 329 сл.). Таким образом, к 60-м гг. IV в. почти весь Восток был уже охвачен стремлением выяснить ближе Лицо Богочеловека, точно сформулировать учение об отношении Его Божества к человечеству. Возникновение новых ложных учений и новых споров в Церкви не могло не обратить на себя внимания виднейших деятелей. Собранный в 362 г. св. Афанасием собор в Александрии и был первым православным собором IV в., который занялся обработкой христологической доктрины. Высказав своё осуждение новых мнений, собор в силу своих примирительных стремлений не входил в подробное их обследование; он старался лишь о том, чтобы «довольствоваться и пользоваться теми речениями, какие употреблены в Никейском исповедании». Но его значение и состоит в том, что его христологическая деятельность подняла ещё больший интерес к вопросам этого рода и побудила партии к точной формулировке своего учения, к разделению их на типичные христологические группы. Во главе группы, которая по преимуществу стремилась выставить на вид Божеское достоинство и природу Христа, стал Аполлинарий, епископ Лаодикии. В 363 г. в послании к царю Иовиану, сохранившемуся до нашего времени в «Слове о воплощении», приписанном св. Афанасию, он уже точно формулирует своё учение об одной природе Бога Слова воплощённой. В 60-х гг. Аполлинарий явился центром, около которого объединялись люди различных христологических воззрений с докетическим характером.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010