Бедствия своего народа, которые постигли иудейский народ, он целиком относил за счет греховности народа, когда народ отходил от Бога, а победы объяснял помощью Божией. Автор книг был человек, ревнующий о Боге, в полной мере сознающий, что борьба между языческими влияниями и обычаями Израиля ведется за то, чтобы восторжествовало истинное богопочитание. Поэтому он выступает, как противник всякой эллинизации, восхищается теми людьми, которые отдают свою жизнь за закон, за Храм и отвоевавшие религиозную свободу. Он своего рода летописец борьбы, который описывает то, как народ Божий очищался перед пришествием в мир Мессии. Александр Македонский царствовал 12 лет и умер и слуги его были владыками каждый в своем месте. И по смерти его возложили на себя венцы, и после смерти их сыновья их и, как сказано, умножили зло на земле. «И вышел от них корень греха – Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского» ( 1Мак. 1:10 ). 1 и 2 глава говорят о том, что после завоевания Александра Македонского и разделения монархии сразу приходит гонение Антиоха Епифана. Описывается история иудеев в годы 324 по 176, т.е. в период подчинения Птолемеям, а десятилетие подчинения Селевкидам опускается. Автор начинает повествование с религиозно нравственной характеристики иудеев накануне восстания. Согласно этому описанию, религиозное общество, многие иудеи приняли нравы и обычаи эллинизма. В Иерусалиме образовалось греческое училище и многие оставили обряд обрезания. Когда воцарился Антиох Епифан, он решил совсем уничтожить все негреческие религии, в том числе иудейскую религию своей монархией. Возвращаясь из похода на Египет, он занял Иерусалим и разграбил все сокровища храма. Это 1 70-й год до Р.Х. А через год один из его начальников вновь осаждает Иерусалим, берет его штурмом и вновь предает грабежу и насилию. Иерусалим запустел, Храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха о введении единой греческой религии у всех, подвластных ему народов. Многие из иудеев, предав закон Моисея, приняли эти языческие обычаи, а надзиратели начали повсеместно возводить алтари греческим богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ожесточенная борьба Сирии и Египта будет продолжалась вплоть до Маккавейского восстания (166 г. до Р.Х.). – и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему ( Дан. 11:45 . Сирийский царь Антиох Епифан (175–164 гг. до Р.Х.) отличался непомерной надменностью. Находясь в состоянии сатанинской гордости, он кощунственно считал себя равным Богу (2Макк.9:12). Антиох Епифан предпринял опустошительный поход против Египта, но восстания в различных областях заставили его уйти из пределов Южного царства. Он расположился станом между Средиземным морем и Иерусалимом. Однако во время своего возвращения Антиох скончался между Антиохией и Экбатанами, пораженный страшной болезнью: Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью (2Макк.9:28). Пророчества, содержащиеся в книге Даниила о судьбах восточных монархий (от царства Новуходоносора до Римской империи), важны для раскрытия путей Божественного Промысла, приготовлявшего исторические условия для прихода в мир Спасителя мира и проповеди Благой вести о Царстве Небесном. Изумляет полнота и точность пророческого видения будущего пророка Даниила. Отличается ли канунная вода (18 января) от воды крещенской (19 января)? иеромонах Иов (Гумеров) Благодать освящения подается воде одна и та же, как в Навечерие Богоявления (5/18 января), так и в сам день праздника Богоявления (6/19 января): один общий праздник и один и тот же чин молебна. Основание для великого освящения воды в Навечерие (5/18 января) заключается в том, что в этот день совершается Великая праздничная вечерня, которая соединяется с Литургией святителя Василия Великого . Следовательно, праздник уже начался. В сам день Крещения Господня совершается великое повечерие, торжественная Утреня и Литургия святителя Иоанна Златоуста . В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало уставной традицией. В древней Церкви для этого была важная причина: накануне этого праздника совершалось крещение оглашенных. Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки св. Пророка Иоанна Предтечи. Разница между первым и вторым освящением том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления шли на реку Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Равно, тот же Антиох Епифан своего племянника устранил от престола, под личиною его опекуна. Также и Египетского царя стремился лишить всего, под видом покровительства ему. Самая тирания его над Святыми Вышняго прикрывалась политической разумной идеей утвердить царство на религии и крепче соединить подданных единством религии. – И вот, таким образом, очи, яко очи человечи в розе том! И уста глаголюща великая, то есть «горделиво». Такая мысль раскрыта в истолковании: и словеса на Вышняго возглаголет, и Святых Вышняго смирит, и помыслит пременити времена и закон (ст. 25). Это есть сокращение самой истории Антиохова преобладания над Иудеею. Так точно пророчество! Когда Антиох Епифан предписывал всем подданным своим всеобщую религию, которой сам не верил (ибо он, по пророчеству 11 гл., признавал за божество только мужество или собственную дерзость), когда после светлых еще удостоверений в Божественной силе, осеняющей Иерусалим и храм, он излил всю антихристову ярость свою на этот святой город и храм: то явно, что он поднял гордую свою выю против Самого Всевышнего. В его действиях против Иудеев замечается издавна и ругательство над святыней, самое злобное нетерпение веры в Иегову. О том, как он смирял святых Вышнего, и говорить излишне, когда он сам лично в три дни избил 40000 Иудеев, и столько же продал, – и когда потом, после разных жестоких и кровопролитных насилий, исповедники веры были предаваемы мучениям, и самое имя Иудея запрещено. Ненависть к истинной вере простиралась до того в этом мучителе, что не только храм был наполнен языческими мерзостями и не было ни жертв, ни праздников церковных, но самые книги священные были истребляемы огнем. Время мучительств и гонений этого царя так определяется в истолковании Ангела: и дается в руку его даже до времени, времен и полувремени, то есть «и они (святые с своим законом и священными временами) отданы будут в руки его на время, времена и полувремена». Взяв во внимание, что тоже слово jad, время, какое здесь употреблено, употребляется в книге Даниила в значении года (это в предречении скотоподобного состояния Навуходоносора на 7 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Он потерпел поражение, но чрез 13 лет усилился. Некоторые иудеи поддерживали Антиоха. И «мышци юга» т. е. полководцы Египта не могли противостоять ему. 17–19 ст. Антиох обручил дочь свою Клеопатру за царя юга, надеясь взять Египет хитростью, но замысел его не удался. Антиох Великий погиб, будучи пред тем побежден некиим вождем (Луцием Сципионом, братом Сципиона Африканскаго). 20 ст. Селевк Филопатор послал в Палестину Илиодора с попыткой ограбить храм. 21. Презренный брат Филопатора – Антиох Епифан. 22 etc. Антиох Епифан хитростью устранил сына Селевка Димитрия. Он – потом – поднял руку свою на вождя завета, на представителей богоизбранного народа. Он действовал лестью и коварством. 25–27 ст. смотрите 1Мак.1:16 . 28 ст. – 2Мак.1:20–24 . 29–30 Антиох пошел в Египет, но – по рассказу Ливия и Юстина – Попилий Лен угрозой вернул его в Сирию. Корабли Киттимские – корабли римские (землею Киттим обозначаются Македония и Италия). 30–31 ст. С досады Антиох осквернил Палестину, при содействии отступников, он прекратил богослужение и поставил статую Юпитера 35 . 32–35 – см. 1Мак.1:11–15 ; 1Мак.1:24–32 ; 1Мак.1:54 ; 1Мак.2:16–48 ; 2Мак.5:13 . 2Мак.6:2 ; 2Мак.6:7–11 ; 2Мак.9 главу. Антиох, как известно, скончался пораженный от Бога страшною болезнью. 31-й и 36-й стихи 11-й главы Даниила подтверждают понимание 9–14 и 23–26 стихов 8-й главы непосредственно по отношению к Антиоху Епифану. 12-я глава книги прор. Даниила Как уже мы говорили выше, апокалиптическое пророчество книги пророка Даниила имеет типологический характер. Подобно тому, как Господь Спаситель в 24-й главе евангелия от Матфея говоря о разрушении Иерусалима, предсказывает имеющее быть при кончине мира, так и пророк Даниил, созерцая откровение о последних временах Еврейского народа, видит и то, что имеет быть при кончине мира 36 . 1 ст. Михаил – один из покровителей дорогого для пророка народа Еврейского. По связи с предыдущей главой речь идет о тяжком периоде времен Антиоха Епифана и скорби при конце мира (ср. Мф.24:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Пролог Троиц. 33 – БАН 17.11.4 – пергаменная рукопись в 1°, разделенная на 2 части: РГБ, ф. 304/1, Главное собр. библиотеки Троице- Сергиевой лавры, 33 (текст на сентябрь–ноябрь) и БАН 17.11.4 (текст на декабрь-февраль); написана уставом в два столбца, пометы и исправления сделаны другими чернилами и почерком, следовательно, над памятником также работали не менее двух писцов. Текст представляет собой проложные чтения – жития и слова – на сентябрь- февраль, с включением житий русских святых. Традиционно Пролог датировался началом XV в.; по уточненным данным А. Л. Лифшица, памятник следует датировать рубежом XIV–XV вв. или самым началом XV в., поскольку в уставном письме рукописи сравнительно немного инноваций [Лифшиц 2003, с. 99]. Как и в рукописи Троиц. 22, в Прологе Епифан выступает как старший писец [Там же]. Однако, по наблюдениям М. Г. Гальченко, в почерках и особенностях письма рукописей Троиц. 22 и Троиц. 33 – БАН 17.11.4 есть ряд различий [Гальченко 2001, с. 224–225, 232], что ставит под сомнение участие в работе над Прологом писца Епифана ( Епифания Премудрого ?). Сборник житий Троиц. 34 – пергаменная рукопись в 4°, на 183 листах, написана несколькими переходными начерками от устава к полууставу, что было характерно для письменности Северо-Восточной Руси первого десятилетия XV в. О XV в. говорит и сохранившийся переплет рукописи – доски с желобками на длинных и коротких торцах, кожа с характерным тиснением [Лифшиц 2003, с. 99–100]. По составу памятник представляет собой сборник переводных житий четырех святых: Евфимия Великого (л. 1–69), Епифания Кипрского (л. 69–144 об.), Иоанна Кущника (л. 145–157), Марии Египетской (л. 157–183). По мнению Б. М. Клосса, над сборником работали 3 писца, причем Епифаном – старшим писцом рукописи – были переписаны л. 1 –2,5–7 об., 69 об,–157, 183, а также сделаны приписки: «Кирие евлогисонъ патеръ» (л. 145); «...4 час нощи погремел...» (л. 153); «Докса си о феосъ, списа жизнь Коуш...» (л. 156 об.); «Кирье воифи тонъ (Господи, помоги) Епифан... ющюуму» (возможны варианты: «Епифаниющю уму» или «Епифану списающюуму») (л. 157); по-гречески с переводом: «Господи Исусе Христе, сыне Божий, помилоуй мя» (л. 183 об.). Второй писец переписал л. 2 об,–4 об., 8–69, третий – л. 157–183, причем в обоих случаях ошибки исправлены рукой первого писца [Клосс 1998, с. 94–95].

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Как сказано, «под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве». Пророк Даниил объясняет причину, почему царь Антиох смог совершить эти великие преступления. Ответ дает ему некий облик человека, который появился над рекою Улая. «И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое». Этот облик потом явился Деве Марии – это был сам архангел Гавриил. Мы часто представляем, что архангел Гавриил – это некий юноша, но это совсем не так. Писание описывает архангела Гавриила, как мужа Божьего, имеющего суровый облик, который своим видом приводит всех в трепет и ужас. Архангел Гавриил объяснил Даниилу, что стало причиной беззакония: «Отступники наполнят меру беззаконий своих». Причина появления Антиоха Епифана заключается в том, что израильский народ превысил меру своих преступлений. Согласно книге Маккавейской, перед тем как пришел Антиох Епифан, в общине иудейской был первосвященник Ионнай, который был очень прогрессивных взглядов. Он утверждал, что все Моисеево устарело и обветшало. Закон иудейский нужно отбросить или реформировать и стать на передовые позиции, активно перенимать греческую культуру. Для этого он сначала ввел гимнастии – гимнастический зал, где занимались нагими, что было для евреев мерзостью. А собственно гимнастиями они назывались, по той причине, что перед началом занятий нужно было пропеть гимн языческим богам Геркулесу и Дионису. Чтобы быть с новой культурой, первосвященник Ионнай, устраивает гимнастии прямо под Иерусалимским Храмом. Потом он начинает приветствовать единство культурных мероприятий, для этого он начинает участвовать в празднике Диониса, который сам и ввел в Иерусалиме. Только после таких экуменистическо-синкретических беззаконий и приходит Антиох Епифан, только после того, как иудейский народ стал поклоняться греческим обычаям – язычеству. Иудеи очередной раз стали тяготиться своей особенностью, что они не такие, как прочие народы. Многим христианам сегодня не нравится, что они не такие, как прочие люди, и хотят быть как все народы. И вот как раз, когда такое начинается, приходит злодей, которого ждали, и он как бы доводит до логического конца то, что начали делать уже сами отступники. Евреи хотели получить греческую культуру? Вот вам греческая культура, в вашем Храме! Она будет вас убивать, резать – вот вам греческая культура, самая настоящая!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Теперь мы догадываемся, что маститый историк был неправ: в свете современных разысканий может быть выявлен образ «бессменного и не умирающего» летописца Троицкого монастыря в виде существовавшей в течение многих поколений литературной традиции, уникальной как по составу славных и даровитейших своих представителей, так и по беспрецедентной длительности творческой жизни (с конца XIV в. и до настоящих дней) 148 . Каждый из троицких писателей внес немалую лепту в прославление обители, ее святынь, в разработку многовековой монастырской истории. Первым в этом ряду, не только по порядку, но и по своей значимости, должно быть поставлено имя одного из самых выдающихся писателей русского средневековья Епи-фания Премудрого, создателя грандиозных агиографических полотен – Жития Стефана Пермского, Жития Сергия Радонежского, Похвального слова Сергию, а также стилистически неотъемлемой от перечисленных творений Троицкой летописи (см. 13 главу части III). В сентябре 1380 г. некий монах Епифаний в Троице-Сергиевом монастыре был занят перепиской книги Стихирарь (РГБ, Троиц. 22). Свое имя писец назвал сразу же на первом листе рукописи: «Многогрешный раб Божий Епифан в недостояньи своем написа си». Еще Е. Е. Голубинский 149 выдвинул предположение о тождестве писателя Епифания Премудрого и писца Епифана Стихираря 1380 г. В настоящее время имеется возможность расширить поле наблюдений, привлечь новые материалы и превратить, таким образом, догадку Е. Е. Голубинского в непреложный факт. Наше доказательство распадается на ряд пунктов. 1) Помимо того, что оба монаха носили одинаковое имя Епифаний, оба они имели своим небесным патроном одного святого – епископа Епифания Кипрского . Для писца Епифана это следует из его приписки под Стихирой на 12 мая в честь Епифания Кипрского : «Господине святый Епифан Кипрский, съименниче мой, елеисон ми» (л. 98). Соименность же писателя Епифания Премудрого древнему епископу выводится из идентичнего прозвища: в заголовке Пространной редакции Жития Сергия значится: «списано от Премудрейшаго Епифаниа» (вариант – «Премудрого»); но в древнерусской литературной традиции и Епифаний Кипрский известен с тем же самым наименованием: так, еще составитель Повести временных лет (начало XII в.) сделал ссылку под 6618 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Антиох Епифан послан для того, чтобы наказать объязычившихся евреев. Евреи начали, как мы помним с вами, уже ходить в гимнастии, поклоняться Дионису, участвовать в греческих мистериях» («Толкование книги пророка Даниила» Священник Даниил Сысоев). Антиох Епифан, «благодаря» своим отрицательным качествам и тому, как он придет к власти, будет править и чем закончит, в Священном Писании представлен еще и в как прообраз Антихриста: («Книга пророка Даниила» 8:9-23). В это время, поднимает восстание священник Маттафия, отказавшийся от предложений предателей отступить от веры предков и выполнить волю царя. О чем это говорит? О том, что, уважая власть как таковую, и предпочитая власть безвластию, а значит хаосу, благочестивые люди не должны идти на компромисс со своей совестью, несмотря на то, что к такому компромиссу призывает тот или иной правитель. Маттафия открыто выразив свое несогласие с действиями адептов «нового мирового порядка» и ушел со своими сыновьями и единомышленниками в горы, развернув против отступников партизанскую войну. Тут нужно отметить еще один момент. Ведя боевые действия против партизан Маттафии, враги заметили, что воины за веру и на войне чтут субботу не воюя в эти дни, чем они неоднократно и пользовались. В таких условиях, Маттафия принимает решение на военном совете отказаться во время ведения боевых действий от соблюдения субботы. Мы затронули еще один аспект - военную составляющую Маккавейских книг. Собственно военная история Израиля, в том числе восстание Маккавеев против господства Селевкидов, рассматривается в работе Хашима Херцога и Мордехая Гишона «Библейские сражения». Отсылая к ней уважаемых слушателей, отмечу здесь лишь вопрос соблюдения религиозных предписаний на войне. Вместе с Маттафией сражались его сыновья: Ионафан, Симон - «муж совета», но особенно прославился военными талантами третий сын Маттафии Иуда, прозванный «Маккавеем» - «Молотом», после гибели Иуды его дело продолжилось его братьями и единомышленниками, также получившими наименование Маккавеи.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

Из рассказа о переводе книг Священного Писания на греческий язык, при Птоломее Филадельфе, видно, с какою тщательностью первосвященники Иудейские хранили целость и неприкосновенность своих священных книг. Да и вообще, невероятным и несогласным с премудростью Божией представляется то, чтобы Господь мог допустить конечную погибель священных книг, долженствовавших иметь всемирное значение, и, чтобы Он потом вновь продиктовал их все через одного вдохновенного человека. Наконец, что касается числа книг, возобновленных, будто бы, Ездрой по вдохновению, их коих 24 ему повелено было обнародовать, а остальные 70 – скрыть и передать для хранения мудрым из народа; то полагают, что под первыми разумеются древние, или канонические, книги ветхозаветного Писания, а под вторыми – так называемые, апокрифические, – напр., книга Еноха, завещание 12-ти патриархов, молитва Иосифа и многие другие, о которых упоминает Иосиф Флавий 1242 , и позднее – св. Епифаний Кипрский 1243 . 1208 Именно: первая каноническая книга Ездры, вторая – тоже каноническая (в нашей Библии, носящая имя Неемии), и третья – неканоническая (в нашей Библии называющаяся 2-й книгой Ездры). 1236 Сирийские цари: 1) Селевк Никатор, 2) Антиох Сотер, 3) Антиох Феос, 4) Селевк Каллиник, 5) Селевк Керавн, 6) Антиох Великий и 7) Селевк Филопатор. Цари Египетские: 1) Птоломей Лаг, 2) Птоломей Филадельф, 3) Птоломей Евергет, 4) Птоломей Филопатор и 5) Птоломей Епифан. 1239 Так, первые два пера суть – Антигон, полководец Александра Македонского и сын Антигона Димитрий, воевавшие против Селевка Никатора, первого царя сирийского, и против Птоломея Лага, первого царя египетского. Оба эти лица погибли в борьбе. Третье и четвертое перо, устремившиеся к господству перед пробуждением большой головы суть: Илиодор, отравивший Селевка Филопатора, и сын Илиодора Димитрий. Пятое и шестое перья, которых съела средняя голова орла суть дети египетского царя Птоломея Епифана, Птоломей Филопатор и Птоломей Фискон, которых сирийский царь Антиох Епифан, дядя их, своим нападением на Египет совершенно смирил и лишил возможности вредить сирийскому могуществу. Последние два подкрыльные пера суть – самозванец Александр Балис, выдавший себя за сына Антиоха Епифана и Димитрий Никатор, ведший междоусобную войну с Александром (см. исслед. о 3-й кн. Езд., Шаврова). Читать далее Источник: Обозрение исторических книг Ветхого завета, составленное ректором Владимирской духовной семинарии, протоиереем Михаилом Херасковым и одобренное Святейшим синодом для употребления в духовных семинариях в качестве учебного руководства. – 3-е изд. – Владимир-губернский: типо-лит. В.А. Паркова, 1897. – XIV, 432 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Второе событие — это праздник в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. В начале XII века на Руси и в Византии одновременно произошли похожие чудеса. К этому периоду относится борьба Византии с кочевниками-иноверцами. Во время одной битвы византийский император Мануил увидел сияние, исходившее от иконы Спасителя. Оно распространилось на все войско и во врагов вселило ужас, а в православных воинов — мужество и веру в победу, которая и была одержана благодаря этому чуду. В тот же год и в тот же месяц на Руси случилось нечто подобное. Князь Андрей Боголюбский пошел войной на кочевников, постоянно досаждавших русским землям. Во время битвы также от иконы — на сей раз от иконы Божией Матери — исходило сияние. Это чудо вдохновило князя Андрея и его воинов — благодать Божия одновременно вселила мужество в православных и малодушие в язычников. Третье празднование посвящено памяти святых мучеников Маккавеев, которые были приверженцами партии Маккавеев, восставшей против Антиоха Епифана — сирийского царя, но грека по происхождению. Епифан хотел заставить все подвластные ему народы, в том числе и иудеев, поклоняться идолам. Тогда иудеи подняли против него восстание, во главе которого стояли сыновья священника Маттафии. Один из них, Иуда, из-за странной формы головы получил прозвище Маккавей, что значит «моло-тообразный». Это был очень мужественный и талантливый полководец: с небольшими своими отрядами он сумел разгромить огромные полчища Антиоха Епифана. Маккавей погиб от руки иноверца, однако дело его не погибло: Иудея отстояла свою религию, в то время единственно истинную, или, как бы мы сейчас сказали, православную. А те братья, память которых мы сегодня празднуем, также называются Маккавеи, поскольку они были приверженцами партии Маккавеев. Они мужественно пострадали от язычников, потому что не захотели принимать заблуждения, которые им навязывал Антиох Епифан, и с верой в воскресение мертвых отдали свою жизнь Богу. Эти три совершенно разных события будто бы волею случая соединены в праздновании в один день.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010