Разделы портала «Азбука веры» Отечество – 1) родина; 2) отчизна; страна по отношению к тому человеку, «отцы» которого (предки) жили в этой стране (на территории этой страны)/родина его народа; 3) Небесное Отечество – место блаженного пребывания святых. Понятие отечество не следует считать синонимом государства , бывает, что нечистые на руку политики комуфлируют свои агрессивные войны защитой отечества. Цитаты об Отечестве «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле». Еф.3:14-15 «…Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего». Евр.13:14 «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа». Фил.3:20 «Христиане живут в своём отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всём, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна… Находятся на земле, но суть граждане небесные». мученик Иустин Философ «Послание к Диогнету » «Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например, московский житель – москвич, новгородский житель – новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в Небесном Отечестве, “которого Художник и строитель Бог” ( Евр.11:10 ). И называются гражданами этого города. Город сей – Иерусалим небесный… Кто с верой, с надеждой и усердием ищет вечных благ, тот не обманывается, а получает их, так как «верен Обещавший» ( Евр.10:23 ). Трудись и ты и сей ныне, сей с верой и надеждой. Не бойся: семя не погибнет. В руки нищих даешь, но в руках Христовых даваемое обретается и с великим прибытком к тебе возвратится. Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой – на небесах. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” ( Мф.6:19-20 ). Не опасайся, там сокровенное сокровище все цело будет и в последний день перед всем светом произнесется, и объявится, и отдастся тебе, и будет неотлучно с тобой во веки веков». свт. Тихон Задонский Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/otechestvo

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Письма о людях, которые нас удивили 8 мин., 11.08.2018 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.                                                                                       Евангелие от Матфея 8:5—10   Подвиг обыкновенный В один из моих поездок — я летел из Симферополя в Москву — я стал свидетелем чуда. Женщина родила ребенка у меня на глазах, прямо в самолете. Самое удивительное, конечно, не в самом этом факте, а в том, как среагировали те, кто оказался в этот момент рядом. Врачей на борту не было, и когда у роженицы начались схватки, ей на помощь пришла 23-летняя безработная москвичка Софья, по профессии — просто массажист, и одна из стюардесс. Я видел своими глазами, как Софья, стоя на коленях у лежащей на полу салона и истекающей кровью женщины, принимала на свои руки младенца — до этого ни разу не принимая родов! — потом реанимировала новорожденную девочку. Ребенок родился на 29-й неделе, весил чуть больше килограмма и, появившись на свет, уже не дышал... Софья ртом отсосала у умирающего ребенка слизь из ротика и носика, потом сделала ему искусственное дыхание. И случилось чудо: малышка зашевелилась, задышала и тихонько заплакала! А в эту минуту наш самолет, стотонная махина «Эйрбас-320», словно пушинка, коснулся посадочной полосы — мы совершали экстренную посадку в Харькове... Командир корабля знал, что в салоне рожает женщина, он держал штурвал так, словно за спиной у него стоял ангел.

http://foma.ru/pisma-o-lyudyax-kotoryie-...

Теперь перенеситесь мысленно в древний Иерусалим того именно времени, когда царствовал в нём благочестивый Езекия, вообразите себя во храме в ту минуту, когда входит в оный Езекия вместе с двором и народом своим и с богохульным письмом Рапсака от лица Сеннахирима в руках, – что ж вы здесь видите и слышите? Видите царя и народ, по вскрытии и прочтении письма сего пред лицем Божиим, сначала смиренно, в знак глубокого уничижения и сознания своего недостоинства, павшими на землю, а потом усердно и пламенно, с горькими слезами на глазах, и с тяжкими вздохами и стенаниями в сердце, с преклонением колен и воздеянием рук, молящимися. Что слышите? Слышите царя, голосом громким и твёрдым, но сильно растроганным и слезами нередко прерываемым, возглашающего сию умиленную молитву: Иегова воинств, Боже Израилев, восседший на Херувимах! Ты один Бог всех царств земных, Ты сотворил небо и землю: приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога Живого. Подлинно, Господи, цари Ассирийские опустошили все страны и всю землю, и богов их повергли в огонь – поскольку это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, а потому они и истребили их. И ныне Ты, Иегова, Бог наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства, что Ты Иегова един ( Ис.37:16–20 ). А народ в это время безмолвствует, но безмолвствует не просто, а сопровождая молитву царя и своим глубоким вниманием и своими всеусильными благожеланиями. В чём же состояли сии благожелания? Эту тайну открывает нам настоящий псалом задолго до события, дабы, по совершении события, тем легче и вернее мы могли уразуметь оную. Услышит тя Господь в день печали, так начинается псалом сей, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит ( Пс.19:2–5 ). Предыдущее соображение показало нам, что здесь мы слышим тайный голос народа, на молитву царя своего ответствующего своими также молитвенными благожеланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

То есть это была реальная опасность для маленького народа, общины Аврама, исходящая именно от хананеев и ферезеев. Собственно, в Книге Бытия и не говорится о возникновении еврейского народа, в Книге Бытия говорится о возникновении дома Авраама, семейства еврейского. А вот Книга Исход рассказывает о возникновении еврейской нации. Как Гумилев писал: «На Куликово поле пришли рязанцы, коломенцы, москвичи, а ушли – русские». Так и в Египте жили разные евреи, с разным характером, темпераментом, с разными родословными, но когда совершался исход, море разделилось на две части, и между ними единый пророк всех их повел – они, евреи, стали единым народом под водительством Божиим, как и под водительством Великого князя Московского Димитрия Донского родилась русская нация! И это единство они, евреи, к сожалению, сейчас потеряли, потому что сейчас ни одно общество, ни один народ в мире так не раздроблен, как еврейский народ. По опросам, которые проводятся в государстве Израиль, 60–70% людей еврейской национальности называют себя атеистами, то есть – неверующими. Там проводятся гей-парады не только в Тель-Авиве, но и в Иерусалиме, святом городе! Очень тяжелая ситуация! Подобная безнравственность царила в Израиле и в первом веке: апостол Иоанн Богослов пишет об Иерусалиме, какой разврат царил «на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» ( Откр. 11:8 ). Как известно, Господа Иисуса Христа распяли в Иерусалиме, который в Апокалипсисе предстает перед нами и «духовно (то есть аллегорически, – О. С.) называется Содом и Египет». Можно предположить, что Книга Откровения рассказывает нам о последних днях Иерусалима, когда он будет хуже древнего Содома и хуже Египта. Далее мы читаем: « И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою… » ( Быт. 13:8 ) Аврам понимает, что раздор – это опасно! Особенно в пути! Помните, что в Нагорной проповеди сказано? – «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» ( Мф. 5:25 ). В пути может все что угодно произойти! « И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники » ( Быт. 13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя ( Пс.25:6–7 ). Давид продолжает исчислять свои частные поступки, в которых надеялся найти для себя оправдание пред Богом и, как показали последствия, действительно нашёл оное, в такой притом обильной мере и степени, что не только при жизни, но и по смерти своей, не только для себя самого, но и для своих потомков, и не только ближайших, но и отдалённых, и даже для самого града, в котором он жил и который назывался его именем, пользовался особенным благоволением Божиим; так у пророка Исаии Сам Бог говорит устрашённому нашествием Сеннахирима Езекии: защищу град сей еже спасти его, Мене ради и ради Давида раба Моего ( Ис.37:35 ). Замечательно также, что поведение Давида в Писании повсюду представляется потомкам в пример подражания, и не иначе, как только под условием, когда они будут вести себя подобно ему, обещается им милость и помощь Божия и всякого рода блага земные и небесные; так Бог сыну его Соломону глаголал: ты же, аще ходити будеши предо Мною, якоже ходил Давид, отец твой, и сотвориши по всем, яже повелех тебе, и повеления Моя и судьбы Моя сохраниши, и воздвигну престол царства твоего, якоже завещах Давиду отцу твоему, глаголя: не отнимется от Тебе муж вождь во Израили ( 2Пар.7:17–18 ). Тем более должно быть занимательно и поучительно для нас всё то, что о самом себе он сказывает, ибо и мы его потомки по вере во Христа, от его чресл изшедшего, но нашей плоти и крови, по апостолу, приобщившегося и нас Своею Пречистою Плотию и Кровию питающего. Умыю, говорит он, в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя, т. е., я омываю руки мои невинностию и обхожу жертвенник Твой, Господи! Что же это значит? Это значит то же, как если бы кто из нас имел смелость указать о себе: я ни в чём не погрешаю против ближнего своего и верно служу Богу моему, или что то же: я свято исполняю весь закон Божий в отношении к человекам – всегдашнею к ним справедливостию, доброжелательством и благотворением, а в отношении к Богу – верою и благочестием, усердно посещая храм Его, вознося к Нему молитвы и проповедывая дивные дела Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Что же он говорит о сем предмете? Говорит, что хотя он не пользовался сим правом, проповедуя слово Божие на своем содержании, но это не значит, что он как будто бы не имел сего права: напротив право это от него неотъемлемо, как и от всякого служителя слова евангельского; уступал же он сие право, по своей доброй воле, для другой высшей цели, для вящшего успеха в благовествовании: Не сотворихом, говорит он, по области сей, но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову ( 1Кор. 9:11 ). И в каких выразительных чертах он высказывает мысль о неотъемлемости сего права! Как победоносно и торжественно он побеждает и низлагает каждым новым своим словом всякого противомыслящего! Но прежде всего он выставляет коринфянам основание своего права в отношении к ним. Если я, напоминает он им, для других не Апостол, то по крайней мере для вас: ибо вы печать моего Апостольства в Господе ( 1Кор. 9:2 ). Затем, указывая на пример прочих Апостолов, и в числе их братий Господних и Кифы, или Петра, которые и сами и семейства их невозбранно и неблазненно получали пропитание от новообращенных к вере во Христа, вопрошает: ужели мы не имеем права у вас есть и пить? Ужели не имеем права водить с собою жены и сестер, как прочие Апостолы и братия Господня и Кифа? Или я один и Варнава не имеем власти не работать ( 1Кор. 9, 3–6 )? Вот первое доказательство неотъемлемого права проповедников Евангелия. Сила его состоит в следующем, совершенно твердом, верном и строго-логическом умозаключении: если прочие, так называемые, предние Апостолы и мнимые столпы Церкви, братия Господни Симон и Иуда и первоверховный Петр бесспорно пользуются содержанием от общества веующих: то бесспорно также и в равной степени тоже самое право принадлежит и мне и Варнаве и всякому, подобно нам исполняющему посольство о Христе в служении слова и спасении ближних. За сим следует ряд доказательств, не менее сильных и действительных, заимствованных из разных сфер жизни обыкновенной в обществе благоустроенном, из круга военной службы и из обычаев и правил земледелия, садоводства и скотоводства. Какой, говорит он далее, воин служит когда либо на своем содержании? Или кто, насадив виноград, не ест плодов его? Или кто, пася стадо, не ест молока от стада? Так, заключает он, и священнодействующие должны питаться от святилища, и служащие олтарю с олтарем могут делиться. Вы наша паства, которую мы и в зной дневный, и в холод нощный пасем о Христе и для Христа словом истины и охраняем оружием правды во святыню; вы наш виноград, насажденный и насаждаемый руками нашими в таинственном над вами и для вас священнодействии, неусыпно охраняемый молитвенным бдением и орошаемый росою благодати Божией, нашими устами низводимою. Как же нам вашим млеком и вашими плодами не пользоваться?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Этим в молящихся высказывается вера во всемогущество Божие, т. е., что для совершения дел самых трудных и, по-видимому, невозможных, довольно произнести одно имя Божие, но произнести достойным его образом, и тогда невозможное сделается возможным. В самом деле, не достаточно ли было Моисею с своим народом, в виду врага его преследующего, стоящему на берегу Чермного моря, призвать только имя Божие, чтобы открыть в море верный путь к своему спасению? Что вопиеши ко Мне? – вопрошает его Бог, – рцы сыном Израилевым, и да путешествуют ( Исх.14:15 ); и Израильтяне, по слову его, пошли, и море расступилось пред ними, дав им в себе проход свободный и немокренный, а Фараона, со всем воинством вслед за ними вступившего, покрыло волнами своими. Не достаточно ли было также апостолам только назвать имя Господа Иисуса, чтобы изгонять бесов, исцелить всякого рода больных и воскресить мёртвых? Не сам ли Господь обещал им это, и даже не им только одним, но и всем вообще истинно-верующим? Знамения веровавшим, глаголал им, сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возьмут, аще и что смертно испиют, не вредит их, на недужныя руки возложат, и здрави будут ( Мк.16:17–18 ). И не сбылось ли это на самом деле? Апострол Пётр подходит к хромому от рождения и говорит ему: во имя Иисуса Христа Назорея востани и ходи, и хромой поспешно встал и пошёл ( Деян.3:6–8 ). Таким же образом поступали и все другие, и обо всех их священный дееписатель свидетельствует, что именем Иисусовым многи силы сотвориша. Почему также обещается здесь помощь от Святого и заступление от Сиона, т. е. от храма, на горе Сионе построенного: послет ти, сказано, помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя Господь ( Пс.19:3 )? Потому что Езекия, веря обетованию Божию о храме, данному Соломону: и ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои послушни к молению места сего; и аще посрамлены будут людие Мои, на них же призвано есть имя Мое, и помолятся, и взыщут лица Моего, и Аз услышу с небесе и милостив буду грехом их ( 2Пар.7:14–15 ), не в другом каком-либо месте, а именно во храме надеялся найти себе помощь и защиту, и для того именно и пришёл сюда со всем народом своим и, так сказать, принёс Богу молитвенную жалобу на обиду и посрамление, Ассирийским царём ему нанесённые.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Я хотел бы также выразить свою благодарность преподавателям и сотрудникам следующих учебных заведений: Свято-Владимирской Православной Духовной Академии (Крествуд, Нью-Йорк) – моей Alma Mater, Pontificio Collegio Russo (Рим, Италия), где я провел весенний семестр 1987 г., посвященный работе в библиотеке Восточного Папского института, и, конечно, Фордхемскому университету (Нью-Йорк) – за интеллектуальную и материальную помощь. К сожалению, невозможно упомянуть здесь всех, кто оказал мне помощь в написании этой работы. Тем не менее я хотел бы особо выделить диакона Кеннета Павла Веши, жертвенно взявшего на себя нелегкий труд редактирования английского оригинала этого текста, Елеану Силк, осуществившую компьютерную верстку, и Сандру Труэкс, внесшую в текст многочисленную правку. Последнее было бы невозможным без помощи Григория Дормана и протоиерея Фомы Хопко , предоставивших автору для этой цели свои компьютеры. Я глубоко признателен москвичу Александру Кантору, который откликнулся на мою просьбу и отыскал в московских библиотеках несколько необходимых мне редких публикаций, а также моей матери, Брониславе Зиновьевне Букчиной, переписавшим эти статьи от руки, чтобы послать их для меня письмом в далекую Америку. Я также хотел бы поблагодарить библиотекаря Св.-Владимирской Академии Стефана Осиповича Бескида, часто делавшего невозможное, чтобы найти нужные книги. И, наконец, помощь Барбары Коста – секретаря кафедры средневековой истории Фордхемского университета – была для меня просто бесценной. Необходимо выразить благодарность и приснопамятному протоиерею Сергию Булгакову , которому я обязан названием своей работы – оно является частичным заимствованием названия его брошюры “Карл Маркс как религиозный тип” ( Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип. Париж, 1929). Ну и, конечно, необходимо отметить, что за все возможные ошибки и недостатки этой работы никто из вышеперечисленных лиц ответственности не несет. Александр Дворкин. Крествуд. Нью-Йорк, 1988 г. «И сказал [Самуил]: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим. И рабов ваших, и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела. От мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами. И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушать голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами; и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.» ( 1Цар. 8:11, 13–20 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яко сотворил еси суд мой и прю мою: сел еси на престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый; имя ею потребил еси в век и в век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом ( Пс.9:5–7 ). В сих словах псалмопевец объясняет причину почему он находит необходимым славословить и благодарить Бога. Потому, говорит он, славлю Тебя, Господи, что Ты даль мне суд и защиту и воссел на престол, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки, навсегда. У врага совсем не стало мечей, и города Ты разрушил; погибла память их с шумом. Ничего не может быть справедливее, как сия благодарность и сие славословие Богу, творящему суд и правду. Но в сем славословии и благодарности достойно особенного замечания то, что пророкодарственный Давид усмотрел правду Божию там, где другой на его месте, быть может, и не подозревал бы её, или нашёл бы только правду свою, а правды Божией вероятно не стал бы даже и доискиваться. Вот обстоятельства, в которых он, как приметно из его собственных слов, в то время находился. Враждебные народы, окружая его царство, многократно вторгались в пределы оного, вносили меч и огонь в мирные селения и разным образом оскорбляли и притесняли его подданных. Но между многими врагами особенно беспокоил его один, который отличался от прочих и своим богатством и могуществом, и многочисленностию войск и неприступностию стен и крепостей и личною храбростию, искусством и опытностию в брани, и сильным влиянем на других, и наибольшим ожесточением против Давида. Давид всё это знал и видел, скорбел духом и однако ж молчал; он был в сие время, по его же выражению, яко глух не слышай, и яко нем, не отверзаяй уст своих, или якочеловек не слышай и не имый во устех своих обличения ( Пс.37:14 ); ибо он, подобно тому, как после учил Апостол, не желал воздавать злом за зло, но хотел благим победить злое, не желал также отмщать сам за себя, помня слова Господа: Мне отмщение, Аз воздам, но благодушно предавал судьбу свою и народа своего Богу, судящему праведно ( Рим.12:17,19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не возмогут составити ( Пс.20:12 ). В сих словах заключается новая причина, почему Бог, в праведном гневе Своём, подвергает, или, вернее сказать, подвергнул уже врагов Своих и вместе врагов Езекииных таким тяжким наказаниям. Почему же? Потому, отвечает пророк, что они восстали против Тебя, Господи, с злым намерением, составили злой умысел, которого однако ж не могли исполнить: яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не возмогут составити. В чём же состояло это зло, с которым в сердце своём обратились они противу Господа Бога, Владыки неба и земли, и что это за советы или замыслы, которые они составили против Него в уме своём? На сей вопрос совершенно ясный и обстоятельный ответ находим мы в словах Ассирийского военачальника Рапсака, приступившего к стенам Иерусалима с хулою не только против Езекии, но и против Бога Израилева. Выслушайте, говорит он громким голосом к народу Иудейскому, стоявшему на стенах Иерусалимских, наязыке еврейском, след., для всех понятном, выслушайте слова великого царя Ассирийского; так говорит царь: да не обольщает вас Езекия, он не может спасти вас. Да не обнадёживает вас Езекия Богом, говоря: Бог избавить нас, не будет отдан город сей в руки царя Ассирийского. Не слушайте Езекии, пусть он не обманывает вас, говоря: Бог спасёт нас. Спасли ли боги народов земли свои от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сеперванена? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так не ужели Иегова (Бог Израилев) один спасёт Иерусалим от руки моей ( Ис.37:13–20 )? Таким образом, упоминаемое пророком, зло против Господа состояло, во-первых, в хуле на благочестивого Езекию, с клеветою притом открытою, что будто он обольщает и обманывает народ свой, говоря, что Бог избавит его и град от руки царя Ассирийского, между тем как Езекия говорил чистую правду, с искренним убеждением в правоте своего верования. Хулу же и клевету на людей благочестивых, а тем ещё более на помазанников Своих Господь Бог приемлет за личное Себе Самому оскорбление, и за то со всею строгостию клеветников и хульников наказывает, как наказал Он некогда Корея, Дафана и Авирона.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010