е. фарисейским), от коих не получили пользы державшиеся оного. Мы имеем жертвенник от которого питаться не имеют права служащие сени. Поскольку тела тех животных, которых кровь первосвященник вносит для очищения греха во святилище, сожигаются за станом. Посему и Иисус, дабы освятить народ своею кровию, пострадал за вратами. Будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву славы, т. е. плоды уст прославляющих имя Его ( Евр.11:9–15 ). Подражайте мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и преподанное мною держите, так как я преподал вам. Ибо я от Господа самого принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан, взял хлеб, и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите сие есть тело мое, за вы ломимое, сие творите в мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в моей крови, сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание. (1Кор,11:1–2, 23–25). Таким образом Иудейское Богослужение, как ограниченное, и несовершенное, должно было уступить место Христианскому всеобщему и совершеннейшему, священство Левитское, по чину Ааронову, должно было замениться священством Христовым, по чину Мелхиседекову; жертвенник закона, обагряемый тысячью кровавых жертв – престолом благодати, повседневно окропляемым и освящаемым единою бескровною жертвою, служение сени служением истине, проповедание письмени убивающего возвещением глаголов живота вечного, бездушные гусли, кимвалы и органы ветхозав. служения духоносным пением, обряды плотские порабощающие – обрядами духовными и таинствами священными, возсозидающими растленное естество и приводящими нас не в соприкосновение только, но в ближайшее соединение с самим Господом. ядый мою плоть, вещает сам Он, и пияй мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем. Живу не ктому аз, свидетельствует о себе Апостол Павел, но живет во мне Христос, а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего Мене и предавшего себе по Мне ( Гал.2:20 ), Честная нам и великая обетования даровашася, взывает Апостол Петр, да сих ради будете Божественного причастницы естества ( 2Пет.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И в каких трогательныхсловах и выражениях, с каким глубоким уважением и нежною чувствительностию к священной особе Саула, как царя своего и помазанника Божия, сообщил он ему своё обличение, держа в руках своих воскрилие его. Господине царю, воззвал он вслед Саула, при выходе его из пещеры, и когда Саул при сем воззвании оглянулся назад и узнал в говорящем Давида и своё воскрилие, тогда Давид, пав лицом своим на землю, поклонился ему и сказал так: для чего ты слушаешь наветников, уверяющих тебя, что я ищу души твоей? вот ты ныне видел собственными очами, что Господь предал мне тебя в вертепе, но я не захотел убить тебя и пощадил жизнь твою, говоря в себе: не изнесу руки моей на государя моего, потому что он помазанник Господень. И вот воскрилие одежды твоей в руках моих; я взял его, но не убил тебя: уверься же теперь и уразумей, что нет во мне злобы против тебя, ни нечестия, ни пренебрежения к тебе, и я ни в чём не согрешил пред тобою, а ты ищешь души моея, чтоб исторгнуть её; да судит Господь между мною и тобою и да защитит меня Господь от тебя, рука же моя не будет на тебе. Царь Израилев! рассуди и помысли, против кого исходишь ты с войском своим и за кем ты гонишься? Не за псом ли умершим и не за блохою ли единою? В другой раз, когда Давид с Авессою войдя ночью в Зифский лагерь Саулов и похитив у него копие с сосудом от возглавия его, на другой день, с противоположной горы показывая копие и сосуд, упрекал телохранителей Сауловых в небрежном охранении безопасности царевой, то, обратившись к самому Саулу, так говорил ему: почто ты гонишь раба твоего, царь и государь мой, в чём я согрешил пред тобою и какая оказалась во мне неправда в отношении к тебе? И ныне да послушаешь, государь мой-царь, смиренных слов раба своего: если Бог побуждает тебя против меня, то да будет благовонна жертва твоя, а если сыны человеческие, то прокляты они пред Господом, потому что изгнали меня ныне из достояния Господня, говоря: пойди, служи богам чужим. И ныне да не падет кровь моя на земли пред лицем Господним, ибо царь Израилев вышел искать души моей и гонит меня, как нощный вран по горам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И потому, далее говорит он: Иегова, Господи наш! Ты вознес величие Твое превыше небес. Чем и как? Тем, что в устах юных и грудных детей устрояет Себе хвалу, вопреки враждующим против Тебя, дабы сделать безмолвным врага и мятежника. Когда взираю на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которыя Ты поставил: то что есть человек, что Ты помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами, славою и красотою увенчал его. Поставил его владыкою над делами рук Твоих, все положил к ногам его, овец и волов всех, и диких зверей, и птиц небесных, и рыб морских, ходящих морскими путями ( Пс.8:3–9 ). Надобно быть какому-нибудь чрезвычайному случаю в домостроительстве Божием о судьбе человека, чтобы внушить песнопевцу сии торжественные слова и такое восторженное изумление. Что же это за случай? Когда и где Творец и Владыка неба и земли в устах юных и грудных детей устроял Себе хвалу? Когда и где явил Он Своё особенное благоволение к человеку? Случай сей открывает нам Сам Иисус Христос, когда, не задолго пред спасительными страданиями Своими, торжественно входя во Иерусалим, и, с одной стороны, видя отроков, взывающих к Нему: осанна сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, а с другой – архиереев и книжников, негодующих на то и вопрошающих Его: слышиши ли, что сии глаголют? отвечал им словами сего самого псалма. Ей, сказал Он им: несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу? А на особенное благоволение Божие к человеку указывают Ангелы, воспевшие при рождении Христовом: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение, и апостол Павел, который остальную часть сего псалма прилагает прямо к Сыну Божию, для спасения человеков соделавшемуся человеком, рассуждая следующим образом: не Ангелом покори Бог вселенную грядущую, говорит он, засвидетельствова же негде некто, глаголя: что есть человек, яко помниши его, или сын человеческий, яко поспешаеши и умалил еси его малым нечим от Ангел, славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку Твоею: вся покорил еси под нозе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И то, что странствия еврейского племени по Ближнему Востоку мало отражены в исторической памяти других народов, также не удивительно. У любого народа есть как бы две истории: как он сам воспринимает свой исторический путь – и как он представляется его ближним и дальним соседям. Израиль не исключение. То, что в исторической памяти израильского народа могло быть грандиозным чудом или катастрофой, для Империи могло казаться незначительным эпизодом, происшедшим с одним из варварских окраинных племен. И сегодня москвич, рассказывая заезжему американцу о нравах Сталина, может ни словом не упомянуть о насильственных переселениях чеченского народа… Когда Блаватская находит нечто удобным для себя, она не только выдумывает или перевирает библейские сообщения. Ее излюбленный прием – «творческий перевод» текстов (в том числе и библейских). Текст измочаливается так, что из него исчезают все мысли, несогласные с теософией, но зато влагаются доктрины отчетливо оккультные. Например, в библейской книге Иова есть поразительное исповедание веры древнего страдальца: «А я знаю – Искупитель мой жив и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его» ( Иов. 19:25-27 ). В «переводе» Блаватской этот текст звучит так: «Я знаю, что мой Заступник жив, и что он встанет на мою защиту позднее на земле; и хотя после кожи и само мое тело рассыплется в прах, все же даже тогда без плоти я увижу Бога» 206 . Библейская вера в телесное Воскресение («во плоти») заменяется на обычный спиритуализм («без плоти»). А затем и вообще оказывается, что Иов отнюдь не к Богу взывает – «Иов обращается к своему собственному бессмертному духу, который вечен и который, когда придет смерть, освободит его от гнилого земного тела и облечет в новую духовную оболочку» 207 . Здесь уже остается только вспомнить предупреждение ап. Павла: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры… через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» ( 2Тим. 4:1-2 ). Ведь достаточно хотя бы раз прочитать книгу Иову, чтобы в буре всех ее вопросов расслышать хотя бы одно: для Иова Бог есть Бог, и эту тайну Божией свободы никак не растворить в пантеизме. «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы перед Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, каким Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне…» ( Иов. 23:3-5 ). Это что – похоже на речь к своему собственному я?

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

И тогда мы с особой остротой прочитываем пронзительные слова Иосифа, сказанные в египетском дворце его братьям (Бытие 45:4–8): «И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я— Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни… Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской». Перевод Писания как пространство Встречи Что касается практических задач, то, возможно, сегодня нам стоит знакомить современного нецерковного человека с Библией в том числе и как с великой Книгой (а не только как с источником богослужебных текстов, вероучительных истин, аргументов в межконфессиональной полемике и т. д.), чтобы помочь ему услышать обращенное к нему вечное слово Божие. Может быть, он не станет сразу христианином, но если начнется диалог Духа и души, это уже немалая ценность. Примером такого подхода (безусловно, далеко не идеальным) я могу считать нашу работу в Институте перевода Библии (ИПБ), основанном в 1973 году в Стоклгольме и ныне действующем в России, а также в наших партнерских организациях— библейских обществах и Летнем институте лингвистики. Мы— православные, протестанты и католики, которые никогда не говорят об экуменизме, но сообща делают дело, которое считают важным. Многим это кажется подозрительным, для многих достаточно русской и церковнославянской Библии, а христиане разных конфессий, с их точки зрения, должны сидеть по разным углам и не общаться, как некогда иудеи с самарянами… Мало кто из москвичей помнит, что живет в многонациональной стране, и, более того, в многонациональном городе. Немногие осознают, что в нашей стране далеко не все жители национальных «окраин» способны общаться на русском языке, а для тех, кто способен, это общение зачастую сводится к улице, рынку и телевизору. И практически никто не знает, что из сотни народов, родина которых— Россия, полная Библия существует на языке только одного (русского), да и Новый Завет— лишь на 14 языках . Наконец, совсем мало кто может представить себе, что человек, даже неверующий, даже хорошо владеющий русским, когда впервые услышит или прочитает Слово Божье на своем родном языке, может заплакать. Может сказать: «а я всегда думал, что Иисус— бог русских, но теперь я вижу, что это не так!» Или даже: «у меня такое чувство, будто Он пришел на нашу землю, прошел по нашим селениям…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Иисус Христос в своих вольных страданиях, как в последнем явлении земной своей жизни, вполне обнаружил природу Божескую и человеческую, дабы еще раз возвестить миру толикократно Им проповеданную в словах и делах истину Своего Божества и человечества. 5 . Почему Он наименовал хлеб телом своим, сказав ученикам: приимите, ядите: сие есть тело мое? а вино кровию, сказав им: пийте от нея вси: сия есть кровь Моя? Потому что Он силою Божественного слова Своего преложил хлеб в истинное тело, а вино в истинную кровь Свою, которые имел Он принести на крестном жертвеннике в жертву удовлетворения вечной правде Божией за грехи всего мира по обетованию Своему, изреченному в предвечном совете Троичного единства, как свидетельствует о сем Дух Святой устами Пророка, который от лица Мессии так говорит к Богу Отцу: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси, всесожжений о гресе не взыскал еси. Тогда рек: се прииду, в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, – и как объясняет сие Апостол Павел, говоря, посему Христос, входя в мир говорит: жертвы и даров Ты не восхотел, но тело уготовал Мне; всесожжений и жертвы за грех Ты не требуешь. И потому Я сказал: се иду, как в свитке книжном писано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что ни жертвы, ни даров, ни всесожжений, ни жертвы за грех , которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не требуешь, потом сказал: се иду исполнить волю Твою, Боже. По сей то воле освящены мы единократным приношением тела Иисус Христова. И от сей то жертвы примирения человека с Богом, уготованной в животворную снедь всему миру, повелел Он приобщиться ученикам своим, а чрез них и всем нам: ибо сказав им, приимите, ядите; и пийте от нея еси, присовокупил Он: сие творите в мое воспоминание. 6 . Иисус Христос, говоря о крови своей, назвал ее кровию Нового завета: это значит, что была кровь Ветхого завета, которой противополагает Он Свою собственную кровь. Что же это за кровь, на которую в сих словах намекает Он? Это кровь Агнца пасхального и всех ветхозаветных жертв, которою запечатлел Бог завет или договор Свой с народом Израильским, под условием с Его стороны благодеяний и вечной жизни, а со стороны народа повиновения Ему и исполнения Его заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

К Филиппу Афанасьевичу N. Из писем к Ф. А. о. Макария открывается, что он был житель г. Бийска, поляк родом. Сохранилось два письма к нему архим. Макария (в библиотеке Казанской семинарии). Первое их них было напечатано с пропусками на стр. 242−244 I тома издания 1860 г. 283 Милостивый государь достопочтеннейший Филипп Афанасьевич. На первое письмо Ваше я немедленно отвечал Агриппине Александровне, посредством сотрудника моего Архипа Абрамовича. На прошедшей неделе священник, отец Стефан, если бы получено было разрешение мне из Томска, непременно посетил бы дом Станислава Яковлевича, чтобы предъизвестить его о пути, открывшемся мне и сыну его Николаю. На письмо Ваше сегодня мною полученное, поспешаю отвечать письмом Агриппине Александровне. Хотел было послать несколько Москвитянина Вам с Павлом Кирилловичем, но решился подождать еще несколько дней. Неизвестность не только в моем, но и в Вашем теперешнем состоянии для меня нечаянна, непонятна и весьма неприятна. Но что делать? Нужно иметь терпение, говорит Апостол Павел ( Евр.10:36 ). Другой Апостол называет это мудростью и говорит: «Если у кого из вас недостает мудрости, тот да просит у Бога, Который даст всем просто, не упрекая, и дастся ему. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный исходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Ин.1:5 и 17). Исходит же чрез Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, ибо «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». Это слово из первого послания Апостола Павла к Тимофею. В сем же послании он торжественно исповедует Божество в лице Иисуса Христа, говоря: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.2:5, 3:16 ). Итак, к кому же нам прибегать за терпением, если не к Богу, приходя к Нему чрез Иисуса Христа, глаголющего: Я есмь путь, и истина и жизнь,·никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин.14:6 ). Опять: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Конечно, такое стеснительное для Давида положение было для него тяжко и прискорбно, и он не говорит, чтобы, вовсе не скорбел, а только объясняет, что во время скорби нашёл и средство избавиться от скорби. Какое же? вот оно: И внегда скорбети ми, пересказывает он, призвах Господа, и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. Когда столь многие и великие бедствия окружали меня, когда всё и отвсюду стесняло меня и угрожало мне смертию, я не поколебался и не отчаялся, но обратился за помощию к Богу моему, призвал Его в молитве моей, и Он услышал меня от храма святого Своего и избавил меня. Что же это за храм, о котором упоминает здесь пророк, тогда как известно, что при Давиде храма в Иерусалиме ещё не было, ибо храм сей построен был Соломоном, сыном его? Храм здесь разумеется нерукотворенный, пренебесный и вечный: из глубины святилища сего-то именно храма Господь и услышал молитву Давидову и ниспослал ему свою силу и помощь. Но Давид, говоря о сем храме небесном, естественно обращался мыслию и к будущему своему храму земному, им задуманному и от Бога одобренному, и утешался представлением, что и в нём, так же как и в небесном храме, молитвы молящихся будут слышимы, ибо и об нём сказано в обетовании Господа: и будут очи Мои отверсты, и уши Мои послушни к молению места сего ( 2Пар.7:15 ). Здесь должна быть причина, почему он в настоящем месте предпочёл помянутое выражение другому равносильному: услыша Господь с небесе святаго Своего, которое он также иногда употреблял, напр., в псалме 19 ст. 7. Ему приятно и сладостно было и одно воспоминание о храме, и он утешался им, хотя и лишён был удовольствия построить самый храм ( 2Пар.6:9 ). И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог ( Пс.17:8 ). В предыдущем стихе пророк сказал, что он, теснимый от врагов, в скорби своей воззвал ко Господу, и Господь избавил его, а теперь показывает, как избавление это совершилось. Подвиглась, говорит он, земля и затрепетала, и основания гор поколебались, потому что Господь прогневался на них, т. е. на врагов моих. Взыде дым, продолжает он, гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгорешася от Него ( Пс.17:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Короче – во всем должна быть мера и нравственный аспект целеполагания. - Почему дорогие вещи в пользовании священнослужителей сегодня вызывают такой интерес, ярость, осуждение и как следствие - резонанс в современном обществе? - Если собрать все претензии противников Церкви на протяжении веков к священнослужителям, то на первом месте будет вопрос, поднятый вами. Было бы лукавством полностью отрицать этот упрек. Но стремление к роскоши и обрастанию дорогими аксессуарами свойственно очень узкой прослойке священнослужителей. Каждый из нас, священников, знает слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди, обращенные не только к нам, а ко всем людям: " Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут " . В каждом конкретном случае надо разбираться. У меня нет привычки считать деньги в карманах людей, особенно которых я не знаю, – расскажу то, что происходит на моих глазах в двух храмах, настоятелем которых я являюсь. У нас 7 клириков. Если к ним прибавить еще 7 священников и диаконов, с которыми я служил в наших храмах в последние 10 лет, то у нас у всех насчитывается 78 детей и внуков (трое детей из них взяты из детских домов). У каждого из нас есть автомобиль – это для нас, действительно, не роскошь, а средство передвижения (у всех машины низшего и среднего класса). Мы все, кроме служения в храмах (зарплата в них значительно ниже средней зарплаты москвичей), еще где-то работаем: кто-то преподает, кто-то пишет книги, кто-то несет послушания в церковных структурах. Некоторые из нас живут за городом, поскольку московские квартиры не смогут вместить многодетные священнические семьи. У одного из нас государственная дача, которую он снимает для проживания, у меня – арендуемая моей женой писательская дача. У пятерых вообще нет никакого загородного дома. Почти все наши жены многодетные матери, но за редким исключением тоже все работают.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/02/protoi...

Куда бы он ни пошёл, всюду имеет врагов себе, все твари вооруженны против него. И как друзей Божиих самые стихии бездушные и звери бессловесные боятся и уважают; так и против врагов Его вся природа вооружается, и на каждом шагу поражает и преследует. От того- то к отрокам еврейским и в то время, когда, они находились в пещи Вавилонской, огнь не прикоснулся, и даже пощадил одежды их, между тем как тех, которые ввергали их, и вне пещи попалил и умертвил, равно как других, которые ввержены были после их, прежде нежели достигли дна пещного, огнь восхитил их и сожег в пепел. То же делали и звери со врагами Даниловыми. Пусть и мои враги имеют у себя и лук и стрелы, и всё приготовили на моё поражение: се налякоша грешницы, говорите вы, лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем ( Пс.10:2 ); но поскольку враги сии суть грешники, след., враги Божии, то ничего не успеют против меня, и все приготовления их останутся тщетными. Ибо, что в том, что они имеют лук и стрелы, но не имеют силы, которая даётся от Бога. Бог же не за них, а против них. О! если бы подобная надежда и упование на Бога воодушевляли и нас, братия! сколь мирно и безмятежно потекла бы и наша жизнь, и сколь мало стали бы страшиться и мы врагов своих, а напротив сами были бы страшны для них! Вы, я думаю, помните слова св. Дамаскина, которые вчера воспевала Церковь во всенощном бдении: надеющиися на Господа врагом страшни и всем дивни; гор бо зрят. Слова сии истинны, как вещание Духа истины. Но увы! мы грешники, след., можем и должны страшиться, только не человеков, а Бога, Которого оскорбляем по вся дни. Воспрянем убо от сна греховного и всем сердцем и душою нашею обратимся ко Господу Богу, и Он обратит лице Своё на нас и помилует нас: очи Господни, по свидетельству Духа Божия, вся ведущего и глубины Божия, на праведныя и уши Его в молитву их ( Пс.33:16 ). Возопиют к Нему от скорби и туги сердца своего и Он услышит их и в защиту их подвигнет все силы неба и земли на поражение сопротивных. Коснется горам и воздымятся, блеснет молнию, и разженет силы сопротивные, послет стрелы и смятет я ( Пс.143:5–6 ); речет водам, и разверзутся бездны и поглотят их; повелит ветрам, и развеют их, яко прах от лица земли; возглаголет громам, и во мгновение ока поразят их и сожгут в пепел; повелит, – и хлад, и зной, и снег, и дождь, и огнь, и жупел изыдут на погубление их.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010