Об Нём, наконец, проповедано апостолом, что Бог, за приятие смерти, славою и честию венчал Его ( Евр.2:9 ) и вся покори под нозе Его ( 1Кор.15:27 ); что превознесе Его и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних, а всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Фил.2:9–11 ). После сего неудивительно, что, при первом появлении Его в мip сей во плоти человеческой, всё, что было на земле великого и славного, поколебалось и смутилось и целым совокупным сонмом восстало и устремилось на Него, и среди этой тревожной и мятежной толпы первые отложились от Него и с особенным ожесточением отвергли Его те, которые и сами себя называли сынами Божиими и от Бога за таковых были признаваемы, и которые, след., были Ему свои по преимуществу: во своя прииде и свои Его не прияша ( Ин.1:11 ). Вот почему Господь у пророка, сказав выше о смиренном послушании и покорности Ему язычников, людей дотоле Ему неведомых и как бы совершенно чуждых и далёких от Него, но теперь чрез это послушание внезапно сблизившихся и сроднившихся с Ним, в противоположность сему и в упрёк Иудеям, говорит далее, называя их сынами чуждыми: сынове же чуждии солгаша ми, обетшаша и охромоша от стезь своих ( Пс.17:46 ). Они и теперь ещё сыны Его, но сыны уже чуждые, потому что сами себя отчуждили от Него своим ожесточенным неверием и упорным сопротивлением Ему; Они солгали Ему, потому что не устояли в завете своём с Ним, клялися Ему в верности и оказались вероломными; обещали Ему послушание и явились непокорными и строптивыми; хотели ходить право путём закона Господня, но уклонились от стезь своих, одни на ту, а другие на другую сторону, и таким образом: охромели на обе плесне свои. О, как верно и резко изобразил дух и характер сего народа христоненавистного древний ревнитель славы Божией – св. пророк Илия, когда, собрав всего Израиля на гору Кармильскую, воззвал к нему: доколе храмлете на обе плесне ваши? Аще есть Господь Бог, идите в след Его, аще же Ваал есть, то идите за ним ( 3Цар.18:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Однако не все подобные выходки Иеремии предвещали беду. Когда войско вавилонян уже осаждало Иерусалим, Господь велел Иеремии купить поле, расположенное рядом с городом. Насколько безумным казался этот поступок, можно понять, если представить себе, как москвич покупает в ноябре 1941 года дачный участок где-нибудь под Можайском. Какая дача, какой участок, когда враг захватил эту землю и вот-вот ворвется в город? Все рушится! Но этой покупкой пророк ясно показывал жителям города: жизнь не кончается, все вернется. Люди снова будут вспахивать поля и сажать виноградники, они соберут следующий урожай сами, потому что эта земля останется за ними. Надежда пророка – Новый Завет Иеремии довелось увидеть самое страшное – свершение своих пророчеств. В начале VI века до н. э. после изнурительной осады Иерусалим и Храм были разрушены, многие люди были убиты, а оставшиеся в живых – уведены в плен в Вавилонию. Это означало не просто военное поражение, но крах всей истории Израиля. Ветхий Завет, то есть договор, заключенный между Богом и избранным Им народом, не состоялся, народ пришел к катастрофе. Бог наказал Свой народ за непокорство. Точка? Вовсе нет! Пророческие книги полны обличений, но есть в них и надежда. Прежний Завет, то есть договор, показал избранному народу, что есть праведность и что есть грех, но сам по себе он еще не изменил человеческих сердец. Для этого требовалось что-то новое, неслыханное… Иеремия предчувствовал это, как и другие пророки. Но только он, один из всех, назвал эту новую надежду Новым Заветом. Он сказал: «Настанут дни, – говорит Господь, – когда Я заключу с потомками Израиля и Иуды новый завет – не такой, как Я заключил с их отцами, когда взял их за руку и вывел их из Египта. Тот завет они нарушили, хотя Я был их Владыкой, – говорит Господь, – иной завет заключу Я тогда с потомками Израиля, – говорит Господь. – Я вложу закон Мой им в сердце, Я буду их Богом, они будут Моим народом!» Когда через шесть с лишним столетий в небольшой комнате в Иерусалиме Учитель разделил хлеб и вино с двенадцатью учениками и сказал им, что так заключается Новый Завет между Богом и человеком, они уже знали, что это должно произойти, потому что именно об этом пророчествовал Иеремия, именно в эту тихую пристань надеялся он привести свой народ в годину бедствий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Отец Георгий: А после того прочтения Библии сразу ли вы пришли к Церкви и крестились, или были какие-то еще хождения? Сергей Бедненко: Конечно, отец Георгий, не сразу. Руководствуясь распространенной светской логикой, я подумал: «Христианство я возьму потом. Оно близко. Никуда не денется». Как Большой театр в Москве. Москвичи ходят туда редко, полагая: «Когда надо будет — всегда выберусь». Так и я думал. И я в своих поисках прошел через все, наверное… Через католицизм я прошел, через ислам, через индуизм, через секту Виссариона — я был два года в этой секте. Так что это был очень небыстрый путь. И я понял для себя, чем качественно Православие отличается от других религий. Как апостол Павел говорит: Проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении Духа и силы, ибо мы приняли не духа мира, а Духа от Бога… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием… Мы же имеем ум Христов ( 1Кор. 2:4,12,14,16 ). И я понял, почему люди чаще всего заблуждаются и не сразу приходят к Богу. Потому что они живут своим душевным началом, а не духовным. Духовное начало формируется долго, и человек к этому приходит не сразу. А наш ум поражен какой-то темной силой, нашими грехами. Мне кажется, Серафим Саровский об этом говорил: «Люди думают, что они живут одной своей волей. Но это не так. В человеке одновременно присутствует воля Божественная, чтобы спасти его в вечности, сатанинская, чтобы его навеки погубить, и третья, собственно человеческая воля, которая по нашим грехам чаще всего ближе к сатанинской, чем к Божественной. Поэтому весь путь человека и состоит в том, чтобы отказаться от сатанинской и всеми силами устремлять себя к Божественной воле». Это учение в Православной Церкви существует издревле, его еще в четвертом веке выразил святой Антоний Великий . И когда я нашел эти слова, для меня стало ясным, почему именно в Православии сохраняется этот дух Христов . Потому что мы опираемся на другую реальность. На ту реальность, которую сначала в себе надо выработать. Как преподобный Серафим говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». А без этого спасение не то что других, но и твое невозможно. Любые гуру, учителя, секты, другие религии — они не имеют Христа, поэтому не имеют этого духа.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-at...

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям » (Ин 18: 37–38). Что здесь за ситуация? Христос говорит, что пришёл, для того чтобы свидетельствовать об истине. Пилат был человеком образованным, читавшим греческих философов, и, естественно, он прекрасно понимал, что, если рассматривать этот вопрос на философском уровне, то о какой истине вообще может идти речь? Истин много! С точки зрения прокуратора, слова Христа наивны, и он задаёт иронический вопрос: что есть истина? Дело, однако, в том, что истина – это Бог, а Бог сейчас находится перед ним. Пилат ответа, конечно, не получает, потому что ответ – это Сам Христос… Так в Евангелии. А что мы видим в псевдоевангельских главах? «Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова ». Ну, вот мы и сподобились узнать, что такое истина… Каково общее впечатление от такой «истины»? Очевидно, самое жалкое. Да, Иешуа – человек по-своему замечательный, но говорит он, в общем-то, глупости. Например, что все люди добрые. А Христос когда-нибудь говорил, что все люди добрые?! Разумеется, ничего подобного. Учение Иешуа отчасти напоминает теории Руссо (человек рождается идеальным, замечательным, но потом портит его цивилизация), но дело не в этом. Пилат совершенно резонно спрашивает у Иешуа: «А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобоем, он добрый?» Иешуа вынужден говорить: «Да , он, правда, несчастливый человек». Но по тексту романа мы видим, что Иешуа неправ. И если уж говорить о том, кто более других прав на страницах романа, то получается, что это скорее Воланд… Можно, например, вспомнить знаменитые слова Воланда о москвичах. Скорее уж, если мы остаёмся в рамках текста романа «Мастер и Маргарита», ближе к правде именно Воланд, тогда как наивный и глуповатый Иешуа – фигура сомнительная. А вот слова Иешуа, обращённые к Пилату: «А ты бы меня отпустил, игемон , я вижу, что меня хотят убить». Итак, герой боится быть убитым. Сравним это с евангельским текстом: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16: 21–23).

http://pravmir.ru/krov-barona-v-mastere-...

Подобным образом и пророк Захария убеждал возвратившихся из плена Иудеев: глаголите истину кийждо искреннему своему, истину и суд мирен судите во вратех ваших ( Зах.8:16 ). Такой же смысл заключает в себе и наставление Приточника: не насильствуй нищаго, говорит он, и не досаждай немощному во вратех, Господь бо имать судити его суд ( Притч.22:22 ), след., городские ворота в древности были сборным публичным местом, куда во всякое время в великом множестве стекался народ искать себе суда и расправы, где обыкновенно объявляемы были во всенародное известие все распоряжения правительства и все учреждения, относящиеся к благоустройству общества, и где, наконец, можно было также слышать всякаго рода новости. Это-то место избирает пророк для возвещения достохвальных дел Божиих, т. е. не наедине только, но и среди всего сонма сынов Израилевых хочет хвалить и прославлять Бога за Его благодеяния. Такого рода действия у пророкоцарственного Давида не раз встречаются. В одно время, поражённый чувством великих и неисчетных благодеяний Божиих, он в недоумении вопрошал самого себя: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? И потом, нашедши ответ в своём сердце, одушевлённом Духом Божиим, он с радостию сказал между прочим: вот что я сделаю: пожру жертву хвалы и во имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме ( Пс.115:10 ). И так хвалы и молитвы, публично, с сокрушённым и смиренным сердцем совершаемые, пророк почитает достойным воздаянием за благодеяния Божия и, в частности, за избавление от бедствий, и таким образом он думает не сам по себе, не по своему только разумению, хотя и его собственное разумение, как мужа по сердцу Божию от юности своей, как человека, поучавшегося в законе Господни день и ночь и ходившего в заповедях и оправданиях Его беспорочно, для нас было бы очень важно, и имело бы всю силу убеждения; но он думает и говорит таким образом на основании бывшего ему особого откровения, в котором Бог вещал ему: призови Меня в день бедствия, Я избавлю тебя, и ты прославь Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Посему-то милосердый и вместе правосудный Бог, желая, по Своему человеколюбию, предохранить и предотвратить людей от преступлений сего рода, в предосторожность говорит: не прикасайтеся к помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте ( Пс.104:15 ), и прибавляет угрозу: зане, вещает Он чрез пророка Захарию, касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Моего ( Зах.2:8 ). Во-вторых – в прямой и непосредственной хуле на Самого Бога Синаина с обстоятельствами, увеличивающими виновность и тяжесть преступления до величины чрезмерной и ужасающей. Обстоятельства эти суть: унизительное сравнение Бога Всемогущего, всё из ничего в бытие приведшего и всё в своей длани содержащего, с бренным человеком, каков был царь Ассирийский, хотя он пред очами мipa и казался великим и славным, с видимым предпочтением в силе и власти последнего первому, и ещё более унизительное сравнение того же Бога Вышнего с богами языческими, т. е., с бездушными идолами, с открытым также признанием первого столь же слабым и немощным, как и последние, которые не могли избавить народы, им поклонявшееся, от преобладательной руки царя Ассирийского. Что же может быть выше, безобразнее, бесстыднее, нечестивее и виновнее сего богохульства сугубого? А злой умысел их против Царя Небесного состоял в разновременных и многообразных совещаниях, соображениях и приготовлениях их к войне против покровительствуемого Богом Езекии, царя иудейского, в следствие коих открыт был потом поход в Иудею многочисленнейшего войска Ассирийского, под предводительством Рапсака, до того в лёгкой победе над царём иудейским уверенного, что, не дав ещё ни одного сражения, смело и отважно с словами упрёка и укоризны обратился к народу и вызывал его к добровольной сдаче Иерусалима и самих себя на волю победителя, при чём не счёл он даже нужным сокрыть, хотя до времени, и то, что царь Ассирийский намерен царя и народ иудейский переселить в землю Вавилонскую. Не слушайте, говорил он, Езекии, но вступите со мною в дружбу и выйдите ко мне, и тогда ешьте всяк плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пейте воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю богатую хлебом и вином, плодами и виноградными садами ( Ис.36:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Пострадавшим выдавались деньги, одежда, орудия труда, стройматериалы. Для большинства москвичей, тех, кого судьба оберегала от тяжёлых невзгод, деятельность Елизаветы Фёдоровны долгое время оставалась малоизвестной. Из газет можно было узнать об открытии новых зданий для убежищ и приютов, о закладке и освящении при них храмов, о благотворительных акциях в пользу нуждающихся. Периодически, с целью привлечения новых людей, издавались отчёты о работе Елизаветинских учреждений, но собственная роль их попечительницы и покровительницы, как правило, была в тени. Великая княгиня не стремилась ни к славе, ни к популярности, она не жаждала рукоплесканий и не искала чьего-то одобрения. Её милосердие шло от искренних порывов души, соответствуя тому, что сказано в Писании: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди… Чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:1,2,4 ). Так поступал и её супруг, так будет поступать и её сестра, императрица Александра. Конечно, в их положении, когда следовало постоянно находиться на виду, это было трудно. Но если имелась хоть малейшая возможность избежать публичности, Елизавета Фёдоровна пользовалась ею с радостью. Однажды, получив приглашение на собрание Красного Креста и понимая, что к её работе оно не имеет прямого отношения, Великая княгиня обратилась к императрице Марии Фёдоровне с вопросом: «Должная поехать или нет?.. Ты же знаешь, я ни при каких обстоятельствах не люблю вылезать вперёд». Нахождение впереди становилось неизбежным, когда речь шла о массовых мероприятиях с целью получения дополнительных средств. К ним относились уже известные нам благотворительные базары, где присутствие Августейших устроителей являлось ещё и лучшей «рекламой», сюда же следовало отнести и красочные праздники цветов, подаренные москвичам в 1901 году.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

Потом 5) пребывание Его в Галилее ( Ис.9:1 ). Пророк Исаия с такою уверенностию предвозвещает о сем событии, что повествует об нем, как уже о случившемся. Страна Завулоня, и земля Неффалимля, говорит он, и прочии при мори живущии, и обону страну Иордана, Галилеа языков, людие ходящии во тме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы. Евангелист Матфей повествуя, что Иисус, оставив Назарет, поселился в приморском городе Капернауме в пределах Завулоновых и Неффалимовых, решительно говорит, что в сем случае исполнилось приведенное нами пророчество Исаии. Далее 6) проповедание Евангелия и различные знамения и чудеса ( Ис.2:3 .) Сам Иисус Христос свидетельствует, что то и другое совершено им по предсказанию Пророка Исаии. Евангелист Лука ( Лк.4 ) повествует об нем, что он в один субботний день, пришед в Синагогу Иудейскую, потребовал книгу. Ему подали книгу Пророка Исаии и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение; проповедати лето Господне приятно, и закрыв книгу и отдав служителю сел, и все бывшие в Синагоге обратили глаза на Него. Он начал говорить им; ныне исполнилось Писание сие слышанное вами, и все подтвердили Ему то. Если неверные Иудеи изъявили веру к словам Христовым, то мы ли тщеславящиеся верою во Христа окажем неверие к Нему? Не желая распространяться более в приведении доказательств на то, что многие из Иудеев, как древних, так и современных Иисусу имели, а другие, благоговейно обращая пророческое слово в устах и в сердце своем, могли иметь ясное понятие о грядущем Мессии или Христе, я ограничусь указанием в сем отношении на свидетельство Апостола Павла, который в послании к Евреем исчислив многих из Них, по вере живших и скончавшихся, заключает наконец так: и что еще скажу? Не достанет мне времени, если повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Еффае, о Давиде, о Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обещанное, заграждали челюсти львов, угашали силу огня, избегали острия меча, возмогали от немощи, были сильны на войне, прогоняли полки иноплеменников; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие были подвергаемы посмеянию и побоям, также узам и темнице: камением побиваемы были, перепиливаемы были, пыткою замучиваемы были, от меча умирали, скитались в овечьих и козьих кожах, терпя недостатки, бедствия и озлобления; те, коих не стоил весь мир, блуждали по пустынями и горам, по пещерам и ущелиям земли, и все сии получили свидетельство верою ( Евр.11:32–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

– «Почему?» удивленно спросил я. «В самые праздники, да мало молящихся?» – «Да, да, ведь завтра будничный день, и все ныне молившиеся будут на работах, на службе». – «И это приятно, хотя по другим соображениям: значит, рабочие и служащие – люди не безрелигиозные, а и в трудовые дни находят время, хотя немного помолиться в храме, освятиться душею, подышать церковного благодатью. А у нас, заграницей неодинаковые представления о рабочем классе в религиозном отношении, чаще всего не в пользу их». – «А вот увидите, сколько будет молящихся в огромном храме в воскресенье, где мы будем служить литургию. А как Вы находите голос и служение нашего Протодиакона?» – «Особенного ничего я в нем не нашел». «А вот услышите его в воскресенье на нашей службе». «Все же далеко ему до Розова». «Ну, да, конечно, конечно. Розов был во всех отношениях своего рода unicus. По нашему времени и этот – хорош, любим москвичами, да и недавно он здесь, еще не успел вполне войти в свою роль». 24-го в субботу в заседании Синода я не делал доклада. Синод занимался недолго не особой важности делами, готовилось наречение иеромонаха Иоанна во епископа, викария Вятской епархии. Нареченный – сын бедного сельского псаломщика, с академическим образованием, участвовал по призыву в Великой Европейской войне, был в Германии в плену, где сам испытал все горести его. Наречение происходило в зале заседаний по полному положенному чину. Новонареченный произнес речь, в основу которой положил Евангельское повествование о просьбе апп. Иакова и Иоанна ко Христу, чтобы Он посадил их в Своем царстве одного по правую, а другого по левую руку. А Христос спросил их: «Можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь?» «Можем» ответили они. «Крещением, которым Я крещусь, будете вы креститься, и чашу, которую Я пью, вы будете пить; но сесть одному по правую руку, а другому по левую не в Моей власти, а кому уготовано Отцем Моим». «В мирное время среди подвижников иерархов были и такие, которые искали в епископстве почет и славу и находили их; а теперь иерархи призываются к великому подвигу – быть впереди всех в страде церковной».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 15 Столпописание Давиду. Таково надписание 15-го псалма: оно, по общему разумению Отцов Церкви – Иеронима, Амвросия, Феодорита и Августина, означает то, что содержание псалма сего, по своей внутренней силе и важности и по своему огромному влиянию и высокому значению в судьбе целого мipa и всего человечества, заслуживает быть написанным на столпе в память будущим родам всех времён и народов, ибо как в древности было, так и ныне есть похвальное обыкновение – из особенного уважения к высоким заслугам и достоинствам знаменитых лиц, каковы суть победители и благотворители народов, и для увековечения в памяти потомства каких-либо особенно важных и достопримечательных событий, ставить на открытых местах столпы, или, так называемые, памятники, с приличными на них лицам, цели и событиям надписями. Основная или главная мысль столпописания Давидова состоит в изображении крестных страданий, смерти и Воскресения Христа-Богочеловека, а цель – в возбуждении и утверждении спасительной в Него веры инадежды на Него. На то и другое ясно и обстоятельно указывают апостолы Пётр и Павел, приводя из сего псалма целые стихи и прилагая оные прямо к умершему за нас и воскресшему Господу Иисусу ( Деян.2:22–32, 13:35–37 ). Так первый из них говорил Иудеям Иерусалимским: Израильтяне! послушайте словес сих: Иисуса Назорея, засвидетельствованнаго вам чудесами и явлениями и знамениями, вы, взяв, убили, пригвоздив ко кресту руками беззаконных: но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти; потому что невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой, да и плоть моя упокоится в уповании; потому что Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть истления. Ты дал мне познать пути жизни, Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим. Братия, заключает Апостол, да будет позволено мне прямо сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010