митрополит Арсений (Москвин) (1795–10.05.1876) митрополит Арсений (Москвин) Епископ Русской Православной Церкви, митрополит Киевский и Галицкий. Приобрёл широкую известность своими проповедями и борьбой с сектантством. Биография Родился в 1797 году в селе Воронье (ныне — в Судиславском районе Костромской области), сын диакона. Учился в Костромской семинарии, откуда в 1819 году поступил в Санкт-Петербургскую академию. Во время обучения в академии он был пострижен в монашество 1 сентября 1821 года — с именем Арсений, а 5 сентября 1823 года рукоположен во иеромонаха. По окончании курса академии в 1823 году со степенью магистра он был оставлен при ней бакалавром по богословским наукам; 1 сентября назначен помощником библиотекаря академии, а 14 июля 1824 года — библиотекарем; 16 октября 1824 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. Уже 25 августа 1825 года Арсений был назначен ректором Могилёвской духовной семинарии, преподаватель богословия; с 30 декабря — член Могилёвской духовной консистории. С 4 декабря 1826 года стал настоятелем Могилёво-Братского Богоявленского монастыря и приписанного к нему Буйницкого монастыря, с возведением в сан архимандрита. С 16 марта 1827 года он — благочинный монастырей Могилёвской епархии. С 23 августа 1827 года — ректор Орловской духовной семинарии, с 30 ноября — настоятель мценского Петропавловского монастыря, с 16 февраля 1829 года — член Орловского тюремного комитета. С 11 сентября 1829 года — ректор Рязанской духовной семинарии, настоятель рязанского Троицкого монастыря. При Арсении число учащихся в духовном училище и духовной семинарии достигло 1289 человек. По его инициативе в Троицком монастыре для предотвращения разрушения в результате весенних паводков с западной стороны был возведён ряд контрфорсов и повышен уровень земли. В мае 1830 года назначен настоятелем рязанского Преображенского монастыря. С 25 апреля 1831 года ректор Тверской духовной семинарии, настоятель Отроча тверского монастыря, с 24 октября — Макариевского калязинского монастыря. 12 марта 1832 года наречён, 24 апреля в Казанском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Активно боролся с распространением сект молокан и духоборов в губернии, используя при этом жёсткие административные меры, за что получил выговор из Святейшего Синода. С 5 апреля 1841 года — архиепископ Подольской епархии, а через 7 лет, 6 ноября 1848 года, он перемещён архиепископом в Варшаву с назначением управлять и волынской епархиею и быть священноархимандритом Почаевской лавры. Наконец, 1 июля 1860 года Арсению Высочайше повелено быть митрополитом Киевским и Галицким, и Киево-Печерской Успенской лавры священноархимандритом, а также членом Св. Синода. Скончался от инсульта 28 апреля (10 мая) 1876 года. Погребён в каменной церкви во имя Воздвижения Честного Креста, на Ближних пещерах, пред Казанской иконой Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Чаще всего, когда говорят о часовне святого Пантелеимона на Никольской улице, имеют в виду красивое симметричное здание с хорами и келиями для служащих при часовне монахов по плану архитектора А. С. Каминского. “При помощи Божией и благотворителей, она окончательно устроена в 1883 году” 7 . А действие в романе “Лето Господне” заканчивается гораздо ранее этого срока. Значит, речь идет о старой тесной часовне, которая в 1873 г. была устроена при Богоявленском монастыре также на Никольской улице. “Монастырь Богоявленский с давнего времени был в близких отношениях с Афонским Пантелеимоновым монастырем; прибывавшие из последнего за сбором доброхотных подаяний иноки всегда находили в монастыре Богоявленском покойный и радушный прием, и святыня Афонская, в сопровождении иеромонаха Арсения посещавшая Москву в 1867 году, помещена была, по распоряжению духовного начальства, в этом же монастыре. Строителем часовни и впоследствии настоятелем ее был тот же о. Арсений…” 8 . Это путешествие иеромонаха Арсения со святынею по Руси в 1863–1867 гг. поддержало обитель святого Пантелеимона на Афоне и увеличило приток паломников. “С того времени Руссик 9 особенно заметно стал приходить в благоцветущее состояние” 10 . Упомянутый отец Арсений остается в Москве при часовне, где им заведены “общие молебны с акафистами; почти постоянно совершались для усердствовавших посетителей частные молебны, и многие из таковых стали приглашать со святынею в дома”. Видно, уже пожилому монаху становится не по силам одному обслуживать богомольных москвичей и удовлетворять их нужду в помощи угодника Божия. В подкрепление отцу Арсению присылают с Афона по разрешению высших духовных властей двоих иеромонахов — отца Андрея и отца Иасона 11 . В первой редакции “Серебряного сундучка” святыню сопровождают как раз эти два иеромонаха, об о. Арсении ничего не сказано; хотя и говорится, что один из монахов “совсем старенький”, но его особая роль в богослужении не акцентируется. Первая редакция Основной текст Иеромонах постарше читает длинный акафист целителю; я знаю, все время слышится — “радуйся… радуйся… радуйся” …Иеромонах читает Евангелие об исцелении болящего (кажет­ся, про чудо в купели Силоамской), он кладет его на голову папашеньке, которого поддерживает Горкин. А когда монах освятил воду, иеромонах мочит голову отцу кропилом… и оба иеромонаха, подняв с Горкиным и Ондрейкой сундучок с мощами, держат его над папашенькой и читают просительную молитву.

http://pravmir.ru/afonskaya-smuta/

Воронежская духовная семинария. Фотография. Нач. ХХ в. Воронежская духовная семинария. Фотография. Нач. ХХ в. Арсений (Костюрин) , хиротонисанный во архиепископа Воронежского и Елецкого, прибыл в Воронеж в янв. 1705 г. При архиеп. Арсении на подворье была построена деревянная ц. во имя апостолов Петра и Павла. В 1712 г. он освятил собор во имя апостолов Петра и Павла в Павловской крепости. Первым Воронежским архиереем в сане митрополита стал Пахомий (Шпаковский) , хиротонисанный 25 апр. 1714 г. Митр. Пахомий развернул большие строительные работы, прежде всего обновляли пришедший в ветхость кафедральный Благовещенский собор, его реставрация продолжилась при еп. Льве (Юрлове) . Еп. Лев освятил в архиерейском доме храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Будучи сторонником реставрации допетровских порядков, еп. Лев в февр. 1730 г. по получении рескрипта о восшествии на престол имп. Анны Иоанновны не сразу начал поминать ее на богослужении. 8 июня он был переведен на Астраханскую кафедру, вскоре арестован, лишен сана, расстрижен и отправлен в заточение на о-в Кий в Белом м. Сменивший еп. Льва на Воронежской кафедре еп. Иоаким (Струков) завершил в 1735 г. перестройку Благовещенского собора, много внимания уделял духовному образованию, при нем были организованы школы для детей церковнослужителей в Воронеже при архиерейском доме и в Острогожске. При последующих Воронежских епископах - Вениамине (Сахновском) и Феофилакте (Губанове) - открылись славяно-лат. уч-ще при Дивногорском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (1742) и духовная семинария (31 мая 1745). Архипастырская деятельность свт. Тихона Задонского в 1763-1767 гг. привела к укреплению духовно-нравственных основ жизни епархии, прежде всего в мон-рях. В 1767 г. он ушел на покой сначала в Толшевский, затем в 1769 г. в задонский Богородицкий мон-рь В. е., где прожил ок. 13 лет, совмещая подвижнические труды с духовнической деятельностью. Еп. Арсений (Москвин) неоднократно объезжал епархию (в 1800, 1801, 1805 и 1807), укрепил епархиальное управление, расширил состав консистории, увеличил число духовных правлений по уездам с 5 до 9.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Но спокойствие, неогражденное истинным просвещением, было весьма ненадежно. В то время в Москве занимались печатанием церковных книг. За недостатком ученых справщиков, которые бы могли надлежащим образом пересматривать рукописи, сличать их с греческими подлинниками, исправлять ошибки перевода и писцов, так чтобы издаваемые книги могли соответствовать исправностию подлинникам, дело это часто возлагаемо было на людей, вовсе к тому неспособных. Такие справщики, – как пишет сотрудник преподобного Дионисия, Архимандрита Троицкаго, Арсений, вместе с ним страдавший за исправление Потребника, – люди не знающие ни православия, ни кривославия, и божественная писания точию по чернилу проходящие 9 , упорно стояли за чтения поврежденные в рукописях и первых печатных изданиях. Тогда Пастыри Церкви русской не могли не убедиться в необходимости православных училищ, которые бы могли доставлять людей, твердо наставленных в истине православия и способных рассевать мрак заблуждений, питаемых невежеством. И вот является в Москве первое Греко-Латинское училище. Оно поручено было надзору и управлению грека Арсения. Мы не можем определенно сказать, когда и кем именно оно основано. Первый свидетель о существовании сего училища, Адам Олеарий, бывший в России в 1633 – 1634 годах, и потом еще в 1643 г., пишет о нем так: «Теперь москвитяне, по мысли Патриарха и Великого Князя, к удивлению, хотят обучать свое юношество греческому и латинскому языку. И недавно, подле Патриаршего двора учреждена латинская и греческая школа, которая вверена надзору и управлению грека, по имени Арсения 10 . У раскольников есть особое современное сказание об этом Арсении, будто он приехал в Россию с бывшим Патриархом иерусалимским Паисием, который посещал Россию в 1649 г. Но в таком случае не мог знать его Олеарий, которого книга издана в 1647 г. Достовернее то, что Арсений недолго заведовал сим училищем; в 1649 г. он был сослан в Соловецкий монастырь. В упомянутом сказании повествуется, будто сам Патриарх Паисий, с обратного пути, писал Государю, что хотя Арсений человек ученый, но требует присмотра, так как он бывал и в жидовской вере, не только в иных христианских. Посему-то, будто бы он послан был в Соловецкий монастырь, для исправления в образе мыслей и поведении 11 . Но едва ли можно доверять сему рассказу 12 , равно как и другим обвинениям, взводимым на него раскольниками. Патриарх Никон , вызвавший его из заточения, едва ли бы стал держать при себе человека столь сомнительнаго православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Обитель была известна и своим некрополем. На ее территории и под сводами ее храмов покоились останки известных родов князей Трубецких, Куракиных, Хованских, Щербатовых, Оболенских, бояр Стрешневых. В монастыре были похоронены: дядька (воспитатель) царя Алексея Михайловича и его родственник боярин Б.И. Морозов, духовный писатель и деятель просвещения XVII–XVIII веков иеромонах Кирион Истомин, иеромонах Епифаний Славинецкий, иконописец Тимофей Архипов. В начале XX века в стенах обители обрел место упокоения один из представителей рода Романовых, великий князь Сергей Александрович (1857–1905), убитый неподалеку от Чудова монастыря террористом. С 1904 по 1919 гг. наместником монастыря был викарий Московской епархии епископ Серпуховский Арсений (Жадановский, t 1937), принявший страдальческую кончину в годы советской власти. При владыке Арсении, поддерживавшем связь со старцами знаменитой Зосимовой пустыни, монастырь оказывал большое влияние на духовную жизнь Москвы. Во время Поместного Собора 1917–1918 гг. некоторые его участники размещались в кельях Чудова монастыря. Вместе с его насельниками они пережили в начале ноября 1917 г. артиллерийский обстрел, которому подвергли Московский Кремль сторонники Военно-революционного комитета. В результате этого обстрела некоторые здания обители сильно пострадали. После переезда советского правительства из Петрограда в Москву в марте 1918 г., Кремль превратился в закрытую правительственную резиденцию. Доступ к кремлевским святыням для православных москвичей стал крайне затруднительным, а затем был прекращен вовсе. Насельники и насельницы кремлевских монастырей были вынуждены оставить свои обители. Поселившихся в Кремле большевиков охраняли китайские и латышские стрелки. Но осенью 1918 г. их сменили курсанты пулеметных курсов, преобразованных в Военную школу имени ВЦИК. Присутствие на территории Кремля этого военного учебного заведения решило судьбу архитектурного ансамбля Чудова монастыря. В 1929 г. было принято решение о сносе Чудова и Вознесенского монастырей и примыкавшего к Чудову монастырю здания Малого Николаевского дворца. На их месте в 1928–1934 гг. по проекту архитектора И.И. Рерберга построили здание военной школы, в котором впоследствии разместился Президиум Верховного Совета СССР.

http://sobory.ru/article/?object=45847

В «В. е. в.» в первое десятилетие существования печатались переводы святоотеческих творений ап. Ермы (1866), Климента Александрийского («Строматы», 1866-1868), блж. Августина (1873-1874), Оригена (1874) и др. В 1872-1883 гг. публиковался «Месяцеслов» святых, было издано много агиографических материалов, особенно о местных святых, напр. о святителях Тихоне Задонском (1866. 19; 1887. 24; 1890. 13) и Митрофане , еп. Воронежском (1868. 16; 1892. 4, 19-20; 1893. 3, 5-8). Выходили статьи, беседы и заметки о праздниках, о евангельских событиях, об отдельных книгах Свящ. Писания (в 1873 - толкование Евангелия от Иоанна), о событиях из истории древней Церкви (в 1898-1899 - история Вселенских Соборов), об истории Поместных Церквей (в 1881 - Болгарской Церкви) и мн. др. Был напечатан целый ряд церковно-практических и назидательных статей, напр., о молитве ( [Потехин А. Н. ] Христ. молитва//1887. 20), о крестных ходах (1880. 14-15), а также на церковно-общественные темы (см., напр.: Самбикин Д. , свящ. Христианская любовь и коммунизм//1868. 4) и др. В «В. е. в.» были опубликованы материалы по истории Рус. Церкви: рассказы из истории духовного просвещения Руси (1894-1895), о кн. А. М. Курбском (1873), о Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. (1880. 4), о миссионерстве и др. Местной церковной истории не уделялось много внимания, поскольку в Воронеже издавалось неск. краеведческих светских и церковных продолжающихся изданий и сборников; лишь после образования Воронежского историко-археологического церковного комитета (1900) в его распоряжение была предоставлена 1/10 неофиц. части «В. е. в». Тем не менее были напечатаны описания почти всех епархиальных мон-рей ( Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - 1887. 21-22; Акатова во имя свт. Алексия - 1869. 9-14; 1883. 19; 1892. 21; Дивногорского в честь Успения Пресвятой Богородицы - 1882. 16; валуйского в честь Успения Пресвятой Богородицы - 1869. 20-21; 1883. 6; 1914. 34 и др.) и неск. десятков приходских церквей, местных чтимых икон и др. святынь, материалы по истории семинарии и уч-щ. Выходили биографические статьи и материалы о епархиальных деятелях (еп. Льве (Юрлове) - 1883. 5, еп. Арсении (Москвине) - 1879. 15; 1880. 19, 21; 1882. 5; 1890. 6-7, 9, 17, 19-20; 1893. 1, 3, 5, 7, архиеп. Антонии (Смирницком) - 1893. 12, архиеп. Парфении (Черткове) - 1868. 9-12, архиеп. Иосифе (Богословском) - 1892-1893, 1895, воронежском уроженце митр. Киевском Евгении (Болховитинове) - 1868. 17), о расколе и сектантстве в пределах епархии ( Былов М. Н. Раскол в Воронежской епархии при еп. Тихоне I - 1890. 4). Среди авторов, занимавшихся краеведением, выделялся прот. С. Е. Зверев .

http://pravenc.ru/text/155258.html

Архиеп. Никанора на Варшавской кафедре 6 нояб. 1848 г. сменил архиеп. Арсений (Москвин) , являвшийся временно управляющим Волынской епархией, его основным местом пребывания стала Варшава. Архиеп. Арсений требовал от духовенства обязательного произнесения проповедей за богослужением, строго следил за исполнением закона, предусматривавшего воспитание в Православии детей от смешанных браков. Ко времени окончания пребывания владыки Арсения на кафедре (1860) количество правосл. храмов в Царстве Польском возросло до 40 (в т. ч. 2 собора и 25 приходских церквей). При архиеп. Арсении были освящены 2-я крестовая церковь при архиерейском доме в Варшаве - в честь Покрова Божией Матери (1849), 2 церкви в Ивангородской крепости (ныне Демблин), 6 подвижных храмов для таможенных служащих, завершено строительство правосл. храмов в селах Лукова (1850) и Поток-Гурны (1854), где к Православию присоединились униатские приходы. Был также устроен Николаевский домовый храм при Благородном муж. ин-те в Варшаве (1855). Наместник Царства Польского кн. И. Ф. Паскевич устроил домовый храм во имя св. Иоанна Богослова в своем имении Ивановском близ Ивангородской крепости (1856). В том же году был восстановлен самостоятельный приход при греч. Троицкой ц. на Подвале в Варшаве, ранее приписанный к кафедральному собору. К В. е. при архиеп. Арсении были причислены 4 бывш. гарнизонных церкви (в Плоцке, Ломже, Седлеце, Пултуске). В 1857 г. был освящен домовый храм св. ап. Иоанна Богослова в летней архиерейской резиденции в усадьбе в Гуре (близ Новогеоргиевской крепости). В связи с увеличением числа храмов В. е. в 1852 г. была разделена на 2 благочиннических округа. В сер. XIX в. правосл. паства в Царстве Польском, как и прежде, была немногочисленной, ее большинство составляли военные и чиновники, прибывшие из внутренних областей Российской империи; местных жителей, исповедовавших Православие, насчитывалось не более 3 тыс. чел. Собор в честь Сошествия Св. Духа в Холме. Литография. 1896 г. (РГБ) Собор в честь Сошествия Св. Духа в Холме. Литография. 1896 г. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/150457.html

699 Курсив автора. Филарет. Собрание мнений. 4. С. 145—149. Более ясно отношение Филарета к светской власти выражено в другом его замечании о том, что несколько времени тому назад (намек на Протасова) в Св. Синоде обнаружились факты полного произвола со стороны обер-прокурора (там же. С. 213; ср. с. 211—216, 225). Протопресвитер В. Б. Бажанов через императрицу довел записку Муравьева до Александра II, что, однако, не имело практических последствий. О Бажанове, занимавшем в Святейшем Синоде весьма независимую позицию (он был членом Синода с 1850 по 1883 г.), см.: Сборник. 113. 1. С. 133—139. Мечтою А. Н. Муравьева было стать обер-прокурором Синода (Мещерский. Воспоминания. 1. С. 180, 321; Казанский. Переписка, в: БВ. 1904. 1. С. 573). 700 Казанский. Переписка, в: БВ. 1904. 1. С. 572 и др. 701 Так характеризует Д. А. Толстого В. П. Мещерский (Воспоминания. 2. С. 470); ср. выше § 7 и Казанский. Ук. соч. С. 572. 702 Дневник А. В. Горского, в: БВ. 1914. 10—11. С. 402 703 Об Арсении Москвине см. его письма: Киев. ст. 1901. 4; Певницкий В. Воспоминания о покойном митрополите Арсении, в: ТКДА. 1877. 8—9; 1878. 1; РБС (1900). С. 314; Савва. Хроника. 4. С. 601. Усилия Арсения провести школьную реформу (1867—1869 гг.) вызвали критику со стороны Филарета (Письма к архиеп. Алексию. С. 228). 704 «Пленение Русской Церкви» Агафангела появилось в печати только в 1906 г. Ср.: Филарет. Собрание мнений. 3. С. 78; 2. С. 418; 4. С. 115; он же. Письма к Антонию. 3. С. 78; 4. С. 337, 332; Савва. 4. С. 750—753, 811; 8. С. 651—654. 705 Порфирий Успенский. Книга бытия моего. 7. С. 149. 706 Кирилл Наумов… в его письмах, в: Русс. ст. 1889. 12. С. 87; 1890. 1. С. 131; 4. С. 211; Савва. Хроника. 7. С. 710; Филарет. Собрание мнений. 4. С. 406. О Кирилле Наумове см.: Титов Ф. Преосв. Кирилл Наумов. Киев, 1902 (также: ТКДА. 1899—1901). 707 Это видно из отчетов обер-прокурора (еще до Победоносцева), в которых имеются законы и распоряжения в виде мнений Государственного совета, подписанных императором. Это часто встречается и в законах, изданных в 2 и 3 ПСЗ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

был викарием Московской епархии. 1000 Кажется, епископ Илиодор Чистяков был единственным, кто всю жизнь оставался на одной и той же кафедре — в Курске (1832–1860). В 1865–1880 гг. епископы, вообще, довольно подолгу задерживались в своих епархиях. Но в последующее время, до 1903 г., из всех архиереев в 62 епархиях только один избежал перемещений, остальные же меняли кафедру каждые 3–4 года (Группа петербургских священников: К церковному Собору. СПб., 1905. С. 18). 1001 Об Иоанникии Горском см.: Никанор. 1. С. 44–60; Савва. 2. С. 529. Об Иоанникии Рудневе см. § 9, прим. 460. В эпоху Победоносцева архиепископ Ионафан Руднев (1819–1906) был редким исключением: он оставался в Ярославской епархии с 1877 по 1903 г. 1002 Много замечаний на этот счет можно найти в воспоминаниях Никанора и Саввы. 1003 Об Арсении Мацеевиче см.: Попов (1912); об Арсении Верещагине и Симоне Лагове см. выше. 1004 О Гаврииле Петрове см.: Титлинов (1916), особенно гл. 2 (Тверь), 7 (об оздоровлении монастырской жизни), 8 (Петербург). Литературу о Платоне Левшине см. в библиогр. к § 8 и в кн.: Розанов. 2. 1. С. 10 и след.; см. также ниже § 19. 1005 Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 4 и след.; Шпачинский (1907); Рождественский Ф. Самуил Миславский, в: ТКДА. 1876–1877; Орловский П. Сказание о блаженном Рафаиле, митрополите Киевском, в: ТКДА. 1908. 2. 1006 Из подольской старины, в: Русс. ст. 1911. 148. С. 89 (имеется в виду, вероятно, епископ Арсений Москвин (1841–1846), известный своей строгостью). 1007 Сборник. 113. 1. С. 141–142. 1008 О Моисее: Никанор. 1. С. 21 и след.; Сборник. 113. 1. С. 169; об Ионе — там же. С. 75; РБС. Ибак—Ключарев (1897). С. 316; о Евгении: Сборник. 113. 1. С. 143–145. 1009 Ряд решений Филарета по вопросам епархиального управления с начала 70–х гг. публиковался в «Душеполезном чтении»; см. также: Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии, в: Прибавления. 1883. 2; прочую литературу см. в РБС. Н. П. Гиляров–Платонов дает следующую оценку Филарету как епископу: «С именем митрополита Филарета соединяется понятие о целом периоде церковной истории… Он не был представителем эпохи; он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

в: Прав. об. 1889. 9; см. также: Русс. арх. 1912. 2. С. 351–356. Курсив автора. Филарет. Собрание мнений. 4. С. 145–149. Более ясно отношение Филарета к светской власти выражено в другом его замечании о том, что несколько времени тому назад (намек на Протасова) в Св. Синоде обнаружились факты полного произвола со стороны обер-прокурора (там же. С. 213; ср. с. 211–216, 225). Протопресвитер В. Б. Бажанов через императрицу довел записку Муравьева до Александра II, что, однако, не имело практических последствий. О Бажанове, занимавшем в Святейшем Синоде весьма независимую позицию (он был членом Синода с 1850 по 1883 г.), см.: Сборник. 113. 1. С. 133–139. Мечтою А. Н. Муравьева было стать обер-прокурором Синода (Мещерский. Воспоминания. 1. С. 180, 321; Казанский. Переписка, в: БВ. 1904. 1. С. 573). Казанский. Переписка, в: БВ. 1904. 1. С. 572 и др. Так характеризует Д. А. Толстого В. П. Мещерский (Воспоминания. 2. С. 470); ср. выше § 7 и Казанский. Ук. соч. С. 572. Дневник А. В. Горского, в: БВ. 1914. 10–11. С. 402 Об Арсении Москвине см. его письма: Киев. ст. 1901. 4; Певницкий В. Воспоминания о покойном митрополите Арсении, в: ТКДА. 1877. 8–9; 1878. 1; РБС (1900). С. 314; Савва. Хроника. 4. С. 601. Усилия Арсения провести школьную реформу (1867–1869 гг.) вызвали критику со стороны Филарета (Письма к архиеп. Алексию. С. 228). «Пленение Русской Церкви» Агафангела появилось в печати только в 1906 г. Ср.: Филарет. Собрание мнений. 3. С. 78; 2. С. 418; 4. С. 115; он же. Письма к Антонию. 3. С. 78; 4. С. 337, 332; Савва. 4. С. 750–753, 811; 8. С. 651–654. Порфирий Успенский. Книга бытия моего. 7. С. 149. Кирилл Наумов... в его письмах, в: Русс. ст. 1889. 12. С. 87; 1890. 1. С. 131; 4. С. 211; Савва. Хроника. 7. С. 710; Филарет. Собрание мнений. 4. С. 406. О Кирилле Наумове см.: Титов Ф. Преосв. Кирилл Наумов. Киев, 1902 (также: ТКДА. 1899–1901). Это видно из отчетов обер-прокурора (еще до Победоносцева), в которых имеются законы и распоряжения в виде мнений Государственного совета, подписанных императором. Это часто встречается и в законах, изданных в 2 и 3 ПСЗ.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010