Взирая на сию огромную тяжесть грехов, Им на Себя принятых, Он мог сказать, что свойство грехопадений человеческих таково, что далеко оно от спасения, т. е., не допускает возможности избавиться от крестных страданий и поносной смерти, и потому надлежало покориться сей необходимости для спасения мipa, что Он Сам ясно выразил, сказав в заключение молитвы Своей: Отче Мой, аще не может сия чаша мимоити от Мене, аще не пию ея, буди воля Твоя ( Мф.26:42 ). Таким образом, смысл целого стиха будет следующий: Боже Мой, Боже Мой, внемли Мне, почто Ты Меня оставил! Тяжки и велики грехопадения, Мною подъятые; далеко от них спасение Мое, т. е., избавление от страданий. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши: и в нощи, и не в безумие Мне ( Пс.21:3 ). Последние слова стиха сего новейшие толкователи переводят так: и нет Мне покоя. Конечно, речь от этого будет плавнее и естественнее; т. е., я взываю к Тебе, Боже мой, днём, и Ты не внемлешь Мне, взываю ночью, и нет Мне успокоения, ибо Ты не избавляешь Меня от страданий. Но не должно пренебрегать и нашим древле-славянским переводом: и не в безумие Мне, потому что он согласен с греческим. Какая же может в сем выражении заключаться тогда мысль? Весьма важная и глубокая, которую открывает нам блаженный Феодорит, говоря, что слова: и не в безумие Мне, означают следующее: впрочем, знаю тайну сего домостроительства. Уразумел Я, что не напрасно отлагаешь Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании Моём нечто великое и спасительное. Т. е., взываю Я к Тебе днём, взываю и ночью, и хотя Ты не внемлешь воплю Моему, но тем не менее Я продолжаю взывать к Тебе, не потому, впрочем, чтобы Я, как безумный, не понимал и не разумел тайны Твоего домостроительства, ныне совершаемого, которую, напротив, Я хорошо постигаю и знаю, потому что хочу научить человеков спасаемых молитве пред Тобою непрестанной, неусыпной и неутомимой, не смотря на то, приемлешь ли Ты или не приемлешь её, только с покорением во всяком случае своей воли Твоей воле. Ты же во святем живеши, хвало Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Виктория 1 сентября 2015, 23:39 Спасибо Вам,Владыко!я и есть тот самый беженец из Донбасса,из Горловки и пытаюсь нести свой крест теперь в российской глубинке в совершенно непривычных для себя условиях....но я выстою и смогу!Спасибо Вам за очень нужные и важные для меня слова!!!Все правильно вы сказали-и о войнах,возникающих словно из ниоткуда..и о нас,ищущих комфорта и удобства-грешны...действительно ищем...Спаси нас,Господи!Я буду молить о Любви и Истине-мне кажется я потеряла и то и другое..мне очень нужны эти два Божьих крыла-Любовь и Истина..Еще раз спасибо!Благословите на жизнь в России,Владыко! Анна 1 сентября 2015, 23:30 Спаси Господи, Батюшка!Прости нас , Господи! Юлия 1 сентября 2015, 22:50 " Бабушки грубый фильтр церковный.. " . Всегда думала, что хамство больший грех, чем съесть подсолнечного масла в пост... Snezhana Grinyova 1 сентября 2015, 22:35 СПАСИ БОГ, ВЛАДЫКА! Умная, содержательная и Своевременная статья! Странные и страшные вещи происходят сейчас в Европе и мире.Спаси, Господи, и сохрани. Марфа Васильевна 1 сентября 2015, 21:56 Спаси Господи, как Вы все верно сказали о нас.Все так и есть. Елена 1 сентября 2015, 21:56 пока у нас есть такие епископы - то не все еще потеряно!!! спасибо владыко, за нужное слово!!!! " Тогда пожалеют отступившие ныне от путей Моих, и отвергшие их с презрением пребудут в муках. Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния,и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния, те познают Меня по смерти в мучении. Ты не любопытствуй более, как нечестивые будут мучиться, но исследуй, как спасутся праведные, которым принадлежит век и ради которых век, и когда. Я отвечал и сказал: я прежде говорил, и теперь говорю, и после буду говорить, что больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли... " 3-я книга Ездры 9:9-15 Арина 1 сентября 2015, 21:35 Любой учитель предпочтет покладистых учеников, молча смотрящих ему в рот. С ними легко иметь дело, не то что с тем, кто не знает пока кто, зачем и чему его учит. И если для новичка, которому простительно не знать, к Кому он на самом деле призван придти, грубый прием с порога оправданное испытание, то московский " (глубоко сомневаюсь, что это действительно москвич) таксист - не менее закономерное следствие. Посеешь ветер - пожнешь бурю, вся статья об этом, почему же должны быть исключения.

http://pravoslavie.ru/81772.html

Владимир 2 марта 2019, 11:02 Прекрасный рассказ, счастья Вам. А ведь Тутаев знаменит и тем что там жил и закончил свой мирской путь замечательный Старец архимандрит Павел(Груздев 1910-1996)С июня 1992 года по состоянию здоровья переехал в Тутаев, жил в сторожке при Воскресенском соборе. Несмотря на полную слепоту и тяжёлую болезнь продолжал служить и проповедовать, принимать народ. Умер 13 января 1996 года. Похоронен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем в сослужении 38 священников и 7 диаконов при большом стечении народа на Леонтьевском кладбище Тутаева рядом с родителями, Владыка Епископ Вениамин (в миру протоиерей Николай Иванович Лихоманов) был духовным сыном архимандрита Павла. Юлия 2 марта 2019, 00:11 Надо называть вещи своими именами. Такой образ жизни, когда доход московский, а живешь в своем домике не так уж далеко от столицы, называется - " жить с детьми на даче " , а не переезд в провинцию. Если сдавать квартиру в Москве, то жить можно, да хоть на Луне и не бедствовать. Так делаю абсолютно многие москвичи и в этом нет ничего такого уж. Люди делают так, как им удобно. Жизнь в провинции- это бедный Псковский батюшка многодетный, да еще и с приемным детьми, люди, которые выживают. Но то, что в провинции люди действительно теплее и добрее, - это факт!! 1 марта 2019, 22:55 Замечательный рассказ, спасибо. Анна 1 марта 2019, 21:57 Надежда, пришлите, пожалуйста, ваш электронный адрес в редакцию, с пометкой " для Анны Берсеневой " Катерина 1 марта 2019, 21:33 Юлия 1 марта 2019, 11:27 - " А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. " А также ни Москвы, ни провинции, Юлия. Жителей же этого замечательного городка, в простоте душевной щедро дарящих свою доброту даже москвичам (с ребенком-инвалидом, если Вы проглядели) и Господь щедро одарит. Потому что по Его заповедям люди живут. А нам с Вами ветхого человека еще совлекать и совлекать... и совлекать.

http://pravoslavie.ru/119573.html

Во время этих истязаний Господа Иисуса Петр был на дворе и, как сказано выше, грелся у огня. Подошла к нему служанка и сказала: и Ты был со Иисусом. «Нет», – отвечал он перед всеми и пошел за ворота. Там встретила его другая служанка со словами: «Да, и этот был с Иисусом Назореем». С клятвою отрекся он, что совсем и не знает этого человека. Через несколько времени подошли другие и сказали Петру: «Точно и ты из них, и речь твоя обличает тебя (галилейское наречие было грубее собственно иудейского, так что по говору галилеянин резко отличался от жителя Иерусалима, как например, у нас олончанин от москвича)». Тогда Петр начал клясться и божиться, что не знает этого человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное Иисусом: «прежде нежели пропоет петух, трижды отречется от меня». И вышед вон, плакал горько». Горькое доказательство бессилия человека, когда он в своих намерениях и действиях опирается лишь только на свои силы. Тот же самый ревностный Петр, который, выхватив нож, готов был вступить в борьбу с целой ордой, так постыдно пал при спросе ничтожной служанки, и доказал своим примером, что без Божией помощи и благодатной силы ничто – вся наша ревность, все наши усилия, все порывы к добру. Предание говорит, что он во всю последующую жизнь вставал каждую полночь и, при пении петуха, обливался самыми горькими слезами несмотря на то, что Спаситель, в последнее явление свое, трикратным вопросом «любишь ли Меня?» заявил ученикам, что трикратное отречение прощено ему. Евангелие четвертое Святых Страстей Евангелие четвертое святых страстей, Иоанна, зачало 59 ( Ин. 18:28–19:1–16 ). Здесь продолжение второго Евангелия. Настало утро. Иисуса привели в судилище пилатово. «В чем вы обвиняете этого человека?» – спросил он. «Если б Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». Таков был ответ их. Так и всегда стараются поставить дело беззаконные судьи. «Злодей, преступник!», а подробности и разъяснения дела, – к чему? Мы нашли его достойным всех кар и казней – вот и все! «Ну, так и судите Его по своему закону», – сказал им Пилат.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Вот в каком порядке и каким образом это происходило: Езекия вдруг впадает в тяжкий и неизлечимый недуг; является к нему, по повелению Божию, пророк Исаия и говорит ему: тако глаголет Господь: заповеждь дому твоему, умреши бо ты и не будеши жив, т. е., распорядись домом и царством твоим, потому что ты умрешь и не останешься в живых. Езекия принял сию нерадостную для себя весть со смирением и покорностию воле Божией, но тем не менее, в надежде на беспредельное милосердие Божие, поворотившись в стене, обратился к Богу Всемогущему с слёзною и вместе пламенною молитвою. Чрезвычайно умилительна и трогательна молитва эта; выслушаем её вполне, для своего назидания. Вспомни, Господи, воззвал он с плачем и стенанием из глубины души, что я ходил пред лицем Твоим верою и с преданным Тебе сердцем, и делал приятное для очей Твоих. А теперь я должен пойти во врата преисподней, должен лишиться остатка дней моих. Не увижу уже я более Господа на земле живых, не буду видеть и человека с живущими в мире; жилище моё снимается с места и переносится от меня, как пастушеский шатёр; я должен отрезать, как ткань, жизнь мою от основы: Ты велел отрезать меня; в день и ночь Ты повелел скончаться мне. Ждал я утра; но он как лев ломал все кости мои. Теперь я выживаю все годы мои ( Ис.38:2–15 ). Что же? еще не успел Исаия сойти со двора царского, как получил от Бога новое откровение, повелевающее ему возвратиться во дворец и объявить царю, что он в течении трёх дней совершенно выздоровеет и ещё проживёт пятнадцать лет: возвратися, сказано было пророку, и рцы Езекии, вожду людей Моих: тако глаголет Господь: услышах молитву твою и видех слезы твоя: се Аз исцелю тя, и в день третий взыдеши в дом Господень, и приложу к летом твоим лет пятьнадесять, и от руки царя Ассирийска избавлю тя и град сей ( 4Цар.20:5–6 ). Так легко и скоро была услышана усердная молитва царя благочестивого! И так верно также слово апостольское, удостоверяющее нас, что благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

— Время мглы и мрака,— согласился митрополит.— Хочешь выйти из неясного положения и попадаешь в более темное. Претыкаются и те, которые кажутся хорошо видящими. Живем посреди искушений, но боюсь искушений впереди, потому что люди не хотят их видеть, ходят между ними как бы в безопасности. Филарет сидел напротив за столом, установленным хлебом, сухарями, вареньем, икрою. Самовар еще дымился парком, но собеседники забыли про чай. Митрополит потирал зябнувшие руки в белых нитяных перчатках и слушал. — Одна особенная милость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию,— продолжал владыка Игнатий,— остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием!.. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч… В те же февральские дни редактор «Домашней беседы» был приглашен митрополитом Исидором на чашку чаю. После всенощной в Троицком соборе Александро-Невской лавры Виктор Иванович зашагал к мирополичьим покоям, в которых стал частым гостем. Путь от собора был недолог. Аскоченский в прихожей сбросил на руки швейцару шинель, подбитую бобром, оправил перед зеркалом редкую шевелюру и двинулся на второй этаж. Был Виктор Иванович росту среднего, лицом кругл и полон. Бороду и усы он брил. Твердо сжатые губы и очки придавали лицу выражение строгое, пока в разговоре что-нибудь не задевало журналиста, и тогда рот его кривился усмешкою, а у глаз возникали морщинки. Митрополит Исидор как раз и любил Аскоченского не только за твердо православный дух, но и за веселость. После слов о погоде и сегодняшней службе владыка задал вопрос, ради которого и хотел видеть журналиста: — Скажите-ка мне, Виктор Иванович, что вы думаете о «Православном обозрении». Вы так сильно разделали москвичей своими статьями, что и святитель московский взволновался. Письмо вот прислал. Пишет, что в журнале дух верный, что рассуждают о всяком лишь с православной точки зрения. У вас-то получается иначе… а?

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Говоря о будущем Суде, Спаситель указал на праведников, достойных Царства Небесного: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня…» ( Мф. 25:35 ). И когда те недоуменно спросили: «Господи!.. когда мы видели Тебя странником, и приняли?» ( Мф. 25, 38 ) — Спаситель ответил: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ). В воспоминание слов Спасителя и говорим мы: «Гость в дом — Бог в дом». В той же беседе Спаситель хладность к гостю уподобляет хладности к Себе, к Господу (см.: Мф. 25:41-42 ). Итак, гостеприимство спасительно для христианина. Бывают случаи, когда гостеприимство возвышается до подвига. Много лет длится моё знакомство с Ниной Дмитриевной М. Она пожилая женщина. Прежде Нина Дмитриевна жила с семьёй в Воронеже. Вспоминая детство, она рассказывала, что в доме у них почти всегда жили какие-нибудь терпящие от властей люди. Эго было время гонений на Церковь. Многих церковных работников, диаконов, священников, даже епископов да и просто авторитетных, известных в церковной среде людей осуждали на долгие годы лагерей или ссылок, лишали прописки и определяли местом жительства отдалённые от родных мест или приходов города. Для местных жителей дать приют этим страдальцам значило поставить себя под угрозу репрессий. Отец Нины Дмитриевны был человеком религиозным и более богобоязненным, нежели властебоязненным, он не мог отказать в помощи несчастным, он принимал под свой кров гонимое духовенство и всех верующих. Одно время в их доме, рассказывала Нина Дмитриевна, жил известный в городе юродивый. Власти не однажды вызывали хозяина дома, предупреждали, арестовывали, пытались воздействовать своими методами. В ЧК его жестоко избивали. Через некоторое время семья переехала в Москву. Кое-кто из старых москвичей, прихожан храмов центра Москвы, ещё помнит Дмитрия Горбатенького, как его тогда называли. «Множественные переломы рёбер, полученные от побоев в ЧК, не позволяли отцу распрямиться. Он так и остался до конца дней горбатеньким», — вспоминала Нина Дмитриевна.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Даниил, как и все святые мужи того времени, сильно скорбел и сокрушался духом о разрушении храма и града отечественного и бедственном положении народа своего, переселенного на землю чуждую и в страну языческую, и потому естественно желал и усердно молил Бога отцов своих, да преложит Он праведный гнев свой на милость ко Израилю и, сократив дни его пленения, возвратит его в землю отечественную и воздвигнет на ней паки храм и град по-прежнему. Даниил молился о сем долго и много, и, не видя явного успеха в молитве своей, не оскудел верою и не изнемог упованием на Бога, наказующего согрешающих и вместе милующего раскаивающихся, но терпеливо и безропотно ожидал себе и народу своему милости и помощи Божией: ибо он хорошо знал и вполне был уверен, что Господь Бог наш есть щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив, не до конца гневаяйся и не в век враждуяй, и продолжал троекратно на каждый день воздевать преподобные руки свои и преклонять колена свои, обращаясь лицом своим сквозь отверстое окно своей горницы к Иерусалиму и ежечастно устремлялся умом и сердцем своим к Отцу милосердия и щедрот, взывая к Нему из глубины души: Господи Боже наш, услыши молитву раба твоего и прошение его и яви лице твое на святилище твое опустевшее. Всем помилованием твоим да отвратится ярость твоя от града твоего Иерусалима и от горы святыя твоея, яко согрешихом неправдами нашими и беззаконием отец наших. Приклони, Господи Боже, ухо твое и услыши ны, отверзи очи твои и виждь потребление наше и града твоего, в нем же имя твое призвася, яко не на наши правды уповающе, повергохом моление наше пред тобою, но на щедроты твоя многия, Господи. Услыши, Господи, очисти Господи и не закосни, Тебе ради, Боже мой, яко имя твое призвася во граде твоем и в людех твоих ( Дан.9:16–20 ). И вот, в один прекрасный день, когда он совершал подобную молитву и уже приближался к окончанию её, он был вдруг, около часа вечерней жертвы, обрадован явлением к нему Ангела и принесенным чрез него откровением о скором освобождены Иудеев из плена и о восстановлении их храма и града, а вместе с тем и о точном времени пришествия в мир обетованного Мессии – Христа Старейшины, с именем которого Иудеи вообще и всегда соединяли для себя надежды самые блистательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Два Евангелиста Матфей и Лука, описав бессеменное Его зачатие от Св. Духа; присовокупляют: сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: се, Дева во чреве приимет, и родить сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог . Для тех же, которые заражены маловерием или обращаются с неверующими, я предлагаю вопрос очень обыкновенный, на который однако ж немногие обращали внимание и которого беспристрастное разрешение поведет к заключениям, совершенно противным их умствованиям, именно: что устраняло от Пресвятой Девы и Божественного Сына Ее все нечистые помыслы Иудеев, столь ревностных о сохранении девственной чистоты, что если бы одно подозрение о нарушении оной могло войти им в голову, то и по закону, и по свойственному им жестокосердию, верно почли бы своею обязанностию смыть с лица земли их собственною кровию мнимое беззаконие? Что, говорю, притупляло самые злоречивые языки даже в минуту неправедного суда над судиею праведным, так что во всей Евангельской истории, равно как и в истории Иудейской, нет и намека на подобное подозрение: называли Иисуса льстецом, нарушителем субботы, ядцею и винопийцем, другом мытарей и грешников, и даже веельзевулом, но нигде и никто не осмелился назвать Его сыном беззакония? От чего же? От того, что они верили и нисколько не сомневались в бессеменном Его зачатии от Духа Свята, но не принимали Его потому только, что Он учил и действовал не по их мыслям; они знали из пророчества Исаии, что Мессия должен родиться от Девы чрез наитие Св. Духа, но ошибочно думали, что Он должен быть земным царем и завоевателем, чего они особенно желали, находясь в состоянии рабства под владычеством Римлян. Первое они видели в Иисусе и охотно последовали за ним, но не находя последнего ни в учении, ни в делах Его, с пренебрежением оставляли Его. С другой стороны, Отроча, долженствующее, по пророчеству, родиться от Девы, должно иметь необыкновенную смышленность: зане прежде, неже разумети Отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое; кто же не узнает в Нем того, который растяше и крепляшеся Духом, и преспеваше благодатию у Бога и человеков, который в десятилетнем своем возрасте умел уже состязаться в разумении Писания с книжниками и фарисеями и пристыждать их, который знал книги, неучився? Како сей книги весть, не учився? – с изумлением вопрошали об Иисусе Назаретяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

До трагедии в московском метро был катастрофа «Невского экспресса», был пожар в «Хромой лошади»… Однако подавляющее большинство наших сограждан не пользуются высокоскоростными поездами и не посещают ночных клубов. Теперь взрывы в метро показали, что смерть может настичь каждого – молодого и старого, бедного и обеспеченного, москвича и приезжего… Для чего подобного рода страшные события попускаются нам Господом? Давайте вспомним небольшой отрывок из Евангелия от Луки (глава 13, стихи 1 – 5). «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». Внемлем ли мы этому грозному предупреждению Христа? Или виновными в произошедшем у нас будут исключительного «власти», «кавказцы», «богачи-олигархи», «плохие» сотрудники правоохранительных служб? Кто угодно, но только не мы сами, не все наше общество в целом… В пьянстве, разврате, абортах и в практическом безразличии едва ли не доминирующего большинства наших соотечественников к собственной (временной и вечной) жизни мы тоже будем обвинять кого-то другого? А собственно, почему «будем»? Это уже давно происходит на практике. В подтверждение процитирую вам весьма показательные слова кинешминского священника Димитрия Иванова, не понаслышке знающего народную жизнь самой что ни на есть «глубинки». «Проблема в том, что наш народ не видит себя…. Тут мой друг говорит: «Батюшка, ты знаешь, я статистику по нашему городу узнал. У нас в прошедшем году было разводов 78% от заключенных браков». Он теперь в трансе — живёт под впечатлением этих цифр. Конечно, можно его понять. Дочке замуж пора, а жизнь такая нестабильная. «Ну, да», — отвечаю, — «это печально». А [друг] драматично так: «Но ведь это значит, что наше общество вообще ни на чём не держится. Связи все рушатся, только какие-то деньги люди друг другу проплачивают — вот и всё. Как же так можно жить-то, батюшка?» А я что… я, конечно, знаю… Но людям, когда они сами себе испортили жизнь, легче найти человека (людей), которые им кажутся хуже себя, и всё списать на них. Это легче, чем обвинять себя и каяться в грехах своих. Люди портят себе жизнь, а потом успокаивают себя бессмысленными обвинениями в адрес третьих- четвёртых лиц. Цыгане виноваты во всём, мигранты вот ещё. Да, и непременно жиды. И ещё «Единая Россия» … и Ленин. Ну, ещё сергианство и РПЦ МП. Барак Обама — само собой, а вот ответ из книги Бытия: «Жена, которую Ты мне дал….» [согрешила и ввела меня в грех]…. Люди не живут любовью — это значит, что живут ненавистью».

http://pravmir.ru/bog-zhdet-pokayaniya-b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010