Бог , по Своему неизреченному милосердию, обещал опять ввести в рай согрешившего человека и все благоразумное потомство его. Но ввести в рай человека вторично возможно было только при посредстве Искупителя. Этот Искупитель назван в книге Бытия Семенем жены (3:15). Иаков сын Исаака, назвал Его чаянием (ожиданием) языков – народов ( Быт. 49:10 ). Моисей назвал сего Искупителя пророком: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор. 18:15 ). Моисей назвал Искупителя пророком – учителем или просветителем, «как меня» потому, что все пророки, предварившие пришествие Искупителя, следовали закону Моисееву, а Искупитель, подобно Моисею, постановил Свой новый закон. Авраам имел об Искупителе следующее откровение от Бога: «благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт. 22:18 ). Давиду обещал Бог об Искупителе в следующих словах: «восставлю после тебя семя твое… и престол твой устоит во веки» ( 2Цар. 7:12, 15 ). Из представленных мест св. Писания об Искупителе не ясно, какого естества будет Он – Божеского или человеческого. Для выяснения сего нужно рассмотреть Писания иных многих пророков. Царь Давид следующее пишет от лица Самого Бога об Искупителе, или о Мессии: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» и «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» ( Пс. 109:1, 3 ). О воскресении Искупителя пишет Давид: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» ( Пс. 81:8 ). О вознесении Искупителя на небо Давид пишет: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!» ( Пс. 56:6 ), затем пишет: «Явится Бог богов в Сионе» ( Пс. 83:8 ) и «Бог Господь и явися нам» ( Пс. 117:27 ). Все представленные эти места из псалмов Давида свидетельствуют, что Искупитель, или Мессия, будет – Богочеловек, т. е. в одном Своем лице будет совмещать два естества – Божеское и человеческое. Представленные места из псалмов объясняют и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

И потому, далее говорит он: Иегова, Господи наш! Ты вознес величие Твое превыше небес. Чем и как? Тем, что в устах юных и грудных детей устрояет Себе хвалу, вопреки враждующим против Тебя, дабы сделать безмолвным врага и мятежника. Когда взираю на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которыя Ты поставил: то что есть человек, что Ты помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами, славою и красотою увенчал его. Поставил его владыкою над делами рук Твоих, все положил к ногам его, овец и волов всех, и диких зверей, и птиц небесных, и рыб морских, ходящих морскими путями ( Пс.8:3–9 ). Надобно быть какому-нибудь чрезвычайному случаю в домостроительстве Божием о судьбе человека, чтобы внушить песнопевцу сии торжественные слова и такое восторженное изумление. Что же это за случай? Когда и где Творец и Владыка неба и земли в устах юных и грудных детей устроял Себе хвалу? Когда и где явил Он Своё особенное благоволение к человеку? Случай сей открывает нам Сам Иисус Христос, когда, не задолго пред спасительными страданиями Своими, торжественно входя во Иерусалим, и, с одной стороны, видя отроков, взывающих к Нему: осанна сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, а с другой – архиереев и книжников, негодующих на то и вопрошающих Его: слышиши ли, что сии глаголют? отвечал им словами сего самого псалма. Ей, сказал Он им: несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу? А на особенное благоволение Божие к человеку указывают Ангелы, воспевшие при рождении Христовом: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение, и апостол Павел, который остальную часть сего псалма прилагает прямо к Сыну Божию, для спасения человеков соделавшемуся человеком, рассуждая следующим образом: не Ангелом покори Бог вселенную грядущую, говорит он, засвидетельствова же негде некто, глаголя: что есть человек, яко помниши его, или сын человеческий, яко поспешаеши и умалил еси его малым нечим от Ангел, славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку Твоею: вся покорил еси под нозе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

«…Они входили в его келью и выкладывали души свои в батюшкины руки» Люди изнывали под бременем грехов, неверия, отчаяния, они входили в его келью и выкладывали души свои в батюшкины руки, а у него был дар взять твою душу, соединить ее со своей душой и обе их вознести к престолу Пресвятой Троицы. Поэтому множество архиереев, настоятелей и настоятельниц, священников, высокопоставленных лиц, интеллектуалов, людей состоятельных — цвет страны — непрерывной цепью, неостановимой лавиной друг за дружкой спешили к келье батюшки, чтобы излить там свою душу. Батюшка знал лишь одно: что он должен следовать святому Павлу, как святой Павел последовал Христу, сказавшему: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28.). Отец Арсений следовал Христу, беря на себя бремя мира, потому что он имел на себе печать Христову, начертанную в его душе, ту печать, которая, по свидетельству святого Симеона Нового Богослова, означает — взять на себя грехи других, и считать их своими, и оплакивать их, как если бы они были твоими, отдавая даже душу свою за душу ближнего, — так ты несешь на себе печать Христову. Бог призвал к Себе отца Арсения. Он призвал его к Себе, и сегодня мы задаем себе вопрос: как стало возможно, чтобы столь прекрасный цветок произрос на нашей земле? Как мог родиться и вырасти человек столь мощный? Только милость Божия ведает глубину этой тайны. Мы же знаем только то, что он родился в благословенной семье и у него было семь лет, проведенных в родительском доме. Бог даровал его румынскому народу, чтобы он помог ему постигнуть моменты истины, ибо где истина, там Церковь, и Церковь там, где истина и Православие. Батюшка отошел на небеса, и многие скорбят, но он радуется, ибо исполнилось слово, которое он столько раз повторял: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»( Пс. 41: 2). Высокопреосвященный Феофан, митрополит Молдовы и Буковины Фрагмент из слова на кончину отца Арсения (Папачока) Он обладал чрезвычайным духовным и физическим динамизмом

http://pravoslavie.ru/47941.html

Итак, апостол Павел имеет в виду будущее явление Христа, хотя Он и сейчас, если мы живем ради Него, становится нашей жизнью. В ином месте апостол Павел говорит о себе: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20), а здесь он относит это ко всем христианам: Христос есть «жизнь наша». Мы только должны жить право, ревностно, и тогда будем ощущать это всегда. Чем больше мы общаемся со Христом, чем больше ощущаем Его как «жизнь нашу», тем больше стремимся к тому, чтобы в полной мере увидеть Его Божественную славу, Его величие, равно как и телесными глазами узреть Его как человека. Когда это произойдет, когда мы действительно увидим Его, если будем помилованы, тогда Он прославит нас таким образом, что и мы сами явим свою славу. Как же это можно объяснить, как понять? Сейчас человек, который угождает Богу и пребывает во Христе, не созерцает Его телесными глазами, не ощущает телесными чувствами — только духом. И те, кто взирают на такого человека со стороны, также не видят, что Христос есть его жизнь, и считают его ничем не примечательным. Разве что кто-нибудь, также будучи духовным, прозревает и чувствует в этом подвижнике нечто необыкновенное, нечто сродное, знакомое ему по его собственной внутренней жизни. Но когда Христос явится нам, тогда и наша слава, упование и единение со Христом откроются в полной мере. Потому апостол Павел и говорит: «Тогда и вы явитесь с Ним во славе». Спаситель Господь наш Иисус Христос сказал, что угодники Божии в будущем веке просияют, как солнце (см. Мф 13:43). Даже и в нынешнем веке некоторые отчасти сподоблялись такой славы, например: Арсений Великий, Симеон Новый Богослов, преподобный Серафим Саровский и другие подобные им подвижники. Тем более так будет, когда нам откроется полнота истины. Далее читаем: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (ст. 5). Все увидят явившегося Христа, в том числе и осужденные грешники, но у них это вызовет плач и скрежет зубов, горькое, уже бесплодное сожаление о том, что они не жили, как должно. Однако сейчас апостол говорит о таком явлении славы Христовой, которое не лишает зрителей остатков надежды, а, наоборот, их самих сподобляет славы. И для того чтобы нам сподобиться славы, мы должны умертвить свои земные члены. Конечно, не в буквальном смысле умертвить, а очистить свои члены, зараженные пристрастием к земному, зараженные грехом. Как выразился один подвижник, нужно умерщвлять не плоть, а страсти. Можно сказать иначе: поскольку страсти стали для нас чем-то естественным, нашей второй природой, то апостол и говорит, что нужно умертвить члены, которые на земле. Из этого можно сделать вывод о том, что есть члены нашего естества, находящиеся на небе — небесные члены. В противоположность блуду можно назвать целомудрие, любостяжанию — нищелюбие, отречение от мира и таким образом представить себе, что человек, который живет небесным, имеет соответственно и природу иную.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-v...

Ревность о Боге, о славе имени Божия, о чистоте христианской веры, как основывающейся на святой любви, разумеется не должна быть ревностью не по разуму. Ревность христианская не есть фанатическая ревность Магомета: с вещественным оружием в руках привлекать последователей своего учения. Не соединяясь с внешним насилием, она не соединяется и ни с подкупами, обманом, хитростью. Спаситель, посылая своих учеников на проповедь , не велел им запасаться деньгами для приобретения последователей. Такую ревность ап. Павел называет нечистою, предостерегая от нее Галатян, Коринеян и всех последующих христиан: «ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда» 5 . «Ревную о вас ревностию Божиею... Но боюсь, чтобы как змей хитростию своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе». 6 А между тем, как много есть таких нечистых ревнителей-лжеучителей, которые путем хитрости совращают с прямого пути чад Церкви, приявших в простоте сердца слово истины и совершающих свое спасение в детском послушании учению и уставам Св. Церкви! С такой нечистой ревностью должна бороться ревность истинная, святая, чистая. Но такая борьба должна быть духовной, и оружие ее – духовное. Тот же апостол говорит: «облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских... и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности... А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» 7 . И Спаситель, посылая Своих учеников на проповедь , заповедал: «шедше, научите... и если вас будут гнать в одном городе, бегите в другой» 8 . Итак, средствами истинной ревности является духовное оружие: 1) Слово Божие, дышащее любовью, «полезное для научения, для обличения, для исправления, для наставления в справедливости, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» 9 . 2) Чистая, святая жизнь, по слову Спасителя: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша, прославят Отца нашего, иже на небесех». 3) Неутомимый труд, перенесение страданий и вера во всепобеждающую силу благодати Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Всё событие вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, как и вся жизнь Иисуса Христа на земле, есть необычайное явление, есть чудо. Но в житейском смысле необычным явлением представляется нам, братья, радость учеников, с какой они возвратились в Иерусалим после вознесения Господа на небо. Разве можно радоваться по разлуке с дражайшим Лицом? Ученики чрезмерно любили своего Учителя, исповедали Его Господом, веровали, что Он Сын Божий. Разве не должна быть самая тяжкая скорбь при разлуке с Учителем и Господом? Чем же объяснить радость апостолов при вознесении Господа на небо? Словами Господа, сказанными апостолам в последней беседе с ними, утешающими их, объясняющими необходимость вознесения Его на небо и указывающими на их обязанности. Что говорил Иисус Христос ученикам Своим в последней беседе с ними? Расставаясь с ними видимо – на земле, Он сказал им великое слово утешения, – что Он будет с ними невидимо – духовно, а вместе с ними и после них и со всеми верующими – во все дни – до скончания века ( Мф.28:20 ). Разве это не утешение для апостолов, основателей Церкви Христовой? Великое утешение, и не за себя только, но и за всех верующих. Ещё говорил Господь ученикам Своим, что Он не оставит их сиротами: «Я пошлю вам, – говорил Спаситель, – обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в граде Иерусалиме, пока не облечётесь силой свыше: чрез несколько дней после Моего вознесения вы будете крещены Духом Святым» ( Лк.24:49 ; Деян.1:5 ). Опять, разве это не утешение?.. С вознесением Господа на небо они не лишаются духовного общения с Господом, но ещё приобретают общение с Духом Святым, и притом не они одни, но и все верующие во Христа, все христиане, ибо все мы в таинстве причащения вкушаем пречистое тело Его и пьём св. кровь Его и все мы постоянно делаемся причастниками Духа Святого чрез молитву и чрез принимаемые нами таинства. Далее говорил апостолам Иисус Христос: «Вы приимете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой, и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, даже до последнего края земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но можем ли мы сказать о себе, братие, что хорошо знаем и понимаем истины, содержимой нами, св. Православной веры? Много ли мы знаем о Боге и о делах Божиих, – о том, – как спасти душу свою и получить царство небесное?.. К сожалению, должно сказать, что многие из нас, в заботах и хлопотах о своих житейских делах, утратили большую часть и тех первоначальных познаний о вере, которые сообщены им были в детстве. Между тем как – всякий православный христианин обязан, когда придёт в совершенный возраст, – расширить свои познания, полученные в детстве, – основательнее узнать свою веру. Некоторые наиболее полное и основательное познание истин веры считают почему-то принадлежностью людей, посвятивших себя изучению богословия, – думая, что для них самих вполне достаточно знать только одни основные положения веры. Но христианская вера дана в руководство для спасения всех и каждого. Потому и обязанность изучать её лежит не на одних учёных богословах, но и на всех православных христианах. Св. апостол Павел обращается ко всем христианам, когда говорит: «преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая угодная и совершенная ( Рим.12:2 )..», «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос ( Еф.4:14–15 ). Постараемся же, братие, возрастить и расширить свои познания о вере, – просветить свой ум светом богопознания. Но каким образом можно достигнуть этого? Главным образом – чрез чтение или слушание Слова Божия. Слово Божие есть пища для души нашей, тот хлеб небесный, питаясь которым человек жив будет во век ( Мф.4:4 ). «Чтение Св. Писания, – говорит Иоанн Златоуст , – предохраняет от грехов, – а неведение закона Божия есть великая потеря в деле спасения. Не говори мне пустых слов: я связан делами, упражняюсь в мастерстве, пропитываю детей, пекусь о доме, – и посему не имею времени заниматься чтением Св. Писания. Напротив, – чем больше у тебя житейских дел, тем более есть у тебя соблазнов и искушений, тем большую потому ты имеешь нужду в помощи божественного Писания». Будем же, братие, неленостно, как можно чаще, читать Св. Библию , – и особенно Св. Евангелие, – и со вниманием слушать Слово Божие, когда оно читается в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Будучи кровожаднейшим разбойником с наследственной злобой, он, едва лишь уверовал в Бога, сразу покаялся, стал подвизаться, все страсти его покинули, а Благодать Божия посетила. Он даже удостоился приятия пророческого дара, а чуткостью превзошел и самого Арсения Великого, который происходил из великосветского римского семейства, имел наследственные добродетели и обладал большой внешней ученостью. — То есть, Геронда, в чем конкретно заключается смысл этой жизни? — В чем? В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда. Когда Христос благословил пять хлебов и насытил столько тысяч людей, народ тут же сказал: “Царь бы из Него вышел что надо!” Съели пять хлебов и две рыбы и воодушевились. Однако Христос сказал им не заботиться о сей пище, потому что здесь мы не останемся. В этой жизни каждый из нас подвергается испытаниям: соответствует ли он тому, чего требует Бог. — Геронда, что человек должен всегда иметь в своем уме для того, чтобы творить волю Божию? — Он должен иметь свой ум в Боге, думать о том, ради чего он вступил в эту жизнь. Мы пришли сюда не для того, чтобы заниматься всем на свете и устраиваться по теплым местечкам. Мы пришли, чтобы подготовиться к жизни иной. Итак, наш ум должен непрестанно находиться там, в будущей жизни, и в том, что способно помочь нам ее достичь. С любочестием относясь ко всему, любочестно и смиренно подвизаясь, человек понимает смысл жизни духовной. Духовная жизнь есть безудержная отвага, духовный

http://pravmir.ru/o-glubochajshem-smysle...

Игумен Петр обратил внимание на клерикализм такого подхода, когда человека, не сумевшего пропоститься без рыбы три дня, духовник не благословляет причащаться. «Так вводится двойной стандарт. Мы похожи не тех книжников и фарисеев, про которых Христос говорил: «Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23: 3-4)», — заметил епископ Егорьевский Марк. Существуют и более частные вопросы, связанные с Причащением, такие как исповедь накануне Причащения, обязательное присутствие на вечерней службе перед Причастием и др. Приглашенные на круглый стол священники, рассказали о том, как на их приходах решаются эти вопросы. По мнению протоиерея Владимира Воробьева, настоятеля храма свт. Николая в Кузнецкой слободе и ректора Свято-Тихоновского университета, до тех пор, пока не принято общецерковное решение этих вопросов, справиться с ними можно только внутри церковной общины. Церковные, или евхаристические, общины в России возникли в начале ХХ века и стали одним из факторов, который помог пережить годы гонений. Пример такой общины описан, например, в книге «Отец Арсений». Понятие «церковная община» значительно отличается от прихода. Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава и руководитель — духовник, который близко знает все проблемы членов общины и руководит духовной жизнью каждого. Причащаться для церковных людей естественно как можно чаще. И если человек живет церковной жизнью в соответствии с евангельской нравственностью, соблюдает посты и праздники, имеют искреннее желание, то перед ним нет препятствий приступить к Чаше. «С самого начала служения я относился к исповеди очень внимательно и отдавал этому много сил. Тогда я заметил, что многие приходят на исповедь просто пообщаться с батюшкой», — сказал отец Владимир Воробьев. Или исповедник просто зачитывает список грехов, выдавливая что-то из себя. Таинство Покаяния — это великое Таинство, в котором человек обновляется целиком. Каждый священник знает это. Бывает, что приходит человек, искренно пересмотревший свою жизни и от всего сердца раскаивающийся, готовый полностью перемениться, и тогда священник, разрешающий его, чувствует особую благодать, проходящую через него.

http://pravmir.ru/kruglyj-stol-v-moskve-...

Какую же связь между собой и какое значение для нас имеют воспоминаемые ныне св. православной Церковью вышеуказанные священно – исторические события? – Раскроем связь между собой сих священных событий и уясним для себя глубокий назидательный смысл и значение их. Господь и Спаситель наш Иисус Христос, сошедший с небес нас ради человек и нашего ради спасения и совершивший его на земле Своим божественным учением, преподавший нам пример христианской жизни Своей святою жизнью на земле и искупивший нас от греха, проклятия и смерти Своими крестными страданиями, Своей смертью и воскресением, – не тотчас по воскресении Своём из мёртвых вознёсся на небо со Своей божественной плотью, но и после воскресения Своего оставался ещё на земле в продолжение сорока дней, до Своего божественного вознесения на небо, неоднократно являясь Своим ученикам и апостолам, а также и другим верующим в Него, и беседуя с апостолами, как ближайшими Своими преемниками и продолжателями после Него на земле дела спасения рода человеческого, яже о царствии Божии, как говорит кратко священный Дееписатель ( Деян. 1:3 ), то есть, беседовали с ними о том, как устроить Церковь Его на земле, как усвоять верующим в Него приобретённые для них Его крестными страданиями спасительные заслуги, и вообще как совершать дело спасения их на земле, при помощи и содействия благодати Божьей, имевшей изобильно излиться в пятидесятый день по Его воскресении на апостолов и на всех верующих в Него. Вознёсшись со Своей пречистой плотью в сороковой день по Своём воскресении на небо и седши одесную Бога – Отца, Иисус Христос предстал пред Отцом Своим Небесным, как Ходатай за нас, и первыми ходатайством Его была Его молитва Отцу Своему Небесному. Вот почему эта молитва Спасителя и воспоминается в сегодня читанном Евангелии именно в настоящий воскресный день, седьмой после Пасхи и первый после вознесения Господа не небо: это вознесение Спасителя мы и праздновали два дня тому назад. О чём же молился Спаситель в Своей молитве Отцу Своему Небесному? Он молился прежде всего о Себе Самом, – о совершенном Им на земле искуплении рода человеческого. «Отче! – взывает Спаситель, – пришёл час, прославь Сына Твоего, чтобы и Сын Твой прославил Тебя. Ты дал Ему власть над всякой плотью, чтобы всему, что Ты дал Ему, дал Он жизнь вечную; жизнь же вечная заключается в том, чтобы знали Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; прославь Меня и Ты, Отче, той славой, которую Я имел у Тебя прежде создания мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010