монах Павел Эвергетинос О том, что нужно непрестанно молиться, в чем состоит непрерывная молитва и как творить ее А. Из Отечника Сказал старец: «Если монах молится, только когда стоит на молитве, то он вообще не молится». Рассказывали братья: – Мы пришли к старцам и по обычаю после молитвы расцеловались с ними и сели. Поговорив с ними, мы собрались было уже уходить и попросили помолиться о нас на прощание. Кто-то из старцев с удивлением спросил: – А разве мы за вас не помолились? – Нет, – сказали мы, – авва, когда мы вошли, то помолились, а до сих пор мы только разговаривали. – Простите, братья, – сказал старец, – во время разговора с вами один из нас прочел сто пятьдесят молитв. После такого объяснения старцы (снова) помолились и проводили нас. Сказал старец: «Человек нуждается в том, чтобы бояться суда Божия, ненавидеть грех, любить добродетель и всегда молиться Богу». Сказал авва Исидор: «Когда я был молод и жил у себя в келье, я не ставил себе меры молитвенного правила. Весь день и вся ночь были у меня богослужением». Об авве Арсении говорили, что в субботу вечером он становился на молитву, так что закатное солнце оказывалось у него за спиной, и простирал руки к небу в молитве, и так стоял до тех пор, пока солнце на восходе не освещало его лицо, и только тогда он возвращался к себе в келью. Авва одного палестинского монастыря сказал блаженному Епифанию, епископу Кипрскому: – По твоим молитвам, владыко, мы не пренебрегаем нашим правилом, но усердно совершаем третий, шестой и девятый часы. Епископ обличил его, заметив: – Я вижу, что прочими часами дня вы пренебрегаете и не творите молитвы. Истинный же монах должен непрестанно молиться и петь псалмы в своем сердце. Он сказал, что пророк Давид молился, не считаясь со временем 9 : в полночь вставал 10 и до утра стоял перед Богом. Утром молился и с полудня до вечера 11 . Поэтому он воскликнул: Семикратно в день прославляю Тебя 12 . Авва Исаия , пресвитер Пелусиот, когда во время трапезы любви братья в церкви ели и разговаривали друг с другом, остановил их, сказав:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Календарь Материалы 28 марта 2013 г. [Интернет-журнал/Культура] Людмила Ларкина Иконы, писанные Арсением Иосифовичем Савицким, есть во многих русских храмах Австралии, но его имя до сегодняшнего дня многим неизвестно. [Интернет-журнал/Культура] Марина Вологжанина После Рахманинова были великие, замечательные композиторы, но такой мощной фигуры, личности такого масштаба больше нет. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ольга Рожнёва Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться. [Документы истории] Анна Кропоткина Прежде всего общества трезвости стремились занять воскресный день трезвенников. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Один из воинов схватил упавший меч и ударил им Мануила, однако не смог отрубить ему головы [Встреча с Православием/Православная библиотека] 14 марта (по ст. ст.) 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. Диакон Илья Маслов Так ли сильно разнятся выводы «правдолюбовской» и Синодальной богословской комиссий между собой? Игумен Даниил (Гридченко) Священное Писание парадоксально, полно антиномий. Вот и первый Богослов - святой Иоанн – апостол любви призывает… к нелюбви, - не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15-17). English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/130328

Утомил пост? Как сделать постной «непостную» пищу, хотя бы ту же пресловутую курицу? Поделиться ею с голодным, с тем, кому и такой пищи не на что купить, отдать ему половину – вот и станет постной твоя непостная курица. Это и есть библейское и святоотеческое понимание поста. 1 апреля, 2011 Как сделать постной «непостную» пищу, хотя бы ту же пресловутую курицу? Поделиться ею с голодным, с тем, кому и такой пищи не на что купить, отдать ему половину – вот и станет постной твоя непостная курица. Это и есть библейское и святоотеческое понимание поста. Для чего мы постимся? Игумен Арсений (Соколов Поститься можно по-разному. Можно «для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис 58:4), а можно – постом, угодным Богу: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и рассторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:7). Первый вариант поста предполагает сосредоточение на своих собственных интересах и пренебрежение благом ближнего; второй, напротив – участие в нуждах ближнего, сострадание ему. Призыв Божий, звучащий у всегда актуального Исайи, призывает нас ко второму. Пост выражает нашу жажду встречи с Богом, общения с Ним. Но подлинная встреча с Создателем невозможна при пренебрежительном и немилосердном отношении к Его созданиям – к ближним. Собственно, заботясь о ближнем, откликаясь на его нужду, мы делаем это для Христа, как говорит нам одно из предваряющих Великий пост богослужебных чтений – чтение в Неделю о Страшном суде (Мф 25:31-46). Сострадая и помогая ближнему, попавшему в нужду, мы встречаемся в его лице со Христом, а во Христе – с Богом. Ведь в личности Христа – полное и окончательное откровение Бога человеку. Смысл поста – не в перемене диеты с животной на растительную, это мы все понимаем. Он в том, чтобы поделиться с нуждающимся тем, чего у тебя в избытке. Святитель Иоанн Златоуст советует во время поста покупать самую дешевую пищу, а на сэкономленные деньги помогать нуждающимся.

http://pravmir.ru/dlya-chego-my-postimsy...

Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Петра и Павла в Лефортове Москва, 13 июля 2005 г . 12 июля 2005 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении архиепископа Истринского Арсения и клириков Московской епархии совершил Божественную литургию в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Первоначально храм в Солдатской слободе, освященный 5 мая 1613 года в присутствии царя Михаила Феодоровича Романова, был возведен во имя Святителя Николая Чудотворца. В XVIII веке церковь, находившаяся в саду Франца Яковлевича Лефорта – первого полковника Московского полка и любимца царя Петра I, была перестроена. Освящение храма во имя святых апостолов Петра и Павла с приделами во имя святого апостола Иоанна Богослова и во имя Преподобного Сергия Радонежского состоялось 1 июня 1711 года, о чем свидетельствует надпись на кресте храма. После Божественной литургии Его Святейшество возглавил молебен, после которого был совершен крестный ход вокруг храма. После окончания молебна настоятель храма протоиерей Василий Свиденюк поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с днем святых апостолов Петра и Павла и преподнес Его Святейшеству икону с изображением Собора двенадцати апостолов. Поблагодарив отца Василия, Патриарх Алексий поздравил всех прихожан храма с престольным праздником и, в частности, сказал: " Сегодня мы с особым чувством обращаемся к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, прося их молитвенного предстательства за нас пред Господом Богом. Слова сегодняшней проповеди напомнили вам о жизненном подвиге апостолов, которым мы должны подражать в вере и в любви Христовой. Я же хочу лишь напомнить слова апостола Павла: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ...Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8.35, 38-39).

http://pravoslavie.ru/14039.html

В день памяти святого пророка Илии в храмах Москвы пройдут архиерейские богослужения 31 июля 2009 г. 13:15 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии, в московских храмах в честь святого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоятся архиерейские богослужения. В храме пророка Илии в Обыденском переулке богослужение возглавит архиепископ Истринский Арсений . В храме пророка Илии на Новгородском подворье богослужение возглавит епископ Красногорский Савва . В храм пророка Илии в Черкизове богослужение возглавит епископ Дмитровский Александр . Святой пророк Илия — один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиной года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с Ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечей второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи. Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/707898.htm...

Кто такие пророки Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. 30 октября, 2014 Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. 30 октября. ПРАВМИР. В этом году вышла в свет книга Альберто Мелло «Кто такие пророки». В книге идет речь о том, чем отличались друг от друга израильские пророки, и каким было их действие на жизнь и историю избранного Богом народа. Ниже мы публикуем перевод с итальянского данного исследования, выполненный игуменом Арсением (Соколовым). Предисловие “Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. Таково грамматическое наблюдение” . Я не пророк и даже не сын пророка. В этой работе определяются лишь некоторые существенные элементы библейского пророчества. У всех народов древности были свои провидцы и гадатели, но только в Израиле пророчество достигло признаваемой всеми литературной широты и богословской глубины. Отличительные черты пророчества, обнаруженные мной, у разных пророков сопрягаются по-разному, являя целый веер возможных типологий. Библейское пророчество – это не монолит, и редуцирование его до одного какого-нибудь аспекта подвержено риску анахронизма или излишнего упрощения. В евангельском рассказе о Преображении Мессия беседует с Моисеем и с Илией, являющими два очень разных, но не представимых один без другого – в том числе для Иисуса – вида пророчества. Поскольку материал чрезвычайно богат, я ограничиваюсь лишь еврейской Библией. Хотя в христианской литературе пророчество достигает новой перспективы, получает новое, более избирательное направление, тем не менее, и сам по себе феномен библейского пророчества исключительно волнующ и интересен. Прозорливость Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу», ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем (1Цар 9:9).

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

В то время, когда Иисус Христос возносился на небо, тогда ученики долго смотрели на Него и не спешили сходить с горы Елеонской; Иисус Христос уже совсем скрылся в облаке небесном из их глаз, а они все еще продолжали стоять и смотреть. Вдруг пред ними предстали два мужа в белых одеждах и сказали им: «галилеяне, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда ученики сошли с горы и возвратились в город с великой радостью, так как они теперь совершенно убедились, что вознесшийся в их глазах Иисус Христос опять придет на землю в такой же славе, в какой славе Он и вознесся. Это второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа последует уже не за тем, чтобы спасать нас, а чтобы судить нас. Последует оно тогда, когда воскреснут все мертвые, обновятся небо и земля, и Он, как Судья неба и земли, воссядет на престоле славы своей и произведет всемирный суд. На суде, отделив праведников на правую сторону, а грешников на левую, Он, стоящим одесную Его, скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира; стоящие же ошуюю Его услышат от Него: «отидите от Мене, проклятии, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:34, 41 ). После этого приговора сердца праведников исполнятся самой светлой, неизреченной радостью и праведники пойдут, в Царство вечное, сердца же грешников будут терзаться самой страшной, нестерпимой скорбью и грешники пойдут в муку вечную. Нам, братья, чтобы избежать на последнем, страшном суде Христовом безотрадной участи грешников и получить блаженство праведников, необходимо жить так, как жили праведники, жить вот как: трудолюбиво, трезво, правдиво, благочестиво, свято и богобоязненно. При такой жизни мы будем иметь полную надежду в страшный день последнего суда Божия услышать от Него, вознесшегося ныне Судии и Господа, первый призыв, обращенный к праведникам, а не те слова отвержения, которые Он скажет грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но не одна мертвая природа так громко свидетельствует о бытии Божьем. Еще громче свидетельствует об этом живое сердце в груди человека или совесть. Язычники не имели того закона, который дан был Богом евреям и, однако, и они не были без закона. Если языческий сын был непослушен своему отцу или не заботился о нем в старости его, то он чувствовал также, что поступал худо. Точно так же если один язычник убивал другого, то убийца чувствовал, что он совершал преступление. При богослужении своем язычники, как известно, приносили богам жертвы, чем ясно показывали, что все они чувствовали себя грешниками и искали у богов прощения во грехах. Это чувство греховности было внушаемо им совестью. Совесть бодрствует в груди каждого человека, то предостерегая его от зла, то наказывая за грехи. Когда человек хочет сделать какой-либо грех , она пробуждается и говорит: «не делай этого». Так было, например, с Иосифом, когда жена Пентефрия хотела обольстить его. Так было с Рувимом, когда он услыхал о намерении братьев своих убить Иосифа. И замечательно! Что совесть сказала Рувиму, этого именно требует Бог в шестой заповеди, и что совесть сказала Иосифу, этого требует Бог в седьмой заповеди. Совесть есть как бы голос Божий в человеке, говорящий ему, что хорошо и что дурно. И, подобно тому, как голос известного лица служит проявлением и неопровержимым доказанием существования этого лица, так и совесть – этот голос Божий в человеке – неопровержимо доказывает нам бытие Бога. Она есть дивное дело Божие в человеке. Один муж ученый говорил: «два предмета исполняют меня величайшим благоговением и изумлением: звездное небо вверху меня и совесть, или нравственный закон внутри меня». Другой благочестивый муж так говорил о совести: «совесть моя есть зеркало, пред которым я не могу скрыть ни одного порока, обвинитель, который не дает мне покоя, свидетель, которому не могу противоречить, судья, пред которым не могу устоять». Об этом нравственном законе, который имели и язычники, Апостол Павел говорит: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они – сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Под законом здесь разумеется закон, данный Богом евреям, а под делом закона – дело или поведение, требуемое этим законом Божиим. По словам апостола, язычники исполняли это дело по природе, то есть по внутреннему побуждению, по влечению своей совести, которая или обвиняла человека, если он делал зло, или оправдывала, если он думал, что поступок его не был дурным, или что он другим кем-либо был увлечен к дурному поступку.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но чтобы угождать кому-либо, мы должны наперед знать лицо, которому хотим угождать, и волю этого лица. Точно так же и чтобы угождать Богу нужно наперед иметь знание о Нем и о Его святой воле. Этому научает нас пример Фараона, который на возвещенное ему Моисеем повеление Господа отпустить народ израильский из Египта, отвечал: «кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его, и отпустил сынов Израиля? Я не знаю Господа, и Израиля не отпущу». Таким ответом Фараон ясно показал, что человек, не имеющий знания о Боге, не может угождать ему. Однако Бога не видел никто никогда. Он живет на небе, а мы – на земле, и слова, сказанные Иисусом Христом о Боге иудеям – «вы и голоса Его никогда не слыхали, ни лица Его не видали» – относятся и к нам. И мы никогда не слышали голоса Божия и не видели лица Его. Откуда же мы можем получать знание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему? Есть люди, которые говорят: «нет Бога». Таких людей псалмопевец Давид называет глупцами. Свою глупую речь они оправдывают тем, что никто не видал Бога. То справедливо, что Бог – невидим; однако Он может быть усматриваем, а каким образом, – мы покажем сейчас. В 1 главе 19 стихе Послания к римлянам говорится: «ибо, что можно знать о Боге, явно для них: потому что Бог явил им». Таким образом, сокровенный и невидимый Бог Сам открылся. Как Он это сделал, показывает следующий стих: «ибо невидимое Его (существо), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (то есть не могут иметь извинения в незнании Бога). Здесь говорится о язычниках, что они хотя не знали Бога, но могли знать Его, потому что Бог довольно ясно открыл Свое сокровенное существо через Свои творения. В самом деле, подумаем только об этом необъятном мире, о солнце, луне, миллионах звезд, из которых многие в миллион раз больше нашей земли; смотря на эти неизмеримые миры, не должны ли мы спросить: «кто же создал их?» Представим также себе какое-либо здание; могло ли оно явиться само собою? Нет, оно непременно должно быть построено кем-либо, например, архитектором. Здание самое мы видим, но архитектора не видим и, однако, не сомневаемся, что должен быть архитектор, построивший его. Неужели же теперь мог явиться сам собою мир – это великое строение Божие? О, никогда! Если уже для малого здания необходим архитектор, то тем более для мира необходим Творец. Так бытие мира доказывает бытие Бога, бытие видимого творения – бытие невидимого Творца. Это именно внушают нам следующие слова апостола Павла: «ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог». Нужно только смотреть на мир очами духа и тогда мы непременно усмотрим в нем сокровенного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Перед службой, под открытым небом строят крытый деревянный помост для совершения литургии и помост для певчих. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах двадцати четырех — старцы, облеченные в белые одежды, и золотые венцы на главах их. Отк. 4,4 Как проходила первая литургия в Бутово И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом Его, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом — как бы море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четверо животных, исполненных очей спереди и сзади. Отк. 4,5   Мы попросили одного из участников самых первых Литургий на Бутовском полигоне, заместителя декана миссионерского факультета ПСТГУ, кандидата физико-математических наук, А.Б. Ефимова, поделиться своими воспоминаниями о том, как они начинались. — Первыми прославили Новомучеников в Зарубежной Церкви, а вслед за ними и мы. Дело не в том, чтобы под открытым небом совершать службу, а в том, что бы позвать всех священников Москвы и области. Тогда еще митрополит Кирилл со Святейшим Патриархом Алексием и владыкой Арсением все это придумывали и делали, а Николо-Кузнецкий храм очень много в этом помогал. В частности, нужно было сделать помост, где шла литургия, сделать помост для певчих, другие устройства, необходимые для организации и совершения богослужения. Наконец, начались эти службы, где присутствовало по 400-500 епископов священников и диаконов. Все началось уже после того, как был построен деревянный храм при настоятеле отце Кирилле Каледе . У него появился очень добрый прихожанин и благодетель, который много помогал при строительстве. Потом началась подготовка к строительству нового каменного храма. Закладывали этот храм вместе глава Русской Церкви и глава Зарубежной Церкви, хотя тогда наши Церкви еще не были объединены. По существу, их объединили наши Новомученики . — Кто и как организовывал первое богослужение? — Это делал владыка Арсений с отцом настоятелем Кириллом, а благословлял это богослужение сам Патриарх. Еще раньше там началось исследование судьбы Новомучеников и сохранение их памяти. С самых первых месяцев Перестройки велась работа по созданию базы данных по новомученикам. Эта база включает огромный материал Бутовского полигона — сохранились почти все документы. Удалось просмотреть все следственные дела и представить к канонизации почти 400 новомучеников. Теперь в Бутово прославлено святых больше, чем в Киево-Печерской Лавре и других духовных очагах. Потому теперь это, может быть, крупнейший центр нашей святости.

http://pravmir.ru/nebesnaya-liturgiya-v-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010