XXX. Слово в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского Братства 47 Благотворительность, как одна из главных христианских обязанностей Ныне, в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского Братства, цель и деятельность которого, в общем смысле, есть благотворительность, приходят на память слова Господа нашего Иисуса Христа, которые будут сказаны Им на страшном суде, всеобщем и последнем суде Его праведникам и грешникам. Вот эти, в высшей степени отрадные и утешительные слова, для первых: придите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира; ибо алкал я, и вы дали мне есть, жаждал, и вы напоили меня; был странником, и приняли меня; в темнице был, и вы пришли ко мне. Истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне. А вот страшные и ужасные слова, который скажет Господь в день последнего суда грешникам: идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его; ибо я алкал, и вы не дали Мне есть; жаждал, вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня. Истинно говорю вам: поскольку вы не сделали сего одному из сих меньших; то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25:34–46 ). Не замечаете ли вы, братья, что последняя – вечная неизменная участь людей, предсказанная в этих словах Спасителем, поставлена в зависимость от благотворительности ближним, менышим, нуждающимся братьям нашим?... Праведники получат вечное блаженство за то, что накормили, напоили, приняли в дом, одели, послужили в больнице и посетили в темнице меньших братий наших, нуждающихся наших ближних, бедных и несчастных. А грешники, осуждены будут на вечные мучения за то, что не сделали ничего этого. Велико же значение благотворительности! Если же так велико значение благотворительности, если от неё поставлена в зависимость последняя участь человека, то не есть ли благотворительность – одна из главных христианских обязанностей? И не должен ли христианин, по мере сил и средств своих, тщательно стараться исполнять эту важную обязанность? В Священном Писании , во многих местах, говорится об этой обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Расторгнутый и восстановленный Завет. Комментарий к Книге пророка Осии, 2:14–23. Часть II Продолжаем публикацию комментария к Книге пророка Осии. Игумен Арсений (Соколов) предлагает разбор второй части поэтического текста, где говорится о помиловании и о восстановлении союза. Статья Расторгнутый и восстановленный Завет. Комментарий к Книге пророка Осии, 2:2-13. Часть I Посему… Парадоксальным образом за этим третьим и последним в поэме следуют не угрозы, как за первыми двумя (2:6,9), а нечто прямо противоположное – обещание восстановления отношений, казалось бы, окончательно разорванных неверностью жены. Этим вторая часть поэмы (2:14-23) радикально отличается от первой (2:2-13). Угрозы, вразумления и наказания не подействовали на прелюбодейную супругу. Но муж, по-прежнему любящий свою недостойную жену, не отступает, он лишь кардинально меняет тактику: не кнутом, так пряником он стремится вновь добиться от нее взаимной любви и верности. Такова любовь Бога к Израилю: Израиль оставил своего Бога, но Господь не может оставить и забыть Израиля и делает все возможное, чтобы вернуть Себе народ, чтобы восстановить с ним Завет, и даже вопреки условиям этого Завета, этого брачного договора, требования которого непреклонны и категоричны, готов все простить. Любовь всегда надеется на чудо. Увы, исторически этого чуда с Израилем, с северным десятиколенным царством не произойдет. Неверная жена (Израиль) не воротится к своему мужу (YHWH). Но пройдут поколения, и о необходимости обновления завета, восстановления отношений с Богом начнут твердить пророки южного, Иудейского царства. Заключение нового союза, Нового Завета будет уже не метафорически, как у Осии, а прямо предсказано через полторы сотни лет после него иудейским пророком Иеремией: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской: тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер 31:31-32).  А еще через несколько веков этот завет будет заключен, причем уже не только с израильским народом, но со всем человечеством, когда на Тайной вечере Посланник Завета (ср. Мал 3:1) и Мессия произнесет: «Сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14:24.Ср. параллельные места у Мф и Лк); «Сия чаша есть новый завет в Моей крови» (1Кор 11:25). Новый завет – новая кровь, ибо нет завета без пролития крови.

http://bogoslov.ru/article/4784932

Духовный дневник 96 «Все вы сыны света и сыны дня [...] Будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Фес. 5:5,8 ). Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, чтобы было, как написано: «Хвалящийся хвались Господом» ( Иер. 9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «Даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс. 15 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не безпокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде,– приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка о. Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедывался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию. Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, хорошо принимать без смущения укоры от других – это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно при борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Можете ли, спросил Он, пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь? Те ответили: «Можем». А что такое чаша и крещение? –Страдания и мученическая смерть. Значит, Апостолы, сами не зная того, в своем ответе предуготовили себя к мученичеству. Впоследствии так и было: Иаков Заведеев был первый из Апостолов, потерпевший мученическую кончину за Христа, а Апостол Иоанн, хотя и не был замучен и умер своей смертью , но все-таки потерпел жестокие мучения от гонителей на христиан. И Спаситель не только приготовил их к мученичеству, но и добавил еще: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними, но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» ( Мк.10:42–44 ). Апостолы хотели возвыситься, а Спаситель предложил им смирение и говорил, что только смиренные будут лучше других людей. Почему? Потому что и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Итак, вот почему истинные последователи Его, кому надлежит быть великим в мире, должны быть смиренными. Кто хочет быть со Христом, тот должен уподобляться Христу. Он, Сын Божий, смиренно служит людям, а люди не больше ли должны служить друг другу? Да и как Он служит! Душу Свою отдает, Собой жертвует. Опять указание на предстоящие страдания; значит, опять подготовление Апостолов к этим спасительным событиям, но предсказание и подготовление еще более решительные, могущие еще более утвердить Апостолов не печалиться, когда наступят бедствия для Божественного Учителя их, не страшиться подобных же бедствий и впоследствии и, не домогаясь первенства, служить и безропотно проповедывать о Нем, хотя бы надлежало за то потерпеть унижение и даже смерть. А нам здесь назидание встретить Великую Страстную седмицу, когда мы снова увидим Господа нашего страдающим, распятым и умершим, с большим еще сокрушением душевным и всегда быть готовыми на служение друг другу и ближним нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXII. Слово в неделю Ваий 34 О значений входа Господня во Иерусалим для евреев и христиан Радуйся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9:9 ). Этими словами пророк Захария, за 500 лет до Рождества Христова, предсказал торжественный вход в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа, ныне нами празднуемый. Точно исполнились слова боговдохновенного мужа. Иисус Христос, Бог праведный и спасающий, кроткий и милостивый, за пять дней до своей смерти вступил в Иерусалим на молодом осле, ещё не ходившим под ярмом, и на ослице – матери его, носившей ярмо, выражая, тем самым, что Он пришёл на землю для спасения – как подзаконного народа Еврейского, так и язычников – народов, не знавших богооткровенной религии. Народ еврейский с великой радостью и торжеством встретил Спасителя и проводил Его в Иерусалим до самого храма. Его сопровождали с древесными ветвями в руках, постилали для Него одежды по дороге и восклицали: осанна сыну Давидову, то есть, спаси, Господи! Благословляли его шествие: Благословен грядый во имя Господне; называли Его Царём Израильским: Благословен грядый .... Царь Израилсв. А когда Спаситель вступил в Иерусалим, весь город пришёл в движение и великое множество народа вышло Ему на встречу. Торжество сделалось необычайное; никогда так царей не встречали и не сопровождали. Даже грудные дети, увлечённые общим торжеством, кричали Ему «Осанна», так что их с трудом могли унять в храме, где все смолкли. Так исполнилось слово Пророка Захарии: радуйся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се царь твой грядёт к тебе – праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Но о какой радости говорит ветхозаветный пророк, какая причина его радости, и теми ли мыслями и чувствами наполнены были умы и сердца народа еврейского, так торжественно встречавшего и сопровождавшего Спасителя в Иерусалим, какими исполнен был боговдохновенный муж?....

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXXXIII. Слово, сказанное за литургией по освящении храма во Владимирской чувашской женской общине, близ г. Чебоксар 87 . О значении новооткрытой общины для местного края и о подражании высоким христианским качествам апостола и евангелиста Иоанна Богослова Сегодня в этой пустыни, переименованной в женскую общину, тройной праздник. Ныне воскресенье, один из семи дней недели, который празднуется всеми христианами. Этот праздник в христианской церкви древнейший; установлен он св. апостолами. Им воспоминается одно из важнейших для нас христиан событий–воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Значение воскресения Христова для нас христиан велико: если бы Христос не воскрес, то тщетна была бы вера наша: все ни к чему. Не воскресни Иисус Христос из мертвых, тогда какое было бы у нас основание верить Иисусу Христу, что Он Сын Божий и слово Его истинно и свято; как мы тогда могли бы верить, что мы воскреснем и что за гробом ожидает нас вечная жизнь, и кто бы без этой уверенности мог принудить себя исполнять заповеди Евангельские? Но с воскресением Иисуса Христа всем нам стало ясно, что Христос есть Сын Божий и что Он и нас воскресит в свое время для вечной жизни. В этом факте воскресения имеющей наступить для нас по нашем воскресении. Вот почему христиане и празднуют день воскресный. Древние христиане проводили этот день в храме в пении псалмов и чтении слова Божия; слушали поучения, молились и приобщались св. Таин; освобождали себя от житейских работ. Так и вы, христиане, проводите этот день подобающим образом, посвящайте его на служение Богу; посещайте усердно храм Божий для участия в общей молитве, упражняйтесь дома в делах благочестия и уклоняйтесь от работ житейских . Второй праздник сегодня в честь и славу св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Св. Иоанн Богослов был ближайшим учеником Спасителя. Он возлежал на персях Господа Иисуса; Спаситель любил всех учеников, но особенной любовью пользовался Иоанн, и в евангелии сказано об этом апостоле: его же любяще Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «День Господень» в книге пророка Амоса «День Господень» – выражение, часто встречающееся в пророческих книгах. Понятие, знакомое всем израильтянам и понимаемое ими как светлый праздник победы, вдруг предстает у пророка Амоса в совершенно ином свете – как день скорби и тьмы. Что стало причиной перемены значения всем известного понимания «дня Господня» на противоположное? Об этом пишет постоянный автор нашего портала игумен Арсений (Соколов). Статья Амос 5:18-20    Горе желающим дня Господня!                         для чего вам этот день Господень?                         он – тьма, а не свет,                         то же, как если бы кто убежал от льва,                         и попался бы ему навстречу медведь,                         или если бы пришел домой и оперся рукой о стену,                         и змея ужалила бы его.                         Разве день Господень не мрак, а свет?                         он – тьма, и нет в нем сияния.   День Господень , Йом Яхве – очень важное выражение в пророческих книгах, и именно у Амоса мы впервые встречаемся с ним. Но пророк пользуется им как уже известным его современникам понятием, как термином, не требующим объяснения: его слушателям и читателям было ясно, о чем именно идет речь. В современной библеистике, начиная со статьи немецкого ученого Герхарда фон-Рада , «день Господень» принято чаще всего объяснять как военный термин, как одно из ключевых понятий в концепции «священной войны». Представление о том, что войны Израиля ведет сам Господь – традиционно для Библии (Нав 5:13-15; 10-10-11. Втор 20:1-4. Суд 5:4-5; 7:2-7. 2Пар 14:9-12; 20:15-24 и др.). В народном представлении «день Господень» был днем победы Господа над врагами, окружающими Израиль , в эсхатологической перспективе – победы над всеми врагами вообще. С «днем Господним» народ связывал самые светлые ожидания. Пророк опровергает иллюзию, он как бы «переворачивает» эти наивные представления, горько иронизирует над ними . Израильтяне, говорит он, не должны обольщаться, напрасно ожидая триумфа над своими врагами: «день Господень» будет для них не светлым праздником победы, но – тьмой поражения. Почему? Потому что Господь будет теперь сражаться не за Израиль, но против Своего народа, на стороне его врагов. Амос, таким образом, вкладывает в понятие «день Господень» прямо противоположный общепринятому смысл – точно так же, как и в выражение «встреча с Господом» (4:12). «Дня Господня», как и «встречи с Господом» израильтяне должны не вожделеть, а страшиться!

http://bogoslov.ru/article/1399023

Встреча с Православием Василий Писаревский Полина Тимакова Диакон Георгий Малков Почитание святого Георгия-Егория Русью отличалось удивительной разносторонностью. И если для князей он оставался преимущественно воином-патроном, то для простых крестьян праздники в честь великомученика являлись своеобразными вехами в сельском труде. Так, на «весеннего Георгия» в первый раз выгоняли в поле скот; во многих деревнях такой обычай не забывается и поныне: и сейчас нередко хозяева приглашают в этот день священника отслужить молебен с водосвятием, а затем окропить всю домашнюю живность перед ее выгоном на пастбище святою водой Архимандрит Тихон (Шевкунов) Неразрывно связано с отцом Иоанном все, что касается возрождения и становления монашеской жизни в нашем московском Сретенском монастыре. В дни радостей и испытаний нас поддерживала молитва, благословение, горячая поддержка, а иногда и строгое взыскание отца Иоанна. Он передал для Сретенского множество своих икон, в том числе и любимую его икону «Владимирскую», и иконы, которые достались ему от великих валаамских старцев. Отец Иоанн благословил создание монастырского издательства, семинарии, подсобного хозяйства. Вообще, особенно в первые, самые сложные годы, батюшка буквально следил за каждым шагом в возрождающейся обители. Иеромонах Арсений (Писарев) Сегодня мы слушали с вами очередное воскресное евангельское зачало. Это была притча о том, что у одного богатого человека на полях случился необыкновенно хороший урожай. Видя это, он стал рассуждать: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И наконец сказал сам себе: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Святитель Игнатий (Брянчанинов) Иеромонах Иов (Гумеров) Георгий Битбунов Александра Никифорова Сергей Барицкий Протоиерей Артемий Владимиров Мать-Церковь, дорогой читатель, имеет обыкновение загодя, то есть задолго до наступления самого празднества, готовить своих детей к событиям чрезвычайным, составляющим центральную ось земного и вечного бытия. К таковым, без сомнения, принадлежит Христово Рождество, или явление Бога во плоти. Вся история человеческого рода, начатая грехопадением праотцев, Адама и Евы, продолженная историей их потомков, историей народов и царств (а преимущественно историей древнего Израиля), — вела и привела к Вифлеему, к таинственному вертепу, где впервые явил нам Свой дивный младенческий лик Спаситель мipa, Христос! Валерий Духанин Бранко Радун В других разделах

http://pravoslavie.ru/put/page97_1078.ht...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Надеяться на врачей или на Бога? Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. ( Сир. 38:1–2:4 ). Не дал Бог здоровья – не даст и лекарь. Русская пословица. Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа... так, вводя к себе врача... не отступаемся от упования на Бога. Святитель Василий Великий (330–379). Когда Господь исцелил слепого, Он сперва сделал брение из земли и помазал слепому глаза – этим Господь указал на лекарство – так говорят богословы. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958). В лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: «во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление». А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь (врачевание), – не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией. Не хорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно… Помолись же Богу, говоря так: «Владыко! я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей, и, если мне полезно, исцели меня вскоре». Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Для того, чтобы больной получил помощь врачей, он должен пройти через самые настоящие испытания, страдания. Мы должны молиться с болью о том, чтобы Христос дал ему терпение и просветил врачей. Старец Паисий Святогорец (1924–1994). Болящий, имей такое расположение сердца: всё в руках Божиих – и смерть моя и жизнь. Но ты, Господи, всё дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет. Свщмч. Арсений (Жадановский) , еп. Серпуховской (1874–1937). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалом 15 Столпописание Давиду. Таково надписание 15-го псалма: оно, по общему разумению Отцов Церкви – Иеронима, Амвросия, Феодорита и Августина, означает то, что содержание псалма сего, по своей внутренней силе и важности и по своему огромному влиянию и высокому значению в судьбе целого мipa и всего человечества, заслуживает быть написанным на столпе в память будущим родам всех времён и народов, ибо как в древности было, так и ныне есть похвальное обыкновение – из особенного уважения к высоким заслугам и достоинствам знаменитых лиц, каковы суть победители и благотворители народов, и для увековечения в памяти потомства каких-либо особенно важных и достопримечательных событий, ставить на открытых местах столпы, или, так называемые, памятники, с приличными на них лицам, цели и событиям надписями. Основная или главная мысль столпописания Давидова состоит в изображении крестных страданий, смерти и Воскресения Христа-Богочеловека, а цель – в возбуждении и утверждении спасительной в Него веры инадежды на Него. На то и другое ясно и обстоятельно указывают апостолы Пётр и Павел, приводя из сего псалма целые стихи и прилагая оные прямо к умершему за нас и воскресшему Господу Иисусу ( Деян.2:22–32, 13:35–37 ). Так первый из них говорил Иудеям Иерусалимским: Израильтяне! послушайте словес сих: Иисуса Назорея, засвидетельствованнаго вам чудесами и явлениями и знамениями, вы, взяв, убили, пригвоздив ко кресту руками беззаконных: но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти; потому что невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой, да и плоть моя упокоится в уповании; потому что Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть истления. Ты дал мне познать пути жизни, Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим. Братия, заключает Апостол, да будет позволено мне прямо сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010