Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД ТБЕЛИ [груз. ] (X-XI вв.), еп. Тбетский (Юж. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), церковный деятель и переводчик. Сведения о нем содержатся в колофонах рукописей. Сохранилось неск. переводов, принадлежащих Д. Т. В основном это сочинения агиографической и гомилетической визант. лит-ры: древней (вероятно, VII в.) редакции «Жития и деяний Марфы, матери св. Симеона» (Кекел. А 143, XI в. Л. 1-53 об.; Ath. Iver. 84, XI-XII вв. Л. 2-91), где также рассказывается о груз. насельниках мон-ря св. Симеона Столпника на Чёрной Горе, «Жития и деяний блаженного отца нашего Варлаама Сирокавказского, подвизавшегося на горе Кавкасса» (греч. оригинал утерян; Б-ка Оксфорд. ун-та. Addit. 11281, XI в.; Ath. Iver. 7, XIII в.- Марр. 1901. С. 89-138; Имнаишвили. 1975. С. 198-206), «Жития и чудотворений Григория Акрагантского» (Hieros. Patr. 3, XI в.; фотокопия - Кекел.), метафрастических Мученичеств св. Артемия (Кекел. А 1053, XIII в.; Кут. 4, XVI в.), 10 Критских мучеников (Ath. Iver. 2, XII-XIII вв.; Кекел. А 90, XIII в.; 2 ркп. XIII в., XIV-XV вв., XVI в.), сщмч. Елефтера (Кекел. Н 1347, XI-XII вв.; А 90, XIII в.). Д. Т. сделал наибольшее число переводов сочинений свт. Григория Богослова: это энкомии (Похвальные слова) св. Димитрию Солунскому, сестре Горгонии, сщмч. Киприану; гомилия против еретиков Евномия и Наватия, визант. имп. Юлиана Отступника; 8 слов, произнесенных по разным случаям. Высокое положение Д. Т. в ГПЦ подтверждает перечень синодика «Уложений» (в рукописях Великого Номоканона: Кекел. А 76, XII в.; Кут. 25, XII-XIII вв.; Кекел. А 1102; Кут. 17, XIII в.; Кекел. Н 1670, XIII-XIV вв.; А 171, XVIII в.- Габидзашвили. 1970. С. 184) Руис-Урбнисского Собора (1105), где он упоминается вместе со св. царем Давидом IV Строителем , с царицей Мариам Моназони (Монахиней), с католикосами-патриархами Иоанном V (Окропири) и Иоанном VI , с еп. Георгием Чкондидел-Мцигнобартухуцеси, со свт. Арсением Улумбойским , преподобными Евфимием и Георгием Святогорцами, Ефремом Мцире и др.

http://pravenc.ru/text/168588.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ УЛУМБОЙСКИЙ [груз. ] (IX в.), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. 3 мая). Впервые преподобные А. и Михаил Улумбойский упоминаются в груз. синаксаре иерусалимского происхождения XI в. (Jér. 24-25) под 3 мая как основатели мон-ря Улумбо (М. Азия, южнее совр. г. Бурсы, Турция). В житии прп. Илариона Чудотворца , описывающем мон-рь Улумбо, эти сведения косвенно подтверждаются. Синаксарь также указывает, что преподобные первыми принесли в резиденцию груз. Католикоса в Мцхете весть о постановлении Иерусалимского Собора сер. IX в. под председательством Патриарха Иерусалимского Сергия I о разрешении Грузинской Церкви приготовлять и освящать св. миро. На основании жития прп. Григория Хандзойского , где говорится, что «учителю Григолу» из мон-ря св. Саввы (Палестина) прислали письмо его ученики, «Арсен негодный» и «Микел немощный», П. Ингороква делает предположение, что этими учениками могли быть А. и Михаил, к-рые приняли постриг в Грузии, затем уехали в Палестину, после чего оказались в Улумбо. Ист.: Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque du Patriarcat grec à Jérusalem/par R. P. Blake//ROC. 3 Sér. 1922/1923. Т. 3 (23). 3/4. P. 61-62; Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque de la lavre d " Iviron du mont Athos//Ibid. 1922/1923. Т. 8 (28). 3/4. Р. 23; // /. . , 1961. Т. 1. С. 302-303; // . , 1967. Т. 2. С. 19-20; 1971. Т. 3. С. 226-232; 1968. Т. 4. С. 357. Лит.: Марр Н. Я. Исторический очерк Грузинской Церкви с древнейших времен: К вопросу об автокефалии Груз. Церкви: Докл. 01.12.1906. [На Предсоборном совещании]//ЦВед. 1907. 3. С. 107-142; . . , 1954. С. 350; . . , 1980. Т. 2. С. 180-181. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским)

http://pravenc.ru/text/76322.html

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213 Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528 3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744 Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в. 7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв. Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.). 9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в. 10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771 13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028 Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065 Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/76 или 1280 15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в. 18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693 19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335 20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в. Празднование Манглисского Креста 22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308 23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157 27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

http://pravoslavie.ru/41585.html

ИЮНЬ 1 Шио Новый, Давид Мцире (Малый), Гавриил и Павел Гареджели (Гареджийские), мчч., + 1696-1700 2 Стефан Пиперский, прп., 1697 5 Празднование Мцхетского Джвари 8 Феодор (Тевдоре) Квелтский (Квелтели), сщмч., + 1609 9 Иоанн Шавтели, прп., XIII в. 12 Исидор Самтавнели (Самтависский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Иоанн-Торникий (Чордванели; Иоанн Мтацмидели), прп., один из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, Х в. 13 Анфим Иверийский (Антимоз Ивериели), свт., митр. Угро-Влахийский, +1716 16 Собор груз. афонских преподобных Кайхосро Картвели (Грузин) (Чолокашвили), сщмч., + 1612 17 Шалва Ахалцихский, мч., + 1227 18 Михаил Улумбоели (Улумбойский), прп., VI в. 21 Арчил, св. царь-мч., + 744 или 761 Луарсаб II, св. царь-мч. Кахети, † 1622 27 Георгий Святогорец (Мтацмидели, Афонский, Ивер), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, духовный писатель, переводчик, + 1065 Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Кирион III (Садзаглишвили), свт.-мч., Католикос-Патриарх всей Грузии, историк, писатель, + 1921 30 Динар, св. царица Грузии, X в. ИЮЛЬ 2 Празднование в честь Ризы Пресв. Богородицы 3 Георгий Затворник (Отшельник, Богоносец), прп., + 1068 8 Мирдат III, св. царь-мч. Картли, + 379 12 Гавриил Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., афонский старец, с чьим именем связана история обретения Иверской иконы Пресв. Богородицы, X в. Иоанн Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., один из основателей и настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1005/6 18 Козма (Косьма), прп., иером., мцигнобартухуцеси, + 1630 20 Саломе (Саломия) Грузинска, мц., 1272 г. Илия Чавчавадзе (Праведный), прав., груз. поэт и обществ. деятель, борец за восстановление автокефалии ГПЦ, + 1907 24 Иларион Твалели, прп., XI в. 28 Георгий Строитель (Мтацмидели, Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1029/30 29 Евстафий Мцхетели (Мцхетский), мч., + 589 30 Цотне Дадиани, эристав, мч., руководитель восстания против монгол, XIII в., 31 Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт., переводчик, каллиграф, + 1018

http://pravoslavie.ru/41585.html

Мон-рь Гелати. XII в. Мон-рь Гелати. XII в. За «Уложениями» следовала похвала мон. Арсения св. царю Давиду Строителю («Царю Давиду - инок Арсений»), после к-рой был размещен порядок поминовения царей, цариц, католикосов, представителей светской и духовной власти и др., где среди здравствующих были названы «кесарь всего Востока и Запада» Георгий (отец царя Давида), царица Марфа, св. царь Давид, царица Мариам Моназони (Монахиня), католикос Иоанн VI, св. старец Евстафий, Георгий Чкондидел-Мцигнобартухуцеси, еп. Арсений Калипосский (Улумбойский), среди усопших - преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы, епископы Антоний и Давид Тбели , прп. Ефрем Мцире и др. В тот же период была учреждена должность чкондидел-мцигнобартухуцеси , позволившая объединить светскую и духовную власть в одном лице: мцигнобартухуцеси (канцлером) стал архиепископ Чкондидский (чкондидели). Как высший орган гос. управления был создан дарбази (царский совет), председателем к-рого стал архиеп. Георгий Чкондидел-Мцигнобартухуцеси, «человек, исполненный всяческих достоинств, духовных и физических, мудрости и ума, советчик надежный и осторожный, взращенный вместе с государем и соучастник всех его дел» (Жизнь царя царей Давида. 1992. С. 183). Давид IV также созвал Собор с участием арм. духовенства, целью к-рого было убедить армян принять Православие. По словам «историка Давида», армяне признали свое поражение, однако определения, принятые на Соборе, неизвестны (Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 357). В 1106 г. царь начал строительство Гелатского мон-ря, к-рый стал культурно-просветительским центром. Здесь была основана Гелатская академия, куда в 1114 г. был приглашен прп. Арсений Икалтойский. Впосл. он перешел в мон-рь Икалто, где основал академию, подобную Гелатской. Мон-рь Вардзиа. XII в. Мон-рь Вардзиа. XII в. В авг. 1121 г. войско под предводительством св. царя Давида Строителя одержало решительную победу в битве на Дидгорском поле. Согласно летописям, перед битвой все воины видели св. Георгия Победоносца, к-рый возглавил груз. войско и «десницей ниспровергал нечестивых» (Жизнь царя царей Давида. С. 191). В 1122 г. св. царь Давид освободил Тбилиси, столицу эмирата Арабского халифата, в 1123 г.- Дманиси, чем завершилось объединение Грузии.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Завещания были составлены по приказу Д. С. мон. Арсением, которого мн. исследователи отождествляют со свт. Арсением Икалтойским. Завещание Шиомгвимской лавре (1123-1124) было написано перед походом в Ширван. Д. С. извиняется за поспешность, связанную с походом, благодарит монахов монастыря за оказанную ему помощь в борьбе с феодалом-сепаратистом, владетелем Зедазени и Мухрани Дзаганом, сообщает о том, что жертвует мон-рю обширные земли с крестьянами, а также освобождает монастырь от любых гос. и церковных налогов «на веки вечные». Шиомгвимский мон-рь как царский пользовался особым положением и расположением груз. царей до нач. XIX в. Завещание Гелатскому мон-рю (1125) называют предсмертным, в нем речь идет о наследниках. Старшему сыну, царевичу Деметре (см. Дамиану-Димитрий ), поручается закончить строительство гелатского Успенского собора, начатое в 1106 г. и доведенное до купола, и освятить храм. Ист.: Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861; Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 318-363 (на груз. яз.) (рус. пер.: Житие царя царей Давида/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1989. 40. С. 273-300); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 155-165 (на груз. яз.) (рус. пер.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Пер.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976); Давид Агмашенебели. Покаянные песнопения/Изд.: С. И. Кубанеишвили//Наше сокровище. Тбилиси, 1960. С. 518-521 (на груз. яз.) (рус. пер.: Давид Строитель. Покаянный канон/Предисл.: Л. Григолашвили. Тбилиси, 1989); Мухаммад-ал-Хамави. Мансурова хроника/Изд., предисл.: П. А. Грязневич. М., 1960; Давид Агмашенебели//ПДГАЛ. 1968. Т. 1. С. 271-284, 426-429 (на груз. яз.); Уложения Руис-Урбнисского Собора/Изд.: Э. П. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 178-196 (на груз. яз.); Завещание царя Давида Мгвимскому мон-рю (1123-1124)//Корпус груз. 1984. Т. 1. С. 52-59 (на груз. яз.); Завещание царя царей Давида Агмашенебели Гелатскому мон-рю//Там же. С. 61-63 (на груз. яз.) (рус. пер.: Завещание царя царей Давида Строителя/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 313); Сведения средневек. зап. писателей о Давиде Строителе/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 314-318; Столпописание святого и богособранного собора, к-рый собрался по велению благочестивого и богохранимого царя нашего Давида, абхазов и грузин, ранов и кахов царя, ради причин, что упомянуты ниже/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 301-312; Царю Давиду - монах Арсени/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 319-320; Типикон Шиомгвимского мон-ря/Изд.: Е. Кочламазишвили. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/168512.html

Постановили: Возвести монахиню Лукиану (Рысеву) в сан игумении. Слушали: Рапорт епископа Барнаульского и Алтайского Антония об освобождении иеромонаха Алексия (Трегубенко) от обязанностей наместника Свято-Димитриевского мужского монастыря города Алейска Алтайского края и о назначении на эту должность архимандрита Германа (Ледина). Постановили: 1. Освободить иеромонаха Алексия (Трегубенко) от обязанностей наместника Свято-Димитриевского мужского монастыря города Алейска. 2. Утвердить архимандрита Германа (Ледина) исполняющим обязанности наместника Свято-Димитриевского мужского монастыря города Алейска Алтайского края. Слушали: Прошение епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна о благословении на открытие мужского монастыря (строящейся Богородице-Сергиевой пустыни) в Килемарском районе Республики Марий Эл и о назначении наместника обители. Постановили: 1. Благословить открытие мужского монастыря (Богородице-Сергиевой пустыни) в Килемарском районе Республики Марий Эл. 2. Утвердить архимандрита Давида (Кораблева) наместником Богородице-Сергиевой пустыни (мужского монастыря) в Килемарском районе Республики Марий Эл. Слушали: Рапорт митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира об утверждении монахини Таисии (Стрэину) в должности настоятельницы Свято-Вознесенского женского монастыря в селе Жапка Сорокского уезда Республики Молдова на место почившей игумении Александры (Арсени). Постановили: Утвердить монахиню Таисию (Стрэину) в должности настоятельницы Свято-Вознесенского женского монастыря в селе Жапка Сорокского уезда Республики Молдова с возведением в сан игумении. Слушали: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия об утверждении монахини Ксении (Ощепковой) в должности настоятельницы Чусовской Казанской Трифоновой пустыни (женского монастыря) в поселке Верхне-Чусовские городки Чусовского района Пермской области. Постановили: Утвердить монахиню Ксению (Ощепкову) (назначена старшей сестрой обители 23 марта 1998 года) настоятельницей Чусовской Казанской Трифоновой пустыни (женского монастыря) в поселке Верхне-Чусовские городки Чусовского района Пермской области.

http://mospat.ru/archive/86369-opredelen...

Были и такие воспоминания, в которых хотелось видеть знак, промысел, провидение. Сейчас сел под дуб, и вдруг, есть же какая-то связь, вспомнился архангельский порт, куда прибрел Николай Иванович, еще совсем слабенький, похожий на старичка, хотя не было и пятидесяти. Сейчас, за семьдесят, он могутнее. А пришел он по наставлению отца Геннадия, который так и умер в заключении. Так и умер, а жалеть не велел. “Сподобил Бог за веру пострадать”. Просил побывать на Соловках, помолиться на Секирной горе, но ничего не вышло у Николая Ивановича, не пустили его. Надо было специальное разрешение. А у него закорючка в паспорте – арестант. Толпы пьяных туристов с гитарами валили на теплоходы, им было можно, а Николаю Ивановичу нельзя. Просил, просил матросов, потом по-евангельски отер подошвы сапог, оттряс прах с ног на трап, плюнул и пошел. Сейчас Николай Иванович одобрял себя: куда бы, к чему бы он приехал, да еще не на пароходе “Зосима и Савватий”, а на “Демьяне Бедном”, так переименовали пароход. А за невинно убиенных можно везде и всегда молиться. Свое горе с собой носишь. – Ну, – произнес Николай Иванович, – пойдем к братцу. – Кому братец, а кому отец, – отвечал притихший Геня. – Он тебе чего начнет присобирывать, ты не слушай, так и мать велела передать, просила. Ты, дядь Коль, теперь старший, он тебя должен послушать. А чего напридумывал, так уши вянут. Теперь-то, на последних метрах, сумку доверишь? – Он взвесил сумку в руке, как добычу, – должно быть, должно! – Дядь Коль, тут наши корни! Он срывал и нюхал траву. От дома залаяла собачонка, но так и не выскочила, так и отсиделась под крыльцом. – Своих чует, – одобрил собачонку Геня. 8 Неприбранность в избе Арсени была давняя. Банки из-под рыбных консервов работали здесь пепельницами, окурки были и у печки, и в тазу под рукомойником. Стены, оклеенные районной газетой “Социалистическая деревня”, еще за пятидесятые годы, были грязны, потолок закопчен. С улицы зайдя, не сразу разглядел Николай Иванович Арсеню, вначале услышал его голос: – Ак че, парень, здоровья совсем нет, надо как-то обретаться.

http://azbyka.ru/fiction/proshli-vremena...

груз. авторы с пиететом отзываются о нем и это могло бы указывать на его почитание уже в древности, в древних грузинских календарях его имя отсутствует. В сер. XX в. Н. С. в числе др. святых, чья деятельность была связана с Кларджетской пуст., был занесен (возможно, повторно) в Месяцеслов ГПЦ с общим днем почитания с др. Кларджетскими святыми. Сведения о Н. С. сохранились в неск. груз. средневек. источниках: в Житии прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), созданном прп. Георгием Мерчуле , в Мученичестве Давида и Тиричана и в соч. свт. Арсения Сапарского (Сапарели) «О разделении Грузии и Армении». В них Н. С. назван «блаженным католикосом» ( Георгий Мерчул. 1911. С. 107; Он же. Житие св. Григола Ханцтели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 274), «блаженным и великим», «святым отцом» (Мученичество Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 190-191; То же// Абуладзе. 1944. С. 183), «мужем достопочтенным и правоверным» ( Арсени Сапарели. 1980. С. 92). В сочинении свт. Арсения Сапарели Н. С. назван Ишхнели (т. е. происходивший из Ишхани), представлен как ревностный поборник дифизитства: в источнике рассказывается, как он причащался вместе с визант. имп. Константом II, с позором изгнал из Армении арм. философа Ованнеса Майраванеци, противостоявшего халкидонскому вероисповеданию (Там же). В Житии прп. Григория Хандзтийского говорится о том, что Н. С. воздвиг «славный» храм Ишхани. Ученые датируют строительство Ишханского тетраконха (сохр. частично) 50-ми гг. VII в.- временем, когда изгнанный из Армении Н. С. скрывался в грузинской пров. Тао (арм. Тайк), в тот период входившей в состав Византии ( Джобадзе. 2007. С. 217-221). В нач. IX в. Ишхани был обновлен и стал кафедрой Ишханской епархии ГПЦ ( Георгий Мерчул. 1911. С. 107; Он же. Житие св. Григола Ханцтели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 274). Н. С. также построил ц. во имя Пресв. Богородицы в Валаршаване (ныне Пасинлер, иль Эрзурум, Турция), к-рая в X в. стала кафедрой Валашкертской епархии ГПЦ ( Адонц. 1971. С. 24). Во время пребывания Н. С. в Тао язычник Тевдос замучил своих племянников - отроков Давида и Тиричана .

http://pravenc.ru/text/2565080.html

Братенники наказали дяде Коле произвести ревизию сенокосного инвентаря. Вот они выполнят еще кое-что по своей программе и тогда займутся программой продовольственной. И удалились. Николай Иванович хотел пойти к себе полежать немного, но его остановила Анна, жена Арсени: – Вы ведь мне деверь, Николай Иванович. – Конечно, деверь, Анна. – Вы поняли, какую он бессовестность городит, от людей стыдно. Николай Иванович взглянул на невестку, та увела глаза. – Совсем ни к чему бывает, – осудила Арсеню и Рая. – Неужели опять кричал, что ему за тебя пить пришлось, а Алеше воевать, а отцу и Грише погибнуть? Неужели так говорил? – Нет. Хорошо поговорили. Детство вспомнили, маму, отца. Рассказал, как тебя, маленькую, к маме в поле на тележке возил, еще от груди питалась. У Раи прямо слезы так и брызнули. Но и поплакать как следует ей не дали, прибежал мальчишка и под окном закричал: – Раиса Ивановна, идти велели, быка косарям режут. – Видишь как, Коля, – промокая платком глазницы, через силу улыбнулась Рая, – без меня и земля-то не вертится. 10.« Ставь самовар , плясать буду ! » На девятый день снова ходили на кладбище. Уже семейно, уже и Геня, и Толя Петрович отбыли, на прощанье успев и порыбачить, и помочь в сенокосе. Лидия Ивановна и Селифонтовна остались делать скромное угощение. На кладбище ничего с собой не понесли. Рая прихватила маленькую садовую тяпочку, которой поухаживала за материнской могилкой. Братья ходили меж оградками. У одной высокой кованой оградки, из которой, будто из вазы, выносился букет зелени, Арсеня объяснил: – Этого ты должен помнить. Разумов, кузнец. Нож еще Грише выковал из тележной оси. До сих пор им поросят режут. А вот рядом Кощеев, забыл имя, надсадился в войну, ой, от надсады сколь примерло, надсадился на лугах в сорок шестом – стожар осиновый вырубил и на себе принес. Дед наш Тимофей Ефимович тополь над ним какой вызыкал. Боялись, что упадет, памятники попортит, спилили половину, Генька с Витькой лазили, лет пять тому, все равно здоров. Они примеривались на долбленку взять, приехать с подъемным краном – я не дал. Нельзя с кладбища, утонули бы враз. Бабушка наша рядом, Александра Андреевна...

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/05/...

  001     002    003