Ф. 1880. Оп. 3. Д. 22. Л. 2) и фактически нигде не служил (возможно, только тайно в домах прихожан). В этот же период в семье Шавианидзе случилось горе: 9 янв. 1942 г. был арестован и 17 окт. расстрелян старший сын Н., 26-летний Шалва, аспирант филологического фак-та Тбилисского гос. ун-та, ученик проф. К. Кекелидзе , участник антисоветского заговора 1941 г. и секретарь антисоветской орг-ции. В семье не знали о расстреле Шалвы (младший сын Н., Отар, узнал об этом в кон. 80-х гг. XX в., когда при президенте Грузии З. Гамсахурдии был открыт доступ к архивам). Н. до конца жизни ждал Шалву и просил семью, «когда появится его старший сын», позаботиться о нем (Семейный архив митр. Наума). В 1943 г. католикос-патриарх Каллистрат отозвал Н. в Тбилиси и назначил ключарем кафедрального собора Тбилисский Сиони . Святейший поселил его рядом с собой, Н. выполнял обязанности секретаря католикоса-патриарха, считался постоянным представителем ГПЦ в Правительстве Грузии. При его участии был исправлен и усовершенствован месяцеслов ГПЦ, к-рый стали помещать в издаваемом с 1945 г. Календаре Грузинской Патриархии; с 1947 г. Н. подписывал Календарь как ответственный за выпуск. В 1943 г. Н. участвовал в переговорах ГПЦ с офиц. представителем патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) архиеп. Ставропольским и Пятигорским Антонием (Романовским) , после к-рых РПЦ признала автокефалию ГПЦ и между Церквами установились дружественные отношения (Джвари вазиса. 1989. Вып. 4. С. 83-84). 28 янв. 1945 г. Н., еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазаришвили), прот. Симеон Монаселидзе и игум. Зиновий (Мажуга) в составе делегации ГПЦ во главе с католикосом-патриархом Каллистратом прибыли в Москву для участия в Поместном Соборе РПЦ (31 янв.- 2 февр. 1945), на к-ром был избран патриарх Московский и всея Руси Алексий I (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 2. Л. 70, 76). Во время этого визита патриарх Алексий I наградил Н. крестом с украшениями. В 1943-1944 гг. в Грузинскую Патриархию неоднократно поступали ходатайства жителей Кутаиси, прихожан храма в Мцване-Квавила, о назначении им пастыря.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

С перенесением столицы Картли в Тбилиси Мцхета потеряла свое значение политического центра страны, но сохранила статус церковного центра и кафедры главы ГПЦ. Кроме того, Тбилисский архиепископ не всегда мог сохранять свое преимущественное положение перед Мцхетским и др. архиереями, поскольку в периоды нашествий на Картли трудности в первую очередь отражались на состоянии Тбилиси как столицы гос-ва, к-рую неоднократно завоевывали и разоряли, в результате чего Тбилисская епархия периодически слабела и вдовствовала. Так, в памятнике XIV в. «Распорядок царского двора» указано, что в то время архиепископ Мцхетский занимал 4-е место в церковной иерархии, а Тбилисский - 29-е, между Харчашнийским и Цалкским архиереями (Об освящении святого мира и о распорядке дарбазоба (приема)//ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В 1628 г. архиеп. Тбилисскому Елисею понадобилась жалованная грамота царя Картли Свимона (Симеона) II на получение кафедры и возвращение своих бывш. имений (царь утвердил его на кафедре, а поместья пожаловал в Сабараташвило) (Там же. С. 311). В кон. XVII в., при царе Картли Ираклии I (1688-1703) и католикосе-патриархе Вост. Грузии (Мцхетском) Иоанне X (Диасамидзе) (1688-1691; 1695-1700), Тбилисский архиерей получил титул митрополита. В 1749 г. по решению царя Картли Ираклия II и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I (Багратиони) Тбилисскому митрополиту в церковной иерархии было определено 4-е место (после католикоса-патриарха и митрополитов Алавердского и Кизикского и перед Ниноцминдским архиереем). Картлийский (Самтавройский) архиерей в этот период не упоминается - очевидно, территория Мцхетской епархии находилась в непосредственном подчинении католикосу-патриарху (Там же. С. 401). В кон. XVIII в. был составлен список епархий, подвластных католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию II (Багратиони) . Под его личным управлением находились храм Самтавро и приходы на территории между реками Рехула и Диди-Лиахви (т. е., земли, которые входили в Самтавройскую (Мцхетскую) епархию, возглавляемую архиепископом Картлийским): очевидно, в это время кафедра архиепископа Картлийского продолжала вдовствовать и управлялась непосредственно католикосом-патриархом.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Также в Н. хранились 2 деревянные иконы св. Нины. Вот как описал эти образы А. Гулисашвили: «На одной доске, длиной 14 вершков и шириной 11 вершков, св. Нино стоит на коленях. В одной руке она держит крест из виноградной лозы, во второй - сложенный пергаменный свиток. Края иконы окованы резьбой, позолоченной серебром». Икона подписана 1759 г. Вторая икона (12×10 вершков) - очевидно, более древняя - представляла собой житийный образ св. Нины с 24 клеймами. Основное изображение святой было помещено в центре, св. Нина держала в одной руке крест и раскрытый пергамен - в другой. Икона была опоясана позолоченной серебряной резной рамой. Были видны надписи, выполненные письмом хуцури ( Гулисашвили. 1902. С. 2-3). Мать царя Картли-Кахети Ираклия II царица Тамар пожертвовала храму покров из дорогой ткани, шитый золотом, с изображением посередине обвитого виноградной лозой креста. Сверху от креста помещалась шитая золотом надпись письмом хуцури: « , » (Иисус Христос, победа); снизу - «Я, дочь царя Грузии Вахтанга, невестка царя Кахети Давида, супруга батонишвили (царевича.- Авт.) Теймураза, батонишвили (царевна.- Авт.) Тамар, поручила сшить этот покров и пожертвовала в честь св. Нины и за поминовение наших душ» ( Гулисашвили. 1902. С. 3). После упразднения Ниноцминдской епархии в нач. XIX в. святыни Н. было решено перенести в тифлисский кафедральный собор Сиони. М. Ткемаладзе писал, что среди них было много золотых и серебряных предметов утвари, к наиболее ценным он относил крест, украшенный драгоценными камнями, и икону св. Нины. Большинство святынь Н. утрачены ( Ткемаладзе. 1904. С. 2). Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс включает кафоликон (VI в. и позже), колокольню (XVI в.), архиерейский дворец еп. Саввы (Тусисшвили) (1774-1777), жилые и хозяйственные постройки, окружен высокой оградой. Кафоликон Н., по мнению Г. Чубинашвили, является «переходной ступенью к высшему достижению грузинского зодчества» - мцхетскому Джвари ( Чубинашвили. 1936. Т. 1. С. 73, 74). Он представляет собой тетраконх: в плане это центрическая 8-лепестковая композиция, состоящая из круглого центрального пространства, окруженного 8 апсидами. Четыре крупные апсиды, расположенные по сторонам света, составляют в плане равносторонний крест. Четыре промежуточные апсиды меньше по размеру. Центральное пространство было перекрыто куполом, точнее т. н. соединенной аркой, как это было сделано в кафоликоне мон-ря Шиомгвиме ( Он же. 1926. С. 100, 101; Он же. 1959. С. 232).

http://pravenc.ru/text/2577675.html

В завещании еп. Ниноцминдского Саввы (Тусисшвили; 1744-1784) сказано, что в 1771 г. он обновил кафоликон Н.: был заменен купол (барабан нового купола построили на остатках старого, но купол «не удержал воду», поэтому его пришлось дважды разбирать и в итоге выстроить заново), в алтаре перестелили полы, построили новый иконостас, устроили новые двери, была обновлена ограда ( Барнавели. 1950. С. 225-235). Видимо, материалы приходилось привозить издалека; кроме того, существовала опасность нападения лезгин. Главной проблемой был недостаток зодческого знания: еп. Савве пришлось лично руководить строительством, и результатом его неопытности стало то, что купол оказался несоразмерным и тяжелым. По преданию, работу увидел царь Картли-Кахети Ираклий II , к-рый по пути из Тбилиси в Сигнахи заехал в Н. и сказал еп. Савве: «Поверь мне, архиерей, что ты разрушил церковь, а не построил ее... храм ты украсил, но и убил его!» ( Иоселиани. 1846. С. 133; Бакрадзе. 1875. С. 114; Гулисашвили. 1884; Беридзе. 1956. С. 46). В 1824 г. кафоликон значительно пострадал от землетрясения (рухнул купол). В 1848 г. храм был руинирован, сохранились алтарная часть, диаконник и жертвенник, где видны надписи и фрески (ок. XVI в.), а также часть зап. стены. Богослужение в кафоликоне было восстановлено в 90-х гг. XX в., Н. был возвращен статус епархиальной кафедры. В мон-ре были произведены реставрационные и строительные работы: рядом с кафоликоном построена малая церковь, с запада от архиерейского дворца - дом с кельями для монахинь. Настоятель Н.- еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), в обители подвизаются 4 монахини и 2 послушницы. Святыни В Н. находилось много ценных икон. П. Иоселиани описал «древнейшую, замечательную», окованную по краям икону-складень св. Нины (очевидно, греческого происхождения), к-рая в 1825 г. была перенесена в тифлисский кафедральный собор Сиони. В нижней части иконы хранились частицы мощей, в т. ч. часть Животворящего Креста Господня (в центре). На иконе были греч. надписи, к-рые читались с трудом. На 2 створках было изображено Распятие с 37 изумрудами разного размера, 28 жемчужинами, 29 рубинами (среди них 2 украшены 2 четырехугольными яхонтами большого размера). Изображение было снабжено надписью: «Святая апостол Нино; я, царь Арчил (царь Кахети Арчил II (1664-1675).- Авт.), украсил эту икону» ( Иоселиани. 1846. С. 133). Арчилу II принадлежит украшение еще 2 икон св. Нины. На одной сохранилась его надпись: «Дева апостол Нино, помяни в обеих моих жизнях меня, который украсил эту икону и пожертвовал за поминовение моей души и моего царствования» ( Ткемаладзе. 1904. С. 44). На др. иконе с надписью царя Арчила II (1674) изображен сонм святых, она украшена драгоценными камнями и содержит частицы мощей (Там же. С. 44, 45).

http://pravenc.ru/text/2577675.html

Чорохи. Сведения о территории А. К. в XV-XVI вв. сохранились в «Духовных постановлениях» ((?)... С. 221-232) (70-е гг. XV в.) и «Памятной книге Бичвинтского храма» (... С. 176-188) (кон. XVI в.), согласно к-рым юж. граница проходила по р. Чорохи, зап.- по побережью Черного м., на северо-западе - по «Великой Бичвинтской границе» (совр. Гагрский р-н), на севере А. К. граничил с Осетией ((?)... С. 223). В XVI в. территории А. К. простирались с востока на запад от Лихского хребта, разделяющего Вост. и Зап. Грузию, до г. Кафа (северо-вост. побережье Чёрного м.), с севера на юг - от границ с черкесскими племенами до пров. Чанети (совр. Лазистан, Турция) ( //... С. 180). В 70-х гг. XVIII в., после оккупации турками Юж. Гурии, была упразднена Хиноцминдская епархия на юге А. К., вследствие чего его юж. рубеж отодвинулся к р. Чолоки, и в этих границах А. К. просуществовал до своего упразднения в 1814 г. В состав А. К. в разное время входили Бичвинтская, Кутаисская, Гелатская, Цагерская, Цаишская, Цаленджихская, Чкондидская, Хонская, Ниноцминдская, Никорцминдская, Шемокмедская, Джуматская, Драндская , Бедийская и Моквская епархии. Собор Никорцминда. 1014 г. Зап. фасад В кон. XV в., после распада единого Грузинского гос-ва, усилился также и церковный сепаратизм, поддерживаемый местными правителями. В Зап. Грузии возникло сильное и самостоятельное царство Имерети. При поддержке имеретинского царя Баграта VI (Багратиони) (1466-1478) находившийся в Грузии патриарх Антиохийский Михаил IV , объезжавший страны с целью сбора пожертвований, неканонично поставил архиеп. Цаишско-Бедийского Иоакима католикосом Абхазским без согласия на то Мцхетского престола. Став фактически независимыми, католикосы Абхазии именовали себя и патриархами. Их юрисдикция распространялась на царство Имерети и княжества Гурию, Одиши (Самегрело), Абхазию и Сванети , что нашло отражение и в их титулатуре: в источниках Абхазские католикосы упоминаются как католикосы-патриархи «Лихт-Имерети, Одиши, Понто-Абхаз-Гурии, Рача-Лечхум-Сванети, Осетин, Двалов и всего севера» (...

http://pravenc.ru/text/62536.html

С избранием 8 сент. 1943 г. на вдовствующий Патриарший престол РПЦ Сергия (Страгородского) К. вновь поднял вопрос о признании РПЦ автокефалии ГПЦ. 14 сент. того же года он направил депешу Патриарху Московскому, в которой поздравил РПЦ с «ее возглавлением Патриархом Московским и всея Руси и избранием Священного при нем Синода» и выразил надежду, что «Церкви-сестры заживут в добром согласии, духовном единении и взаимной любви, исполняя каждая свое призвание во славу Божию и ко благу великого Отечества». 21 сент. последовал ответ патриарха Сергия, «всегда болевшего душой и скорбевшего сердцем о молитвенном и каноническом разрыве между двумя соседними Православными Церквами и не перестававшего думать о возможностях и способах его ликвидации»: «Радуюсь, слыша голос Грузинской Церкви, разделяю надежды, желания. Благодарю Ваше Святейшество за поздравления. Русскому епископу Антонию Ставропольскому быть у Вас, выяснить подробности» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 114. Л. 4). 28 окт. Тбилиси «для выяснения на месте способов ликвидации молитвенного и канонического разрыва между Русской и Грузинской Церквами» посетил архиеп. Ставропольский и Пятигорский Антоний (Романовский) , которому Патриарх Сергий поручил при благоприятном исходе дел вступить от имени Патриарха и духовенства РПЦ в евхаристическое общение с католикосом-патриархом Грузии и груз. духовенством. Архиеп. Антоний провел ряд встреч с К. и груз. архиереями. По поручению Патриарха архиеп. Антоний должен был выяснить у грузинской стороны, состоит ли ГПЦ в молитвенном общении «с отделившимися от нашей Русской Церкви разными церковными группами антиканонического характера». К., отметив историческую «стойкость грузин в вере Христовой» и процитировав слова митр. Московского Филарета (Дроздова) , называвшего ГПЦ «верною хранительницею древнего Православия и свидетельницею Православия Русской Церкви», ответил: «Чем мы были в прошлом, тем же и остаемся в настоящем». После этого стороны приступили к переговорам. Архиеп. Антоний задал К. еще неск. вопросов: существует ли в ГПЦ практика женатого епископата и второбрачного духовенства и др. 31 окт. в Тбилисском Сиони состоялась литургия, на к-рой служили К., архиеп. Антоний, викарий католикоса-патриарха еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазарешвили), а также груз. и рус. духовенство. Этот день считается днем восстановления евхаристического общения между РПЦ и ГПЦ. После службы К. и архиеп. Антоний обратились к пастве и оповестили ее о факте восстановления общения. От лица патриарха Сергия архиеп. Антоний просил К. принять «в свое Патриаршее ведение и попечение всех православных верующих», живущих на территории ГПЦ. Был отслужен молебен о даровании победы в войне. К. и патриарх Сергий обменялись поздравительными телеграммами ( Антоний (Романовский), архиеп.//ЖМП. 1944. 3. С. 13-19).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

XVII в., усилилось притеснение христ. населения со стороны Турции. Переселившиеся с Сев. Кавказа племена, принявшие самоназвание местных абхазов, постепенно осели на территории от р. Келасури до р. Ингури, в результате чего А. К. стал терять свои владения на этих землях. Католикосы стремились уберечь от продажи в Турцию крепостных, приписанных к А. К.: католикос Давид потребовал от абх. кн. Квапу (Шервашидзе) прекратить торговлю, на что получил согласие, но на практике все продолжалось по-прежнему. Католикос Григорий, видя невыполнение соглашения, заключенного между католикосом Давидом и Квапу (Шервашидзе), выкупил принадлежащее Католикосату оставшееся крепостное население Абхазии и поселил его на территории Одиши. Кн. Одиши Леван III (Дадиани) пожертвовал Католикосату в качестве компенсации за потерянные в Абхазети земли Хобский мон-рь с прилегающими к нему земельными угодьями. Во 2-й пол. XVIII в. значительно усилилась власть царя Имерети Соломона I , к-рому удалось объединить страну и выставить против турок единое груз. войско. В результате неоднократных поражений, нанесенных туркам груз. войсками, враг был изгнан из страны. В 1759 г., во время правления католикоса Виссариона (Эристави), по инициативе Соломона I был созван Церковный Собор, к-рый запретил торговлю пленниками. Католикос Иосиф (Багратиони) помогал своему брату царю Соломону I в борьбе за укрепление царской власти; ратуя за возрождение груз. культуры, активно поддерживал возникшее в XVII-XVIII вв. книгопечатание, был большим ценителем и собирателем книг, значительную часть своей б-ки поместил в Гелатском мон-ре. Во время правления последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) были восстановлены Шемокмедская и Джуматская епархии (Гурия), прекратившие свое существование из-за опустошительных вторжений с юго-запада турков-осман. Он же отдал епископу Ниноцминдскому в качестве резиденции мон-рь в с. Гамочинебули (Гурия). Укрепление грузинско-рус. отношений во 2-й пол. XVIII в. привело к заключению в 1783 г.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Ср. Пс, 103; 27. 94 В Гареджийских пустынях нет воды пригодной для питья в достаточном количестве, и потому везде сделаны искусственные колодцы, к которым проведены каналы для дождевой воды от высоких горных кряжей, окружающих пустыню. 95 Куропаток и теперь много по всей этой Фиваиде Грузинской. 96 Под варварами разумеются арабы. Аравитяне в эту эпоху начинали уже рассеиваться по Грузии и Армении и селиться там, но их опустошительное нашествие ни на то, ни на другое царство еще не началось. 97 Он скончался в 882 году, ходил в Иерусалим и жил некоторое время в пещере св. пророка Илии Фесвитянина. По возвращении из пустыни Иорданской поселился опять в Давидо-Гареджийской обители. Узнав о святости его жизни, его вызвали из пустыннического уединения на кафедру Ниноцминдскую, но он тайно удалился в Грецию через Константинополь и поселился в одном из монастырей в горах Олимпа Фессалийского. Через пять лет он посетил Рим, где жил два года. Потом окончательно поселился в Фессалии же, где и почил мирно 19 ноября (ст. ст.). Император Василий Македонский перенес останки святого из Фессалоники в Константинополь и положил их под алтарем построенной им церкви во имя Св. апостолор у Романских ворот. 98 Там есть два водных ключа, один от другого в двух саженях: один по молитве святого услажденный, а другой--с той же горечью, негодный для питья. Его называют Меррою Грузинской Фиваиды. 99 Преподобный Давид скончался в первый четверток по Вознесении. Как современник и ученик св. Иоанна, он, по всей вероятности, и умер раньше Иоанна, время его смерти поэтому можно отнести ко второй половине VI века. Святая Церковь Иверская празднует его память в первый четверг после Вознесения. 100 10 сентября (н. ст.). 101 Васкен Питахши (Питиахши), сын Артубана Питахши, был царем Ранским, зависимым от царя Грузинского. 102 10 сентября (н. ст.). 103 15 октября (н. ст.) - Прим.. ред. 104 См. Опыт византийской хронологии Мюрельта, Император Ираклий. стр. 279 и далее. 105 История называет его Глухим потому, что он не внимал никаким советам своих приближенных. 106

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Духоборы Грузии готовятся к массовому отъезду из страны 20.12.2007 Около 1500 духоборов из высокогорных районов Грузии готовятся к переселению в Тамбовскую область в России. На сегодняшний день в Грузии, преимущественно в Ниноцминдском районе, проживает несколько сот духоборов, потомков представителей преследуемой властями царской России секты, более 150 лет назад нашедших приют в Грузии. Первый поток переселенцев, 145 человек, отправится в Тамбовскую область в начале 2008 года, сообщает Кавказ-пресс. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 20.12.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4184.html

Пока. Монастырь Нины Каппадокийской (мужской). Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Грузия, Самцхе-Джавахетия, Ниноцминдский муниципалитет, село Пока. Координаты: 41.406171, 43.80352 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Это - неизвестная часовня на берегу озера Парвани, координаты - верные. Она находится не на территории монастыря Пока, хотя, возможно, к нему относится. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36782

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010