Более того, в это время преподобный Евфимий, по совету святителя Арсения Ниноцминдского и Иоанна (Грдзелисдзе), отказался от настоятельства и перебрался в скит святого Евфимия. Здесь он составляет «Правила и распорядок, утверждающие в вере», вошедшие в историю, как Типикон преподобного Евфимия. Впоследствии эти правила оказали большое влияние на жизнь Грузинской Церкви. Благодаря влиянию, которым пользовался преподобный Евфимий, он стал вводить эти правила и в Ивеской обители, и в Великой Лавре, где продолжал занимать должность епитропа. Это вызвало недовольство многих монахов. Некоторые готовы были идти на крайние меры, дабы избавиться от преподобного. Один из них решил убить преподобного Евфимия. Скрыв под одеждой нож, он взошел на башню, где была келья преподобного. Послушник святого, заметив у убийцы нож, прежде нежели тот успел ворваться в дверь, запер келью и не позволял ему войти туда. Неудача взбесила несчастного: в неистовстве своем он поразил ножом ученика преподобного Евфимия и, ударившись бежать, в бешенстве, с бесчинным криком и воплем, встретил другого ученика преподобного, поразил и того ножом. Вслед за тем сам убийца постигнут был праведным судом Божиим. Преподобный Евфимий, благодатью Святого Духа, узнав о том, что случилось с учениками, поспешно сошел к ним и облек их в великую схиму, после чего вскоре отошли они ко Господу. Вскоре еще один инок, несущий послушание садовника, также решился убить преподобного Евфимия. Придя к преподобному с ножом, он надеялся, что с одного удара убьет преподобного, но, хранимый Богом, Евфимий не потерпел никакого вреда, потому что острие ножа согнулось, и железо, потеряв свойственную ему твердость, умягчилось, как воск, а между тем рука, посягнувшая на жизнь угодника Божия, осталась недвижимою и иссохшей. Пораженный таким чудом, садовник со слезами пал к стопам преподобного, искренно исповедал свой грех и умолял его о прощении и исцелении иссохшей руки. Незлобивый старец смиренно простил его и, помолившись Богу, даровал ему не только телесное, но и душевное здравие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Приехав на Афон, Евфимий заболел так сильно, что, казалось, был уже при смерти. Святой Иоанн пошел в храм и пал там пред Иверской иконой Божией Матери, молясь со слезами о выздоровлении сына. Затем пришел со священником, который нес запасные Святые Дары, чтобы причастить больного. Придя в келлию, они были поражены, увидев юношу здоровым и сидящим на своем одре, и ощутили необыкновенный ароматический запах, разлитый по келлии. – Чадо, что это?! – воскликнул Иоанн. – Не знаю, отец, – отвечал Евфимий. – Была тут как бы Царица, окруженная слугами в белых хитонах, Которая спросила меня: «Евфимий, что с тобою?» – и я отвечал, – «Госпожа, я умираю». Тогда Она взяла меня за руку и сказала: «Не бойся! Ты здоров». И вот Ее нет, а я чувствую, что болезнь моя ушла. Говорила же Царица со мной по-грузински. Святой Иоанн и пришедший с ним иеромонах поняли, что Евфимия посетила Божия Матерь, встали на колени и вознесли к Ней благодарственную молитву. Понял это и Евфимий, но, не считая себя достойным такой благодати, назвал Приснодеву просто Царицей, а Ангелов – слугами. Услышав грузинскую речь из уст Богоматери, Евфимий был поражен той красотой, с какой она прозвучала. С этой поры еще более укрепилось в нем желание перевести Священное Писание на родной язык. Отец же его, святой Иоанн, прозревая в нем это желание, сказал ему: – Сын мой! Ты знаешь, что Иверская Церковь нуждается в богослужебных книгах. А я вижу, что ты одарен от Господа премудростью. Прошу тебя, начни подвизаться в переводах святых книг с греческого языка на грузинский и тем приумножь мзду свою, которой ожидаешь от Бога. С благословения своего отца начал Евфимий переводить Новый Завет , а когда окончил этот труд, то красиво переписал книгу, переплел ее и послал в Иверию к царю Давиду. Получив рукопись, царь прочитал ее с епископом и преисполнился радости, говоря: – Благодарение Господу, Который вдохновил на этот труд нашего соотечественника! У преподобного Евфимия появилось два замечательных помощника из грузин: блаженный Арсений, епископ Ниноцминдский, который ради безмолвной жизни на Святой Горе оставил свою кафедру в Кахетии, и весьма знаменитый тогда своей ученостью священноинок Иоанн (Гердзелидзе). В древнем житии святого Евфимия приводится перечень трудов, подъятых этими тремя переводчиками и переписчиками книг. Они дали грузинскому народу на родном языке Псалтирь, Лествицу, поучения аввы Дорофея , чин монашеского пострижения, правила Вселенских Соборов, собрание канонов, много разных служб и полный молитвенник, а также множество житий святых – Григория Богослова , Василия Великого , Афанасия Александрийского , Онуфрия Великого, мученицы Февронии, Феодора Стратилата, святителя Николая, Антония Великого , Андрея Первозванного, не говоря уже о житии святой Нины. Список этот не полон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ИЮНЬ 1 Шио Новый, Давид Мцире (Малый), Гавриил и Павел Гареджели (Гареджийские), мчч., + 1696-1700 2 Стефан Пиперский, прп., 1697 5 Празднование Мцхетского Джвари 8 Феодор (Тевдоре) Квелтский (Квелтели), сщмч., + 1609 9 Иоанн Шавтели, прп., XIII в. 12 Исидор Самтавнели (Самтависский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Иоанн-Торникий (Чордванели; Иоанн Мтацмидели), прп., один из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, Х в. 13 Анфим Иверийский (Антимоз Ивериели), свт., митр. Угро-Влахийский, +1716 16 Собор груз. афонских преподобных Кайхосро Картвели (Грузин) (Чолокашвили), сщмч., + 1612 17 Шалва Ахалцихский, мч., + 1227 18 Михаил Улумбоели (Улумбойский), прп., VI в. 21 Арчил, св. царь-мч., + 744 или 761 Луарсаб II, св. царь-мч. Кахети, † 1622 27 Георгий Святогорец (Мтацмидели, Афонский, Ивер), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, духовный писатель, переводчик, + 1065 Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Кирион III (Садзаглишвили), свт.-мч., Католикос-Патриарх всей Грузии, историк, писатель, + 1921 30 Динар, св. царица Грузии, X в. ИЮЛЬ 2 Празднование в честь Ризы Пресв. Богородицы 3 Георгий Затворник (Отшельник, Богоносец), прп., + 1068 8 Мирдат III, св. царь-мч. Картли, + 379 12 Гавриил Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., афонский старец, с чьим именем связана история обретения Иверской иконы Пресв. Богородицы, X в. Иоанн Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., один из основателей и настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1005/6 18 Козма (Косьма), прп., иером., мцигнобартухуцеси, + 1630 20 Саломе (Саломия) Грузинска, мц., 1272 г. Илия Чавчавадзе (Праведный), прав., груз. поэт и обществ. деятель, борец за восстановление автокефалии ГПЦ, + 1907 24 Иларион Твалели, прп., XI в. 28 Георгий Строитель (Мтацмидели, Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1029/30 29 Евстафий Мцхетели (Мцхетский), мч., + 589 30 Цотне Дадиани, эристав, мч., руководитель восстания против монгол, XIII в., 31 Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт., переводчик, каллиграф, + 1018

http://pravoslavie.ru/41585.html

Монастырь Отхтаэклесиа. Х в. Фото: Б. Кудава Название мон-ря (букв. с груз. и с тур. языков - Четыре церкви), согласно преданиям местных грузин, связано с тем, что О. был построен 4-м после мон-рей Ишхани , Ошки и Хахули . О. впервые упоминается в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (1042-1044), составленном прп. Георгием Святогорцем . Согласно источнику, О. был основан до 965 г.- очевидно, в кон. 50-х - нач. 60-х гг. X в. В кон. 60-х гг. X в. сюда пришел прп. Иоанн Святогорец и от известных в то время местных старцев Моисея и Геласия принял постриг. Чуть позже здесь подвизались прп. Иоанн (Грдзелисдзе) и оставивший Ниноцминдскую кафедру свт. Арсений Ниноцминдский ( Георгий Мтацмидели. 1967. С. 42-44; Idem. 2009. P. 55-56). Монастырские здания были построены между 961 и 978 гг. На это указывают надписи асомтаврули («И(и)с(ус) Х(ристос), в(озвеличь) Да(вида)») на антефиксах, вставленных между облицовочными камнями (сев. неф и юж. пастофорий кафоликона, вост. часть сев. стены интерьера семинарии): в них Давид III не назван Куропалатом (в 961 он стал полновластным правителем Имиер-Тао, в 978 получил титул куропалата). Ок. 980 г. Давид III возобновил храм (надпись на фронтоне вост. фасада: Такаишвили. 1952. С. 83-84; КГН. 1980. Т. 1. С. 288; Джобадзе. 2007. С. 185, 195, 200-201). По мнению нек-рых исследователей, Давид III изображен в алтарной части кафоликона: над входом в диаконник сохранились фрагменты полуфигуры овеянного ореолом венценосца, в надписях над входом в жертвенник и около алтарной триумфальной арки читается имя Давид ( Схиртладзе. 2009. С. 27-29). Еще 2 ктиторские надписи сохранились в эпиграфике фасадов кафоликона. В надписи (асомтаврули, смешанное с нусхури) на зап. фасаде прочитываются имена неких Баадура и Гаиане; в надписи вост. части юж. стены упоминается эристав эриставов Хурси (возможно, великий эристав Хурси, погибший в 1021 и часто упоминавшийся в источниках) ( Такаишвили. 1952. С. 85-86; Схиртладзе. 2009. С. 24-27). В 9-строчной надписи на сев. фасаде церкви, расположенной к западу от кафоликона, указано, что церковь была построена в 984 г. свт. Арсением Ниноцминдским ( Baumgartner. 1996. S. 536-541; Схиртладзе. 2009. С. 31-33).

http://pravenc.ru/text/2581749.html

Антоний II, Католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картли-Кахети) Родился 8 января 1762 года в семье царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони в Тбилиси. Богословское образование получил в Тбилисской духовной семинарии, где в 1782 году принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 году в составе грузинского посольства посетил Россию. В 1784 году рукоположен во епископа Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви. Хиротония была совершена в придворной церкви Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II, которая в качестве подарка преподнесла Антонию драгоценную панагию. В 1784 году епископ Антоний был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 году, после кончины католикоса-патриарха Ahmohuя I, митрополит Антоний в возрасте 25 лет был избран католикосом-патриархом Грузии. 18 января 1801 года в Санкт-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при императоре Александре I, по которому отменялись даже те автономные права, которые предоставлялись Грузии императором Павлом I. Таким образом фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности Грузинской Православной Церкви. 30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской Православной Церковью: автокефалия и патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви и экзарха Грузии. 21 июня 1811 года на совещании Святейшего Синода по церковным вопросам Грузии с Антония был снят сан католикоса-патриарха. Митрополит Антоний удалился на покой в Нижний Новгород, недалеко от которого, в селе Лыскове, жили потомки грузинского царя Вахтанга VI, помогавшие ему в течение всей оставшейся жизни. Скончался митрополит Антоний 21 декабря 1827 года и погребен в нижегородском Благовещенском соборе, в 1841 году перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. Литература: Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 366. Жмакин В. , протоиерей. Грузинский католикос Антоний в России//Христианское чтение. – 1905, январь-февраль. Абашидзе 3.//Православная энциклопедия. – М., 2001, т. 2. – С. 658–659. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 767. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Доментий III, дядя автора по отцу, был Католикосом во время Вахтанга VI (он же Кайхосро) и прославился ревностью в пользу церкви, гонимой турками и персами. Турки взяли его в плен и сослали на остров Тенедос или Бохчада; выкуп его из неволи стоил огромных вздержек. В Афонском Иверском монастыре г. Иосселиани видел Греческое Евангелие в богатом серебряном окладе, на заглавном листе которого находится такая надпись: «Пожертвовал св. Евангелие сие в Лавру надежды нашей портантской Богоматери, во спасение души моей и в избавление православной Грузинской церкви от рабства иноплеменных, я смиренный Католикос Доментий, во время плена моего в Бохчаде; и вы, святые отцы, стоящие на страже у Богом избранной обители, сотворите молитву обо мне грешном» 14 . В Тифлисской метехской церкви находится вышитая на шёлковой материи икона, которую царь Георгий XIII носил в рядах своего ополчения, как знамя; на ней был изображен Дементий, молящийся в коленопреклоненном положении. Мдиванбег Мзечабук Орбелиани, человек остроумный и красноречивый, при взгляде на изображение Католикоса, произнес: «Удивляют меня глава, ноги, сложенные изящно; стан, стройный как кипарис, агатовые очи, уста, сомкнутые молчаливо рубиновою дверью ограждения (губы)». Уверяют, что Доментий был мужчина редкой красоты. Арсений Ниноцминдский жил во время Баграта Гургенова сына (1014 г.). Приняв монашество в Иерусалиме, он был оттуда вызван и возведён в сан Ниноцминдского (в Кахетин) епископа; умер на Афоне и погребён в Иверском монастыре. Он переложил с Греческого: «Богословие Иоанна Дамаскина » – одно из сочинений Григория Нисского и метафрасы или духовные песни в честь святых. Иоанн Бовнели или Болнисели жил в царствование Баграта III (1008–1014); он со своим учеником Киприаном, епископом Самтависским, перевёл с Греческого на Грузинский язык «Требник». На старинных печатных экземплярах этой книги выставлено имя только одного Киприана; в древних же рукописных Требниках, виденных г. Иосселиани на Афоне, названы имена обоих переводчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Т. о., он относит время появления иконы в Иверон к более раннему сроку, периоду игуменства прп. Иоанна, и в подтверждение цитирует опубликованный Церковным музеем Грузинского Экзархата пергаменный Афонский сборник, содержащий Житие прп. Евфимия, где нет сведений о чудесном обретении иконы в настоятельство прп. Евфимия, но говорится о том, что иверские монахи уже к началу правления прп. Евфимия, перед тем как «вступать в церковь... сначала преклоняли колена и творили молитву перед образом Божией Матери, что на вратах храма»     По мнению ученого, в том же году, когда икона была пущена по воде вдовой из Никеи, отшельник Гавриил (Натроев полагает, что он и подвизавшийся во время прп. Иоанна инок Гавриил - разные лица) по распоряжению игумена Афо Павла вытащил икону из воды и принес ее в монастырь (находилась в мон-ре Афо свыше 160 лет). Ок. 982 г. в связи с обустройством Иверон и возведением там кафоликона прп. Иоанн перенес икону «Портаитиссы» на ворота Иверон (Натроев. 1909. С. 94-105). Ж.-Б.-Ф. Питра предположил, что прп. Гавриил и визант. гимнограф Гавриил одно и то же лицо.     В наст. время общепринятым стало отождествление Гавриила, обретшего икону Портаитиссы, с Гавриилом, упоминаемым в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев.     За время игуменства прп. Евфимий приобрел для Иверон большие территории как на Афоне, так и за его пределами: Магулу монастырь Фессалоникийца во имя вмч. Пантелеимона, Сисик, вотчины Сисикского мон вблизи Иерисса  и др.             Типикон прп. Евфимия    По совету свт. Арсения Ниноцминдского и Иоанна (Грдзелисдзе) прп. Евфимий, оставив переводческую деятельность, отказался от настоятельства, отклонил предложение визант. имп. Василия II Болгаробойцы занять вакантную кафедру Кипрского архиепископа и перебрался в скит св. Евфимия, к-рый он приобрел в Фессалонике для Иверон Продолжая занимать должность епитропа в Великой Лавре, он и здесь стал вводить суровые правила Типикона Иверон, что вызвало недовольство монахов. Они выразили протест, имп. Константин VIII для ознакомления с обстоятельствами дела вызвал прп. Евфимия в К-поль, где 13 мая 1028 г. святой скончался в результате несчастного случая: его сбросил мул, напуганный нищим. Тело преподобного перевезли в Иверон и погребли в ц. св. Иоанна Предтечи

http://isihazm.ru/1/?id=1870

В Шатберди в 897 г. по заказу Софрония Шатбердели было переписано Адишское Четвероевангелие (Гос. краеведческий музей пос. Местиа, Сванети), в 936 г. Габриелом Шатбердели - Джручское Четвероевангелие (Кекел. Н 1660), каллиграфом Иоане Бераи - Пархальское Четвероевангелие (Кекел. А 1453, 973 г.), созданное для мон-ря Пархали, и Шатбердский сборник (Кекел. S 1141, 976 г.), представляющий собой учебную книгу энциклопедического характера. В нач. XI в. здесь подвизались каллиграфы и книжники Давид и Иоане (Джибисдзе), переписавшие Синаксарь прп. Георгия Святогорца (Кекел. Н 2211) и Толкование на Псалтирь (Кекел. А 135), впосл. продолжившие лит. деятельность на Чёрной Горе в Сирии. Нек-рое время здесь работал приглашенный Багратом IV с Афона прп. Георгий Святогорец. Шатбердские рукописи сохранились достаточно полно, значительная их часть представлена в скрипториях др. груз. монастырских книжных центров (напр., Афона, Иерусалима). К числу лит. центров Юго-Зап. Грузии относятся также мон-ри Парехи, Берта, Мидзнадзори, Цкаростави, Анчи. Из нарративных источников известно, что здесь работали прп. Михаил Парехский, прп. Серапион Зарзмели, Зекепе Бертели (X в.), Евфимий Грдзели (XI в.), еп. Иоанн Анчели (XII в.) и др. В одном из тао-кларджетских скрипториев был создан архетип агиографического сборника (Ath. Iver. 8), переписанного в X-XI вв. еп. Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелисдзе). Ист.: Хаханов А. С. О Сванетских рукописных Евангелиях и надписях. М., 1904. (МАК; 10); Мерчул. Житие; Афонская коллекция//Описание груз. рукописей. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Об археологической поездке, совершенной в 1879 г. по поручению АН в Чорохский бассейн, в Батум, Артвин и Артанудж//ЗИАН. 1880. Т. 37; Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Вып. 1; Peeters P. Histoire monastiques géorgienes//AnBoll. 1917/1919. Vol. 36/37. P. 5-318; Marr N. Le Synaxaire géorgien: réd. ancienne de l " union arméno-géorgienne, publ., trad. d " après le manuscrit du couvent Iviron du Mont Athos [P., 1926].

http://pravenc.ru/text/639853.html

Иверский мон-рь. Рис. из рукописи Тимофея (Габашвили) «Посещение святых мест». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Иверский мон-рь. Рис. из рукописи Тимофея (Габашвили) «Посещение святых мест». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Школа продолжала традиции книжных центров Тао-Кларджети, с к-рыми не прерывала связей на протяжении всего периода существования; практически все представители школы (прп. Иоанн Грузин и его сын Евфимий, преподобные Иоанн Торникий, Георгий (Варазваче), Иоанн (Грдзелисдзе), свт. Арсений Ниноцминдский, прп. Иоанн Хахульский, Окропири, диаконы Микаел и Георгий, Закариа (Мирдатисдзе), еп. Закариа Банели и др.) пришли на Афон из Тао-Кларджети. Е. Метревели предполагает, что и мон-рь Ивирон нек-рое время находился во владении Чордванели, рода из Тао, т. к. до 40-х гг. XI в. настоятелями мон-ря назначались представители именно этой фамилии. Преемственность тао-кларджетской традиции отражает антимонофизитская направленность обеих школ, поддержанная связью груз. царя Давида Куропалата с Ивироном, что характеризовало национальную политику ориентированного на Византию царя. Представители афонской школы заложили основу практики к-польского богослужения в Грузии, сменившей антиохийско-иерусалимскую. В 1985-1995 гг. во Франции на франц. языке с участием Метревели было предпринято издание Афонских (Ивиронских) актов, куда вошли юридические и др. документы (Actes d " Iviron. 1985-1995. Т. 1-4). Мн. памятники были опубликованы отдельно: напр., Поучения свт. Василия Кесарийского в переводе прп. Евфимия Святогорца (Ath. Iver. 32, Кекел. H 2251, Jer. 14, XI в.), изданные Ц. Курцикидзе (Тбилиси, 1983), Поучения Зосима (Кекел. А 1104, Ath. Iver. 79, XI в.), древнегруз. переводы Патериков (Кекел. A 35, Ath. Iver. 12, 17), изданные М. Двали (Тбилиси, 1966), и др. Прп. Евфимием Святогорцем с греч. на груз. язык было переведено свыше 160 произведений: это сочинения практически всех визант. писателей начиная с IV в. (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, преподобные Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Синаит, Иоанн Дамаскин, прмч.

http://pravenc.ru/text/639853.html

С. 10). В 90-х гг. XVIII в. был составлен список архиереев Восточногрузинской Церкви, на основании к-рого можно судить о числе действовавших в то время епархий. Их было 14: Тбилисская (митр. Арсений), Руисская (митр. Иустин), Цилканская (митр. Иоанн), Урбнисская (еп. Юлий), Самтависская (еп. Гервасий), Никозская (еп. Афанасий), Бодбийская (митр. Иоанн (Макашвили)), Ниноцминдская (митр. Михаил), Руставская (архиеп. Стефан), Некресская (митр. Амвросий (Микадзе); фамилии большинства архиереев не установлены) (ПГП. Т. 3. С. 113-114); Алавердскую и Мцхетскую кафедры занимал католикос-патриарх, Самтавройская была вдовствующей, позже была восстановлена Ахтальская (архиеп. Варлаам (Эристави)). 12 сент. 1795 г. 35-тысячная армия Аги Мухаммад-хана вошла в Тбилиси. Город был разорен и сожжен, мн. жители, особенно духовенство, убиты. Митр. Тбилисский сщмч. Досифей (Черкезишвили), отказавшийся отречься от Христа, был убит. В 1797 г. в Тбилиси вспыхнула эпидемия чумы, жители города стали покидать столицу и уходить в монастыри. В это время монахи-отшельники оставляли пустынь и окормляли больных. В 1798 г. скончался царь Картли-Кахети Ираклий II и трон занял богобоязненный Георгий XII, не пропускавший ни одной службы. Им был учрежден налог на восстановление царских палат и др. гражданских строений, однако полученные средства царь употребил на восстановление разрушенных Агой Мухаммад-ханом храмов и мон-рей ( Иоселиани. Жизнь царя. 1893. С. 10-21). В XVIII - нач. XIX в. в Вост. Грузии, особенно в Гареджи, подвизались мн. святые и подвижники Церкви. Во 2-й пол. XVIII в. проходила деятельность св. Иоанна Манжийского, известного правосл. миссионера на Сев. Кавказе. В 1771 г. преставился подвижник Давидгареджи блж. Христесий (Христофор), в 1773 г.- настоятель Давидгареджи прп. Симеон Чудотворец, в 1774 г.- его ученик, настоятель гареджийского мон-ря Иоанна Крестителя прп. Серапион Чудотворец. В XVIII в. в Давидгареджи подвизался прп. Онуфрий Гареджийский (Мачутадзе), обладавший даром исцеления. В Хеви (Сев. Грузия) подвизался прп. Иосиф Мохеве (Хевский) († 1763), обладавший даром прозорливости и чудотворения. В 1802 г. в пуст. Гареджи лезгинами был убит сщмч. Гавриил Малый, автор неск. литургических и богословских сборников. В 1804 г. преставился настоятель мон-ря Иоанна Крестителя в Гареджи прп. Евфимий Многотрудный , философ и богослов.

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010