А. Натроев, ссылаясь на описание в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев чудесного выздоровления прп. Евфимия, полагал, что в месте, где речь идет о молитве прп. Иоанна за сына перед образом Пресв. Богородицы, подразумевается именно «Портаитисса». Т. о., он относит время появления иконы в И. м. к более раннему сроку, периоду игуменства прп. Иоанна, и в подтверждение цитирует опубликованный Церковным музеем Грузинского Экзархата пергаменный Афонский сборник, содержащий Житие прп. Евфимия, где нет сведений о чудесном обретении иконы в настоятельство прп. Евфимия, но говорится о том, что иверские монахи уже к началу правления прп. Евфимия, перед тем как «вступать в церковь... сначала преклоняли колена и творили молитву перед образом Божией Матери, что на вратах храма» (Хаханашвили. 1901. С. 37). По мнению ученого, в том же году, когда икона была пущена по воде вдовой из Никеи, отшельник Гавриил (Натроев полагает, что он и подвизавшийся во время прп. Иоанна инок Гавриил - разные лица) по распоряжению игумена Афо Павла вытащил икону из воды и принес ее в мон-рь (находилась в мон-ре Афо свыше 160 лет). Ок. 982 г. в связи с обустройством И. м. и возведением там кафоликона прп. Иоанн перенес икону «Портаитиссы» на ворота И. м. (Натроев. 1909. С. 94-105). Ж.-Б.-Ф. Питра предположил, что прп. Гавриил и визант. гимнограф Гавриил одно и то же лицо. В наст. время общепринятым стало отождествление Гавриила, обретшего икону Портаитиссы, с Гавриилом, упоминаемым в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев. За время игуменства прп. Евфимий приобрел для И. м. большие территории как на Афоне, так и за его пределами: Магулу (Гарантийный акт мон. Андрея от дек. 1007 г.//Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 14; Договор дарения прп. Евфимия своему духовному сыну Иоанну от апр. 1012 г.//Ibid. N 17), Палео-Хорий (Акт прота Никифора от апр. 1013 г.//Ibid. N 18), мон-рь Фессалоникийца во имя вмч. Пантелеимона, Сисик, вотчины Сисикского мон-ря (Акты прота Никифора от апр. 1015 г.//Ibid. N 20, 21), ниву вблизи Иерисса (Ibid. N 23) и др. По совету свт. Арсения Ниноцминдского и Иоанна (Грдзелисдзе) прп. Евфимий, оставив переводческую деятельность, отказался от настоятельства, отклонил предложение визант. имп. Василия II Болгаробойцы занять вакантную кафедру Кипрского архиепископа и перебрался в скит св. Евфимия, к-рый он приобрел в Фессалонике для И. м. Продолжая занимать должность епитропа в Великой Лавре, он и здесь стал вводить суровые правила Типикона И. м., что вызвало недовольство монахов. Они выразили протест, имп. Константин VIII для ознакомления с обстоятельствами дела вызвал прп. Евфимия в К-поль, где 13 мая 1028 г. святой скончался в результате несчастного случая: его сбросил мул, напуганный нищим. Тело преподобного перевезли в И. м. и погребли в ц. св. Иоанна Предтечи (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 91).

http://isihazm.ru/1/?id=748

По решению Синода ГПЦ от 18 авг. 2003 г. Сагареджойско-Гурджаанская епархия была разделена на Гурджаанско-Велисцихскую и Сагареджойско-Ниноцминдскую. Правящим архиереем Сагареджойско-Ниноцминдской епархии был избран и хиротонисан настоятель лавры Давидгареджи архим. Лука (Ломидзе), к-рый управляет епархией по сей день ( Вардосанидзе. 2010. С. 513). Клир Сагареджойско-Гурджаанской епархии составляют еп. Лука, игумен, 2 иеромонаха, 4 монаха, 11 монахинь, 2 протоиерея, 9 иереев. Архиереи. Епископы Н. е. Захария (1553-1556), Малахия (1557-1560), Силуан (1561-1584), Иосиф (предположительно Чолокашвили; 20-е гг. XVII в.- 1638), Косма (1639 - 40-е гг. XVII в.), Закария (Макашвили; 1651-1654), Иосиф (Макашвили; 1665 - кон. 60-х гг. XVII в.), Николай (Андроникашвили; 1671-1676), Арсений (1679-1691), Иосиф (сын Арагвского эристава; 1692-1697), Иосиф (Вачнадзе; 1702-1737), Митрофаний (брат Арагвского эристави Баиндура; 1738-1740), Иоанн (Джандиери (также Моуравис-дзе); 1741-1743), Иоанн (Джорджадзе (также Барамишвили); ок. 1743), Савва (Тусисшвили; 1744-1784), Иоанн ( Макашвили; 1784-1795), Антоний (Багратиони; 1786-1787, впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний II ), Михаил (Инасаридзе; 1796-1802), Стефан (Джорджадзе (также Ениселт Моуравис-дзе); 1803-1811), Каллистрат (Цинцадзе; 31 окт. 1925 - 1927), Ефрем (Сидамонидзе; 1927-1928), Иерофей (Аивазашвили; 16 дек. 1928-1942), Димитрий (Лазаришвили; 23 мая 1943-1947), Димитрий (Иашвили; 1952-1958); управляющие Н. е. Алавердские и Бодбийские епископы: Алавердский Давид (Бурдуладзе; кон. 50-х гг. XX в.- † 1963), Алавердский и Бодбийский Роман (Петриашвили; 1967-1971), Бодбийский Иларион (Самхарадзе; 1975-1978), Афанасий (Чахвашвили; Бодбийский в 1978-1991, Алавердский в 1992, Бодбийский в 1993-1995), Бодбийский Даниил (Датуашвили; 22 мая - дек. 1992), Бодбийский Давид (Махарадзе; 21 дек. 1992 - 28 авг. 1993); Сагареджойско-Гурджаанские епископы: Авраам (Гармелиа; 1996-1998), Андрей (Гвазава; 18 окт. 1998 - 2001), Вахтанг (Ахвледиани; 2001-2002); епископ Сагареджойско-Ниноцминдский Лука (Ломидзе; с 18 авг. 2003) ( Шаоршадзе. 2008. С. 157). Храмы и монастыри Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Н. е. в древности Основание Н. е. связано с именем царя Грузии св. Вахтанга Горгасали . В сочинении историка XI в. Джуаншера Джуаншериани «Житие Вахтанга Горгасали» сказано, что царь основал 13 епархий, в т. ч. «посадил одного епископа... в Ниноцминде у подступов построенной Горгасалом Уджармы» ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Акад. И. Джавахишвили считал, что в этом месте речь идет о 3 епархиях: Уджармской, Карийской и Н. е. ( Джавахишвили. История народа. 1960. Т. 1. С. 339). Сведения об основании Н. е. св. Вахтангом также повторяет Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). Очевидно, кафедра ниноцминдели находилась в Уджарме до того момента, когда была основана Кацаретская епархия (до 506/7) - в источниках позднего времени Уджарма везде упоминается как кафедра Кацаретского (Самебского) архиерея. Уджарма при св. Вахтанге имела значение важного политико-административного центра, здесь находилась резиденция царя, что указывает на значение Н. е. в то время. В письме 607 г. католикоса Картли Кириона I арм. католикосу Аврааму I Албатанеци указано, что в ГПЦ того времени существовало 35 епархий. Их названия известны из ответного письма Авраама I того же года, где упоминаются участники Двинского Собора 505/6 г. (письмо вошло в сочинение арм. историка Ухтанеса, еп. Севастии, «История отделения грузин от армян»), однако они дошли в искаженном виде (Книга посланий. 1968. С. 97-98). В «Распорядке царского двора» среди 35 груз. архиереев имя ниноцминдели занимает 9-е место между Кумурдойским и Ишханским епископами (ПГП. 1970. Т. 3. С. 48). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) сказано, что царь Кахети Леван (1520-1574) заново отстроил и украсил кафоликон мон-ря Ниноцминда и «назначил епископа, и пожертвовал села и дома» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). Возможно, разрушение кафоликона и упразднение Н. е. связаны с походами в Грузию в XIV в. Тамерлана . Известен ниноцминдели кон. X - нач. XI в. свт. Арсений Ниноцминдский - переводчик, книжник и каллиграф, который оставил архиерейскую деятельность и сначала удалился в мон-рь Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни , затем в груз. Иверский монастырь на Афоне (Хаханашвили. 1901. С. 21-22). Два ниноцминдели X-XI вв., Иоанн (или Иаков) и Стефан, очевидно внесшие особый вклад в восстановление мон-ря и имевшие особое значение в истории Н. е., упоминаются в 2 надписях на кафоликоне Ниноцминды ( Ингороква. 1927. 15, 249; Какабадзе. 1928. С. 67; Шанидзе. 1938. С. 24, 54, 56; Надписи ист. памятников Кахети. 1961. С. 118, 121; Кератишвили. 1969. С. 54; КГН. 1980. Т. 1. С. 316; Муравьёв. 1981. С. 222, 235; Каухчишвили. 1999. Т. 1. С. 33, 34. 2000. Т. 2. С. 299, 300).

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Изображение иконы Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт. #11618 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт. #11618 Эта страничка относится к разделу   Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт. Скачать или распечатать изображение 11618.jpg 296x480, 0.14 MPix, 54 Kb. 2.5x4.1cm @ 300DPI (3.8x6.1cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (167) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2010-08-12) Происхождение изображения: Загружено 2010-08-12, анонимно. Описание: [Грузия, современная икона] Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-11618

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Преподобный Арсений Ниноцминдский Принял монашеский постриг, а затем - архиерейскую хиротонию во епископа Ниноцминдского. Однако стремившийся к монашескому подвигу святой Арсений вскоре обратился с просьбой к царю Тао-Кларджетскому Давиду Куропалату разрешить ему сойти с кафедры и удалиться в монастырь в его владениях. Царь удовлетворил просьбу и направил его в монастырь Отхтаэклесиа (т.е. " Четыре церкви " ) в ущелье реки Чорох (ныне в пределах Турции). Там святой встретился с монахом Иоанном (Гр[...] Файл 35741.jpg:   Размер: 600x936, 0.56 MPix, 246 Kb. Дата: 2022-08-26, участник [ alikon ]. Рейтинг изображения: 3 (15) , (0) .

http://pravicon.com/icon-3229-photo

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ МАЦКВЕРЕЛИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 19 , С. 76 опубликовано: 16 сентября 2013г. ЕФРЕМ МАЦКВЕРЕЛИ [груз. ], свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 17 апр.) - см. Ефрем Великий . Рубрики: Святые Грузинской Православной Церкви Ключевые слова: Святители Грузинской Православной Церкви Ефрем Мацкверели, святитель Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 17 апр.) - см. Ефрем Великий См.также: АЛЕКСАНДР (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907), еп. Гурийско-Мингрельский, свт. (пам. груз. 26 сент.) АНТОНИЙ ЧКОНДИДСКИЙ († 1815), митр., свт. Груз. Правосл. Церкви (пам. 13 окт.) АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ (прибл. 820-887), Католикос Мцхетский, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.) АРСЕНИЙ НИНОЦМИНДСКИЙ († 1018), переводчик, каллиграф, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 31 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/182159.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН-БЕРАИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 25 , С. 64 опубликовано: 16 сентября 2015г. ИОАНН-БЕРАИ Иоанн-Бераи, груз. каллиграф, Х в.- см. в ст. Шатбердский сборник . Ключевые слова: Каллиграфы Иоанн-Бераи, грузинский каллиграф, Х в.- см. в ст. Шатбердский сборник См.также: АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ род груз. каллиграфов, художников, выдающихся деятелей груз. культуры XVII-XIX вв. АРСЕНИЙ НИНОЦМИНДСКИЙ († 1018), переводчик, каллиграф, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 31 июля) ВАСИЛИЙ СОФИЯНИН южнослав. книгописец-каллиграф и иллюминатор рукописей Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/577934.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН САПАРЕЛИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 24 , С. 605 опубликовано: 20 июля 2015г. ИОАНН САПАРЕЛИ груз. каллиграф - см. в ст. Синайский Многоглав . Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Персоналии Ключевые слова: Каллиграфы Иоанн Сапарели, грузинский каллиграф - см. в ст. Синайский Многоглав См.также: АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ род груз. каллиграфов, художников, выдающихся деятелей груз. культуры XVII-XIX вв. АРСЕНИЙ НИНОЦМИНДСКИЙ († 1018), переводчик, каллиграф, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 31 июля) ВАСИЛИЙ СОФИЯНИН южнослав. книгописец-каллиграф и иллюминатор рукописей Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/471494.html

Духоборцы с. Гореловка (Грузия) окол Сиротского дома. Фотография. 1988 г. Духоборцы с. Гореловка (Грузия) окол Сиротского дома. Фотография. 1988 г. В Закавказье и в Карсской обл. остались представители «малой» и «средней» партий. События 90-х гг. XIX в. очень ослабили секту. Д. «малой партии» стояли на старой религ. платформе, Д. «средней партии» пытались увязать новое и старое. Вождем «средней партии» был оставшийся в России сын П. В. Веригина П. П. Веригин (1881-1939), но большинство Д. не оказывало ему тех почестей, какие полагалось оказывать вождю. В 1918 г. по его инициативе состоялось вторичное уничтожение оружия. В 1921 г. Карсская обл. по мирному договору Советской России с Турцией отошла последней. Карсские и ахалкалакские Д. обратились к советскому правительству с просьбой переселить их на юг России. Им выделили земли в Сальском окр. Донской обл., где в 1922-1924 гг. под рук. П. П. Веригина они основали села-общины и начали строить сектантский коммунизм. Небольшая часть закавк. Д. поселилась в Мелитопольском окр. В 1927 г. П. П. Веригин по приглашению канад. Д. уехал в Канаду. С началом коллективизации сектантские коммуны были разгромлены, сальские, мелитопольские и закавк. Д. подверглись репрессиям как кулаки и сектанты, многие были сосланы в Казахстан, на север Сибири. Борьба Советского гос-ва с религией, обязательное школьное обучение, смена поколений привели к секуляризации сознания Д. в России. Они быстро утрачивали остатки религ. знаний, продолжая держаться за обряд. Основной контингент участников молений составляли пожилые женщины, к-рые начинали ходить на молитвенные собрания и заучивать «псалмы» после выхода на пенсию. Сиротский дом восстановили, и с кон. 70-х гг. XX в. он опять стал местом поклонения всех Д., но подавляющее большинство сектантов содержание своей веры сводили к неприятию правосл. Церкви, ее священнослужителей и обрядности. В 1989 г. в Богдановском р-не Грузинской ССР (бывш. Ахалкалакский у., ныне Ниноцминдский р-н) оставалось 3,5 тыс. Д. в 5 селах. Из-за роста национализма в Грузии и угрозы разрастания карабахского кризиса более 2 тыс. Д. в 1989-1991 гг. уехали в Россию, большая их часть поселилась в Чернском р-не Тульской обл. В 1992 г. в с. Гореловка, сохранившем статус духоборческого центра, была создана общественная орг-ция «Община русских духоборцев». В 1998 г. уехавшую из Гореловки группу Д. поселили в Клетнянском р-не Брянской обл. У тульских и брянских Д. молитвенные собрания бывают очень редко, но обряд моления совершается на похоронах и поминках. В Целинском р-не Ростовской обл. мн. духоборческие селения опустели в 80-х гг. XX в. В нач. XXI в. в Гореловке и еще 2 прежде духоборческих селениях, ныне почти полностью заселенных армянами, проживает ок. 350 Д. По воскресеньям и праздникам в Сиротском доме бывают моления, на к-рых обычно присутствуют неск. пожилых женщин.

http://pravenc.ru/text/180628.html

Какие были эти эпархии, не совсем теперь известно. Список Епископий, дошедший до нас и составленный в позднейшие века показывает следующей Иерархический порядок: 1 Католикос Мцхетский и всея Грузии 1. Католикос Абхазский 2 Архиепископ Сомхитский 2. Архиепископ Чкондидский 3 Архиепископ Мцхетский 3. Архиепископ Алавердский 4 Еп. Мацкурийский 4. Архиеп. Бодбийский 5 Еп. Кумурдийский 5. Еп. Ниноцминдский 6 Еп. Ишхнийский 6. Еп. Анчийский 7 Еп. Мтбевельский 7. Еп. Цурцкамийский 8 Епископ Цкарос-Тавский 8. Еп. Эрушинийский 9 Еп. Гангийский 9. Еп. Цин-цкарийский 10 Еп. Руставский 10. Еп. Урбнийский 11 Еп. Кацарийский 11. Еп. Самтавийский 12 Еп. Мровельский 12. Еп. Болнийский 13 Еп. Никозский 13. Еп. Анийский 14 Еп. Валашкиртский 14. Еп. Тифлисский 15 Еп. Крельский 15. Еп. Цалкийский 16 Еп. Харчашнийский 16. Еп. Дманийский 17 Еп. Банийский 17. Еп. Гишельсткий 18 Еп. Чермийский Епископства эти, учрежденные в воеводствах Грузинского царства были в зависимости от Католикоса, носившего титул Мцхетского и Иверского. Католикос управлял делами церкви, не давая ответа никому из 4-х Патриархов по крайней мере история не замечает; чтобы Греческие Патриархи имели какое-либо влияние на дела Грузинской церкви после в Парсмана III, отделившего ее от влияния Греков около 556 года. И этим отделением от зависимости Греческих Патриархов и – подчинением собственному Католикосу, которое впрочем совершенно, как пишут Историки, с одобрения Патриарха Константинопольского Евтихия, и самого Императора Юстиниана, устранены многие неудобства, встречавшиеся неизбежно в управлении церкви отдаленной от Константинополя и Антиохии, и разделенной владениями недружественных народов. Впрочем, в важных случаях Католикосы Иверии не редко относились к Патриархом церквей Греческих, и отдавали на суд Вселенской церкви все, что для единства веры и чистоты православия, требовало подтверждения Соборного. Глава 4 Прибытие в Иверию 13 отцов из Сирии; места, где останки их обретаются; обращение Лазов к Евангелию; построение церкви в Бичвинте (Питиунте) Греками; обращение Абхазцев к Евангелию

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010