Евфимию в переводах книг. Сохранилась дарственная от 10 нояб. 996 г., к-рую на имя И. С. дал его духовный сын, бывш. мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на о-ве Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил И. С. эпитропом Великой Лавры (Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 240-243). К 1005 г. братия мон-ря насчитывала свыше 200 чел. По письменному завещанию преподобного (не сохр.), к-рое цитируется в Житии, настоятелем Иверского мон-ря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - прп. Георгий Строитель , с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась. И. С. был погребен в кафоликоне Иверского мон-ря: над его могилой прп. Евфимий выстроил ц. во имя св. Архангелов (ныне Всех святых). В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Ath. Iver. georg. 13-4-10, 1008 г.) прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни И. С. книг. Среди названий Иверского мон-ря долгое время употреблялось и «Лавра Ивера» (Λαρα το Ιβηρος), т. е. И. С. Настоятель Иверского мон-ря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в юж. часть нартекса кафоликона мощи И. С., прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелисдзе) и распорядился, чтобы возле рак горели 3 неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей И. С. и преподобных. Ист.: Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца// Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901. С. 279-351 (на груз. яз.); То же// Кубанеишвили.

http://pravenc.ru/text/471496.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Грдзелисдзе) [Иоане; груз. ], прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля), мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.). Биографические сведения об И. содержатся в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, написанном прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в 1042-1044 гг. (НЦРГ. A 558, 1074 г.,- Афонский сб.; НЦРГ. А 130, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.), в Житии прп. Георгия Святогорца, созданном прп. Георгием Мцире в 1066-1068 гг. (НЦРГ. S 353, XI в.; А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.), а также в колофонах рукописей собрания Иверского мон-ря, переписанных И. И., а позже свт. Арсений Ниноцминдский подвизались в мон-ре Отхтаэклесиа в Кларджетской пуст., где до этого монашествовал один из основателей Иверского мон-ря - прп. Иоанн Святогорец (Мтацмидели). И. и свт. Арсений подружились и более не разлучались; они покинули Отхтаэклесиа, избегая чрезмерного внимания окружающих, и перебрались в один из мон-рей Понта. Спустя нек-рое время афониты узнали о местонахождении И. и свт. Арсения и послали к ним монаха с письмом: «Святые отцы! Мы наслышаны о вашей святости и узнали, где вы находитесь, и очень огорчены, что вы не пожелали прибыть к нам, и пребывали бы вместе, ибо вы знаете, что и мы на чужбине». И. и свт. Арсений обрадовались приглашению и на следующий год прибыли на Афон, где были радушно встречены груз. братией и размещены в специально построенных для них кельях скита во имя прп. Симеона Столпника близ новопостроенного Иверского мон-ря, где подвизались приблизительно в 1044-1050 гг. И. и свт. Арсений стали активно участвовать в жизни Иверского мон-ря: следуя именно их совету, прп. Евфимий ок. 1019 г. передал управление мон-рем прп. Георгию Строителю (до 1029), дабы иметь возможность все свое время уделять литературно-переводческой деятельности. Мн. рукописи, содержащие переводы прп. Евфимия, переписаны совместно И. и свт. Арсением, напр. Ath. Iver. georg. 4, 1008 г.; 8, X в.; 10, X в.; 13, 1008 г.; НЦРГ. А 1103, 1011-1019 и др.

http://pravenc.ru/text/469021.html

Н. сразу же по восшествии на кафедру занялся упорядочением церковной жизни Алавердской епархии, вопросами, касавшимися духовенства, паствы и церковного устройства Кахети в целом. Сохранилось множество документов, в т. ч. жалованные книги, 1685 и 1687 гг. (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 1856-1858; Ф. 1451. Д. 82-86, 88; НЦРГ. Ad 824, 849, 854, 864; ПГП. 1970. Т. 3. С. 586). Согласно документу, датированному приблизительно 1688-1694 гг., Ираклий I передал Н. в с. Ходашени землю и мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы, настоятелем которого был свящ. Николай (НЦРГ. Ad 587). Н. был участником церковного Собора, созванного по распоряжению Ираклия I в 1690 г., где также присутствовали католикос-патриарх Вост. Грузии Иоанн Х и груз. архиереи: Бодбийский Евдемон, Ниноцминдский Арсений, Руставский Николай, Самебский Николай и др. (НЦРГ. Ad 349; ПГП. 1972. Т. 4. С. 597-598). Постановления Собора были подписаны 12 марта, на документе стоит собственноручная подпись Н., а также его печать, содержащая слова «верующий в Господа». В 1694 г. католикос-патриарх Иоанн Х, Н., еп. Руставский Николай (Чолокашвили), архиеп. Тбилисский и представители знати участвовали в разбирательстве Ираклием I известного в то время «Дела Гурамишвили» (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 57). Ист.: Переписка на иностранных языках груз. царей с российскими государями, от 1639 г. по 1770 г./Сост., предисл, примеч., ист. обзор: М. И. Броссе, Ф. Плоен. СПб., 1861 (на рус., франц. и др. яз.); Надписи ист. памятников Кахети/Сост., коммент.: Т. Барнавели. Тб., 1961 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Сост.: С. Каухчишвили. Тб., 1973. (КЦ; 4); Эпиграфические памятники Гареджи. Тб., 1999. Т. 1. Ч. 1: Лавра св. Давида, мон-рь Удабно, XI-XVIII вв./Сост.: Д. Клдиашвили, З. Схиртладзе (на груз. яз.). Лит.: Качарава Э. К истории полит. раскола Грузии//Мацне (Вестник). Сер. истории, археологии и истории искусств. Тб., 1987. 3. С. 113-121 (на груз. яз.); она же. Алавердское епископство (епархия) - составная часть Грузинского Патриархата//Вопросы истории Грузинской Церкви, груз. духовной лит-ры и христ. искусства: Мат-лы конф. 11-13 окт. 1995. Тб., 1998. С. 179-186 (на груз. яз.); она же. Хронология Алавердских архиереев, XVII в. Ч. 2//Аналеби (Анналы)/Науч. центр истории, этнологии, изучения религии и пропаганды. Тб., 2011. 7. С. 295-298 (на груз. яз.); Кавлелишвили Е. Митра Алавердских архиереев в Национальном музее Грузии//Исторические листки Алавердской епархии. Тб., 2007. Вып. 1 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2565962.html

К 1-му десятилетию после основания И. м. относится и появление на Афоне выходцев из Юж. Италии и с Сицилии: в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев говорится о приезде Льва Беневентского, брата венецианского дожа Беневенто Пандольфа II, и его 6 учеников, к-рые были приняты в И. м. Льва связывало духовное братство с прп. Гавриилом Иверским, их часто видели беседующими. Когда число приверженцев Льва выросло, иверские монахи оказали беневентанцам финансовую помощь в возведении единственного на Афоне лат. Амальфитанцев мон-ря (ок. 993; уничтожен в кон. XIII в., при нашествии каталонцев, сохр. башня), организованного по уставу прп. Венедикта Нурсийского. Ок. 984 г. скончался прп. Иоанн-Торникий и в И. м. наступил кризис. Прп. Иоанн решил вместе с сыном, прп. Евфимием, и неск. учениками уехать в Испанию, где надеялся встретить «немалое число иверийцев [грузин]», чтобы, как указано в Житии, «избавиться от житейских забот, связанных с настоятельской должностью. Ибо он принял ее на себя преимущественно ради блаженного Торникия, чтобы помогать ему в построении и утверждении новой Иверской обители». В 985 г. он покинул мон-рь, однако в портовом г. Авидос его друг, правитель города, воспротивился этому и сообщил в К-поль. Император, не желая упадка И. м., вызвал прп. Иоанна в К-поль и убедил вернуться на Афон и принять настоятельство И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 32-33). Сохранилась дарственная, выданная в нояб. 996 г., где говорится о пожертвовании бывш. мандатора (офицерский чин) Захарии, сына Михаила, своему духовному отцу прп. Иоанну и его Великой Лавре своего имения на о-ве Лемнос, куда входили: ферма, 10 домов, мельница, 4 глиняных кувшина емкостью 500 тетарт (1,25 тыс. литров), виноградник площадью 20 плинфиев (ок. 0,5 га), пахотная земля и пастбище на 2 тыс. модиев, 3 пары волов, 2 коровы и 2 осла (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Однако болезнь вынудила прп. Иоанна передать управление мон-рем сыну, прп. Евфимию, ставшему экономом. В Житии цитируется письмо преподобных Иоанна и Евфимия, относящееся к периоду их совместного управления И. м. и адресованное груз. подвижникам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе), ранее подвизавшимся в Великой Лавре, но затем перебравшимся в Отхтаэклесиа. Преподобные просили монахов прибыть на Афон, с тем чтобы помочь прп. Евфимию в его переводческой деятельности, т. к., будучи настоятелем, он не имел времени на лит. деятельность. Прп. Иоанн и свт. Арсений вначале обосновались в построенных для них келлиях и близ Кареи, в Караве, основали скит во имя прп. Симеона Столпника, а позднее перебрались в И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 34).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Но тогда не учреждены еще были вновь униатские епархии, и уже в 1808 г. Высочайшим указом возобновлено архиепископство Полотское для униатов, в Белорусской губернии находящихся, Брестское епископство в Литовской и Минской, а для других епархий епископство Луцкое. Первая епархия поручена архиепископу Ираклию Лисовскому; Брестская епископу Арсению Гловневскому, а Луцкая по-прежнему епископу Стефану Левинскому; а указом 14 февраля 1809 г. повелено по-прежнему восстановить униатскую Литовскую митрополичью епархию, причислив к ней от Брестской 300 церквей, Супряльскую в Белостотском округе упразднить и церкви причислить к Брестской; вкладные от панов Виленской кафедральной и Соборной Новогродской церкви имения, после называвшихся столовыми митрополичьими, отдать паки возобновляемой Литовской митрополичьей епархии, для управления сей епархии учредить в Вильне под ведением митрополита консисторию и суффрагана и проч. Все сии достопамятные перемены по бывшей Киевской епархии начались и происходили во время правления Преосвященного митрополита Самуила, хотя кончились уже после него. (Ибо он преставился 5 января 1796 г. от рождения на 66 году и погребен Преосвященным Амфилохием, викарием епископом Киевской митрополии, в Софийском Соборе). В его время пребывание имели в Киеве на пенсии: греческой Проиловской епархии митрополит Кирилл, Грузинский Руйский митрополит Иона, в 1795 г. въехавший в Москву для излечения; Максим католикос Грузинский, скончавшийся в Лавре 30 мая 1795 г., Кирилл, бывший епископ Севский, скончавшийся в Михайловском монастыре 24 сентября 1793 г. В 1786 г. указом Св. Синода сентября 28 назначено было здесь, пребывание и грузинскому Ниноцминдскому архиепископу царевичу Антонию; но он не прибыл. 64 . ИОРОФЕЙ Малицкий родился в городе Чернигове 1727 г. и в тамошней семинарии обучался наукам. Преосвященный Кирилл Ляшевецкий, бывший епископ Воронежский, вызвал его в 1758 г. в Воронеж к учительскому званию и в том же году постриг в монашество. Там обучал он юношество поэзии и риторике и был префектом семинарии, по временам исправляя и проповедническую должность, так же присутствуя и в тамошней консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Настоятель Иверского монастыря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в южную часть нартекса кафоликона мощи Иоанна Святогорца, прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелидзе) и распорядился, чтобы возле рак горели три неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей Иоанна Святогорца и преподобных. Сочинение " Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве "  было создано прп. Георгием Святогорцем между 1042 и 1044 годами. Наиболее ранний текст сохранился в Афонском сборнике 1074 года , в рукописи 1713 года  и в 7 других рукописях XVIII века . Сведения об Иоанне Святогорце содержатся также в составленном Георгием Мцире в 1066-1068 годах " Житии и подвижничестве святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца " , в греч. Сказании об Иверской иконе Божией Матери (XVI в.), в принадлежащей Василию Багратисдзе синаксарной ред. Жития прп. Евфимия , послужившей одним из источников для прп. Георгия при составлении им Жития Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, а также в сочинении греч. автора " Повесть о Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах " , дошедшем в двух рукописях первой половины XVIII века  и впоследствии включенном в сб. «Неон Эклогион» прп. Никодима Святогорца. Ценным историческим источником является хранящееся в ризнице Иверского монастыря собрание документов (актов) монастыря X-XV веков, изданное франц. византинистами при участии груз. ученых в 1985-1995 годах в 4 томах (Actes d " Iviron) и снабженное очерками по истории монастыря франц. византиниста Жака Лефора. Иоанн Святогорец неоднократно упоминается в актах . Его имя также упомянуто в " Книге агап Афонского Иверского монастыря " , содержащей 167 расположенных в круге календарного года поминальных записей X-XVII веков . Некоторые сведения об Иоанне Святогорце, основанные большей частью на указанных источниках, содержатся также в других письменных памятниках, связанных с историей Иверского монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

Некоторое время спустя Иоанн Святогорец заболел подагрой " и многие годы, распростертый, лежал на одре и терпел сильнейшие боли " . Как сказано в Житии, он принял болезнь с радостью, как " сокровище весьма великое и дар царский " , и передал управление делами монастыря сыну, который, несмотря на то что стремился все время посвящать переводам книг Свящ. Писания, " покорился ему и, покуда пребывал тот во плоти, с послушанием... управлял... и без его повеления не делал ничего " . В Житии цитируется письмо Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, адресованное ранее подвизавшимся в Великой Лавре и позже перебравшимся в Отхтаэклесиа грузинским монахам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелидзе) . Преподобные просили их вернуться на Афон, чтобы помочь прп. Евфимию в переводах книг. Сохранилась дарственная от 10 ноября 996 года, которую на имя Иоанна Святогорца дал его духовный сын, бывший мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на острове Лемнос : ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот . Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000 ) назначил Иоанна Святогорца эпитропом   Великой Лавры   . К 1005 году братия монастыря насчитывала свыше 200 чел. Прп. Иоанн Святогорец скончался 14 июня 1005 года. Погребен в кафоликоне Иверского монастыря: над его могилой прп. Евфимий выстроил церковь во имя св. Архангелов (ныне Всех святых). По письменному завещанию преподобного (не сохр.), которое цитируется в Житии, настоятелем Иверского монастыря должен был стать прп. Евфимий , а после его кончины - прп. Георгий Строитель , с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась. Почитание В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея  прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни Иоанна Святогорца книг. Среди названий Иверского монастыря долгое время употреблялось и " Лавра Ивера " (Λαρα το Ιβηρος), т. е. Иоанна Святогорца Иверского.

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И ТИРИЧАН [Таричан; груз. ] († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Мученичество Д. и Т. сохранилось в единственной груз. рукописи X в. (Ath. Iver. 8), переписанной в Иверском мон-ре на Афоне учениками и последователями прп. Евфимия Святогорца - преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе) . Рукопись обнаруживает мн. черты, характерные для тао-кларджетской литературной школы. Арм. версия Мученичества не найдена. Согласно мученичеству, Д. и Т. были сыновьями благочестивых родителей-армян Вардана и Тагине. После смерти отца их дядя, брат матери язычник Феодосий, задумал присвоить себе их наследство и стал уговаривать Тагине, Д. и Т. принять язычество. Тагине бежала с детьми в Юж. Грузию. Феодосий, боясь, что дети вырастут и вернут себе имение, разыскал их в Тао-Кларджети и убил братьев, пасших в горах скот. По свидетельству агиографа, убийца сразу же ослеп. Оплакивающая детей Тагине, сжалившись над братом, помазала его глаза землей, впитавшей кровь Д., Феодосий тотчас прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Д., а мощи Т. увез в Армению правитель Диври, где была выстроена ц. во имя св. Т. Армянская Церковь не почитает Д. и Т. Это связывают с тем, что мученичество Д. и Т. было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами св. отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на груз. языке и поэтому попал в календарь ГПЦ, а позже Д. и Т. стали почитаться как груз. святые. Ист.: Мученичество святых отроков, двух братьев, Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-191 (на груз. яз.); Абуладзе И. , сост. То же//Груз.-арм. лит. связи IX-X вв. Тбилиси, 1944. С. 178-184 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1889. Март. С. 21-22; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 416-417 (на груз. яз.); Сабинин М. Иверский патерик. М., 2004. С. 672. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/168564.html

С самого прибытия своего на Святую Гору блаженный старался тщательно и подробно расспросить братий обители и близких учеников преп. Евфимия об ангелоподобной жизни сего святого мужа, блаженного отца его Иоанна, Торникия и подвизавшихся вместе с ними в этой обители других святых отцов Иверской страны. Затем блаженный Георгий подробно узнал о начале построения святой Иверской обители, об обычаях ее и правилах, установленных святым Евфимием. Святой Георгий выведал в точности все, что только можно было, от знавших св. Евфимия и по оставшимся после него разным рукописям и составил его житие в назидание будущим поколениям. Над этим святой трудился, еще будучи благочинным. Став настоятелем, блаженный вновь воздвиг от основания соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Об этом свидетельствует и надпись, сделанная святым на медном кругу, лежащем на полу в центре собора под паникадилом: «Я утвердил столпы эти, и ввек не подвигнутся. Георгий, монах, ивериец и ктитор». Окончив построение собора, блаженный установил в нем драгоценную раку для мощей святого и богоносного отца нашего Евфимия, с великой честью перенес их из церкви Крестителя в собор, где они и почивают до сего дня. Десницу же Евфимиеву, богомудрыми писаниями просветившую народ иверский, положил в особенный ковчег, вместе с честными мощами святого первомученика и архидиакона Стефана, святого священномученика Игнатия Богоносца , святого мученика Иакова Персского, который был рассечен по суставам, святых мучеников Космы и Дамиана Аравийских, святых сорока мучеников Севастийских, святого великомученика Пантелеймона и многих других святых. И ковчег этот всегда носил с собою, так что имя Евфимиево от Святой Горы до горы Черной славилось нераздельно с именами других великих угодников Божиих. Желая благоговейно почтить и мощи преподобного Иоанна, блаженный Георгий перенес их из церкви Всех Святых в соборный храм и положил вместе с мощами его сына, преподобного Евфимия. После сего стал он искать и мощи блаженных отцов, трудившихся вместе с Евфимием над переложением Священного Писания на грузинский язык: Арсения, епископа Ниноцминдского, ради безмолвия на Святой Горе оставившего свою кафедру в Кахетии, и святого, исполненного божественной мудрости монаха Иоанна Грдзелидзе. Их мощи почивали вне монастыря, близ церкви преподобного Симеона Столпника. Эти святые мужи в тесных кельях, у самой этой церкви, вели строгую аскетическую жизнь и там мирно скончались о Господе. По обычаю хоронить великих подвижников на местах их трудов они и погребены были близ храма, в их кельях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лишь через 7 лет, получив от духовника Георгия Затворника строгое взыскание за то, что не приступил к переводу священных книг, Г. С. решился принять иерейский сан и приступить к переводам. Он был назначен сначала деканом и начальником над певчими соборного храма, в 1044 г. был избран настоятелем Иверского мон-ря. В первую очередь он перевел с греч. языка Устав К-польского собора Св. Софии и Великий Синаксарь (куда входили уставы К-польской Церкви и мон-ря Феодора Студита - см. ст. Георгия Мтацминдели Типикон ), по к-рому велось чинопоследование богослужения в Студийском мон-ре. О значении этой работы прп. Георгий Мцире писал, что «это та основа, без которой невозможно управлять Церковью» ( . С. 128). Г. С. установил в соборе в честь Успения Пресв. Богородицы драгоценную раку для мощей прп. Евфимия и с почестями перенес их из ц. Иоанна Крестителя; позже из ц. Всех святых перенес и мощи прп. Иоанна Святогорца. После долгих поисков Г. С. смог найти мощи и др. подвижников Ивирона, согласно афонскому обычаю похороненных на месте их подвига. Так, в притвор юж. части соборного храма он перенес мощи святых Арсения Ниноцминдского и Иоанна Грдзелисдзе. Г. С. сразу же по прибытии на Афон приступил к сбору сведений о прп. Евфимии и об Иоанне Святогорцах, об их учениках, о строительстве мон-ря и о начале монашеской жизни в Ивироне. Используя рукописи прп. Евфимия, он создал жития преподобных, содержащие точные сведения об истории мон-ря и о грузино-визант. отношениях. В 1050 г. Г. С. посетил К-поль и испросил у визант. имп. Константина Мономаха свинец на покрытие собора, а также новые хрисовулы, подтверждающие старые, о расширении монастырских территорий и о подтверждении права грузин на Ивирон. В 1054 г. в связи с приездом груз. царя Баграта IV († 1072) и его матери Мариам Г. С. вновь посетил К-поль. Царица пожелала принять монашество из его рук. Заботы о мон-ре отнимали у Г. С. все время, и он скорбел, что вынужден урывками заниматься переводом священных книг. Приведя все монастырские дела в порядок, он оставил Афон и направился на Чёрную Гору.

http://pravenc.ru/text/164429.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010