Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ БАНЕЛИ [груз. ] ( после 1034), еп. Банский Грузинской Православной Церкви, позже - Валашкертский, в нек-рых источниках упоминается как еп. Банский и Валашкертский (епархии смежные, расположены на юго-востоке обл. Тао-Кларджети), синкелл. Сведения о З. Б. сохранились в 6 манускриптах 1028-1034 гг., переписанных и иллюминированных по его благословению (НЦРГ. A 1, A 92, A 648, Q 34, S 143; Кут. 176), в «Истории» арм. историка XI в. Аристакеса Ластивертци ( Аристакес Ластивертци. 1974. С. 51, 164; Цагареишвили. 1973. С. 182), в произведениях визант. историка Иоанна Скилицы ( Аристакес Ластивертци. 1968. С. 60) и др. Родители З. Б., Бакур и Текла, принадлежали к груз. аристократии Тао-Кларджети и входили в круг приближенных царя Давида III Куропалата. З. Б. с малолетства готовили к духовной карьере, до 1001 или 1002 г. мальчик воспитывался свт. Арсением Ниноцминдским ( Метревели. 1996. С. 107-145). В колофоне Малого Синаксаря, переписанного по заказу З. Б., епископ называет царя своим «воспитателем и творцом... чья душа сверкает в Царствие Небесном», упоминает имена своего духовника, «Арсения отценачальника (свт. Арсений Ниноцминдский.- В. С.)... патриарха Асата, Давида и Дапанчули» (НЦРГ. A 648. Л. 72.- Метревели. 1996. С. 171-172). На основании последнего имени Е. Метревели считает, что З. Б. принадлежал к феодальному роду Дапанчули (Там же. С. 167). В 1022 г. визант. имп. Василий II Болгаробойца во время 2-го Закавказского похода (1021-1022) вторгся на территорию Грузии с требованием к царю Георгию I (1014-1027) возвратить земли, переданные империей в пожизненное пользование Давиду III в благодарность за подавление восстания Варды Склира (Очерки. 2002. С. 96-97). З. Б., будучи в чине синкелла и как лицо, пользующееся доверием императора, участвовал в переговорах со стороны Византии, но тайно пытался помочь Грузии. Неблагоприятная обстановка в империи (восстание Никифора II Фоки) и, вероятно, связь груз. и арм. феодалов с заговорщиками позволили груз. стороне затянуть переговоры, в результате чего Георгий I отказался от почти достигнутого, но невыгодного для него соглашения. Василий II, подавив восстание, жестоко расправился с арм. и груз. феодалами ( Копалиани. 1969. С. 108-109; Успенский. 2002. С. 669-670). В возобновившихся переговорах вновь участвовал З. Б. Поняв, что синкелл пытается затянуть разрешение территориального вопроса, Василий II выслал его в К-поль, приказав сопровождавшим епископа вырвать ему язык (в источниках не указано, был ли выполнен приказ) ( Аристакес Ластивертци. 1974. С. 51).

http://pravenc.ru/text/182705.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ [Груз. ] (Андроникашвили, Эндроникашвили), архиеп. Алавердский (алавердели, Амба Алавердский) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (между 1679 и 1683-1695). Приблизительно с 1671 по 1679 г. занимал Ниноцминдскую кафедру. Сведения о том, что он выстроил один из притворов, обновил и украсил иконостас храма Ниноцминда , сохранились в надписи на притворе зап. входа церкви (1671) (Надписи ист. памятников Кахети. 1961. С. 121-122). Как ниноцминдели (Ниноцминдский архиерей) упоминается в надписях на стенах лавры Давидгареджи 1673, 1674 и 1679 гг. (Там же. С. 47, 121; Эпиграфические памятники Гареджи. 1999. Т. 1. С. 85, 116, 189-190, 359-360); также имя ниноцминдели Н. стоит после имен архиереев Алавердского Григория и Бодбийского Матфея среди подписавших письмо католикоса-патриарха Восточной Грузии (Мцхетского) Николая IX ( Амилахвари; 1675-1688, 1692-1695) рус. царю Феодору Алексеевичу (Переписка на иностранных языках груз. царей. 1861. С. 92-93). К 1679 г., следуя эпиграфике Давидгареджи, Ниноцминдскую кафедру занимал уже еп. Арсений (Эпиграфические памятники Гареджи. 1999. Т. 1. С. 120). Эти сведения позволяют установить, что Н. был поставлен на Алавердский престол после 1679 и до 1683 г., когда он упоминается в источниках как алавердели. По сведениям груз. историка царевича Вахушти Багратиони , иран. шах в 1683 г., вняв «мольбам кахетинцев», просивших о воцарении на кахетинском престоле царя Картли Ираклия I, отозвал из Кахети своего ставленника Бежан-хана, управлявшего царством в 1677-1683 гг. с помощью Реваза Чолокашвили (брата алавердели Григория) и кизикского и элисенского моуравов ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 603, 606). В надежде на укрепление отношений нового алавердели, наиболее влиятельного среди кахетинских архиереев, с царем Ираклием I мать царя Елена Диасамидзе в 1683 г. заказала в Иране золотую митру для архиерея (хранится в Нац. музее Грузии) и потратила на заказ все свои средства ( Кавлелишвили. 2007. С. 76).

http://pravenc.ru/text/2565962.html

Монастырь Отхтаэклесиа. Х в. Фото: Б. Кудава Название мон-ря (букв. с груз. и с тур. языков - Четыре церкви), согласно преданиям местных грузин, связано с тем, что О. был построен 4-м после мон-рей Ишхани , Ошки и Хахули . О. впервые упоминается в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (1042-1044), составленном прп. Георгием Святогорцем . Согласно источнику, О. был основан до 965 г.- очевидно, в кон. 50-х - нач. 60-х гг. X в. В кон. 60-х гг. X в. сюда пришел прп. Иоанн Святогорец и от известных в то время местных старцев Моисея и Геласия принял постриг. Чуть позже здесь подвизались прп. Иоанн (Грдзелисдзе) и оставивший Ниноцминдскую кафедру свт. Арсений Ниноцминдский ( Георгий Мтацмидели. 1967. С. 42-44; Idem. 2009. P. 55-56). Монастырские здания были построены между 961 и 978 гг. На это указывают надписи асомтаврули («И(и)с(ус) Х(ристос), в(озвеличь) Да(вида)») на антефиксах, вставленных между облицовочными камнями (сев. неф и юж. пастофорий кафоликона, вост. часть сев. стены интерьера семинарии): в них Давид III не назван Куропалатом (в 961 он стал полновластным правителем Имиер-Тао, в 978 получил титул куропалата). Ок. 980 г. Давид III возобновил храм (надпись на фронтоне вост. фасада: Такаишвили. 1952. С. 83-84; КГН. 1980. Т. 1. С. 288; Джобадзе. 2007. С. 185, 195, 200-201). По мнению нек-рых исследователей, Давид III изображен в алтарной части кафоликона: над входом в диаконник сохранились фрагменты полуфигуры овеянного ореолом венценосца, в надписях над входом в жертвенник и около алтарной триумфальной арки читается имя Давид ( Схиртладзе. 2009. С. 27-29). Еще 2 ктиторские надписи сохранились в эпиграфике фасадов кафоликона. В надписи (асомтаврули, смешанное с нусхури) на зап. фасаде прочитываются имена неких Баадура и Гаиане; в надписи вост. части юж. стены упоминается эристав эриставов Хурси (возможно, великий эристав Хурси, погибший в 1021 и часто упоминавшийся в источниках) ( Такаишвили. 1952. С. 85-86; Схиртладзе. 2009. С. 24-27). В 9-строчной надписи на сев. фасаде церкви, расположенной к западу от кафоликона, указано, что церковь была построена в 984 г. свт. Арсением Ниноцминдским ( Baumgartner. 1996. S. 536-541; Схиртладзе. 2009. С. 31-33).

http://pravenc.ru/text/2581749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ НИНОЦМИНДСКИЙ [груз. ] († 1018, мон-рь Ивирон на Афоне), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 31 июля), переводчик, каллиграф. Биографические сведения о нем содержатся в житиях преподобных Иоанна и Евфимия Мтацминдели (Святогорцев) (в редакции прп. Георгия Святогорца ) и прп. Георгия Святогорца (в редакции прп. Георгия Мцире ; 2-я пол. XI в.) и многочисленных приписках, оставленных А. Н. в переписанных им рукописях собрания мон-ря Ивирон . Время и место пострига А. Н. неизвестны. Он был рукоположен во епископа Ниноцминдского (совр. Сагареджойский р-н Грузии), но вскоре оставил кафедру, решив посвятить себя сугубо монашескому деланию. Прибыв к царю Тао-Кларджети Давиду III Куропалату, А. Н. испросил позволения поступить в к.-л. мон-рь в пределах его страны. Царь направил его в мон-рь Отхтаэклесиа (Четырех церквей) в ущелье р. Чорох (совр. Турция), где А. Н. встретился с мон. Иоанном (Грдзелисдзе), с к-рым более не разлучался. Чрезмерное внимание к благочестивым монахам вынудило их в поисках более уединенного места для своих молитв покинуть Грузию и поступить в один из мон-рей Понта (пров. Византийской империи, совр. Турция). Вскоре их пригласили к себе груз. монахи Афона , где под рук. преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев незадолго до этого был основан груз. мон-рь Ивирон (983). Поселившись в мон-ре, А. Н. стал ближайшим соратником преподобных игуменов и много трудился, организовывая монастырскую жизнь и переписывая и переводя рукописи, хранившиеся в мон-ре. Именно уговорами А. Н. прп. Евфимий Святогорец в 1019 г. оставил игуменский пост, чтобы более интенсивно заниматься лит. деятельностью. А. Н. похоронен в ц. святых Архангелов; при игум. прп. Георгии Святогорце (1044-1056) мощи А. Н. были перезахоронены вместе с мощами основателей мон-ря в главном соборе во имя Успения Пресв. Богородицы. Ист.: Catalogue des Manuscrits Géorgiens de la bibliotèque de la lavre Iviron du mont Athos/Par R. P. Blake//ROC. 1934. 3 Sér. Т. 8 (28). 1931/1932. 3, 4. Р. 23, 114-159; /. . , 1967. Т. 2. С. 56-57, 95, 133; A . Тбилиси, 1954. Т. 4, 1103. С. 76-84.

http://pravenc.ru/text/76308.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Грдзелисдзе) [Иоане; груз. ], прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля), мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.). Биографические сведения об И. содержатся в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, написанном прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в 1042-1044 гг. (НЦРГ. A 558, 1074 г.,- Афонский сб.; НЦРГ. А 130, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.), в Житии прп. Георгия Святогорца, созданном прп. Георгием Мцире в 1066-1068 гг. (НЦРГ. S 353, XI в.; А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.), а также в колофонах рукописей собрания Иверского мон-ря, переписанных И. И., а позже свт. Арсений Ниноцминдский подвизались в мон-ре Отхтаэклесиа в Кларджетской пуст., где до этого монашествовал один из основателей Иверского мон-ря - прп. Иоанн Святогорец (Мтацмидели). И. и свт. Арсений подружились и более не разлучались; они покинули Отхтаэклесиа, избегая чрезмерного внимания окружающих, и перебрались в один из мон-рей Понта. Спустя нек-рое время афониты узнали о местонахождении И. и свт. Арсения и послали к ним монаха с письмом: «Святые отцы! Мы наслышаны о вашей святости и узнали, где вы находитесь, и очень огорчены, что вы не пожелали прибыть к нам, и пребывали бы вместе, ибо вы знаете, что и мы на чужбине». И. и свт. Арсений обрадовались приглашению и на следующий год прибыли на Афон, где были радушно встречены груз. братией и размещены в специально построенных для них кельях скита во имя прп. Симеона Столпника близ новопостроенного Иверского мон-ря, где подвизались приблизительно в 1044-1050 гг. И. и свт. Арсений стали активно участвовать в жизни Иверского мон-ря: следуя именно их совету, прп. Евфимий ок. 1019 г. передал управление мон-рем прп. Георгию Строителю (до 1029), дабы иметь возможность все свое время уделять литературно-переводческой деятельности. Мн. рукописи, содержащие переводы прп. Евфимия, переписаны совместно И. и свт. Арсением, напр. Ath. Iver. georg. 4, 1008 г.; 8, X в.; 10, X в.; 13, 1008 г.; НЦРГ. А 1103, 1011-1019 и др.

http://pravenc.ru/text/469021.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (15) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2022-08-26) Описание: Преподобный Арсений Ниноцминдский Принял монашеский постриг, а затем - архиерейскую хиротонию во епископа Ниноцминдского. Однако стремившийся к монашескому подвигу святой Арсений вскоре обратился с просьбой к царю Тао-Кларджетскому Давиду Куропалату разрешить ему сойти с кафедры и удалиться в монастырь в его владениях. Царь удовлетворил просьбу и направил его в монастырь Отхтаэклесиа (т.е. " Четыре церкви " ) в ущелье реки Чорох (ныне в пределах Турции). Там святой встретился с монахом Иоанном (Грдзелисдзе), известным церковным деятелем и литератором, с которым более не разлучался. Чрезмерное внимание к благочестивым монахам вынудило их в поисках более уединенного места для своих молитв покинуть Грузию и поступить в один из монастырей Понта). Когда в Иверском монастыре на Афоне стало известно об этом, преподобные Иоанн и Евфимий пригласили к себе отцов, и на следующий год Арсений и Иоанн, а с ними также преподобный Иоанн Хахульский, прибыли на Афон. Поселившись в монастыре, стал ближайшим соратником преподобных игуменов и много трудился, организовывая монастырскую жизнь и переписывая и переводя рукописи, хранившиеся в обители. Мирно преставился в Иверском монастыре в 1018 году и был похоронен в церкви святых Архангелов. Следуя уговорам святого Арсения, преподобный Евфимий в 1019 году оставил игуменский пост, чтобы более интенсивно заниматься лит. деятельностью. При игумене преподобном Георгии (1044 - 1056) мощи преподобного Арсения были перезахоронены вместе с мощами основателей монастыря в главном Успенском соборе обители. Был известен как один из виднейших деятелей Грузинской Церкви своего времени, переводчик, писатель, каллиграф и блистательный богослов. Сведения о нем содержатся в житиях преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (в редакции преподобного Георгия Святогорца) и преподобного Георгия Святогорца (в редакции преподобного Георгия Мцире; 2-я пол. XI в.) и многочисленных приписках, оставленных им самим в переписанных им рукописях собрания Иверского монастыря. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт. " .

http://pravicon.com/image-35741

Антоний II, Католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картли-Кахети) Родился 8 января 1762 года в семье царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони в Тбилиси. Богословское образование получил в Тбилисской духовной семинарии, где в 1782 году принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 году в составе грузинского посольства посетил Россию. В 1784 году рукоположен во епископа Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви. Хиротония была совершена в придворной церкви Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II, которая в качестве подарка преподнесла Антонию драгоценную панагию. В 1784 году епископ Антоний был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 году, после кончины католикоса-патриарха Ahmohuя I, митрополит Антоний в возрасте 25 лет был избран католикосом-патриархом Грузии. 18 января 1801 года в Санкт-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при императоре Александре I, по которому отменялись даже те автономные права, которые предоставлялись Грузии императором Павлом I. Таким образом фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности Грузинской Православной Церкви. 30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской Православной Церковью: автокефалия и патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви и экзарха Грузии. 21 июня 1811 года на совещании Святейшего Синода по церковным вопросам Грузии с Антония был снят сан католикоса-патриарха. Митрополит Антоний удалился на покой в Нижний Новгород, недалеко от которого, в селе Лыскове, жили потомки грузинского царя Вахтанга VI, помогавшие ему в течение всей оставшейся жизни. Скончался митрополит Антоний 21 декабря 1827 года и погребен в нижегородском Благовещенском соборе, в 1841 году перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. Литература: Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 366. Жмакин В. , протоиерей. Грузинский католикос Антоний в России//Христианское чтение. – 1905, январь-февраль. Абашидзе 3.//Православная энциклопедия. – М., 2001, т. 2. – С. 658–659. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 767. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И ТИРИЧАН [Таричан; груз. ] († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Мученичество Д. и Т. сохранилось в единственной груз. рукописи X в. (Ath. Iver. 8), переписанной в Иверском мон-ре на Афоне учениками и последователями прп. Евфимия Святогорца - преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе) . Рукопись обнаруживает мн. черты, характерные для тао-кларджетской литературной школы. Арм. версия Мученичества не найдена. Согласно мученичеству, Д. и Т. были сыновьями благочестивых родителей-армян Вардана и Тагине. После смерти отца их дядя, брат матери язычник Феодосий, задумал присвоить себе их наследство и стал уговаривать Тагине, Д. и Т. принять язычество. Тагине бежала с детьми в Юж. Грузию. Феодосий, боясь, что дети вырастут и вернут себе имение, разыскал их в Тао-Кларджети и убил братьев, пасших в горах скот. По свидетельству агиографа, убийца сразу же ослеп. Оплакивающая детей Тагине, сжалившись над братом, помазала его глаза землей, впитавшей кровь Д., Феодосий тотчас прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Д., а мощи Т. увез в Армению правитель Диври, где была выстроена ц. во имя св. Т. Армянская Церковь не почитает Д. и Т. Это связывают с тем, что мученичество Д. и Т. было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами св. отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на груз. языке и поэтому попал в календарь ГПЦ, а позже Д. и Т. стали почитаться как груз. святые. Ист.: Мученичество святых отроков, двух братьев, Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-191 (на груз. яз.); Абуладзе И. , сост. То же//Груз.-арм. лит. связи IX-X вв. Тбилиси, 1944. С. 178-184 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1889. Март. С. 21-22; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 416-417 (на груз. яз.); Сабинин М. Иверский патерик. М., 2004. С. 672. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/168564.html

И. С. понял замысел Божий и благословил юношу заняться переводом книг Свящ. Писания с греч. языка на грузинский, «ибо страна Картлийская в великом недостатке книг». Первые переводы прп. Евфимия относятся к периоду подвижничества груз. монахов в Великой Лавре. В колофоне 1-го переведенного прп. Евфимием гомилетического сборника, содержащего Поучения свт. Василия Великого (Ath. Iver. georg. 32, 977 г.), указано, что И. С. был заказчиком рукописи. После кончины прп. Иоанна-Торникия (ок. 984) И. С., решив, что теперь он может покинуть мон-рь, взял сына и неск. учеников и хотел отправиться в Испанию, поскольку слышал, что «грузин немалые роды и племена упокоены там». В портовом г. Авидос их увидел архонт (здесь - правитель города), друг И. С., к-рый, узнав о планах святого, сообщил о них в К-поль. Император вызвал преподобного в столицу. И. С. сказал ему: «Я был убогий мирской человек... и желал удалиться как-то на чужбину и спасать душу свою и пребывать в убожестве... Пришел родственник мой Торник, и через него впал я в великую борьбу и людские собрания, и желаю быть свободным от всего этого и позаботиться наконец о своей душе». Однако император убедил И. С. отказаться от своих намерений, указав на то, что без него груз. мон-рь придет в упадок. Преподобный был вынужден возвратиться на Афон и вновь принять управление обителью. Однако позже И. С. заболел подагрой «и многие годы, распростертый, лежал на одре и терпел сильнейшие боли». Как сказано в Житии, И. С. принял болезнь с радостью, как «сокровище весьма великое и дар царский», и передал управление делами мон-ря сыну, к-рый, несмотря на то что стремился все время посвящать переводам книг Свящ. Писания, «покорился ему и, покуда пребывал тот во плоти, с послушанием... управлял... и без его повеления не делал ничего». В Житии цитируется письмо И. С. и прп. Евфимия, адресованное ранее подвизавшимся в Великой Лавре и позже перебравшимся в Отхтаэклесиа груз. монахам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе) . Преподобные просили их вернуться на Афон, чтобы помочь прп.

http://pravenc.ru/text/471496.html

ИЮНЬ 1 Шио Новый, Давид Мцире (Малый), Гавриил и Павел Гареджели (Гареджийские), мчч., + 1696-1700 2 Стефан Пиперский, прп., 1697 5 Празднование Мцхетского Джвари 8 Феодор (Тевдоре) Квелтский (Квелтели), сщмч., + 1609 9 Иоанн Шавтели, прп., XIII в. 12 Исидор Самтавнели (Самтависский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Иоанн-Торникий (Чордванели; Иоанн Мтацмидели), прп., один из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, Х в. 13 Анфим Иверийский (Антимоз Ивериели), свт., митр. Угро-Влахийский, +1716 16 Собор груз. афонских преподобных Кайхосро Картвели (Грузин) (Чолокашвили), сщмч., + 1612 17 Шалва Ахалцихский, мч., + 1227 18 Михаил Улумбоели (Улумбойский), прп., VI в. 21 Арчил, св. царь-мч., + 744 или 761 Луарсаб II, св. царь-мч. Кахети, † 1622 27 Георгий Святогорец (Мтацмидели, Афонский, Ивер), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, духовный писатель, переводчик, + 1065 Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Кирион III (Садзаглишвили), свт.-мч., Католикос-Патриарх всей Грузии, историк, писатель, + 1921 30 Динар, св. царица Грузии, X в. ИЮЛЬ 2 Празднование в честь Ризы Пресв. Богородицы 3 Георгий Затворник (Отшельник, Богоносец), прп., + 1068 8 Мирдат III, св. царь-мч. Картли, + 379 12 Гавриил Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., афонский старец, с чьим именем связана история обретения Иверской иконы Пресв. Богородицы, X в. Иоанн Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., один из основателей и настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1005/6 18 Козма (Косьма), прп., иером., мцигнобартухуцеси, + 1630 20 Саломе (Саломия) Грузинска, мц., 1272 г. Илия Чавчавадзе (Праведный), прав., груз. поэт и обществ. деятель, борец за восстановление автокефалии ГПЦ, + 1907 24 Иларион Твалели, прп., XI в. 28 Георгий Строитель (Мтацмидели, Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1029/30 29 Евстафий Мцхетели (Мцхетский), мч., + 589 30 Цотне Дадиани, эристав, мч., руководитель восстания против монгол, XIII в., 31 Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт., переводчик, каллиграф, + 1018

http://pravoslavie.ru/41585.html

  001     002    003    004    005    006