В древности на этом пространстве существовали Беловежа, Бахмач, Всеволож, Уневеж и Глухов. 960 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. II, ч. I, Приложение XIX, 6 стр.; XVI, Прилож. XII, стр. 654; XX, Прилож. X, стр. 895; Пол. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Испов. VI, 2272. 961 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. VI, Приложение II. Приходов в 1738 г. в Черниговской епархии – 503, в Переяславской – 167; в 1739 г. в Черниговской – 506, Переяславской – 167; 1740 г. Чернигов. – 511, Переясл. – 167; в 1741 г. Черн. – 518, Переясл. – 170; в 1742 г. Чернигов. – 522; в Переяславской – 171: в 1743 г. Черниговской – 524, Переяславской – 173; в 1744 г. Черниговской – 529, Переяславской – 172; в 1745 г. Черниговской – 529, Переяславской – 174. 962 Опис. Докум.и Дел. Арх. Св. Син. XII, 254 (1733 г.); XX, 567 (1743–1745 гг.); XXXI, Приложение I, стр. 433–435 (1749 года). Тут не названы три мужских монастыря – кафедральный Борисоглебский и Успенский Елецкий в Чернигове, а также Спасский Рувимо-Сосницкий. Но эти три монастыря тогда существовали. Кафедральный Борисоглебский оставался кафедральным, Елецкий Успенский был самостоятельным; настоятелем в нем был архимандрит Тимофей Максимович (1727–1749 г.), а затем архим. Димитрий Белинский (1750–1753 г.) и др. (Истор.-статист, описание Черниговской епархии... III, стр. 1–34). Спасский Рувимо-Сосницкий монастырь в 1744 г. обращен в пустынь и приписан к Рухловской пустыни. В таком виде он оставался до 1786 г. (там же, IV, стр. 166–173). 966 Сборник Император. Русск. Истор. Общ. т. XLIII, стр. 483, 497–498; 549–550, 506–512; 514–515, 581–582, 589–591. С особенной обстоятельностью и подробностью малороссийские пункты, составленные для представления в Екатерининскую Комиссию, изложены у о. Шпачинского в его исследовании «митроп. Киевский Арсений Могилянский»... Глава IX, стр. 481–556. 967 Свящ. Н. Шпачинский. Киев. митр, Арсений Могилянский, стр. 104–107. Киево-Печерскую протопопию составили церкви Киевского полка: в крепости Печерской, на Зверинце, в м. Василькове, в с. Богдаевке, сс. Безрадиче, Хотове, Пирогове, Романовке, Слободке, Кухмистере, Димерке, Богдановке, Вышедке, Гнедине, Пухове, Рожновке, Новоселках Сваромле, Тарасовичах, в м. Бороварах, Красиловке, Перебухове, Дударкове, Осокирках и в с. Троещине. В некоторых местах было по две церкви. Нежинского полка две церкви в сс. Лосинок и Омбыше причислены к Нежинской протопопии; церкви с. Буромки и Шилович присоединены к Ичанской протопопии, в Лубенском полку 6 церквей местечка Смелы и в сс. Томашевке, Гриневке, Беседове, Чернечной слободке приписаны к Роменской протопопии. Из церквей Киево-Межигорского монастыря, бывшие в селах Евлишке, Чернику, Урочище Есковой Гребле, с. Сорокошицах, Глебовке, Ошитках, Жукине – отчислены к Козелецкой протопопии, а остальные церкви в с. Вышгороде, Новых Петровец, дер. Старых Петровец, Летежа и Борки – причислены к Верхне-Киевской протопопии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

917 М. Евгений. Описание Киево-Соф. собора, стр. 247. Все киевские монастыри мужские и женские с указанием в них церквей и числа братии в начале 40 х гг. XVIII в. названы в Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. XX, 567, стр. 588–593. В 1749 году в Киевской епархии насчитывалось 28 мужских монастырей (Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XXXI, прилож. 1. Тут названы все настоятели муж. монастырей Киевской епархии-митрополии за 1749 г.). 918 М. Евгений... прибавление 43. Тут издана полная именная ведомость о киевских монастырях за 1756 г., ср. свящ. Н. Шпачинский. Киевский митрополит Арсений Могилянский... стр. 107–108, проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 72–73. 919 Проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия... стр. 73; Н. Шпачинский. Митр. Киевский Арсений Могилянский, стр. 108–109. Вот этот постоянный состав киевских монастырей: 1. Кафедральный Киево-Софийский и приписные к нему: 2. Моравский Онуфриевский, 3. Задесенский Николаевский и 4. Трехсвятительский киевский, 5. Киевский Пустынно-Никольский и приписной к нему, 6. Пивогородицкий Николаевский, 7. Киево-Златоверхо Михайловский и два приписных к нему, 8. Красногорский Чернусский и Онуфриевский в Липянском ските, 10. Киево-Братский Училищный Богоявленский, 11. Киево-Выдубецкий Михайловский, 12. Киево-Кирилловский Троицкий, 13. Киево-Греческий, 14. Киево-Петровский Павловский, 15. Козелецкий Свято-Георгиевский и приписной к нему, 16. Козелецкий в скиту Троицкий, 17. Нежинский Благовещенский и приписной к нему, 18. Ветхорождественский, 19. Максаковский Преображенский, 20. Батуринский Николаевский, 21. Гамалеевский Харлампиевский, 22. Глуховский Петропавловский, 23. Мгарский Лубенский и приписной к нему, 24. Слепогородский Онуфриевский в скиту, 25. Густынский Троицкий и приписной к нему, 26. Дейманский в скиту, 27. Сорочинский Михайловский, 28. Нехворощанский Успенский и приписной к нему, 29. Соколовский в скиту, 30. Полтавский Крестовоздвиженский и приписной к нему, 31. Богоявленский в скиту, 32. Пустынно-Скельский Преображенский, 33. Красногорский Гадяцкий и приписной к нему, 34. Преображенский в скиту. Женские монастыри: 1. Киево-Флоровский, 2. Киево-Богословский, 3. Киево-Иорданский, 4. Козелецкий Богословский, 5. Нежинский Введенский, 6. Новомлинский Успенский, 7. Пустынно-Мутинский, 8. Глуховский Успенский, 9. Ладинский Покровский, 10. Велпкобудинский Преображенский, 11. Пуиикаровский Покровский и 12. Быстрицкий Вознесенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

190 Азария Рубанов-Ясноводский (или Красноводский) с 15 сентября 1759 г состоял киевским кафедральным писарем, в сане иеродьякона, 26 апреля 1762 г. был избран кафедральным наместником и присутствующем в духовной консистории. С 1764 по 1766 г состоял виленским старшим. В 1766 г., по слабости здоровья, уволен, по прошению, на покой – в Киев – КЕВ., 1864 г, 419. 421422 «Кафедральный киевософийский монастырь и его наместники» (стр 412422) – Ф. Смирнов, «Вил. святодух. Мон.», 182189. 191 Митрополит Арсений Могилянский родился в 1704 г.; образование получил в киевской академии, харьковском коллегиуме и московской славяно-греко-латинской академии. С 1744 г – архимандрит Троице Сергиевский. Затем архиепископ Переславля-Залесского. В 1752 г. вышел на покой и проживал в новгородском Спасском монастыре. В 1758 году – митрополит киевский. Скончался 8 июня 1770 г. – КЕВ., 1875 г., 405407. «Арсений Могилянский, митрополит киевский, и его заботы об улучшении проповеднического дела (во второй половине XVIII века), К. Королькова (стр. 405414, 642651) – «Девятисотлетие русской иерархии(9881888). Епархии и архиереи. Составлено по официальным и историческим данным Н. Д. Москва . 1888». Стр 16. 195 «Отпусты» (индульгенции) давались папой известному месту или святыни. Желавшие воспользоваться отпустом обязаны были посетить определённое место и в определённое время исполнить определённое папой дела или обязанности, завершая всё исповедью. – По примеру пап, давали отпусты римско-католические и униатские епископы в своих епархиях; – напр., на один год по причине освящения церкви, на сорок дней по случаю победы над врагами, для общего покоя, на умножение благочестия. – ВЕВ., 1878 г., 909923. «Поучение об отпустах, совершающихся в православных церквах западного края России», священника А. Ф. Хойнацкого. 196 ТКДА., 1868 г., III, 151152, примечание. «Краткие известия о положении базилианского ордена и разных переменах в его управлении от 1772 г. до 1811 г.» [Записки консультора базилианской русской провинции Лукаша Сульжинского]. (III, 147168, IV, 100144. 245302). – АВАК., XVI, 128, 129, 133, 135, 143, 149, 150, 155, 159, 160, 161, 163, 168, 172, 174. И мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1842 г. по инициативе архим. Димитрия (Муретова) К.-Б. м. был причислен к 1-му классу, в обители возобновлена должность наместника, на к-рую назначался кто-либо из братии. Киево-Братский мон-рь и Киево-Могилянская академия. 1840–1841 гг. Литография с рис. Н. Думитрашкова Киево-Братский мон-рь и Киево-Могилянская академия. 1840–1841 гг. Литография с рис. Н. Думитрашкова Несмотря на единство управления, отношения между К.-Б. м. и КДА не всегда были гладкими. В частности, на рубеже 50-х и 60-х гг. XIX в. между обителью и академией возник спор из-за 2 домов на территории К.-Б. м. В результате в 1862 г. по требованию Киевской духовной консистории было проведено четкое размежевание монастырской и академической территорий. К.-Б. м. было отведено 467,5 кв. саж. После введения в действие Устава духовных академий 1869 г. потребовалось существенное увеличение учебных площадей, а также создание новых квартир для профессоров. Ректор КДА и настоятель (1860-1877) К.-Б. м. архим. Филарет (Филаретов) считал неудобным размещение на территории монастыря квартир для женатых профессоров и сотрудников КДА и потому предложил Совету КДА ходатайствовать перед Синодом о закрытии К.-Б. м. с последующим приспособлением его зданий для нужд академии. Однако эта инициатива была решительно отвергнута Киевским митр. Арсением (Москвиным) . В отношении в Синод митр. Арсений писал, что «одну мысль о закрытии Киево-Братского монастыря, столь знаменитого своей древностью и своими великими заслугами на пользу Церкви и Отечества» он считает «неблаговидной и неблагоприятной для общественного мнения» (цит. по: Мухин. 1893. С. 255-256). В результате корпус с квартирами для преподавателей (1872) был построен вне монастырских стен. C 1874 г., когда архим. Филарет был хиротонисан во еп. Уманского, викария Киевской епархии, последующие настоятели К.-Б. м. также имели епископский сан. Штат К.-Б. м. состоял из настоятеля, наместника, 8 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 3 монахов и 5 послушников. Однако реальное количество братии, как правило, не совпадало со штатным. Так, в 1913 г. в братии состоял 31 чел. (епископ, архимандрит, 9 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 12 монахов). Часть братии составляли вдовые клирики. Вместе с келейниками и сотрудниками число насельников на рубеже XIX и XX вв. обычно составляло ок. 60 чел. Начало первой мировой войны принесло серьезные испытания в жизнь насельников. В сент.-окт. 1915 г. монахи были эвакуированы в казанские Иоанновский и Преображенский мон-ри, откуда вернулись в Киев в 1916 г. Во время отсутствия братии обязанности настоятеля монастырского храма выполнял прот. Александр Глаголев. При этом часть монастырских зданий была реквизирована на военные нужды.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

В XVIII веке выходцы из Киево-Могилянской академии оказали огромное влияние на церковную жизнь в пределах современной России. Большинство архиерейских кафедр в Русской Церкви в первой половине XVIII века занимали воспитанники Киевской школы. Они сумели создать особый тип архиерея, который считался образцом для всего синодального периода. Образцовый архиерей того времени — это человек высокообразованный, владеющий иностранными языками, умеющий синтезировать лучшие достижения западной науки с отечественными церковными традициями. Он обязательно должен был содействовать развитию образования, заниматься миссионерством. В этом заключалась тогда особая «киевская школа». Казалось бы, в ней нет ничего экстраординарного. И потому некоторые исследователи вслед за Георгием Федотовым называют эту святость «казенной». Но именно эти «казенные» святые оказали решающее влияние на развитие Русской Церкви в синодальную эпоху и были окружены глубоким народным почитанием как при жизни, так и особенно после смерти. Кроме того, нельзя забывать, что отличительной чертой киевских воспитанников была готовность принципиально защищать интересы Церкви. Вспомним, например, митрополита Ростовского и Ярославского Арсения (Мацеевича; 1697–1772), который выступил против секуляризации церковных земель, за что и пострадал — умер в зато­чении. На рубеже XVIII-XIX веков выпускники Киевской академии имели непосредственное отношение и к возрождению традиции старчества. Стоявший у истоков этого возрождения преподобный Паисий (Величковский) начинал свой путь в стенах Киево-Могилянской академии. Выпускником академии был и святитель Антоний (Смирницкий), епископ Воронежский, которого преподобный Серафим Саровский называл своим «старшим братом». Одним из наиболее авторитетных аскетических писателей XIX века был также выпускник КДА святитель Феофан Затворник. На иконе изображены и почитаемые святители XIX века Иннокентий Херсонский (Борисов) и Мелетий Харьковский (Леонтович). Оба они были ректорами Киевской академии. На иконе можно также заметить святителя Филарета (Амфитеатрова). Этот известный иерарх хотя и не был выпускником Киевской духовной академии, однако в течение двух десятилетий (с 1837 по 1858 год) служил на Киевской кафедре и как киевский митрополит был главным покровителем Киевских духовных школ.

http://patriarchia.ru/db/text/4347534.ht...

В 1811 г. Братский монастырь сгорел, но к 1826 г. был восстановлен, а в 1842 г. получил статус первоклассного. С 1878 г. монастырь находился в ведении второго викария Киевской епархии, являвшегося одновременно ректором КДА. В 1880-х гг. в монастыре подвизалось около 60 монахов и послушников. В нем действовали Богоявленский собор и две церкви. В советское время монастырь был закрыт, в нем размещался Областной отдел охраны здоровья, поликлиника. В 1935 г. большая часть монастыря была разрушена. Помещения КДА, закрытой в 1918 г, заняла Академия наук. В 1992 г. в здании КДА открылась Киево-Могилянская академия (светское учебное заведение), которая в мае 1994 г. получила статус Национального университета. В настоящее время на шести факультетах обучается три тысячи студентов. Богоявления Господня собор Соборная церковь Богоявления Господня немецко-польской архитектуры была построена в 1693 г. гетманом Мазепой. В 1811 г. она пострадала от пожара, но к 1880 г после восстановления стала одной из красивейших церквей Киева. Церковь имела три престола: главный – в честь Богоявления Господня, южный придел – в честь свт. Димитрия Ростовского , а северный, устроенный в 1880 г., – в честь равноапостольных Владимира и Ольги. Главная святыня собора – чудотворная икона Братской Божией Матери из местного ряда церкви г. Вышегорода, разоренного в 1651(2) г. поляками, была обретена киевлянами в Днепре и с честью принесена в Братский монастырь. В иконостасе над царскими вратами находился драгоценный кипарисовый византийской работы крест, которым Иерусалимский патриарх Феофан в 1620 г. благословил Богоявленское братство. В 1926 г. собор был объявлен памятником архитектуры республиканского значения, однако в конце 1935 г. его разрушили вместе со звонницей. Сошествия Духа Святого церковь Каменный храм во имя Сошествия Святого Духа с приделом во имя свт. Михаила, митрополита Киевского, был построен в 1812 г. на месте деревянной церкви свв. благоверных князей Бориса и Глеба и еще более ранней церкви XVII в. в честь зачатия св. Анны. Первоначально Духовская церковь называлась конгрегационной, т.к. ежегодно 9 декабря (в день памяти Анны Гулевич) в ней проходили выборы академических членов. На втором этаже располагалась библиотека, перенесенная впоследствии в академический корпус. В 2004 г. Национальный университет «Киево-Могилянская академия» выступил заказчиком проекта реконструкции храма Сошествия Духа Святого с трапезной и поварни в единый комплекс, в котором будут располагаться лекционные залы, библиотека и музей. Благовещения Пресвятой Богородицы церковь Конгрегационная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была устроена в 1735 г. митрополитом Рафаилом (Заборовским) на восточном конце старого академического корпуса, построенного гетманом Мазепой, и освящена им в 1740 г. В настоящее время восстановлена. Киево-Печерская лавра

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Жизнь святителя митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) (1697–1772), мученически окончившего свой подвиг, является наглядным примером того, как ухищренно и жестоко пытается расправиться враг рода человеческого с тем, кто во главе угла своей жизни поставил Церковь Христову. Слова апостольские: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ) актуальны в любом обществе, в любой исторической эпохе, и очень часто, чтобы увидеть истину, снять тину обмана, лжи и неправедных обвинений, нужны время и молитва. 28 февраля 1772 года в Ревельской тюрьме в арестантской одежде, под именем Андрея Враля, скончался оболганный неправдами и выдумками, больной и слепой святитель Арсений (Мацеевич). Лишь на Соборе Русской Православной Церкви в 1918 году, на последней его сессии, было принято решение о восстановлении святителя в сущем сане, так как он был лишен его по политическим причинам. И почти через 100 лет, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года митрополит Арсений был причислен к лику святых. Бог поругаем не бывает, и невозможно затмить свет того светильника, который несет свет правды Божьей. В 1697 году в городе Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты, родился сын Александр. В 18 лет, получив достойное образование, он поступил в знаменитую Киево-Могилянскую академию — одно из лучших учебных заведений того времени. Через год Александр, стремясь к принятию ангельского образа, ушел в Новгород-Северский Преображенский монастырь, где принял постриг с именем Арсений, а немного времени спустя был рукоположен в диаконский сан. В 1718 году иеродиакон Арсений возвратился в академию, а по ее окончании в 1723 году принял иерейский сан. До 1729 года иеромонах Арсений служил, проповедовал и постигал азы монашеского делания в Киево-Печерской Лавре и Черниговском Ильинском монастыре. В 1730 году иеромонах Арсений был вызван в Тобольск митрополитом Антонием (Стаховским), где занимался миссионерством, а в 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками и по поводу этой полемики написал книгу «Увещание к раскольнику».

http://azbyka.ru/fiction/batjushkin-greh...

Из Киева приглашают “учителей,” старцев монастырских, искусных по-гречески, “для справки библеи греческия на словенскую речь.” Тогда прибыли Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский (в 1649), Дамаскин Птицкий (в 1650). В то же время переиздаются в Москве Киевские книги: грамматика Смотрицкого, и даже “короткий” катихизис Петра Могилы (1649). В Кормчей 1649—1650 г. так называемая 51-ая глава взята из Требника Могилы (западного происхождения). В те же годы составлена была т. наз. “Кириллова книга” и переиздана киевская Книга о вере. Как будто в Москве хотели повторить или применить Киевский опыт обрядовой и книжной “реформы,” проведенной при Могиле. В свое время сам Могила предлагал устроить в Москве как бы некое ученое подворье для Киевских монахов, из Братского монастыря, где они могли бы обучать грамоте греческой и славянской (1640). Во всяком случае, у придворного кружка “ревнителей” были прямые связи с могилянским Киевом (срв. и киевских, или “польских,” певчих в Андреевском монастыре, и вообще заселенном южно-русскими иноками, а потом у Никона)...    И нужно сопоставить: все это было в годы Уложения, в самый разгар общегосударственного преобразовательного напряжения...    Одновременно развиваются и прямые сношения с Востоком. Но здесь сразу же открываются трудности. Арсений Суханов, посланный на Восток и в Святую Землю наблюсти и описать тамошний быт и обряды, уже в Яссах вдается в бурное пререкание с греками и приходит к выводу, что греческие “разности” в обрядах знаменуют их отступление и в вере. На Афоне, напротив, в это время жгут русские книги...    Другой Арсений Грек, оставленный в Москве патр. Паисием в роли “учителя,” оказалось, сам выучился в Римской коллегии, одно время был униатом, а то становился или прикидывался даже “басурманином,” ради турок, — его пришлось удалить в Соловки. Но и позже не раз обнаруживалась такая же беспокойная связь “греческого” и “латинского...”    Инициатива церковных преобразований исходила от царя, при сдержанном упорном противлении патриарха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иоакима Савелова, 17) Ивана Самойловича, 18) Лазаря Барановича, 19) Феодосия Углицкого, 20) Варлаама Ясинского, 21) Ивана Мазепы, 22) св. Димитрия Ростовского , 23) Афанасия Миславского, 24) Иоанна Максимовича 25) Иоасафа Краковского, 26) Варлаама Косовского, 27) Стефана Яворского , 28) Петра I, 29) Филофея Лещинского, 30) Андрея Денисова, 31) Епифания Тихорского, 32) св. Иннокентия Кульчицкого (Иркутского), 33) Феофана Прокоповича , 34) Иродиона Жураковского, 35) Варлаама Леницкого, 36) Илариона Рогалевского, 37) Лаврентия Горки, 38) Антония Стаховского, 39) Феофилакта Лопатинского, 40) Арсения Берло, 41) Антония Юшкевича, 42) Рафаила Заборовского, 43) Варлаама Ванатовича, 44) Никодима Среоницкого, 45) Симона Тодорского, 46) Иоасафа Горленко, 47) Луки Конашевича, 48) Сильвестра Гловатского, 49) Гедеона Вишневского, 50) Сильвестра Кулябки, –51) Ирашя Комаровскаго 52) имп. Елизаветы Петровны, 53) М. В. Ломоносова, 54) Тимофея Щербацкого, 55) Геннадия Андреевского, 56) Дамаскина Аскаронского, 57) Кирилла Ляшевецкого, 58) Павла Конюскевича, 59) Арсения Могилянского, 60) Амвросия Зертисъ–Каменского, 61) Арсения Мацеевича , 62) Варлаама Лящевского, 63) Вениамина Пуцек–Григоровича, 64) Гаврила Кременецкого, 65) Тихона Якубовского, 66) Феофила Игнатовича, 67) Григория Савича Сковороды, 68) Георгия Конисекого, 69) Самуила Миславского, 70) имп. Екатерины 2–й, 71) Авраамия Флорянского, 72) Илариона Кондратовича, 73) князя А. Безбородко, 74) Иерофеа Маликого, 75) Варлаама Петрова Лавровского, 76; Виктора Садковского, 77) архим. Иоанна Раича, 78) Димитрия Устиновича, 79) Сильвестра Лебединского , 80) Мелхиседека Звачко–Яворского, 81) Платона Любарского, 82) графа Л. А. Завадовского, 83) Феофана Шиянова, 84) Н. Н. Бактыш–Каменского, 85) прот. Ив. В. Леванды, 86) Феоктиста Могульского, 87) Иоанникия Никифоровича Полонского, 88) Иринея Фальковского, 89) Серапиона Александровского, 90) Амвросия Келембета, 91) имп. Александра 1–го, 92) Н. П. Румянцева, 93) Виктора Черняева, 94) Моисея Антипова, 95) Евгения Болховитинова , 96) Даниила Велланского, 97) Автония Смирницкого, 98) Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Указом от 16 июля 1744 г. имп. Елизавета Петровна постановила учредить Переславскую и Дмитровскую епархию, архиепископом Переславским назначен архимандрит Троице-Сергиевой лавры (ТСЛ) Арсений (Могилянский ; впосл. митрополит), к-рый должен был титуловаться «архиепископ Переславский и Дмитровский и архимандрит Свято-Троицкия Лавры». Архиерейская хиротония архим. Арсения состоялась 25 июля 1744 г. Поскольку Переславский архиерей должен был сопровождать императрицу во время ее поездки в Киев, Переславской епархией до нояб. 1744 г. временно управлял Московский архиеп. Иосиф (Волчанский). 8 нояб. 1744 г. была учреждена Переславская духовная консистория, располагавшаяся в Горицком мон-ре (первоначально в покоях архиерея, затем - в помещении при Всехсвятской ц.). Помимо консистории в епархии существовали подчиненные ей духовные правления (действовали и до открытия епархии в 1744) в Дмитрове, Рузе, Верее, Александровской слободе (с 1778 город Александров), Гжатской пристани (с 1776 город Гжатск, ныне Гагарин Смоленской обл.), Можайске и Волоколамске (в период существования Можайской епископии действовало «Можайской и Волоколамской епископии правление» ( Малицкий. 1912. Вып. 1. С. 29)). Церкви Переславля-Залесского и его уезда непосредственно подчинялись Переславской консистории и составляли Переславскую градскую и уездную десятину. Поскольку архиеп. Арсений был членом Синода и не мог постоянно находиться в Переславле, в помощь ему было решено назначить викария. 30 марта 1745 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Серапиона (Лятошевича), к-рый должен был поминаться за богослужением как «боголюбивый епископ Серапион, викарий архиепископа Переславского и Дмитровского» (см. ст. Можайское викариатство ). Архиеп. Арсений распорядился передать в ведение еп. Серапиону «всякие дела, как епархиальные, так и экономические». Викарный епископ должен был пребывать в переславль-залесском во имя великомученика Никиты мужском монастыре . 17 февр. 1746 г. по ходатайству архиеп. Арсения имп. Елизавета Петровна повелела еп. Серапиону «именоваться и писаться Можайским и Волоколамским и быть коадъютором Переславской архиепископии», а Можайская епископия должна была «принадлежать до... Переславской архиепископии». В связи с распоряжением императрицы архиеп. Арсений расширил права еп. Серапиона на управление в пределах Можайской и Волоколамской полусамостоятельной епископии: большинство дел на этих землях (кроме «важнейших» и «сумнительных») предоставлялись для окончательного решения еп. Серапиону. На остальной территории Переславской епархии, кроме особо важных и сложных дел, Можайский викарий должен был передавать на утверждение архиеп. Арсению и все дела о рукоположении во священников и диаконов. Кафедральным мон-рем Можайской епископии стал Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , при к-ром было учреждено духовное правление.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010