Статья Данная статья посвящена учено-монашеским концепциям двух великих представителей академического монашества и епископата Православной Российской Церкви второй noлobuhы XVIII — nepboй половины XIX b.: митрополита Платона (Левшина; 1737–1812) и святителя Филарета (Дроздова; 1782–1867). Ученое монашество — особое явление в истории Русской Церкви и означает не просто монашествующих авторов, имеющих ученые труды (таковые были на Руси с первых десятилетий христианства), а выпускников духовных школ, принимавших монашество и продолжавших в дальнейшем духовно-просветительское служение. Наверное, в современном контексте, когда под «ученым» понимается человек, посвятивший жизнь научным исследованиям, более адекватен термин «академическое монашество», ибо не от каждого монашествующего выпускника духовной школы можно требовать научной деятельности в прямом смысле слов. Однако этот диссонанс между именованием «ученые монахи» и отсутствием у большинства из них научных трудов — реалии kohцa XIX — haчaлa XX b. В эпоху, на которой сфокусировано внимание в данной статье, именование «ученое монашество» только складывалось и подразумевало выученное монашество, то есть иноков, обучавшихся в духовной школе. Связь митрополита Платона и святителя Филарета всем известна и в определенном смысле их можно называть учителем и учеником — не в школьно-аудиторном смысле, а в смысле наставнического влияния, покровительства, духовного пестования. Этим обусловлены некоторые общие черты и в богословии, и в служении, и в духовно-школьных концепциях двух московских архиереев, хотя далеко не все идеи митрополита Платона были в дальнейшем разделяемы святителем Филаретом, и объяснять это различным историческим контекстом было бы неправильным. Предысторию ученого монашества в его академическом смысле можно вести с перенесения малороссийских школьных традиций в Великороссию, которое начинается еще с cepeдuhы XVII b.: 1640-е гг. — Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, Арсений Сатановский (выпускники Киево-Братской школы); в 1660-х гг. — новое поколение, выпускники уже Киево-Могилянской коллегии, наиболее значимым из которых был Симеон Полоцкий.

http://bogoslov.ru/article/6176226

Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного образования 1004 . Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской Академии 1005 . И в 1-й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40-х гг.) «трепет и смятение» духовенства 1006 . Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с расколом 1007 . Прежде чем во 2-й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове-Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и произволом 1008 . Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки. Его считали строгим, но справедливым, и поэтому духовенство боялось и уважало его. Деспотизм и произвол были ему совершенно несвойственны, он никогда не забывал, подобно иным своим коллегам, об уважении священнического сана своих подчиненных 1009 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Штаты 1764 г. не могли улучшить материального положения школ: во-первых, выделенные средства были совершенно недостаточными; во-вторых, доходы епархиальных архиереев после секуляризации церковных земель значительно Дополнительные трудности создала отмена школьного сбора, взимавшегося с духовенства почти во всех епархиях. Все это вынуждало епископов искать новые источники средств. Во многих епархиях для нужд школ стали использоваться денежные штрафы с духовенства, как то делал еще до 1764 г. Киевский митрополит Арсений Могилянский. «Архиереи,— пишет П. Знаменский,— недаром повсюду старались выставлять свои семинарии на вид, заводили в них торжественные акты, диспуты, публичные экзамены, привлекали семинаристов к участию в разных губернских торжествах и т. п.; чрез это они невольно заинтересовывали публику в их благосостоянии и привлекали к ним щедрость С именем Московского митрополита Платона Левшина связано учреждение специального фонда, из которого на особых условиях выплачивались стипендии студентам академии. В 1789 г. митрополит Платон передал попечительскому совету 4000 руб., распорядившись, чтобы годовые проценты с этой суммы в размере 200 руб. шли на стипендии пяти студентам. Одновременно он составил устав для студентов, содержащихся на средства Московского митрополита Платона. Каждый студент Московской Академии, говорится в § 4 Устава, намеревающийся получать стипендию, должен подписать обязательство, что не изберет себе никакого иного поприща, кроме как духовного. Каждый год следует задавать этот вопрос стипендиатам, чтобы установить, не изменили ли они свое намерение. Если намерения изменились, то выплата стипендии немедленно прекращается. Условиями для присуждения стипендии являлись, как гласил § 5, бедность родителей, а также успехи в учении, примерное поведение, хорошие способности и прилежание. Фонд Платона просуществовал до 1860 г. На его средства выучились 38 «платоников»: 13 — до 1814 г. (в Славяно-греко-латинской академии) и 25 — после (в Московской Духовной Академии). Еще один фонд Платона предназначался для Троицкой семинарии. Лишь немногие выпускники семинарии, бывшие стипендиатами этого фонда, приняли монашество; большинство стали преподавателями в духовных школах или

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

в) Изыскание и правильное расходование средств для все возраставшего числа духовных учебных заведений зависели от личного отношения к ним епархиальных архиереев и от понимания ими пользы школ. Этот фактор стал решающим, после того как, согласно «Духовному регламенту», учреждение школ и наблюдение за ними были предоставлены епархиальным архиереям и их администрации. Если бы к началу XVIII в. такое понимание необходимости и пользы школ было в достаточной степени распространено в кругах церковной иерархии, то, вероятно, Петру I и Феофану Прокоповичу не было бы нужды помещать в «Духовном регламенте» пространные рассуждения о пользе образования вообще и для духовенства — в частности. Как законодательной акт, закладывавший основы церковного управления, «Регламент» был задуман прежде всего в качестве инструкции для епархиальных архиереев. Из приведенного выше доклада 1727 г. явствовало, что организация духовных учебных заведений в первые годы после опубликования «Духовного регламента» шла очень медленно. Наиболее энергичными оказались епископы малороссийского происхождения, в особенности же выпускники Киевской коллегии, которая в 1701 г. была преобразована в академию. Будучи более образованными, чем великорусские, они гораздо лучше представляли себе необходимость обучения духовенства. Из стен Киевской Академии вышла и значительная часть преподавательского корпуса страны, окончивших ее можно было встретить в качестве учителей в самых отдаленных местностях Среди епископов отдельного упоминания заслуживают: Белгородский и Харьковский Епифаний Тихорский, Иркутский Иннокентий Кульчицкий, Псковский (позднее митрополит Киевский) Рафаил Заборовский, Казанский Иларион Рогалевский и Тверской Феофилакт Лопатинский. Во 2-й половине XVIII в. следует особо отметить Арсения Могилянского в Киеве и Самуила Миславского в Харькове, а затем в Киеве; из великорусских же епископов — прежде всего Московского митрополита Платона, Новгородского и Петербургского митрополита Гавриила Петрова, а также Нижегородского епископа Дамаскина Всем им приходилось на каждом шагу преодолевать большие трудности в изыскании необходимых материальных средств.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

924 Опис. Докум. и Д Арх. Св. Син. III, приложение XIX. (1722 г) ср. XII т., 254, стр. 463–464, т. XXXIX, 92. Ср. XI, 5, стр. 414–426. Здесь указано, кто были основателями заграничных монастырей. М. Евгений. Описание Киево-Софийского собора... Прибавление, стр. 246–248. Ведомость о заграничных монастырях 1766 г.; Арх. Св. Син. д. 1772 г. 63, лл. 233–234. Проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 82–89. Тут же у проф. Титова см. Образование института заграничных монастырей Киевской епархии XVII-XVIII вв. (стр. 79–82); устройство и быт их (стр. 89–96 , управление ими (стр. 96–103); служебная администрация их (103–112); церковные братства при них (стр 112–122); отношение к заграничным монастырям киевского митрополита (122–132); спор из-за них между киевскими архипастырями и белорусскими епископами (132–148); постепенная передача заграничных монастырей Киевской епархии XVII-XVIII вв. в ведение белорусских архиереев (стр. 148–158); прекращение института заграничных монастырей Киевской епархии XVII-XVIII вв. (стр. 159–168); значение их в истории борьбы Западной Руси за веру и народность в XVII-XVIII вв. (стр. 168–179). О заграничных монастырях Киевской епархии в половине XVIII в. см. также Н. Шпачинский. Митр. Киевский. Арсений Могилянский... глава X, стр. 557–657. Ко времени образования института заграничных монастырей 1686 года по мирному трактату в Польше и Литве оставалось четыре православных епископии: Слуцкая (Луцкая), Перемышльская, Львовская (Галице Львовская) и Белорусская (Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XII, 23 ср. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 133). До образования института заграничных монастырей обращены были в унию – Виленский Троицкий и Минский Троицкий монастыри. 925 Полн. Собр. Пост. и Расп. по В. Прав. Исп. VII, 2577–2578; Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. XII, 23; проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 179–193; свящ. Н. Шпачинский. Киев. митр. Арсений Могилянский... стр. 574–575. 926 Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 193–212; свящ. Н. Шпачинский. Киевский митроп. Арсений Могилянский... стр 579–580.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений (Могилянский), митр. Киевский (Могилянский Алексей; 17.03.1704 (1711?), мест. Решетиловка Полтавского полка - 8.06. 1770, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Воспитывался в семье деда по матери, свящ. Феодора Могилы, в 1721-1727 гг. учился в Киевской академии, затем перешел в Харьковский коллегиум, к-рый окончил в 1735 г. Ректор коллегиума архим. Митрофан (Слатвинский), хиротонисанный в дек. 1738 г. во епископа Тверского, в 1739 г. назначил Могилянского учителем в новооткрытую Тверскую ДС, в нояб. 1741 г. Могилянский был переведен учителем грамматики в МДА. 21 нояб. 1741 г. принял монашеский постриг с именем А. и поступил в братию ТСЛ. С окт. 1742 г.- катехизатор и учитель, затем проповедник в Троицкой лаврской ДС. Проповеди А. привлекли внимание императрицы Елизаветы Петровны , и в 1743 г. он получил должность придворного проповедника в С.-Петербурге, императрица пожаловала А. бриллиантовые панагию и крест с рубинами. 29 янв. 1744 г. А. повелено быть архимандритом ТСЛ, ректором Троицкой семинарии. 25 июля 1744 г. А. был хиротонисан во архиепископа Переславль-Залесского, вик. Московской епархии, назначен членом Святейшего Синода с оставлением настоятелем ТСЛ. Указом от 30 мая 1752 г. А. был уволен на покой «по расстроенному здоровью», удалился в новгород-северский в честь Преображения Господня мон-рь . Указом от 22 окт. 1757 г. назначен митр. Киевским, Галицким и всея Малыя России (2 апр. 1767 вышел указ императрицы Екатерины II Великой об исключении из титула Киевского митрополита слов «и всея Малыя России»). Заботился о КДА, не раз ходатайствовал перед императрицей Екатериной о субсидиях, жертвовал значительную часть своего жалованья малоимущим ученикам и учителям; стараниями А. в 1763 г. был выстроен особый корпус для малоимущих студентов. А. погребен в киевском Софии Св. соборе . А. является автором службы с акафистом свт. Димитрию (Туптало) , митр. Ростовскому, а также многочисленных проповедей.

http://pravenc.ru/text/76238.html

Арсений, афонский иеромонах — Арсений (Минин Александр Иванович) (1823–1879) — иеромонах Пантелеймоновского монастыря на Афоне; противосектантский миссионер; автор душеспасительных «бесед» и «Путеводителя во Святый град Иерусалим» (Киев, 1872) (см.: Воинов Н. Русского на Афоне Пантелеймоновского монастыря иеромонах Арсений. М., 1881) — 81, 84, 88, 90, 193, 248 Арсений, двоюродный брат отца Николая из Пустоподлесья — 309 Арсений, иподьякон Александро–Невской лавры — 234 Арсений, митрополит Киевский — Арсений (Москвин Федор Павлович) (1797–1876) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1823); ректор Могилянской (с 1826 г.), Орловской (с 1827 г.), Рязанской (с 1829 г.) и Тверской (с 1831 г.) Духовных семинарий; епископ Том–бовский (с 1832 г.), архиепископ Подольский (с 1841 г.), Варшавский (с 1848 г.), управляющий Волынской епархией (1848–1860), митрополит Киевский и Галицкий (с 1860 г.); председатель Комиссии по преобразованию высших духовных заведений (с 1866 г.); автор богословских противосектантских сочинений — 72 Арсений, настоятель Новоезерского монастыря — возможно, Арсений (Усинен Александр Андреевич) — архимандрит, позже — викарий Новгородской епархии; духовный писатель — 85, 94, 106 Арсений, цензор–архимандрит — Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич) (1839–1914) — выпускник Киевской Духовной академии (1867), магистр (1868); священник (с 1868 г.), протоиерей (с 1873 г.); ректор Таврической Духовной семинарии (с 1873 г.); архимандрит (с 1875 г.), глава епархиального Комитета Духовной цензуры (1877–1882); ректор Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1883 г.); епископ Выборгский и Ладожский (с 1882 г.), Рижский (с 1887 г.); архиепископ Рижский и Литовский (с 1893 г.), Харьковский (с 1903 г.) — 82, 155 Арсеньев, мичман, знакомый отца Николая — 159 Арсеньев Дмитрий Сергеевич (1832–1915) — попечитель при комнатах великих князей Сергея и Павла Александровичей (1864–1883); директор Морского Кадетского корпуса (с 1882 г.), вице–адмирал (с 1886 г.), позже — член Государственного совета — 255

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АРСЕНИЙ САТАНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Арсений (Корецкий), Сатановский (+ после 1653), иеромонах киевского Братского монастыря , переводчик, лексикограф. Из обедневшего шляхетского рода, прозвище " Сатановский " позволяет предположить, что Арсений родился в мест. Сатанов в Подолье. В 1648 году, когда царь Алексей Михайлович приглашал Арсения вместе с Дамаскином (Птицким) в Москву " для справки Библии греческие на славянскую речь " , Арсений уже был монахом Братского монастыря и младшим учителем в Киево-Могилянской коллегии . 12 июля 1649 года, после повторного приглашения царя, Арсений вместе с Епифанием (Славинецким) прибыл в Москву и поселился сначала на дворе Великого Посольского приказа, затем в Андреевском монастыре в Пленницах, спустя некоторое время - в Чудовом монастыре . Сначала киевские монахи занимались составлением стихир и службы прп. Савве Сторожевскому , затем - переводами с латинского языка. Летом 1650 года Арсений Сатановский и Епифаний посетили нижегородский Дудин монастырь , после возвращения из которого Арсений подал челобитную царю, в которой писал, что не знает греческого языка, считает себя " малопотребным " в деле, для которого вызван, и просит отпустить его в Киев по семейным делам: у него умер отец, ему было необходимо вызволить из крымского плена мать и двух сестер, а также повидаться с братом. В феврале 1651 года с царской грамотой и казенными деньгами Арсений отправился к русским послам в Крым , но поездка не увенчалась успехом. 7 марта 1652 года Арсений вернулся в Москву и поселился в Богоявленском монастыре . Летом 1653 года за какую-то вину Арсений Сатановский был сослан в Антониево-Сийский монастырь , дальнейшая его судьба неизвестна. Переводческая деятельность Арсения Сатановского в Москве была довольно разнообразной. В 1650 году он помогал Епифанию завершить работу над переводом лат.

http://drevo-info.ru/articles/13678453.h...

В 1731 г. Киевским архиепископом стал Рафаил (Заборовский) . В 1733 г. из ведения Киевского архиепископа была изъята Переяславско-Бориспольская епархия. Имп. указом от 16 июня 1743 г. Рафаилу (Заборовскому) был возвращен титул митрополита. Владыка пытался возобновить и др. права Киевской кафедры: неподсудность духовенства светскому суду, привилегии, изложенные в царской грамоте 1686 г., право покупки и продажи земли. Сенат удовлетворил 1-ю просьбу, 2-ю оставил без определенного решения, в 3-й было отказано. Особое внимание митр. Рафаил оказывал Киево-Могилянской академии. В 1748 г., после смерти митр. Рафаила, на Киевскую кафедру был назначен архим. Киево-Печерского мон-ря Тимофей (Щербацкий) , хиротония состоялась в С.-Петербурге. Митр. Тимофей, с одной стороны, выступал в защиту привилегий Киевской кафедры, с другой - будучи опытным администратором (долгое время занимал должность кафедрального писаря), использовал нововведения для упорядочения жизни К. е. При поддержке гетмана К. Г. Разумовского митр. Тимофей в 1752 г. подал петицию в Коллегию иностранных дел с требованиями вернуть в юрисдикцию Киевского митрополита Переяславскую епархию и Межигорский монастырь, восстановить церковный суд, снять ограничения на печатание книг. Митрополит выступал в защиту имущественных прав К. е., провел выборы нового епископа в Переяславе. Синод отказал по всем пунктам и объявил себя высшей инстанцией во всех делах управления и суда К. е. Митр. Тимофей получил выговор за попытку избрать Переяславского епископа. Митр. Арсений (Могилянский). Портрет. XVIII в. (НКПИКЗ) Митр. Арсений (Могилянский). Портрет. XVIII в. (НКПИКЗ) Указом имп. Елизаветы от 22 окт. 1757 г. митр. Тимофей был переведен на Московскую кафедру, на К. е. был назначен Арсений (Могилянский) . В 1766 г. возник конфликт между митр. Арсением и Синодом. 2 апр. 1767 г. вышел указ имп. Екатерины II об исключении из титула Киевского митрополита слов «и всея Малыя России» (поскольку территория Малороссии была значительно больше, нежели территория К. е.); архиерей пытался сохранить титул, но 18 марта 1770 г. ему было окончательно предписано титуловаться «митрополитом Киевским и Галицким» (слово «Галицкий» было сохранено в надежде на присоединение галицких земель и возрождение там Православия). Митр. Арсений активно занимался организацией епархиальной жизни, провел ряд важных реформ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

  Примечания   Зернова А. С. Указ. соч. С. 27. Там же. С. 28. Савва В. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901; Аста Pamriarchami Consmanminopolimani (изд. Миклошичем). 1859. T. II. С. 190. Будовниц И. У. Русская nyблuцucmuka XVI века. М. —Л., 1947. С. 146. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку b XVI u XVII вв. М., 1914. С. 241—243, 483—486. Письмо патриарха Паисия 1 июля 1649 года, приписка об Арсении Греке. См.: Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. I. Биография Суханова//ЧОИДР. 1891. Прил. XLV. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1881. T. VII. С. 70—96; Белокуров С. Указ. соч. С. 191. Николаевский П. Ф. Из истории сношений России с Востоком в noлobuhe XVII века//Христианское чтение. СПб., 1882. T. I. С. 257. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России… С. 116, 221—247. Макарий. История русской церкви. СПб., 1866—1883. T. IX. С. 236—237. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России… С. 61 и сл. Макарий (Булгаков). История русской церкви. T. IX. С. 237—239. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России… С. 421; Николаевский П. Ф. Из истории сношений России… С. 247, 258, 732. Павел Алеппский. Указ. соч. T. II. С. 241. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники… С. 145. Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. T. I. С. 46; T. II. С. 27; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. С. 26. Харлампович К. В. Указ. соч. С. 26, 28—29. Грушевский М. М. История Украины–Руси. T. VI. Нью–Éорк, 1954. С. 264. Голубев С. Киево–могилянская академия//ТКДА. 1890. T. I. С. 539. Флоровский В. Г. Пути русского богословия. Белград—Париж, 1937. С. 45, 48, 52. Малышевский И. И. Киевские церковные соборы.//ТКДА. 1884. 12. С.535. М. Ор. cim. P. XXIII; Флоровский Г. В. Указ. соч. С. 49—52. Malvy A., Villon M. Op. cim. P. XXXIV, 1, 10, 11, 145; Голубев С. Киево–могилянская академия//ТКДА. 1890. T. I. С. 545. Голубев С. Киево–могилянская академия//ТКДА. 1890. T. I. С. 545. Меднянський С. Бpamcki школи Ykpaihu i Бiлopycii b XVI-XVII ст. Kieb, 1958. С. 115.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010