Академия заняла в лавре место бывшей в ней семинарии, поэтому мы сначала скажем о сей последней. Семинарию предписала учредить в лавре императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Действительно была она открыта при Елизавете Петровне 2 октября 1742 года. До 1764 года, или до отобрания у монастырей вотчин, семинария находилась на содержании лавры и составляла ее, так сказать, собственное, или принадлежавшее ей, учебное заведение, которое находилось в полном ведении ее и административном. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимою от лавры в административном отношении, а лишь находящеюся в ее стенах и на ее земле (но так как с 1775 года архимандритом лавры стал митрополит Московский, а от митрополита семинария зависела как от своего епархиального архиерея, то при независимости от лавры она стала зависеть от ее архимандрита; в подобной же независимости от лавры и зависимости от ее архимандрита находится и академия). До 1764 года в ученики семинарии набираемы были дети священноцерковнослужителей Троицкой десятины, каковую как административную единицу составляли до тридцати пяти окружающих лавру сел (см. в следующей, XI главе, о Рождественской церкви), дети священноцерковнослужителей лаврских вотчинных сел, то есть сел, находившихся в вотчинах лавры, и потом – до самого 1764 года – дети лаврских слуг, а в продолжение первых восьми лет после открытия семинарии – до 1750 года – дети и лаврских крестьян; кроме того, с 1744 по 1752 год, когда Арсений Могилянский, быв архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом лавры, – дети священноцерковнослужителей Переяславской епархии. Не только тотчас по открытии семинарии, но и очень долгое время после отцы отдавали своих детей в учение с великой неохотой, так что до самого 1764 года лаврою производимы были насильственные наборы учеников чрез командированных для этого солдат. В 1768 году св. Синодом предписано было посылать в лаврскую семинарию священно-церковнослужительских детей из епархий Московской, Переяславской и Суздальской, а Платон, поставленный в 1770 году из архимандритов лавры в архиепископы Тверские, но сохранивший при этом и звание архимандрита, присоединил священноцерковнослужительских детей своей Тверской епархии, причем принимаемы были священноцерковнослужительские дети и из всех других епархий. В 1779 году Платон, ставший с 1775 года архиепископом Московским, предписал было принимать священно-церковнослужительских детей только из Московской епархии, а из других епархий не иначе как с его дозволения, но за случавшимся недостатком своих, Московских, кандидатов предписание было отменяемо и в семинарию принимаемы были священно-церковнослужительские дети из епархий Переяславской, Суздальской и Тверской. Кроме детей священно-церковнослужительских, были принимаемы в семинарию в виде исключения дети дворян, чиновников, купцов и иностранцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438594/

Троицкий Костенский Почеповский, 16. Благовещенский Суражицкий. Женские монастыри: 1. Праскавеевский (Пятницкий) Чернигове, 2. Покровский Макошинский, 3. Успенский Печеницкий и 4. Покровский Шумаровский. 962 Территория Черниговской епархии оказывалась сравнительно небольшой; она была расположена, главным образом, по среднему и нижнему бассейну реки Десны. На юге в волостях Нежинского полка Черниговская епархия граничила с Киевской епархией, которой принадлежал почти весь Нежинский полк; тут были спорные протопопии Борзенская, Конотопская. По соседству со спорной Глуховской протопопией начиналась юго-восточная и восточная граница Черниговской епархии с Севской епархией. В бассейне верхнего течения Десны северо- восточные пределы Черниговской епархии прилегали к северо-западным границам Севской и Брянской епархии, на севере Черниговская епархия сходилась со Смоленской, а на северо-западе с Белорусской. Перед учреждением великороссийских духовных штатов в 1764 году были собраны сведения о городах и количестве церквей в малороссийских епархиях. По собранным сведениям 963 состав их оказался такой: Наименование городов, которые в нижеследующих епархиях состоят: Число церквей I. В Киевской епархии: Козелец Борзна Конотоп Кролевец Воронеж Глухов Прилуки Пирятин Лохвица Миргород Сорочинцы Опошня Полтава Кобеляки Местечко Триполье Всего: II. В Переяславской епархии: Переяславль Борисполь Боришевск Золотоновск Баганск Крепость св. Елисаветы Пандульский и Гусарский полки Всего: III. В Черниговской епархии: Чернигов Новгородок Березна Сосница Стародубье Погары Три местечка и две волости Всего: Киевская епархия, как раньше, так и теперь, разделялась на протопопии; число и название протопопий соответствовало городам. Правда, в 1767 году известна еще Тыковская протопопия крестового наместничества Песковского с одной церковью, но в 1768 году о ней сведений уже нет. Одновременно с ней, только два года (1767 – 1768 гг.), существовала Решетиловская протопопия с четырнадцатью церквами. В 1763 г. наместник Решетиловский был сделан протопопом и наместия стала протопопией. В состав её была отделена из Миргородской протопопий Остаповская наместия. Поводом к образованию самостоятельной полноправной Решетиловской протопопий послужило разделение на две партии духовенства Полтавской протопопий при избрании протопопа: одна партия избрала полтавского наместника, другая – решетиловского. Поэтому м. Арсений Могилянский счел наиболее удобным разделить Полтавскую протопопию на две самостоятельные Полтавскую и Решетиловскую, но в 1770 г. обе протопопии снова были соединены в одну – Полтавскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Все сии училищные учреждения постепенно время от вренени вводились и утверждались обыкновением без всякого письменного Устава: а от Киевской Академии заимствовали оные и Московская, и все Семинарии. Даже и в Духовный Регламент многие правила о Домах Училищных Государь Петр I взял из распоряжений сей Академии. Первая письменная особая инструкция в рассуждении учебных предметов, и способа преподавания, и содержания учеников Киевской Академии дана была уже Преосвященным Гавриилом Кременецким: а со времени Преосвященного Самуила все прежние обычаи Академические отменены; принимание светских учеников ограничено, а хождение бедных для испрошения подаяний совершенно запрещено. Академия сия процветала наипаче с начала 18 столетия до половины оного. По показанию Преосвященного Арсения Могилянского, Митрополита Киевского, в пунктах 1768 г. от Малороссийского Духовенства, составленных для Коммисии о сочинении Проэкта Нового Уложения (пункт 54) более 300 студентов из оной с 1754 г. поступило в Медико-хирургические училища, много также в С.-Петербургскую Академию Наук, в Московский Университет, в Кадетские Корпусы, во все Семинарии Российские, в письмоводители и переводчики Военных и Гражданских Начальств и везде они отличились службою своею. Сие видно и из Указов св. Синода до половины 18 столетия, коими требовались таковые студенты во все те места. В ней воспитывались дети почти всех Малороссийских знатнейших фамилий, а отчасти и Великороссийских до заведения светских в Великой России училищ. С того времени начала она упадать, и хотя Преосвященный Митрополит Самуил старался поправить оную, а Императрица Екатерина II умножила и жалованье оной до 8400 и в 1787 г. прибавила еще 600 рублей на содержание ее с Переяславскою Семинариею, и наградила единовременно Ректора 1000 руб. Префекта с учителями 2250 и казенных питомцев 1200 рублями, дозволила отправлять студентов в иностранные Университеты для приобретения лучших знаний и приуготовления к учительскому званию и проч. (смотр. выше в Описании сем стран. 241. и в Истории Российской Иерархии часть I стран. 495): но скоропостижная перемена всех прежних порядков на новые требовала постепенной привычки и обстоятельнейшего распоряжения; и хотя Указом Св. Синода 1798 г. Октября З1 сделано о сем некоторое наставление Академиям и Семинариям по части учебной и начальственной: но нужен был новый по всем частям определительнейший Устав, который введен в Киевскую Академию уже в 1817 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Что касается до комиссии о сочинении проекта его нового уложения, то Императрица, по возвращении из путешествия, обратила на нее особенное внимание; так как главный депутат ее Сеченов, среди занятий по делам ее, в 1767 году 30 декабря скончался. Чтобы не было остановки в делах комиссии, Императрица заехала на пути в Тверь. Здесь Теплов 73 , между прочим, доложил Государыне: «кого назначить членом полнено. Гавриил прибыл в С. Петербург, и здесь 25 Февраля 1768 года определен был на место Димитрия Сеченова депутатом от всего духовенства в комиссию о сочинении проекта нового, и того же года 20 марта избран в дирекционную комиссию 75 . Комиссия как известно, разделялась на несколько частных комиссий; но важнейшая из них была дирекционная. Ей поставлено было в обязанность наблюдать за трудами других частных духовно-гражданских комиссий, побуждать их к деятельности и рассматривая составленные ими части проекта нового уложения, вносить их в общее депутатское собрание. Такие занятия требовали больших познаний и основательного рассуждения. И Гавриил, как один из способнейших к тому людей, оправдал избрание духовенства и надежды Великой Императрицы. Труды пр. Гавриила по делам комиссии, при первоначальном движении ее, были оценены и достойно награждены щедрою Императрицею. В 1769 году 27 сентября Гавриил назначен членом св. синода 76 . На другой год (1770) 29 в день тезоименитства Государя Наследника, Высочайше пожалована ему бриллиантовая панагия, устроенная из собственной Ее Императорского Величества звезды ордена св. Андрея Первозванного и хранящаяся в ризнице А. Невской лавры с вырезанною на исподней стороне надписью: «Сию панагию пожаловала Великая Государыня Императрица Всероссейская Екатерина Гавриилу, епископу Тверскому, 1770 года 29 дня» 77 . Но этим Высочайшие награды не ограничились. Императрица давно желала, чтобы Гавриил, как пастырь, способный к приведению во исполнение ее намерений, оставался навсегда в С. Петербурге. Случай к этому открылся. В 1770 году 8 июня скончался в Киеве митрополит Арсений Могилянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Но и такие места не обеспечивали православным постоянного спокойствия. Во время частых подъёмов польско-латинского духа, ничто не обезопашивало и эти оазисы от латино-польского фанатизма 185 . VIII Преследование православных, висевшее постоянным тяжёлым камнем над ними, принимало чудовищные размеры, обострялось в чрезвычайной степени во время подъёмов польского шляхетского духа – так называемых конфедераций, которыми столь богат закат политической жизни Польши. В такие моменты ненависть поляков к православному русскому народу не знала границ. Для православных в Польше тогда наступали дни, напоминающие первые времена христианства: времена гонений. Православные священники принуждены были под жестокими гонениями, среди всевозможных наругательств, побоев, тюремного заключения и жестокостей, «коих самое человечество ужасаться должно» 186 , – для спасения своей жизни «укрываться по лесам и пещерам земным», преподавая умирающим и больным св. тайны под опасностью собственной жизни 187 . Монастыри, церкви были подвергаемы грабежу и разорению без всякой пощады 188 . Ожесточение польско-латинского фанатизма доходило иногда до такой степени, что, казалось, грозило православию в пределах польского государства совершенным истреблением. Иногда сами государственные люди Польши как будто начинали чувствовать страх перед таким положением вещей и старались удерживать необузданных фанатиков от жестоких проявлений их ненависти к «дузунитам» 189 . Опасение за судьбы православия в польских владениях в один из подобных моментов, со стороны виленского старшего, игумена Азарии 190 вызвало сохранившийся до нас драгоценный документ, весьма ярко характеризующий и положение православных среди разыгравшегося польсколатинского фанатизма, приёмы обеих сторон. «Здесь, в Польше», пишет игумен Азария митрополиту Киевскому Арсению Могилянскому 191 13-го января 1765 года: «как пред избранием короля так и по избрании, пред коронацией и по оной, как всегда, и ныне злохитростно от духовенства папежского и шляхты польской чинятся глубокие на всеконечное веры нашей благочестивыя истребление советы и всякия удобовозможныя к тому по сеймам и иным их сборищам изыскиваются средства»; «сверетали нашу веру в одну стать с плюгавством жидовским»; не остаётся ждать от них ничего другого, как только «здешних благочестивых церквей и людей истребления до остатка» («да исчезнут сами или паче да обратятся и исцелеют!»); в Вильне осталось самое незначительное число православных; Виленский и находящиеся в окружности монастыри доведены до последнего разорения; скоро всякая помощь будет напрасна.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

VII. Каталоги личных б-к архиереев. Личные б-ки российских архиереев традиционно выделялись своим объемом и качеством подбора изданий. Фонды нек-рых из них были отражены в печатных списках или каталогах: Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. [Каталог личной б-ки]//ОДДС. СПб., 1903. Т. 11. Стб. 832-842, 844-852 - б-ка была передана в МДА; еп. Лаврентий (Горка; 1671-1737; выпускник и преподаватель Киево-Могилянской академии) составил каталог своей б-ки (355 ед.; реконструкция и изд.: Мосин А. Г. Библиотека Лаврентия Горки. Екатеринбург, 1997); описанное А. А. Титовым «Собрание преосв. Амфилохия [Сергиевского], еп. Угличского» (М., 1892); одним из наиболее значительных является каталог б-ки митр. Киевского Флавиана (Городецкого) ( Михаил, игум. Систематический каталог книг библиотеки Высокопреосв. Флавиана, митр. Киевского и Галицкого. К., 1910), в к-ром почти 8300 ед. описания, в основном отражена лит-ра по богословским и церковно-историческим дисциплинам, изданная в сер. XIX - нач. XX в.; а также упомянутые выше б-ки архиеп. Саввы (Тихомирова), архиеп. Арсения (Брянцева), еп. Никандра (Молчанова), вошедшие в состав б-ки МДА и отраженные в ее каталогах. Отраслевая ретроспективная библиография Попытка составить общий указатель духовных книг была предпринята в кон. XIX в., однако «Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам» (М., 1891. Вып. 1: Указатель… по богословию основному, догматическому, нравственному, сравнительному, истории и обличению раскола и сект в России, вышедших с 1801 по 1888 г. включительно/Сост. С. Н.; Вып. 2: Указатель… по церковной истории/Сост. Н. П.), хотя и имел продолжение ( Лебедев А. А. Русская богословская литература 1888-1892: Библиогр. указ. книг, отд. оттисков и брошюр. Саратов, 1908), остался незаконченным и далеко не полным. В национальном репертуаре книжных изданий всегда особняком стояли богослужебные книги, описание к-рых имело свои особенности и выделялось в отдельные разделы либо указатели, напр.: Издания церковной печати времени Имп. Елизаветы Петровны, 1741-1761/Описали В. И. Срезневский, А. Л. Бем. Пг., 1914 (содерж.: Подробное библиогр. описание 463 кн., иногда аннотация содержания; в предисл.: обзор и систематизация; вспом. указ.: хронол., алф., именной, геогр., иллюстр.). Биобиблиография

http://pravenc.ru/text/149151.html

Против этих неправильных и односторонних суждений о Киевской академии защищала, последнюю еще автор «Краткого исторического сведения» о ней, помещенного в «Истории российской иерархии» (ч. I., стр. 497–498). Он же сделал выписки (более длинным, чем у нас) из «Вестника Европы» и «Корифея», прямо, таким образом, указав на своих противников 467 . У м. Евгения никаких выписок и указаний нет, по тем не менее очевидно, что некоторые места в его труде носят явно апологетический характер. Еще когда писал он о деятельности Петра Могилы на пользу академии, то постарался уже отрекомендовать ее, как учреждение, «воспитавшее (со времени этого митрополита) для всей России знаменитых просвещением и добродетелями пастырей, государственных чиновников и во всех состоявших отличных граждан (История киевской иерархии, стр. 172). В «Сведении» же своем преосв. историк тоже самое развивает подробнее. «Академия сия (т. е. киевскам), читаем тут (стр. 225), процветала наипаче c начала XVIII ст. до половины оного . По показанию преосв. Арсения Могилянского, м. Киевского, в пунктах 1768 г., от малороссийского духовенства составленных для коммиссии о сочинени проэкта нового Уложения (пункта 54) 468 , более 300 студентов, из оной, c 1754 года, поступили в медико-хирургические училища, много также в С.-Петербургскую академию Наук, в московской Университет, в кадетские корпусы, во все семинарии российские, в письмоводители и переводчики военных и гражданских, начальств и везде они отличались службою своею. Сие видно и из указов св. Синода до половины XVIII ст., коими требовались таковые студенты во все те места. В ней воспитывались дети почти всех малороссийских знатнейших фамилий, а отчасти и великороссийских до заведения светских в великой России училищ. С того времени она начала упадать»... Однако, преосв. Евгений не ставил апологию целью своей работы над Историею киевской академии, также, как и своего «Всеобщего хронологического обозрения российских дух. училищ». Только что выписанные нами места из «Истории киевской иерархии» и «Сведения» – не вывод из самих сочинений, где бы тенденциозно были собраны факты и приведены нужные для построения его посылки, а стоят совершенно особняком; так что «Сведение» и «Обозрение» преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Семинарию предписала учредить в лавре императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Фактически она была открыта 2 октября 1742 года при Елизавете Петровне . До 1764 года, или до отобрания у монастырей вотчин, семинария находилась на содержании лавры и в полном административном её ведении. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимой от лавры в административном отношении, а лишь находящейся на ее земле (но так как с 1775 года архимандритом лавры стал митрополит Московский , а от митрополита семинария зависела, как от своего епархиального архиерея, то при независимости от лавры она стала зависеть от ее архимандрита; в подобной же независимости от лавры и зависимости от ее архимандрита находится и академия). До 1764 года в ученики семинарии набирались дети священноцерковнослужителей Троицкой десятины, каковую, как административную единицу, составляли до тридцати пяти окружающих лавру сел, дети священноцерковнослужителей лаврских вотчинных сел, то есть сел, находившихся в вотчинах лавры, и потом – до самого 1764 года – дети лаврских слуг, а в продолжение первых восьми лет после открытия семинарии – до 1750 года – дети и лаврских крестьян; кроме того, с 1744 по 1752 год, когда Арсений Могилянский, быв архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом лавры, – дети священноцерковнослужителей Переяславской епархии . Долгое время после открытия семинарии отцы отдавали своих детей в учение с большой неохотой, так что до самого 1764 года лаврою производимы были насильственные наборы учеников через командированных для этого солдат. В 1768 году Святейшим Синодом предписано было посылать в семинарию детей священнослужителей из епархий Московской , Переяславской и Суздальской , а Платон, поставленный в 1770 году из архимандритов лавры в архиепископы Тверские, но сохранивший при этом и звание архимандрита, присоединил детей священнослужителей своей Тверской епархии , причем принимались дети священнослужителей и из всех других епархий. В 1779 году Платон (Левшин) , ставший с 1775 года архиепископом Московским, предписал было принимать детей священнослужителей только из Московской епархии, а из других епархий не иначе как с его дозволения, но за случавшимся недостатком московских кандидатов предписание отменялось и в семинарию принимались дети священнослужителей из епархий Переяславской, Суздальской и Тверской. Кроме детей священноцерковнослужителей в семинарию в виде исключения принимались дети дворян, чиновников, купцов и иностранцев.

http://drevo-info.ru/articles/147.html

Штаты 1764 г. не могли улучшить материального положения школ: во–первых, выделенные средства были совершенно недостаточными; во–вторых, доходы епархиальных архиереев после секуляризации церковных земель значительно уменьшились  . Дополнительные трудности создала отмена школьного сбора, взимавшегося с духовенства почти во всех епархиях. Все это вынуждало епископов искать новые источники средств. Во многих епархиях для нужд школ стали использоваться денежные штрафы с духовенства, как то делал еще до 1764 г. Киевский митрополит Арсений Могилянский. «Архиереи, — пишет П. Знаменский, — недаром повсюду старались выставлять свои семинарии на вид, заводили в них торжественные акты, диспуты, публичные экзамены, привлекали семинаристов к участию в разных губернских торжествах и т. п.; чрез это они невольно заинтересовывали публику в их благосостоянии и привлекали к ним щедрость жертвователей»  . С именем Московского митрополита Платона Левшина связано учреждение специального фонда, из которого на особых условиях выплачивались стипендии студентам академии. В 1789 г. митрополит Платон передал попечительскому совету 4000 руб., распорядившись, чтобы годовые проценты с этой суммы в размере 200 руб. шли на стипендии пяти студентам. Одновременно он составил устав для студентов, содержащихся на средства Московского митрополита Платона. Каждый студент Московской Академии, говорится в § 4 Устава, намеревающийся получать стипендию, должен подписать обязательство, что не изберет себе никакого иного поприща, кроме как духовного. Каждый год следует задавать этот вопрос стипендиатам, чтобы установить, не изменили ли они свое намерение. Если намерения изменились, то выплата стипендии немедленно прекращается. Условиями для присуждения стипендии являлись, как гласил § 5, бедность родителей, а также успехи в учении, примерное поведение, хорошие способности и прилежание. Фонд Платона просуществовал до 1860 г. На его средства выучились 38 «платоников»: 13 — до 1814 г. (в Славяно–греко–латинской академии) и 25 — после (в Московской Духовной Академии). Еще один фонд Платона предназначался для Троицкой семинарии. Лишь немногие выпускники семинарии, бывшие стипендиатами этого фонда, приняли монашество; большинство стали преподавателями в духовных школах или священниками  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Пошли на встречь казацкиеˆПошли полки ВолосскиеˆПошли загоны Донские. Легкий воин робив много Да цо было было числа малого, Не отнял месця лихого. Поял то был город близкий Врагом добрый, бо был низкий, Дал бы на вас пострел риский. Пришли на Прут коломутный: Туже то был наш час смутный, Тут же то был бой окрутный. Стала рада уступати, Иншаго месця искати, А не дурно пропадати. Скоро померк день недельный, Ажно российския силы На отворот загремили. Страшно гремят и облаки, Да страшный там Марс жестокий Гремел на весь плац широкий, Заря з моря выходила, Аж поганская сила В тыл обозу зашумила. Всю ночь крики, всю ночь стуки, Всю ночь огонь превеликш, Всю ночь там Марс шел дикий. А скоро ночь уступила, Большее зло наступило, Вся армата загремила. Не малый час там стреляно, Аж не скоро заказано, На мир – на мир закричано. Не судил Бог Христианства Освободить от поганства, Еще не дал сбить поганства. Магомете, Христов враже, Ащо дальний час покажет – Кто от чиих рук поляжет. (Рукопись новгор. семин. б-ки, 3885). 34 Hanc praestantissimam scientiam ab anno 1712 ad annum 1716 docuit Theophanes, et ita docuit, ut nova ab eo inde tempore in hoc studiorum genere apud Russos exoriretur lux. Quae inter explicandum tradiderat, ea auditores sui avidissime calamo exceperunt. (Готская биография Феофана). 35 Квенштедт (1617–1688) профессор и ректор виттенбергского университета, составил и издал систему богословия в 4-х томах, в 1685 г. 36 Иоанн Гергард или Герард (1582 –1637) преподавал богословие в Иене с редким успехом; от него осталось много сочинений. После Феофана Прокоповича , преемники его в академии по званию ректора и учителя богословия, опять обратились к старинным богословским руководствам Фомы Аквината и схоластических богословов. Но с 1763 г., по распоряжению киевского митрополита Арсения Могилянского, взяты в руководство, в преподавании богословия, уроки Феофана Прокоповича . Наставники распространили и дополнили их по-своему усмотрению, неизменно однако ж придерживаясь их плана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010