игумен Арсений Беседы синодального миссионера иеромонаха Арсения с сектантами, пашковцами о разных православных церковных обрядах Источник Беседа о делах веры Миссионер: Побеседовав с вами, друзья, о многих предметах, мне теперь еще желательно побеседовать с вами о делах веры и о тех заповедях Господних, о которых Он говорит: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» ( Ин.14:21 ). Из этих слов Христа Спасителя видно, что наша любовь к Нему должна выражаться в соблюдении заповедей Его, а не в одной вере; поэтому, скажите мне, как вы понимаете эти слова Спасителя и какие заповеди Его вы исполняете? Пашковцы: Мы эти слова понимаем и все Его заповеди соблюдаем. Миссионер: Какие же вы заповеди Его исполняете? Пашковцы: Те самые заповеди, за исполнение или неисполнение которых Он будет судить на страшном Суде, на котором исполнителей их оправдает, а нарушителей таковых осудит; скажет Господь на суде праведникам: «Взалкахся бо, и дасте Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне» ( Мф.25:35–37 ). Вот главные заповеди евангельские, которые мы в точности исполняем; а кроме этих заповедей мы никаких других не признаем. Миссионер: Если вы кроме этих заповедей никаких других не признаете, то скажите мне: от Христа ли Спасителя только эти заповеди явились и получили свое начало, или они были и в Ветхом Завете до пришествия Его? Пашковцы: Может быть, и до пришествия Христова эти заповеди были, но нам заповедано их соблюдать и без исполнения их никто не может наследовать Царствия Небесного, по слову Спасителя. Миссионер: Значит, по вашему мнению, собственно об этих заповедях Иисус Христос и говорит: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя»? Пашковцы: Да, собственно об этих заповедях Он сказал это. Миссионер: Неправда ваша, не об этих только заповедях Он сказал, но и о Своих, которые Он вновь заповедал для нас, христиан, и которых не было в мире до Его пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

Игумен Арсений: портрет забытого основателя Союза русского народа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 Черносотенное, или праворадикальное движение, сформировавшееся в годы первой русской революции, было не только политическим феноменом, но и специфическим продуктом российских духовных реалий, своеобразной рефлексией на глобальный кризис, охвативший Российскую империю. Тектонические сдвиги реформ 1905 года, порожденные революцией, изменили политический облик страны, вторглись в глубины народного сознания, потревожив священные категории вера — царь — самодержавие и другие не менее важные понятия религиозного менталитета. В истории России начиналась эпоха, не ограниченная сакральными воззрениями людей, “не связанная священной символикой более благородной культуры прошлого”, говоря языком Н. Бердяева. Русская революция в восприятии ее великих современников была прежде всего религиозным (не смешивать с церковным!) переворотом. У истоков русской смуты стояли не только профессиональные революционеры, но и некоторые клирики Церкви. Конечно, русское общество переживало и период богословских исканий. Религиозно-философ­ские собрания в Санкт-Петербурге, Предсоборное присутствие и даже богостроительство недавних деятелей левого движения говорили о грядущих переменах в церковной жизни. Однако это была вершина айсберга. Активно набирал силу феномен политического христианства. Великий народ, приученный вековыми традициями все явления жизни оценивать в категориях веры, не мог иначе и воспринимать революцию и реформы. Как левые, так и правые стремились облечь политические идеи в религиозные одежды, придать сакральный статус своей борьбе. О духе революции, духе нигилизма писал Достоевский. А какого духа были противники крамолы? Каков был духовный облик русской Вандеи? Ответ на этот вопрос важен уже потому, что позволяет глубже понять причины русской катастрофы XX века, внутренние мотивы самоубийства целого народа.

http://pravmir.ru/igumen-arseniy-portret...

игумен Арсений (Соколов) Предисловие Библейский журнал «Скрижали» продолжает издание приложения «Монографии по библеистике» и представляет Комментарий на Книгу пророка Михея, написанный членом редколлегии журнала игуменом Арсением (Соколовым) – доктором богословия, почётным доктором Минской духовной академии, Представителем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, научным сотрудником Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Издательский дом «Познание» уже опубликовал комментарии на Книгу пророка Амоса (2017 г.) и Книгу пророка Осии (2019 г.), составленные игуменом Арсением. Фрагмент данного Комментария на Книгу пророка Михея был ранее представлен читателям в 20-м выпуске журнала «Скрижали» в 2020 г. Пророк Михей, книга которого относится к числу книг малых пророков, принадлежит к плеяде первых пророков-писателей, среди которых Амос, Осия, Исайя, чья жизнь и проповедь пришлась на VIII в. до Р. Х. Дошедший до нас текст книги представляет его автора как человека, озабоченного в первую очередь проблемами нравственного порядка и усматривавшего причины современных ему явлений социальной несправедливости в забвении Бога и Его заповедей. Михей выступает как пророк суда Божия, суда, от которого не защитят и перед которым не устоят даже великие святыни Иерусалима, но, как и другие библейские пророки, он возвещает о великой надежде на Бога и верность Бога своим обетованиям. Христианскому читателю Книга пророка Михея знакома преимущественно по его пророчеству о рождении Мессии в Вифлееме. Текст публикуемого ныне комментария предваряет авторский перевод Книги пророка Михея, сделанный с древнееврейского масоретского текста. Именно данный вариант текста становится опорным для всего комментария, так что имена собственные передаются в комментарии в соответствии с еврейской традицией, а не по привычной русскому читателю традиции греческой Септуагинты и славянской Библии . Однако данное обстоятельство не означает, что автор книги игнорирует иные варианты текста Книги пророка Михея. В комментарии обращается внимание на все важнейшие отличия, имеющиеся между масоретской традицией и такими авторитетными древними текстами, как греческий перевод Семидесяти, латинская Вульгата и арамейский Таргум.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

иером. Арсений Азбучный указатель имен и предметов (цифры означают номера рукописей по настоящему описанию). Аввакум, пророк, 15, 63, 89–91, 205, 206, 272, 741. Авгарь, царь едесский, 667, 668, 680, 681, 785. Августин, епис. иппонийский, 87. Авдий, прор., 63, 89–91, 671. Авель и Каин, 38, 729. Аверкий Иванов, казначей, келарь Троиц. Серг., строитель Киржач. мон., владелец ркп., 815. Авраам, праотец, 7, 126–128, 162, 730, 768, 769, 794. Авраамий, ученик Исаака Сирина , 172–175, 185. Авраамия, архиеп. ефесского, слово, 365, 674. Авраамий, игум. Троиц. Серг. мон., 224. Авраамий, келарь Троиц. Серг. мон., 669. Авраамий суздальский, 801, 805. Авраамий Подлесов, келарь Троиц. Серг. мон., 215, 249. Авраамий Шестов, монах Троиц. Серг. мон., владелец, 735. Агапия аввы, слово, 784. Агаряне и Измаильтяне, 200, 201. Агафона, свящ. новгородского, Пасхалия, 736, 737. Агафоник Тимофеевичь, подъячий, владелец, 151. Аггей, прор., 63, 89–91, 142, 144, 672. Аггей, владелец, 199. Агриколай, повесть, 626. Адам и Ева , 44,147–150, 298, 404–406, 660, 706, 729, 732, 749, 757, 769, 770, 794. Адашеву Алексею послание Максима грека , 200, 201. Адриану папе послание, 205, 206. Адриан, архим. Троиц. Серг. мон., 249. Айгустов Стахий, владелец, 312. Азарьин см. Симон. Азарьина см. Соломонида. Азбука славянская, 740, пермская, 252, 791, каллиграфическая, 802, литорейная, 200, тарабарская, 191, 192, 207, 239, 508, 546, 547, 761, 793, толковая, 103, 176, 408, 780. Акакий, наместник киевопечерский, 676, 713. Акакий, еп. тверский, 200, 201, 257, 648. Акафисты разные, 262, 263, 284, 285, 308, 652, 768, 797. Акиндину, архим. киево-печерскому, послание, 676, 712–714, 800. Акинф, поп покровский, 723. Аксак см. Темир. Актимон см. Прения. Александр, царь македонский, 728. Александр Невский, в. князь, см. Жития и Службы. Александра свирского молитва, 275. См. Жития и Службы. Александр, игумен в Москве, 492. Александр, игум. Троиц. Серг. мон., 721. Александр (Булатников), келарь Троиц. Серг. мон., 244, 665. Александрова слобода, 647.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

иером. Арсений Рукописи на бумаге Отдел I. Священное Писание 44. (1550.) Пятокнижие Моисеево с прибавлениями, полууст. четкий, XV века, в лист, 251 лист, заставки киноварные. л. 7. Си книги Бытия небеси и земли и всякой твари, иже сотвори Бог вься дела своя испрьва. л. 53. Исход сынов Израиилевых книги вторые. л. 87. Левитские книги третия. л. 114 об. Книги четвертые Числа сынов Израилевых. л. 150. Книги пятые Девтерономия, еже есть Второзаконие. Текст Пятокнижия тот же самый, какой в полных списках Библии Синод. библ. 1–3, однако ж разделения на главы и части нет. Песни Моисеевы Исх. 15, 1–19 . Втор. 32, 2–13 опущены, а в пергам. ркп. 1 читаются обе, первая со ст. 20 и 21, коих нет и в Острожском издании Библии 1581 года. Впереди Моисеевых книг приложено писанное отличным, но современным полууставом, одинаким с послед. статями: Слово (Злат.) о мытари и фарисеи под общим заглавием учит. Евангелия, см. 99. А по окончании сих книг: л. 179 об. Никона черногорца Слово 42. О Божиих судьбах и яко никтоже сих убегнути может, якоже и Господь отрече, глаголя: имже судом судите, судимы будете, и проч. См. 210. л. 186. Иоанна, патриарха антиохийскаго, послание к иже в святых отцу нашему Никону о приятии книгы великие Тлькованиа Заповедем Господним, како прията бысть от сборные Церкве и от всего причта. Там же л. 445. л. 187. Синаксарь, сиречь собраниа, в нарочитые Триодью праздники, един когождо поведующа, како и когда еже в начаткы бысть и коея ради вины иже от св. Отец наших ныне учинишася с некыми свидетельствы честными, начинаема убо от мытаря и фарисея и оканчивающа даже и до всех Святых (числом 31). См. Оп. рукоп. Царск. 612 л. 586–627. л. 236. Мучение св. великомученика Феодора Стратилата. Нач. Якоже сияет солнце зрящим, сице же и о мученикох слово слышащим. л. 241. Мучение святых и славных апостол Петра и Павла. Нач. И в художествах не точью иже из начала отца приемлем и тех единех красимся труды. В конце на белом листе нарисован лабиринт, состоящий из кружков, а на другом иным почерком подпись: Серапионовьская.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

иером. Арсений Рукописи на пергамене Отдел I. Священное Писание 1. (2013. 2 ) Пятокнижие Моисеево, полууст. в два столбца, XIV века, в лист, 166 листов. л. 1. Сия книги Мосийски первые ветхие, нарицаемые Бытье, сказаны Гавриилом архангелом, а списаны Моисием законодавцем о миротвореньи. л. 56 об. Книги вторые Моисийские, нарицаемые Исход сынов Израилев из Египта. л. 91 об. Книги Левитские. л. 110. Числа сынов Израилев книги 4-е. л. 135 об. Книги 5-е, нарицаемые Девтерономея, сиречь Второзаконие. Перевод Пятокнижия весьма древний; в тексте встречаются равного объема пропуски; разделений на части и главы нет, показаны только паремии те же, какие читаются ныне. л. 160. Выписки из Хронографа, начин. от книги И. Навина, оконч. 908 годом по Р. X. Внизу первого листа уставом нач. XVII века: Троицкаа Сергиева монастыря. 2. (2027.) Собрание некоторых книг В. Завета с прибавлениями, полууст., исх. XIV века, в четверть, 166 листов. л. 1 об. Книги Исуса Навегиина. л. 55 об. Книги седмыа Судей Израилевых. л. 112 об. Книги осмые Руфь. Извлечения из сих трех книг по сему именно списку, с указанием важнейших особенностей языка, представлены в Историч. Христоматии Буслаева, М., 1861 г., стр. 117–136. л. 120 об. Книги десятые Есфири. Нач. Бысть в дни Ахасъверосовы, иже царствоваше от Одуда (sic) же и до Хус седмью и двеманадесятьма и 100-м властии. Глав 10, переведены с еврейского. Перевод как сей книги, исключая главы 10-й, так и предыдущих трех совершенно одинакий с показанным в полных списках Библии Синод. библ. Описания Горск. и Невостр., М 1–3. Разделений на главы нет. л.1. 137–143. Краткие статьи, содержащие летосчисление: От книг Хронографа, в средине коей сказано: от Володимера до Всеводода Гюргевича лет, 200. – О обавлении Господьских от Апостольских заповедей. Евсевиево от тленных, (чит: от летных). Исухиево о Христове рожени. Иоана Дамаскина о македонских месяцах. От Апостольских заповедий. л. 143. О Пророцех и о Пророчицах. Перечень тех и других св. Епифания. См. 214 л. 334.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

иером. Арсений Содержание Рукописи на пергамене Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы Церкви Отдел IV. Каноническое право Отдел V. Богослужебные книги Отдел VI. История Церкви и жития святых Отдел VII. Смесь Рукописи на бумаге Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы церкви Отдел IV. Разные богословские сочинения Отдел V. Каноническое право Отдел VI. Богослужебные книги. Отдел VII. История Церкви и жития святых Отдел VIII. Смесь Азбучный указатель имен и предметов     Библиотека Троицкой Сергиевой лавры началом своим восходит ко временам самого преп. Сергия; его, как основателя и первого игумена лавры, должно считать основателем и лаврского книгохранилища. По свидетельству преп. Иосифа волоколамского, блаженный Сергий с первыми сподвижниками своими, за неимением пергамена и бумаги, писал даже «на берестех» (Чтен. в Общ. ист. и древ. Росс. 1847 г., 7). В описи Сергиева монастыря 1642 г. между другими книгами означены: «Два Служебника на харатье; Свертки на деревце, чудотворца Сергия; Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчалниково; Псалтирь в полдесть, на бумаге, письмо Исаака Молчалника († 1388 г.)», ученика преп. Сергия. О другом ученике Сергия, Афанасии, с 1874 г. игумене серпуховского Высоцкого монастыря, жизнеописатель преп. Сергия говорит: «в божественных писаниях бе зело разумен, и доброписания многа руки его и доныне свидетельствуют, и сего ради любим зело старцу (св. Сергию)». (Житие его, изд. в 1646 г., л. 89). Примеру преп. Сергия в обогащении обители книгами следовал преемник и ученик его игумен Никон. Доселе хранятся в ризнице: «Чудотворца Никона Евангелие и Служебник“, а в библиотеке «Октоих и Триодь постная-харатейные». В 1418 г. «замышлением игумена Никона списана бысть книга Диоптра, рукою раба Божия Иосифа» 190). Из учеников преп. Никона известен духовным любомудрием иеромонах Матфей, для коего в 1412 года инок Варлаам переписал Лествицу 156), а в 1414 г. инок Антоний переписал Поучения аввы Дорофея и другие статьи аскетического содержания 165). Любовь к книжной отеческой письменности от первых игуменов перешла и к преемникам их и ученикам последних. Таким образом, чрез собственноручное списывание, отчасти чрез покупку и пожертвование, книги постепенно умножались, так что в 1616 г. была уже «многобогатная божественных писаний книгохранительница» 281).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

иеромонах Арсений (Соколов) Скачать epub pdf Содержание Название книги и ее место в Священном Писании Писатель книги Иисуса Навина и время ее составления. Современная наука о появлении Израиля в Палестине Религия хананеев     Иисус пойдет пред тобою. Втор. 31:2 Ветхий Завет… Уже в самом слове «ветхий» чувствуется, как это было давно… Нас от ветхозаветной эпохи отделяют тысячелетия. У нас совершенно иная культура, иное устройство общества. Иной склад мышления. И неизбежен вопрос: можем ли мы, люди XXI века христианской эры адекватно понять человека Ветхого Завета? Дано ли нам сегодня увидеть в ветхозаветных книгах не только пророчества и прообразы, но и правильно уразуметь изначальный, первый, исторический смысл древних событий? Думается, это не было б возможным, если бы пред нами лежали лишь книги человеческие. Только неоспоримый факт божественности происхождения Ветхого Завета дает возможность надеяться, что пропасть времен может быть преодолена. Ведь Тот же Дух, что явил Себя в новозаветной Церкви, дышит и со страниц Священного Писания Ветхого Завета. Ничто иное, как единство Автора позволяет нам объединять столь разные библейские книги в одну-единственную Книгу. И Ветхий Завет предстает не таким уж ветхим… Название книги и ее место в Священном Писании Книга Иисуса Навина – первая в ряду тех книг Ветхого Завета, которые в христианской традиции получили название исторических. В средневековой еврейской традиции – первая в ряду книг ранних пророков (,ynvwar ,yaybn). Разделение «пророков» на ранних или первых (,ynvwar) и поздних или последних (,ynvrha) было введено масоретами; во время блаженного Иеронима оно еще не было известно 1 . «Иеношуа» (iwvhy) – так надписывается у масоретов шестая книга Священного Писания . Расположение книги непосредственно после Пятикнижия, продиктованное хронологической последовательностью описываемых событий, естественно. Другого расположения книги история еврейского канона не знает. Аналогичное расположение сохраняется и во всех древних переводах. Исключение составляет только сирийский перевод (Пешитта), где между Пятикнижием и книгой Иисуса Навина поставлена книга Иова. Очевидно, составители этого перевода считали книгу Иова произведением Моисея, что и дало им повод поместить книгу Иова сразу после Пятикнижия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Избавление от польского нашествия Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3 – 10 ноября. –Казанская икона. – Визит вежливости. – Очень тонкие намеки. – Защита Конституции. – Востребованная теология. – Карма-кола в центре Москвы. – Праздник смерти. – Пешком в обитель. – Прощание с владыкой. Во вторник Православная Церковь отмечала праздник Казанской иконы Божией Матери. Эта икона – «одна из наиболее почитаемых Русской Православной церковью. По традиции, 4 ноября отмечается праздник в ее честь. В этот день в 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов. Считается, что именно этот чудотворный образ способствовал сплочению разрозненных сил защитников города в борьбе с захватчиками», - сообщает сайт «Вести» .. На сайте Казанской епархии можно подробнее прочитать о том историческом событии, в честь которого и был установлен праздник: «Когда с престола российского в 1606 году свергнут был последний отпрыск фамилии Рюриковичей - Василий Иванович Шуйский, на Руси прекратился царский род. Наступило время междуцарствия, сопровождавшимися разными насилиями, смутами, грабежами и всякою неправдою. Множество препятствий пришлось встретить прибывшему в Москву нижегородскому воинству. ... Тягота положения усилилась еще и от того, что разоренные местности не могли доставлять продовольствие для русского воинства. К Москве стали двигаться со всех сторон нашей обширной родины полки и вольные дружины. В числе других ополчений прибыла из Казани рать, собранная кличем князя Пожарского. Это храброе воинство сильно было и верою. Вместе с собою ополчение принесло и принадлежавший князю список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. С великим упованием на заступление Царицы Небесной тогда устремились русские полки на врагов, и Владычица не оставила верных почитателей Своих. Ратники отняли у врагов укрепленный ими Новодевичий монастырь и взяли множество врагов в плен…, но окончательного спасения Руси от своеволия иноземцев еще не последовало. В Московском кремле в плену у поляков томился прибывший в Россию с греческим митрополитом Иеремиею архиепископ Арсений Еланский. Архипастырь от тяготы плена и страданий впал в болезнь и лежал в своем заключении. В это время его темничная келья исполнилась необычного света, и Арсений в сиянии его узрел преподобного Сергия Радонежского, который объявил, что по молитвам святителей земли русской Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Господь дарует избавление русскому народу. При этом святой Сергий возвестил, что в следующий же день сыны России поразят надменных и богохульных врагов», что и произошло 22 октября 1612 года: «Устрашенные поляки в трепете бежали из-под Москвы».

http://pravoslavie.ru/4860.html

Издаваемые проповеднические труды представляют плод посильного служения моего Церкви живым словом на различных поприщах деятельности – в бытность Ректором Московской Духовной Академии, Архипастырем Псковской и Новгородской Епархии, а также Председателем Учебного Комитета при Св. Синоде, Председателем V Отдела Предсоборного Присутствия, Председателем Первого Противоалкогольного Съезда и Членом Государственного Совета. Настоящее издание, рассчитанное на три тома, не является полным собранием моих проповеднических трудов. Сопровождая словом назидания почти каждое богослужение и те или иные события церковно-общественной жизни, в которых приходилось быть непосредственным участником и которые требовали отклика, автор не всегда имел возможность воспроизвести затем сказанное. И из печатного материала иное – трудно было разыскать, иное имеет слишком частный или местный характер. Вошедшие в состав этого издания проповеди печатались преимущественно в следующих органах духовной периодической печати: в «Богословском Вестнике», «Трудах Киевской Духовной Академии», «Церковных Ведомостях», в Псковских, Новгородских Епархиальных Ведомостях и др., и только немногие печатаются теперь впервые, будучи воспроизведены по конспективным записям. При указанной выше неполноте предлагаемого здесь проповеднического материала нет, конечно, необходимости в соблюдении хронологического порядка в расположении его, и представляется более целесообразным расположить отдельные слова и речи по внутренней связи их содержания. Настоящее издание жертвуется мною в пользу Новгородского Братства Св. Софии. Арсений, Архиепископ Новгородский. 1 января 1914 года. Речь, произнесенная при наречении во Епископа Волоколамского 25 февраля 1899 года О цели святительского служения Богомудрые отцы и архипастыри! Высокие служения – особенно в дому Божием, в Церкви Бога жива ( 1Тим. 3:15 ) – даже самых великих, истинных избранников Божиих всегда больше устрашали и смущали своею трудностью и ответственностью, чем привлекали к себе величием и высотою.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010