Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) Архиепископ Харьковский и Ахтырский. (†28 апреля 1914 г.). Прот. П.Фомин В Бозе почивший Высокопреосвященнейший Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский, по продолжительности и характеру своей кипучей и неустанной деятельности принадлежал к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной Церкви и в частности святителей Харьковских. В течение долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни. Нести бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно, поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могли не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Архиепископ Арсений, в миру Александр Дмитриевич Брянцев, родился в 1839 году 27 августа в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходил из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высокими благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием. Они сами занимались обработкой земли и с утра до вечера в летнюю пору были в поле и огороде. Труженическая жизнь этой семьи была полна лишений и материальной необеспеченности, домашняя обстановка самая простая и скудная: чаю здесь не знали, и пшеничного хлеба в доме не едали. Но несмотря на это отец Александра Дмитриевича в высшей степени любил грамотность и книжное научение, сам много читал в часы досуга, пополнял свои знания самообразованием, в осеннее и зимнее время он собирал к себе в дом детей прихожан и вместе со своими детьми обучал их чтению, письму и правилам веры. Все грамотеи прихода были делом рук его. Несмотря на скромную должность свою, причетника, Дмитрий Брянцев пользовался среди прихожан и духовенства искренней любовью и глубоким уважением. Его кончина была тихая и мирная, истинно христианская. Главная забота родителей Брянцевых заключалась в том, чтобы несмотря на скудость средств дать всем детям своим доброе, церковное направление и полное образование. Как отец, так в особенности после его смерти мать прилагали все свои силы и непрестанно хлопотали о том, чтобы довести дело школьного образования детей до конца. Не смотря на отличные природные дарования и успешную подготовку Александр Брянцев долгое время оставался дома вследствие скудости родительских средств и вследствие того, что два старшие его брата учились в Вяземском Духовном Училище на собственном отцовском иждивении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Глава 15. О смиренномудрии 1. Авва Антоний, проникая в глубину судеб Божиих, вопросил, говоря: «Господи! Почему одни немного живут, – и умирают; а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?» Тогда был к нему глас, глаголющий: «Антоний! себе внимай! То – суды Божии, и тебе нет пользы знать их». 2. Авва Антоний сказал авве Пимену: в том состоит делание человека, чтобы грех свой полагать на главу свою, пред Богом, и ожидать искушений до последнего издыхания. 3. Еще сказал авва Антоний: я видел все сети диавола, распростертые по земле, и, вздохнувши, сказал: кто же обойдет их? И услышал голос, говорящий: смиренномудрие. 4. Пришли однажды старцы к авве Антонию, и с ним был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, предложил изречение из Писания, и начал спрашивать младших: что значит сие изречение? И каждый говорил по своей силе. Но старец каждому говорил: ты еще не нашел. Наконец говорит авве Иосифу: «Ты как скажешь, что значит это слово?» Иосиф отвечал: «Не знаю». Авва Антоний говорит: «Авва Иосиф поистине нашел путь, потому что сказал: не знаю». 5. Некогда демоны приступили к авве Арсению в келии, – и смущали его. Прислужники пришли к нему, и, став вне келии, слышали его взывающего к Богу и говорящего: «Боже! Не оставь меня; я не сделал пред Тобою ничего доброго, но даруй мне, по благости Твоей, положить начало». 6. Говорили о нем же: как никто при дворе царском не носил одежды лучше его; так и в церковь никто не надевал одежды хуже его. 7. Когда авва Арсений в одно время спрашивал некоего старца Египетского о своих помыслах, тогда другой, увидя его, сказал: «Авва Арсений! Как ты, так знающий учение Римское и Греческое, спрашиваешь о своих помыслах у этого несведущего?» Арсений сказал ему: «Римское и Греческое учение я знаю; но азбуки этого (т.е. несведущего) я еще не выучил». 8. Старцы говорили: некогда в Скит было подано немного смокв, и их, как ничего нестоящее, не послали к авве Арсению, чтобы он не принял сие за обиду. Старец же, услышавши, не пошел в общее собрание на молитву, говоря: вы отделили меня, чтобы не дать мне благословения, которое Бог послал братиям, и которого я не был достоин получить. Все услышали и получили пользу от смирения старца. После того, пошедши, пресвитер принес ему смокв и с радостью привел его в общее собрание на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игнатий (Молчанов), игум. и Смелова Е. В. Закрытие Арсениева Комельского монастыря     Примечательной страницей истории Вологодской митрополии в последние годы стало увеличение количества действующих монастырей, закрытых с установлением в России в 1917 г. советской власти. Так, если в 2014 г. здесь насчитывалось 4 действующих монастыря, то в конце 2019 г. – 12 . В Вологодской епархии число действующих монастырей возросло с 4 (в мае 2014 г.) до 9 (в июле 2019 г.) . Решением Священного Синода были открыты Горне-Успенский женский монастырь в Вологде (2015 г.), Спасо-Каменный мужской монастырь (2017 г.), Богородице-Рождественский Ферапонтов мужской монастырь (2018 г.), мужской монастырь Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь (2019 г.), мужской монастырь Нило-Сорская пустынь (2019 г.); образованы 5 архиерейских подворий, находящихся в статусе возрождающихся монастырей . К числу последних относится и архиерейское подворье «Арсениево-Комельский Ризоположенский монастырь» в поселке Бушуиха Грязовецкого района Вологодской области . Приветствуя процесс возрождения православных монастырей, нельзя не отметить, что история их закрытия на Вологодской земле освещена в литературе крайне недостаточно или не изучалась вовсе. В частности, нет ни одной работы, посвященной закрытию Арсениева Комельского монастыря. Более того, сама дата закрытия монастыря в трудах, где упоминается данный факт (преимущественно это немногочисленные энциклопедические и справочные издания либо работы, посвященные средневековой истории монастыря) указана весьма неопределенно. Так, например, в статье А. К. Сальникова отмечается, что монастырь был закрыт после 1918 г. В настоящей статье мы попытаемся осветить историю закрытия монастыря, в том числе установить точную дату этого события. Источниковую базу исследования составили три группы документов: законодательные акты советской власти, архивные документы и материалы местной периодической печати. Среди первых особо следует отметить Декрет СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 г. (известный как «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» ). Он важен для понимания основополагающих начал политики в отношении Церкви со стороны Советского государства.

http://sedmitza.ru/lib/text/9906600/

игумения Иулиания (Невакович) Скачать epub pdf В редакцию «Русского пастыря» попало несколько экземпляров листка «По стопам Христа» (Беркли, Калифорния). В этом листке мы нашли некоторые отрывки из воспоминаний игумении Иулиании, написанных в 1950–1953. Об игумении Иулиании (Невакович) нам известно только то, что она жила в России, была старшей сестрой храма Христа-Спасителя, сидела в Соловецком концлагере, а последние годы своей жизни провела в Успенской обители г. Калистоги (Северной Калифорния). Скончалась она 5 декабря 1972 году и похоронена на Сербском кладбище г. Сан-Франциско. Нехватающие части воспоминаний были нам предоставлены дочерью протоиерея Николая Вейгласа, издателя «По стопам Христа». Редакция. Содержание Митрополит Арсений Новгородский Епископ Павел Кратиров Митрополит Московский Макарий Митрополит Арсений Новгородский В начале революции, когда передвижения по Москве не было, извозчики исчезли, трамваи не ходили, и от снега улицы не расчищались, а зима была снежная, мы, сестры храма Христа Спасителя, считали своим митрополитом митрополита Новгородского Арсения, второго кандидата на Патриарший престол. Митрополит жил недалеко, и часто служил по воскресениям и малым праздникам, а по будням за литургией бывал почти ежедневно. Обладал хорошим голосом. Владыка был очень требователен к уставу во время службы (издана была замечательная его книга «Спутник псаломщика»). Если дьякон, перед Апостолом, забывал сказать глас, то из алтаря слышался грозный голос Владыки: «глас, глас…». Проповедник он был замечательный и по содержанию, и по форме, и по знанию. Был он Доктор Богословия… Благословляя после литургии, он любил петь с народом. В одно из воскресений вдруг спросил: – Вот мы все христиане, бываем в храмах, молимся Богу, но вот нам придется идти с крестным ходом; что мы будем петь? Что вы знаете наизусть? Послышались ответы: – Царю Небесный, Отче наш , Богородице, Верую… – Этого мало… Знаете ли «Честнейшую»? Молчание… Потом ответы: – Не все… Только начало. Митрополит улыбался и, наконец, задал урок – к следующему воскресению выучить «Честнейшую». Выучили, конечно, сестры и кое-кто из прихожан. Владыка не забыл заданный урок и сам начал петь «Честнейшую». Когда кончил похвалил тех, кто выучил, но заметил:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

иеромонах Антоний (Головань) Преосвященный Арсений (Стадницкий) как блюститель церковно-певческой традиции в годы управления Псковской и Новгородской епархиями Источник Скачать epub pdf Данная статья посвящена личности и трудам митрополита Арсения (Стадницкого) и охватывает период с 1903 по 1913 годы – время управления им Псковской и Новгородской епархиями. Материал призван осветить деятельность архипастыря, направленную на упорядочение и сохранение церковно-певческих традиций в епархиях Русской Православной Церкви в начале XX века, а также показать исторический ориентир для регентов и псаломщиков в наше время. «Души поющих подвергаются спасительному действию благодати Божией…» 1 Каждый приходящий в храм в первую очередь обращает свое внимание на пение хора и служение священника. Но каждый по-разному оценивает церковное пение и служение пастыря. В меру своей образованности и молитвенного опыта эта оценка приобретает различную окраску. Можно придать значение мастерству исполнения той или иной стихиры, тропаря, отметить одноголосное пение или выделить из церковного обихода различные авторские произведения. Но ведь можно просто обратить внимание и на образцовое поведение певчих на клиросе. Все это даёт возможность проникнуться духом православного богослужения и приблизиться к Богу как воцерковлённому человеку, так и находящемуся на пути постижения Бога. Данная статья посвящена деятельности владыки Арсения (Стадницкого) , направленной на сохранение ним церковно-певческих традиций в годы управления Псковской и Новгородской епархиями 1903–1913 гг. В основу статьи были положены некоторые документы Государственного архива Российской Федерации. Материал призван осветить церковно-певческую деятельность архипастыря в жизни Русской Православной Церкви в начале XX века и показать исторический ориентир для регентов и псаломщиков в наше время. Кратко рассмотрим биографию владыки Арсения и обозначим характеристику его личности. Митрополит Арсений, в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий, родился 22 января 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

иеромонах Арсений Предисловие В конце 1897 года, в петербургских газетах неоднократно появлялись известия об открытии синодальным миссионером, иеромонахом отцом Арсением, публичных собеседований, направленных против сочинений английского писателя Фаррара, в большинстве переведённых у нас профессором С-Петербургской Духовной Академии А. Лопухиным . 21 дек. 1897 г. в Мировых Отголосках помещена была статья отца Арсения, в которой он изложил главнейшие свои доводы против книг Фаррара и против всеобщего распространения их у нас в качестве одобренных 1 . В настоящее время нам доставлено отцом Арсением нарочито составленное им «Обличение на книгу Фаррара, именуемую Жизнь Иисуса Христа», просмотренное уважаемым отцом Иоанном Кронштадтским , который, на посланной ему отцом Арсением рукописи, сделал пометку: «прекрасное обличение Фаррара – краткое и ясное. Протоиерей Иоанн Сергиев. 5 апр. 1889 г.». Вместе с тем доставлено также письмо отца Иоанна Кронштадтского , присланное им отцу Арсению ещё по поводу его статьи в Мировых Отголосках. С удовольствием печатаем как письмо отца Иоанна Кронштадтского , так и обличение отца Арсения. Ред. I. Письмо отца Иоанна Кронштадтского 2 «Достопочтенный и достолюбезный брат о Господе, отец Арсений! Вчера я прочёл в Мировых Отголосках твою отповедь о книге Фаррара, давно уже изданной г. Лопухиным и сделавшейся настольною книгой во многих домах, и сердечно порадовался твоей ревности о Православии и твёрдой защите истины Православной Церкви. Я до сих пор не имел времени заняться этою книгой и прочитать хотя некоторые главы. А теперь, прочитав ваше письменное опровержение ересей английского архидиакона, удивляюсь, как доселе никто из наших духовных учёных не выступил со своею критикой Фаррара печатно и не разоблачил нелепости этого протестантского писателя. Сколько духовного яда в книге Фаррара, и этот яд глотают юноши и взрослые и пропитываются им! Заподозрено этим писателем Приснодевство Богоматери и оставлено под сомнением Богочеловечество Христово! О, ужас! Да это едва не новое арианство! Я заметил в народе большое сочувствие вашей ревности о Православии, и я сочувствую. Жалею, что так долго никто не выступил с обличением Фаррара. Книга своё дело сделала во многих не в благоприятную сторону. Время покажет, что будет предпринято по этому поводу. Милость Божия да будет с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/obli...

(К тридцатилетию его святительства) 17-го мая 1912 г. исполняется тридцать лет служения Святой Православной Церкви и родине в святительском сане Высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского. В сонме здравствующих святителей Российской церкви Харьковский Архиепископ Арсений – один из старейших: 27 августа этого года ему исполняется 73-й год от рождения. По продолжительности и характеру своей удивительно кипучей и неустанной деятельности в столь высоком сане он принадлежит к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной церкви и, в частности, святителей Харьковских. в течение столь долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и ряд эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни – шестидесятые, восьмидесятые годы и годы начала этого XX столетия. Нести святое бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могла не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства, отдельных епархий и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Не нам и не время еще подводить итоги замечательным трудам нашего маститого Архипастыря. Но раскрыть красноречивые страницы его жизни, углубиться в них, по ним воспроизвести удивительную картину его жизни, начиная от лачуги бедного сельского причетника и до прославленной кафедры Харьковских святителей, – это так поучительно и так благовременно в виду исполняющегося тридцатилетия его святительского служения. Высокопреосвященный Арсений, в миру Александр Димитриевич Брянцев, родился в 1839 году, 27 августа, в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходит из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высоким благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЕСТЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1921-1927 гг. Постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона и Высшего Церковного Совета от 23 мая 1921 г. было образовано вик-ство с центром в г. Крестцы (ныне поселок в Новгородской обл.) для окормления приходов в Крестецком у. 14 мая 1921 г. Новгородский и Старорусский митр. Арсений (Стадницкий) представил кандидата на кафедру - архим. Серафима (Велицкого), к-рый был хиротонисан во епископа Крестецкого 4 июля того же года в Софийском кафедральном соборе Новгорода. 2 июля 1922 г. митр. Арсений по вызову ГПУ уехал в Москву, предварительно поручив временное управление Новгородской епархией еп. Серафиму; в Новгород митр. Арсений не вернулся. С 1922 г. при поддержке местных властей в Новгородской губ. активно утверждалось обновленчество . Делегаты от Новгородской епархии, посетившие Москву, рекомендовали еп. Серафиму признать обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). 19 июля 1922 г. еп. Серафим созвал общеепархиальный съезд духовенства, который постановил «признать ВЦУ как единственный фактически существующий правящий орган, могущий при добром желании довести Церковь до восстановления законной церковной власти». По настоянию ВЦУ 13 авг. Новгородским «епископом» был избран вдовый прот. Александр Лебедев. Его «хиротонию» совершили Крестецкий еп. Серафим, Валдайский еп. Иосиф (Николаевский-Невский) и обновленческий «архиепископ» Иоанн Альбинский. «Хиротонию» не признали Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня , Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы , Юрьев новгородский и др. мон-ри епархии, новгородская Преображенская ц. 4 сент. 1922 г. обновленческое ЕУ предложило еп. Серафиму уехать из Новгорода в Крестцы или в М. Вишеру, куда решением Президиума ВЦИК от 2 мая 1922 г. был перенесен из Крестцов центр уезда (Крестецкий у. тогда же был упразднен). Еп. Серафим отказался; 13 сент. 1922 г. он получил назначение на Боровичскую епархию, от к-рого также отказался. 24 дек. 1922 г. еп. Серафим и Валдайский еп. Иосиф заявили о неповиновении ВЦУ, постановлением ВЦУ от 29 дек. они были уволены на покой.

http://pravenc.ru/text/2459017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ АВТОРИАН [греч. Αρσνιος Ατωρειανς] (1200, К-поль - 30.09.1273, Проконис), свт., Патриарх К-польский (нояб. 1254 - февр. или март 1260; июнь 1261-1265). Происходил из знатной к-польской семьи Феодора (или Алексея) Агаллиана, судьи дрома, и Ирины Каматиры. Отец в конце жизни принял монашество с именем Арсений. Сын, в Крещении Георгий, последовал его примеру и постригся с именем Геннадий, а после смерти отца взял его монашеское имя. Сначала А. А. подвизался в мон-ре на горе Оксия в Вифинии, затем переселился в обитель близ Аполлониадского оз. А. А. участвовал в посольстве, к-рое было отправлено в 1253 г. имп. Иоанном III Дукой Ватацем в Рим для переговоров по вопросу объединения Церквей. В нояб. 1254 г. по настоянию Никейского имп. Феодора II Дуки Ласкаря А. А. был избран Патриархом, хотя наиболее вероятным кандидатом считался Никифор Влеммид , славившийся ученостью и непреклонностью перед сильными мира сего. Первые годы правления были спокойными, но после смерти Феодора II начались смуты, связанные с отстранением от власти его малолетнего сына Иоанна IV Дуки Ласкаря . Патриарх вместе с Георгием Музалоном был назначен опекуном Иоанна IV, но Михаил Палеолог, распоряжавшийся гос. имуществом, присвоил себе полномочия регента, торжественно обещав отказаться от власти по достижении Иоанном совершеннолетия. Однако в янв. 1260 г. Михаил VIII Палеолог венчался на царство и заключил под стражу законного наследника. Все, чего мог добиться Патриарх, было сохранение жизни Иоанну IV. Вскоре Михаил VIII потребовал от А. А. добровольного отречения от Патриаршего престола. Тот отказался и был изгнан (февр.-март 1260), на его место возвели Никифора II , бывш. митр. Эфесского. Эти события вызвали церковный раскол, однако после смерти Никифора II имп. Михаил VIII примирился с А. А., к-рый в июне 1261 г. был возвращен на Патриарший престол. После освобождения К-поля и восстановления Византийской империи он торжественно венчал Михаила VIII на царство (сент. 1261). Но когда на праздник Рождества Христова, 25 дек. 1261 г., по приказанию Михаила VIII был ослеплен 9-летний Иоанн IV, Патриарх отлучил императора от Церкви.

http://pravenc.ru/text/76276.html

Новгородская епархия (1967–1978) Упразднение епархии В Новгороде после 1917 г. митрополит был лишён своих вековых покоев в Новгородском кремле. В феврале-мае 1919 г. в Новгородской епархии было произведено «вскрытие мощей». В «официальном списке», составленном властями, значились: князь Мстислав Удалой, князь Владимир, Анна, жена Ярослава, Иоанн Новгородский, Иаков Боровический, епископ Никита, князь Феодор 179 . В 1920 г. в Новгороде был упразднён епархиальный совет. Был судебный процесс; в качестве обвиняемых – члены совета: прот. К. Яковцевский, Н. Соколов; свящ. В. Вихров, В.Н. Фиников; временно управляющий епархией епископ Алексий (Симанский), Новгородский митрополит Арсений. Митрополит Арсений Новгородский, викарный епископ Алексий (Симанский) и другие приговорены к пяти годам условно 180 . В обвинительном акте, среди прочих, был пункт: «Издание от имени совета духовного органа «Новгородские епархиальные ведомости», в которых усматриваются признаки злостной критики советского строительства» 181 . В июле 1923 г. последовало разъяснение новгородского прокурора: «Торжественное поминовение на ектении, во время великого входа и т. п. заведомых контрреволюционеров, как например, бывшего Патриарха Тихона, находившегося под судом, именование его «Господином нашим» и проч. уже выходит за рамки простой молитвы и является публичным изъявлением хвалы заведомым врагам советской власти... ... Служители культа, которые будут продолжать такое поминовение... как лица социально опасные на основании декрета ВЦИК от 18 августа 1922 г. будут представляться в особую комиссию при НКВД для высылки в административном порядке с заключением на три года в лагерь принудительных работ» 182 . В 1925 г. митрополит Арсений был сослан в Бухару; в 1927 г. был арестован Иосиф (Невский), епископ Валдайский, викарий Новгородской епархии. В Новгородском уезде изобрели неповторимую форму давления на неугодных. В церкви Десятинского монастыря чекисты устроили резиденцию Губчека и через тонкую перегородку – помещение для арестованных 183 . И арестованные священнослужители должны были слушать круглые сутки бетховенскую «симфонию пыток»: «Через страдания – к радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010