Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Монах Потапий Кавсокаливит. Прп. Паисий Святогорец как Кавсокаливит. Монах Потапий Кавсокаливит. Прп. Паисий Святогорец как Кавсокаливит. Как мы уже писали, на Святой Горе возникло соперничество между теми, кто гнал Паисия Святогорца и не признавал его. Борьба за то, чтобы называться именем Паисия, или чтобы Святого назвать именем своего монастыря и скита. Не удивляйтесь, так устроен мир. Этому подобает быть. Подобная история была и с прп. Серафимом Саровским и с Сергием Радонежским (его выгнал из монастыря родной брат).     Когда ты читаешь Жития и догадываешься о таком историческом законе, то это мучительно и вызывает сомнения. А когда ты сам попадаешь в подобную историю и видишь как это бывает своими глазам, то это впечатляет.  Так, монахи всегда бежали от мира, и мир щедро гнал их, а после смерти - чествовал, водвигал им памятники, устраивал богословские конференции и прославления.   Тем не менее, написанное о. Потапием не вызывает никаких сомнений и подтверждается Житием:   " Арсений искал старца, чтобы отдать себя в послушание. Он посетил много калив, скитов и келий, так как склонялся к безмолвной жизни. Слыша, что где-то есть добродетельные старцы, он спешил с ними встретиться, подобно пчеле, спешащей на благоухание цветка. В числе прочих он посетил одну келью в Кавсокаливии и остался там на какое-то время. Старец кельи, хотя уже имел послушника, стал просить: «Арсений, останься здесь, чтобы позаботиться обо мне в старости и закрыть мне глаза на смертном одре». От волнений и неудач в поисках такого старца, который извещал бы его внутренним извещением и которому он мог бы отдать себя в послушание, Арсений провел ночь без сна — в молитве и поклонах.   Утром послушник старца сказал ему: «Ты стучал всю ночь ногой в пол, чтобы мы подумали, что ты делаешь поклоны?» Арсений ничего не ответил. Однако он удивился, что у брата были такие помыслы. Идя из Кавсокаливии в скит Святой Анны, Арсений дошел до «Креста», и, сбившись с пути, стал подниматься к вершине Афона. Там он встретил отшельника со светлым лицом, в старой латаной рясе и беседовал с ним. "

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2030

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Паисий Святогорец. Есфигмен. Уроки отречения.     Паисий Святогорец. Есфигмен. Уроки отречения.   Новое Житие прп. старца Паисия описывает нам подлинное монашество, немного приоткрывает завесу над этой бесплотной жизнью. См. также Паисий Святогорец на Афоне .      Он вновь начал следить за собой, каждое утро и вечер анализируя свои помыслы и поступки. Иногда он даже поднимался на возвышающуюся над Эсфигменом гору Самария и, глядя с неё на монастырь, заводил с собой такой диалог:   «Скажите, пожалуйста, а что это за монастырь? Ах, Эсфигмен... Понятно-понятно. А вы знаете в нём кого-нибудь из монахов? Что вы говорите!.. А не слышали, не здесь ли живёт Арсений такой? Здесь? А в какой келье? А вы не в курсе, насколько хорошо этот самый Арсений проводит свою послушническую жизнь?»   Так, глядя на себя глазами воображаемого странника, Арсений более ясно видел свою жизнь и пытался её исправить. Поступая так, Арсений предотвратил, как он сам говорил, своё «углубление в гордыню и бесстыдство» и с более глубоким пониманием начал борьбу за внимание и трезвение. На общих работах по сбору оливок или винограда, куда выходила вся братия, он работал быстро и молча, сосредоточенно творя молитву Иисусову.   Однажды вместе с другими послушниками и молодыми монахами его послали в мир, на принадлежащий Эсфигмену метох недалеко от городка Иериссос Там надо было посадить тополя вдоль дороги. Когда монахи работали, напротив остановилось несколько школьных автобусов и из них выбежали дети. Арсений подумал: «Раз я покинул мир, то и на мирян мне глядеть нельзя». Это стоило ему огромных усилий, но он не оторвал глаз от земли и не взглянул на детей. Нельзя сказать, что борьба за трезвение оказалась для Арсения слишком тяжёлой, ведь с детства он старался навыкнуть самопринуждению и приучил себя отсекать даже добрые свои пожелания. С невероятным трудом далась ему иная борьба — преодоление привязанности к матери. Воспоминания о ней чрезвычайно мучили его, он часто видел её во сне. Он исповедовал происходящее игумену и, совершая чрезвычайную борьбу, следя за помыслами и много молясь, смог, как сам говорил впоследствии, «искоренить из сердца

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

(Память его 2-го марта) Велико было значение для Руси славной обители Киево-Печерской. Здесь находили приют и руководство все, стремившиеся к подвижнической жизни для спасения души своей; здесь приготовлялись лица для занятий высших степеней церковного управления; здесь воспитывались ревнители веры и благочестия, шедшие проповедовать слово Божие в странах неверных. Постриженники Святой Лавры в течение целых веков разносили свет веры и благочестия по всем пределам нашей Отчизны. В числе таковых питомцев Печерской Лавры не последнее место занимает святитель Арсений, епископ Тверской, благоговейно чтимый всей Церковью Русской и признаваемый особенным покровителем своего родного Тверского края. Святой Арсений жил в конце XIV и в начале XV века. По древнейшим преданиям, существующим в области его пастырской деятельности и опирающимся на старинные жития этого Святителя, Святитель родился в первой половине XIV века в г. Твери 1 . Родители его были люди благочестивые, богатые и знатные. Они долго были бездетны и испросили себе у Бога сына только усердной молитвой. С особенным старанием заботились родители о воспитании и обучении единственного своего сына, а последний, отличаясь прекрасными умственными способностями, а также кротостью и незлобием, оказался весьма успешен в учении и «возрастал в любви у Бога и у человеков». Обучение и воспитание юношества в те далёкие времена носило строго церковный характер; поэтому немудрено предположить, что благочестивый и усердный отрок с юных лет усвоил себе знание слова Божия, а особенно жития святых. Как из этих источников, так и из наблюдений над современной жизнью св. Арсений должен был прийти к сознанию, что жизнь в «мире» со всеми непрочными удовольствиями его, по изречению библейского мудреца, есть «суета сует». Надобно припомнить время, когда рос и подготовлялся к подвигам духовным св. Арсений. Он родился, когда вымирали последние старики, родившиеся около времени татарского разгрома Русской земли; но впечатление пережитого тогда всеми русскими людьми ужаса постоянно подновлялось многократными местными нападениями татар. Стремление покидать мир усиливалось от части и от того, что в мирском обществе зарождалось в это время сознание необходимости приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. – Люди с особенно чуткой совестью, к числу которых принадлежал, конечно, и св. Арсений, видевшие в тяжёлых испытаниях, ниспосланных на Родину, наказание за грехи мира, спешили удалиться от этого мира в монастыри и непроходимые леса, чтобы там постом, пламенной молитвой и строгой жизнью искупить и свои грехи, и грехи того же мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патерик новоканонизированных святых (Часть II) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 30 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 От редакции В этом выпуске “Патерика” мы публикуем сведения о святых, прославленных Русской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Поскольку сбор материалов по этому разделу “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет ар­хи­мандрит Макарий (Веретенников). Материалы этого выпуска готовили священник Михаил Исаев, диакон Павел Конотопов, диакон Михаил Першин, М. Журинская. Священномученик Арсений Ростовский (Мацеевич) — †28 февраля 1772 Прославлен в 2000 г. 1 . Память празднуется 28 февраля/12 марта Священномученик Арсений (Мацеевич) происходил из бед­ной польской шляхты и был сыном униатского священника Иоанна Мацеевича, служившего в Спасской церкви во Владимире Волынском. Родился он в 1696 (или 97) году (согласно автобиографии 1738 года, в которой указано, что ему 42-й год). Во святом крещении был наречен Александром. Образование получил в академиях: Владимирской, Варенжской, Львовской и Киевской. Прибыв в Киев в 1715 г., Александр оставил униатство. Пробывши в Киевской академии не более одного года, он в 1716 году принимает постриг с именем Арсения в Новгород-Се­верском Спасском монастыре, где в сане иеродиакона получает должность проповедника и учителя латинского языка. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) Здесь он проводит два года, которые стали лучшим временем его жизни (дважды, в 1745 и 1763 гг., он просил Святейший Синод поселить его на покое именно в этом монастыре). Но в 1718 году он вновь поступил в Киевскую академию “для слушания философии и богословия” и здесь в 1723 году принял сан иеромонаха. Окончив курс в 1726 году, иеромонах Арсений два года жил “в послушании” при архиепископе Варлааме (Вонато­виче) и был проповедником, а затемпоселилсяв Киево-Печер­ской Лавре. Краткое время он пробыл в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. К этому времени иеромонах Арсений был известен как образованный проповедник; тогда же, очевидно, сформировались его взгляды на светскую власть и на независимость от нее власти церковной.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Преставление русского монаха. Собака псевдо-Василия Последние подвиги Со старцем Паисием-подвижником Небольшие поучения старца Арсения Из жизни старца Арсения Отныне и впредь будут говорить: «Иеромонаха Харалампия» Последние годы в монастыре Дионисиат. Кончина старца Арсения В священную обитель святого Дионисия В монастырской больнице Плоды многолетних трудов Блаженная кончина Погребение старца Эпилог Приложение Иеромонах Харалампий, исихаст и игумен (1910–2001) Чудеса, совершавшиеся по молитвам отца Харалампия Отец Харалампий как духовник Примечания   Приветствие Его Блаженства Архиепископа Хризостома С отеческой заинтересованностью мы приветствуем издание книги «Старец Арсений Пещерник». Ее автору, отцу Иосифу Дионисиатису, киприоту по происхождению и монаху, проведшему более тридцати лет на Святой Горе, посчастливилось общаться со святыми людьми, которые жили по заповедям Евангелия и являлись образцами добродетели и святости. Одним из таких наших святых современников является и старец Арсений, житие и поучения которого содержит настоящая книга. Будучи убеждены, что читатели книги «Старец Арсений Пещерник» получат благодаря ей пользу, мы благословляем ее издание и предлагаем ее для чтения христоименитой полноте нашей Церкви. Молитвенник ко Господу Хризостом, Архиепископ Кипрский Священная Архиепископия Кипра, 20 июня 2001 года   «Тихий и великий делатель добродетели» Старец Арсений К старцу Арсению поистине может быть отнесено евангельское: вот подлинно Израильтянин, в котором нет От природы он был прямым, простым, беззлобным, кротким, послушным и исключительно редким подвижником, также и нестяжательным. К старцу Арсению всегда можно было отнести евангельское: да, да; нет, Никогда он не злопамятствовал, что бы ты ему ни сделал, никогда не гневался, никогда не причинял никому вреда. Послушание его было совершенным, поэтому благодаря послушанию и абсолютной вере в он ежедневно жил превыше законов естества. Совершать бдение он начинал вечером, трудясь в тысячах поклонов и во всенощном стоянии до самого рассвета.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Скачать epub pdf Монах на коне Преподобный Арсений (в миру Феодор) родился в селении Фарасы в Каппадокии (Малая Азия). Ребенок рано лишился родителей. Как-то Феодор со старшим братом переходили небольшую реку, и малыша унесло течением. Старший брат со слезами стал молиться святому великомученику Георгию, храм которого находился неподалеку. Внезапно прямо перед ним оказался Феодор – целый и невредимый. Малыш рассказал, как один всадник, похожий на монаха, выхватил его из воды и на коне вывез на берег. С этого момента Феодор стал говорить, что он тоже станет монахом. Мечту свою он осуществил: окончил семинарию, подвизался в монастыре святого Иоанна Предтечи и принял монашеский постриг с именем Арсений. Там юноша был рукоположен в диаконы и направлен митрополитом Паисием II в Фарасы обучать грамоте детей бедняков по церковным книгам. Учитель 55 лет преподобный Арсений окормлял, наставлял и утверждал в вере жителей греческого селения Фарасы, которое было свободным греческим островком в глубинах Малой Азии, оплотом православной веры, греческого языка и культуры.   К Фарасам относились еще шесть более мелких селений, расположенных примерно в 200 километрах южнее главного города Каппадокии – Кесарии. Греческие селения постоянно находились под угрозой быть уничтоженными турками, хотя им и была предоставлена относительная свобода под давлением православной России. В Фарасах насчитывалось 50 церквей и множество святых источников, славящихся своими чудесами по всей Каппадокии. Фарасиоты любили Церковь , имели благоговение и подвижнический дух. Весь год в посты и постные дни большинство фарасиотов вкушали пищу и пили воду только один раз в сутки – вечером. Турки не хотели, чтобы греческие дети получали образование, но отец Арсений, приехав в Фарасы, несмотря на свою молодость, повел дело с большим рассуждением. Он проводил уроки в большой комнате, не за партами, а расстелив на полу овечьи шкуры, на которых сидели, поджав ноги, его ученики. У турок это не вызывало раздражения, поскольку они думали, что дети собрались на молитву. Преподобный не просто давал своим ученикам знания, он учил их Иисусовой молитве, наставлял в покаянии и благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Kappad...

1 В кн. Lowrie D. A. Christian Existentialism: A Berdyaev Anthology. London, 1965. — P. 86—87. 2 См. The Trinity and the Religious Experience of Man. New York/London, 1973. — P. 66. 3 Солженицын А. И. В круге первом. Роман. Кн. I//Малое собрание сочинений. Т. I. М., 1991. — С. 101. 4 Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах//Собрание сочинений. IV. Paris. 1989. — С 99. Ср. Florensky P. Salt of the Earth: Or a Narrative on the Life of the Elder of Gethsemane Scete Hieromonk Abba Isidor. Platina, 1987. — P. 11. (Русский оригинал: Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским//Священник Павел Флоренский. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1994. — Пер.) 5 Jacob of Serug. Homily on Simeon the Stylite/Trans. S. A. Harvey, ed. V. L. Wimbush//Ascetic Behavior in Greco-Roman Antiquity: A Sourcebook, Studies in Antiquity and Christianity. Minneapolis, 1990(далее — Ascetic Behavior). — P. 21—22. 6 Ascetic Behavior (Vaage L. A.). — P. 117. 7 Philo. On the Contemplative Life 8.66//Ascetic Behavior. — P. 149. 8 On Hermits and Desert Dwellers, lines 329 ff//Ascetic Behavior. — P. 75. 9 Арсений 1//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (далее — Арсений с указанием номера сказания), также PG 65. 10 Арсений 28. 11 Арсений 13. 12 Макарий 26//Достопамятные сказания... (далее — Макарий с указанием номера сказания), ср. Макарий 40. 13 Преподобный Павел Фивейский. — Пер. 14 См. Vita by Jerome//Ascetic Behavior. — P. 357—369. Сам Павел, возможно, и легендарен, но его история типична. В то время многие реальные люди, чья жизнь исторически зафиксирована, ушли в пустыню подобно Павлу Фивейскому и стойко избегали контактов с другими. 15 Библиографию работ об авторстве Жития Антония см. в кн. Petersen A. Athanasius and the Human Body. Bristol, 1990. — P. 33, примеч. 69.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3481...

45. 1666 г., февраль по май. Соборное определение и собственноручные записки митрополитов: а) Новгородского Питирима, б) Казанского Лаврентия, в) Ростовского Ионы, г) Сарского и Подонского Павла и д) бывшего Сербского Феодосия; е) архиепископов: Вологодского Симона, ж) Смоленского Филарета, з) Рязанского Илариона, и) Тверского Иоасафа, i) Псковского Арсения; к) епископа Вятского Александра; архимандритов: л) Троицкого Иоасафа, м) Новоспасского Иосифа, н) Юрьевского Феодосия, о) Казанского Преображенского Мисаила, п) Хутынского Иосифа, р) Соловецкого Варфоломея; игуменов: с) Знаменского Арсения, т) Угрешского Викентия, у) иеромонаха Арсения (Салтыкова) и Симонова монастыря ф) старца Серапиона, – о том, что они ожидаемых в Москву восточных патриархов, Паисия и Макария признают православными, равно греческие книги, по которым они совершают богослужения, как рассмотренные уже на местных соборах 1654 и 1656 г., признают также православными † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Настоящего лета сего от создания мира 7174 года, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666 года, в месяце Феврале, сошедшимся нам, архиереям Российского государства, в богоспасаемый преименитый царствующий град Москву, случившегося во время сие, Божиим попущением, грех ради наших, от зломысленных неких человек мятежа и раздора, долженствует совопроситься всем нам любовно между собой. Первое, как нам долженствует исповедать святейших греческих патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, аще они православные суть? Второе, книги греческие, печатные и древние рукописные, их же святейшие греческие патриархи употребляют, и по них всё словословие Божие исполняют и чины церковные, как исповедать долженствуем? Третье, собор, бывший в богоспасаемом преименитом царствующем великом граде Москве, при благочестивейшем и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем Никоне патриархе , и царского пресветлого величества при всём его синклите, подписанный священных руками, как исповедать ныне нам долженствует, иже содеялся в царских палатах, в лето от создания мира 7162, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 1654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

8. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Глас 5-й. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого. Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах. Примечание. Песнопения Недели о слепом поются в течение четырех дней: в воскресенье, понедельник, вторник и среду. При совершении службы Триоди в соединении с бденной службой апостола и евангелиста Иоанна Богослова следует руководствоваться 2-й Марковой главой под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом» . Примечание. «Святаго же Арсения служба оставляется, и поется, егда хощет настоятель, или церкве начальник» (Типикон, 8 мая, 2-я Маркова глава, 3-е «зри»). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, праздника Триоди (о слепом), глас 2-й – 3 (первая стихира – дважды), и апостола 4. «Слава» – праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Господи, мимоходя путем...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й (см. на литии). «Слава» апостола, глас 4-й: «Возлег на перси...», «И ныне» праздника Триоди (о слепом), глас тот же: «Все житие слепый нощь помышляя...» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихира воскресная, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа...», и стихиры Пасхи, глас тот же (с припевами их). «Слава» апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов...», «И ныне» – праздника Триоди (о слепом), глас 8-й: «Правды Солнце мысленное...» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-21/

Август 24-й день. Преподобный Арсений Комельский Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и притоном разбойников, издавна казался какой-то обетованной страной любителям безмолвия, стремившимся сюда со всех сторон. Монашеский топор в продолжение двух веков то там, то инде не переставал рубить вековые сосны и ели, пролагая новые пути и обращая в иноческие обители берлоги медведей и становища разбойников. По течению одной только незначительной речки Нурмы было несколько иноческих обителей, а сколько было рассеяно пустынь и уединенных келлий по громадному пространству этого леса! Там в непроходимых чащах леса, за мхами и болотами, жили люди, проникнутые древним христианским духом и составлявшие свой особый мир. Комельский лес воспитал в своих недрах целый сонм великих подвижников и основателей монастырей. Среди сего светлого сонма святых мужей, подвизавшихся в Комельском лесу, преподобный Арсений был уже последним по времени. Замечательно то, что население как началось иноками Комельского леса, так и окончилось выходцами из Сергиевой лавры, принесшими на место подвигов своих благословение великого аввы. Преподобный Арсений происходит из дворянского рода Сухорусовых. Он принял иночество в обители великого аввы Сергия. Трудами и постом изнуряя тело и умерщвляя страсти, он в то же время старался укреплять душу свою молитвой, чтением душеполезных книг и переписыванием их то для своего монастыря, то для других церквей. Как драгоценный памятник его трудов доныне сохранилось в обители Евангелие, написанное им в Сергиевом монастыре в 1506 году, на котором можно прочитать такую смиренную подпись: «Писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сухорусов». Примерная труженическая жизнь и высокие добродетели Арсения снискали ему всеобщую любовь и уважение, а потому в 1525 году вся братия единогласно избрала Арсения, как самого достойного, в настоятеля лавры. Но это избрание, лестное для других, показалось смиренному иноку тяжелым бременем, которое он согласился принять на себя только из послушания, ради моления и слез братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010