Серин Арсений Александрович, священник Родился в 1895 г. Находился в лагере с епископом Афанасием. Был поваром на 8-м лагерном пункте Дубравлага. После освобождения в 1960 г. из дома инвалидов уехал из России к семье в Австрию. Скончался в 1984 г. 1. 5 января 1955 г. Многоуважаемый Афанасий Григорьевич, я и Иван Аркадьевич 626 шлем привет и поздравляем с праздником и Новым годом. Желаем здоровья, счастья и спокойствия душевного. Мы живем хорошо и чувствуем себя гораздо лучше. Я немного приболел и теперь имею отдых 21 день. Провожу время в работе, для меня привычной и уже нетрудной. На мое письмо ответа от Вас не получил и буду ждать теперь с нетерпением. Вас уважающий А. Серин. 5/I–1955 г. Д. 4. Л. 61–61 об. Подлинник. Автограф неизвестного лица (написано под диктовку). Оборот почтовой карточки. «Куда: ст. Потьма, Зубово-Полянский инвалидный дом. Кому: гр. Сахарову Афанасию Григорьевичу Адрес отправителя: Мордовская АССР. ст. Потьма, почт[овое] отд[еление] Явас, п[очтовый] ящ[ик] 385/11. Серин Арсений Александрович». 2. 3 мая 1955 г. Преосвященнейший Владыко! Поздравляю Вас с прошедшим праздником Светлого Воскресения. Христос Воскресе! Дорогой Владыко, с 26.I с.г. я освобожден из-под стражи и с 4/II с.г нахожусь на пересыльном лагере Потьма. Если Бог даст, то в скором времени буду дома. Преосвященнейший Владыко, если есть возможность, будьте добры послать мне небольшую посылку. Я в настоящее время очень нуждаюсь, и мне нужна поддержка. Простите меня за нахальство и вымогание. Вы единый, к кому могу обратиться в тяжелый момент моей жизни. Благодарю Вас за Вашу помощь и внимание, которое Вы мне оказали. Да хранит Господь Бог Вас на многая лета. Целую Вашу десницу. Любящий Вас о. А. А. Серин. P.S. Мой адрес: Мордовская АССР, Зубово-Полянский р-н Потьма, п[очтовый] ящ[ик] 144. 3.V.55 г. Д. 7. Л. 37–37 об. Подлинник. Автограф. 3. 3 мая 1956 г. 3.V.56. Дорогой о Господе Е[пископ] А[фанасий]. Сердечно приветствую Вас с наступающими праздниками Христова Воскресения и желаю Вам от души: здравия и долгоденствия на многая лета. Сегодня я получил Ваше письмо, воистину для меня был большой праздник. У нас неожиданная новость. Нам сообщили, что нас отпускают и должны хлопотать с воли через ОВИР 627 . Медицинскую комиссию мы прошли и получили 2 категорию. Обещали нас поместить в Зубово-Полянский инвалидный дом. Я был болен, 2½ месяца пришлось лежать в кровати. Но сейчас, слава Богу, хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Арсения Великого Память 8 мая Преподобный Арсений родился в Риме от благочестивых родителей – христиан, которые воспитали его в страхе Божием и обучили его наукам. Арсений был мужем не только добродетельным, но и весьма мудрым: он изучил сочинения всех риторов и философов и хорошо знал как греческий, так и латинский языки. Однако он оставил суетную жизнь мирскую и пренебрег эллинским любомудрием; он вступил в сонм клириков, посвятив себя на служение Богу, так как искал премудрости истинной, восхваляемой святым апостолом Иаковом, той премудрости, которая «чиста, мирна, скромна», послушлива, преисполнена «милости и добрых плодов» ( Иак.3:17 ). Арсений, приняв на себя сан диакона великой римской церкви, проводил жизнь целомудренную, стараясь соделать из себя достойное жилище святого и всеосвящающего Духа. В это время восточною частью Римской империи управлял Феодосий Великий 3018 , а западною – Грациан 3019 . Феодосий, имея двух сыновей – Аркадия и Гонория, искал для них такого учителя, который бы научил их не только человеческой, но и божественной мудрости; Феодосий хотел, чтобы дети его были обучены не только философии и другим эллинским наукам, но и добродетельной богоугодной жизни христианской. С этою целью Феодосий приказал искать по всей империи своей такого человека, однако, найти не мог, потому что посланные его находили много умных и ученых людей, проводивших жизнь не богоугодную, и, наоборот, встречали людей жизни благочестивой, но совершенно не обученных светским наукам. Поэтому Феодосий вынужден был написать к западному императору Грациану о том, что ему для обучения детей нужен такой именно человек, как сказано выше. Грациан же, посоветовавшись об этом с папою Дамасом 3020 , сказал ему: «Стыдно будет царству нашему, если мы не найдем в нем человека добродетельного и мудрого, какого просит император Феодосий. Нам нужно найти такого человека, который мог бы сыновей его и философии научить, и наставить страху Божию не только словом, но и примером своей добродетельной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Согласно тексту Жития, Арсений, инок новгородского Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , совершил паломничество на Афон, где провел 3 года. Когда он пожелал вернуться домой и основать на сев. землях обитель во имя Пресв. Богородицы, игум. Иоанн вручил Арсению «Устав Святой горы» и по древней афонской традиции благословил иконой Божией Матери, «которую и доныне в обители блаженного все видят, называемую Святогорская» (Житие. 2005. С. 162-163). В 1393/94 г. Арсений возвратился с иконой в Новгород и основал мон-рь на о-ве Коневец на оз. Нево (Ладожское). Память о Лисицком мон-ре сохранилась в посвящении возведенной в 1398 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы (НовгорЛет. С. 233), а поставленная в ней афонская икона Божией Матери служила залогом процветания обители. Автор Жития не описывает ее вид и извод, но называет икону по месту происхождения «Святогорская»; он также не говорит о ней как о чудотворной. Прп. Варлаам в Житии подчеркивает, что именно эта икона находилась на Коневце в годы его игуменства (в сер. XV в.): «...доныне в своей обители сохранили Божией благодатью целой и невредимой» (Житие. 2005. С. 154-155). Автор неоднократно упоминает древний образ Богоматери и всякий раз отмечает его происхождение со Св. Горы: видимо, в мон-ре были и др. Богородичные иконы. Однако именно К. и. участвует в молебнах вне храма, что подтверждает первоначальную функцию образа как иконы «личного моления» (а возможно, и ее процессионное назначение): «…взяв икону Пречистой Богородицы, принесенную от Святой горы, которой благословил его святогорский игумен Иоанн... и пошли они к камню, и пели молебен Пресвятой Богородице» (Там же. С. 166-167); «…блаженный Арсений повелел облачить его в священническую одежду, и взял икону Пресвятой Богородицы, которую принес со Святой горы, и пошли на то место, и обошли его, начертав монастырь, как было ему явлено» (Там же. С. 174-175). Традиция именования иконы «Святогорская» сохранялась и впосл., о чем свидетельствует надпись на дощечке, к-рая была прикреплена сначала к чудотворной К. и., находившейся в XVII-XVIII вв. в иконостасе ц. в честь Воскресения Господня в Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре близ Новгорода (освящена в 1699/1700), а после возвращения ее на Коневец в 1799 г.- на сделанном тогда же и оставленном здесь списке: «...в нем же и образ сей пресвятой Богородици Святогорския и около ея кондаки и икосы» - указанный извод был характерен для афонских икон Богоматери Акафистной, напр. для чудотворного образа мон-ря Хиландар ( Акафистная Хиландарская икона Божией Матери ).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Среди научных проектов Свято-Тихоновского университета особое место занимает публикация дневника одного из наиболее выдающихся иерархов Русской Церкви ХХ века – митрополита Арсения (Стадницкого) . В 2006 г. вышел первый том Дневника 2 , охватывающий период с 1880 по 1901 г. Всего предполагается издать не менее восьми томов, что займет, очевидно, еще несколько лет. Ввиду особого значения в истории Русской Церкви Поместного Собора 1917–1918 гг., 90-летний юбилей которого мы недавно отметили, было принято решение издать, не откладывая наконец, ту часть дневника, которая посвящена Великому Поместному Московскому Собору 1917–1918 гг. Естественно, каждому, кому небезразлична история Русской Церкви, будет интересно узнать, что писал о Соборе, о восстановлении Патриаршества и о самом Патриархе Тихоне, человек, принимавший самое активной участие в работе Собора, второй кандидат на Патриарший Престол, фактически Председатель Собора в 140 его заседаниях. Выдающийся церковный и государственный деятель митрополит Арсений родился в 1862 г. в молдавском селе. В 1885 г. окончил Киевскую духовную академию и в том же году был пострижен в монашество. В 1897–1903 гг. сначала инспектор, а затем и ректор Московской духовной академии (в дневнике за 1917 г. академии посвящены самые светлые страницы его воспоминаний). В 1898 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. С 1903 г. епископ Псковский и Порховский. В 1904 г. удостоен степени доктора церковной истории. Член Предсоборного Присутствия. С 1907 г. член Государственного совета. С 1910 г. архиепископ Новгородский и Старорусский. Неоднократно в годы лихолетья подвергался репрессиям. Проходил по одному делу в 1922 г. с Патриархом Тихоном. С 1924 г. фактически находился в ссылке в Средней Азии, где ему было разрешено свободно проживать до конца жизни. С 1933 г. митрополит Ташкентский. Скончался митрополит Арсений 10 февраля 1936 г. в Ташкенте. Подробно о всем Дневнике митрополита Арсения можно узнать из «Предисловия» к первому тому 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Усть-Медведицкая игумения Арсения (Память 21 июля). Игумения Арсения, в миру Анна Михайловна Себрякова. Ее родители Михаил Васильевич и Мария Алексеевна Себряковы были знатные и самые богатые дворяне во всем Войске Донском. Отец ее занимал высокую и почетную должность областного предводителя дворянства Войска Донского, был образованным русским человеком прошлого столетия и глубоко религиозным. Матери своей Анна Михайловна лишилась рано, лет пяти или даже менее того, так что не помнила ее. Ее родители, как люди благочестивые и набожные, ежегодно ездили в Воронеж на поклонение мощам святители Митрофана и для бесед с святителем Воронежским Антонием. Иногда в такое путешествие Михаил Васильевич и Мария Алексеевна брали с собой кого-нибудь из детей. Раз, когда Анне Михайловне было три года, родители взяли и ее с собою и, по обыкновению, посетили архиепископа Антония, прося его святительского благословения их малолетней дочери Анне, которую няня держала на руках, но девочка вырвалась с рук няни и поклонилась в ноги архиепископу Антонию, к великому удивлению и изумлению ее родителей и няни. Тогда великий святитель благословил ребенка и сказал ее родителям: «ваша дочь Анна будет монахиня и великая подвижница». Отец Анны Михайловны, рано сделавшись вдовым, всю свою жизнь посвятил на воспитание детей, которых у него осталось шестеро: три сына и три дочери, из них Анна была младшая. Он стал вести жизнь аскета и строго наблюдал за детьми, дал им блестящее образование и светское воспитание – достойное того высокого положения, какое он сам занимал, но более всего обращал внимание на православно-христианское воспитание души ребенка, развивал уважение ко всему святому, заставлял изучать жизнь подвижников и мучеников. Более всех он обращал внимание на младшую свою дочь, а Анна Михайловна от природы была одарена редким умом, памятью, соображением и находчивостью, восприимчивостью и отзывчивостью ко всему доброму. Под влиянием чисто христианского воспитания, с ранних лет Анна Михайловна начала увлекаться жизнью подвижников, и рано у нее созрела мысль подражать им, хотя родитель ее, Михаил Васильевич, будучи сам строгим подвижником, не поощрял ее на это, а, напротив, отклонял и рано стал ей предоставлять права хозяйки дома (старшие его дочери были уже замужем). Он думал, что и Анна Михайловна полюбит светскую жизнь, по примеру ее сестер; но она, едва достигнув семнадцатилетнего возраста, умолила своего родителя благословить ее на тесный иноческий путь со всеми его лишениями н трудностями. Михаил Васильевич, вероятно, помня предсказание архиепископа Антония, благословил свою семнадцатилетнюю красавицу дочь на жизнь иноческую и лично привез ее в 1850 году в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, отстоявший от его имения верстах в семидесяти, в келлию родственницы своей – монахини Леониды Ладыгиной и, с согласия настоятельницы монастыря – игумении Вирсавии, отдал Анну Михайловну под начало монахине Леониде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Часть первая. Жизнеописания выдающихся старцев и подвижников русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Иеросхимонах Арсений Афонский Смело можно сказать, что в середине XIX века иеросхимонах Арсений 4 являлся ключевой фигурой в истории возрождения русского монашества на Афоне. Промыслом Божиим этот выдающийся подвижник сыграл решающую роль в судьбе всех трех русских обителей: Русского Ильинского скита, Русского Андреевского скита и Русского Пантелеимонова монастыря. Он стоял у истоков возрождения Русского Ильинского скита и Русского Пантелеимонова монастыря, активно содействовал основанию Русского Андреевского скита, не говоря уже о том, что благодаря его прямому участию и по его благословению было создано большое количество русских келлий. Родился иеросхимонах Арсений в Великороссии, в городе Балахна Нижегородской губернии, стоящем на берегу великой и славной реки Волги, от благочестивых родителей-мещан, фамилия которых неизвестна. По рождении он был просвещен святым крещением и наречен Алексием. В отрочестве обучался чтению и письму. Юность его была наполнена житейскими и мирскими попечениями. Но Господь, провидя в нем жилище Святого Духа, не дал ему погрязнуть в мирских страстях и похотях. С раннего детства вложил ему в разум желание заняться чтением Божественных и святоотеческих писаний, благодаря которым Алексий скоро мог рассмотреть и познать суету и прелесть этого мира и бесполезность для его души всего того, что этот мир мог дать ему. На двадцатом году жизни Алексий Бога ради оставил дом свой и родителей и пошел странствовать по российским монастырям, искать удобного места для спасения своей души. Придя в Московскую губернию, в Пешношскую общежительную пустынь, он положил начало своей монашеской жизни, определился в число братии и три года проходил там различные послушания. Потом появилось у него желание идти за границу, по молдавским монастырям, которые тогда славились великими старцами и подвижниками. Когда он открыл свое желание духовному отцу – игумену Пешношской обители, то игумен долго его отговаривал от исполнения этого намерения, однако в конце концов благословил его, и Алексий отправился в путь. Дойдя до Киева и поклонившись святым мощам киевских чудотворцев, нашел он там себе спутника именем Никита, уроженца Тульской губернии, который после этой встречи был ему сподвижником во всех скорбях, трудах и подвигах более сорока лет до самой смерти. Взяв благословение киевских чудотворцев и помолившись им, они вместе отправились в путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1882 г. 1 . – Материалы: 1. Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патриарха Никона . 2. Список с настольной грамоты патриарху Московскому Никону. Христианское Чтение (журнал, издаваемый С.-Петербургской духовной Академией), 1882 г., кн. 7–8. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–34) напечатано было 20 экземпляров. Получено гонорара ок. 63 рублей. 2 . – Собрание патриархом Никоном книг с востока. (Подписана: май 1882 г.). Там же кн. 9–10. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–51) напечатано было 30 экземпляров. Получено гонорара ок. 93 рублей. 1883 г. 3 . – Материалы для истории Русской церкви. (1. Резолюция Филарета митрополита Московского, последовавшая 2 февраля 1865 г. на докладе учрежденного собора Троице-Сергиевой Лавры об исправлении дома митр. Платона в Вифании и о прощении Вифанскому монастырю долга в 5000 рублей. – 2. Письмо иеромонаха Евграфа к Платону митрополиту Московскому). Христианское Чтение 1883 г., кн. 1–2, стр. 282–284. Отдельных оттисков не было. За эти материалы вместо гонорара были сделаны оттиски статей: 1) Чина п. Никона и 2) Собрания им книг с востока (см. выше 1 и 2). 4 . – Указатель ко всем периодическим изданиям (Императорского) Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете за 68 лет. 1815–1883 гг. Москва, 1883 г., типография Е. И. Погодиной, стр. 1–197+I–II. Был предложен для издания Обществу, но не принят. Напечатано было 600 экз. Уплачено было за печатание 166 рублей, за брошюровку 8 руб., за бумагу 37 руб. 80 коп. Отзывы: 1) Исторический Вестник 1884 г. февраль, стр. 431–433. К. Н. В. (Карнович). – 2) Журнал Учебного Комитета при Свят. Синоде от 6 декабря 1885 г. 480 (напечатан в Церковном Вестнике за 1886 г., 8, часть официальная. Указатель одобрен был для фундаментальных библиотек духовных семинарий). – 3) Библиограф 1885 г. сентябрь. – Я. – 5 . – «Статейный список» и «Прения с греками о вере» Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова . Христианское Чтение 1883 г., 11–12. Отдельные оттиски (в количестве 90 экземпляров), Спб. 1883 г. (стр. 1–69), с сорочкой (напечатанной в Москве): Старца Арсения Суханова «Статейный список» и «Прения с греками о вере». С предисловием, примечаниями и приложениями С. А. Б–ва). Получено гонорара 89 руб. 3 коп. 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

2 марта Православная Церковь отмечает день памяти великомученика Феодора Тирона. Кто празднует именины в марте? Какие женские и мужские имена нужно давать новорожденным? Всё о православных праздниках марта, мы публикуем в статье! Именины в марте (как назвать мальчиков и девочек в марте) Святой великомученик Феодор Тирон Именины в марте: 1 — Даниил, Илья, Макар, Никон, Павел, Порфирий, Юлиан. 2 — Мария, Михаил, Николай, Павел, Порфирий, Роман, Федор, Феодосий. 3 — Анна, Василий, Виктор, Владимир, Кузьма, Лев, Павел. 4 — Архип, Дмитрий, Евгений, Макар, Максим, Никита, Федор, Федот, Филимон. 5 — Агафон, Антон, Афанасий, Варлам, Василий, Давид, Денис, Иван, Игнат, Иона, Лев, Леонтий, Лука, Николай, Пахом, Пимен, Савва, Сергей, Сидор, Тит, Тихон, Федор, Филипп, Фома, Ярослав. 6 — Александр, Георгий, Григорий, Даниил, Захар, Иван, Константин, Ольга, Павел, Тимофей. 7 — Андрей, Афанасий, Вавила, Варвара, Владимир, Виктор, Елизавета, Иван, Иосиф, Ирина, Михаил, Николай, Прасковья, Сергей, Степан, Тит, Федор, Филипп. 8 — Александр, Алексей, Антон, Демьян, Иван, Кузьма, Михаил, Моисей, Николай, Поликарп, Сергей. 9 — Иван, Иларион. 10 — Александр, Антон, Евгений, Тарас, Федор. 11 — Анна, Иван, Николай, Петр, Порфирий, Севастьян, Сергей. 12 — Макар, Михаил, Петр, Прокоп, Сергей, Степан, Тимофей, Тит, Юлиан, Яков. 13 — Арсений, Василий, Иван, Кира, Марина, Нестор, Николай, Сергей. 14 — Александр, Александра, Анна, Антон, Антонина, Василий, Вениамин, Дарья, Евдокия, Иван, Матрона, Михаил, Надежда, Нестор, Никифор, Ольга, Петр, Сильвестр. 15 — Агафон, Арсений, Иосиф, Савва, Федот. 16 — Марфа, Михаил, Севастьян. 17 — Александр, Василий, Вячеслав, Герасим, Григорий, Даниил, Павел, Яков. 18 — Адриан, Георгий, Давид, Иван, Ираида, Константин, Николай, Марк, Федор, Феофан. 19 — Аркадий, Константин, Федор. 20 — Анна, Антонина, Василий, Евгений, Евдокия, Екатерина, Емельян, Ефрем, Ксения, Лаврентий, Мария, Матрона, Надежда, Нестор, Николай, Нил, Павел. 21 — Афанасий, Владимир, Иван, Лазарь, Феодосий.

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть II В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви В период Патриаршества Иосифа в Москве значительно продвинулось вперед дело создания духовных школ. Правда, как и книжная справа, школьное дело устраивалось в основном без участия Патриарха, с которым окружение Алексея Михайловича считалось мало. В это время в Москве начинают постепенно собираться ученые киевляне, которых московские консерваторы встречают с недоверием по причине латинской ориентации Могилянской школы. Еще в 1640 г. митрополит Киевский Петр Могила предлагал царю Михаилу открыть в Москве монастырь, где могли бы разместиться ученые киевские монахи с целью научения москвичей греческому и латыни. Но тогда ответа из Москвы так и не последовало. Киевлян опасались. Но устроить школу с помощью греков тоже не удалось. В 1645 г. в Москву прибыл митрополит Феофан Палеопатрасский, который от имени Патриарха Константинопольского Парфения предложил открыть в Российской столице греческую типографию, которая могла бы одновременно стать основой для школы. Но в 1646 г. митрополит Феофан прислал в Россию для устроения типографии ученого греческого монаха – архимандрита Венедикта, который вызвал неприятие у москвичей своим крайним высокомерием, сочетавшимся с неумеренным попрошайничеством. С Венедиктом пришлось расстаться и с идеей создания в Москве греческой школы – тоже. С воцарением Алексея Михайловича при дворе стали с симпатией относиться к киевским монахам, в которых видели удачный пример перенесения западной учености на православное основание. Так возобладала новая тенденция в подходе к делу устроения духовного просвещения в Москве: привлечение ученых малороссов. Алексей Михайлович лично писал к митрополиту Киевскому Сильвестру Коссову, преемнику Петра Могилы, с просьбой прислать монахов для книжной справы и заведения школы в Москве. Государь называл имена тех, кого хотел бы видеть в своей столице, – Дамаскина Птицкого и Арсения Сатановского. Сильвестр Коссов отозвался на просьбу и прислал в Москву иеромонахов Киево-Братского монастыря, при котором помещалась Могилянская коллегия: Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого. Вскоре к ним присоединились Дамаскин Птицкий и Феодосий Сафонович. Киевляне должны были принять участие не только в устроении школы: в Москве намеревались переиздать славянскую Библию, для чего необходимо было сличить ее не только с Острожским изданием 1580 г. и древними славянскими списками, но и с греческим текстом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436320/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010