В надписи на триумфальной стеле ок. 1210 г. фараон Мернептах восхваляет свою победу над городами и племенами Ханаана, в т. ч. и над Израилем. Т. к. Израиль изображен здесь иероглифом, обозначающим не страну, а народ, исследователи считают, что во времена Мернептаха процесс завоевания и заселения Ханаана еще не был завершен и событие исхода поэтому должно было произойти в середине эпохи Рамсеса II, возможно в последние годы его царствования или в начале правления его сына Мернептаха ( Donner. 1995). Большое значение для определения хронологии исхода имели археологические раскопки, в частности проведенные в 30-х гг. XX в. в Заиорданье под рук. Глюка. Тогда выяснилось, что гос-ва Эдом и Моав в том виде, как они описаны в Библии (Числ 20. 17-20), в XIII в. еще не существовали. Заиорданье, согласно выводам Глюка, не было заселено оседлым народом с XVIII до XIII в., а городские центры начинают возникать ок. IX-VIII вв.; в Юж. Заиорданье в период позднего бронзового - 1-й фазы раннего железного века (т. е. 1400-1200), за редким исключением, преобладали небольшие поселения земледельцев и кочевников. Раскопки в Эдоме показали, что относящиеся к железному веку Ароер, Восора (Боцра), Умм-эль-Бияра и др. были заселены только в VIII-VII вв. Не было найдено археологического подтверждения завоевания городов Заиорданья, описанного в Числ 21. 30,- Дивона (ныне Дибан) и Есевона (ныне Телль-Хисбан). Поэтому серьезное сопротивление кочевников (эдомитов и моавитян?) (ср.: Числ 21. 23-28) израильтяне могли здесь встретить только в XIII в. (ср.: Снигирев. 2007. С. 190). Археологи также выяснили, что ханаанские города в горах Иудеи подверглись внезапному разрушению приблизительно в XIII-XII вв., многие из них отождествляются с городами, взятыми при вторжении Иисусом Навином. Археологически подтверждается разрушение во 2-й пол. XIII в. Телля-Бейт-Мирсима, Лахиша , Вефиля и Асора (см. в статьях Иисуса Навина книга , Исход ). Датировка исхода сер. XV в. также обосновывается данными как письменных источников, так и археологических исследований. Если допустить, что царь Соломон, правивший 40 лет (3 Цар 11. 42), умер в 925 г. до Р. Х., то именно на сер. XV в. (точнее, согласно MT, на 1446) указывают слова 3 Цар 6. 1: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу». Число лет, прошедших от исхода до начала строительства храма, ряд исследователей интерпретируют как символическое. Однако это предание подтверждают слова судии Иеффая : «Израиль уже живет триста лет в Есевоне и в зависящих от него городах…» (Суд 11. 26). Иеффай в конце своего служения говорит, что израильтяне взяли эти моавские города уже давно (ок. 340 лет назад), еще до вторжения в Ханаан (Числ 21. 25-35); в случае ранней датировки исхода его правление приходится на нач. XII в., а в случае поздней - на сер. X в., т. е. уже на период царствования Соломона.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Согласно основному списку городов, к колену Г. принадлежали 4 крупных города: Дивон, Атароф, Ароер, Атароф-Шофан (Числ 32. 33-38). Первоначально колено Г. было сосредоточено вокруг Дивона (см. его именование в Числ 33. 45). В период монархии Заиорданье было известно как «страна Гадова и Галаадская» (1 Цар 13. 7; ср. 2 Цар 24. 5-6), а территория колена Г. относилась к Северному царству. На протяжении истории колено Г. регулярно участвовало в войнах с арамеями, моавитянами, аммонитянами, кедмонеями, агарянами и др. кочевыми племенами. В 10-й строке надписи моавитского царя Меши (IX в. до Р. Х.) сообщается, что «люди Гада жили в земле Атарота извечно». Это подтверждается библейскими свидетельствами (Числ 32. 3, 34; Суд 11. 26). Меша захватил Дивон и сделал его царской резиденцией (ср. Ис 15. 2). В кумран. документе 4Qsama содержатся дополнительные стихи из 1 Цар 11, к-рые сообщают о жестоком притеснении аммонитским царем Нахашем колен Г. и Рувима. В IX в. царь Дамаска Азаил захватил территорию колена Г. (4 Цар 10. 32-33). В Библии отмечается роль колена Г. в поддержке царя Саула и его потомков (1 Цар 31.11-13; 2 Цар 2. 8-9; 9. 3-13), но впосл. подобную военную помощь представители колена оказали царю Давиду, поддержав его в войне с Авессаломом (2 Цар 17. 24-29; 19. 33; 3 Цар 4. 13). В 732 г. до Р. Х. территория колена Г. была опустошена Тиглатпаласаром III (4 Цар 15. 29), а затем захвачена аммонитянами (Иер. 49. 1-6). Из колена Г. происходил прор. Илия (3 Цар 17. 1; Берешит Рабба 71. 8). В Талмуде сказано, что имя Г. знаменовало чудо манны (Шемот Рабба 1. 5). Согласно апокрифическому «Завещанию 12 патриархов»: «Гаду дано погубить разбойничьи толпы, наступающие на Израиль» (5. 5). Свт. Кирилл Александрийский, опираясь на чтение Быт 49. 19 в переводе LXX: «Гад: испытание, он искусит его», полагал, что Г. знаменует собой искушающих Христа фарисеев (Glaph. in Pent.//PG. 69. Col. 365). Упомянутое в Апокалипсисе колено Г. (Откр 7. 5), по мнению свт. Андрея Кесарийского, обозначает тех, кто «увенчан перенесением искушений по примеру Иова» ( Andr. Caes. Apoc. VII 19).

http://pravenc.ru/text/161395.html

263-264 АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) 264-266 266-267 267-268 АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер АРКАДИЙ (Шапошников Андрей Родионович; † 1868), старообрядческий епископ, управляющий Славской епархией 268-269 АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) 269-271 АРКАДИЙ И КОНСТАНТИН ШАМАРСКИЕ († 1857), местночтимые старообрядческие подвижники, преподобномученики (пам. 18 янв., 29 июня) АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг., в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых) 272-273 273-274 274-275 АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда) 275-276 276-277 277-278 278-379 АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии 279-283 283-284 284-285 285-286 286-322 АРМЕНОПУЛ Константин (сер. XIV в.), византийский юрист и канонист, писатель, автор юридичических сочинений 322-323 323-324 324-325 325-326 326-329 АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей 329-355 АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном 355-356 356-374 374-375 375-376 378-378 378-379 АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (ок. 1100-1155), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви 379-380 380-381 АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) АРОЕР название городов: 1) к вост. от Мертвого моря 2) близ г. Раввы город на юго-востоке колена Гадова

http://pravenc.ru/vol/iii.html

131. Ароер (Aroer), город Моавитян, лежащей по ту сторону потока Арнона, принадлежавший некогда древнейшему народу Оммим, а после удержанный сыновьями Лота, т. е. Моавитянами, после того, как они уничтожили прежних жителей; и доныне показывается на вершине этой горы; и поток, стекающий по стремнинам, течет в Мертвое море. Ароер достался в жребий колену Гадову, пред лицем Равва. 132. Аруир (A­ ρουρ), где сражался Иефоай, и есть селение в горах, в 7 милиариях к С. от Элии. 132. Аруир (Aruir), где сражался Иефеай, и ныне есть селение в горах, в двадцатом милиарии к С. от Элии. 133. Арфад (A­ ρωδ), город Дамаска, который завоевал царь Ассирийский; у Исаии, Иеремии и в книгах Царств. 133. Арфад (Arphad), город Дамаска, который завоевал царь Ассирийский, как пишется у Исаии, и Иеремии, и в книгах Царств. 134. Архиатароф (A­ ρχιαταρθ), город жребия Иосифова. 134. Атарот (Atharoth), возле Раммы, в жребии Иосифовом. 135. Аронинм (A­ ρωνιεμ), путь. Исаия в видении на Моавитиду. Аквила: Оронаим ( ρωναμ), Симмах – Оранним ( ραννεμ). 135. Арониим (Aroniim), по Исаии: название пути, в видении на Моава, вместо чего Аквила поместил: Оронаим (Oronaim), а Симмах – Оранним (Orannim). 136. Асадимон (A­ σαδημν), у Иеремии. По-еврейски: τν Σαδημθ; Аквила: предградие. 136. Ассамерот (Assameroth), у Иеремии; вместо чего в Еврейском написано sademoth, что Аквила переводит: предградие. 137. Асафринан (A­ σαεριννσν), северный предел Иудеи. 137. Асаренам (Asarenam), предел Иудеи к С. 138. Асан (A­ σν), колена Иудина. Н ныне есть селение, называемое Вифаса ( Βηθασ), в пределах Элии, к 3., в 16 милиариях. 138. Асан (Asan), в колен Иудине. И доныне селение Бетсан (Bethsan), прилежащее к Элии, на шестнадцатом от нее милиарии. 139. Асан (A­ σν), жребия Симеонова. 139. Асан (Asan), в колене Симеонове. 140. Асар (A­ σρ), город жребия Симеонова. 140. Асар (Asar), в колене Симеонове. 141. Асарадда (A­ σαραραδδ), северный предел Иудеи. 141. Асадада (Asadada), предел Иудеи, обращенный к С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

7. И узрел я в нём и в доме его. И Израиль погиб, погиб, исчез (во веки), и наследовал Амврий... 8. (Страна) Медева, и проживал в ней дни его, и половину дней сына его, сорок лет (и вернул) 9. (И вернул) ее Кемош в дни мои. И я отстроил Ваал-Меон, и я сделал в нём окопы, и я построил 10. Кириафаим (Кирйатан). И люди Гада обитали в земле Атарот издревле, и построил себе царь 11. Израиля Атарот. И я воевал (в городе), и я взял (захватил) его. И я убил весь народ 12. Города, демонстрируя для Кемоша и для Моава. И я вернул оттуда жертвенник Давида 13. (И я волочил) тащил его в присутствии Хамоса в Кериофе. И я поселил в нём людей Шарона и людей 14. Махерет. И сказал мне Хамос: иди, возьми Нево Израиля. 15. И пошел ночью и сражался с ним от прорыва утра (от рассвета) до полудня. 16. И одержал (взял) его и убил всех: семь тысяч мужчин и пришельцев (иностранцев). А женщин и чужеземок 17. и помиловал. Так как Аштар Хамос подвергла заклятию (город), и я взял оттуда (сосуд). 18. Сосуд и я тащил (волочил) их перед Хамосом. И царь Израиля... 19. Иаац и жил в нём при войне его внутри. И изгнал его Хамос передо (мной) 20. (И) я взял из Моава 200 человек – всех глав его. И взял их в Иаац 21. прибавляя к Дивону. Я построил Карху, (крепостные) деревянные стены и стены... 22. (стены) округлые (насыпные). И построил я ворота его, и построил я башни его... 23. (И) я построил царский дом, и я сделал тюрьму обвиненным (пленникам) внутри... 24. ...стен. А (так как) резервуара (для воды) не было внутри стен (внутри города) в Кархо, и сказал всему народу: сделайте для себя... 25. яму (резервуар) в домах своих. И я выкопал рытвину (резервуар) для Кархо (силами) пленников (израильтян) 26. Израиль. Я построил Ароер, и я сделал дорогу в Арнон. 27. Я построил Бет-Вамоф, потому что он был разрушен. Я построил Восор, потому что относился враждебно 28. Дивон вооруженных, потому что весь Дивон подчинился. И я царствовал... 29. ...сотен в городах, которые я присоединю к своей стране. И я построил 30. ...и Бет-Дивлафаим. И Бет-Ваал-Меон, и я привел туда

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

И в книге Царств читаем: и взыде царь Ассирийский в Дамаск, – и взял его и пресели его в Кирену ( 4Цар. 16:9 ), и убил Расина, который был царем Дамаска, что все он потерпел в царствование Езекии в Иерусалиме. Вот, говорит, Дамаск перестанет быть городом; уже близок плен, – царь Ассирийский уже двинул свое войско. И он будет как куча камней, развалинами, – так что стены и следы прежнего величия будут видны только во множестве развалин. Города Ароерские будут покинуты для стад. Ароер значит тамариск , каковое дерево собственно растет в пустыне и на солончаковой почве, и чрез это обозначается опустошение. Они будут отдыхать там , – подразумевается стада, и некому будет пугать их. Ибо будет такое запустение, что даже нечего будет бояться и скрытого врага. И прекратится помощь для Ефрема: десять колен не будут иметь у него помощи против Иуды. И царство от Дамаска: πο κοινο (в Вульгате) подразумевается прекратится. Когда же говорит, что прекращается или перестает царство, то обозначает не опустошение навсегда, а только то, что в данное время Бог отнимает у Дамаска его могущество, с которым он прежде царствовал над всею Сириею. И остаток Сирии будет как слава сынов Израиля, говорит Господь воинств. Подобно тому, говорит, как при нашествии царя Ассирийского сокрушены десять колен и вся слава их отведена в плен: так изменится судьба и тех немногих, которые будут жить в Дамаске, – и они будут иметь славу союзного народа. Славу понимай здесь иронически, вместо бесславия. Все же это сбудется, потому что сказал это Господь, словеса Которого не могут быть тщетны. Некоторые это пророчество считают тем же, какое читаем у Иеремии: расторжеся Дамаск, обратися на бежание, трепет объят и, скорбь и болезни одержаша его яко раждающую, и еще: и возжгу огнь на стене Дамаска, и пожжет стены Бенадаба ( Иер. 49:24. 27 ). Но должно знать, что Иеремею изображается Вавилонский плен города Дамаска, т. е. немногих оставленных в нем царем Ассирийским; Исаия же возвещает близкий плен от Ассириян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРНОН [   - стремительный], небольшая река (совр. Эль-Мауджиб, Иордания), берущая начало в Сирийской пустыне и впадающая в Мёртвое м. напротив Эн-Геди. Исток А. находится возле совр. араб. поселения Эль-Ладджун к юго-востоку от г. Эль-Карак. Эта никогда не пересыхающая река принимает на своем пути ряд небольших речушек и ручьев, пронизывающих Моавитское плато. Общая протяженность А. ок. 50 км, на своем зап. участке пути А. протекает через каньон, ширина к-рого достигает 4 км, а глубина - от 400 до 700 м. На сев. берегу А. находилась крепость Ароер , в этом районе проходил древний торговый путь от Элата в Дамаск. По А. проходила граница между Моавом и владениями аморрейского царя Сигона (Числ 21. 13). После завоевания царства Сигона израильтянами сев. берег А. был заселен представителями колена Рувима (Втор 3. 16; Нав 13. 16) и с этого времени А. описывается в качестве границы между Моавом и Израилем (Числ 22. 36; Нав 12. 1; Суд 11, 18). В надписи моавитского царя Меши (ст. 26) говорится о восстановлении им дороги через А. для обеспечения связи с отвоеванными у Израиля территориями. Во времена правления династии Хасмонеев (II-I вв. до Р. Х.) А. служил границей между Иудеей и Набатейским царством. Лит.: Mattingly J. L. Агпоп//ABD. Vol. 1. P. 398-399; Görg M. Arnon//NBL. Lf. 1. S. 173. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана

http://pravenc.ru/text/76154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Библейская география АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот АРАБА употребляется в ВЗ как конкретный географический термин, обозначающий вытянутую с севера на юг зону долин вдоль р. Иордан АРОЕР название городов: 1) к вост. от Мертвого моря 2) близ г. Раввы город на юго-востоке колена Гадова ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/rubrics/121036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исагогика (Введение в изучение Священного Писания) АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ словосочет., обознач. в Свящ. Писании особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа АРАБА употребляется в ВЗ как конкретный географический термин, обозначающий вытянутую с севера на юг зону долин вдоль р. Иордан АРОЕР название городов: 1) к вост. от Мертвого моря 2) близ г. Раввы город на юго-востоке колена Гадова АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ отрасль библеистики, изучающая Свящ. Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Др. Востоке - в М. Азии, Месопотамии, Вост. Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях

http://pravenc.ru/rubrics/121030.html

Но я сражался против этого города, и захватил его, и умертвил все население города, на радость очам Кемоша и Моава. И я доставил оттуда Арела [или Ариэль? – см. Ис. 29:1.2.7 : в Синод. пер. – Ариил], их предводителя [или: изображение льва; возможно, также в значении «часть алтаря, на которой сжигают жертвы» ], и поверг его перед Кемошем в Керийот [т.е. в Кариафе], и поселил там людей из Шарона [т.е. Сарона] и людей из Магарита. И Кемош сказал мне: «Иди, отними Нево у Израиля!» Тогда пошел я ночью и сражался против него от предрассветных сумерек до полудня, взял его и умертвил всех: семь тысяч мужчин, юношей, женщин, девочек и рабынь: ибо Аштар-Кемошу я посвятил [избиение] их. И взял я оттуда сосуды Господа и поверг их перед Кемошем. И царь Израиля отстроил [город] Яхцу [в Синод. пер. – Яаца: Втор. 2:32 ; Иер. 48:21 ] и обитал в ней, когда воевал со мной; но Кемош истребил его предо мною! И я взял из числа моавитян двести мужей, все [они] избранные [герои], повел их против Яхцы и захватил ее, и присоединил ее к [пределам] Дивона. Я – тот, кто отстроил Керихо, стены садов [священных садов?] и стены цитадели. Я соорудил также ее [цитадели?] ворота, и я возвел ее башни, и я выстроил царский дворец, и я устроил оба пруда внутри города. И не было цистерны внутри города в Керихо. Тогда сказал я всему народу: «Устройте каждый цистерну в собственном доме!» И я заставил пленных израильтян рубить дрова [или: раскапывать захоронения?] в Керихо. Я обстроил Ароер, и я проложил улицу в [долине] Амона. Я обстроил Бамот-Бааль [ «высоты Вааловы» ], ибо они были разрушены. Я обстроил Бецер [Восор], ибо он лежал в развалинах [ср. 4Цар. 3:25 ], – [с помощью] 50 мужей из Дивона, ибо весь Дивон – область моего владения. И я властвовал... [в мире?] над ста городами, которые я присоединил к [своей] стране. И я отстроил... Медеву, и Бет-Дивлатайим, и Бет-Бааль-Меон [ «дом обители Ваала» ]; и я поселил там... [пастухов овец?] страны. Что же касается Хаурона [т.е. Хоронаима], то там обитают... И Кемош сказал мне: «Сойди и сражайся против Хаурона!» И я сошел [и сражался против этого города, и захватил его], и Кемош обитал там в мои дни...»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005   006     007