13:24–29. География Гадова удела. Территория, выделенная Гадову колену, включает большую часть Галаада. Этот регион простирается к югу от реки Иавок до гор в окрестностях Аммана. Ароер, расположенный близ Аммана (Раввы), – это не тот южный город, что упоминается в 13:16. Иазер – вероятно, Khirbet es-Sar (в 8 милях от Есевона), а Ветоним – Khirbet el-Batne, в 3 милях от es-Salt. Маханаим чаще всего отождествляют с Tell Heggag в долине реки Иавок, к югу от Пенуэла, а Давир мог располагаться чуть севернее (см.: Ам. 6:13 ). Остальные географические объекты идентифицируют следующим образом: долина Беф-Гарам – либо Tell er-Rameh, либо Tell Iktanu у слияния с вади Hesban; Беф-Нимра – либо Tell el-Blebil, либо Tell Nimrin; Сокхоф – Tell Deir " Alia на реке Иавок; Цафон – Tell es-Sáidiye на вади Kafrinji. 13:30,31. География удела Манассиина. Описание территории, выделенной восточной половине колена Манассиина, не так подробно, как описание территории Гада. Параллели встречаются в Чис. 32:39–42 и Втор. 3:13,14 . В общих чертах, этот удел простирался от Маханаима, служившего Гадову колену северным пограничным пунктом, на север до горы Ермон, охватывая значительную часть Васана (см.: 12и 13:11,12). «Селения Иаира» невозможно идентифицировать, так как эти палаточные городки (см.: Чис. 32:41 ; Втор. 3:14 ; 1Пар. 2:22 ) были разбросаны по всему Васану. О Махире как сыне Манассии см. Быт. 50и Чис. 26:29 . Эта часть колена Манассиина связана с Северным Галаадом (см.: Чис. 32:39,40 ; Суд. 5:14 ). 14:1–19:51 Раздел земли Ханаанской 14:6. Кенезеянин. Кенезеи – нееврейское племя, родственное кенеям (см.: Быт. 15:19 ; Чис. 32:12 ; Суд. 1:13 ). Их территория включала регион к юго-востоку от Хеврона и доходила до Эдома у южной оконечности Мертвого моря. После установления царства это небольшое племя было поглощено коленом Иуды. 14:15. Сыны Енака. См. коммент. к 11:21. 14:15. Хеврон. См. коммент. к 10:3. 15:2–4. География южных пределов удела Иудина. Южные пределы колена Иудина совпадают с границами земли Ханаанской в Чис. 34:3–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДУМЕЯ [греч. Ιδουμαα], в период Второго храма название территории, расположенной к югу от Иудейского нагорья до сев. части Негева. На севере ее границы проходили в районе Беф-Цура , в то время как юж. граница достигала вершины линии Арад -Малата- Вирсавия - Ароер . На востоке И. граничила с Иудейской пустыней и Мёртвым м., на севере она достигала границы территории независимых городов Газы, Аскалона и Ашдода. Этимология названия И. точно не определена: исследователи допускают, что оно может восходить к евр. названию Эдома (  ,  ) или просто к евр. слову «земля» -  ,  (Hübner). Эпиграфические и археологические данные свидетельствуют о присутствии эдомитов (в синодальном переводе - идумеев) на территории Негева, принадлежащей И., уже в кон. VII - нач. VI в. до Р. Х. (см. ст. Эдом ). При персид. царе Дарии I И. выделяется в качестве отдельной провинции в составе сатрапии. Вопрос о столице И. в персид. период остается дискуссионным; во всяком случае, она входила в состав персид. адм. системы и в зону персид. экономического и культурного влияния, о чем свидетельствуют данные археологических исследований ( Беляев, Мерперт. 2007. С. 59). В IV в. до Р. Х.- I в. по Р. Х. территория И., по всей вероятности, входила в качестве отдельной адм. единицы (эпархии или топархии) в состав гос-в Диадохов и Хасмонеев ( Ios. Flav. De bell. III 3. 5; 2 Макк 12. 32). После смерти царя Ирода Великого (4 г. до Р. Х.), видимо, выделяли сев. И. (т. н. верхнюю - Ibid. IV 9. 9 или великую (Ibid. IV 9. 4)) (Об археологии И. эллинистического и рим. периодов см. в ст. Мареша ). Населяли И. преимущественно племена эдомитов ( Strabo. Geogr. XVI 23. 34), евреи (Мк 3. 8; Ios. Flav. De bell. 2. 43), набатеи (Ibid. 2. 34) и др. народы. Основными занятиями населения были сельское хозяйство, торговля (Ibid. 2. 2); здесь жили солдаты, наемники и ветераны ( Ios. Flav. De bell. II 4. 1; 5. 3; папирусы Зенона). В начале Маккавейского восстания в И.

http://pravenc.ru/text/293555.html

48:18. Дивон. См. коммент. к Чис. 21:30 . Этот город к северу от ущелья Арнон был столицей Моава во время правления царя Меши в IX в. до н. э. 48:19. Ароер. См. коммент. к Втор. 2:36,37 . 48:20. Арнон. См. коммент. к Втор. 2о глубокой речной долине, которая пересекает Моав с востока на запад. 48:21–24. Города Моава. Среди городов равнины, которым угрожало разрушение, некоторые не идентифицированы (напр., Халон). В надписи Меши перечислены следующие города: Яаца (скорее всего, Khirbet Medeiniyeh на восточной окраине Моавитского плато), Бет-Маон (Máin, в 4 милях к юго-западу от Медевы), Кериоф (возможно, Khirbet AJeiyan, к северо-востоку от Дивона), Дивон, Кариафаим (возможно, el-Qereiyat, в 5 милях к северо-западу от Дивона), Бет-Дивлафаим (возможно, Khirbet Libb, в 8 милях к северу от Дивона), Восор (возможно, Umm el- " Amed, к востоку от Есевона). Бет-Гамул упоминается только в этом тексте и может быть отождествлен с Khirbet el-Jemeil, в 8 милях к востоку от Дивона). 48:25. Рог. В Месопотамии венцы богов и царей украшались рогами, символизирующими их силу и могущество, особенно в военных действиях. Этим объясняется, почему слово «рог» часто используется как синоним силы. Другое объяснение: это слово обозначает «лук». Оно основано на том, что для изготовления лука используются разные материалы, и один из них имеется в виду здесь (об изготовлении лука говорится в угаритском эпосе об Акхате), а выражение «сокрушу лук» встречается в Иер. 49и Ос. 1:5 . Этот вариант толкования подкрепляется греческими и египетскими литературными источниками. 48:28. Голуби. Жители Моава, бегущие от опасности, сравниваются с гнездящимися на скалах голубями. Эти птицы устраивали свои гнезда на отвесных скалах, а также в других недоступных местах, например, на склонах Арнонского ущелья, чтобы защитить своих птенцов. Под сенью этих скал птенцы могли встать на крыло и обрести самостоятельность. 48:31. Кирхарес. Это был крупный населенный пункт в Моаве; его отождествляют с современным Кераком (в 17 милях к югу от Арнона и в 11 милях к востоку от Мертвого моря). Он контролировал часть «Царской дороги» и караваны, проходившие на восток и запад через Моавитское плато.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3. Факт воздвижения святилища, и мотивы сооружения памятной стелы, которая повествует только о победах и завоеваниях, ничего не сообщая о спасении Меши от угрожавшей опасности быть завоеванным и уничтоженным. Выводы Эпиграфика все же дала возможность впервые сказать свое слово по поводу конфликта с Израилем библейскому монарху Моава – царю Меши. И несмотря на то, что в повествовании об одной и той же войне наблюдается некоторая разница, для научного мира и, в первую очередь, для библеистики, эпиграфические памятники «Стела царя Меши» и «Остракон из Вади Эль-Керак», несомненно, являются уникальным материалом. Таким образом, двумя источниками, т.е. библейским текстом и эпиграфическим материалом («Стела царя Меши»), подтверждаются исторические события, которые разворачивались в середине IX в. до P. X. в Заиорданье – военный марш трех держав – Израиля, Иудеи и Едома против Моава. Эти же два источника говорят об одних и тех же действующих лицах в истории этого противостояния. Мало того, упоминаются конкретные имена собственные – Меша (Меса), Омри (Амврий), некоторые исследователи в 12-й строке «Стелы царя Меши» даже видят имя собственное самого царя Давида. Немаловажным является то, что текст «Стелы царя Меши» перечисляет названия древних городов (Кархо (Кир-Харешет), Медева, Ваал Меон, Кириафаим, Атарот, Нево, Иаац, Ароер, Арнон, Восор, Дивлафаим, Оронаим), которые параллельно можно найти и в книгах Священного Писания (за исключением только топонима «Махерет»). Мало того, многие из них обнаружены и сегодня доступны для археологического изучения. Использованный в тексте памятника «Стела царя Меши» Тетраграмматон (), является первым внебиблейским упоминанием «имени» Бога Израиля. А что касается филологической стороны, тексты выше рассмотренных памятников являются единственными известными в наше время памятниками моавитского языка. В палеографическом отношении тексты «Стелы царя Меши», как и «Остракона из Вади Эль-Керак», представляют нам одну из древнейших форм семитского алфавита, восходящую к IX в. до P. X., и таким образом, являясь прототипом всех алфавитов, происшедших от древнесемитского, как восточных, так и западных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

  3   Израиллыларды Башан патшасы Огты   1 «Сйтип, бизлер Башана арай жол алды. Башан патшасы Ог бизлер менен ушын барлы лшкерлерин алып, Эдрейде алдымыздан шыты. 2 Жаратан Ийе маан: „Огтан орпа! йткени оны зин, лшкерлерин м пткил елин саан тслим ыламан. Амор халыны Хешбонда жасаан патшасы Сихона не ислеген болса, оан да соны ислейсе“, – деди. 3 Солай етип, удайымыз Жаратан Ийе Башан патшасы Огты м оны лшкерлерин бизлерге тслим ылды. Оларды еш бирин аман алдырмай, ммесин ырып таслады. 4 ола киргизбеген бир де бир ала алдырмай, Огты барлы алпыс аласын, Башандаы оны патшалыына кирген барлы Аргоб лкесин ола киргиздик. 5 Бул алаларды ммеси бийик м улыплап оятуын тмбилер менен беккемленген еди. Булардан баса менен оршалмаан кп да бар еди. 6 Хешбон патшасы Сихона ислегенимиздей, оларды ммесин жо ылды. р бир аланы еркек, аял м балалары менен бирге пткиллей жо ылды. 7 Оларды барлы м мал-мликлерин злеримизге олжа етип алды. 8 Солай етип, сол бизлер Арнон сайынан Хермон дейин созылан Иордан дрьясыны кн шыыс жаасындаы жерлерди амор халыны еки патшасыны олынан тартып алды. 9 Хермон сидонлылар Сирйон ал амор халы Сенир деп атайды. 10 Сол кеисликтеги барлы алаларды, пткил Гиладты, Огты патшалыына тийисли Салка менен Эдрей алаларына дейин созылан барлы Башанды ола киргиздик». 11 Рефа халынан тек ана Башан патшасы Ог тири алан еди. Огты Рабба аласындаы жататуын орны темирден еди, лшемде бул орынны узынлыы тоыз, ени трт шыана еди.   Иордан дрьясыны шыыс трепинде жайласан   12 «Сонда бизлер ола киргизген сол жерлерден Арнон сайыны шетинде жайласан Ароер аласыны ара трепин, Гилад лкесини жартысын м ол жердеги алаларды Рубен м Гад бердим. 13 Менашше жартысына болса, Гиладты алан блегин м Огты патшалыына тийисли Башанды бердим. Башандаы Аргоб лкеси рефа халыны ели деп есапланатуын еди. 14 Менашше болан Яир пткил Аргоб лкесин ийелеп алды. Бул лке гешурлылар менен маахалыларды шегараларына дейин созылан еди. Яир Башан деп аталан бул лкени зини аты менен атады м ол жерлер бгинге дейин Яирге тийисли алалар деп аталады. 15 Менашше болан Махирди урпаына Гиладты бердим. 16 Рубен м Гад Гиладтан Арнон сайына дейин созылан жерлерди бердим. Арнон сайыны ортасы оларды убла шегарасы, бир блеги аммонларды шегарасы болан Яббо дрьясы ара шегарасы болды. 17 Оларды батыстаы шегарасы болса, Иордан тегислигиндеги Иордан дрьясы бойлап, арадаы Киннерет клинен убладаы ли теизге дейин м оны шыысындаы Писга дейин созылан еди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

23 Бира айтанларыызды орынламасаыз, Жаратан Ийеге арсы гна ислеген боласызлар м бул гнаыз з басыыза жетеди. 24 Бала-шааларыыз ушын алалар урып, малларыыз ушын оралар соы. Деген менен, берген туры. 25 Гад м Рубен адамлары былай деди: – Мырзамыз, сиз не буйырсаыз, улларыыз болан бизлер соны орынлаймыз. 26 Бала-шаамыз, малларымыз м усы жерде, Гилад алаларында алады. 27 Ал улларыыз болан бизлер сизи буйыраныыздай, р биримиз уралланып, Жаратан Ийени алдында ушын дрьяны ары жаасына темиз. 28 Соннан кейин, Гад м Рубен аында Элазара, Нун улы Ешуаа м Израил басшыларына буйры берип, 29 былай деди: – Егер Гад м Рубен уралланан адамлар Жаратан Ийени алдында сизлер менен бирге Иордан дрьясыны ары жаасына тсе м сизлер сол елди ола киргизсеиз, онда Гилад лкесин млик ылып, олара бери. 30 Бира, егер де олар уралланып, сизлер менен бирге дрьяны ары жаасына тпесе, онда олар Кенаан лкесинен сизлер менен бирге лес жер алады. 31 Сонда Гад м Рубен адамлары: – Жаратан Ийе улларыыз болан бизлерге андай буйры берген болса, соны ммесин орынлаймыз. 32 Бизлер уралланып, Жаратан Ийени алдында Кенаан лкесине барамыз. Ал бизлерди алатуын жер лесимиз Иордан дрьясыны шыыс жаасында болсын, – деди. 33 Солай етип, Гад пенен Рубен м Юсуп улы Менашше жартысына амор халыны патшасы Сихонны ели менен Башан патшасы Огты елин м оларды алалары менен ала дгерегиндеги жерлерди берди. 34 Гад Дибон, Атарот, Ароер, 35 Атрот-Шофан, Язер, Йогбоа, 36 Бейт-Нимра м Бейт-аран деген оранлы алаларын жаадан урды, маллары ушын оралар соты. 37 Рубен Хешбон, Элале, Кирятайым, 38 атлары згертилген еки ала Небо менен Баал-Меон м Сибма алаларын айта урды. Олар тиклеген алаларына жаадан ат ойды. 39 Менашшени улы Махирди Гилада барды м оны ийелеп алып, ол жерде жасап атыран амор халын шыарды. 40 Солай етип, Гиладты Менашше улы Махирди берди. Олар сол жерге оныс басты. 41 Менашшени улы Яир бир неше алалара жим етип, оларды ийелеп алды. Сол жерлерди Яирге тийисли алалар деп атады. 42 Нобах та Кенат аласын м оны дгерегиндеги ийелеп алып, ол жерди зини аты менен Нобах деп атады.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Когда признание получила поздняя датировка периода Исхода (1270–1250 до Р.Х.), В. Олбрайтом и учениками его школы были предприняты усилия для отыскания археологического подтверждения завоевания Святой Земли в конце XIII в. до Р.Х. В активе исследователей первоначально были лишь Стела Мернептаха и вышеупомянутая чаша с надписью, относящейся ко времени правления Мернептаха, найденная Дж. Старки и О. Туфнелл в нижнем уровне пожаров в Лахисе. Таким образом, можно было считать, что в конце XIII в. до Р.Х., при Мернептахе, Израиль появился на Святой Земле, и его приход сопровождался разрушением городов, – в данном случае Лахиса, сожженного несколько ранее похода Мернептаха, возможно израильтянами. Поиски других городов, разрушенных в это же время, были не слишком результативны. Так, в повествовании о завоевании Заиорданья (см.: Чис. 21 ) говорится о разрушении городов Дивона (совр. Телль Дибен) и Есевона. Однако археологического подтверждения этому нет – Дивон до раннего железного века (период Судей) не существовал, а в Есевоне до той поры было незначительное поселение сельского типа. Раскопки в Заиорданье подтверждают, что до IX-VIII вв. до Р.Х. в Южном Заиорданье преобладали небольшие селения земледельцев и стоянки кочевников. Продолжающиеся раскопки железного века в Эдоме показывают, что большинство из них, в том числе Ароер, Восора и Умм эль-Бияра, были впервые заселены в VIII-VII вв. до Р.Х. Несколько лучше обстояли дела с «подтверждениями» в Ханаане. Были найдены определенные соответствия библейскому повествованию о завоевании Святой Земли. Приблизительно в это время разрушены (и Библией об этом сообщается) следующие города: 1) Лахис – разрушен в 1150 г. до Р.Х. (см.: Нав. 10, 31–32 ); 2) Вефиль – разрушен в конце позднего бронзового века (см.: Нав. 8, 17 ; Суд. 1, 22–25 ); 3) Давир/Кириаф-Сефер – разрушен тогда же (см.: Нав. 10, 38–39; 15, 15–17 ; Суд. 1, 11–13 ); 4) Гацор/Асор – разрушен ок. 1200 г. до Р.Х. (см.: Нав. 11, 10–13 ). Эти поселения были не только разрушены ок. 1200 г. до Р.Х., но и заново заселены народом, чья материальная культура была значительно проще и беднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОАВ Моавитский саркофаг. IX в. до Р. Х. (Иорданский археологический музей, Амман) Моавитский саркофаг. IX в. до Р. Х. (Иорданский археологический музей, Амман) [В моавитских текстах  ; в евр. Библии  ,  ], название территории в Заиорданье, к востоку от Мёртвого м., и проживавшего там во II-I тыс. до Р. Х. народа. Оседлое население древнего М. концентрировалось на узкой полоске вдоль Мёртвого м.- между крутым береговым откосом и Аравийской пустыней (90 км вдоль побережья, с севера на юг, и 25 км от моря к пустыне, с запада на восток). Эта территория - по большей части холмистое плоскогорье высотой ок. 1 тыс. м над уровнем моря (1300 м над уровнем Мёртвого м.). Плоскогорье прорезано глубоким ущельем, в к-ром протекает р. Арнон (ныне Эль-Мауджиб), разделяющая сев. и юж. части М. На юге протекает еще одна крупная река с библейским названием Зеред (совр. Эль-Хаса) в ущелье Аравим, впадающая в Мёртвое м., к-рая служит естественной границей М. на юге. Сев. граница со временем менялась, города в сев. части М. в разные исторические периоды становились предметами споров. В рассказах о завоевании Заиорданья (Числ 21. 10-32; Втор 2. 26-37) библейский повествователь (VI в. до Р. Х.) многократно повторяет, что сев. граница М. проходит по р. Арнон (Числ 21. 13b; Суд 11. 18вв), а территория между реками Арнон и Яббок (ныне Эз-Зарка), ранее принадлежавшая аморейскому (хешбонскому) царю Сигону, была отвоевана Израилем. Говорится также (Числ 21. 26) о том, что Сигон отобрал эту землю у прежнего царя М. В Суд 11. 12-28 отвергаются и претензии аммонитян на эту территорию. На моавитские земли севернее Арнона претендует «Израиль» (Втор 2. 36; 3. 8; 4. 46-48; 4 Цар 10. 33), население и города этих земель включены в созданную девтерономическим автором систему «двенадцати племен Израиля» ( Weippert. 1993. S. 320): они распределяются между племенами Рувима и Гада (Числ 32. 33-38). Название некоторых из этих городов встречаются в надписи моавитского царя Меши. В списке городов сев. М. из моавитского документа упомянуты Мадаба (  ), Баал-Меон (  ), Кирьятен (  ), Атарот (  ), Кериот (  ), Нево (  ), Яхац (  ), Дивон (  ), Ароер (  ), Бет-Бамот (    ), Бецер (  ), Бет-Дивлатен (    ), Бет-Баал-Меон (    ), Хавронан (  ).

http://pravenc.ru/text/2563876.html

123 О значении слова блудница ср. в Св. Летописи примечания на Быт. XXXVIII, 15 и 18 (пр. 14 и 15) и на Второз. XXIII, 2. Существует мнение даже, что Иеффай назван сыном страны Галаада, и что братьями его названы все жители Галаада, выгнавшие человека, не могущего назвать своею отца (См. Bibl. Dict sub voc. Gilead). 124 См. Cyд. XI, 3, 5 ; в 2 Ц. X, 6–8 та же местность по-видимому названа Истов. Лежала эта местность на восток от Галаада, в пустыне Аммонитской ( Cyд. XI, 5 ), весьма недалеко от Галаада. Некоторые комментаторы полагают (Smith " " s Bibl. Dict.), что в упомянутом нами месте 2-й кн. Царств, надо читать Иш-Тов, т.е. человек из Това; т.е. в числе воинов, собранных Аммонитским царем, были и люди страны Тов. 127 Мы должны были настаивать на этот обстоятельстве, вследствие того, что некоторые комментаторы предполагали необходимость путешествия в Массифу Вениаминову, где, по их предположению мог, находиться временно ковчег завета. Мы напоминаем еще, что по Cyд. XI, 34 в Массифе Галаадской был дом Иеффая. Нет никакой надобности предполагать также с Еписк. Гервеем (Sp. Bible; Iudges, in loco), что выражение «пред Господом» должно непременно означать пред ковчегом Завета, вследствие чего он допускает предположение, что ковчег Завета мог быть принесен из Силома (Иис. Hab. XVIII, 1 ) в Массифу Галаадскую. 129 Несмотря на то, что Иорам был сын Ахава и Иезавели. См. о жертвоприношении Месы, 4 Ц. III, 27. 130 В Cyд. XI, 26 Иеффай указывал уже на покорение всей этой страны за триста лет тому назад. По поводу этого покорения см. Чucлa XXI 13 20 с заметками в нашей Св. Летописи; а о городах сынов Гадовых Чucлa XXXII, 34 сл. Об Ароере «что пред Раббою», см. Иис. Hab. XIII, 25 . И Есевон, близь которого лежал Миниф (Б. слов. Смитта ad. roc. Minnith, со ссылкой на Onomasticon «de locis Hebr». Евсевия), был когда-то, как Ароер, землей Аммонитской. Что касается Авель-Керамима, который западные теологи переводят «поле виноградников», то положение его не определено, хотя полагают, что он должен находиться близь Раббы Аммонитской.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мы видели в главе VII, что последние цари Израильские связали судьбу свою с царями Сирии Дамасской и задумали общее дело, завоевать царство Иудейское, уничтожить царственный род Давидов и посадить на престол Иерусалима Сирийца. Господь разрушил эти замыслы, а в настоящем пророчестве Исаия получает повеление Божие связать в одном общем пророчестве гибель Дамаска и Сирии с гибелью царства Израильского, как бы приуроченного уже к царствам языческим, – противникам воли Божией. И настоящие стихи, по тем же причинам как первый стих этой главы, должны быть отнесены к первому или первым пяти годам царствования Езекии, ибо Самария взята Салманассаром (см. 4Цар. 18:10 ) в шестой год Езекии, т. е. ранее окончательного погрома Израиля и вероятно Дамаска, в то же время вторично уничтоженного при Сеннахериме 793 . Города Ароерские 2-го стиха суть: во-первых, Ар-Моав ( Чис. 21:28 ), который тот же что „город среди потока Арнона“ ( Нав. 13:9 ) и во-вторых: „Ароер что пред Раббою“ ( Нав. 13:25 ). Первый город отожествляется Бурхардтом с развалинами, называемыми ныне Араир, находящимися над потоком Вади Маджеб, на большой высоте 794 . Второй город Ароер „перед Раббою“ лежал в уделе Гада, и повидимому был присоединен к царству Сирийскому во время его могущества. Нам кажется, что „города Ароерские“ упомянуты как крайние выдающиеся пункты владений Дамаска на северо- западе и юго-западе Сирии. Очень характерно по поводу Ароера, в особенности северного, упоминание стад, так как Галаад и Вассал были страны почти исключительно пастушеские. Вслед за тем пророк переходит к падению Израиля и указывает на связь падения „твердыни Ефремовой“ с гибелью Дамаска и Сирии, как мы выше указывали. Что надо разуметь под твердыней Ефремовой? Казалось проще всего разуметь под этими словами Самарию. Но некоторые комментаторы думают, что здесь надо разуметь крепость Израиля, находившуюся в долине Ездрелонской, и называвшуюся Бет-Арбел, о которой пророчествовал Осия Ос. 10в следующих словах, обращенных к Израилю: „все твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел“. Мы присовокупим, что в комментарии Кея указано, что в надписи Феглаффелассара или Тиглат-Пилезера упоминается о каком-то Моавитском царе Шалмане, так что пророчество Осии может быть относится к неизвестной нам войне Моава против Израиля, ранее нашествия Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007