Еще одним важным городом Иудеи был Арад – небольшая квадратная крепость IX в. до Р.Х. со стороной пятьдесят метров, сменившая скромную деревню X в. до Р.Х. и превратившаяся далее – в VIII в. до Р.Х. – в оплот Иудеи на путях к Араве, Моаву и Эдому. Крепость занимала вершину холма, на котором и вырос город с собственным храмом, водопроводом, сплошной стеной – внутренней и внешней, – башнями и воротами, жилыми постройками, хранилищами и большими центральными дворами. Арадские остраконы чрезвычайно богаты различными данными относительно исторической географии региона, роли крепостей, иудейской военной иерархии, лингвистической ситуации, структуры частных имен Иудеи, количества пищи, потребляемой войсками, и аспектов повседневной жизни, таких как система чинов, меры весов, метрология и прочее. Большинство писем составляли архив военачальника, руководившего крепостью на последней фазе ее существования. И касаются они не только местных дел. Среди остраконов – письмо от одного из последних иудейских царей, связанное с международными событиями и упоминающее египетского фараона. Помимо Арада, в Северном Негеве возник и целый ряд укрепленных поселений, таких как Вирсавия/Беэр-Шива (реконструкция которой представлена на рис. 99), Ароер, Хурват-Узза и многие другие. Они охраняли пути на юг, что указывает на роль Северного Негева в международной торговле. Об активности торговли свидетельствуют находки эдомских, ассирийских, кипрских, эгейских, греческих изделий, – прежде всего керамики. В отличие от Северного Негева, центральная и южная его части после разгрома Шешонком поселенческих систем времен царя Соломона оставались слабо заселенными: здесь известны лишь единичные поселки, сохранившиеся от упомянутых систем или восстановленные после определенного – иногда достаточно длительного – перерыва. В их материальной культуре отмечается комбинация традиций обоих царств. Судьба же их была предельно изменчивой: они разрушались в ходе войн с идумеями и кочевниками в IX-VII вв. до Р.Х., возрождались и наконец были окончательно уничтожены вавилонским нашествием 587 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Глава 17 1–3. Бедственная судьба Дамаска 4–6. и Израильского царства. 7–11. Причина падения Израильского царства. 12–14. Отмщение опустошителям Израильской страны. Ис.17:1–6 . Пророк предсказывает падение враждовавшим против Иудеи царствам Сирийскому и Израильскому, которые заключили между собою союз. Ис.17:1 . Пророче­с­т­во о Дамаске. – Вот, Дамаск исключает­ся из числа городов и будет грудою раз­валин. Когда произнесено это пророчество? Так как в нем говорится о предстоящем сокрушении силы Дамаска, а это событие совершилось при ассирийском царе Тиглат-Пилезере в 732 г., когда в Дамаске вместо царя был поставлен ассирийский губернатор, то пророчество должно было быть произнесено ранее этого года и даже ранее 735 г., до нашествия союзных войск на Иудею, потому что об этом нашествии здесь не сказано ни слова. Слово – см. Ис.13:1 . «Дамаск» – см. Ис.15:2 . Под Дамаском, вероятнее всего, разуметь всю Сирию, в которой Дамаск был столичным городом. Об исполнении пророчества Исаии можно судить по одной из надписей Тиглат-Пилезера, которая гласит: «бесчисленное множество (сирийцев) я велел обезглавить; дворец Адара, отца Рецинова, стоявший на недоступных горах, я осадил и взял; восемь тысяч жителей с их имуществом, Митинити из Аскапона... увел в плен; 500 (18 – по чтению Смита) городов из округов Дамасской страны я сделал как бы кучей мусору». (Срав. 4Цар.16 ). Впрочем, после этого разрушения Дамаск скоро опять был восстановлен, как это видно из пророчеств Иеремии и Иезекииля. Он и по сие время является одним из цветущих городов Востока. Ис.17:2 . Города Ароерские будут по­кинуты, – останут­ся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их. «Города Ароерские», т. е. города восточной Палестины, где были два Ароера – один к востоку от Равва Аммона ( Нав.13:25 ), другой – на Арноне ( Нав.12:2 ); первый принадлежал колену Гадову, второй – Рувимову. Вероятно, пророк из всех городов заиорданской страны упоминает об этих городах для примера и по созвучию их наименования (Ароер) с еврейским словом, обозначающим понятие города (ar). От Дамаска туча гнева Божия идет, следовательно, по Галааду к югу, по владениям царства Израильского и потом переходит на западную сторону Иордана, в самый центр Израильского царства. Пророчество о том, что Галаад обезлюдеет, исполнилось. В настоящее время страна эта находится в запустении; только местами встречаются там племена диких хищных арабов (прот. Елеонский Библейская география т. I, стр. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И поставил их пред лицем Хемоша в Киргафе. И я поселил в нем людей из Ширана и Шарората для жительства в нем. И Хемош сказал мне: Пойди, возьми город Нево у Израиля. И я пошел в течение ночи, И сражался против него от утренней зари до полудня, И взял его, и предал смерти всех его жителей, Семь князей племен... женщин и дев. Ибо я посвятил их Ашгаре 225 , Хемошу. И я взял оттуда священные сосуды Иеговы, И принес их Хемошу. И царь израильский укрепил Иахаз, И занял его, и сражался со мною; Но Хемош прогнал его пред лицом моим. И я взял из Моава двести мужей всего, И я осадил Иахаз, взял его и присоединил к Дивону“. Меса затем перечисляет построения, которые он воздвиг, начиная с построений в Корхе. Он принял меры к укреплению его стен, ворот и башен, украсил его царским дворцом, и сделал новые бассейны для снабжения его водой на случай войны, требуя кроме того, чтобы жители имели свои собственные частные бассейны. Он по-видимому изгнал из Корхи всех ненавистных ему израильтян, которые раньше жили в нем, отказав им в позволении оставаться дольше. Другие города, все находящееся к северу от Арнона, также получили значительные исправления и улучшения от его рук. «Я достроил Ароер, и сделал военную дорогу вдоль Арнона. Я построил Везер, Ибо пятьдесят мужей дивонских напали на него, – Весь Дивон был подчинен мне, И я поселил народ в Бикране, И присоединил его к моей земле. И я построил... и храм Дивлафаима и храм Ваалмеона, И принес туда (образ) Хемоша». Таким образом Меса построил укрепления всех местностях, где его владения ближе всего соприкасались с израильскими, а построение храма было естественным выражением благодарности со стороны царя, который воображал, что своими успехами он всецело обязан национальному богу Хемошу. Вскоре после взятия Иахаза, Меса решил воздвигнуть высоту Хемошу в Корхе, так как наверно он дал обет сделать это посвящение богу в случай, если ему будет дарована победа. Подобные высоты представляли собою несколько различных помещений для жертвенника, священных сосудов и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

32:34–42. География расселения колен в Трансиордании. Исходя из расположения городов этого перечня (см.: Чис. 32:3 ), можно сделать вывод, что колено Гада построило города в южных, северных и северо-западных областях Трансиордании (в основном, в Галааде и Васане). Сыны Рувимовы обосновались в Есевоне и окружающих селениях. Окончательное распределение городов представлено в Нав. 13:15–31 , где колену Рувимову отданы города, постоенные Гадом. Места, которые можно считать городами, не отмеченными в Чис. 32:3 , включают Ароер, в 3 милях от Дивона на реке Арнон; Иогбегу (­Jubeihat), в 5 милях к северо-западу от Раввы; Беф-Гаран (­Tell er-Rame или Tell Iktanu), к югу от Нимрина; Кириафаим (­Khirbet el-Qureiyat), в 6 милях к северо-западу от Дивона. Внимание археологов к этому региону в последние десятилетия значительно возросло, однако раскопки большинства этих селений еще впереди. 33:1–56 Перечисление стоянок Израиля в пустыне 33:1–49. Маршрут странствий. Описание маршрута – распространенная на древнем Ближнем Востоке литературная форма, в том числе у ассирийских царей IX в. до н. э., которые описывали свои военные экспедиции в виде перечисления стоянок и завоеванных городов. Еще ближе к интересующему нас периоду находятся маршруты египтян, сохранившиеся в описаниях их походов в сиро-палестинский регион. Данный перечень представляет собой довольно полное описание путешествия от Раамсеса Египетского до перехода через Иордан накануне завоевания Ханаана. Однако отсутствие некоторых важных пунктов (Масса, Мерива) указывает на то, что этот перечень не является исчерпывающим. Странствия израильтян разделяются на несколько стадий: 1) от Египта до Синайской пустыни (ст. 5–15; см. коммент. к Исх. 13–17 ); 2) от пустыни до Ецион-Гавера (ст. 16–35); 3) от Ецион-Гавера до Кадеса в пустыне Син (ст. 36); 4) от Кадеса до Моава (ст. 37–49). Многие названия неясны, так как встречаются только в библейском повествовании и неизвестны из других древних источников или современных географических и археологических исследований. Из всех этих географических названий можно приблизительно идентифицировать только: Раамсес (­Tell el-Dab " a, см. коммент. к Исх. 1:8–14 ); Ецион-Гавер, портовый город на побережье залива Акаба ( 3Цар. 9:26 ), либо Tell el-Kheleifeh, либо остров Jezirat Far " on (единственное место в этом регионе, где сохранились следы большой гавани); Пунон (­Khirbet Feinan), в 30 милях к югу от Мертвого моря; Аваримские горы, близ горы Нево, на восточном побережье Мертвого моря (см. коммент. к Чис. 27:12 ); Аве-Ситтим (Ситтим, см. коммент. к Чис. 25:1 ), на месте которого теперь находится либо Телль-эль-Хаммам на вади Кефрейн (текущем с востока на запад и впадающем в Иордан напротив Иерихона), либо более удаленный к востоку Телль-Кефрейн. 34:1–29 Земля для унаследования

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Для обороны юж. границы Иудеи И. В. поставил линию фортов: Арад , Ароер , Беэр-Шева ( Вирсавия ), Тель-Ира и Тель-Джудейда. Арад - небольшое укрепление (25×50 м) с внутренним двором и жилыми постройками по 3 сторонам; Джудейдеда - продолговатый холм (235×110 м), окруженный толстой (3,35 м) стеной, с воротами по сторонам света; крепость разделена на 4 части улицами, пересекающимися под прямым углом, а на их пересечении стоят 2 здания ( Broshi. 1993). Постоянной проблемой в засушливой Палестине была вода, к-рая требовалась для городов, дворцов, садов, бассейнов и бань. Кроме Иерусалима с его новым акведуком длиной 24 км и 6 резервуарами И. В. построил под Вифлеемом т. н. бассейн Соломона для сбора воды ( Richardson. 1999. P. 190). Необходимость финансового обеспечения проектов И. В. приводила к увеличению налогов. Возможно, часть средств получали за счет введения в оборот монет из низкопробной меди и т. п. Средства поступали и от экспорта фиг, битума (из районов Мёртвого м.), благовоний, мазей, лекарств, бальзамов и т. п. Остатки их производства особенно хорошо изучены в Эйн-Геди, но известны также в Эйн-Бокеке и Иерихоне, во владениях царского дома Хасмонеев, унаследованных И. В. Синтез римской и иудейской традиций. Особенности иродианского архитектурного стиля Реализуя свои проекты, направленные на культурное сближение с империей, И. В. старался не нарушать иудейские традиции. Храмы и статуи божеств Рима, Ромы и Августа он помещал в городах с преобладающим нееврейским населением (Кесария Приморская, Севастия, Панеада у подножия г. Хермон на Голанах). В Иудее же главной постройкой И. В. стал Иерусалимский храм, который потребовал не только огромных денежных затрат, но и согласия императора. При всей экстравагантной роскоши дворцы И. В. в оформлении не нарушают предписаний иудаизма: в росписях и мозаиках его личных покоев нет изображений «одушевленных предметов». Банный комплекс в Иерихоне с кладкой opus reticulatum и opus quadratum. 25 г. до Р. Х. Банный комплекс в Иерихоне с кладкой opus reticulatum и opus quadratum. 25 г. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/674087.html

В надписи сообщается о строительной активности М.: он построил и укрепил Ваал-Меон, Ароер, Бет-Бамот, Бецер, Медеву, Бет-Дивлатен (Бет-Дивлафаим), заселил опустошенный им Атарот, «делал дороги через Арнон» (строка 26; ср.: Tidwell. 1996; Idem. 1999). Особое внимание М. уделяет своему столичному городу - Дивону (строки 21-26), где он прежде всего интенсивно укрепляет акрополь (   см., напр.: Oded. Mesha. 2007; Easterly. 1991; ср., однако: Steen, Smelik. 2007), возводит для бога Кемоша высоту (строка 3) и устраивает водоемы (см. далее: Kaplan. 2010; Routledge. 2013), используя в качестве работников израильских пленников (строки 25-26). Т. о., М. стал «царст[во]вать [над] сотней городов, которые прибавил к стране (своей)» (строки 28-29), значительно расширив исконную территорию, принадлежавшую моавитскому царю. Новые сведения для реконструкции 31-й строки были обнаружены в Тель-Дане во фрагменте арамейской надписи на стеле, палеографически датируемой сер.- 2-й пол. IX в. до Р. Х. ( Biran, Naveh. 1995; ср. далее, напр.: M ü ller. 1995; Suriano. 2007). Эта надпись представляет собой победную реляцию дамасского царя, вероятно Хазаэла, в к-рой он сообщает об убиении «царя Израиля», скорее всего Иорама, сына Ахава, а также «[ца]ря дома Давида» (   строки 8-9; это обозначение встречается в 1 Цар 20.16, 2 Цар 3.1, 6; 7. 26 и т. д.), вероятно, Охозию, сына Иорама Иудейского. Использовав данные сведения, А. Лемер ( Lemaire. La dynastie Davidique. 1994; Idem. «House of David». 1994) предложил следующую вероятную реконструкцию этого отрывка стелы: «А в Хоронаиме обитал дом [Да]вида (   но, возможно,   т. е. «Дом [Д]ауд[о]/[Д]од[о]»). Сказал мне Кемош: «Сойди, воюй с Хоронаимом». И я [сошел и воевал с этим городом, и взял его. И вер]нул его Кемош во дни мои…» (строки 31-33). Если приведенная реконструкция 31-й строки верна, то это означает, что Иудея (иудейская династия Давида) контролировала на определенном этапе район Хоронаима (моавитский Хауронен/Хоронен) в Моаве, а также объясняет стратегию кампании Иорама, сына Ахава, против этой страны, о к-рой повествуется в 4 Цар 3. 4-27.

http://pravenc.ru/text/2563146.html

Кроме городов, собственно, так называемой земли моавитской, и другие, упомянутые поименно, как к ней тогда принадлежавшие, включены в пророчество Иеремии относительно Моавии. Моавия еще до дней этого пророка высокомерно возносилась против народа Иеговы воинств и против его границ. Приговоры, объявленные против городов Израиля; не были уничтожены, но скорее повторяемы, когда только о каком-нибудь из них упоминалось в числе городов Моавии. Когда Израиль сделался посмешищем для Моавии, – она же была непомерно горда, то в том же приговоре, который был произнесен пророком, исчислены вместе с именами городов Васана: Бет-Гатул, Кериоф, Боцра и проч. и города: Дивон, Ароер, Есевон, Елеала и проч. «И приговор пал на всю землю. На Дивон и на Нево, и на Бет-Гатул, и на Бет-Маон, и на Кериоф, и на Боцру, и на все дальние и ближние города земли моавитской». После того как десять племен были отведены в Ассирию пленниками, города Елеала и Васан сделались, до Иеремии, городами моавитскими. В периоде времени еще более отдаленном, о Елеале и Васане упоминается совместно с Кармелем и Сароном в пророчествах Исаии, как о городах, равно принадлежащих к наследию Израиля. До тех пор, пока не прекратится ослепление Израиля, города должны оставаться пустыми без жителей. В видении о том, что сделается с виноградником Иеговы, домом Израиля, Исаия свидетельствует так: «В уши мои рек Иегова воинств, многочисленные дома пусты будут, большие и красивые без жителей». Здесь были города, которым надлежало быть оставленными, как и города, которым надлежало быть разрушенными. Между тем как Аммон есть опустевшая куча, а города, собственно, так называемой Моавии лежат в развалинах, нам представлено совсем другого рода свидетельство касательно городов Васана, хотя и они равно подтверждают ту истину, что они тоже «остались без жителей». М-р Кирил Грагам, который был первый из посетивших Бет-Гатул, так описывает его: «Приближаясь к нему, – говорит он, – я имел перед собой огромный город, стоявший одиноко посреди пустыни. Он был виден с замка Боцры, но никогда прежде не был посещаем. Его называют арабы «Ум-ель-Иемань», что заставляет предполагать, что это «Бет-Гатул» Св. Писания, так как еврейское имя означает «дом верблюдов», а арабское слово, через искажение, которое очень обыкновенно, «мать верблюдов». Имена развалин в этой пустыне изобилуют частицей Ум, «мать», между тем как в горах Васана мы находим часто Абу, «отец». Есть и другие причины, кроме одного созвучия в имени, предполагать, что древний Бет-Гатул находился в этом месте. Прибегая к свидетельству Иеремии, мы найдем, что Бет-Гатул, Боцра и Кериоф упоминаются вместе. Боцра и Кериоф хорошо известны. Они лежат на два часа расстояния друг от друга, и гораздо обширнейший город по близости их есть Ум-ель-Иемаль».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

10 встретился с Ионадавом, сыном Рихавовым. Ионадав принадлежал к общине, проповедовавшей аскетический образ жизни в пустыне вдали от городов. Видя в этом вернейший путь служения Богу, они не занимались земледелием и не употребляли вина ( 1Пар. 2,55 ; Иер. 35 ). 10 Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более. Хитрость Ииуя имела целью выявить скрытых поклонников Ваала. Уничтожив до основания дом Ахава (ст. 17), Ииуй взялся очистить Израиль от культа Ваала. 10 дом Ваалов. Имеется в виду культовое строение (капище), воздвигнутое Ахавом в Самарии ( 3Цар. 16,32 ). 10 статуи. См. ком. к 3Цар. 14,23 . сожгли их. Раскалили в огне, а затем облили водой. 10 сделали из него место нечистот. Этим актом не только осквернялось место отправления культа, но и предотвращалась возможность восстановления храма Ваала на прежнем месте. 10 ходить в законе Господа. См. ком. к 3Цар. 2,3 . 10 на восток от Иордана. Азаил сумел покорить израильские колена, населявшие Заиорданье, и тем самым исполнил пророчество Елисея (8,12). от Ароера. Ароер находился в нескольких километрах севернее потока Арнон, впадающего в Мертвое море с востока ( Втор. 2,36 ; Нав. 12,2; 13,9.16 ). 10 Прочее об Ииуе и обо всем, что он сделал. Ассирийский правитель Салма-нассар III в надписи, известной под названием «черный обелиск», утверждает, что Ииуй начал платить ему дань вскоре после своего восшествия на престол. В Третьей и Четвертой книгах Царств об этом обстоятельстве не упоминается. в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 10 И воцарился Иоахаз. См. 13,1–9. 10 двадцать восемь лет. Следовательно, Ииуй царствовал с 841 по 814 г. до Р.Х. Глава 11 11 Гофолия. Гофолия, дочь Ахава, не останавливалась ни перед чем ради утверждения в Иудее культа Ваала (8,18; 11,18). Предпринятое ею истребление царского дома поставило род Давидов на грань полного исчезновения. 11 Иосавеф. Иосавеф, по-видимому, не была дочерью Гофолии и, таким образом, была лишь единокровной «сестрой Охозии». Во Второй книге Паралипоменон (22,11) о ней сказано, что она была женой священника Иодая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

– (Israel) – «Израиль». Учитывая заключительное слово 25-й строки: – (be-asar) – «пленники», «заключенные», можно предположить, что речь идет о «пленниках-израильтянах». Далее следует вертикальная разделительная черта. – (anakh) – «я». – – (banti) – «построил я». – (ve-ankh) – «и я». – (ashti) – «сделал я». – (ha-maslat) – «дорогу». В древнееврейском языке (mesila) – «дорога», «путь». – (be-Arnon) – «в Арноне». Местность или (Amon) – Арнон, это долина русла одноименной реки, впадающей в Мертвое море. Арнон была пограничной рекой между владениями аморрейского царя Сигона на севере, и моавитянами на юге ( Числ. 21:13 ), позднее – между уделом Рувима и моавитянами ( Втор. 3:8 ; Нав. 13:16 ). Современное название древней долины реки Арнон – Эль-Муджиб. Перевод (26– строка): (пленники-израильтяне) Израиль. Я построил Ароер, и я сделал дорогу в Арнон. – (anakh) – «я». – (banti) – «построил я». – (bayit) – «дом». – (букв. «возвышенность»). Можно предположить, что речь идет о городе (Bamot), ( Числ. 21:19 ). Эта местность севернее Арнона знаменательна тем, что здесь останавливались израильтяне, во время перехода в землю Обетованную ( Числ. 21:19 ). На этих высотах, возле Медевы, совершал жертвоприношения Валак ( Числ. 22:41 ). Построенный в этой местности город Вамоф, вместе с городами Дивон, Есевон и Ваал-Меон, был передан колену Рувима ( Нав. 13:17 ). Археологи предполагают, что город Вамоф находился приблизительно в 5 км южнее горы Нево. – (khi) – «потому что», «так как». – (heres) – «разрушение», «разруха». – . В арамейском языке есть нечто подобное: (ha) – «вот»; в древнееврейском языке это же слово произносится иначе: (he) – «вот». Далее следует вертикальная разделительная черта. – (anakh) – «я». – (banti) – «построил я». – (Betser). Скорее всего, речь идет о древнем городе Бецер (в Синодальном переводе – Восор), который также неоднократно упоминается в Священном Писании как (Betser) ( Втор. 4:43 ; Нав. 20:8; 21:36 ). Этот город известен также как город-убежище, отданный левитам, и называвшийся также «Бецер в пустыне». Возможно, древний Восор находился на месте современного селения Хирбет-Умм-эль-Амада (Хашимитское Королевство Иордания).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

2:9. Ар. «Ар» иногда рассматривают как вариант названия «Ароер». Если одни ученые считают, что это местное название, то другие находят возможным отождествить его с Хирбет-Балу, расположенным у одного из притоков Арнона на Царской дороге, – основном пути, соединяющем север и юг и пролегающем вдоль восточного берега реки Иордан. 2:10. Емимы. Этот народ упоминается в Быт. 14:6 , но больше о нем ничего неизвестно. 2:10. Сыны Енаковы. См. коммент. к 1:26–46. 2:11. Рефаимы. Этот народ упоминается среди других этнических групп, населяющих Ханаан, в Быт. 15:20 , но ни в Библии, ни в других источниках о нем больше ничего не сообщается. В угаритских текстах говорится о рефаимах, в которых некоторые ученые усматривают представление о духах умерших героев и царей. Тем не менее у нас нет оснований рассматривать этот библейский народ с подобной точки зрения, хотя рефаимы, упоминаемые в таких поэтических текстах, как Ис. 14 (а также Книга Иова и Псалтирь), могли быть духами. 2:12. Хорреи. Во многих произведениях древней ближневосточной литературы хорреи именуются хурритами. Это был народ индоевропейской языковой группы, осевший на берегах Евфрата в 3–2-м тыс. до н. э. В середине 2-го тыс. до н. э. они основали государство Митанни, но оно было уничтожено примерно в то же время, когда происходили описываемые в этой книге события. Поэтому многие хурритские племена были согнаны со своих мест и скитались по Сирии и Палестине. Хурриты составляли основную часть населения Нузи, а хурритские племена упоминаются в текстах из Алалаха, Мари, Угарита и Амарны. Египтяне часто называли Ханаан «землей Khurri». 2:13. Долина Заред. Долина Заред лежит на границе между Эдомом и Моавом. Вероятно, это вади эль-Хиса (el-Hesa), простирающийся с юго-востока примерно на 30 миль и впадающий в Мертвое море у его южной оконечности. 2:19. Аммонитяне. Аммонитяне жили к северу от моавитян в районе реки Иавок. В ассирийских источниках они именуются Bit-Ammon, а их земля называется Benammanu. Аммонитяне заселили эту территорию примерно в то время, когда израильтяне странствовали в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007