Слова «[Вот разделение, какое сделал Моисей сынам израилевым... на супротив Иерихона]» отсутствуют в еврейском тексте, но читаются в списках перевода LXX и в славянской Библии. Они представляют, очевидно, заглавие к следующему затем разделению Восточно-Иорданской страны между двумя с половиной коленами и находились, по всей вероятности, в древнейшем еврейском тексте, которым пользовались LXX, как это допускают и некоторые из западнохристианских комментаторов 123 . Выражение «по племенам их» в древних греческих списках отсутствует. Нав.13:15 .  колену сынов Рувимовых по племенам их дал удел Моисей: Нав.13:16 .  пределом их был Ароер, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и вся равнина при Медеве, Нав.13:17 .  Есевон и все города его, которые на равнине, и Дивон, Вамоф-Ваали Беф-Ваал-Меон, См. Нав.12:1–2,13:9 . «Вамоф-Ваал» (высота Ваала) находился на восточной стороне Мертвого моря, близ северной его оконечности; он служил местом, с которого Валаам видел израильский стан, расположенный на Моавитской равнине, против Иерихона ( Чис.25:1 ); самое место его с точностью не установлено. Город «Беф-Ваал-Меон» (в славянской Библии «домы Веелмони») находился на северной стороне потока Зерка Маин, верстах в 6-ти от Медевы (см. Нав.13:9 ) на месте обширных необитаемых в настоящее время развалин, носящих название Маин. Нав.13:18 .  Иааца, Кедемоф и Мефааф, Место «Иаацы» (в славянской Библии «Иасса» согласно с Александрийским списком) не установлено; по Евсевию (под именем εσσα) этот город находился между Медевой и Дивус (Дивоном); некоторые 124 указывают на развалины Мугатель-ель-Гай на южной стороне Ароера, близ Арофа, как на место Иаацы. «Кедемоф» находился в пустыне, носившей его имя ( Втор.2:26 ), по верхнему течению Арнона ( Чис.21:13 ), «на краю сирско-аравийской пустыни», недалеко от дороги в Мекку 125 ; но с точностью место его не определено. Положение «Мефаафа», бывшего левитским городом ( Нав.21:37 ), а во времена римского владычества (по Евсевию: Μηφααθ) сторожевым пунктом, также неизвестно в настоящее время. Нав.13:19 .  Кириафаим, Сивма и Цереф-Шахар на горе Емек, «Кириафаим» находился, по Евсевию, в 10 римских милях (14 верст) от Медевы, в нынешнем Керейат, как называются развалины, на юг от горы Апарус и вади Зерка. Место «Сивмы», находившегося по указанию блаженного Иеронима (в толковании на кн. пророка Исаии 16:8) в 500 шагах от Есевона 126 , неизвестно в настоящее время. «Цереф-Шахар» (в славянской Библии «Сарф и Сиор», согласно с Александрийским списком) «на горе Емек» (в славянской Библии «Енак», согласно с Александрийским списком) указывается некоторыми на месте развалин Цара, к востоку от Мертвого моря, на юг от вади Зерка Мален.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Хамос» – национальный бог моавитский. Иер.48:8 .  И при­дет опустошитель на всякий город, и город не уцелеет; и по­гибнет долина, и опустеет равнина, как сказал Го­с­по­дь. «Как сказал Господь» – устами пророка Исаии, еще раньше Амоса. Иер.48:10 .  Проклят, кто дело Го­с­по­дне делает небрежно, и про­клят, кто удерживает меч Его от крови! Проклятие или горе ожидает того, кто будет щадить Моава. Иер.48:11 .  Моав от юности своей был в по­кое, сидел на дрожжах сво­их и не был пере­ливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; оттого оставал­ся в нем вкус его, и запах его не изменял­ся. Вино через переливку из сосуда в сосуд теряет свой первоначальный вкус и ароматичность. Моавитяне, которых до сих пор никто не уводил в плен, сохраняли, как нетронутое вино, все свои отличительные свойства. Иер.48:13 .  И по­стыжен будет Моав ради Хамоса, как дом Израилев по­стыжен был ради Вефиля, надежды своей. Вефиль был главным святилищем израильского царства ( Ам 3.14 ). Иер.48:18 .  Сойди с высоты величия и сиди в жажде, дочь – обитатель­ница Дивона, ибо опустошитель Моава при­дет к тебе и разо­рит укрепле­ния твои. «Дивон» – см. ( Ис.15:2 ). Иер.48:19 .  Стань у дороги и смотри, обитатель­ница Ароера, спрашивай бегущего и спаса­ю­щегося: «что сделалось?» «Ароер» – см. Ис 17.2 . Некоторые полагают, что у Ароера, лежавшего на берегу потока Арнона, был удобный переход через эту реку, а потому маовитяне, бежавшие с севера, должны были проходить мимо Ароера. Иер.48:20 .  Посрамлен Моав, ибо сокрушен; рыдайте и вопите, объявите в Арноне, что опустошен Моав. Здесь ответ на вопрос жителей Ароера. Иер.48:21 .  И суд при­шел на равнины, на Халон и на Иаацу, и на Мофаф, Халон, Яаца и Мофаф – города равнины Моавитской. Иер.48:22 .  и на Дивон и на Невó, и на Бет-Дивлафаим, Иер.48:23 .  и на Кариафаим и на Бет-Гамул, и на Бет-Маон, «Бет-Дивлафаим» – местоположение этого города неизвестно. То же нужно сказать и о «Бет-Гамуле». – »Бет-Маон " – к юго-западу от Медевы. Иер.48:24 .  и на Кериоф и на Восор, и на все города земли Моавитской, дальние и ближние.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

112 «Ароер» – было два города с таким именем: 1) Ароер при Арноне ( Втор.2:36 ) в колене Рувимовом и 2) Ароер к востоку от Раввы аммонитской, принадлежавший к колену Гадову ( Нав.13:25 ). Какой разумеется здесь, точно определить нельзя; по-видимому, тот, который пред Раввою, как более близкий к Дамаску, или даже перешедший к нему во время нашествия Феглаффелласара. 113 Ср. 5:30, 8; 8–9; 21:1; 28:2; 29:6... 30:28, 30; 41:16; 42:13; 66:15... и др. сходные по образам и слововыражению места. 114 Ср. 14:31 «от севера идет дым», 15:1 и 16:14: «через три года величие Моава будет уничтожено»; ср. 17:11–14. 115 В надписании пророчества на землю филистимскую: «в год смерти царя было такое пророческое слово» (14:28; заключается намек на то, что пророк, может быть, в виду осады, предстоящей Самарии от царя Салманассара, вспоминал и записал в 14:28–17:11 прежние свои пророчества о народах – о земле филистимской, о Моаве, о царстве Дамасском и израильском, произнесение которых первоначально не было приурочено к походу Феглаффелласара при царе Ахазе. 116 О зависимости пророка Исаии от этой песни говорит сходство в перечисляемых городах, – в упоминании Беер-Элим, Есевона, особенно Ар-Моава. См. об этом Геферника и др. 118 , вероятно, то же, что или Севех (Сабакон). Во время правления Езекии в Египте одновременно царствовали 3 династии: 1) эфиопская (в течение 40 лет), к которой принадлежали цари Сабакон (Севех) и Тиргана – около нашествия Сеннахерима в 14-й год Езекии (37:9); 2) саитская, цари (Амморис эфиоплянин), Стефинат, Нерепс, Нехао I, пораженный эфиопским царем, и Псамметих, положивший конец додекархии; 3) танитская – Псамм и Цет (Сетос, по Геродоту), современник Сеннахерима и его нашествия на Иудею, – последние цари танитской и других династий, по-видимому, совпадают по времени с додекархией, так как Псамметих следует за нею непосредственно (см. у Гезениуса, 590–6 стр.). 119 Порядок повествования (в 4Цар.18 ) дает основание предполагать, что Езекия отложился от царя ассирийского (ст. 7-й) именно в начале своего царствования – в один из четырех первых годов (начало религиозного преобразования естественнее относить к первым годам царствования – 4 стих (ср. 2Пар.29:3 ); далее в 9 стихе упоминается 4-й год Езекии, в 10 стихе – 6-й, далее в 13 стихе – 14 год... А отложившись от ассирийского царя, Езекия, естественно, обратился за помощью к Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1 . Иерихон. 2. Гай. 3. Иерусалим. 4. Хеврон. 5. Иармуф. 6. Лахис. 7. Еглон. 8. Газер. 9. Давир. 10. Гадер. 11. Хорма. 12. Арад. 13. Ливна. 14 Оделлам. 15. Макед. 16. Вефиль. 17. Таппуах. 18. Хефер. 19. Афек. 20. Шарон. 21. Мадон. 22. Асор. 23. Шимрон-Мерон. 24. Ахсаф. 25. Фаанах. 26. Мегиддон. 27. Кедес. 28. Иокнеам. 29. Дор. 30. Гоим. 31. Фирца ( Нав.12:9–24 ). § 10. Разделение земли Ханаанской между коленами Израильскими Разделяя землю Ханаанскую, Моисей и Иисус Навин сообразовались с численностью каждого колена. «И сказал Господь Моисею, говоря: кто многочисленнее, тем дай удел более, а кто малочисленнее, тем дай удел менее: каждому должно дать удел сообразно с числом, вошедшим в исчисление» ( Чис.26:52–54 ). Исчислены же были только лица мужеского пола, годные для войны. Колено Рувимово (43730 человек) и колено Гадово (40500 ч.), имея большие стада, просили Моисея, чтобы он не переводил их за Иордан и дал им во владение страны на востоке Иордана, как изобилующие пастбищами ( Чис.32:1–5 ). Моисей исполнил их просьбу, с условием, что оба колена перейдут Иордан и помогут своим братьям довершить покорение земли Ханаанской. Эти два колена утвердились между Арноном и Иавоком: колено Рувимово – на юге, a колено Гадово – на севере. – Часть колена Манассиина , потомки Махира, сделав покорения в этих же областях, утвердилась на севере Иавока, в стране Васан и в Авране. В колене Манассиином числилось 52700 человек ( Втор.3:12, 13, 18 ; Нав.4:12–13; 13:8–12 ; Чис.26:7, 18, 34 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Рувимову: Ароер на берегу потока Арнона, Есевон, Елеале, Иааца, Кедемоф, Мефааф, Кириафаим, Сивма, Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Гадову: Иазер, Атароф, Ароер пред Раббою, Рамоф , или Рамаф-Мицфа, Ветоним, Маханаим, Давир, Города, данные, при разделении земли Ханаанской, восточному полуколену Манассиину: Астароф, Едрея, Кенаф, Покоривши страны на востоке Иордана, Моисей умер на горе Нево ( Втор.34:1, 5 ). Страну на западе Иордана Иисус Навин разделил между остальными коленами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:30. Обеты. Обет – это обещание принести дар божеству в ответ на его благодеяние (дополнительную информацию см. в коммент. к Быт. 28:20–22 ; Лев. 27:2–13 ; Чис. 30:2–15 ). В классической литературе обет Иеффая находит параллель в обете критского царя Идоменея (жившего примерно в то же время). Буря, застигшая Идоменея при возвращении из-под Трои, вынудила его дать обет, весьма похожий на обет Иеффая, и в результате ему пришлось принести в жертву собственного сына. Обычно жертвоприношения, сопровождающие просьбу о божественной помощи, совершались накануне битвы (см.: 1Цар. 13:8–12 ), но если такой возможности не было, допускалось принесение обета. В принципе, Иеффай мог посвятить Господу всю добычу (ср.: Чис. 21:2 ), но, вероятно, применительно к городам, расположенным за пределами территории Израиля, это было неуместно. 11:31. Кого предполагал встретить Иеффай. Хотя израильтяне нередко держали в своих домах сельскохозяйственных животных, трудно предположить, чтобы такое животное вышло кому-нибудь навстречу. Собак не держали в домах как любимцев, к тому же они не годились для жертвоприношения. Более того, простое принесение в жертву животного не соответствовало величию и значимости победы, одержанной Иеффаем. Следовательно, Иеффай предусматривал возможность человеческого жертвоприношения (о человеческих жертвоприношениях на древнем Ближнем Востоке см. коммент, к Быт. 22:1,2 ; Втор. 18:10 ). 11:31. Всесожжение. Более чем в 250 упоминаниях этого понятия в Ветхом Завете оно применяется к жертве, в буквальном смысле сжигаемой на жертвеннике. Оно никогда не используется в переносном смысле или символически. О жертве всесожжения см. Лев. 1:3,4 . Это же слово использовано в Быт. 22:2 и 4Цар. 3:27 , где речь идет о человеческом жертвоприношении. 11:33. Завоеванная территория. Завоеванная Иеффаем территория включала двадцать городов, в том числе Ароер, Миниф и Авель-Керамим. Археологи обнаружили в этом регионе множество небольших укрепленных селений, характерной особенностью которых были круглые сторожевые башни. Вероятно, многие из завоеванных городов принадлежали к этому типу. Хорошо известный Ароер находится к северу от Арнонского ущелья, на южной границе территории аммонитян, но это, по-видимому, другой город с таким же названием, расположенный ближе к Равве (как и в Нав. 13:25 ). Авель-Керамим, вероятно, упоминается как кгтт в перечне городов Тутмоса III, но его местонахождение не установлено. На основании данных из поздних греческих источников Миниф помещают между Есевоном и Раввой, предположительно – в Umm el-Basatin. Несмотря на некоторую неопределенность сообщения о завоеванных городах, ясно одно: Иеффай не просто изгнал аммонитян из израильского Галаада, а вторгся на территорию Аммона и завоевал многие его крепости, в основном между Раввой и Есевоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Это наступление привело к тому, что значительная часть Дамаска была разрушена до основания, а подчиненные ему территории в Сирии, Трансиордании и Галилее перешли под власть Ассирии. 17:2. Ароер. Ассирийская военная кампания через Трансиорданию, естественно, привела к захвату стратегической крепости Ароер на Арноне («Aráir, в 3 милях к юго-востоку от Дивона и в 2,5 мили к востоку от «Царской дороги»). Она охраняла путь и контролировала границу между Моавом и Аммоном. Возможно, первоначально этот город был расположен в Tel Esdar (в 1,5 мили к северу), но после его разрушения в VIII в. до н. э. это название было перенесено на »Aráir. 17:3. Судьба Дамаска. В анналах Тиглатпаласара III описывается, как он окончательно уничтожил шестнадцать областей и большинство городов Арама (Сирии) в 732 г. до н. э., депортировал часть населения и передал большинство городов и территорий Сирии другим, более лояльным вассалам (список включает 591 разрушенный город). Дамаск сильно пострадал, но не перестал существовать, и стал в итоге столицей вновь образованной ассирийской провинции. Впоследствии Дамаск присоединился к еще одной антиассирийской коалиции, которую в 720 г. до н. э. возглавило сирийское государство Имаф. Этот мятеж был подавлен Саргоном II в 720 г. до н. э., после чего Дамаск вплоть до 609 г. до н. э. управлялся ассирийскими наместниками. После этого город получил лишь временную независимость, поскольку в 604 г. до н. э. вошел в состав Вавилонской империи. 17:5. Образ жнеца. В сценах жатвы, изображенных на настенных росписях египетских гробниц, показано, как жнец левой рукой захватывает пучок колосьев, а правой рукой срезает его серпом ( Пс. 128:7 ). Далее он вяжет снопы, которые затем свозятся на ток. Колоски, оставшиеся на жнивье, разрешалось собирать бедным ( Руф. 2:3,7 ). 17:5. Долина Рефаимская. Эта долина с ее сельскохозяйственными угодьями расположена к юго-западу от Иерусалима. Она снабжала население города сельскохозяйственной продукцией, и многие бедняки собирали там колоски. Засуха или осада города могли серьезно повлиять на снабжение города продовольствием, что Исайя в своем пророчестве использовал в образном языке. В этой долине были предприняты обширные археологические раскопки в рамках проекта «Эйн Яель» (Ein Yael), которые выявили здесь следы аграрной деятельности. На склонах были обнаружены следы устроенных в древности террас, свидетельствующих о стремлении использовать каждый клочок земли для обеспечения все возраставшего населения Иерусалима и его окрестностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРОЕР [    ], название городов: 1) к востоку от Мёртвого м., на сев. берегу р. Арнон , упоминается как пограничный город аморрейского Есевонского царства. Был отвоеван Моисеем у аморрейского царя Сигона и впосл. передан Иисусом Навином колену Рувима (Втор 2. 36; 4. 48; Нав 12. 2; 13. 16); в IX в. до Р. Х. являлся юж. границей земель, завоеванных Азаилом, царем Дамаска (4 Цар 10. 33). Упомянут в надписи моавитского царя Меши , к-рый захватил его ок. 852 г. до Р. Х. и заново отстроил. С этого времени А. принадлежал Моаву (Иер 48. 19). Отождествляется с совр. г. Араир в 5 км к юго-востоку от Дибана (см. Дивон ), где обнаружены следы поселения, существовавшего с перерывами с XXIII в. до Р. Х. до III в. по Р. Х. Раскопанная здесь крепость была, вероятно, основана Мешей. Рубежное положение А. привело к тому, что все города, лежащие к северу от него вдоль Арнона до области Дамаска, могли называться «городами Ароерскими» (Ис 17. 2), т. е. «городами за Ароером»; 2) близ г. Раввы . Первоначально принадлежал аммонитянам , затем передан Моисеем колену Гада; впосл. был пограничным городом между уделом колена Гада и Аммоном (Числ 32. 33-34; Нав 13. 25; Суд 11. 33); 3) упомянут в Первой книге Царств (30. 28) в связи с повествованием об удачном военном походе Давида против амаликитян; отождествляется с населенным пунктом Арара в Негеве в 20 км к юго-востоку от Вирсавии . Лит. : Mattingly G. L. Aroer//ABD. V. 1. P. 399-400; Aharoni Y. The Land of the Bible: A Historical Geography. Exeter, 1979. P. 31, 39, 252. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно

http://pravenc.ru/text/76162.html

48:1–47 Эта Глава посвящена пророчествам о моавитянах (ср. Ис. 15,16 ; Иез. 25,8–11 ; Ам. 2,1–3 ). О вражде Моава и Израиля см. Суд. 3,12–14 ; 4Цар. 3,4–27 . Моавитяне захватили часть территории, первоначально предназначенной Израилю (см. ком. к ст. 1). Будучи союзниками Иудеи в ее противостоянии Вавилону (27,3), моавитяне, тем не менее, сражались на стороне Навуходоносора против царя Иоакима (4 Цар., гл. 2). Завоевание моавитян Навуходоносором и происходившие вслед за этим восстания, возможно, относятся к 582 г. до Р.Х. 48 Нево... Кариафаим. Эти города первоначально принадлежали колену Рувимову ( Чис. 32,3.37.38 ; Нав. 13,15.19 ). 48 в Есевоне. Этот город также принадлежал потомкам Рувима ( Чис. 32,37 ; Нав. 13,17 ). 48 от Оронаима. Возможно, это место находилось на южном побережье Мертвого моря. 48 Лухит. Местоположение неизвестно (см. Ис. 5,15 ). 48 Хамос. Божество моавитян, которому поклонялся Соломон (см. 3Цар. 11,7.33 ; 4Цар. 23,13 ). Изображения богов часто становились военными трофеями. 48 опустошитель. Возможно, Навуходоносор. 48:11–12 Образное сравнение с вином, которое со временем, оставаясь нетронутым, становится еще лучше, говорит о спокойной, уравновешенной жизни Моав до тех пор, пока ей не надлежит стать тем «сосудом с вином», который быстро опорожняют. 48 Вефиля. Отступник Иеровоам поставил в Вефиле одного из своих идолов ( 3Цар. 12,28–30 ). Однако это не спасло страну от нашествия ассирийцев в 722 г. до Р.Х. ( 4Цар. 18,9–12 ). 48 Ароера. Ароер располагался к северо-востоку от Дивона и представлял собой один из укрепленных пунктов на реке Арнон. 48 в Арноне. Т.е. в окрестностях самой крупной на территории моавитян реки. 48 живите на скалах. См. Ис. 2,10 . 48 Севамский... Иазера... за море. См. Ис. 16,8 . 48 На всех кровлях Моава. Моавитяне строили жертвенники на крышах домов (см. 4Цар. 23,12 ). 48 как орел. Речь идет о Навуходоносоре (см. 17,3). 48 Ужас и яма и петля. См. Ис. 24,17 . 48:45–46 Из данных стихов, в основе которых лежат Чис. 21,28,29 , следует, что древнее предсказание Валаама начало исполняться. Глава 49

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Такие исторические свидетельства не соответствуют настоящему положению страны: развалины доказывают только несомненность существования множество городов и деревень в прежнее время. Но имена «разоренных или покинутых мест», хотя только отчасти приведенных в известность, ещё многочисленнее, чем как приведено во всех, по настоящее время, сохранившихся древних летописях, которые говорят о городах и деревнях, населенных издревле иудеями, или язычниками. Город за городом может быть теперь называем по имени, и каждый из них, и все вместе свидетельствуют о непреложности «единого пресвятого слова Израилева». О постепенном разорении городов Сирии автор говорил в другом месте, где он очень подробно описал и современное их разоренное состояние и запустение; нет надобности в повторении того же здесь, тем более, что обильные пророчества требуют краткого пояснения 204 . Но посетив Палестину во второй раз уже после того, как упомянутое изложение в прежнем сочинении автора было опубликовано, автор полагает не излишним присоединить одно дополнительное доказательство, результат личного его наблюдения, к другим свидетельствам о разорении, постигшем города, которыми еще долго, после дней пророков, «земля была усеяна». В списке арабских мест, лежащих в Палестине, приводимых доктором Ильёй Смитом, который жил многие годы в Сирии и проезжал через многие её области, названы сто три разоренные, или опустевшие места, в области хевронской и на юг от этого города. И между ними древние имена: Кириаф (Kerioth), Арад, Эль-Моладаг (El-Moladah), Ароер (в Иудеи), Биршеба (Beersheba), Элус (Elusa), Эбода, Фекоа 205 (Tekoa), Берашаг (Berachah), Рама (Ramah), Зиф, Энгадда (Engedi) 206 , Маон (Maon), Хермель (Carmel), Фогор (Phogor), Гедор (Gedor), Аддора (Adoraim), Думаг (Dumah), Анаб, Сохо (Socoh), Иаттир (Iattir) и Несиф (Nezib) удержались в названиях пустынных развалин: Кариетейна, Теиль-Арада, Эль-Мильга, Арорага, Бир-ес-Себа, Эль-Куласага, Абдега, Текуа, Берейкута, Ер-Рама, Зафа, Аин-Инди, Маина, Курмула, Фагура, Иедура, Дура, Даумега, Аннабега, Ет-Шувейкега, Аттира и Бенйт-Нузиба.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИВОН [Дибон; евр.  ,  ], моавитский город, принадлежавший до исхода израильтян из Египта аморрейскому царству со столицей в Есевоне (Числ 21. 26-30). Израильтяне захватили Д. и прилегающую к нему территорию к северу от р. Арнон (Числ 21. 21-25, 31), к-рая была отдана в удел колену Рувимову (Нав 13. 15-23), но в Числ 32. 34 сказано, что «построили сыны Гадовы Дивон и Атароф, и Ароер». Вытеснение коленом Гада представителей колена Рувимова подтверждается употреблением названия города как «Дивон-Гад» (Числ 33. 45), а также сообщением на стеле моавитского царя Меши (IX в. до Р. Х.): «Люди племени Гад жили в земле Атароф с прежних времен, и царь Израиля построил Атароф для себя» (строки 10-11; Атароф обычно идентифицируется с Хирбет-Атарузом, находившимся в 14 км к северо-востоку от Д.). Д. был расположен на важнейшем древнем караванном пути с севера на юг (на т. н. царской дороге - Числ. 20. 17; 21. 22), соединявшем Аравию с Дамаском. Город был построен в 64 км южнее Аммана по дороге на Эль-Карак и в 4 км к северу от р. Арнон, на одном из 2 естественных холмов рядом с ныне существующей дер. Дибан, расположенной на др. холме, к западу от дороги. Холм на месте Д. отделен от окружающего его плато с запада, севера и северо-востока глубокими лощинами. На вост. стороне холма были найдены многочисленные развалины визант. и араб. периодов. Юж. сторона холма постепенно понижается и с 2 сторон защищена небольшими возвышениями (здесь в 1868 была найдена стела Меши). Израильтяне служили Еглону, царю Моава, в течение 18 лет, пока не нашли избавление через судью Аода (Суд 3. 14-15); впосл. Иеффай освободил землю к северу от Арнона от аммонитян (Суд 11. 4 - 12. 7). О моавитском господстве над Израилем говорится и в 1 Цар 12. 9. Царь Саул вел войну против соседей, включая Моав, чтобы обезопасить свое новое царство (1 Цар 14. 47). В список захваченных царем Давидом у Моава земель входили территории к северу от р.

http://pravenc.ru/text/171963.html

   001    002   003     004    005    006    007