Нравственное улучшение и усовершенствование твое не имеет границ, потому никогда ты не можешь сказать, что сделал довольно: будь совершенен, как Отец твой небесный совершен есть [ Матф. 5:48 ] – вот цель твоих стремлений; будь свят, как Я свят [Петр. 1:16. 1Сол. 4:3 .], вот Моя воля. Исполняя эту волю, ты делаешься помощником Моим, соработником Моим, соучастником в исполнении начертанного Мною от вечности великого плана спасения рода человеческого, великого дела Моей премудрости и бесконечной любви. [ Рим. 13, 4, 15, 16 . 1Кор. 3:5. 9 . Евр. 9:14 .]. При исполнении своего долга ты можешь встретить в лицах, тебя окружающих, зависть, ненависть, злобу и гонение. Мужайся, терпи и неси крест до гроба. Я всегда близ тебя, Я буду видеть твои труды и страдания. Вечная награда верному рабу у Меня готова всегда. Какую цену, какое высокое значение получают при этом взгляде на жизнь все наши звания и состояния, все роды служения, все наши занятия, все дела наши! Земледелец и ремесленник, бедный и несчастный, равно как вельможа, богач и счастливец, все дела свои могут освящать исполнением в них заповедей евангельских, всю жизнь свою могут сделать одним непрерывным служением Господу и путём к царству небесному. А сознавая высоту своего призвания, на какое самоотвержение, па какие подвиги христианин не может обречь себя? Ничто так сильно не воодушевляет нас к деятельности, ничто так не радует и не утешает, как убеждение, что нам поручено полезное дело, что на нас лежит важная обязанность, что деятельность наша принесет благие плоды. Это убеждение воодушевляет мужеством воина во время брани и заставляет его жертвовать своею жизнью за благо отечества. Сознавая пользу и важность своего служения истине, учёный среди трудов Своих лишает себя сна и забывает о пище, предпринимает далёкие путешествия, сопряжённые с опасностью для жизни. Но истинное достоинство дел наших определяется всё-таки не временною их пользою, не внешним блеском и славою, а тем, что они имеют в себе вечного, какое внутреннее, нравственное значение заключают в себе, – тем, на сколько при совершении их мы были чужды корыстных побуждений, в какой мере выразили в них свою веру и любовь к Богу и выполнили Его волю, до какой степени нравственного совершенства, при содействии благодати Божией, достигли чрез них сами и возвысили других, на сколько себя и своих ближних подготовили к вечному блаженству. И действительно, выше свободной деятельности, посредством которой человек входит в соприкосновение с всемогущею деятельностью Божиею, ценнее и прочнее дел, которыми он участвует в исполнении вечного плана любви Божией и вместе с тем приготовляет себя к участию в вечном блаженстве, ничего не может быть на земле. И обитатели неба всё свое блаженство поставляют в исполнении воли Божией. Сам Единородный Сын Божий свидетельствовал о себе, что Он приходил на землю для служения, для исполнения воли пославшего Его Отца, и в совершении порученного Ему дела полагал всю Свою славу. [ Иоан. 17:4–5 . Мат. 20:28 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Но Ты сам благослови, Преосвященнейший Владыко! – Просим и молим Тебя: – Ты сам благослови нас и начать, и совершить сие дело. Ибо оно так велико, так неожиданно для нас, так поразительно для всех, что мы, без особого Твоего святительского благословения, и приступить к нему не дерзаем. Знаем, Архипастырь наш, что необычайно для Тебя сие прошение наше. Знаем, что просим у Тебя благословения, равно необычайного и для всех. Но что же нам делать? – Всё, что мы теперь пред собою и вокруг себя видим, до того смущает и поражает нас, что мы, в сем глубоком смущении духа и в сей тяжкой скорби сердца, невольно к Тебе же обращаем и очи, и сердца наши. – Скажи нам, Отец наш, что значит всё здесь видимое нами? – Обыкновенно, Ты приходил из сих келий в Соборный храм Смоленский, даже в великие праздники о в высокоторжественные дни, для священнослужения своего в нём, очень просто, – без всякой особенной торжественности, в сопровождении только двух иподиаконов. Ныне же допустил придти к Тебе сюда и сопровождать Тебя отсюда не только всему сонму здешних градских священнослужителей, но и необъятному множеству лиц всякого звания и возраста, – с возожжёнными у всех свещами, – при громогласном пении священных песней, – при потрясающем звуке всех колоколов, во всех церквах Смоленска. – Как смотреть на все это? – Ах! Не здесь ли надобно искать нам объяснения и разрешения всему тому, что слышал и видел Ты, или лучше, что Сам Господь открыл Тебе, незадолго пред Твоею кончиной? – Нынешний церковный звон не есть ли тот самый благовест, который, за несколько времени пред сим, так внезапно и вместе так явственно слышался Тебе здесь? – Нынешнее надгробное рыдание и священное песнопение не есть ли то таинственное пение, которому Ты, в то время и в этом же доме, внимал с таким удивлением и трепетом? – Настоящее собрание и это непрерывное движение граждан вокруг Твоего гроба не есть ли то самое собрание и движение, которое на этом самом месте Ты тогда заметил?.. 7 О, сколь же дивны, непостижимы и, в тоже время, неизречено – милосерды все судьбы Господни и в жизни, и в смерти Твоей! – Да будет, убо, благословен Бог , предъуказавший Тебе кончину Твою! Буди благословен от Господа и Ты, богомудрый Святитель наш, возмогший не только принять благоговейно, но и уразуметь верно столь прикровенное предвозвещение Господне, слагая оное своевременно и соблюдая предусмотрительно в сердце, своем!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Ты сочувствовал глубоко всему возвышенному, христианскому: быстрые и неотступные требования прогресса и жажда знаний встречали в тебе полное и серьёзное сочувствие; мудрость твоя вызывала нас к науке и направляла к движению вперёд, но в тоже время предостерегала словами: «вся испытуйте – хорошего держитесь!», а оценка доброго и вредного указана была в христианстве. Стремление к свободе, столь заманчивой для каждого из нас, находило в тебе мощную опору, но ты доказал нам, что свобода вне истинного христианства есть злейшая из всех возможных тираний и что превыше всех учении о счастье и свободе должно быть изречение Христа – «познайте истину и уразумеете свободу» Сонму властей предержащих – администрации ты напоминал, что не управляемые существуют для управляющих, а наоборот; что судьи – люди, и способны ошибаться; что все мы между собою братья и по Христову учению должны помогать и поддерживать друг друга, а не пригибать слабых; что поэтому самые лучшие законы не создадут счастья, если применение требований закона будет нехристианское. Таковы были дух и направление твоей, проповеди и деятельности в древнем, русском и патриотическом нашем Смоленске; дай Бог чтобы мудрое слово твое, умевшее вызвать нас из духовной дремоты и побудившее нас чаще и чаще размышлять о делах св. веры, долго жило и зрело среди нас. Не скроем: поучения твои произносились в форме мало доступной пониманию большинства, но за то наиболее образованная, а вместе с тем и наименее религиозная среда твоей осиротевшей паствы была возрождена в духе Христианства с тех пор, когда благодаря примеру и слову твоему, пред нами возсиял более светлый взгляд на истины религии. Как же не чувствовать после всего этого всей силы и всего значения утраты, понесённой Русской церковью и в частности нами; как не возсылать тёплых молитв за всё сделанное для нас тобою в короткий промежуток времени; как не чтить нам память твою и не взывать к Богу, дабы насаждённое тобою здесь добро росло, мужало и вывело нас на путь истины и правды о Христе! Да помянет же Господь Бог архиерейство твое во царствии своём и да упокоит тебя Господь в недрах избранников своих; мы будем непрестанно молить для тебя милости Божией и Царствия Небесного!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Резухин П. С., свящ . Создание и деятельность приходских советов в Тульской епархии в 1917–1918 гг.//Церковный историк. 2023. No 2 (12). С. 47–55. На основе анализа архивных документов в статье рассматривается явление «приходской революции» 1917–1918 гг. – демократизации церковной жизни, связанной с созданием приходских советов, избранием членов причтов и идеей выборности органов епархиального управления. По мнению свящ. П. С. Резухина, это явление стало началом разрушения церковной организации. Савчук Р., свящ . «Идеологизация» православия в позднесоветском атеистическом дискурсе Украинской ССР (вторая половина 1980-х гг.)//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. (20). С.89–101. Статья посвящена изучению позднесоветского атеистического дискурса, направленного на маргинализацию православия. По мнению автора, к концу существования СССР непосредственная борьба с религией оттенялась задачей формирования целостного атеистического мировоззрения, и происходящие сложные процессы могут быть охарактеризованы как «идеологизация православия». Секретарев С. А . Атеистическая пропаганда в Удмуртской республике в период хрущевских гонений//Церковный историк. 2023. 2 (12). С. 97–121. В статье рассматриваются методы атеистической пропаганды в Удмуртии и административные меры, направленные против Церкви, священнослужителей и мирян. Спиненко М., прот., Таукенов А., диакон . Репрессии против верующих в ХХ веке в Павлодарском Прииртышье//Труды Барнаульской духовной семинарии. 2023. Вып. 12. С. 6–10. Статья посвящена подвигу новомучеников и исповедников в Павлодарском Прииртышье в 1930-е гг. Авторы статьи описывают примеры подвига священно- и церковнослужителей, родившихся в Казахстане или оказавшихся там в ссылке, прославивших эту землю своим христианским свидетельством, мученическим и исповедническим подвигом. Тупикин Р. В. (Митрополит Исидор) . Особенности организационной жизни Смоленской и Дорогобужской епархии при епископе Иннокентии (Сокале) (1959–1964 гг.)//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 113. С. 114–126.

http://bogoslov.ru/article/6194203

Но это я не к тому, а вот к дружбе или к какому-то особенному чувству к женщине как к нежному товарищу: я это чувство имею и, если замечаю самым отдаленным образом в таком товарище движение пола, – он меня отталкивает. Налет культурности в женщине, образ жизни ее – с книгами… отталкивает мое половое чувство: я могу совокупиться только с женщиной-самкой, лучше всего, если это будет простая баба». Последнее связано было не столько с заочной полемикой с Пастернаком, сколько с обстоятельствами собственной личной жизни и диалогически обращено прежде всего к Бунину. Не случайно, размышля над любовными страницами автобиографического романа, который Пришвин писал как раз в те годы, когда прочитал «Митину любовь», бросая земляку своеобразный вызов и с ним споря, Михаил Михайлович настаивал на своем решении проклятого вопроса: «Я же дерзну свою повесть так закончить, чтоб соитие стало священным узлом жизни, освобождающим любовь к жизни актом. Для этого Митя (имеется в виду пришвинский Митя, то есть Алпатов. – А. В.) сделает Аленку своей женой и за шкурой Аленки познает истинное лицо женщины, скрытое…» Между тем Аленка пришвинская, из-за которой весь сыр-бор разгорелся, о браке с которой сожалел Пришвин многие лета своего супружества, о которой оставил много резких строк и глубокомысленных рассуждений, была по-своему удивительная и замечательная женщина, личность, и лучше нее самой никто о ней не расскажет. «Родилась я в деревне Следово Смоленской губернии, Дорогобужского уезда, в семье Бадыкиных. Жили бедно: отец рано умер, мать одна маялась с детьми – кроме меня было еще четверо. Все было так убого в нашей жизни, так нищенски, что и рассказывать-то стыдно. Вся жизнь проходила в тяжелой работе. Я все умела: и жать, и косить, и скотину обихаживать, да что говорить, ни одна крестьянская работа мимо моих рук не проходила. Но бывали все же и праздники. Редко, правда, а все же были дни, которые вспоминать радостно. В праздник не работали, это даже за грех считалось. Такого праздника ждешь, бывало, как красного солнышка. Особенно любимый был праздник Троица, а за ней Духов день. Этот праздник – летний. В этот день мы уходили в рощу, хороводы водили, песни пели – я и плясать, и петь одна из первых была.

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Когда вслед за тем новгородцы снова прислали к Мстиславу просить сына, он уже не колебался и послал к ним сына своего Романа. Ростиславичи после этого поступка сделались отъявленными врагами Мстислава. Андрей тотчас воспользовался этим, чтобы идти на Мстислава. Рязанские и муромские князья уже прежде были с Андреем заодно, соединенные войною против болгар. Полочане вошли с ним в союз по вражде к Новгороду; на Волыни был у него союзник дорогобужский князь Владимир, дядя Мстислава, бывший его соперник за Киев. Андрей тайно снесся с князьями северскими Олегом и Игорем: в Переяславле Русском княжил брат Андрея Глеб, неизменно ему преданный; с Глебом был также другой брат, молодой Всеволод, вернувшийся из Цареграда и получивший княжение в Остерском Городце в южной Руси. Всего, таким образом, было до 11-ти князей с их дружинами и ратью. Суздальским войском предводительствовал сын Андрея Мстислав и боярин Борис Жидиславич. На стороне Мстислава был брат Андрея Михаил, княживший в Торжке; не предвидя против себя ополчения, Мстислав Изяславич отправил его с берендеями на помощь к сыну в Новгород; но Роман Ростиславич перерезал ему путь и взял в плен. Разделавшись с Киевом, Андрей последовательно хотел разделаться и с Новгородом. Те же князья, которые ходили с ним на Киев, с теми же ратями, которые уничтожили древнюю столицу русской земли, пошли на север с тем, чтобы приготовить ту же судьбу и Новгороду, какая постигла Киев. «Не будем говорить, рассуждает суздальский летописец, преданный Андрею и его политике, – что новгородцы правы, что они издавна от прародителей князей наших свободны; а если б и так было, то разве прежние князья велели им преступать крестное целование и ругаться над внуками и правнуками их?» Уже в трех церквах новгородских на трех иконах плакала Пресв. Богородица: она предвидела беду, собиравшуюся над Новгородом и его землею; она молила Сына своего не предавать новгородцев погибели, как Содом и Гоммору, но помиловать их, как ниневитян. Зимою 1170 года явилась грозная рать под Новгородом – суздальцы, смольняне, рязанцы, муромцы и полочане.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Смоленске состоялась международная конференция, посвященная обновленческому расколу в Русской Православной Церкви 19.10.2022 17-18 октября 2022 года в Смоленском государственном университете состоялась международная научно-практическая конференция « Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви : церковно-исторические, богословские и канонические проблемы». Организаторами церковно-исторического форума выступили Учебный комитет Русской Православной Церкви , Общецерковная аспирантура и докторантура имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, Центр изучения религии и Церкви Института российской истории РАН, Смоленская духовная семинария и Смоленский государственный университет. Конференция была приурочена к 100-летию возникновения обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. Первый день работы форума был посвящен предпосылкам, возникновению и развитию обновленческого раскола, а также его региональным особенностям. 17 октября участников первого отделения приветствовали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры протоиерей Максим Козлов, ректор Смоленской духовной семинарии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор и ректор Смоленского государственного университета М.Н. Артеменков. На конференции также присутствовала О.Ю. Васильева, доктор исторических наук, профессор, президент Российской академии образования, руководитель Центра изучения религии и Церкви Института российской истории РАН. Участниками форума стали преподаватели и студенты Смоленской духовной семинарии, других духовных школ Русской Православной Церкви, духовенство Смоленской епархии, а также студенты светских вузов различных регионов России. В продолжение конференции с научными докладами выступили: Второй день работы форума был посвящен теме «Преодоление, последствия и осмысление обновленческого раскола».

http://drevo-info.ru/news/28404.html

С такими-то физическими силами почивший Архипастырь прибыл на дело святительского служения в Смоленск и, по обычаю, весь предался труду и делу на новом поле своей жизни. По причине этой слабости сил он не мог выносить физической напряжённости – ни в служении, которое он совершал скоро, ни в личном приёме просителей, с которыми он ведался большею частью на бумаге. Во время кратковременного святительского своего в Смоленске служения, он несколько раз подвергался сильным припадкам болезни; но покой и отдых были не в его природе: ещё не оправившись от болезни он снова предавался занятиям и спешил на труд. За две недели до кончины своей он чувствовал до того сильный припадок нервной болезни в голове что совершенно потерял – было слух и объяснялся со врачём и прислугой посредством письма на аспидной дощечке: – это было в конце сырной недели. Около этого времени постоянно пользовавший почившего врач с скорбью говорил своим знакомым, что жизнь Преосвещеннейшего держится на волоске; но покойный Архипастырь, не успевши оправиться и от этой сильной болезни, снова предался своей обычной деятельности: всю первую неделю великого поста он занимался делами, в неделю православия служил в кафедральном соборе, совершал положенный чин православия и произнёс свою, увы, последнюю прекрасную беседу о духе православной церкви и значения церковного отлучения! В следующее воскресенье – 16 марта он снова совершал литургию и по окончании её преподал желавшим своё последнее благословение, чего, по слабости сил, он не всегда дозволял себе. После обедни он принимал в своих покоях г. Начальника губернии с семейством и довольно долго беседовал с ним. Казалось, что здоровье Преосвещеннейшего восстановилось по-прежнему и никто не подозревал столь грозной и столь близко предстоявшей опасности. Впрочем лица, близко знавшие Архипастыря, замечали, что в жизни Преосвященного в этот день происходило что-то не совсем покойное, и только сила духа, господствовавшая над самыми страданиями скрывала от всех его внутреннее состояние. Так во время служения литургии Преосвященный почти не в состоянии был держать дикирий и трикирий, произнести возглас и наклонить голову; туже слабость и тоже изнеможение замечали и в покоях его при приёме г. Начальника губернии с семейством; но, по обычаю, Преосвященнейший всё таил в глубине своей души и о своём состоянии не сказал никому ни слова. Намекнуть же ему о своих наблюдениях не смели, потому что боялись встревожить его и усилить болезненное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Служба «Милосердие» в Смоленске помогает обратившимся на епархиальную горячую линию 16.04.2020 По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на базе добровольческой службы «Милосердие» Смоленской епархии с 1 апреля 2020 года открыта круглосуточная горячая линия. «Ежедневно сюда поступает до 10-15 звонков. В первую очередь добровольцы отрабатывают заявки от одиноких пожилых людей. В условиях самоизоляции старикам приходится непросто. Задача волонтеров — доставка продуктов и лекарств. Далее идут заявки от многодетных и малоимущих семей. Сегодня адресную помощь оказали именно этой категории просителей», — пояснил руководитель епархиального отдела по социальному служению иерей Дионисий Давыдов. Узнав о том, что на базе службы «Милосердие» организована горячая линия, благотворители пожертвовали картофель, чтобы добровольцы могли безвозмездно передать помощь нуждающимся. В специальный журнал записываются все поступающие просьбы. После того, как продукты были переданы пожилым пенсионерам, в порядке очереди, просители были оповещены о возможности получить продуктовую помощь. В числе получателей — беженцы, многодетные семьи, а также малоимущая семья, где деток воспитывает одна мама. «От лица наших просителей, от лица всей службы " Милосердие " выражаем благодарность Андрею, Сергею и Александру за пожертвованный картофель. Любая помощь сегодня является жизненно необходимой», — рассказала координатор службы «Милосердие» Светлана Бессарабова. Смолян призывают не оставаться в стороне и по мере сил помогать тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Все вопросы можно задать в группе службы «ВКонтакте» или по телефону 679-777. Сделать пожертвование можно на официальную карту службы «Милосердие» 4276 5900 1933 0249 (привязана к телефону главной сестры смоленского сестричества Натальи Михайловны С., +7951 716-90-43). Напомним, молодежный отдел Смоленской епархии совместно с отделом социального служения организовали волонтерский штаб для оказания помощи пожилым людям. На базе службы «Милосердие» Смоленской епархии по номеру 679-777 работает круглосуточная горячая линия. По нему могут обращаться люди старше 60 лет, которым некому доставить продукты и предметы первой необходимости, а также те, кто попал в другую экстренную ситуацию из-за эпидемии коронавируса. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.04.2020 07:27:38

http://drevo-info.ru/news/25792.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Смоленской духовной семинарии прошла международная научная конференция «Вера и наука: от конфронтации к диалогу» 17.04.2019 16 апреля 2019 года в Смоленской духовной семинарии состоялась XII Международная молодежная научная конференция «Вера и наука: от конфронтации к диалогу», организованная в рамках Международной научной конференции «Авраамиевская седмица». Тема конференции — «Молодежь: свобода и ответственность» — была выбрана в соответствии с темой XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. Форум состоял из двух частей: пленарное заседание и работа секций «Богословские и церковно-исторические исследования», «Этика, социлология, воспитание в свете христианского мировоззрения», «Богословие и гуманитарные исследования». Модератором конференции стал проректор по научной работе СПДС игумен Тарасий (Ланге) . В форуме приняли участие представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Барнаульской, Воронежской, Калужской, Смоленской духовных семинарий, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Российского государственного социального университета, Смоленского государственного университета, Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ им. маршала Советского Союза А.М. Василевского, Смоленского государственного института искусств. Открывая пленарное заседание, участников молодежного научного форума приветствовал ректор Смоленской духовной семинарии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Акцентировав внимание на теме конференции «Молодежь: свобода и ответственность», архиерей отметил: «Свобода нам необходима для творчества, поиска проявления научного интереса, определения своего жизненного пути. Особенно сложно сделать свой жизненный выбор молодому человеку в условиях кажущейся информационной свободы, когда огромное количество разнообразной информации окружает его со всех сторон. Порой эту информацию невозможно проверить, невозможно " отделить зерна от плевел " . Молодое поколение должно учиться делать свой выбор разумно, на основе твердого нравственного критерия. Совершая выбор, человек создает свои собственные ценности — то, что определяет содержание его личности».

http://drevo-info.ru/news/24871.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010