Состоялось первое в 2022 году заседание Барсовского общества Санкт-Петербургской духовной академии 3 февраля 2022 г. 10:11 2 февраля 2022 года в дистанционном формате состоялось первое в текущем году заседание Общества изучения церковного права им. Т.В. Барсова («Барсовское общество») Санкт-Петербургской духовной академии , приуроченное к трехлетию со дня его создания. В заседании приняли участие: митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , кандидат богословия, кандидат юридических наук; протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии ; протоиерей Константин Костромин, кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе СПбДА; священник Владислав Баган, кандидат богословия, кандидат юридических наук, первый проректор Смоленской духовной семинарии; П.И. Гайденко, доктор исторических наук, профессор; А.Ю. Митрофанов, доктор исторических наук; Ю.В. Оспенников, доктор юридических наук, профессор; А.В. Ведяев, кандидат богословия, доцент. Вел заседание секретарь Барсовского общества, директор Издательства СПбДА Д.В. Волужков. В начале заседания к его участникам с приветствием обратился протоиерей Константин Костромин. Поздравив всех с первым маленьким юбилеем, отец Константин отметил, что среди научных сообществ Академии Барсовское общество заметно выделяется своей активностью и творческой энергией. Первым пунктом повестки заседания был вопрос об учреждении официального членства в Барсовском обществе. Собравшимися было принято решение, что впредь члены Общества будут избираться один раз в год на итоговом собрании в конце декабря, после очередных Барсовских чтений. Также установлено, что членами Общества могут быть избраны только исследователи, соответствующие двум обязательным критериям одновременно: 1) имеющие ученую степень и 2) принимающие активное участие в мероприятиях и публикациях Барсовского общества. Установлено полное наименование: действительный член Общества изучения церковного права им. Т.В. Барсова («Барсовского общества») Санкт-Петербургской духовной академии Русской Православной Церкви; сокращенное наименование: член Барсовского общества.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Митрополит Смоленский Исидор возглавил заседание Совета по теологическому образованию Смоленской епархии 23 сентября 2021 г. 14:48 22 сентября 2021 года под председательством митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в здании Смоленского областного института развития образования состоялось заседание Совета по теологическому образованию Смоленской епархии , посвященное теме «Духовно-нравственное воспитание в контексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Участниками заседания стали вице-губернатор Смоленской области В.М. Хомутова, ректор Смоленского государственного медицинского университета Р.С. Козлов, ректор Смоленского областного института развития образования О.С. Кольцова и другие члены Совета. Мероприятие открыл митрополит Смоленский Исидор, обратившийся к собравшимся со словом , в котором отметил плоды многолетней архипастырской деятельности на Смоленской земле на ниве просвещения и образования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «С 1992 года в Смоленской епархии заново была создана полноценная система духовного образования. Выстроена работа со всеми уровнями власти, начиная с муниципального и заканчивая областным. Сотни учителей и воспитателей прошли курсы повышения квалификации. Написано значительное количество учебно-методических пособий для преподавания религиозно-нравственных дисциплин. Таковы плоды многолетней работы в Смоленской епархии по данному направлению». К участникам заседания также обратилась вице-губернатор Смоленской области В.М. Хомутова, отметившая многолетнее плодотворное сотрудничество Смоленской епархии и администрации Смоленской области в области воспитания и образования подрастающего поколения. Далее заместитель начальника департамента Смоленской области по образованию и науке Е.В. Михалькова представила доклад «Духовно-нравственное воспитание как основа безопасности подрастающего поколения». С сообщением на тему «Подходы и практика популяризации теологического знания в высшей школе» выступил советник при ректорате по административной работе и стратегическому развитию Смоленского государственного университета М.В. Каиль. Участники заседания рассмотрели вопрос об участии членов Совета в региональном и всероссийском этапе V Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Теология в научно-образовательном пространстве: теория, история, практика, междисциплинарные исследования». В результате было принято решение о направлении ряда членов Совета на региональный и всероссийский этап конференции для выступления с докладами. Смоленская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Клирики Смоленской епархии получили дипломы теологов 17 февраля 2021 г. 15:10 16 февраля 2021 года в Смоленском государственном университете состоялось вручение дипломов магистрам-выпускникам первого потока студентов, завершивших обучение по магистерской программе «Теология». Ранее в очно-дистанционном формате состоялось защита магистерских диссертаций. Дипломы теологов получили священнослужители, сотрудники Смоленского епархиального управления , педагоги, работники учреждений культуры. На церемонии вручения дипломов присутствовали ректор Смоленского государственного университета М.Н. Артеменков;  митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; доктор исторических наук, профессор М.М. Казаков, кандидат исторических наук, доцент М.В. Каиль; кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент иеромонах Рафаил (Ивочкин); председатель коллегии по образованию  Смоленской митрополии  протоиерей Василий Мовчанюк и другие. Выпускников магистратуры и преподавательский состав приветствовал М. Артеменков. «Мы с вами прекрасно знаем, что развитие высшего образования в современном понимании начиналось с теологических факультетов в Европе. В российской истории это начиналось в Славяно-греко-латинской академии. Мне радостно, что в современном мире теология возвращается в классическое образование, в том числе, в российской истории. Это имеет очень важное измерение и призвано служить обществу, призвано формировать в людях ценностные установки, и, самое главное, эти ценностные установки транслировать всему обществу», — подчеркнул Михаил Николаевич.  «Для Смоленского государственного университета программа по теологии, которую мы начинали три года назад, действительно является знаковой. Это была новая программа и для меня, как человека, тогда только вступившего в должность исполняющего обязанности ректора и начинающего управлять университетом, — продолжил ректор. — Три года назад все сложилось, и мы успешно лицензировали программу, затем мы ее успешно аккредитовали. И сегодня есть зримый результат того, что произошло — сегодня мы вручаем дипломы первым выпускникам программы " Теология " в Смоленском государственном университете. Я всех искренне с этим поздравляю».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

При поддержке конкурса «Православная инициатива» в Смоленске состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная актуальным вопросам охраны психического здоровья 15 июня 2019 г. 14:25 13 июня 2019 года в Смоленском государственном медицинском университете открылась Международная научно-практическая конференция «Молитва врача»: актуальные вопросы охраны психического здоровья. Биопсихосоциодуховный подход». Конференция проводилась при поддержке Смоленской митрополии , Смоленской духовной семинарии, Регионального отделения МОО «Союз православных женщин» в Смоленской области и международного грантового конкурса « Православная инициатива 2018-2019». В программный комитет конференции вошли: В зале Ученого совета СГМУ собрались ученые, врачи, представители духовенства Русской Православной Церкви, студенты. Одной из главных целей конференции стало укрепление профессионального общения специалистов и служителей Русской Православной Церкви в сфере охраны психического здоровья. На пленарном заседании митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор представил  доклад «Православие и психиатрия: опыт и перспективы взаимодействия» . В начале выступления архипастырь поздравил университет, руководителя проекта Н.Н. Осипову и команду проекта «Здоровье души: подготовка православных волонтеров в сфере охраны психического здоровья» с победой в международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2018-2019». Его Высокопреосвященство отметил высокую степень актуальности проблем, связанных с психическим здоровьем человека, профилактикой психических расстройств и выбором эффективных форм помощи людям, страдающим душевными недугами. «Если полтора года назад мы ставили целью организацию православного просвещения и духовно-нравственного воспитания на основе традиционных христианских ценностей, то теперь перед нами стоит более сложная задача формирования в регионе основ совместной практической работы врачей и священнослужителей в сфере охраны психического здоровья», — подчеркнул архипастырь.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Около половины 2 часа Архипастырь совершил прогулку и, проехавши несколько городских улиц, часа в три возвратился домой. Восходя по лестнице в свои покои, он почувствовал такую слабость в ногах, что с трудом мог идти далее; но при помощи прислуги он прошёл в свои покои и скоро потребовал обедать. За обедом он почти ничего не ел и около часов лёг отдохнуть, отдавши приказание, что сегодня вечером он не будет никого принимать. Во время вечернего чая, около 8 часов вечера, печальные предвестники кончины показались яснее: Архипастырь почувствовал такое ослабление сил, что не мог ходить и из рук его выпала чайная чашка. По окончании вечернего чая он сказал прислуге, что ему что-то не здоровится и что он чувствует большую слабость в ногах. На вопрос: не нужно ли пригласить врача? – Преосвященный отвечал, что сегодня уже поздно и что особенного он ничего не чувствует; но отдал приказание пригласить врача утром. Часов в 10 вечера – гораздо ранее обыкновенного он лёг в постель, предварительно заперши, по обычаю, двери кабинета. До 10 часов утра 17 марта прислуга была уверена, что Преосвященный не спавший долго от нездоровья, подкрепляет свои силы поздним сном, а потому, сделавши несколько знаков лёгкого доклада и не получивши никакого ответа, она успокоилась. Около 11 часов прибыл приглашённый врач и хотел посетить больного Архипастыря. Подошли к дверям кабинета и начали производить лёгкий стук – ответа нет. Стук в двери усилили, – ответа нет. Врач, хорошо знакомый с состоянием здоровья Архипастыря и узнавший о вчерашних болезненных признаках, скоро догадался о положении дела и сказал находившимся с ним: «есть что-нибудь неблагополучное!» Отворивши двери кабинета силою, Преосвещеннейшего нашли скончавшимся и находящимся подле своей постели: но некоторым признакам можно полагать, что, вставши с своей постели, он начал было, собираться на свой обычный труд; но прилив к голове мгновенно лишил его сил и прекратил эту дорогую жизнь! На страшную весть о кончине Архипастыря скоро собрались в слезах: члены консистории, ректор семинарии, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

В письме председателя Смоленской казенной палаты министру финансов от 4 июня 1847 г. изложено пожелание краснинского дворянства, Смоленского губернского предводителя дворянства и епископа Смоленского и Дорогобужского Тимофея о выборе для монумента при г. Красном образа Святого Архистратига Михаила, отмечаемого 8 ноября «в воспоминание того, что именно накануне этого дня 7 ноября 1812 года окончательно одержана была в местности, где сооружен памятник, знаменитая над неприятелем победа». В письме казённой палаты от 19 июня 1849 г. сообщено, что сего числа образ Архангела Михаила поставлен (Памятник в Красном. По материалам Государственного архива Смоленской области). В последующий период монумент неоднократно ремонтировался и подновлялся. Так, в фонде Смоленского губернского правления, в деле о его ремонте, сообщается, что летом 1889 г. памятник был обследован гражданским инженером Строительного отделения губернского правления И.А. Вагановым с составлением сметы. Ремонт монумента был начат в сентябре, а закончен в октябре 1889 г. В ноябре 1889 г. работы были освидетельствованы губернским инженером О.Ф. Хартеном. Всего на ремонт памятника и домика при нём было затрачено 540 руб. 4 копейки. В фонде Канцелярии Смоленского губернатора, в письме краснинского уездного исправника от 18 ноября 1910 г., отмечено: «...памятник Отечественной войны 1812 г. требует следующего исправления: 1) окраски всего памятника, 2) позолоты находящихся на нём: креста, государственных орлов и иконной рамы с изображением Св. Архистратига Михаила, 3) укрепления каменных террасных плит, 4) исправления вокруг памятника деревянной ограды и окраски её, 5) окраски чугунной цепи, 6) в сторожке исправления надворной постройки и деревянного забора и 7) окраски железной крыши в сторожке, а также наружной и внутренней стен её. При чём докладываю, что сказанный памятник 10 октября с/г осматривался губернским архитектором г. Лыщинским». В письме в Александровский комитет о раненых, в ведении которого находился памятник, от 21 января 1911 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/07/pa...

старцу усердно служил он в его заботах о обители, особенно при построении храмов и келлий. – Чистою и подвижническою жизнью Герасим снискал себе общее уважение не только в обители, но и за оградою ее; – он стал известным и в Москве. 29 Это стало тяготить его; он желал безмолвного уединения. Открыв старцу свой помысл, он в первый раз встретил несогласие старца: но потом преподобный благословил его исполнить свое желание. Так прожив до 26 л. под руководством пр. Даниила, он вышел из обители его без всего, только с желанием работать Господу в уединении. В 1528 г. поселился он в дорогобужском округе, в таком диком лесном месте, что кроме змей и диких зверей, никого там не было; по временам же скрывались там разбойники, так как не в дали проходила большая дорога, на которой они занимались своим промыслом. Бл. Герасим поставил себе хижину и в ней стал подвизаться; промышлявшие дурным ремеслом не раз били его, стараясь прогнать его из своего соседства; пустынник терпел и молился; для пропитания своего у дороги, на дереве повесил он кузовок и у проходящих испрашивал подаяние; иногда в его отсутствие кузовком его пользовались другие бедняки; он благодарил Бога. В хижине своей он жил, как птица, без печалей и забот о земле, хранимый и питаемый Господом. В последствии явился у него сторож – ворон: если не добрый человек подходил к кузовку и хижине: ворон поднимал крик и летая бил крыльями по лицу нежеланного посетителя: тоже было с хищным зверем: тому клевал он в глаза, пока не заставлял обратиться к бегству. По особенному видению перешел он потом на Болдину гору, где над потоком болдиным стоял огромный дуб. Отсюда хотели прогнать его поселяне: они били его палками, связали руки и ноги веревками и хотели бросить в озеро, но один сказал: если убьем его, сами будем в ответе пред начальством; представим его к наместнику в Дорогобуж, вместе с добрым подарком нашим. С этим согласились. Наместник, получив хороший подарок, приказал немедленно представить к нему пустынника связанным. Когда был представлен к нему связанный и избитый Герасим: наместник осыпал его ругательствами и велел посадить в тюрьму, как бродягу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Изяслав же остался при одном г. Владимире. Зимою 1150 года Изяслав прислал в Пересопницу просить Андрея: «Брат! помири меня с отцем: мне отчины нет ни в Венгрии, ни в Польше, а только в Русской земле; выпроси мне у отца волость по Горынь». Он послал в Пересопницу как будто за этим, а между тем наказал послу рассмотреть хорошенько весь наряд Андреев и как город стоит. Ему уже удалось раз напасть здесь врасплох на брата Андреева Глеба, то же хотелось теперь сделать и с Андреем. Но у этого было всё крепко и дружина большая. Не подозревая хитрости, Андрей стал опять просить отца за Изяслава, но Юрий не хотел ничего дать племяннику. Тогда Изяслав стал думать: «дядя мне волости не даёт, не хочет меня в Русской земле, а Владимир Галицкий, по его приказу, волость мою взял, да ещё собирается придти на меня к Владимиру», и, подумав таким образом, стал опять просить помощи у Венгерского короля Гейзы 55 . Снова запылала кровопролитная война между Изяславом и Юрием. Изяслав, предводительствуя Венграми (до 10:000), завладел Пересопницею и другими городами и спокойно вошёл в Киев. Пересопница присоединена была к Киевскому великому княжеству. После смерти Изяслава (13 ноября 1134 г.) князь Юрий Владимирович снова овладел великокняжеским Киевским столом, а Пересопницу с другими городами занял Мстислав Изяславич, но она не долго принадлежала ему. Опасаясь смелого, пылкого Мстислава, вел. князь Юрий Владимирович (Долгорукий) в 1155 году послал Юрия Ярославича, внука Святополкова, с воеводами на Горынь: они взяли Пересопницу и опять присоединили её к великокняжескому столу 56 . В 1160 году Юрий, будучи не в силах овладеть всеми Волынскими городами, как этого ему хотелось, успел только занять Пересопницу и Дорогобуж и отдал эти города Владимиру Андреевичу, который, впрочем, чаще жил в Дорогобуже, чем, в Пересопнице. В 1171 году Мстислав Изяславич, с братом Ярославом, и с Галичанами, желая наказать его за измену, вступил в область Дорогобужскую, к которой принадлежала и Перепопница, и разорил её, но Дорогобужа не мог взять, несмотря на болезнь Владимира Андреевича, который не мог потому распоряжаться своим войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Привезенных посадили во дворе Товаркова, одного из приближенных Ивана Васильевича; великокняжеский подьячий Гречневик, по приказанию государя, принялся мучить их, чтобы вынудить сознание в том, в чем их оговорили. Новгородцы под пытками наговорили друг на друга. Великий князь приказал их перевешать. Когда их повели к виселице, они стали просить взаимно друг у друга прощения и сознавались, что напрасно наклепали одни на других, не в силах будучи вытерпеть мук пытки. Услышав об этом, Иван Васильевич не велел их вешать; он поступил тогда так, как часто поступали самовластители, когда, отменяя смертную казнь и заменяя ее томительным пожизненным заключением, на самом деле усиливали кару своим врагам, а чернь прославляла за то милосердие своих владык. Иван Васильевич приказал засадить новгородцев в тюрьму в оковах, и они, вместо коротких смертных страданий на виселице, должны были многие годы томиться в тюрьме; жен их и детей Иван отправил в заточение. В 1485 году, похоронивши мать свою, инокиню Марфу, Иван Васильевич разделался с Тверью. Зимою в начале этого года великий князь московский обвинил великого князя тверского в том, что он сносится с Казимиром. Сперва Иван Васильевич взял с тверского князя договорную запись, в которой еще как будто признавал тверского князя владетельным лицом, только обязал его не сноситься с Литвой. Потом дело умышленно ведено было так, чтоб можно было опять придраться. Князья тверской земли, подручники тверского великого князя Андрей микулинский и Иосиф дорогобужский оставили службу своему великому князю и передались московскому: Иван Васильевич обласкал их и наделил волостями: первому дал город Дмитров, другому – Ярославль. По их примеру тверские бояре один за другим стали переходить к Москве: им нельзя уже было, -говорит современник, – терпеть обид от великого князя московского, его бояр и детей боярских: где только сходились их межи с межами московскими, там московские землевладельцы обижали тверских, и не было нигде на московских управы; у Ивана Васильевича в таком случае свой московский человек был всегда прав; а когда московские жаловались на тверских, то Иван Васильевич тотчас посылал к тверскому великому князю с угрозами и не принимал в уважение ответов тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

26-го сентября, в полдень, турки напали на наши передовые посты против Кадыкиоя, но безуспешно. У Кадыкиоя сосредоточены большие неприятельские силы. Турки развели мост, который начали было наводить у Силистрии. 28-го сентября приехал в Главную Квартиру начальник штаба 8-го корпуса, генерал Дмитровский, передать опасения за отряд, не имевший теплых вещей. Поздно вечером прибыла телеграмма о новом доблестном подвиге моряков у Сулина. Отряд генерал-лейтенанта Веревкина, в составе флотилии: шести вымпелов и шести миноносных паровых катеров, под начальством капитан-лейтенанта Дикова, с частью Дорогобужского полка, на судах и на острове Лети, 26 числа к вечеру подошел к линии нашего минного заграждения в 12 милях от Сулина. В ночь на 27 число миноносные катера выдвинулись за вторую милю, и в 300 саженях от бона заложили новую линию минного заграждения под сильным картечным и ружейным огнем; потерь людьми не было, только перебили картечью буксир и плот с двумя минами; люди спаслись, а плоты унесло вниз. В ту же ночь передовые части пехотной колонны, по прибрежной морской дороге к сухопутной батарее, имели удачную схватку с турками. 27-го утром флотилия двинулась на боевую позицию. В 8 часов утра турецкий пароход «Карталь» открыл огонь по катерам и по пехоте. На берегу стрелки наши отвечали отлично, перебили много людей на пароходе и уничтожили весь десант, спущенный на катере, так что катер, никем не управляемый, унесло вниз по течению. Два выстрела с паровой шхуны «Ворон» остановили «Карталь». Подходивший к нему на помощь трехмачтовый пароход, взойдя на линию минного заграждения, поставленного ночью, был взорван и пошел ко дну. В 9 часов, заняв боевую позицию в трех милях, флотилия наша открыла пальбу из мортир, но в час должна была прекратить ее, по случаю сильного тумана. Флаг с потонувшего после взрыва парохода в виду броненосцев был снят капитан-лейтенантом Сатиным, лейтенантом Фридрихсом, гардемаринами графом Строгановым и Чабовским. Потеря наша двое убитых и четыре раненых нижних чинов. В Сулине находятся, кроме мелких судов, 4 броненосца; последние отошли за черту города. Утром 28, наша флотилия, заняв вчерашнюю позицию, открыла артиллерийский огонь по турецким судам.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010