Тут провели они утро. Были разорваны пути оповещения, в чужой стране в неожиданных и крайних положениях были раскинуты пять пехотных дивизий, пять артиллерийских бригад, конница, сапёры, – а новости, и только дурные, приходили от случайных людей с такой быстротой и уверенностью со всех лесных сторон, как не мог бы наладить их поступление лучший начальник связи. Узналось, что убит полковник Кабанов и выбит Дорогобужский полк. Узналось, что Копорский полк под Хохенштейном вчера после возврата и часу не простоял, снова бежал, и новоназначенный полковой командир Жильцов застрелился на коленях у воткнутого в землю знамени. Узналось и хуже: что убит генерал Мартос, достоверно говорили казаки из его сопровождения. Тройную эту весть донесли до Самсонова. Трижды он снял фуражку, перекрестился. Жильцова – он так и поставил вчера. И Мартоса – так послал. Но печальный покой и новый смысл его лица уже и это не могло нарушить. Самсонов как будто стал прислушиваться. И не к гаму вокруг. И не к отдалённой стрельбе. А – помимо. Он покинул или даже забыл свою ведущую мысль – ехать оборонять Найденбург. Теперь он оставил штаб в Орлау и с малым конвоем поехал на передовые позиции, к Калужскому полку. Там, на подъезде, застал в овраге командира батальона, выгоняющего стэком из кустов своих солдат, бежавших с позиции, – и покинув свою цель – укрепленье позиции, беседовал с этим подполковником отдельно. А по Орлау слонялся без дела сердитый, пепельный армейский штаб – и не смел уехать без командующего. Но тут случилось кое-что и бодрое: внезапно приехал, доложиться и за приказаньями, начальник штаба 13-го корпуса генерал Пестич. Оказывается, корпус – жил, был, существовал, шёл сюда, только не знал обстановки и не имел приказа. А вот стали подходить к Орлау и полки 15-го корпуса. Рассказывали о славном деле Кременчугского и Алексопольского полков в арьергардной засаде у Кунхенгута: в сумерках успели промерить расстояния, закрепить пулемёты и ружья – и в темноте облили огнём и откинули немецкую колонну трёх родов войск, густо шедшую в преследование. Полки и сейчас были бодры, и все старшие офицеры верили, что сегодня же, вот-вот, подойдёт выручка от фланговых корпусов, 6-го и 1-го.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Это, по крайней мере, вполне можно сказать о боярах – лицах первостепенных в служилом сословии. Князь должен был ласкать их, советоваться с ними, называть их своими думцами, а нередко и поступать по их желанию, ограничивая свои собственные стремления им в угоду. Но бояре не могли привязаться к князю более, чем к своим собственным выгодам. Это свойство лежало в нравах и привычках служилого сословия, наследованных от дедов и прадедов. Издавна боярин и вольный слуга считали себя вправе отъезжать от одного князя к другому, из одной земли в другую; ничего не могло быть естественнее этого обычая в таком крае, где, при возможном и разнообразном раздроблении, никогда не терялось понятия о единстве всей страны, при каких бы то ни было условиях и переменах. Если где служилые этого не делали, то единственно там, где им было выгодно оставаться постоянно на одном месте или где, в данное время, было опасно раздражать князя. Пока могучая рука ханов охранительно почивала на феодальном строе Руси, пока князь, владетель небольшой вотчины, мог найти себе защиту и опору в милости общего для всех владыки, до тех пор бояре и вольные слуги служили таким князьям, соединяя свои интересы с княжескими; но по мере того, как влияние верховной власти ханов на внутренние отношения князей между собою ослабевало и крупные князья стали усиливаться, бояре и вольные слуги почувствовали, что им невыгодно держаться слабых и переходили к сильнейшим, сообщая последним ещё более силы своей службой. Бояре каких-нибудь князей елецких или козельских переходили к великому князю рязанскому, бояре князей микулинских или дорогобужских – к великому князю тверскому; но так как скоро всех крупнее, выше и сильнее оказалось московское великое княжение, то они более всего стали переходить к великому князю московскому и всякий успех последнего привлекал к нему толпу служилых людей. Таким образом, счастливый исход борьбы с тверскими, суздальскими и рязанскими князьями привлекал на сторону великих московских князей тех бояр, которые служили их противникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

С самой молодости, вполне чуждаясь мирских интересов, он всецело отдался науке, и своими умными лекциями поглощал внимание всех студентов – своих слушателей. Здесь он, можно сказать, создал науку церковного православно-русского Законоведения и за первый том «Опыта курса церковного Законоведения» получил степень доктора богословия. Сочинение это состоит из двух обширных томов, которые оба вместе заключают в себе около семидесяти шести печатных листов, и испещрены учёными примечаниями и цитатами первоисточников на древнем греческом и латинском языках. Труд этот в нашей духовной литературе и поныне составляет почти единственное капитальное пособие по каноническому праву и совершенно справедливо приобрёл автору его почётную степень доктора богословия. В период служения своего в казанской академии, он с новою славою заявил себя и как даровитый духовный писатель и как талантливый проповедник. Около начала пятидесятых годов у нас, как известно, модными вопросами были преимущественно два: вопрос о крепостном сословии и вопрос о духовенстве. Покойный преосвященный, будучи тогда архимандритом и редактором «православного собеседника», принялся со всею энергией за разработку означенных вопросов. Из под его бойкого пера вышел тогда целый ряд замечательных статей, в роде такой например как «общество и духовенство» (с девизом «Время молчати и время глаголати), помещённое в 1 т. Православного Собеседника за 1859 год. Одни из его статей имели самый живой современный интерес, другие – строго-научный характер, особенно статьи по каноническому праву. При пособии талантливых сотрудников, покойному удалось так высоко поставить редижируемый им журнал, что он имел успех несравненно больший, чем все другие духовные журналы и доставлял постоянным сотрудникам по 100 руб. за печатанный лист – плата неслыханная и баснословная для сотрудников прочих духовных журналов. Учёная деятельность покойного, в бытность его в Казани, не ограничивалась, впрочем, одною только журналистикой. В 1860 году покойный издал целое сочинение «О монашестве епископов ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Вспомним его беседы, в которых он так сильно. и неотразимо выражал историческую, неразрывную связь, нашего отечества с православием , и в этой связи прозирал будущие судьбы его и указывал на опасности, которые всегда приносит с собою безверие и бездушие в религии. Вспомним его слово о тех преобразованиях, которые переживаются нашим временем, и о том духе, которым, по его взгляду, очи должны быть проникнуты, чтобы принести истинное благо народу. Мы не найдём ни одного вопроса, занимающего умы в настоящее время, о котором он не подал бы своего сильного, жизненного и зрелого слова. Хотите ли знать его отношения к той среде, к которой он находился в более тесной связи и которая для многих из вас почти неизвестна: мы разумеем круг служителей церкви? Дух этих отношений один и тот же: он требовал разумения, сознания долга, труда и дела и строго смотрел на все опущения. Не признавая своею обязанностью вмешиваться в домашние дела этой среды, он заботился о существе дела: он требовал, чтобы духовные пастыри не украшались только именем пастырей, а отвечали своему призванию, чтобы они не ограничивались совершением христианского богослужения и исполнением законных треб, а посредством живого слова проводили в народную жизнь христианскую истину, были действительными руководителями в духовной жизни и живыми орудиями церкви Христовой. Он требовал, чтобы за дело пастырства брались лица не по привычке, наследству и происхождению, но люди, понимающие важность и обязанности этого служения и чувствующие высоту призвания; он стремился, чтобы заведения, воспитывающие служителей церкви, не отзывались характером одного только богоугодного дела, не всегда разборчивого в употреблении своих средств и слишком снисходительного к недостаткам ближних, а были разсадником живых сил, полезных деятелей церкви и добрых членов общества. Не без жертвы обошлось усопшему деятелю и это маловременное его служение церкви Божией. Нет нужды скрывать, что его точное и разумное служение делу Божию, его чистая, бескорыстная, нелицеприятная деятельность одним казалась излишне строгой, а в других, кого она ближе касалась, вызывала чувство боли и внутреннего недовольства. Но кто не знает, кто исполнение закона и долга никогда не обходится без жертвы и что требования их всегда отзываются чувством, неприятным для нашего самолюбия? Кто не знает, с другой стороны, что застарелые раны всегда требуют энергических усилий и сильных средств? – В лице Иисуса Христа была воплощённая любовь Божественная; но разве Он не поражал грозным словом дела книжников и фарисеев, оставивших в стороне суд и правду, а посредством лицемерия собиравших себе сокровища? Разве Он не употреблял бича и не изгонял силою из храма людей, вносивших во святилище дела житейской корысти и дом Божий превращавших в вертеп обмана и разбоя? Разве Апостол Павел, готовый душу свою положить за чад своих, которых он родил благовествованием, не угрожал некогда Коринфянам притти к ним с апостольским жезлом в руке?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

прощающей наши юношеские заблуждения, прости и теперь, когда переселился Ты в обитель Отца Небесного. Приверженность к прежним порядкам и недальновидность непозволила нам отличить тех высоких и законных твоих требований, которых желал видеть Ты и в нас: всё это для нашей неокрепшей воли было тяжело и ново, и казалось невыполнимым. Прости нам, судьба тех высоких личностей, которым суждено вести людей по чистому нравственному пути всегда такова!.. Но у нас есть и другого рода чувства: это чувство вечной признательности к тебе. Да, проверя беспристрастным взглядом свою внутреннюю сторону, мы находим, что Твоя высокая личность слишком глубоко отразилась и на нас, Твое твёрдое убеждение произвело неизгладимое впечатление и на наше направление. Сочувствуя всему высокому, относясь с самым сильным убеждением к истинам веры, говоря о них с живым сочувствием и одушевлением, выступая к вольномыслию людей, безумствующих в делах религии, с глубоким обличительным словом и без лицеприятия выясняя современное нравственное состояние,– всем этим Ты показал нам, как должны быть дорога для нас истины веры, научил нас своим живым примером, как нам должно относиться в защищению их и как смотреть на носителей имени Господа Иисуса Христа. Слушая нередко твои церковные собеседования, мы глубоко запечатлели их в сердце своём и не забудем никогда, никогда, как твои уроки и так и те минуты,– в которыя Ты их говорил! ... Позволь нам излить Тебе благодарность за пробуждение в нас высоких и святых понятий и убеждений о том роде служения, к которому мы готовимся. Требуя от поступающих на служение церкви основательного знания истин христианских, Ты пробудил в нас сознание о том, чего требует от нас звание священнослужителя. Мы убедились, что это не ремесло, обусловливающее существование наше на земле, но Высокое служение для прохождения которого требуется и напряжненное развитие сил п способностей, й огромный запас знаний из всех областей ведения, – служение, исполненное терний й волчц, которые мы должны будем со всею опытностью и необыкновенным пастырским терпением очищать и искоренять...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЛЕБ ВСЕВОЛОДОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Глеб Всеволодович (+ 1170 ?), князь Городенский , святой благоверный Память 6 июля Второй сын первого городенского князя Всеволод(к)а (не позднее 1117-1141/42) и Агафии, дочери киевского кн. Владимира Мономаха . Княжеский стол Всеволодка в Городне, вероятнее всего, следует видеть в совр. Гродно , в верховьях Немана; другие локализации - например, в низовьях Горыни - не учитывают наличия монументальных остатков древнерусского княжеского центра XII в. в неманском Гродно. Городенское княжество , вероятно, было создано Владимиром Мономахом между 1113 и 1117 гг. в целях военно-политической стабилизации пограничья с Литвой, а также для наступления на турово-берестейские владения его племянника кн. Ярослава Святополчича. Происхождение городенских князей неясно; закрепившееся в науке представление (идущее от В. Н. Татищева ), будто Всеволодко был сыном дорогобужского кн. Давида Игоревича , внука блгв. киевского кн. Ярослава Мудрого, скорее всего является недоразумением (см.: Назаренко; ср. возражения Плахонина). Глеб Всеволодович впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1144 г., когда он вместе со старшим братом Борисом участвовал в походе киевского кн. Всеволода Ольговича на Галич . Это значит, что, как и их отец, они скорее всего находились под верховной властью Киева. Городенским князем в это время был Борис. О месте княжения Глеба Всеволодовича можно строить предположения: возможно, им был Волковыск , позднее определенно входивший в Городенское княжество. Городенский кн. Борис участвовал в борьбе за киевский стол на стороне Изяслава Мстиславича против кн. Юрия Долгорукого (1149-1151), Глеб Всеволодович в этих событиях летописью не упоминается. В 1166 г. городенским князем под рукой блгв. киевского князя Ростислава Мстиславича назван Глеб Всеволодович (по приказу киевского князя он участвовал в походе к Каневу для охраны идущих «из Грек» русских купцов). Как и его младший брат Мстислав , князь Глеб выступил на стороне волынского кн. Мстислава Изяславича в борьбе за Киев (в 1167 и 1170), однако, он не принял активного участия в действиях. Возможно, этим обстоятельством объясняется тот факт, что после взятия Киева в феврале-марте 1170 г. Мстислав Изяславич заключил договор только с младшим братом князя Глеба - Мстиславом Городенским. Другим объяснением может служить предположение, что Глеба Всеволодовича к этому времени уже не было в живых (впрочем, при описании событий лета - осени 1173 летопись упоминает не названных по имени городенских князей - ). После 1170 года Глеб Всеволодович больше не упоминается в летописях.

http://drevo-info.ru/articles/27874.html

В Калуге проходят XXIV Богородично-Рождественские чтения, посвященные 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского 28 сентября 2021 г. 16:44 27 сентября 2021 года в концертном зале Калужской областной филармонии состоялось открытие XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений «Вера и творчество. 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского». В мероприятии приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви  митрополит Калужский и Боровский Климент , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан , епископ Козельский и Людиновский Никита , епископ Тарусский Иосиф , представители региональных министерств и общественных организаций. Молебен перед открытием совершил епископ Иосиф. В фойе на втором этаже филармонии была представлена выставка художественных работ студентов Калужского духовного училища «Вера и творчество молодежи: сила веры творит красоту». Перед участниками чтений выступил творческий коллектив «Отрада». В рамках чтений был представлен издательский проект «Евангелие Достоевского». Перед началом пленарного заседания присутствующим был показан короткометражный фильм-зарисовка о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского, подготовленный ТРК «Ника». Чтения открыл митрополит Калужский и Боровский Климент. С видеообращениями выступили губернатор Калужской области В.В. Шапша и председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений . С 2011 года в программу торжественного открытия чтений включена церемония награждения архиерейскими грамотами, дипломами министерства образования и науки Калужской области и ценными подарками призеров регионального этапа Всероссийского конкурса в области воспитания, педагогики, работы с детьми и молодежью в возрасте до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Награды вручил митрополит Калужский и Боровский Климент и министр образования и науки Калужской области, руководитель направления чтений «Взаимодействие Церкви и системы образования» А.С. Аникеев.

http://patriarchia.ru/db/text/5848224.ht...

Председатель Синодального отдела по благотворительности посетил с рабочим визитом Смоленск 15 июня 2023 г. 18:02 Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон посетил с рабочим визитом Смоленск. 13 июня 2023 года в Успенском кафедральном соборе Смоленска была отслужена Божественная литургия, которую совершили митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , митрополит Орловский и Болховский Тихон , епископ Верейский Пантелеимон и епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий . «Сегодня состоится конференция, посвященная теме сохранения жизни. Это глобальная тема, поскольку она в себя вмещает важные ценностные ориентиры, направленные на то, чтобы мы выполняли волю Божию. Этой волей является созидание жизни. Эта тема, конечно же, охватывает и вопросы семейной жизни, отцовства, материнства, сохранения детства, но особым образом мы сегодня будем говорить о необходимости сохранения жизни наших детей до рождения, — сказал митрополит Исидор по окончании Божественной литургии, приветствуя участников форума " Сохраним жизнь " . — Эта глобальная тема, к сожалению, касается и нашей страны. Статистика свидетельствует о том, что причинами такого отношения к деторождению являемся мы сами, наша греховная жизнь. Поэтому наша общая молитва должна вносить вклад в то, чтобы противодействовать силам зла, которые стремятся к тому, чтобы количество людей, живущих в нашей стране, сокращалось». «Благодарю вас за ваши труды по сохранению жизни еще не рожденных детей. Аборты — это действительно страшная беда, страшное горе. И это касается не только тех младенцев, которые были лишены жизни, но и тех женщин, которые идут на это. Поэтому, конечно, наша задача — предупредить и остановить их. Спасибо, что вы очень много делаете для этого», — отметил епископ Пантелеимон. По окончании Литургии в культурно-досуговом центре «Губернский» состоялся региональный форум «Сохраним жизнь». В мероприятии приняли участие митрополит Исидор, митрополит Тихон, епископ Пантелеимон, епископ Нектарий, врачи, сотрудники медицинских учреждений, представители сферы образования, гости из Москвы и белорусского города Бобруйска.

http://patriarchia.ru/db/text/6036108.ht...

Arhiva Preedintele Departamentului Sinodal pentru învmîntul religios i catehizare a luat parte la Lecturile în cinstea Naterii Domnului din Smolensk 11 decembrie 2019 13:57 10 декабря 2019 года в администрации Смоленской области состоялись заключительные мероприятия V региональных Рождественских образовательных чтений Смоленской области «Великая Победа: наследие и наследники» — пленарное заседание и Парламентский форум III Международных Рождественских Парламентских встреч. В главном церковно-общественном форуме региона приняли участие председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , губернатор Смоленской области А.В. Островский, председатель областной Думы И.В. Ляхов, а также митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , епископ Вяземский и Гагаринский Сергий , епископ Рославльский и Десногорский Мелетий , руководители и представители органов исполнительной власти, духовенства, силовых ведомств, образовательных и общественных организаций, студенты, школьники, воспитанники дошкольных образовательных организаций. Пленарное заседание открыл сопредседатель чтений митрополит Смоленский Исидор, поблагодаривший председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации за деятельное участие и особое внимание к важному региональному форуму. Владыка Исидор также отметил высокий уровень церковно-государственного сотрудничества в регионе. Участников собрания приветствовал губернатор Смоленской области А.В. Островский, сопредседатель Смоленских Рождественских чтений. Отмечая в своем выступлении необходимость и актуальность формирования гражданско-патриотического мировоззрения у соотечественников и, в первую очередь, молодежи, глава региона напомнил слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Правда предельно проста и очевидна: чуму фашизма остановил своим подвигом именно русский народ, поддержанный братскими народами… И в этом — непреходящая заслуга наших отцов перед лицом всего мира».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5546027...

Закрыть О чём умолчали Ильф и Петров Подлинная история гусара-схимника из Харьковской губернии 27.10.2023 590 Время на чтение 14 минут © Public domain Источник: Украина.ру Знаменитый советский карикатурист киевлянин Борис Ефимов вспоминал, что первой «вещью» Ильфа и Петрова с которой он познакомился, был напечатанный в «Огоньке» «Рассказ о гусаре-схимнике», опубликованный с подзаголовком «Отрывок из романа " Двенадцать стульев " » о любимце столичной публики, ставшем отшельником, но проигравшем битву с клопами. Ни псевдонимы, а тем более настоящие фамилии, авторов, ни их герой Остап Бендер еще ничего не говорили читающей публике. А название романа показалось Ефимову нелепым. И, тем не менее, главный редактор журнала «Огонёк» его родной брат Михаил Кольцов (настоящая фамилия братьев Фрилянд — прим. ред.) именно историю гусара-схимника выбрал для «раскрутки» будущей классики советской сатирической литературы. «Блестящий гусар, граф Алексей Буланов, как правильно сообщил Бендер, был действительно героем аристократического Петербурга. Имя великолепного кавалериста и кутилы не сходило с уст чопорных обитателей дворцов по Английской набережной и со столбцов светской хроники. Очень часто на страницах иллюстрированных журналов появлялся фотографический портрет красавца-гусара — куртка, расшитая бранденбурами и отороченная зернистым каракулем, высокие прилизанные височки и короткий победительный нос» — так начинается этот рассказ, вошедший в 12 главу романа «12 стульев». Все дальнейшие перипетии повествования не оставляют сомнений — реальным прототипом бендеровского «графа Буланова» был Александр Булатович — офицер, путешественник и христианский подвижник. Однако его подлинная биография совершенно не напоминает созданный Ильфом и Петровым сатирический образ, а походит, скорее на остросюжетный авантюрный роман с весьма трагической, а отнюдь не комической развязкой. По прозвищу «Мазепа» 150 лет назад, 8 октября 1870 года в Орле в семье командира 143-го Дорогобужского полка генерал-майора из потомственных дворян Гродненской губернии (по другим данным — получил дворянство за беспорочную службу) Ксаверия Викентьевича Булатовича родился сын Александр.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/27/o_chem...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010