Состоялась рабочая встреча представителей Смоленской епархии с руководителями образовательных организаций региона 30 июля 2020 г. 10:19 29 июля 2020 года в Смоленском государственном университете состоялась рабочая встреча представителей Смоленской епархии с руководителями образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций. Мероприятие было организовано епархиальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Во встрече приняли участие ректор  Смоленской православной духовной семинарии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь, ректор Смоленского государственного университета М.Н. Артеменков, ректор Смоленского государственного медицинского университета Р.С. Козлов, директор филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске А.С. Федулов, директор Смоленского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова В.А. Мельников, ректор Смоленского государственного института искусств И.В. Хриптулов, директор Смоленского педагогического колледжа Н.Л. Полторацкая, руководитель епархиального отдела по работе с молодежью иерей Андрей Волков, и.о. помощника ректора Смоленской православной духовной семинарии по воспитательной работе иерей Димитрий Гамиловский, помощник проректора Смоленской православной духовной семинарии по научной работе иерей Илия Бурдуков, заместитель руководителя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ М.С. Жукова, консультант епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ М.Ю. Андрицова. Совещание открыл ректор Смоленского государственного университета М.Н. Артеменков.  С приветственным словом к собравшимся обратился правящий архиерей Смоленской епархии. «Знаменательно, что сегодняшняя встреча, посвященная обсуждению перспектив нашего дальнейшего взаимодействия, проходит в знаковые для развития системы российского образования дни,— отметил иерарх. — Несколько дней назад Совет Федерации одобрил проект Федерального закона " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся " . Как вы знаете, инициатива принятия закона о воспитательной составляющей образования принадлежит Президенту РФ В.В. Путину. Впервые в законе " Об образовании " появится определение понятия " воспитание " и будет раскрыт механизм организации воспитательной работы, которая в течение следующего учебного года должна стать обязательной составной частью всех образовательных программ… Важно, что фундаментом новых воспитательных программ, которые нам предстоит разработать, могут стать те программы, проекты и мероприятия, которые на протяжении последних лет успешно реализуются смоленскими вузами в сотрудничестве со Смоленской епархией». 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Под председательством главы Смоленской митрополии в Смоленске прошло заседание Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию 6 апреля 2019 г. 11:07 5 апреля 2019 года в администрации Смоленской области под председательством главы региона А.В. Островского и митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора состоялось заседание Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию. В работе совета приняли участие епископ Вяземский и Гагаринский Сергий , епископ Рославльский и Десногорский Мелетий , руководители и сотрудники профильных департаментов Смоленской области, руководители и сотрудники отделов Смоленской , Вяземской и Рославльской епархий. Открывая заседание, А.В. Островский отметил, что на Смоленщине давно осуществляется системное взаимодействие светской и церковной властей, «ведь от той жизненной позиции, которую займут молодые люди, во многом зависит будущее государства»: «Основываясь на этом принципиально важном постулате, администрация региона, органы государственной власти и местного самоуправления в полной мере разделяют позицию Русской Православной Церкви, ориентированную на строительство духовно-нравственного фундамента нашего общества, без которого, как мудро заметил Святейший Патриарх Кирилл, оно " теряет устойчивость и основополагающие смыслы " . Именно вопросы духовно-нравственного возрождения России Его Святейшество назвал в числе ключевых тем общенациональной повестки. Вполне закономерно, что Смоленская область стала одним из первых субъектов Федерации, разработавшим и утвердившим Концепцию развития системы духовно-нравственного воспитания личности в культурно-образовательной среде — документ, который аккумулировал уникальный опыт государственных, общественных и религиозных институтов, сформированный за четверть века совместной деятельности. Считаю принципиальным, что эта концепция появилась в результате масштабного обсуждения с участием педагогической общественности, студенческой молодежи, родительского сообщества, представителей научной среды и средств массовой информации, местного самоуправления, религиозных организаций, прежде всего, Смоленской митрополии . В работу активно включились уполномоченный по правам ребенка, Общественная палата, иные институты гражданского общества. Диалог был заинтересованным, профессиональным, конструктивным и, как следствие, эффективным».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Смоленске состоялось общее собрание регионального отделения Всемирного русского народного собора 3 июля 2018 г. 11:15 29 июня 2018 года в культурно-выставочном центре имени Тенишевых в городе Смоленске состоялось общее собрание Смоленского регионального отделения Всемирного русского народного собора . Президиум собрания возглавили губернатор Смоленской области Алексей Островский, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , председатель Смоленской областной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Виталий Вовченко. В торжественном мероприятии приняли участие председатель Смоленской областной Думы Игорь Ляхов, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий , епископ Рославльский и Десногорский Мелетий , представители органов государственной власти, руководители и служащие силовых структур, руководители епархиальных отделов и клирики епархий Смоленской митрополии , ректоры смоленских вузов, представители общественных организаций, научного сообщества, деятели культуры, региональные СМИ. Собравшихся приветствовал глава региона. В своем  выступлении  Алексей Владимирович подчеркнул жизненную необходимость понимания и выполнения целей, поставленных в ходе работы Собора: «Свою миссию Смоленское региональное отделение Собора видит не только в решении региональных задач, связанных с утверждением русской идентичности в современном мире, и реализации проектов, успешно применяемых в иных субъектах Федерации. Уверен, что деятельность регионального отделения Всемирного русского народного собора в древнем Смоленске — одном из центров формирования нашей государственности — должна носить модельный характер для других регионов. С этой целью решается ряд системообразующих задач. Идет формирование базы данных современных, ярких социально-культурных проектов и практик, направленных на этнокультурное развитие русского народа, активно созидающих его будущее. Чрезвычайно важно способствовать тому, чтобы разработка таких программ стала неотъемлемым элементом государственной политики на региональном и федеральном уровнях, для чего требуется создание соответствующей нормативно-правовой базы. В условиях острейшей информационной борьбы и цивилизационного противостояния жизненно необходимо, чтобы все слои и возрастные группы населения были максимально вовлечены в данную работу, чему способствует деятельность Смоленского регионального отделения Международной общественной организации ВРНС».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

После освобождения крестьян от крепостной зависимости и введения акцизной системы с вольной продажей крепких напитков, неумеренное употребление спиртного в народе настолько увеличилось, что правительство было вынуждено принять ряд мер к возможному ограничению пьянства. Об упадке нравственности и распространившемся пьянстве среди сельского населения Смоленской губернии свидетельствуют архивные источники. 20 сентября 1861 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Антоний был вынужден обратиться к смоленскому губернатору с просьбой принять меры к членам Докудовского волостного правления Ельнинского уезда. Архиерей подчеркивал, что люди, избранные в начальники, не бывают в праздничные и воскресные дни в храмах, а проводят время «при соблазнительных шинках». Владыка также указывал, что место для помещения правления избрано в пяти верстах от трех сел, входящих в волость (Белик, Вербилово, Докудово) и наиболее приближено не к храмам, а к месту, «изобилующему спиртными напитками». Епископ Антоний был озабочен отрицательным примером руководителей волости на крестьян, которые, видя нетрезвую жизнь своих начальников, нравственно разлагались. Владыка предложил проводить волостные сходы в храмах, после богослужений и проповеди. Он указал на положительное влияние литургий на души крестьян, а следовательно, сходы, проводимые в церквях будут проходить по «доброй совести» и способствовать улучшению нравственности среди прихожан 6 . 14 мая 1885 г. были учреждены правила о раздробительной продаже крепких напитков. Правительство сочло необходимым привлечь к наблюдению за торговлей спиртным, в целях противодействию пьянству, «само общество в лице представителей обществ трезвости, различных епархиальных учреждений и частных лиц». Большие возможности предоставлялись обществам трезвости, церковно-приходским попечительствам и советам православных братств 7 . Благодаря 45 пункту указанных правил стало возможным на местах ограничивать продажу крепких напитков по просьбе приходских попечительств. 21 апреля 1890 г. церковно-приходское попечительство с. Чали Гжатского уезда обратилось к губернатору с просьбой закрыть ярмарку в д. Тростье чальского прихода из-за увеличения пьянства в среде прихожан. Устройство ярмарки в деревне давало «простор народному разгулу и укрывательству от надзора полиции» 8 . Губернатор распорядился передать дело на рассмотрение Гжатского уездного Полицейского управления.

http://pravoslavie.ru/38062.html

78 Пришлось нам слышать, что в конце прошедшего и в начале нынешнего столетия, были пустынники в Тверской губ. (в Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях; но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северо-западный угол Орловской губернии, западную часть Калужской и юго-восточную Смоленской губернии. Здесь еще в начале 16 столетия подвизался Преп. Герасим Болдинский: он сначала поселился в Дорогобужском округе, в диком лесном месте, где кроме змей и диких зверей никого не было, и по временам только скрывались разбойники; а потом на реке Жиздре в пустынном лесу основал Введенскую обитель. 79 В начала 18 в., с 1717 г. по 1721 г., в дремучих Брянских лесах, проходил уединенное жительство инок Серапион, в 1721 г. назначенный строителем новооснованной Белобережской пустыни 80 , в которой и скончался 15 ноября 1741 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем Симеона. Между тем, пустынножительство не прерывалось и около обителей, расположенных в Орловских лесах. В жизнеописании Феодора Санаксарского повествуется, что, когда он пришел в Площанскую пустынь (это было в 1747 г.), настоятель назначил ему иметь пребывание близь обители в лесу, где были кельи, построенные прежде жившими там, Бога ради, пустынниками. 81 Об этих Площанских пустынниках не сохранилось сведений. В «Описании Богородицкой Площанской пустыни» (С.ГГ.Б. 1855, стр. 4.) упоминается только пустынножитель монах Ефрем, скончавшийся около 1757 г. В тридцатых годах 18 в., Площанский иеромонах Иоасаф удалился в Брянские леса и жил там несколько лет в безмолвном уединении. Возвратившись в свою обитель по просьбе Площанского настоятеля. О. Тихона, О. Иоасаф в 1741 г. сделался его преемником; но только 6 лет управлял обителью, а в 1746 г. опять удалился в любимые им Брянске леса, где и прожил около двадцати лет. И с этого-то времени пустынножительство в Брянских и смежных с ними Рославльских и Жиздринских лесах не прерывалось уже, как мы сказали, до 20-х годов нынешнего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Он ревностно совершал подвиги поста и молитвы: принимал пищу через день и через два; постоянно выполнял келейное правило, а иногда всю ночь стоял на молитве. Преп. старцу усердно служил он в его заботах об обители, особенно при построении храмов и келий. Чистой и подвижнической жизнью Герасим снискал себе общее уважение не только в обители, но и за оградою её; – он стал известным и в Москве 34 . Это стало тяготить его; он желал безмолвного уединения. Открыв старцу свой помысл, он в первый раз встретил несогласие старца; но потом преподобный благословил его исполнить своё желание. Так, прожив до 26 лет под руководством преподобного Даниила, он вышел из обители его без всего, только с желанием работать Господу в уединении. В 1528 году поселился он в Дорогобужском округе в таком диком лесном месте, что кроме змей и диких зверей никого там не было; по временам же скрывались там разбойники, так как не вдали проходила большая дорога, на которой они занимались своим промыслом. Блаженный Герасим поставил себе хижину и в ней стал подвизаться; промышлявшие дурным ремеслом не раз били его, стараясь прогнать его из своего соседства; пустынник терпел и молился: для пропитания своего у дороги на дереве повесил он кузовок и у проходящих испрашивал подаяние; иногда в его отсутствие кузовком его пользовались другие бедняки; он благодарил Бога. В хижине своей он жил, как птица, без печалей и забот о земле, хранимый и питаемый Господом. Впоследствии явился у него сторож – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку и хижине, ворон поднимал крик и летая бил крыльями по лицу нежеланного посетителя; то же было с хищным зверем: тому клевал он глаза, пока не заставлял обратиться в бегство. По особенному видению перешёл он потом на Болдину гору, где над потоком Болдиным стоял огромный дуб. Отсюда хотели прогнать его поселяне; они били его палками, связали руки и ноги верёвками и хотели бросить в озеро, но один сказал: если убьём его, сами будем в ответе пред начальством; представим его к наместнику в Дорогобуж, вместе с добрым подарком нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Там воины облеклися в брони и стройными рядами двинулись к югу. Сей знаменитый поход напоминает Святославов, когда отважный внук Рюриков шел от берегов Днепра сокрушить величие Козарской империи. Его смелые витязи ободряли, может быть, друг друга песнями войны и кровопролития: Владимировы и Святополковы с благоговением внимали церковному пению иереев, коим Мономах велел идти пред воинством со крестами. Россияне пощадили неприятельский город Осенев (ибо жители встретили их с дарами: с вином, медом и рыбою); другой, именем Сугров, был обращен в пепел. Сии города на берегу Дона существовали до самого нашествия Татар и были, как вероятно, основаны Козарами: Половцы, завладев их страною, и сами уже обитали в домах. 24 марта Князья разбили варваров и праздновали Благовещение вместе с победою; но чрез два дня свирепые враги окружили их со всех сторон на берегах Сала. Битва, самая отчаянная и кровопролитная, доказала превосходство Россиян в искусстве воинском. Мономах сражался как истинный Герой и быстрым движением своих полков сломил неприятеля. Летописец говорит, что Ангел свыше карал Половцев и что головы их, невидимою рукою ссекаемые, летели на землю: Бог всегда невидимо помогает храбрым. – Россияне, довольные множеством пленных, добычею, славою (которая, по уверению современников, разнеслася от Греции, Польши, Богемии, Венгрии до самого Рима), возвратились в отечество, уже не думая о своих древних завоеваниях на берегах Азовского моря, где Половцы без сомнения тогда господствовали, овладев Воспорским царством, или Тмутороканским Княжением, коего имя с сего времени исчезло в наших летописях. 1112 г. В числе многих Князей, ходивших на Дон с Владимиром и Святополком, был и Давид Игоревич Дорогобужский, памятный злодейством: он скоро умер; область его наследовал зять Мстислава Новогородского, Ярослав Святополкович, который ознаменовал свое мужество двукратною победою над ятвягами, строптивыми данниками нашего отечества. Сею войною заключились подвиги Россиян в бурное Княжение Святополка, умершего в 1113 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Владимирко между тем, видя беду, стал посылать к королю просить мира; ночью послал, по старому обычаю, к архиепископу и к воеводам королевским, притворился, что жестоко ранен, лежит при смерти, и потому велел сказать им: «Просите за меня короля; я жестоко ранен, каюсь пред ним, что тогда огорчил его, перебивши венгров, и что теперь опять стал против него; Бог грехи отпускает, пусть и король простит меня и не выдает Изяславу, потому что я очень болен; если меня Бог возьмет, то отдаю королю сына моего на руки; я отцу королеву много послужил своим копьем и своими полками, за его обиду и с ляхами бился; пусть король припомнит это и простит меня». Много даров, золота, серебра, сосудов золотых и серебряных, платья выслал Владимирко архиепископам и вельможам венгерским, чтоб просили короля не губить его, не исполнять желание королевы, сестры Изяславовой. На другой день Гейза съехался с Изяславом и сказал ему: «Батюшка! Кланяюсь тебе; Владимирко присылал ко мне, молится и кланяется, говорит, что сильно ранен и не останется жив; что ты скажешь на это?» Изяслав отвечал: «Если Владимирко умрет, то это Бог убил его за клятвопреступление нам обоим; исполнил ли он тебе хотя что-нибудь из того, что обещал? Мало того, опозорил нас обоих; так как ему теперь верить? Два раза он нарушал клятву; а теперь сам Бог отдал нам его в руки, так возьмем его вместе с волостью». Особенно говорил против Владимирка и выставлял все вины его Мстислав Изяславич, который был сердит на галицкого князя за дорогобужское дело. Но король не слушался их, потому что был уже уговорен архиепископом и вельможами, подкупленными Владимирком; он отвечал Изяславу: «Не могу его убить: он молится и кланяется, и в вине своей прощенья просит; но если теперь, поцеловав крест, нарушит еще раз клятву, тогда уже либо я буду в венгерской земле, либо он в галицкой». Владимирко прислал и к Изяславу с просьбою: «Брат! Кланяюсь тебе и во всем каюсь, во всем я виноват; а теперь, брат, прими меня к себе и прости, да и короля понудь, чтоб меня принял; а мне дай Бог с тобою быть».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Чего вы страшитесь? того ли, что враждебней духу Христову мир укоряет отшельников в тунеядстве и бездействия? но, во-первых, не тот ли один достоин наслаждения пищей и питием, кто подвизается в молитвах о спасении не только своем, но и всего мира? во-вторых, молитвенные подвиги не составляют ли большего труда, нежели труды мирские? Содержать дух в непрерывном устремлении к Богу, удерживать его от рассеяния по распутьям мира, возвращать непрестанно сего беглеца к своему Господу, содержать его неослабно пред лицом всеведения Божия, – не труднее ли всякого другого мирского подвига, не важнее ли всякого земного труда? И потому то мы видим, что миролюбцы скорее согласятся нести самые тяжкие труды, нежели провести в храме с благоговением несколько минут, или предаться молитвенным подвигам во внутренности своего дома. Притом в молитвенных излияниях непраздно и тело: сильная молитва обнаруживается в Коленопреклонениях, простертии на земле, тяжких воздыханиях. Что вас, наконец, удерживает от уединения монашеского? то ли, что в мире можно спастись? что черная ряса не спасет, а светлая в грех не введет? Правда, и в мире всем открыты пути ко спасению, никому не загражден вход в царствие небесное; но в мире более препятствий, более соблазнов, более сует, которые, беспрестанно наполняя ум и сердце наше, не дают нам времени помыслить о душе, о Боге и вечности, о страшном суде. Правда и то, что не рясы нас спасают, а твердая и живая вера в Спасителя нашего, истинное благочестие, святость жизни и добрые дела; но черная ряса и прочие монашеские одежды скорее нам напомнят о смирении и сокрушении о грехах наших, а светлая не часто ли нас подстрекает к гордости и тщеславию, не часто ли делает нас участниками в мирских удовольствиях, в греховных увеселениях. Прочее, братия моя, аще услышите глас мой, не ожесточите сердец ваших. Тимофей, Епископ Смоленский и Дорогобужский 3 Монастырские документы начинаются в 1754 году манифестом императрицы Елисаветы Петровны о разрешении от бремени племянницы ее, великой княгини (впоследствии императрицы) Екатерины Алексеевны, первородным сыном Павлом Петровичем. 4 В народе сложилась даже характеристическая поговорка, дающая понять, чем была Ордынская иустынь в то время: «В каждом государстве своя Сибирь, а в каждой епархии Ордынка». 11 В Страннике (1862 г. Декабрь I, стр. 491) помещена статья: «о последних годах жизни и кончине преосвященнейшего Тимофея, бывшего архиепископа Смоленского». Сведения, сообщенные там, нами дополнены. Читать далее Источник: Ордынская пустынь Смоленской епархии. - Санкт-Петербург: Тип. Ф.С. Сущинского, 1873. - 44 с., 2 л. ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ordyns...

Произошла свалка толпы с полицией из-за того, что городовой по указанию кондуктора высадил из трамвая пьяного солдата. Были убитые и раненые. 17 сентября. Четверг. Утром направился в университетскую библиотеку за книгами для Петриады. Анучин (старая лисица) с таинственным видом меня спрашивает, буду ли я сегодня читать лекцию. Я сказал, что буду в 4 часа, и что вчера читал. «Да, вчера-то читали, а сегодня-то, будете ли» – и сообщил, что среди студентов волнение по поводу слухов о том, что в числе пострадавших на Страстной площади 14-го есть и студенты. Видел А. И. Яковлева, сказавшего, что у него на просеминарии было всего 3 человека. Пророчество Анучина, как будто, подтверждается. Доставши почти все нужные книги – что редко бывает в университетской библиотеке, вернулся домой и читал статью Корниловича о Кожуховском походе 95 . В 3 1 / 2 ч. отправился в Университет. Нашел там Орлова А. С. и Готье. Оба, уйдя в аудитории, тотчас же вернулись за неимением слушателей. Я думал так же скоро освободиться, но, к удивлению, нашел человек 18, так что изложил программу семинария и прочитал темы. На обратном пути – встреча с Н. Н. Готье. Вечером Лиза на именинах, я дома и читал записки Шишкова 96 . Сегодня посылали Миню поздравлять с днем ангела Веру Серг[еевну] Карцеву; он прибежал оттуда с грушей, виноградом и сливами. В Университете видел четвертого своего оставленного, Фокина, только что вернувшегося из своего имения в Дорогобужском уезде. Рассказывал о невероятной тесности на железных дорогах. По Александровской дороге попасть в поезд из Смоленска невозможно. Ему пришлось ехать 70 верст до Вязьмы на лошадях, затем в Калугу и оттуда уже в Москву. Едут на крышах вагонов. Тяжко. Невеселые думы. Бьет 11ч. вечера, и ложусь спать. 18 сентября. Пятница. Утром прогулка. Великолепное ясное утро. Затем работал над биографией Петра: 1694 г. Кожуховский поход. В четвертом часу отправился на Высшие женские курсы 97 отдать просмотренное сочинение Веселовской. Любовался обширным сквером Девичьего поля с обильной растительностью, теперь ярко-желтою, в особенности, вчера при солнечном свете. Встречи с А. И. и, затем, с М. С. Елагиными. Затем отнес учебники своей бывшей ученице Э. К. Быковской в Старомонетный переулок на Полянке за Москвой-рекой. После такого путешествия, вечер за записками Шишкова. Звонил по телефону М. С. Елагин с приятным известием, что 2-я часть учебника быстро расходится и остается только 500 экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010