Упоминание Луки о том, что уверовавшие во Христа исповедовали и открывали дела свои, отражает практику, сложившуюся еще во времена Иоанна Крестителя: приходившие к нему «крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:6 ; Мк. 1:5 ). Практика исповедания грехов с самого начала существовала и в христианской традиции, в том числе в связи с крещением и Евхаристией. Апостол Иоанн говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1:9 ). Апостол Иаков пишет: «Признавайтесь друг перед другом в проступках» ( Иак. 5:16 ). Буквальный перевод звучит так: «Исповедуйте (ξομολογεσθε друг другу грехи (μαρτας) ваши». Речь здесь, вероятно, идет об акте литургического характера, происходившем во время собрания общины («друг другу» значит «в церкви», в собрании 311 ). Это подтверждают слова из «Учения 12 апостолов» (Дидахи), литургического памятника конца I или середины II в.: «В церкви исповедуй согрешения твои» 312 . В другом месте того же памятника исповедание грехов прямо увязывается с Евхаристией: «В день Господень, собравшись, преломляйте хлеб и благодарите, исповедовав предварительно согрешения ваши, чтобы жертва ваша была чиста». 313 «Мятеж против пути Господня» Деятельность Павла в Эфесе ознаменовалась происшествием, в котором он напрямую не участвовал, но которое затронуло его учеников и повлияло на его собственные дальнейшие планы. Эпизод проливает свет на общую атмосферу, сложившуюся вокруг Павла под конец его пребывания в Эфесе. Лука называет этот эпизод «мятежом против пути Господня». Его инициатором стал некий Димитрий, серебряных дел мастер (ργυροκπος), «делавший серебряные храмы Артемиды (ποιν ναος ργυρος ρτμιδος)», то есть, очевидно, изготовлявший серебряные статуи Артемиды или изделия из серебра для языческих храмов. Это ремесло доставляло ему и другим членам гильдии художников немалую прибыль (сам Димитрий был, вероятно, главой гильдии). Собрав художников и «других подобных ремесленников», Димитрий обратился к ним с речью, в которой указал на то, что деятельность Павла наносит им немалый материальный ущерб, поскольку он учит, что изделия человеческих рук не суть боги. «А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная». Услышав это, они «исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!» ( Деян. 19:23–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Услышав это, великомученик, со слезами преклонив голову, молчал; а потом отверз уста свои и сказал: «Ужели так угодно Господу моему? Ужели Он хочет, чтобы город, искупленный честною кровию Его, предан был врагам не ведущим Его, не верующим в Него и не чтущим святого имени Его?» Когда же ангелы ответили, что если бы Владыка не изволил этого, то не послал бы их к нему; тогда святой великомученик сказал им: «Идите же, братия, и скажите Владыке моему: так говорит Димитрий, раб Твой: я знаю, человеколюбче Господи, что щедроты Твои превосходят грехи наши, так что и беззакония всего мира не преодолеют милосердия Твоего. Ты ради грешных пролил кровь свою и положил за нас душу свою: яви же милость Твою и на сем городе и не вели мне оставлять его. Ты поставил меня стражем сему городу: поэтому я уподоблюсь Тебе – Владыке моему, положу душу мою за граждан его, и если они погибнут, то пусть и я с ними погибну». Выслушав это, ангелы спросили великомученика, так ли действительно должны они отвечать Господу от лица его? А святой Димитрий рек им: «Истинно так и скажите, братия; ибо я знаю, что Бог не до конца прогневается, ниже в век враждует (Псал. 102, 9)». Сказав это, он вошел в гробницу свою, и священный ковчег затворился, а беседовавшие с ним ангелы сделались невидимы. О таком явлении помянутый Иллустрий возвестил солунским гражданам, а они, выслушав его, со слезами просили милости у Бога и призывали на помощь святого Димитрия, который и оказал им ее: ибо враги, окружавшие Солунь, вскоре отступили от стен его со стыдом, не могши взять сего города, хранимого великим угодником Божиим. Так св. Димитрий Солунский любил и защищал отечественный свой город! Впрочем, не один этот страстотерпец, но и все святые искренно любили свое отечество и усердно содействовали благосостоянию его в том или другом отношении, по мере их средств. Одни ревностно старались о гражданском благоустройстве и духовном просвещении его, как святые цари и пастыри Христовой Церкви; другие храбро защищали его от врагов и в бранях за него полагали свои души, как многие благоверные князи и христолюбивые воины; иные содействовали его благу своими познаниями, достоянием и трудами, как святые философы, песнопевцы, купцы и художники; а все — искреннею преданностью ему и горячими молитвами о благоденствии его и спасении от бедствий.

http://pravoslavie.ru/49728.html

11). Возлюбленный! Не подражай злу, но добру. Делающий добро, – от Бога, а делающий зло не видел Бога. «Так как нет ничего общего у света с тьмой… то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться с тьмой, то есть с гнусными делами их. Тот, кто делает добро, будучи просвещен познанием Бога, сам становится для других светилом в мире, содержащим слово жизни, а тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех» (блж. Феофилакт). 12). О Димитрии засвидетельствовано всеми и самой истиной; свидетельствуем же и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. Под «свидетельством всех» имеется в виду не только свидетельство о Димитрии всех верных христиан, но и согласное с ним доброе свидетельство и неверных, внешних (блж. Феофилакт). У свт. Дорофея Тирского (†362 г.) записано предание, что этот Димитрий впоследствии был епископом Филадельфийской Церкви, упомянутой в Апокалипсисе ( Апок.3:711 ). 13–15). Многое имел я написать, но не хочу писать тебе чернилами и тростью; а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь. «Иоанн шлет друзьям благодать мира и спасения, показывая тем самым, что Диотреф и другие враги истины не причастны спасению и миру» (св. Беда). Послание апостола Иуды Первая глава 1). Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые Богом Отцом освящены и Иисусом Христом сохранены: «Апостол Иуда, называемый в Евангелии от Матфея Фаддеем, пишет против тех же лжеучителей, которых обличают в своих посланиях Петр и Иоанн» (св. Беда). «Отец избрал. Иисус хранит. Дух призывает» (св. Кесарий Арльский). «Господь сказал: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой» ( Ин.6:44 ). Блаженный Иуда показывает, что ныне оправдалось это слово. Ибо говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами пришли, но привлечены и призваны Отцом» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

18, 23–35). Этот несчастный бросился умолять господина, чтобы тот простил ему, и господин по милости и доброте своей отпустил ему долг. Но вот тот же человек встретил своего товарища, который был должен ему незначительную сумму, и стал требовать возвратить ее. Должник просил его немного подождать, пока он соберет деньги, но тот был неумолим. Узнав о таком немилосердии, господин разгневался и, хотя перед тем простил ему долг, повелел бросить его в темницу и держать там до тех пор, пока он не выплатит все до последней копейки. Что означает эта притча? Господин – это Сам Господь, рабы – это мы. У нас перед Господом огромный долг, уплатить который мы не в силах. Этот долг – наши грехи, совершенные из-за непокорности воле Божией. Братия и сестры! Каждым грехом своим мы оскорбляем величие Божие. Апостол Павел говорит: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). А мы оскверняем этот храм своими грехами, разоряем его. Достоинство, совершенство Господа бесконечно, поэтому и оскорбление, которое мы наносим Богу, совершая грех, – огромно. Далее, ничтожно малый долг в притче – это несправедливость людей к нам. Господь благоизволил по милости Своей как бы уравнять Себя с людьми, Он сказал: «Если вы отпустите ближнему грех, то и Я отпущу вам долги ваши; вы простите – и Я прощу; вы не судите – и не будете судимы». Братия и сестры, в Священном Писании, в «молитве Манассии», сказано: «Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившим Тебе...» Св. Димитрий Ростовский говорит: «Все люди грешны, даже праведник пять раз в день падает и встает, как написано в притчах», – конечно, падение его, может быть не как наше, но падение где-то в мыслях, в глубине сердца: «Никто не чист от греха, хотя бы прожил на этой земле один день». А как же Священное Писание говорит, что Авраам, Исаак и Иаков не согрешили пред Господом? Неужели же Писание ошибается? «Нет! – говорит святой Димитрий Ростовский. – Авраам, Исаак и Иаков не имели злого чувства ни к кому, они всех прощали, они не судили никого, они не желали несчастья ни одному человеку – даже врагам своим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

1962 г. В день памяти святого великомученика Димитрия, Солунского чудотворца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред Престолом Божиим, права предстоять перед которым он удостоился за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его, воевода города Солуни, был тайным христианином, имевшим в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере научил он и своего единственного сына, святого Димитрия, который и сохранил эту веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее мученической кончиной. После смерти его отца император Максимиан за благородные и мужественные качества души Димитрия поставил его самого воеводой Солуни, приказав ему при этом истреблять в своем городе христиан. Однако святой Димитрий по приезде в Солунь, напротив, дал христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином, о чем и было донесено царю. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь и когда узнал, что святой Димитрий действительно христианин, то снял его с должности воеводы и приказал заточить в темницу. Здесь, в темнице, страстотерпец был заколот копьями. Так за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о жизни и подвиге его. Наше внимание, дорогие братия и сестры, привлекает читанное ныне в память славного великомученика Димитрия слово из Евангелия:  Сие заповедаю вам, да любите друг друга , — говорит Господь Своим ученикам. - Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня  ( Ин.15:17-21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

1Мак.10:25 И послал им письмо в таких словах: «Царь Димитрий народу Иудейскому – радоваться. Царь Димитрий адресует свое послание не Ионафану, как Александр, а «народу Иудейскому». Это объясняется, вероятно, тем, что он уже не рассчитывал более на предпочтение к себе лично Ионафана и не терял надежды лишь на успех своих заискиваний в более доверчивых сердцах народа. Эта надежда проглядывает сразу в его послании, которое он начинает заискивающими выражениями благодарности за испытанную верность и неизменность его особе. Далее он сулит народу всевозможные льготы и подарки. Но эти посулы, представлявшие в своей оборотной стороне лишь длинный перечень крайних стеснений иудеев податями и поборами за последние десятилетия, показывали скорее то, как тяжка была их неволя и какой ненависти достойны их притеснители. С другой стороны, большинство этих новых посулов и льгот были простою отменою того, что теперь и без того было бы немыслимым злоупотреблением сирийской власти: таковы – возвращение городу Иерусалиму священного значения, возвращение законного назначения священным десятинам и храмовым сборам, доселе попадавшим в карман царя и т. п. Есть и бесспорно великодушные уступки Димитрия еврейскому народу, но по всему тону, с каким они даются, нельзя было не замечать, что все эти предложения слишком блестящие, чтобы заслуживать доверия, внушались более суровою необходимостью, и главное – ставились в сильную зависимость от еще не решившейся сомнительной участи Димитрия, которому народ имел основания не доверять – и за его личный двоедушный характер. 1Мак.10:26–27 Слышали мы и радовались, что вы сохраняете договоры наши, пребываете в дружбе с нами и не склоняетесь к врагам нашим. Продолжайте и ныне сохранять верность к нам, и мы воздадим вам добром за то, что вы делаете для нас: «Что вы делаете для нас…» – точнее слав.: «творите с нами». Греческое ποιεν μετ τνος есть перевод евр. – ... – обыкновенно в смысле: делать с кем-либо что-либо приятное для него, как в Nc CXXV: 3 : «возвеличил есть Господь сотворити с нами…» (ср. Pyф. II, 11 и Nc CVII, 21 по LXX). – В русском языке подобный оборот существует для выражения сделанной кем-либо неприятности: «что ты сделал со мной?» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.10:37 . И из них будет охрана в великих крепостях царя, и из них же будет охрана при тех сборах царства, кои требуют верности; и те, что при них, и начальники да будут из них же; и пусть живут они по законам своим, как и повелел царь в земле иудейской. 1Мак.10:38 . И три околотка, присоединенные к Иудее от области Самарийской, пусть останутся в соединении с Иудеею так, чтобы она считались и были под одним начальством, и не подчинялись иной власти, кроме власти первосвященника. 1Мак.10:39 . Птолемаиду с околотком ея я отдал в дар святыням Иерусалимским для подобающаго святыням содержания. 1Мак.10:40 . И я даю ежегодно пятнадцать тысяч сиклей серебра из царских сборов с мест, подлежащих подати. 1Мак.10:41 . И все остальное, чего не отдали сборщики, как за прежние годы, так и отныне будут давать на работы при храме. 1Мак.10:42 . И сверх сего пять тысяч сиклей серебра, кои взимались с доходов святилища из ежегоднаго сбора, и все уступаются, как принадлежащия священникам служащим. 1Мак.10:43 . И все, которые укроются в храме иерусалимском и во всех имениях его, как должники царскими повинностями и всякою вещию, да будут свободны со всем, что у них есть в царстве моем. 1Мак.10:44 . И на построение и возобновление исправляемых святынь иждивение будет даваемо из сбора царскаго. 1Мак.10:45 . И на строение стен Иерусалима и на укрепления вокруг его иждивение будет даваемо из сбора царскаго, как и на строение стен в Иудее». 1Мак.10:46 . Когда же Ионафан и народ выслушали обещания сии, не поверили им, и не приняли их, ибо вспомнили о том великом озлоблении, которое он (Димитрий) причинил израильтянам, стеснив их сильно. 1Мак.10:47 . и мирволили Александру, потому что от него был почин предложений мирных, и споборствовали ему во все дни. 1Мак.10:48 . И собрал Александр царь рати великия, и ополчился супротив Димитрия. 1Мак.10:49 . И вступили в битву оба царя; и побежало ополчение Димитрия; и преследовал его Александр, и превозмогал их, 1Мак.10:50 . и продолжал битву весьма настойчиво, пока зашло солнце; и пал Димитрий в день сей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.10:66 . И возвратился Ионафан в Иерусалим в мире и радости. 1Мак.10:67 . А в сто шестьдесят пятом году пришел Димитрий, сын Димитрия, из Крита в землю отцов своих. 1Мак.10:68 . и услышал это Александр царь, и опечалился вельми, и возвратился в Антиохию. 1Мак.10:69 . и возставил Димитрий Аполлония , заведывавшаго Килисириею, и собрал рать великую, и ополчился в Иамнии, и послал к Ионафану первосвященнику сказать: 1Мак.10:70 . «Тебе ли, одинокому, превозноситься над нами, и я ли родился на посмешище и посрамление чрез тебя? и как тебе владычествовать в горах не за одно с нами? 1Мак.10:71 . Итак теперь, если надеешься на рати свои, сойди к нам на равнину, и тут мы померяемся; ибо у меня рать из городов. 1Мак.10:72 . Спроси и узнай: кто я и прочие помогающие нам: и скажут тебе: не устоять вам пред лицем нашим, когда дважды были разбиты отцы твои на земле их; 1Мак.10:75 . и ныне не сможешь ты устоять против конницы и такой рати на равнине, где нет ни камня, ни раковинки, ни места, куда бы убежать. 1Мак.10:74 . Когда же Ионафан выслушал эти слова Аполлония ; тогда взволновался духом, и избрал десять тысяч мужей, и вышел из Иерусалима, и соединился с ним Симон брат его для помощи ему. 1Мак.10:75 . И ополчился у Иоппии; и не впустили его граждане, ибо стража Аполлония была в Иоппии. Но ее осадили. 1Мак.10:76 . Тогда устрашенные граждане отворили ворота; и Ионафан овладел Иоппиею. 1Мак.10:77 . И услышал сие Аполлоний и вооружил трехтысячную конницу и рать многочисленную, и пошел в Азот, как бы отступая, и вдруг повернул на равнину, ибо имел множество конницы и надеялся на нее. 1Мак.10:78 . И погнался за ним Ионафан до Азота; и сошлись ополчения позади его для битвы. 1Мак.10:79 . Но оставил Аполлоний тысячу всадников скрытно позади их. 1Мак.10:80 . И узнал Ионафан, что есть засада позади его. И окружили неприятели ополчение его, и бросали стрелы в люд сей с утра до вечера. 1Мак.10:81 . Люди же сии стояли, как приказал Ионафан, так что утомились всадники. 1Мак.10:82 . И привел Симон рать свою, и напал на пехоту; ибо всадники обезсилели, и были разбиты им и убежали.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.11:29 . И просил Ионафан царя освободить от податей Иудею и три околотка [Аференский, Лиддский и Рафаминский. Смотри ниже 35 стих] и Самарию, обещав ему триста талантов 1Мак.11:30 . И соизволил царь, и написал Ионафану письма о всем этом такого содержания: 1Мак.11:31 . От царя Димитрия Ионафану брату и народу Иудейскому обрадование. 1Мак.11:32 . Подобен письма, которое мы написали Лисфену родственнику нашему о вас, переписали мы и для вас, дабы вы знали. 1Мак.11:33 . От царя Димитрия Ласфену отцу обрадование. 1Мак.11:34 . Народу Иудейскому, друзьям нашим, соблюдающим должное в отношении к нам, мы разсудили благодетельствовать за их благоприятельство к нам. 1Мак.11:35 . Потому мы утвердили им пределы Иудеи, и три околотка, Аферем, и Лидду и Рафаман, которые присоединены были к Иудее от Самарии, и все принадлежащее им для всех жрецов в Иерусалиме, отменив царские оброки, которые получал от них царь прежде с произведений земли и с плодов древесных. 1Мак.11:36 . и прочее, что принадлежит нам, из десятин и даней, следующих нам, и соленыя озера, и принадлежащий нам венечный сбор, отныне все щедро уступили им. 1Мак.11:37 . и ничто из сего не будет отнято отныне и навсегда. 1Мак.11:38 . Итак теперь же позаботьтесь сделать опись сего, и да вручится она Ионафану, и да положится на горе святой в месте удобном и почетном. 1Мак.11:39 . И увидел Димитрий царь, что успокоилась земля у него и никто ему не противится, и распустил все рати свои, каждаго в свое место, кроме наемных ратей, кои он набрал на островах языческих, потому что враждебны были ему все рати, что от отцов его. 1Мак.11:40 . Был же Трифон из прежних приверженцов Александра, и знал он, что все рати ропщут на Димитрия, и отправился к Емалкуе аравитянину, который воспитывал Антиоха, сыночка Александрова. 1Мак.11:41 . И настаивал у него, чтобы он передал его ему, да воцарится вместо отца своего, и поведал ему о всем, что сделал Димитрий, и о вражде, с какою враждуют против него рати его, и пробыл там много дней. 1Мак.11:42 . и послал Ионафан к Димитрию царю, чтобы он вывел отряды из Акры Иерусалимской и из крепостей, ибо они нападали на израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.6:52 . Но устроили и они (Иудеи) машины против машин их, и сражались в течении многих дней. 1Мак.6:53 . Пищи же не было в хранилищах, потому что был седьмый год, и спасшиеся в Иудее от язычников поели остаток запаса. 1Мак.6:54 . И остались на святых местах мужи немногие, ибо одолел их голод, и разошлись, каждый в место свое. 1Мак.6:55 . Но услышал Лисий, что Филипп, котораго царь Антиох еще заживо поставял воспитателем сына своего Антиоха с тем, чтобы и воцарить его, возвратился из Персии и Индии с полками царя, какие ходили с ним, и что он старается захватить дела (царственныя): 1Мак.6:56 . Притом сбирались и охотились возвратиться (и полки Лисия): 1Мак.6:57 . И сказал он царю и вождям войска и воинам: мы оскудеваем ежедневно, и продовольствия у нас мало, а место, где мы ополчились, укреплено, дела же царства требуют нас. 1Мак.6:58 . Итак подадим теперь правую руку людям сим, и заключим с ними мир и со всем народом их. 1Мак.6:59 . И предоставим им жить по законам их, как прежде: ибо за свои законы, которые мы нарушали, они разгневались и сделали все это. 1Мак.6:60 . И понравилась эта речь царю и начальникам, и послал он к ним мировую, которую они и приняли. 1Мак.6:61 . И клялся им царь с начальниками. После сего они вышли из укрепления. 1Мак.6:62 . И взошел царь на гору Сион, и увидел укрепление сего места, и отверг клятву, которою клялся, и повелел раззорить стену вокруг. 1Мак.6:63 . И отправился поспешно и возвратился в Антиохию, и застал Филиппа, господствующаго в этом городе, и сразился с ним, и взял город силою. Глава 7 1Мак.7:1 . В сто пятьдесят первом году вышел Димитрий, сын Селевка, из Рима, и с немногими мужами вошел в город приморский, и воцарился там. 1Мак.7:2 . И было: когда он входил в царственный дом отцов своих, полки схватили Антиоха и Лисия, чтобы привесть их к нему. 1Мак.7:3 . И стало известно ему сие дело, и он сказал: не показывайте мне лиц их. 1Мак.7:4 . И умертвили их полки; и сел Димитрий на престоле царства своего. 1Мак.7:5 . И пришли к нему все мужи беззаконные и нечестивые из израильтян, а предводительствовал ими Алким, хотевший священствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010