Азбука веры Православная библиотека святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Пожертвовать Вход святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Источник Поучение 13 Поучение 15 Скачать epub pdf Оригинал: 18 Мб Поучение на усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи, месяца августа, в 29 день в 1701 г. («При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «За кого почитаете вы меня?» (Деян. 13:25)) Возлюбленные слушатели! Честного и славного пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, коего усекновение честной главы ныне мы вспоминаем, спросили некогда: кто он? «Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» ( Ин. 1:19 ). Ныне же сам Иоанн, кончая жизнь свою, запечатлевая свою проповедь своей кровью и преклоняя честную главу свою под меч Иродов, спрашивает о себе: как каждый о нем думает? «За кого почитаете вы меня?» Пусть всякий мыслит о нем, как хочет, я же, имея в виду нынешний пятничный день крестный, день вольного страдания Господня, и видя в этот день две смерти: смерть Христа Господа – крестную, и смерть Предтечи Его от меча, скажу, что святой Иоанн был подражатель Христу, согласно тому, что говорит нам тот, кто носил язвы Господа своего на теле своем: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). И если о ком-либо, то о святом Иоанне Предтече прежде всего могут быть сказаны слова Послания к евреям: «Уподоблен Сыну Божию» ( Евр. 7:3 ), ибо он был первым из святых, о которых говорит апостол: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8:29 ). Посмотрим, как и в чем святой Иоанн был сообразен, подобен Сыну Божию, Христу Спасителю нашему? Толкователи Божественного Писания, рассматривая вышереченные апостольские слова: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего», – объясняют, как можно сообразоваться Христу: «Крестом, – говорят они, – сообразуемся мы Сыну Божию, Христу распятому, и в том великая честь и польза наша. Ибо как здесь мы сообразуемся Христу в скорбях, так сообразны будем Ему в блаженной жизни. А потому кто не захочет нести крест со Христом? Чтобы быть сообразными и подобными Христу, Господу нашему, мы должны быть Его подражателями не в творении чудес, не в воскрешении мертвых, а в духовном ношении креста, то есть в терпеливом перенесении всех бед, скорбей, гонений и самой смерти ради Бога. Этим именно крестом, если мы хорошо несем его, мы сделаемся сообразными, подобными Сыну Божию и сопрославимся с Ним, по словам апостола: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Благодаря своим наставникам достойным, русская эмиграция не только явила себя верной хранительницей русских культурных традиций, но и вносит живительные зерна русской культуры в жизнь других народов. К ним, странствующим по распутьям мира, мещанской сытостью свою совесть усыпляющего, вполне приложимы слова глашатаев Благой Вести – Апостолов: «Мы во всем являем себя с оружием Правды в правой и левой руке, – в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах; нас почитают обманщиками, но мы верны; мы гонимы – но не оставлены; мы отовсюду притесняемы – но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах – но не отчаиваемся; мы нищие – но многих обогащаем; мы ничего не имеем – но всем обладаем». В них поражают нас вера в необходимость своего дела, настойчивость и упорство в их святом делании, скромность и способность жертвовать всем ради Идеи, которой служат. В отношении всей эмиграции, особенно же – в отношении молодежи, они являются настойчивыми «будителями русского духа», напоминающими о нашей принадлежности к великому русскому народу, напоминая молодежи о ее священном долге знать свой родной язык, язык великих сынов человечества, и историю своего народа, о которой А. С. Пушкин сказал: «Клянусь моей честью, я ни за что не согласился бы переменить отечество или иметь другую историю, чем та, которую нам послал Бог». Одному из «будителей русского духа» в эмиграции и посвящены эти строки. Николай Димитриевич Тальберг родился в 1886 г. в семье профессора Киевского университета, доктора уголовного права. В 1907 г. он окончил с золотой медалью Императорское Училище правоведения, до последнего дня своей жизни сохранив к нему нежную любовь. «А какое завтра число?» – спросил в канун своей кончины, лежа на смертном одре, Николай Димитриевич свою любимую сестру Татьяну Д. «Двадцать девятое»,– ответила та.– «Значит, – тихо сказал Николай Димитриевич,– завтра шестьдесят лет, как я окончил Правоведение». И в этот день 60-летнего юбилея, 29 мая 1967 г., ушел от нас в светлые обители вечной радости один из выдающихся сынов российского рассеяния, самоотверженный патриот Державной России, горячо верующий христианин, человек духовной свободы и честности мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В Краснодаре открылась выставка «Ангелы Беслана» Краснодар, 6 февраля 2006 г . Памятник на кладбище в Беслане 3 февраля в Краснодарской галерее «Семь картин» состоялось открытие выставки работ кубанского скульптора Алана Корнаева «Ангелы Беслана». Центром экспозиции стал макет памятника детям – жертвам памятной трагедии, сам же памятник установлен на бесланском кладбище. За эту работу скульптор был удостоен Золотой медали Академии Художеств РФ, сообщает сотрудник епархиальной газеты " Православный голос Кубани " Марина Черкашина. Протоиерей Димитрий Мерцев и священник Армянской Апостольской Церкви Тер-Даниил открывают макет памятника жертвам бесланской трагедии Алан Корнаев в соавторстве с Заурбеком Дзанаговым выполнил памятник за три месяца. Как сказал скульптор, такой срок немыслим и для него самого, обычно на подобную работу уходит не меньше года: «Мы приступили к работе и затем словно проснулись, а работа уже готова…». Первоначально памятник назывался «Древо скорби». Это девятиметровая бронзовая скульптура: четыре женщины, опустившие лица к земле, в которой похоронены их дети, и воздевшие руки к небу; с рук-ветвей уходят в небо ангельские детские души. Но жители города решили по-иному и стали называть памятник «Бесланские ангелы». Протоирей Димитрий Мерцев, Алан Корнаев Присутствовавший на открытии выставки протоиерей Димитрий Мерцев, священник войскового собора в честь святого благоверного князя Александра Невского, недавно восстановленного в Краснодаре, отметил неслучайность такого переназвания. Художник вложил в произведение душу, а «душа по природе своей – христианка». У памятника есть внутренняя символика. Через десять дней после Вознесения Господня, в день Святой Пятидесятницы, родилась Церковь: «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Свята, и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2, 2-4). А потом апостолы преодолели страх и маловерие жителей Иерусалима, благовествуя им о воскресшем Господе: «Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось через апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе, и имели все общее. … И каждый день единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога, и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 43-44, 46-47).

http://pravoslavie.ru/16165.html

В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев , Правосл. Собеседник 1898. Архиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163–258 стр., св. Димитрий Ростовский . Четьи Минеи 11 июня, а также в житиях святых под 11 июня – Д. Протопопов, С. Дестунис, Архиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.) Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст Этот апостол был сын праведного Иосифа обручника Пресв. Девы, брат Иакова, Иуды и Симона ( Mф. XIII, 55 ). Иосия, как и другие его братья, сначала не веровал в мессианское достоинство Иисуса Христа ( Uh. VII, 5 ), но затем, по вознесении Господнем, они уверовали и единодушно пребывали в молитве и молении со св. апостолами и Пресв. Богородицею ( Дeяh. I, 14 ). Пред праздником Пятидесятницы ап. Петр в собрании учеников и братии Христа (которых было около 120), предложил на место Иуды предателя избрать одного из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в какой Он вознесся и был свидетелем воскресения Его. Таким условиям удовлетворял Иосия, как сын Прав. Иосифа, в доме коего родился и жил Иисус Христос . И поставили, повествует св. Лука, двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван был Иустом, и Матфия. Иуст означает «праведный» и этим свидетельствуется о высокоправедной жизни Иосифа (или Иосии) и его преимущественном праве на избрание в число «12 Апостолов». И помолились (апостолы) и сказали: «Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Матфию, и он был сопричислен к 11 апостолам ( Дeяh. I, 15–26 ). Предполагают некоторые, что этот Иосия одно и то же лицо, от имени которого ап. Павел приветствовал Колосск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

К нему, моему дорогому и незабвенному крестнику и другу, действительно применимы слова из книги Премудрости Соломона: «А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. ... Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета, ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия» (Прем. Солом., 4,7–11,13–14)». Димитрий Андральт-де-Ланжерон Либерти Корнер, Нью-Джерси 20 декабря/2 января, 1964 г. Дорогой брат во Христе Димитрий! От души поздравляю тебя с великим праздником Рождества Христова. Мы скучаем по тебе в Сан-Франциско, но я был рад услышать от твоей мамы, что в Нью-Йорке у тебя все хорошо. У нас с J. 1 все в порядке, и пока что мы не слишком страдаем без работы. Я работаю примерно один день в неделю, а также получаю пособие по безработице. Что касается будущего, я оптимистично отношусь к тому проекту, о котором J. тебе уже рассказывал. Это будет маленький книжный магазин и (надеемся) некоторые другие задумки. Это должно быть на ходу в ближайшие месяцы, и если все пройдет успешно, даст нам очень скромный заработок и позволит нам посвящать все наше время распространению Православия. Эта идея принадлежит Глебу 2 , и она должна увенчаться успехом, если нам удастся удерживать его бурную творческую фантазию в рамках нашей практической реальности! Я напишу тебе подробнее, когда наши планы станут более определенными. Пожалуйста, молись за наш проект, потому что, если на то будет Божия воля, это дело может принести духовную пользу очень многим. Евгений Роуз и Димитрий Андральт-де-Ланжерон В настоящее время мы составляем список подписчиков. Все имена, который ты можешь в него добавить, будь то интересующихся Православием американцев или русских, которые читают по-английски, будут очень желательны.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Не довольствуясь тем, пришел он в третий раз. Преподобный сказал: «довольно, брат, можешь прожить и с тем, что приобрел, не ходи более, не погибнуть бы тебе от зверских людей " ». Брат не послушался и уже не возвратился ни с добычей, ни без добычи. Раз занимался он вместе с братией на дворе, монастырском работой, и вздохнув, сказал им: «мы брат, строим земные, тленные дела; а благоверный вел. князь Димитрий уже не печется о суетной жизни». И с того дня стал поминать вел. кн. Димитрий между усопшими. Спустя несколько дней пришло известие, что великий князь скончался, и скончался в тот самый день и час, когда говорил о том св. Димитрий (1339 г. мая 19). Достигнув глубокой старости и чувствуя близость кончины своей, преподобный назначил в преемники себе ученика своего Пахомия. Братия спрашивали, где похоронить его? «Бросьте, отвечал он, грешное тело мое в болото». Он уединился за тем для молитв и скончался 11 февраля 1392 г. Никого не было при кончине уединенного молитвенника; но, когда пришли в келью его: келья его исполнена была чудного благоухания, а он лежал, как заснувший. – Благоговейные ученики похоронили св. тело его в храме, который построил он сам. Спустя 16 лет после кончины преподобного, посетила жителей Вологды страшная и странная болезнь. Весьма многие страдали от сильного корчения; им давали в руки палку, чтобы в корчах держась за нее, не делали себе вреда; много таких страдальцев привезено было к гробу преподобного; здесь, в муках корчей валяясь, каялись они в грехах, призывали молитву преподобного на помощь и, при гробе преподобного, получали исцеление: их палки оставались в обители памятниками милости Божьей. Это было в 1409 г. Тогда помянутая болезнь известна была и в других местах, от Рязани и Москвы до Вологды. 369 Не долго после того (1417 г.) вятчане напали на Вологду и взошли в Прилуцкий монастырь, еще не огражденный стеной; самые наглые ворвались в храм, и один, сдирая пелены с икон, коснулся покрова, лежащего на гробе преподобного. Но лишь только коснулся последнего, как брошен был на пол и в муках умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Помогай Вам Бог! иерей Димитрий Карпенко Как понимать слова Иисуса Христа : «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью е, и невестку со свекровью е «? С первого раза эти слова Христа могут показаться непонятно жестокими. Для правильного понимания этого отрывка необходимо воспринимать эту цитату в контексте того, что говорил Христос: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:32-36). Страшные слова, но эти слова Христа обращены к Его ученикам, апостолам. Господь посылает их на проповедь, говоря им о том, как они должны совершать свое служение и какие препятствия будут у них на пути. И если семейные привязанности становятся препятствием для человека на его пути к Богу, то человек должен сделать выбор: или он остается со своим земными пристрастиями, или его сердце принадлежит вечности. В человеческом сердце место, которое приготовлено для Бога, не должно быть занято никем другим, даже родным человеком. С уважением, иерей Димитрий Карпенко Не до конца понимаю притчу о добром Самарянине. Вс -таки кто является моим ближним? Наши ближние это, конечно же, и наши непосредственные ближние, наши родные, люди с которыми мы имеем постоянное общение. Но в данном случае речь также идет о тех людях, которым мы можем реально помочь. Каждый человек, пусть даже тебе не знакомый, кому ты имеешь возможность оказать конкретную помощь, является нашим близким. И если мы не делаем этого, то тем самым уподобляемся тому ветхозаветному священнику и левиту, которые, будучи призванные помогать людям по своему нечестию уклонились от этого. С уважением, иерей Димитрий Карпенко Здравствуйте, Я очень хочу правильно понять отношение православных христиан к жизни и смерти. Жизнь — Дар Божий, ее надо прожить во имя Христа, совершенствуя свою душу и исполняя заповеди. И все это для того, чтобы соединиться с Богом по своей смерти. Но почему мы слышим пожелания (даже от священников)- долгих лет жизни? Ведь  годы жизни приводят человека к большему греху и отдаляют час встречи с Господом? Смерть — тоже Дар Божий, ведь она заканчивает земные страдания и метания души и ведет благочестивого человека к Богу.

http://pravmir.ru/za-sovetom-k-batyushke...

Ст. 21–40. Св. апостол уже готовился оставить Ефес, чтобы посетить Грецию, Иерусалим и потом плыть в Рим, как вдруг в Ефесе произошло сильное волнение под влиянием суеверия и корысти. Некто серебренник, именем Димитрий, делал серебряные модели храма Артемиды. Он имел много рабочих. В одно время он созвал их и других подобных ремесленников и сказал: «Этот человек (Павел) не только в Ефесе, но почти во всей Азии, своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» ( Деян. 19, 26 ). К этому Димитрий прибавил, что «опасность угрожает не только их ремеслу, но и самому культу Дианы, которую почитает вся Азия и вселенная». Тогда рабочие, как бы для защиты Дианы, стали неистово кричать: «Велика Артемида ефесская!» Затем они рассыпались по городу, схватили двух спутников Павла, Гаия и Аристарха, пришедших с ним из Македонии, и привели их в театр, служивший местом сборища для народа. Узнав об этом, Павел хотел идти к своим спутникам, но «ученики не допустили его. Также некоторые из асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище» (в театре). Асийские начальники имели власть религиозную. Как представители городов ионийских, они жили в Ефесе» – как в святом городе национального культа. Они первенствовали при церемониях великого храма, во время общественных игр; самое название их (Асиархии) указывает на значительную силу власти их. Хотя дружба их с Павлом и не показывает, чтобы они были христиане, но во всяком случае мы видим из этого, до какой степени Евангелие имело успех среди язычников и каким уважением среди них пользовался Павел. Расположение к Павлу обнаружилось при дальнейшем ходе дела. Иудеи, которые в понятии толпы смешивались с христианами, воспользовались настоящим случаем, чтобы показать свое отличие от христиан; их оратор, Александр, хотел говорить на этот счет, но его не слушали и около двух часов кричали в один голос: «Велика Артемида ефесская!» Блюстители порядка дали успокоиться волнению; потом один из них, секретарь города, обратился к народу, сказав несколько слов о богине, почитании ее, несокрушимом величии; он прибавил, что двое приведенных сюда мужей невинны ни в оскорблении храма, ни в порицании богини; что если Димитрий имел жалобу на кого-нибудь, то в Ефесе есть проконсул, могущий справедливо рассудить это дело; что если нужно дело повести законным порядком, то должно ожидать полного собрания народа; что настоящее собрание не имеет законной силы и, по своему возмутительному настроению, бесчестит город; что римляне могут видеть в этом деле возмущение, и что, наконец, лучше всего – разойтись. Толпа разошлась.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

То, что они дали название этой часовне, а потом и обители на горе Маковец – во имя Живоначальной Троицы – это было не только религиозное решение, но и политическое решение. Почему так важно было назвать обитель во имя Живоначальной Троицы. В то время русское общество было разобщено и назрела необходимость, чтобы вокруг московского великого князя Димитрия Ивановича собирались бы Русские Земли. Святая Троица в православном миропонимании – это и есть образец абсолютного единства. Христос говорит: «будьте едины как Я един с Отцом» (Ин.17,22). Таким образом, название обители во имя Живоначальной Троицы – это призыв к тогдашнему обществу единиться, не шарахаться друг от друга, не впадать в межкняжеские междоусобицы, в конфликты земель. Обитель преподобного Сергия призывает людей к тому, чтобы они собирались вокруг Москвы. Когда жители Нижнего Новгорода отказались принять волю московского князя Димитрия Иоанновича, известно, что преподобный Сергий спускается к  Нижнему Новгороду и там он настаивает на том, что они должны подчиниться московским властям. Он даже запретил служить литургию, он забрал антиминсы и сказал, вы не будете служить литургию, пока не признаете московские власти. Казалось бы, с точки зрения современной секуляризированной логики, что может быть выше литургии? При чем тут литургия и признание или непризнание московской власти? Но сознание средневекового человека другое, если люди не хотят признавать князя московского и всея Руси, это нарушение принципа соборности.  Они не могут совершать литургию по евангельскому определению. Ведь в Нагорной проповеди сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя ( - в данном случае князь Дмитрий Иванович – О.С.), оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,23-24). - В то время люди каждый текст Евангелия реализовывали в своей жизни. Преподобный Сергий благословляет князя Димитрия Иоанновича на борьбу с татаро-монгольским игом.

http://radonezh.ru/analytics/chto-my-zna...

Тропарь, глас 8-й. Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси 466 : цевнице 467 духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога, спастися Императору нашему Николаю Александровичу и всему наследию и державе Его 468 . Молитва. О, всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский! Услыши нас грешых, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Ему-же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши: умоли Его благоутробие 469 , да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей: испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие, и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам, Богоугодне, прейти поприще временныя жизни: избави нас воздушных мытарств, и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже 470 празднующих глас непрестанный, зряших Божия лица неизреченную доброту: церковь же святую от ересей и расколов сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати, и всем даруй вся, яже ко спасению и славе. Божией подобающая: отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай 471 оружию крестоноснаго воинства, и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякая беды и напасти: услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в триех ипостасех 472 , Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь. (Из акафиста. Киев 1857 года). 23-е число. Празднование зачатия Предтечи и Крестителя Иоанна. Родителям его, Захарии и Елисавете, празднуется 5-го сентября. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошел к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, вдруг увидя ангела. Архангел сказал: «Не бойся, Захария. Молитва твоя услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рожедения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов Израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «Я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока не исполнится мое предсказание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010