5 марта 493 г. Равенна пала, 10 дней спустя Теодорих Великий собственноручно заколол сво­его врага Одоакра мечом. Теодорих был провозглашен конун­гом, или королем остготов. Основную территорию этого коро­левства составила Италия, там и поселился этот народ, так что на Балканах, в Паннонии и Норике остались лишь его остатки. Овладев наследием Одоакра, Теодорих начал через посланников и переписку вести переговоры с императором о своем призна­нии правителем Италии. Они велись долго и закончились только в 497 г., когда в Равенну, ставшую резиденцией короля остготов, были высланы из Константинополя регалии императоров Запада, но не для того, чтобы они были возложены на короля варваров. Анастасий даровал ему титул римского патриция и признавал правителем Италии при сохранении зависимости от верховной власти императора, которая в политическом отношении была фиктивной, но давала легитимную защиту местному православ­ному и латиноязычному населению страны – римлянам, кото­рые продолжали и под властью германцев жить по своему тра­диционному римскому праву. В правление Анастасия на Балканах империя столкнулась с новой угрозой – со стороны болгар; по сложившейся уже тра­диции, грекоязычные авторы давали новым для них народам наименования классических варваров – скифов или гетов или употребляли по отношению к ним к тому времени слегка уже устаревший этноним «гунны». Война с ними приобрела затяж­ной, перманентный характер, представляя собой изнурительную цепь регулярно в летнее время совершаемых грабительских набе­гов со стороны варваров и выдавливания их за пределы государ­ства с последующим преследованием отступающих разбойников. В ходе этой войны римляне несли порой тяжелые потери: в 493 г. в ночном сражении был убит полководец Юлиан, в 499 г. «геты» разгромили во Фракии римский отряд под командованием Ариста, положив несколько тысяч воинов. В 502 г. болгары подверг­ли грабежу и разорению Фракию, а в 517 г. они дошли до Эпи­ра и Македонии, оставив после себя горящие селения и десятки тысяч трупов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Это подозрение новейшие историки (Гиббон, 864; Финлей, I, 536–537) возводят в положительный факт. Кажется, подозрение не имеет под собой фактической почвы; хотя послы в глубине души сознавали превосходство Комнина перед Стратиотиком и нисколько не были опечалены, когда совершился переворот в пользу Комнина, однако же долг свой исполнили честно. 755 На патриарха многие из его современников смотрели как на главного виновника переворота, отнявшего престол у Стратиотика и передавшего Комнину; по этому представлению, патриарх стоял во главе агитации против Стратиотика и был союзником Комнина, содействовал вступлению его на престол. От такого взгляда не могли отрешиться и историки. Атталиот (56–57), высказав этот взгляд, не берет на себя ответственности за его верность, но считает его правдоподобным и указывает тому основания: а) что муж патриаршей племянницы, Константин Дука, пользовался милостями Комнина, б) что местом агитации был храм Св. Софии и в) что принимали участие в деле патриаршие племянники, которые потом удостоены Комниным высших почестей. Скилица (Cedr., 635–637), повторяя тот же взгляд, сначала говорит о нем нерешительно, как о мнении большинства, но под конец с положительностью утверждает, что патриарх был не только участник, но и первопричина восстания, ибо он первый подал 8ю той тг с екк/.г отцс; Seuxepeuovroi; S/reipavou (через Стефана, второсвященника церкви) – мнение в пользу Комнина, он отправил вестника к Комнину, а Стратиотику велел удалиться из дворца. Наконец, в обвинительном акте против Керуллария, при его низвержении Комниным с престола, главным пунктом обвинения служит то, что он произвел в Византии возмущение против Стратиотика (Psell., V, prol., XXIX). То, что древнейшие историки считают нужным еще доказывать, новейшие исследователи признают чем-то неопровержимым; по их мнению, Керулларий, бесспорно, был виновником переворота. 756 В качестве частного человека он прожил недолго, скоро умер. По Ариста-кесу (119), он провел остаток дней не в своем константинопольском доме, но на каком-то острове.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

После такого приговора святой был уведен на место казни и шествовал туда с несказанною радостью, желая «разрешиться и со Христом быть»  [ 27 ]. Придя же на место, где должна была совершиться над ним казнь, он испросил себе время для молитвы и, обратившись к востоку, трижды преклонил колена и долго молился. После сего он услышал с неба голос, который говорил: — Войди со святыми принять уготованную тебе награду. И тотчас блаженный преклонил голову свою и был усечен одним воином, в двадцатый день октября месяца; день же, в который он совершил мученический подвиг, была пятница. Честное и святое тело его одна женщина, по имени Ариста, диаконисса Антиохийской церкви, выпросила у мучителя и, помазавши его драгоценными ароматами, вложила в ковчег и послала в Константинополь, где оно и было с почестями предано погребению. От мощей его совершались многие дивные чудеса и болящим подавались различные исцеления, которые и ныне подает святой Артемий всем, с верою к нему притекающим. После же кончины Артемия вскоре сбылось то пророчество, которое он высказал Юлиану прямо в глаза относительно его смерти: «тебе предстоит скорая погибель и недолго уже до того времени, когда память о тебе погибнет с шумом». Ибо Юлиан, умертвив святого Артемия, тронулся с своими войсками из Антиохии и пошел на Персов. Когда дошел он до города Ктезифона [ 28 ], ему встретился один перс, человек старый, уважаемый и очень рассудительный. Он обещал Юлиану предать Персидское царство и вызвался быть проводником в Персию беззаконному царю и всему его войску. Но это не послужило на пользу злому кровопийце, ибо тот перс обманул его и, показывая вид, что ведет его прямою настоящею дорогою, ввел злодея в Карманитскую пустыню [ 29 ], в места непроходимые, где постоянно встречались пропасти, где не было вовсе воды и никакой пищи, так что все воины истомились от голода и жажды, а кони и верблюды все пали. После сего проводник признался, что он с намерением завел римлян в такие пустые и страшные места, чтобы ослабить их силу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Степенность твоя писала ко мне прежде и ясно требовала, чтобы между прочим написал я и о вере. Хвалю со своей стороны твое усердие к этому и молю Бога, чтобы неослабно избирал ты благое и всегда преуспевал усовершаться в ведении и в добрых делах. Но поелику не намерен оставлять по себе сочинения о вере, ни писать различных изложений веры, то удержался я отвечать по твоему требованию. Впрочем, мне кажется, что вам наговорено людьми, ничего там не делающими, которые в предосуждение мое разглашают нечто, как будто оправдают этим себя, если налгут на меня что–либо самое гнусное. Их обнаружит наступающий опыт. А я прошу возложивших упование на Ариста о чем более не заботиться, кроме древней веры; но как веруем так и креститься; как крестимся, так и славословить. Достаточно для нас исповедовать те имена, которые прияли мы из Священного Писания, и избегать в сем нововведения; потому что спасение наше не в изобретении именований, но в здравом исповедании Божества, в Которое мы уверовали. 169 (176). К Амфилохию, епископу Иконийскому (Приглашает его на день памяти св. Евпсихия и просит приехать за три дня до сего праздника. (Писано в 374 г.)) Да устроит Святый Бог, чтобы когда это мое письмо придет в твои руки, был ты здоров телом, свободен от всякого недосуга и во всем имел успех, и потому не осталось неисполненным тобою мое приглашение — прибыть в наш город и сделать более торжественным празднество, какое в обыкновении у нашей Церкви совершать ежегодно в честь мучеников. Ибо будь уверен, досточестнейший и поистине для меня любезнейший, что народ мой, узнав многих по опыту, более, нежели успеха в чем–нибудь, желает твоего прибытия. Так уязвил ты их к себе любовию в короткое у нас пребывание. Поэтому, чтобы Господь прославился, и люди возвеселились, и мученики были почтены, и я, старец, от искреннего сына получил должную услугу, благоволи не медля пожаловать ко мне и предварить дни собрания, чтобы на досуге побыть нам с тобою вместе и утешиться общением духовных дарований. А празднество бывает пятого сентября. Посему прошу тебя прибыть за три дня, чтобы своим присутствием придал ты величия памяти, совершаемой в богадельне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Ильинское (Самсоновское с/п). Церковь Илии Пророка. Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:не ранее 1990. Адрес: Костромская область, Костромской район, пос. Ильинское Координаты: 57.646487, 40.926189 Проезд:По дороге Кострома-Иваново, церковь видна с дороги с левой стороны Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Впервые старинное село Ильинское на Кубани (село названо по имени церкви св.пророка Илии и реки Кубани), бывшее тогда поместьем Ивана Степановича и Степана Степановича Аргамаковых и " немцев " Ариста Семёновича, Андрея Семёновича и Владимира Семёновича Фамендиных (фон Менгден), упоминается в 1627 году. Церковь во имя св. прор. Илии впервые упоминается в 1628 г., когда сообщается о том, что она сгорела, но вскоре её восстановили. В 90-е годы 18 века взамен деревянного на средства местных помещиков Марии Ивановны фон Менгден и её сына гвардии прапорщика Владимира фон Менгден был возведён каменный одноглавый храм, освящённый в 1796 году. Из деревянной церкви в него перенесли два престола: 1) в холодном четверике - во имя св. прор. Илии, 2) в тёплой трапезной - во имя свт. Николы. Храм был закрыт в 1937 году. 9 сентября 1965 г. по предложению Костромского райисполкома облисполком разрешил снести заброшенный храм и вскоре его разобрали до основания. В сер. 1990-х годов местные жители решили построить на прежнем фундаменте небольшой одноглавый деревянный храм, обложенный кирпичом, во имя св. прор. Илии. Летом 2001 года храм как подворье был приписан к Ипатиевскому монастырю и 2 августа 2001 г. первую Божественную литургию в нём совершил тогда ещё наместник обители архим. Павел (Фокин) с братиями Ипатиевского монастыря... Из статьи Н.А. Зонтикова " Храмы Костромского района " Ильинская церковь села Ильинского на Кубани каменная, с такою же колокольнею. Построена в 1796 г. усердием г. фон Менгден. В 1908 г. теплый придел расширен в левую сторону. Обнесена каменной оградой, покрытой железом; внутри ограды кладбище без особой церкви. Престолов два: в настоящей холодной – во имя св. пророка Илии, в приделе теплом – во имя святит. Николая. Часовен в приходе две: одна каменная в деревне Ивакине, другая деревянная в деревне Фатьянке, но без продажи свечей и масла.

http://sobory.ru/article/?object=19171

– У вас тоже дома столько старых икон! – не могу скрыть своего удивления. – А эти святыни не из нашей часовни, они остались от моих бабушки с дедушкой, – рассказывает Ольга. – Собираюсь в скором времени отвезти наши семейные реликвии в город, в музей, на реставрацию… Так турмаршрут «Парное молоко» принес намного больше впечатлений, чем только дегустация местных лакомств и любование местными красотами. Главное в деревне – это все-таки люди уникальных судеб и сокровища их памяти, надо лишь немного приложить усилий, чтобы эти «богатства» открылись тебе. Но будет ли жить деревня? Деревня Сейты – Такую экскурсию удается провести несколько раз в год. Ее стоимость 1200 рублей. Но благодаря этому турмаршруту мы смогли поднять часовню! – восклицает Ольга Модестовна. – Осталось завершить немного: утеплить пол и железом покрыть крышу и купол. К сожалению, такого специалиста в деревне Сейты уже не осталось, и его надо будет приглашать из другого села. Во время моего путешествия в зимние Сейты меня интересовал еще один вопрос: будет ли жить деревня? Да, поехали в глубинку Коми туристы сегодня со всей России, а в гостевой книге Народного дома я обнаружила отзыв даже на японском языке. А на днях в турмаршруте «Парное молоко» принял участие аргентинский дирижер Рамиро Ариста. И тем не менее… – Нет, не думаю, что деревня возродится, – вздыхает Ольга Модестовна. – Если туризм будем развивать, то потихоньку территория Сейты обустроится, облагородится. Правда, молодежь, покинувшая деревню, уже не возвратится. Но она и без деревни жить пока не может – вот и приезжает на свою малую родину за продуктами, полюбоваться природой, глубоко вдохнуть чистый воздух Сейты. А вот остаться жить здесь и вести свое хозяйство уже не получится у наших деревенских горожан… А Любовь Петрова считает, что родная деревня будет жить. Потому что полюбилось это место на берегу глинистого озера дачникам и на лето они переезжают в Сейты. А еще поехали к святителю Модесту в глубинку Коми паломники со всей республики, чтобы увидеть главное чудо святого – чудо возрождения умирающей деревни.

http://pravoslavie.ru/118635.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМИЙ Вмч. Артемий. Роспись собора свт. Николая мон-ря Анапавса (Метеоры, Греция). Мастер Феофан Критский. 1527 г. Вмч. Артемий. Роспись собора свт. Николая мон-ря Анапавса (Метеоры, Греция). Мастер Феофан Критский. 1527 г. [греч. Αρτμιος] († 362), вмч. Антиохийский (пам. 20 окт.). Происходил из знатного рим. рода и принадлежал к сенаторскому сословию. Участвовал в сражении имп. Константина I Великого с имп. Максенцием у Мульвиева моста в 312 г., во время к-рого в небе появился Крест с надписью: «Сим побеждай». Это знамение обратило А. в христианство. Он много лет был приближенным Константина Великого и затем советником его сына, имп. Констанция II . По поручению Констанция перенес с великими почестями мощи апостолов Андрея Первозванного и Луки из г. Патры в К-поль. После этого А. получил должность военачальника - дукса и августалия Александрии. В Египте А. утверждал христ. веру и сокрушил множество идолов. Когда воцарившийся после смерти Констанция имп. Юлиан Отступник прибыл в Антиохию и стал готовиться к походу против персов, А., как и др. военачальники, был вызван в Антиохию. Там, присутствуя при мучениях христиан, А. обличил жестокость и языческие заблуждения Юлиана и предсказал ему скорую гибель. Император обвинил А. в соучастии в убийстве своего старшего брата цезаря Галла. После истязаний А. был чудесно исцелен в темнице от ран явившимся ему Христом. Долгое время святой провел в заключении без пищи, питаемый благодатью Св. Духа. После того как главный языческий храм Антиохии - святилище Аполлона в Дафни - был сожжен ниспавшим с неба огнем, Юлиан обвинил в поджоге христиан и подверг А. новым мучениям: святого придавили огромным камнем, затем отсекли голову мечом. Вскоре после этого сбылось предсказание А.: во время битвы с персами Юлиан был поражен невидимым оружием. Тело мученика забрала антиохийская диакониса Ариста и послала в К-поль. Мощи положили в к-польском храме Иоанна Предтечи в Оксии, построенном имп. Анастасием I , позже этот храм иногда называли церковью А. От его мощей совершались многочисленные чудеса, они были собраны и изложены анонимным писателем 3-й четв. VII в. (BHG, N 173-174). В наст. время А. особо почитается в г. Патры, он считается одним из покровителей этого города и основателем мон-ря Богородицы Гирокомиу, в к-ром 20 окт. совершается торжественное празднование этого святого (Δπτυχα. 1999. Σ. 710).

http://pravenc.ru/text/76372.html

В 1118 г., после длительной военной кампании, Рамону Беренгеру III удалось захватить Таррагону, активные боевые действия против мусульман продолжались до завоевания Льейды (1139) и Тортозы (1148). В 1137 г. в результате брака Рамона Беренгера IV Святого (1131-1162) с арагонской принцессой Петрониллой (невесте было не более года) графы Барселоны стали королями Арагона, а графство вошло в состав королевства, сохранив особый политический статус и местные привилегии. Арагон до XI в. представлял собой небольшое графство в Пиренеях. В 1-й пол. IX в. Арагон вместе с соседними Собрарбе и Рибагорсой вышел из сферы влияния Каролингов. Известно, что к 810 г. графством управлял представитель местной знати Аснар I Галиндес († 839). После смерти в 922 г. гр. Галиндо Аснареса II, не оставившего наследников муж. пола, Арагон был включен во владения короля Памплоны Санчо Гарсеса I (905-925): наследница Арагонского графства Андрегото Галиндес была помолвлена с наследником Санчо I Гарсией Санчесом I (925-970). После смерти короля Памплоны Санчо Гарсеса III Великого (ок. 1004-1035) Арагон отошел одному из его сыновей - Рамиро I (1035-1069), который стал 1-м королем Арагона. Гибель Роланда в битве в Ронсельванском ущелье. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1455–1460 гг. Мастер Жан Фуке (Paris. 6465. Fol. 113) Гибель Роланда в битве в Ронсельванском ущелье. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1455–1460 гг. Мастер Жан Фуке (Paris. 6465. Fol. 113) В кон. VIII - 1-й пол. IX в. племена васконов (басков), населявшие земли в верхнем течении р. Эбро (центр в г. Памплона), оказались втянуты в борьбу между государями Франкского королевства и наместниками кордовских эмиров в г. Сарагосе. Одним из самых ранних и известных эпизодов этой борьбы стала битва в Ронсевальском ущелье (это сражение описано в «Песни о Роланде»). В 778 г. Карл Великий возглавил поход за Пиренейские горы, чтобы захватить Сарагосу (это ему не удалось), на обратном пути король франков завоевал и разрушил Памплону, поскольку васконы выступали в союзе с мусульманами Сарагосы. Есть все основания связывать нападение васконов на арьергард франк. армии с этим событием. Позже Памплона как графство на очень короткий период вошла в состав Испанской марки. Но уже в 20-х гг. IX в. здесь правил представитель местной знати Иньиго Ариста († ок. 850), к-рый пришел к власти при поддержке правителя Сарагосы и признал свою зависимость от него. Каролинги направили неск. военных экспедиций против Памплоны, но вновь подчинить эти земли не удалось. В нач. X в. престол королевства Памплона (стало называться Наварра в XII в.) заняли представители новой династии - Хименесы. Первый из них, кор. Санчо Гарсес I, нарушил соглашение о подчинении Кордовскому эмирату и начал расширять свои владения на западе и на юге. При поддержке короля Леона Ордоньо II ему удалось дойти до Нахеры и Калаорры. Однако затем он потерпел неск. поражений от мусульман, опустошивших Ла-Риоху и разоривших в 924 г. Памплону.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Сира и Серапиона , мучч. в Александрии. Герон. Агафона столпника, 50 лет стоявшего в нитрийской пустыне в монастыре св. Макария. Копт. 1425. Деганы священника. Абис. у Люд. 12 . Аммона муч. в Никомидии. Иерон. Диофола, Матроны, Феклы и Ираклии мучч. в Азии. Иерон. Муч. Стефана . Копт. 1338. Никиты муч. в Никомидии при Максимиане, почитаемого и Венеции. В позднейш. Рим. мартирологах. В Деян. св. чудеса от него. Сира муч. в Памфилии. Иерон. 13 . Лигория пустынника и муч. Тело его из Греции перенесено в Венецию. М. Р. Феодола еп. муч. в Александрии в Египте. Иерон. Иераклы . Копт. 1338. 15 . Архия и Археона , мучч. в Никомидии в Вифиния. Иерон. Кирина муч. в Александрия в Египте. Иерон. (из дружины братьев Кронида, Леонтия и Серапиона у нас 13 сент.). Иакова подвижника у коптов. У Иова Людольфа. Анорея, Меркурия сильного, Фомы, Кирика . У Иова Людольфа. Муч. Меркурия финикийского при Иулиане отступнике племянника Константина В. Копт. 1425. Стефана иерея и Дикиты муч. Копт. 1425. Феогносты (греческой), проповедавшей Евангелие в Индии. Абис. у Люд. (Она же в Р. М. 21). 17 . Моисея хоренского в 5 в. Армян. Сахака католикоса в 5 в. Армян. (еще 9 сент.). Давида непобедимого в 5 в. Арм. Мадиламы девы у коптов. Феописты вдовы, которую постриг Макарий еп. Накуи. Копт. Копт. 1425. 18 . Тиверия из 70 учен. Копт. 1286 и у Люд. Трофима в Александрии (по другим в Халкидоне), Океана в Никомидии. Иерон. (Гр. Мин. 12 сент.). Праздник Богоматери . Копт. 1338. 19 . Ариста . Абис. у Люд. (отличен от Ариста 24 апр.). Дунетра, Паримада, Кастора, Сатура, Никиты еписк., Каста, Иулия (из 156 мучч. 17 сент. у нас). Иерон. Котолы муч. в Египте. 1286 и у Иова Людольфа. Сказ. в Деян св. in praemermisiss. (Муч. Котилы и сестры его Аксуи, детей Сапора персид. царя и друга их Татия. Копт. 1338 и 1425). Св. Иулия писателя мученич. актов. Копт. 1425. Иулия акфагасенского, Иуния брата его, Феодота сына его. Абис. у Люд. 20 . Дионисия, Привата и Дорофея , мучч. в Синнаде во Фригии. М. Р. Иерон. У. Саламы . Абис. у Люд.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006