773 Отцы постоянно упоминают об этих обычаях, отнюдь не осуждая, но одобряя их. Часто им уделяется специальное внимание в житиях святых. Например, из Жития святого великомученика Артемия († 362 г.; память 20 октября) мы узнаем, что диаконисса Ариста, приняв его всечестное тело, помазала его смирной и благовонным миром, после чего похоронила. 774 А благочестивая христианка Клеопатра ночью взяла вместе с другими телами и тело мученика Уара († ок. 307 г.; память 19 октября), умастила драгоценными благовониями, одела в светлые одежды, и так как тогда еще не прекратились гонения на христиан, она погребла его с великим благоговением дома, под своим ложем, возжигала неугасимую лампаду, кадила фимиамом и т.п. 775 Другой благочестивый христианин Клавдий, обретя мощи святой мученицы Харитины († 304 г.; память 5 октября), вынесенные на берег морскими волнами, позаботился о них с должным благочестием, умастил и приготовил к погребению во временной могиле (поскольку тогда шли гонения на христиан), но все же в месте, достойном мученицы. 776 Святитель Григорий Нисский рассказывает, что тело епископа Антиохийского Мелетия († 381 г.; память 12 февраля) умастили благовониями, завернули в чистую плащаницу и шелковые ткани и похоронили со всей благопристойностью и почтением. 777 То же самое говорит он и о своей сестре Макрине. Благородная Ветиана обрядила чистое и непорочное тело святой в светлое льняное полотно. Когда же надели на нее черное погребальное платье, то и в нем святая подвижница сияла, поскольку Божья сила даровала и эту благодать ее телу. 778 Известно также, что Домна, которая впоследствии умерла мученической смертью, оказала достойные почести телам мученика Индиса и его сподвижников († 302 г.; память 3 сентября). Она омыла покойников чистой водой, омочив их прежде своими слезами, умастила миром, вместе с помощником-моряком одела в белые одежды, завернула тела в новые льняные покрывала, воскурила ароматный ладан, а затем погребла с великим благоговением. 779 Правда, в последних почестях покойному часто проглядывают человеческое тщеславие и хвастовство родственников усопшего, в особенности если тот был богат.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Ты, человек, по крайней мере, находился при больном сыне, видел его лежащим на одре, слышал последние слова его, присутствовал при последнем вздохе, закрыл глаза и заключил уста. Он же не присутствовал при своих детях, когда они испускали дух» [ 772 ]. Умащение покойника благовониями и облачение его в погребальные одежды — еще одно выражение нашей любви к отходящему ближнему [ 773 ]. Отцы постоянно упоминают об этих обычаях, отнюдь не осуждая, но одобряя их. Часто им уделяется специальное внимание в житиях святых. Например, из Жития святого великомученика Артемия († 362 г.; память 20 октября) мы узнаем, что диаконисса Ариста, приняв его всечестное тело, помазала его смирной и благовонным миром, после чего похоронила [ 774 ]. А благочестивая христианка Клеопатра ночью взяла вместе с другими телами и тело мученика Уара († ок. 307 г.; память 19 октября), умастила драгоценными благовониями, одела в светлые одежды, и так как тогда еще не прекратились гонения на христиан, она погребла его с великим благоговением дома, под своим ложем, возжигала неугасимую лампаду, кадила фимиамом и т. п. [ 775 ] Другой благочестивый христианин Клавдий, обретя мощи святой мученицы Харитины († 304 г.; память 5 октября), вынесенные на берег морскими волнами, позаботился о них с должным благочестием, умастил и приготовил к погребению во временной могиле (поскольку тогда шли гонения на христиан), но все же в месте, достойном мученицы [ 776 ]. Святитель Григорий Нисский рассказывает, что тело епископа Антиохийского Мелетия († 381 г.; 12 февраля) умастили благовониями, завернули в чистую плащаницу и шелковые ткани и похоронили со всей благопристойностью и почтением [ 777 ]. То же самое говорит он и о своей сестре Макрине. Благородная Ветиана обрядила чистое и непорочное тело святой в светлое льняное полотно. Когда же надели на нее черное погребальное платье, то и в нем святая подвижница сияла, поелику Божия сила даровала и эту благодать ее телу [ 778 ]. Известно также, что Домна, которая впоследствии умерла мученической смертью, оказала достойные почести телам мученика Индиса и его сподвижников († 302 г.; память 3 сентября).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

К новообретенным мощам устремляется поток богомольцев всех сословий. Происходит множество чудес. В обитель делаются щедрые пожертвования. Некоторое умаление почитания преподобного Александра Свирского начинается с царствования Петра I. Несмотря на то, что сам император несколько раз совершал богомолье к мощам преподобного, а первая часовня, устроенная в Санкт-Петербурге, была освящена именно в честь преподобного Александра, дух петровского царствования отрицал идеал монашеского служения. Со временем это стало официальной государственной позицией, так что почитание преподобного Александра, наряду с почитанием и других преподобных, можно сказать, «ушло в народ». Именно народное почитание преподобного Александра помогло выжить Александро-Свирской обители после секуляризации церковных земель при Екатерине П. Так продолжалось вплоть до закрытия монастыря и изъятия мощей преподобного Александра в 1918 году. Повторное обретение мощей преподобного в 90-е годы XX столетия повысило интерес к его личности и его обители – и не только среди церковных людей. В настоящее время преподобный Александр – один из самых почитаемых святых в Русской Церкви. Поклониться его мощам ежедневно приезжают сотни паломников со всей России. Иконография Сообщение о преставлении преподобного Александра Свирского в Новгородской летописи под 1539 годом сопровождается миниатюрой с изображением преподобного, лежащего на ложе, на фоне деревянных построек. Одна из первых икон преподобного Александра была написана к прославлению святого и находилась у его раки, что отмечено в житии в «Чуде исцеления детей Созомона и Ариста». О почитании преподобного за пределами Обонежья до его общерусской канонизации свидетельствует упоминание иконы-пядницы с образом преподобного Александра в Описи Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 года. Наиболее ранняя из сохранившихся икон – «Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес» (1547–1554). В небольшом среднике – поясное изображение святого, облаченного в хитон, мантию и схиму; лик обрамляют короткие пряди волос и широкая округлая борода, лоб высокий, с морщинами; правой рукой преподобный Александр благословляет, в левой – развернутый свиток.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Свидетельств веры первых трёх веков Церкви в моей книге по некоторым темам приведено меньше, чем свидетельств IV века, и некоторым легкомысленным протестантам дьявол может на этой почве внушить такую мысль: «у отцов Церкви первых трёх веков было меньше отступления от истинной веры, чем у отцов IV века, потому и цитат в пользу православных отступлений у ранних писателей находится меньше». На самом же деле, причина меньшего количества цитат из древнейших церковных писателей заключается главным образом в том, что богословских сочинений первых трёх веков (особенно первого и второго) мы имеем во множество раз меньше, чем работ IV и дальнейших веков. Веру же проповедуют и утверждают одну и ту же, как святые отцы первых веков, так и отцы IV века. Причины, по которым мы имеем от древнейшей Церкви так мало книг, правильно обозначает архиеп. Филарет Гумилевский : «Не много писаний и писателей известно ныне из века мужей Апостольских. Это от того, что пока живы были очевидцы Слова, они одни – сии немощные мира – покоряли мир учению Христову; а их ученикам оставалось слушать наставления их; при них наставления Апостольские были ещё живы в душах верующих, голос Апостолов ещё как бы звучал в слухе у всех; и преемники служения Апостольского, благоговейные перед Апостолами, не дерзали возвышать голоса своего для наставления церкви. Святой Игнатий Богоносец не хочет именоваться наставником Ефесян именно потому, что они удостоились слушать учение Апостола Павла, получили послание его. «Не так заповедаю вам, пишет он к ним, как бы я значил нечто. Хотя и в узах я за имя Иисуса Христа, но ещё не совершился в Нём. Теперь начинаю быть учеником и говорю с вами, как с обществом наставников моих». – Кроме того, люди и их страсти лишили позднее потомство многих сокровищ древности. Враги христиан старались истреблять христианские сочинения и по временам сжигали всё, что успевали находить в местах молитвенных собраний их. Время своею едкостью также помогало усилиям врагов. Так потерялись, напр. апологии Аристида, обличения Агриппы и Ариста» (Историческое учение об Отцах Церкви. С. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

17 апр. 1641 г. состоялось обретение мощей А. С. В 1644 г. царь Михаил Феодорович пожертвовал для них серебряную раку. А. С. весьма почитался как людьми простого звания, так и царственными особами. Дважды (в 1703 и 1721) Александро-Свирский мон-рь посетил Петр I Fktrcttdbx , Александр I Павлопич побывал в нем в 1820 г., Александр II Николаевич - в 1858 г. В XIX в. А. Ф. Ковалевским, основателем казанского Высочинского мон-ря, был составлен акафист А. С. В дек. 1918 г. мощи А. С. были изъяты из раки и увезены из мон-ря, в кон. нояб. 1998 г. мощи возвращены в основанный преподобным мон-рь. В наст. время мощи находятся в ц. прор. Захарии - единственном пока отреставрированном храме возобновленной обители. С 1682 г. Типикон предписывает отправлять А. С. общецерковную службу со славословием. Служба А. С. (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 294-314) - бденная (малая вечерня, лития, 2 канона). В ней святой прославляется как целитель «страстей неисцелимых», великий молитвенник, сподобившийся «видения светлости Святыя Троицы». Известна также «Молитва преподобного Александра Свирского Господу Богу и Пресвятей Богородице» и его же «Молитва по вся дни» (Там же. С. 315-316). Молитвы отличаются особым покаянным характером. Иконография Сообщение о преставлении А. С. в Новгородской летописи под 1539 г. сопровождается миниатюрой с изображением преподобного, лежащего на ложе, на фоне деревянных построек. Одна из первых икон А. С. была написана к прославлению святого и находилась у его раки, что отмечено в житии в «Чуде исцеления детей Созомона и Ариста». О почитании А. С. за пределами Обонежья до его общерус. канонизации свидетельствует упоминание иконы- пядницы с образом А. С. в Описи Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г. Наиболее ранняя из сохранившихся икон - «Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес» 1547-1554 гг. (ГММК. Инв. 1149 соб.). В небольшом среднике - поясное изображение святого, облаченного в хитон, мантию и схиму; лик обрамляют короткие пряди волос и широкая округлая борода, лоб высокий, с морщинами; правой рукой А. С. благословляет, в левой - развернутый свиток. Вокруг средника - 129 клейм (по 4 ряда с каждой стороны), подробно иллюстрирующих текст жития: представлены все прижизненные и 13 посмертных чудес. Внизу помещены наиболее важные события: видение старцу Даниилу, явление Богоматери А. С. Многие клейма посвящены событиям из жизни Александрова Свирского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/64396.html

Роды: москвитина кодошевца Тимофея Иванова Юхотникова, свинского монастыря постриженика старца Измаила, города Курска архимандрита Никодима, старца Феофана, старца Варлама, свинского монастыря белевския вотчины деревни Дешкина крестьянина Никиты Чернухина, деревни Сониной крестьянина Июды Холодова, болховитина посадского человека Стахия Богданова, Варлаама старца выходца з турок. Роды: севския приказныя избы подьячих Петра, да Фомы Алексеевых, детей Исакова, города Трупчевска сына боярского Григория Тимофеева сына Сологуба, села Невдолска крестьяне. Имена розных градов убиенных. Роды: Сергия Ларионова Сумкина, москвитина бараша Романа Фёдорова, белевския вотчины села Студеникова монастырского крестианина Петра Ходанова, Чамовых, белевския вотчины села Студеникова священника Андроника, белевския вотчины деревни Дубовых крестьянина Ариста, кадошевца Прокофия Арлянкина, деревни Сониной крестьянина Мелентия Кондратова. Роды: старца Иоиля, монаха Сергия Косова постриженика новопечерского монастыря, соборных старцов Симона и Александра севчан, (з Москвы) Максима Макарьева сына Шщученского, москвитина колоколного дела мастера Феодора Димитриева сына Маторина, москвитина Варлама Семёнова сына Шулыгина. л. 290. Роды: Михаила обивателя охтирского, иеродиакона Дамаскина, иеродиакона Ореста; род пана Романа Николаевича Отрошкевича (року 1685 месяца марта дня 15). Роды: садовника Василия Переславцева, города Орла Антонова Шушпонова (Род. Мокиа з белевской отчины-Богородцкой з деревни Сонена). Роды: священно-иерея Иоанна Белянского (году 191 месяца с н. 5 дня). Абрамки Юрева з динской отчины богородцкой, деревне Осленка, Константина Ивановича Баличева, Дементия Яковлевича села Кандрикина, старицы Александры (7200 году августа 17 с Курска), ярославца каменщика Алексия Григорьева сына, Иосифа Черинова, Иоанна Никифорова села Ловец. (Род стрелца московского Орлянова). (Род з города Ростова Борисоглебского. монастыря села Степанчикова году 1698). Емелиан села Колошич Фомин сын (Севска города, деревни Добрика брасовского стану).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Род посадского человека Корнилия Афонасьева сына. Род Свинского монастыря игумена Иакова да брата его села Елисеевичь никольского попа Арсения. Род игумена Варлама Свинского монастыря. Род игумена Митрофана Свинского монастыря. Род игумена Исаия. Род Болхова города Белоусовых – Силвестра. Род болховитина Савастиана Белоусова. Род трубчанина Кирилла Васильева сына Филиппова. Л. 80. Свинского монастыря братия. Род старца Питирима. Род выходца изс турок Варлаама, монаха Новонечерского монастыря. Род монаха Сергия Косова, постриженика Новопечерского монастыря. Род священника Савы Остроевского. Род трупчевского уезду села Любожи Михаила Исаева Зобина. Род черного священника Филарета з града Нежина. Род Свинского монастыря келаря старца Исмаила. Род брянского Феодора Надеина. Род Свинского монастыря белевския вотчины деревни Деткина крестьянина Никиты Чернухина. Род Феодора Ивановича Стремоухова. Род Свинского монастыря игумена Филарета Левшина. Род севския приказныя избы подьячих Петра да Фомы Алексеевых детей Исакака. Род деревни Сониной крестьянина Июды Холодовых. Розных градов имена убиенных, род Сергия Адрианова Сумкина, род москвитина бараша Романа Феодорова. Род великого господина святейшего Иосафа, патриарха московского и всея России. Род белевския отчины села Студениково иерея Андроника. Род Новопечерского монастыря, что во Брянске, первого архимандрита Маркелла. Род болховитина Гурия Мякишева, род Иова Брусилова: – Помяни Господи раба своего схимонаха Сергия, в полон заведенного. Род соборных старцов Симона Александра сбевчан. Род белевския отчины деревни Дубовых монастырского крестьянина Ариста. Л. 90. Род Максима Макарьева сына Шщученкого москвитина (з Москвы). Род деревни крестьянина Мелетия Погкратиева. Род Семёна Феодоровича Потёмкина. Род слуги Никиты Петрова. Род Ивана Иванова сына Инкина. Род москвитина гостя Семёна Хрисантиевича Шиловцова. Род Константина Олеова. Род Захарии Иаковлева з Вятки (Лянгосов). Род Савы Феодорова з Вятки (Новокшенов). Род Бориса Феодоровича мешчанина Почеповского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Учение Апостолов состояло не в препретельных человеческие мудрости словесах, но в явлении духа и силы ( 1Кор. 2:4 ); писания мужей Апостольских, при любви их к Апостолам, как Отцам ( 1Тим.2:1, 1:2, 4 ), отпечатлевали тоже свойство учения Апостольского; они также дышат простотой и искренностью, сильны силой истины. Самая внешняя форма их выражала простоту: они писаны в виде писем. Христиане соединены были тогда тесной любовью, а любовь делится с другим чувствами и мыслями; скорби или недостатки другого считает своими и спешит помогать другому в нужде; о своих ли, или чужих, нуждах говорит он: говорит в словах не многих, без искусственных, но с силой чувства живого и искреннего. Мужи Апостольские писали так, как пишет любовь святая. Не много писаний и писателей известно ныне из века мужей Апостольских. Это от того, что пока живы были очевидцы Слова, они одни – сии немощные мира – покоряли мир учению Христову; а их ученикам оставалось слушать наставления их; при них наставления Апостольские были еще живы в душах верующих, голос Апостолов еще как бы звучал в слухе у всех; и преемники служения Апостольского, благоговейные пред Апостолами, не дерзали возвышать голоса своего для наставления церкви. Св. Игнатий Богоносец не хочет именоваться наставником Ефесян именно потому, что они удостоились слушать учение Ап. Павла, получили послание его. «Не так заповедаю вам, пишет он к ним, как бы я значил нечто. Хотя и в узах я за имя Иисуса Христа, но еще не совершился в Нем. Теперь начинаю быть учеником и говорю с вами, как с обществом наставников моих». 44 – Кроме того люди и их страсти лишили позднее потомство многих сокровищ древности. Враги христиан старались истреблять христианские сочинения и по временам сжигали все, чт успевали находить в местах молитвенных собраний их. Время своею едкостью также помогало усилиям врагов. Так потерялись, напр., апология Аристида, обличения Агриппы и Ариста. 45 К большему сожалению были люди, имевшие охоту портить священную древность. Одни, движимые благочестием, но без прозрения вперед, украшали свои сочинения именами великих мужей, или вносили свое в чужое сочинение 46 ; другие тоже делали с намерениями явно неприязненными для чистой святой веры 47 , таким образом позднему потомству досталось не многое из чистых плодов ума мужей Апостольских и предоставлен еще труд различать произведения великих от произведений немощи человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мученик же Христов, услышав о мучениях, усмехнулся и сказал царю: — Твои ли боги предадут меня мучениям? Они и сами не могут избежать уготованных им мучений, а с ними и ты, будучи брошен в вечный огонь, будешь вечно мучиться, ибо отрекся от Сына Божия и попрал ногами Его святую кровь, пролитую за нас, и поругался над благодатию Святого Духа, повинуясь губителъным бесам. Я же за незначительнуио боль, причиненную мне тобою, надеюсь у своего Господа, за Которого страдаю, иметь вечный покой в Его небесном чертоге. Юлиан, услышав сие, изрек мученику такой приговор: — Артемия, хулившего богов, поправшего Римские и наши законы, признавшего себя не римлянином, а христианином и нарекшего себя, вместо дукса и августалия, Галилеянином — предаем на смерть и повелеваем скверную его голову отсечь мечем. После такого приговора святый был уведен на место казни и шествовал туда с несказанною радостию, желая разрешиться и быть со Христом Придя же на место, где должна была совершиться над ним казнь, он испросил себе время для молитвы и, обратившись к востоку, трижды преклонил колена и долго молился. После сего он услышал с неба голос, который говорил: — Войди со святыми принять уготованную тебе награду. И тотчас блаженный преклонил главу свою и был усечен одним воином, в двадцатый день октября месяца; день же, в который он совершил мученический подвиг, была пятница. Честное и святое тело его одна женщина, по имени Ариста, диаконисса Антиохийской церкви, выпросила у мучителя и, помазавши его драгоценными ароматами, вложила в ковчег и послала в Константинополь, где оно и было с почестями предано погребению. От мощей его совершались многие дивные чудеса и болящим подавались различные исцеления, которые и ныне подает святый Артемий всем, с верою к нему притекающим. После же кончины Артемия вскоре сбылось то пророчество, которое он высказал Юлиану прямо в глаза относительно его смерти: тебе предстоит скорая погибель и недолго уже до того времени, когда память о тебе погибнет с шумом. Ибо Юлиан, умертвив святого Артемия, тронулся с своими войсками из Антиохии и пошел на Персов.

http://pravicon.com/info-1832

7 . (Ульпиан). Соглашения, основанные на праве народов, иногда порождают иски, иногда – эксцепцию. § 1. Те, которые порождают иски, не остаются при своем (общем) названии (pacta), но обозначаются названием, присвоенным данному виду контрактов, например: купля-продажа, наем, товарищество, ссуда, хранение и прочие подобные контракты. § 2. Но если данное дело не включается в какой-либо контракт (Если оно не подходя I код какой-либо установленный договорный тип), но остается сущность договора, то, согласно правильному ответу Ариста Цельсу, обязательство имеется. Например, я дал тебе вещь, чтобы ты дал мне другую вещь, дал (тебе вещь), чтобы ты что-нибудь сделал; это является синаллагмой (Synallagma – это греческое слово приведено в Дигестах по-гречески. Оно означает мену, оборот, договор. Этим словом («мена») подчеркивается взаимный характер действий договаривающихся сторон), и отсюда рождается цивильное обязательство. И потому я считаю, что Юлиан правильно был порицаем Маврицианом по такому делу: я дал тебе (раба) Стиха, чтобы ты отпустил на свободу (раба) Памфила; ты отпустил, а Стих был (от тебя) отсужден. Юлиан пишет, что претор должен дать actio in factum, а тот (Маврициан) писал, что достаточно actio civilis incerti, [ (т. е. actio praescriptis verbis), ибо имеется контракт, который Арист называет синаллагмой, из которого и рождается этот иск]. § 3. Если что-либо обещано в тех делах, чтобы другое лицо не совершило злодеяния, то возникшее из такого соглашения обязательство ничтожно. § 4. Но если не существует никакого основания, то в силу соглашения, конечно, не может быть по цивильному праву установлено обязательство; таким образом, голый договор не порождает обязательства, но порождает эксцепцию («Голый договор» (nuda pactio) означает простое соглашение, соглашение само по себе, не принявшее законную, признаваемую римским правом форму, не сопровождаемое требуемыми правом действиями, в частности передачей вещи, произнесением определенных слов, а также не относящееся к признанным типам консенсуальных договоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

   001    002    003    004   005     006