Греческая патриархия воспользовалась этим благоприятным моментом: обвела Сионское кладбище довольно высокими стенами на мокрой кладке и перед камнями «няха» вымостила из белого камня площадку для постановки на ней полотняной палатки для совершающихся на Сионе богослужений. Святогробское братство и в частности нынешний помощник почтенного старца скевофилакса арх. Евфимия о. арх. Герасим, аттестуемый иеродиаконом и лампадарием св. Гроба Господня Дамаскиным Смирнопулом в его рекламной плохой книжонке-альбоме: «Воспоминание о св. местах Иерусалима и всей Палестины» (Иерусалим 1908 г.), «строгим последователем самого возвышенного учения Иисуса Христа» (стр. 118), настойчиво твердят русским паломникам о необходимости построить здесь на Сионе православный храм. Потребность в Сионском благолепном храме действительно чувствуют и сознают хорошо все бывавшие в Иерусалиме паломники, и щедрая их лепта уже льется обильною струею... По обеим сторонам указанного помоста, под мраморными белыми саркофагами, покоятся прах патриарха Герасима, прах митрополита Петры Аравийской Никифора и многих других почивших владык Сионской церкви. Над указанным помостом и историческими камнями «няха» в день св. Троицы, для защиты от дождя или скорее от знойного полуденного солнца и совершителей- богослужений и молящихся, устанавливается полотняный шатер, а самый помост пред столом покрывается ковром. В центральной нише помещается икона сошествия Св. Духа на апостолов, пред которой паломники возжигают в изобилии свечи. Нередко хор нашей Духовной Миссии своим стройным пением доставляет русским богомольцам, охотно присутствующим за этою вечернею и в большом количестве, истинное утешение. Для совершения вечерни на Сион прибывает очередной владыка-синодал. Его встречает святогробское духовенство у ворот кладбища, облачает в мантию и с пением тропаря праздника через все кладбище ведет в палатку к историческим камням. Очередной священник – араб, получив благословение владыки, начинает вечерню, к которой обязательно приглашается и священник или иеромонах русской национальности, по преимуществу из приехавших на поклонение в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Мы, затем, видели, что иные из местнопрославленных икон: Достойно есть, Скоропослушницы, Млекопитательницы, Акафистной, Попской, Ктиторской, Закланной, Предвозвестителънииы, Сладкое Лобзание не отличаются и древностью, так как большинство принадлежит XVI – XVII столетиям, и только некоторые XV веку, ни художественностью письма, ни оригинальностью композиций. Большинство излюбленных Афоном типов относится к так называемой критской школе, основавшейся на подражании западной, преимущественно южно-немецкой живописи. Построение иконографии Богородицы зависит, стало быть, целиком от исторической разработки и издания памятников Запада и России. Научное исследование и издание точных снимков икон: Боголюбской, Владимирской, Влахернской, Гребенской, Девпетерувской, Донской, Елецко-Черниговской, Казанской, Корсунской, Курской-Коренной, Мирожской, Муромской, Новгород-Северской, Пименовской, Путивльской, Свенской, Смоленской, Тихвинской, Феодоровской Костромской, Хлынской, Ярославской и некоторых других произведений XI – XIV столетий создает главный период восточной иконографии Богородицы и крупный отдел в истории христианского искусства. Необходимые правительственные меры должны быть приняты против подновления и искажения этих важнейших памятников иконописи. Обитель Зографская не напрасно славится своими тремя чудотворными иконами вел.-м. Георгия: подобных им нет и в общей среде христианских древностей. Из них Аравийская и Зографская близки по древности, но первая хуже сохранилась и не могла быть воспроизведена фотографиею. Зографская икона, почитаемая чудотворною и нерукотворною (табл. XXIII), стоит у правой колонны близ правого клироса и представляет (как, впрочем, и все остальные) святого по грудь, держащего в левой руке копье и в правой меч ниже рукояти. Узнать одежду можно только по ризе, если она верно передает скрытые под нею формы, но на вороте можно различить малиновое с золотом оплечье. Способ, которым наброшена мантия, связанная узлом у плеча, ничего не имеет общего с древностью; письмо лика весьма недавно подновлено и притом так, что мало осталось нетронутого: волосы написаны поверх прежнего рядом завитков и локонов, над бровями сделанные оживки, по носу, губам и под глазами проведены резкие белильные черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

п. Очевидно, была какая-нибудь причина явиться тут иконе архистратига. Чуть я сделал подобный намек на ее значение, как мне сказали, что совне церкви на южной стороне есть другая большая икона Архангела, тоже изваянная из мрамора. Действительно, такая редкостная вещь оказалась, и немало подивила меня тем, что могла уцелеть до наших дней, находясь беззащитно на открытом воздухе. Такое же изображение, помню, видел я отчасти уцелевшим на одной из башен древней стены Константинополя в предместья Галата. Михаил и Георгий, и, отчасти, Димитрий, к счастию восточного христианства, произвели, видно, сильное впечатление, в свое время, на юное воображение нищего воителя-пророка аравийского, и до сих пор немало помогают делу Евангелия между коранитами. Это второе изображение архангела Михаила в церкви, не ему посвященной, окончательно убедило меня, что левая гробница должна скрывать в себе прах которого-нибудь из двух Деспотов Михаилов и, скорее – сына, чем отца. О последнем если кто и думал еще по смерти его, то конечно не царица Феодора, выступившая на историческую сцену вдолги после него. Наскоро я снимал вид восточной стороны церкви, гонимый приближающимися сумерками, и не имел времени сделать хотя малый очерк архангеловой иконы. По той же причине не успел и разговориться ни о чем, относящемся к монастырю, но верно, что относительно названия его Влахернским никто бы ничего не сообщил мне не только положительного, но даже и гадательного. Спешно возвращались мы домой по заречью околичным путем или и прямо бездорожицей по болотистой почве, виляя между кочками и цепляясь платьем за ракитовые кусты, пока выехали к знаменитому римскому (может быть ромейскому?) мосту из 10 арок, которых и сегодня за темнотою мне не удалось проверить счетом. Несочтомость в Αрте, как видно, относится ко многим и другим предметам и, главным образом – по недостатку счетчиков или неуменью считать. Начать с того, что на вечерней трапезе, имевшей целью вознаградить нас за четырехчасовой труд, оказалось 11 кушаньев! Как распределить их по числу часов? А гостеприимный хозяин, на удивление наше их несчетности, приравнял все их ни к одному ( μηδν, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

По времени же приидоша некия отцы монастыря оного Аравийскаго, в нем же бяше прежде икона, на поклонение Святыя горы и сущим на ней святым храмом и честным мощем, и видя икону святаго в монастыре Зографа познаша ю от некиих знаков, и ужасошася, и прославиша Бога и святаго. Отнюду же, положше поклонение, пребыша в сей Божией обители, зде и успоша о Господе. О дивнеи и краснейшем монастыре Дохиаре Великий и честный монастырь Дохиарий есть един от первых и достойнословных монастырей Святыя горы. Имать храм прекрасный, почитаемый во имя Всевеликих Таксиархов, или Архистратигов Михаила и Гавриила, аще прежде и был во имя во святых отца нашего Николая Мирликийскаго чудотворца, обаче понеже Архангели показаша чудо оное обретения сокровища в противостоящем Херсонисе острове, обще называем Логико, которым возмогоша отцы совершити стеннописание церковное, и обновит многая и потребная в сем, преименоваша его во имя Всевеликих Архистратигов. Тамо бысть чудо отрочате, которое избавиша Архангели от потопления морскаго, в которое вринуша е с единым каменем обешеным на выи, яко же в чудесех Архистратигов обретается написано пространно. Отроча же оно подъемше ангели принесоша абие, яко же бе с каменем на шии, и повергоша е посреде церкви. Камень же оный хранится и до днесь во святом олтаре во едином ковчеге, ради свидетельства чудесе, страха же ради и ужаса зрящих. Тамо истече и священие в царствование Андроника Палеолога от чудесе Всевеликих Архистратигов, и обретается ныне кладезь дивнейший, из него же пиют сущии в монастыре труждающиися благоговейне отцы, иже обретается близ моря к западной стране. Первый же создатель настоящого и достойнозрительного монастыря есть первоигумен святый Евфимий, иже бе во время царствования Никифора Вотаниата, знаем и струдник святому Афанасию, сущему на сей горе Афонстей. Вторый создатель сего Николай некто патрикий, болярин великий близ царя Греческаго, племянник, вышереченного преподобнейшаго отца Евфимия, иже напоследок бысть и монах в сем, преименовався Неофит монах, иже и игуменство восприя по смерти преждереченного Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рвс. 38. Золотая брошь из находки близ Майнца. Итак, очевидно, что с такого собственно археологического исследования и следовало бы начать, но, ради точности, мы должны заметить, что оно было сделано лишь недавно и при том не специалистом, который нашёл в нём свой интерес, но не научные результаты, и потому основным руководителем по данному вопросу продолжает оставаться пока археологическое исследование пок. Прозоровского 57 , подвергшего впервые археологической критике все старинные утвари, приписываемые Владимиру Мономаху . Рассмотрев сначала свидетельства духовных завещании великих князей, начиная с 1328 года до 1504 г., Прозоровский нашёл, что они не дают никакого повода считать какие либо из упомянутых утварей Мономаховыми, а скорее наводят на мысль, что утвари, признаваемые за греческие изделия, получены из Византии разновременно, по различным случаям и приурочены к старому преданию о венчании великого князя, с отнесением этого события к Владимиру Мономаху , как внуку Восточного императора и как избраннику, «его же Бог из утробы освятив и помазав, от царское и княжеское крови смесив». Так, крест с частицею Животворящего Древа, носящий в описях название «креста корсунского, царя Константина, что с животворящим Древом», или «большого цареградского», или креста «в раце Цареградской», и возлагавшийся на царей при короновании, относится к 1383 году; другой крест с частицею, известный под именем Владимира Мономаха , в Благовещенском соборе, по надписи, сделан в 1621 году. «Враная» цепь с крестом, появляющаяся при Иване Ивановиче, и «златая сканная цепь аравийского злата», хранящаяся поныне в Оружейной Палате, возлагавшаяся при короновании на царя после херувимской песни н соответствующие, вероятно, древнему обычаю возложения гривны, как мы замечаем в своём экскурсе о цепях, относятся также к гораздо позднейшей эпохе. Икона золотая «Парамшина дела», с эмалевым изображением Распятия, могла быть нагрудным образком, но тоже появляется только с духовною Ивана Ивановича и исчезает с 1504 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

списках XIV-XVI вв., а также существование древнейшего южнослав. лечебника «Врачьба Козминаа» из глаголического списка (Sinait. Slav. 3/N. Л. 141-141 об.) при Псалтири рубежа XI и XII вв. ( Tarnanidis I. The Slavonic Manuscripts, discovered in 1975 at St. Catherine " s Monastery on Mount Sinai. Thessal., 1988. P. 99). Однако уже на раннем этапе К. и Д. (прежде всего Асийские) из-за дней их памяти начинают восприниматься как покровители и защитники урожая (ср. «корсунское» чудо), молодоженов и свадеб, справлявшихся после завершения сельскохозяйственных работ. Из-за созвучия имени Косма-Козьма-Кузьма со словом «кузнец» св. братья связаны в народных поверьях также с кузнечным делом (Слав. древности. 2004. Т. 3). Посвящения К. и Д. (в первую очередь Асийским) храмов в средние века и раннее Новое время в южнослав. странах и на Руси были достаточно частыми. Храмы в их честь известны не только в крупных городах, но и в небольших, таких как Суздаль, Дмитров и др., а также в сельской местности. Наречение престолов во имя К. и Д. оказало заметное воздействие на рус. ономастику (священническая фамилия Космодемьянский/Козмодемьянский) и топонимику (населенные пункты Козьмодемьянск, Космодемьянское и т. п.). В Москве чтимая икона святых с частицами мощей находится в храме св. бессребреников К. и Д. на ул. Маросейке. К. и Д. (без уточнения географической и/или календарной приуроченности) часто упоминаются в восточнославянских народных заговорах (в т. ч. свадебных), представленных в записях XVII-XIX вв. (равно как и в фольклорных материалах), в числе св. небесных заступников (Отреченное чтение в России XVII-XVIII вв./Отв. ред.: А. Л. Топорков, А. А. Турилов. М., 2002 (по указ.); Русские заговоры из рукоп. источников XVII - 1-й пол. XIX вв./Сост., подгот. текстов, ст. и коммент.: А. Л. Топорков. М., 2010 (по указ.)). Под 17 окт. в ВМЧ указана память Аравийских мучеников К. и Д., приведена заметка о существовании 3 пар одноименных святых К. и Д. и даны краткие Мученичества «аравийской» традиции, взятые из стишных и нестишных Прологов (ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Теперь в Горней кроме церкви, колокольни и часовни имеется свыше 50 маленьких сестринских домиков, утопающих в зелени холма и необычно радующих глаз своей живописностью. Горняя – поистине огромный сад, сколь вещественный, столько и духовный, и в этом она вполне сохранила мысль своего основателя. В этой обители теперь до 120 сестер, духовно окормляемых матушкой игуменией Тавифой. О. архимандрит не уставал заботиться о своем детище, постоянно проявлял свою к нему отеческую любовь и частенько на своем сивом ослике приезжал в любимую Горнюю. С немалым трудом ему удалось добиться разрешения патриарха на освящение храма в Горней – это был период столь натянутых его отношений с патриархами Иерофеем и Никодимом; наконец-то митрополит Петры Аравийской, престарелый Никифор освятил небольшой, но такой молитвенный храм Казанской Божией Матери (празднуемой 22 октября). Затем о. Антонин просил Синод 269 установить особый праздник «Целования», обычно совершаемый 30 марта, если Благовещение не падает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы). Из Миссии из Иерусалима идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, к которой выходит свой крестный ход из Горней с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней до 24 июня, до дня Рождества Предтечи, когда снова возвращается в Миссию в Иерусалим. Отцом Антонином написана и служба этого праздника Целования, переплетающаяся с дивной и полной таинственного смысла службой попразднества Благовещения. Синодом этот праздник был установлен 270 и празднуется с нарочитым умилением из года в год, привлекая огромное количество народа, как из среды русских паломников, так и особенно абиссинцев. Наконец, 19 января 1886 года о. Антонином даны и особые правила Горненской общине, которые должны были регулировать жизнь этого полумонашеского скита. Но все же несмотря на внесенную в Горнюю организацию форму и желание постоянно увеличивать число монахинь, она сохранила дух своего основателя. Вложенное им с самого первого дня жизни этого русского уголка настроение простоты и искреннего религиозного чувства живо и, хочется верить, не умрет, а может быть, Бог даст, когда-нибудь поможет воссоздать заново и развить то, что хотел видеть в ней о. Антонин. О нем помнит Горняя и вещает потомству его память.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Я желаю знать — куда ты идешь: знаю твое горе, и все, что с тобою делается, и могу тебе помочь; но прежде желаю услышать — куда ты идешь? " Удивленный беседою таинственной жены, св. Афанасий рассказал Ей беду свою. " И этого-то ты не вынес? — возразила Явившаяся. Ради куска хлеба ты бросаешь обитель, которая должна быть в роды родов славною? В духе ли это иноче­ства? Где же твоя вера? Воротись, — продолжала Она, —Я тебе помогу; все будет с избытком даровано, только не оставляй твоего уединения, которое прославится и займет первенствующее место между всеми обителями " . — " Кто же Ты? " спросил св. Афанасий. — " Та, — отвечала Она, — имени Которой ты посвящаешь твою обитель, Которой вверяешь судьбу ее и твоего собственного спасения. Я — Матерь Господа твоего " . Св. Афанасий недоверчиво посмотрел на нее, и потом сказал: " Боюсь поверить, ибо и враг человеческий преобразуется в ангела светла. Чем Ты убедишь меня в справедливости слов Твоих? " — прибавил старец. " Видишь этот камень? — отвечала Явившаяся. — Ударь в него твоим жезлом, и тогда узнаешь, кто Я, и но ведай, что с этой поры Я навсегда остаюсь Домостроительницею (экономиссою) твоей лавры " . Старец ударил жезлом в каменную скалу, и дивное чудо совершилось: от легкого сего удара, точно от удара молнии, скала треснула и, как некогда в пустыне Аравийской от жезла Моисеева, с шумом заструился из скалы поток светлой чистой живительной воды, запрыгал по скату холма, сверкая на солнце серебристыми струями своими. Пораженный таким чудом, св. старец обернулся, чтобы броситься к ногам Божественной Жены, но Ее уже не было: Она мгновенно сокрылась от удивленных взоров его. Возвратившись в лавру свою, св. Афанасий нашел истощенные дотоле сосуды и кладовые наполненными всем потребным для земного существования. С того времени источник, открытый св. Афанасием, и поныне целительно и обильно струится: вода в нем чиста, холодна и приятна на вкус для питья, — она изливается широкою струею из низкой и темной расселины скалы и тут близко падает в стремнину к морю. Место это находится на дороге, в расстоянии двух часов ходу от лавры св. Афанасия и пяти — от Кареи. В память совершившегося здесь чуда, с одной стороны Источника пристроена к скале небольшая церковь во имя Богоматери, в которой находится икона, изображающая сие священное событие, и пред ней горит неугасимая лампада, а с другой — возвышенно стоить деревянная под навесом галерее для отдыха усталых странников, особливо в летнюю пору, когда жары бывают утомительны и едва выносимы. Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=232...

Содержащиеся в желтке альбумин и вителлин – это энергичные эмульгаторы масел. Поэтому желток не расслаивается и обладает способностью дополнительно эмульгировать растительные масла в полтора раза больше собственного объема. Это свойство используется для получения красок на жирных эмульсиях. Лецитин – жирное гигроскопическое вещество, имеющее воскообразную консистенцию, которое замедляет высыхание (отверждение) яичного и других масел. Для приготовления красок желток разбавляли водой или слабыми органическими кислотами в соотношении 1:1. С этой целью русские художники применяли обычно хлебный квас, итальянские мастера – слабые растворы виноградного уксуса, сок фигового дерева, молодое вино, разбавленное водой пиво. В России в качестве консервирующего вещества иногда добавляли поваренную соль, а в краску ярь-медянку – небольшое количество меда. Вторым после желтка связующим в станковой живописи была камедь – растворимая в воде смола акации (гуммиарабик) и некоторых фруктовых деревьев (вишни, сливы, алычи и т.д.). Гуммиарабик почти без примесей содержится в соке, добываемом из коры аравийской и африканской акации. Основное вещество смолы – это арабин, который состоит из кальциевых и калиевых солей арабиновой кислоты. Гуммиарабик медленно распускается в холодной воде, растворяясь в ней полностью. Высыхая, он образует бесцветную блестящую, стекловидную, твердую пленку. Повторно легко растворяется в воде. Раствор гуммиарабика быстро закисает и плесневеет. Водный раствор гуммиарабика легко и прочно смешивается с эмульсией из желтка куриного яйца. Вишневую или сливовую камедь добывают из наплывов загустевшего сока, вытекшего из-под пораженной коры вишни и сливы. Это вещество представляет собой стекловидно-прозрачные кусочки различной формы, бесцветные или коричневые (от светло-коричневых до темно-коричневых). Кроме арабина оно содержит вещества, не растворимые, а только набухающие в воде. Из свежей, еще не высохшей вишневой камеди, арабин легче переходит в водный раствор. В России были известны два способа получения раствора камеди. Первый состоял в том, что в стеклянном сосуде, в чистой прозрачной воде распускали кусочки камеди; для ускорения растворения ее помешивали, а затем процеживали через ткань, чтобы отделить нерастворимые вещества и загрязнения. При втором способе камедь заливали дождевой водой и выдерживали четыре-шесть дней. Затем, вероятно, для того чтобы перевести малорастворимые составные части смолы в водный раствор, его подвергали бродильному процессу сроком до 20 дней. После этого раствор процеживали через ткань.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Ни на одной рус. житийной иконе К. и Д. сцены Жития не повторяются. Состав сюжетов, по-видимому, зависит от неск. факторов: характера заказа, размера доски, пожеланий ктитора. Изображение святых в среднике в целом следует единой иконографической схеме, к-рая, вероятно, восходит к визант. образцам. Аналогичным образом К. и Д. Асийские представлены на миниатюрах рукописи Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 150) и Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 15v, 1322-1340 гг.), а также на синайской иконе XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Нек-рые дополнения к данной устойчивой схеме были сделаны в XVIII в. На 2 иконах - «Святые Косма и Дамиан, с избранными святыми на полях» (XVIII в., Россия, КГОИАМЗ) и «Святые Косма и Дамиан» (посл. треть XVIII в., Центр. Россия, собрание Ф. Р. Комарова) - внизу между ростовыми фигурами святых изображена белая однокупольная церковь. По предположению Н. И. Комашко, это ц. св. Михаила в Мюнхене, где с 1649 г. хранились мощи св. врачей (Большая рус. икона. 2014. С. 82). На обеих иконах К. и Д. представлены в рост, обращены друг к другу, в руках - ковчежцы; наверху в облаках - поясной образ Христа Пантократора, благословляющего святых обеими руками. С. П. Заиграйкина, С. Н. Татарченко К. и Д. Аравийские Св. бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1338–1348 гг. Св. бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия). 1338–1348 гг. (пам. 17 окт.). В греч. иконописном подлиннике (Ерминии), составленном иером. Дионисием Фурноаграфиотом ок. 1730-1733 гг., К. и Д. описаны как «смугловатые, с бородами едва показавшимися, в повязках из платков» (Ерминия ДФ. С. 168-169). В рус. иконописных подлинниках К. уподобляется Флору, Д.- Лавру, указывается, что их «ризы в троем» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 39; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 173). В пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусова 1910 г. о К. и Д. сказано, что они «типом аравитяне». К. предписывается изображать «средних лет, с курчавыми, короткими волосами, с окладистой небольшой бородой», Д.- «немного моложе и с меньшей бородой, также с курчавыми волосами». Одеты они в «туники и епанчи; в руках у них ящики с лекарством» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 50).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010