В новозаветных священных текстах впервые слово венец применительно к последователям Спасителя употребляет св. апостол Иаков: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1:12 ). Св. апостол Павел использует этот символ для выражения той награды, которая ожидает тех, кто в великой битве добра со злом исполнит свой долг до конца: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его( 2Тим.4:7–8 ). О венце говорит и св. апостол Петр: и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы ( 1Пет. 5:4 ). Венцы обещает Господь мученикам: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2:10 ). Любой христианин, победивший врагов своего спасения (соблазны мира и дьявола), будет увенчан. Выражение мученический венец определенно указывает на характер христианского подвига. Что такое Антипасха? иеромонах Иов (Гумеров) Греческое слово анти значит вместо. Празднуется в ближайшую неделю после Светлой седмицы. Называется также неделя св. Фомы, Фомина неделя. В народе этот день называют еще красная горка. Существует ли икона Божией Матери «Египетская»? иеромонах Иов (Гумеров) Египетская икона Божией Матери празднуется 11/24 января. Ранняя ее история до нас не дошла. Впервые она появилась в 1060 году. Ее отличительная иконографическая особенность состоит в том, что Богомладенец держит в левой руке полуразвернутый свиток. Пресвятая Дева левой рукой поддерживает его, как бы не давая свитку полностью развернуться. Образ этот почитается как чудотворный. Академик Н.П. Кондаков (1844–1925), рассматривая особенности афонской традиции в иконографии Богоматери, делает предположение: «Возможно также, что именно здесь, на Афоне, стали давать иконам вкладным или привозным из разных местностей имена: Египетской, Аравийской, Антиохийской, Никейской, Болгарской, Лиддской, Киккской, или что то же – Кипрской, и пр. и пр.» (Иконография Богоматери: Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью Возрождения. СПб., 1910. С. 133). Перед тем как стать крестным отцом, надо ли мне исповедоваться и причаститься?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В чувстве умилительного благоговения и ревности сам император решился странствовать на Святую Гору Афон видеть и лобызать чудотворную икону и насладиться беседою великих подвижников – Моисея, Аарона и Иоанна, о которых отзывались все и всюду со самой отличной стороны. Вслед за тем посетил Зографскую пустыню и Болгарский царь Иоанн, от Тырнова. Их богатыми вкладами и приношениями начал возникать и наконец возник в приличном великолепии обширный Зографский монастырь, впрочем, впоследствии превращенный в развалины варварами и пиратами. Нынешний монастырь основан на развалинах прежнего Господарем Молдавии Стефаном, в 1502 году от Рождества Христова. Его устройство, формы, террасы и наружные мезонины, одним словом – Зограф ничем не отличается от прочих монастырей афонских. Третья икона Георгия Победоносца победившая турок На противоположной стороне от этой чудотворной иконы, при колонне, на которую опирается северо-западною своею частью огромный купол собора, висит еще икона святого великомученика Георгия; о ней вот как рассказывали нам старцы. Когда турки грозою налетели и громили трепетавшую пред ними Грецию, в Сербии царствовал тогда Стефан Душан, прозванный Сильным. В порывах своей пламенной ревности об Афоне о святых местах, расхищенных и опозоренных турками на Востоке, и в чувстве нежной, сострадательной любви к грекам долго томился этот грозный и сильный царь желанием отмстить диким выходцам аравийских степей за пролитие ими христианской крови и за позор храмов Божиих; Но силы его были слабы и рать немногочисленна. Бывало иногда, что он со слезами молился к Господу Богу и часто падал пред иконою святого Победоносца Георгия, которая находилась в молитвенной его матери, и просил его помощи на врагов Креста Христова. Раз, после усердной молитвы об этом, он погрузился в тонкий сон, и ему является прекрасный, в богатырских доспехах, юноша; дивный свет сиял в его очах и райская слава окружала его. Тайный трепет пробежал по членам удивленного видением Стефана. – Что ж ты так грустен? – с участием спросил явившийся Стефана. – Чего ты хочешь, о чем ты докучаешь величествию Божию?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Св. бессребреники Косма и Дамиан, с житием. Икона. Сер. XVII в. (КГОИАМЗ) Св. бессребреники Косма и Дамиан, с житием. Икона. Сер. XVII в. (КГОИАМЗ) Краткие Жития К. и Д. Асийских и Римских переведены в составе нестишной редакции Пролога на Руси (или для Руси) не позднее сер. XII в. Под 17 окт. присутствует (не во всех списках) заметка о существовании 3 пар одноименных святых К. и Д. и даны краткие сведения о К. и Д. Аравийских. В 1-й пол.- сер. XIV в. Жития в редакции Стишного пролога трижды были переведены у юж. славян (дважды - у болгар и однажды - у сербов), причем один из болг. переводов был выполнен в составе Служебных Миней. Службы К. и Д. Асийским и Римским принадлежат к числу древнейших слав. переводов; первая содержится уже в новгородском по происхождению «лазаревском» комплекте Служебных Миней 90-х гг. XI в. (РГАДА. Ф. 381. 91. 1097 г., текст без начала); старший южнослав. список - в серб. пергаменной «Братковой» Минее на сент.-нояб. 1234-1243 гг. (Белград. НБС. 647). Старший список службы К. и Д. Римским - в Служебной Минее XII в. (РГАДА. Ф. 381. 122); в рукописи 90-х гг. XI в. (Там же. 121) утрачено начало, где она, очевидно, находилась. В 1-й пол. XIV в. эти службы были вновь переведены на слав. язык в Болгарии или на Афоне в составе Служебных Миней по Иерусалимскому уставу. На Руси данный перевод получил распространение с 1-й четв. XV в. Вероятно, практически одновременно с иерусалимскими Служебными Минеями на слав. язык был переведен (скорее всего на Афоне) стихотворный Месяцеслов Христофора Митилинского (обычно определяемый в слав. традиции как «стихиры и канон святым всего лета»). Старший южнослав. список (Ath. Zogr. 115) датируют 1392 г., старший русский при Толковой Псалтири с дополнениями - 1-й четв. XV в. (ЯИАМЗ. Инв. 15231). В славянской рукописной традиции (прежде всего древнерусской) достаточно широко распространено (известно не менее 30 списков XIV-XVII вв.) оригинальное анонимное Похвальное слово К. и Д. Асийским, близкое по стилю к сочинениям свт.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Третья чудотворная икона Св. Великомученика находится при колонне, на которую опирается северо-западной своею частью огромный купол собора. Об этой иконе рассказывается так: когда турки грозою налетели и громили трепетавшую пред ними Грецию, тогда воевода Молдовлахийский Стефан VI, прозванный великим или добрым, в порывах своей пламенной ревности о святых местах, расхищенных и опозоренных турками на востоке, и в чувстве сострадательной любви к грекам, долго томился желанием отомстить диким выходцам Аравийских степей за пролитие ими христианской крови и за позор храмов Божиих, но силы его были слабы и рать немногочисленна. Бывало иногда, что он со слезами молился ко Господу Богу и особенно часто – пред иконою Св. Победоносца Георгия, которая находилась в молельной его матери, и просил его помощи против врагов креста Христова. Раз, после усердной молитвы об этом, он погрузился в легкий сон, и ему является прекрасный в богатырских доспехах юноша; дивный свет сиял в его очах и райская слава окружала его. Событие это относится к 1474 году, как показано в акафисте Св. Георгию. Тайный трепет пробежал по членам удивленного видением Стефана. –  «Что ты так грустен?», с участием спросил явившийся Стефана: «чего ты хочешь, о чем ты докучаешь величествию Божию?» – «Позволь спросить тебя: кто ты?» – боязненно произнес Стефан, скрестивши на груди свои руки. –  «Я Победоносец Георгий» – отвечал кротко явившийся, – чего ты желаешь от меня и о чем ты ходатайствуешь чрез меня у Бога?» –  «Укрепи меня на врагов веры и креста Христова!» – умоляющим голосом произнес Стефан, «ты знаешь, как бесчинствуют турки: они не щадят даже храмов Божиих и упиваются кровью христианскою. Я не могу без грусти смотреть на это, но у меня нет силы противостать им. Я хочу отомстить им, поразить и развеять их полчища, как прах. Но у меня нет на это силы!» – смиренно проговорил Стефан и, потупившись, замолчал. –  «Если у тебя нет на то силы, сказал Победоносец, так ее много у Бога; Он вооружает тебя на Турок: рази, бей их и рассыпай, уничтожай их несметные полчища. Я буду с тобою и за тебя. Довольно-ли этого? Чтобы воодушевить тебя и твои малочисленные дружины моим видимым присутствием, – продолжал Св. Георгий, – возьми мою икону у твоей матери. Эта икона будет залогом твоих побед над врагами. Только, по окончании твоих ратных подвигов, не забудь отнести и оставить ее навсегда в Зографском монастыре, на св. горе Афонской, где я имею постоянное пребывание, и обнови мой храм. Не забудь же!» При этих словах видение кончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта иконографическая деталь встречается в изображениях К. и Д.: на копт. фреске VI-VII вв. (Британский музей, Лондон); на мозаике в базилике Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553; у Д.); на фреске (705-707) в капелле св. Врачей в базилике Санта-Мария-Антиква в Риме (705-707; у К.); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 152; подается обоим святым свыше). Точная идентификация святых на мозаике в базилике Санти-Козма-э-Дамиано невозможна, поскольку отсутствуют надписи с именами. Предположительно слева представлен К., справа - Д. (такой принцип расположения фигур прослеживается во мн. памятниках). Авторы рим. мозаики следовали иной, чем создатели образов К. и Д. в Ротонде вмч. Георгия, иконографической схеме; можно предположить, что в Ротонде представлены Аравийские мученики, в базилике Санти-Козма-э-Дамиано - Асийские (при условии, что на момент создания мозаики в V-VI вв. уже существовала устойчивая иконографическая традиция изображения К. и Д., что, впрочем, маловероятно). Святые имеют характерную вост. внешность - волосы и бороды темные и короткие, глаза крупные, широкие брови изогнуты дугой. Св. бессребреники Косма и Дамиан и свт. Николай, еп. Мир Ликийских. Костяная икона. Кон. XI в. (Музей Виктории и Альберта, Лондон) Св. бессребреники Косма и Дамиан и свт. Николай, еп. Мир Ликийских. Костяная икона. Кон. XI в. (Музей Виктории и Альберта, Лондон) Еще один пример ранней иконографии К. и Д. предлагают мозаики сев. апсиды базилики Евфразиана в Порече. В центре композиции - поясной образ Христа Еммануила, опускающего 2 руками на головы святых лавровые венцы; К. и Д. представлены в рост (сохр. по плечи) в 3/4-ном развороте ко Христу. Впервые они изображены с нимбами; К. (слева) - средовек с короткими темными волосами, едва наметившейся бородой и усами, Д. (справа) - безбородый юноша. Д. держит свиток (1-й известный случай использования данной детали в иконографии этих святых), на левой руке - сумка (сохр. фрагмент). Следующие по времени изображения К. и Д. относятся к VII-VIII вв.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

А. С. Норов не имел возможности совершить столь трудное путешествие. (Участник Отечественной войны 1812 года, Авраам Сергеевич потерял ногу под Бородино.) Поэтому он уделил внимание описанию Антониевского подворья, где он нашел приют у братии. Вот как выглядела эта обитель с фелюги, идущей по Нилу. Пред взором путешественника «тянутся, как бы укрепления, сделанные руками человеческими, хребты скал Аравийских. Эти горы называются Джебель-Абу-Нур. Против них, на восточном берегу Нила, построен коптский монастырь, во имя св. Антония, о пяти небольших куполах, обнесенный стенами. Он стоит совсем без приюта на узкой полосе плодоносной земли; возле растут несколько тощих пальм, спереди песчаный берег Нила, а сзади обширная пустыня до самых гор» 615 . Вот еще несколько строк, посвященных этой обители. « Церковь состоит из небольшой ротонды с куполом, поддерживаемым несколькими колоннами грубой отделки, с коринфскими капителями, – продолжает Норов. – Здесь считают всего десять братий: они, вероятно, принадлежат белому духовенству, потому что я тут видел жен и детей» 616 . Побывал в этой обители и архимандрит Порфирий (Успенский) . Его визит в этот монастырь имел место 30 марта 1845 года. К этому времени здесь мало что изменилось. «В монастыре живут феллахи семьями», – пишет о. Порфирий 617 , подтверждая сообщение А. С. Норова . Русский архимандрит дополняет зарисовки своего предшественника, относящиеся к внутреннему убранству храма. «Купол покоится на четырех колоннах-монолитах тонких с коринфскими капителями. Вместо четвертой колонны поставлен столб. Во всей церкви пол из скалы, но стены ее кладены из красного кирпича», – пишет о. Порфирий 618 . Он также отметил, что в храме «иконостас деревянный. Икона св. Антония в киоте. Он изображен в фелони, – в одной руке крест, в другой – посох» 619 . «Напротив сей церкви – другая, во имя Абу-Сифше (т. е. Макария), малая», – так заканчивает о. Порфирий свои заметки об этом подворье 620 . Возвращаясь к запискам А. С. Норова , можно отметить, что русский автор приводит краткие сведения монастырях св. Антония и св. Павла, каждый из которых «отстоит почти на два дня пути отсюда, чрез ущелья скал» 621 . Ведь до того времени ни один русский паломник еще не бывал в этих обителях, и А. С. Норов знакомил своих читателей с древними обителями, пользуясь сообщениями, почерпнутыми из записок европейских путешественников. Завершая свое повествование, русский автор замечает: «Я очень жалел, что не успел посетить эти вдохновительные святые уединения» 622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Аравийская или Арапетская икона Пресвятой Богородицы известна только по имени; ссказание же о месте и времени явления ее не сохранилось. О Киево-Братской иконе Богородицы читать под 10 мая. 7-е число Мученик Созонт жил в Киликий и был пастухом. Но и занятия пастуха не препятствовали ему упражняться в чтении Священного писания и днем и ночью. Он любил просвещать светом богопознания и других, особенно юношей, своих сотоварищей по занятию. Однажды ночью он вошел в языческий храм, где стоял почитаемый золотой идол, в виде человека, отнял у него руку, раздробил ее на части и отдал нищим. Весь город пришел в смятение, когда узнали о пропавшей руке идола. Св. Созонт явился к правителю и объявил, что он отнял руку у идола и сделал это для того, чтобы узнать силу их бога. «Теперь я узнал, что бог ваш бессилен. Да и как он, немой и бездушный, может сопротивляться? Если бы он был живой и истинный, то не дал бы оскорбить себя», – сказал Созонт. Тогда правитель приказал мучить его без милосердия, и его так избили железными палками, что не только тело, но и кости раздробились, и он скончался (около 300 г.). Мучители хотели сжечь тело св. Созонта, но Бог послал дождь, который залил пламя. Христиане похоронили тело святого. При гробе его получалось много исцелений. Мученик Евпсихий происходил из Кесарии Каппадокийской. Во время гонения от Адриана, во II веке, после мучений за веру, его посадили в темницу. Здесь св. ангел прикосновением исцелил его от ран. После того святой был выпущен из темницы и раздал все свое имение бедным. Часть имения дал своим доносчикам. При новом правителе его снова судили за веру, мучили и умертвили. Апостол Евод был первым преемником ап. Петра в Антиохии и предместником св. Игнатия Богоносца (память 20 дек.). Он служил в сане епископа 27 лет и скончался мученической смертью при Нероне. Апостол Онисифор был епископом в Колофоне. Пострадал, привязанный к диким коням и влачимый ими. Преподобный Лука жил в X веке. Он был игуменом в обители, находившейся близ Константинополя и называемой «Глубокие реки». О жизни его ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В Багуре есть церковь во имя Св. Георгия. Багура старая ниже новой. В 5 часов отчалили и поплыли к Бальене веслами. Идем к правому берегу, – к бастиону горному, у которого Нил, по-видимому, кончается. Здесь картина хороша. Берега зелены. Нил прозрачен. Обширный бастион горный отражается в воде. Острова Касср-Сеяд, Багура, Фаршут, Багура новая принадлежат Ибрагиму-паше. Имения довольно благоустроены. 30 мин. 7-го часа. Спустились к джебель-Мон; ветер дует с горы и отбрасывает нас немного к левому берегу. Барка пошла задом очень медленно. У сей горы очень мало зелени, – узкая полоса, на которой изредка растут финики. 20 мин. 9-го ч. Вертимся на одном месте. Ветер не силен, но веслами не идет рейс. Не понятно. Усилился ветер; – остались ночевать. 13 МАРТА. Не знаю, в какой час за полночь пошли веслами. Но в 6 часов утра, в виду Бальене, впрочем, выше ее, противный ветер не позволяет плыть на веслах. Стоим среди Нила, как оглашенные. Г ирге. Амба Шнуда (икона). У него в руках крест и посох черный, а на нем кафтан красный, мантия зеленая. Монастырь архангела Михаила. Священников 2. Деревня Мусуль-Шарг-Гирге, – с 2-мя престолами, кроме главного, который есть романский, – с 2-мя колодцами древними. Стеклянный потир с дискосом. Есть немало икон. Створчатые иконы. Архангел Михаил с саблею и весами стоит на теле умершего. Есть Иордан под сводом, – просторный. Погребен здесь акминский епископ Иосиф, а в Гирге, – в церкви, – епископ Иоанн. Кладбище Гирге здесь. На юго-восток от Акмина, на бугорной цепи у Аравийского кряжа, монастыри: – 1. Архангела Михаила с двумя приделами и крещальнею; – построен из старого лет 50 тому назад. Иконостас деревянный. Икон нет, но в карнизе иконостаса написано много святых и ангелов. Церковь новая, светлая и чистая, с 6 куполами (по 3 в двух отделениях). Женское отделение с левой стороны. В церкви 4-ре кирпичных колонны, на которых покоятся купола. Вместо Иордани есть в церкви небольшой выдолбленный камень. В поле, около церкви, по обе стороны входа в оную, несколько комнат для христиан, которые посещают монастырь 2 раза в день Михаила. Два священника прикомандированы сюда из Акмина. Есть колодец древний с водою под бугром; окружен 4-реугольными стенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В России был заказан иконостас, приобретены плащаница, сосуды, иконы и другая утварь. Большой колокол в 41,5 пудов был пожертвован Ф.Н. Самойловым, он же, как писал в своем дневнике о. Антонин, «отсыпал на дела мои 2 тысячи», а затем прислал ризу на икону Божией Матери «ценой в 2400 золотых». Русское строительство вызвало неоднозначную реакцию. Ханна-Карло («Иван Карлович») Джель-Яд умер через несколько дней после оформления купчей. Католики были уверены, что отставного драгомана «Бог наказал»: узкий клин францисканского монастыря оказался со всех сторон окружен владениями русского архимандрита. Патриарх Иерусалимский Иерофей жаловался в послании Св. Синоду, что о. Антонин «поступает невыносимо и окончательно истощил наше терпение». Пришлось воспользоваться межпатриаршеством. В феврале 1883 г. местоблюститель Патриаршего престола митр. Петры Аравийской Никифор сначала дал о. Антонину устное благословение «учинить перенос антиминса из дома в церковь », а 30 марта сам приехал и совершил полное освящение храма. Архимандрит Антонин установил, с благословения Св. Синода, особый праздник – Целования, или Прихождения, Божией Матери в Горний град Иудов 30 марта (обычно он совершается в первый воскресный день после Благовещения). Соответственно, глубокая литургическая связь соединила, по замыслу основателя, Горненский храм с Троицким собором Иерусалима: начиная с Благовещения, 25 марта, чудотворная икона Благовещения, стоящая в специальном киоте в правом крыле трансепта Троицкого собора, переносится в Горнее, где поставляется на игуменском месте и пребывает там до времени Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля н. ст.). Именно столько, 3 месяца, гостила в Горнем у Елизаветы Богородица – Небесная Игумения русской Горненской обители. К 1886 г. сложилось ядро «русского поселка» вокруг храма. В акте об учреждении о. Антонином от 12 сентября 1889 г. отмечено 14 домиков– келий, в документах 1894 г. названы, кроме домов для ризницы и для трапезной, 2 дома для приема паломников, а также 6 казенных (т. е. уже перешедших в собственность общины) и 30 частных домиков (по несколько комнат в каждом), в которых проживало более 80 человек. К 1917 г. в отдельных домиках-кельях, окружавших храм, жили около 200 монахинь и послушниц. В мае 1948 г. почти все они, под грохот орудий первой еврейско-арабской войны, были вынуждены уйти из монастыря. Вернулись далеко не все. Государство Израиль передало русские храмы и участки, оказавшиеся на израильской территории, в том числе Горненский монастырь, Советскому правительству. Не желавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата остались тогда на Елеоне – в Вознесенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Внешний облик Успенского собора напоминал построенный в те же времена храм Покрова на Нерли. Снаружи стены собора покрыты белым мрамором. Кровля сделана из медных листов и обита кованым серебром. Собор венчал один позолоченный купол с четырёхконечным крестом, покрытым дорогой аравийской красной медью. Внутри стены расписывали греческие мастера. Иконостас блистал золотом и драгоценными камнями. Храм освещали четыре больших паникадила из золота и двадцать паникадил из серебра. Священные сосуды, воздухи и покровцы, шитые золотом и жемчугом, дополняли красоту храма. Современники, восхищаясь его великолепием, уподобляли собор храму Соломонову. В Успенском соборе, как в дивном ковчеге, святой князь Андрей поместил чудотворную икону Божией Матери, которую привёз из Вышгорода. С тех пор она стала именоваться Владимирской. С этого времени Успенский собор во Владимире стал главным храмом всей Русской земли, средоточием разносторонней духовной культуры Древней Руси. Этот собор сделался главным хранилищем книжных богатств, принесённых сюда князем Андреем из Киева. Под сенью собора создавались замечательные произведения древней русской литературы: " Сказание о чудесах от иконы Владимирской Богоматери " , " Житие князя Александра Невского " , многие страницы знаменитого " Печерского Патерика " . Многогранна и плодотворна была литургическая деятельность основателя Успенского собора святого благоверного князя Андрея Боголюбского. В 1164 году по его почину Русская Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице на 1 августа в память о Крещении Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Вскоре был установлен и праздник Покрова Божией Матери - на 1 октября. Первые богослужения в честь этих праздников были совершены в главном храме Древней Руси - Успенском соборе. После мученической кончины в 1174 году Андрея Боголюбского, когда во Владимире начались княжеские междоусобицы, собор подвергся расхищению и князь Глеб, принимавший участие в свержении Владимирского князя Михаила, увёз к себе в Рязань образ Владимирской Богоматери. Однако через некоторое время князю Михаилу удалось восстановить своё княжение во Владимире и икона была возвращена в Успенский собор. По кончине князя Михаила великокняжеский престол занял Всеволод III Большое Гнездо, во Святом Крещении Димитрий, родной брат Андрея Боголюбского. В первые же дни своего правления Всеволод был удостоен видения: " он узреша чюдную Матерь Божию и весь град и до основания, аки на воздухе стоящь " . Это утвердило его в мысли, что он не будет оставлен Небесной помощью.

http://sobory.ru/article/?object=00186

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010