Образ " Отрада и Утешение " из Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Празднуется 21 января (3 февраля).   . ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ   «Алтарница» - см. «Виматарисса». «Акафистная» («Богородица Благоухающая») – 1.икона в монастыре святого Дионисия. По преданию, патриарх Сергий обносил эту икону вокруг стен Константинополя ( 626 г.), когда городу угрожало нашествие варваров; 2.- икона в монастыре  Хиландарь, перед которой во время пожара в 1837 году читался акафист, и  которая  возвестила монахам о грядущих истпытаниях . «Антифонитриа» («Предвозвестительница») – 1.икона в монастыре Ватопед ( ее называют еще и «Живоприятной»), от которой услышала предупреждающий  голос    (382) царица Плакидия ( Плацидия)  - дочь императора Феодосия 1-го Великого Плацидия, пожелавшпя в войти в собор;   2.икона Божией Матери в монастыре Костамонит, прославившаяся во времена крайнего оскудения обители.  «Аравийская» иконаикона свм. Георгия Победоносца в болгарском монастыре «Зограф».  «Богородица Благоухающая» - см. «Акафистная».  «Божия Матерь» («Григориатская») - икона Божией Матери в монастыре св. Григория, принесенная в дар обители супругой молдавского господаря Стефана Великого Марией Палеологиней (+1511). Икона, дважды  объятая пламенем пожаров, осталась невредимой. «Виматарисса» («Алтарница», «Ктиторская») – икона  в монастыре Ватопед, названная так по месту ее нахождения на синфроне ( горнее седалище) в виме ( алтаре) соборного храма. По преданию, икона  во время нападения арабов на монастырь  в Х-м веке была спрятана монахом Саввой и через 70 лет была обнаружена невредимой в колодце алтарного помоста. «Вратарница» - см. «Портаитисса». «Всецарица» - 1.- см. «Пантанасса»; 2.- икона Божией Матери ( ХУ в.) в монастыре святого Григория, уцелевшая после  всех бедствий этой обители. «В скорбех и печалях утешение» - икона (ХУП в.) в виде створчатого складня с частями святых мощей , находившаяся в ските Андрея Первозванного. По преданию, она принадлежала патриарху Царьграда Афанасию.  «Геронтисса» ( «Старица») –  образ Божией Матери в монастыре Пантократор, от которой один иеромонах услышал грозный глас, повелевающий ему исполнить волю престарелого игумена.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Иконография великомученика Георгия в Новое время повторяет уже сложившиеся схемы. Одним из излюбленных сюжетов, в частности старообрядческого литья XVIII–XIX веков, является «Чудо о змии». Известны памятники краткого и распространенного изводов. В XIX веке в старообрядческой среде были широко распространены медные складни с изображением как «Чуда о змии» в среднике, так и пешего Георгия-воина в молении, представленного среди избранных святых в деисусной композиции. Великомученик Георгий остается одним из самых почитаемых святых, его изображение часто включается в число избранных святых. Чудотворные иконы святого великомученика Георгия Победоносца БАЛАКЛАВСКАЯ Явление этой иконы связано с чудом, давшим начало Свято-Георгиевскому Балаклавскому монастырю. Она была обретена терпящими бедствие моряками на скале, получившей название Скалы святого Явления. Впоследствии рядом с этим местом на берегу была основана обитель. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины, в Киеве. (Подробнее см. раздел «Чудеса: Спасение мореплавателей у побережья Крыма»; раздел «Храмы и монастыри: Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь»). ФАНУИЛЕВА Эта икона – главная святыня Зографского Афонского монастыря. Изображенный на ней лик святого Георгия чудесным образом «перешел» на эту икону с иконы Палестинского монастыря Фануэль. (Подробнее см. раздел «Чудеса: Чудесное перенесение образа святого Георгия на Афон»; раздел «Храмы и монастыри: Афонский монастырь Зограф»). АРАВИЙСКАЯ Аравийская икона святого Георгия Победоносца – еще одна святыня Афонского Зографского монастыря. Согласно преданию, эта икона была написана в Аравии, откуда она и прибыла на Афон. Это произошло следующим образом. Божией силою она приплыла на волнах Эгейского моря, остановившись недалеко от пристани греческого монастыря Ватопед. Не только этот монастырь, но все афонские обители желали иметь чудотворную икону святого Георгия. Монахи даже вступили в спор, чьей обители должна принадлежать чудесная находка, но поддержали мнение старцев, решивших, пусть свершится воля Божия: обретенную икону возложили на спину молодого дикого мула и пустили его с ней по афонским тропам, чтобы видеть, около какого именно монастыря изволит он оставить свою бесценную поклажу. Мул миновал Ватопед и пошел по каменным тропам в гору, в лесные дебри. Через некоторое время его нашли с иконой на холме напротив Зографа. С сердечной радостью иноки этой обители приняли к себе вторую икону святителя Георгия. В память об этом чудесном событии на том самом месте, где когда-то остановился мул с чудотворной иконой, иноки построили келью с маленькой церковью во имя святого Георгия Победоносца. МОЛДАВСКАЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

106 Александрийская св. икона представляет собой изображение Богоматери в полурост, с сидящим на Ее правой руке Богомладенцем. 107 На св. иконе, с наименованием Антиохийская , Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой стороне и поддерживаемым Ее обеими руками Богомладенцем, благословляющим правою рукою. 108 Аравийская или Арапетская св. икона прославилась в 301 г.; по мнению же некоторых, явление ее относится к I в. Богоматерь изображена на ней склонившею Свою главу к сидящему на Ее правой руке Богомладенцу, лик Которого обращен к молящимся, а руки простерты к Богоматери. 109 Арматийская или Амартийская св. икона, находившаяся в существовавшей прежде в Константинополе Арматийской обители, представляет собой изображение Богоматери, склонившей Свою главу влево и поддерживающей левою рукою согнутую левую же руку стоящего на Ее левом колене и обнимающего Ее Своею правою рукою Богомладенца. Празднование в честь этой св. иконы установлено в воспоминание избавления Восточной Церкви от иконоборцев. 110 По сказанию Печерского Патерика, Ахиротипная св. икона чудесно образовалась в 1089 г. на стене алтаря Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре, когда эту церковь художники стали украшать мозаичными изображениями (сн. 1464 стр.). 111 Барловская св. икона, именуемая также и «Блаженное чрево», явилась в 1392 г. и находится в Благовещенском, соборе, в Москве. Изображение на ней сходно с Пименовскою (спи. Кондаков. Η. П., Иконография Богоматери, 36–42). 112 Бежевская св. икона находится в с. Бежеве, Житомирского y., Волынской губ.: явление ее последовало 11 апр. 1645 г. 113 Бердичевская св. икона, сходная по изображению с Почаевской, находится в г. Бердичеве, Киевкой губ., в католическом костеле. По преданию, она явилась православному казаку Тышку в хуторе его, на том месте, где ныне стоит г. Бердичев, и была поставлена сначала в часовне, а потом в построенной им церкви св. архангела Михаила, откуда во время пожара этой церкви была похищена и поставлена в кармелитском монастыре, потом обращенном в костел, в котором находится и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По дуге полусвода помещена на греческом языке надпись, в славянском переводе означающая: „Бог посреде Ея и не подвижится, поможет Ей Бог день и ночь“ (см. Пс. 45:6 ). От входящего в эту надпись слова «не подвижится» и произошло наименование этой св. иконы «Нерушимою Стеною». Объясняется это наименование также и тем, что эта св. икона „нерушимо“ (т. е. невредимо) сохранилась вместе со стеною храма, на которой находится от времен вел. кн. Ярослава Мудрого (с 1037 г.) до наших дней, в течение почти девяти веков, несмотря на обилие разрушительных бедствий, пронесшихся над древним „стольным“ градом Киевом и его Софийским храмом. Даже во время нашествия татар, когда их дикие орды под предводительством Батыя превратили Киев и его свв. храмы в груду развалин и когда собор Св. Софии был почти совсем разрушен и предан пламени, величественный св. образ Богоматери вместе с соборной восточной стеною остался „нерушим“, как нерушима пребыла я православная Россия, прошедшая под сенью православной веры Христовой и под покровительством Царицы Небесной всевозможные испытания. 217 Никейская св. икона прославилась в 304 г., при осаде неприятелями г. Никеи (в Малой Азии). О ней упоминается отцами I Вселенского Собора. Богоматерь на этой св. иконе изображена с воздетыми руками, в молитвенном положении, перед столом, на котором в чаше стоит Богомладенец, благословляющий правою рукой. 218 Ново-Сверженская св. икона, явившаяся около 1500 г., находится в приходской Ново-Сверженской Успенской церкви, Минской епархии; она прославилась 22 мар. 1638 г. 219 Ножевая св. икона, представляющая собою изображение в молитвенном виде, с распростертыми руками, Богоматери, без Богомладенца, имеет при себе висящий нож, от которого и получила свое название. Ныне она находится в г. Левкосии, на о. Кипре. 220 Под наименованием О всепетая Мати, по сочинению Н. П. Копдахова – „Иконография Богоматери“ (см. там 52–53, 201 стр.), известна у иконописцев Аравийская св. икона (по имеющейся на ней надписи на камне мафория), представляющая собою изображение Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, приклонившимся правою ланитою к Своей правой руке, положенной на плечо Богоматери, и простершим к ее шее Свою левую руку, поддерживаемую левой же рукой Богоматери (сп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1798 году Василием Васильевичем Головиным 2-м, вместо деревянной, заложена была каменная церковь , крестообразной формы, в 43 аршина длиною и 42 аршина шириною. Она окончена была уже в 1811 году попечением Павла Васильевича Головина, который женился на дочери князя Гагарина Анне Гаврииловне и сам скончался в 1836 году, оставив Деденево во владение среднего сына своего Гавриила Павловича Головина. Попечениями Анны Гаврииловны и Гавриила Павловича Головиных, из коих с первою святитель Филарет находился и в переписке, 1989 с 1843 и по 1850 год к наружным углам крестообразной церкви приделаны капитальные стены, так что храм принял вид четыреугольника и украсился пятью куполами в Византийском стиле, при чем внутри его, кроме главного престола, остававшегося не освященным, было устроено девять отдельных приделов и собрана, и размещена была вся родовая святыня Головиных: множество древних досточтимых икон, более трехсот частей святых мощей и богатейшая утварь церковная. Главнейшие иконы суть: 1) упомянутая храмовая икона Спаса нерукотворенного образа, почитаемая издревле чудотворною и писанная блаженным Андреем Рублевым. Риза на сей иконе серебряная вызолоченая, вновь сделанная В. В. Головиным в 1802 году вместо прежней ризы из Аравийской меди, украшенной жемчугом и драгоценными камнями и находящейся теперь на копии с этой иконы, в селе Введенском, под Звенигородом; кругом новой ризы в пятнадцати ковчегах помещены святые мощи, а в особом ковчеге на иконе имеется часть ризы Господней и крест со святыми мощам, который за несколько минут до своей кончины В. В Головин 2-й снял с себя и возложил на икону; 2) Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии Влахернской, вылитая из воско-мастики и пепла святых мучеников двутьму в Никомидии сожженных и преподобных отец, в Синае и Раифе от сарацин избиенных. Эта святая икона была принесена с Афона в 1654 году. Риза на сей иконе великолепно украшена золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом весьма крупных размерив. Под ризою также вделано несколько частей святых мощей; 3) Чудотворная икона Божией Матери Иерусалимской-Гефсиманской, писанная подражателем Рублева – Строгановым, с ризою также сребро-позлащенною, с различными драгоценными украшениями и со святыми мощами различных угодников Божиих в 20-ти ковчегах вокруг иконы, а именно: великомученика Димитрия, мучеников Георгия, Меркурия, Феодора, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Избрали, представили апостолам, а они, помолившись, возложили на избранных руки, то есть через видимое действие сообщили им благодатную силу и власть для назначенного служения. Эти избранные лица названы были диаконами, то есть служителями. Должность диаконов из Иерусалимской Церкви, как матери Церквей, перешла и в другие Церкви. В последствии времени к обязанности заведывания имуществом диаконами присоединилась обязанность – служить при отправлении богослужения и таинств, наблюдать за порядком в богослужебных собраниях верующих и даже проповедовать слово Божие. Святые Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были из числа 7 поставленных апостолами первых диаконов. Св. Прохор первоначально был сотрудником ап. Петра, а потом сделался постоянным спутником св. Иоанна Богослова. В заточении на острове Патмосе он записал откровения, бывшие Богослову. Впоследствии был епископом Вифинии, и его убили язычники за проповедь Христову. Св. Никанора убили иудеи в тот же самый день, в который был побит камнями первомученик архидиакон Стефан. Св. Тимон был епископом в аравийском городе Бостре. За проповедь его бросили в раскаленную печь, но он остался невредимым и вскоре скончался. Св. Пармен много проповедовал при апостолах; как скончался – неизвестно. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия», написана св. евангелистом Лукой. Называется Одигитрией, то есть Путеводительницей потому, что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм, и когда они были приведены туда, даровала им исцеление, и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь. В 1046 году греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за Черниговского князя Всеволода, благословил ее иконой Одигитрии. В XII столетии сын Всеволода и Анны, Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск. С того времени икона стала называться Смоленской. В 1237 г. когда Батый подступил к Смоленску и граждане прибегли с пламенной молитвой к Пресвятой Богородице, то ночью в кафедральном соборе, где стоит икона, церковный пономарь получил от нее повеление сказать Меркурию, жителю Смоленска, чтобы он в воинской броне шел в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Поликарпа Смирнского, бессребреников Космы и Дамиана и мч. Трифона ( Πεντζκης Γ. Ν. Αγιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 419). В соборе мон-ря хранятся 3 чудотворные иконы вмч. Георгия Победоносца. Фануилская (XIV в., отражает влияние т. н. палеологовского стиля - см.: Прашков, Шаренков. 1987. С. 155) расположена на пилоне юж. хора и связана с легендой об основании З. 3 братьями. История наименования иконы объясняется в легенде, согласно к-рой в мон-ре Фануил близ Лидды в Палестине на глазах у монахов пропал лик с иконы вмч. Георгия Победоносца, а позже игум. Георгию явился святой и рассказал, что нашел для своей иконы лучшее место, после его указания братия пришла на Афон и обнаружила икону в З. Воденский (Эдесский) епископ не поверил в нерукотворность иконы и презрительно ткнул ее пальцем, кончик пальца прирос к поверхности иконы, и его пришлось ампутировать (Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1997р. С. 151-155). Аравийская икона (кон. XII - нач. XIII в.) размещена на пилоне сев. хора ( Прашков, Шаренков. 1987. С. 154-155); согласно легенде, она приплыла в лодке из Палестины; на сев. алтарном столбе находится молдав. (1456 или 1484) икона, подаренная молдав. господарем Стефаном III Великим. В мон-ре почитаются 2 чудотворные иконы Пресв. Богородицы. Акафистная Зографская икона Божией Матери , к-рая, по преданию, в 1275 г. предупредила братию о приближении латинян, хранится в Успенской ц. Икона «Епакууса» (Услышательница) пребывает в ц. равноапостольных Кирилла и Мефодия; согласно Житию прп. Космы Зографского, она услышала вопрос подвижника о выборе лучшего пути спасения и передала ему ответ Своего Сына ( 2005. С. 80). А. А. Турилов, Д. Чешмеджиев Разрез и план кафоликона З. является одним из самых больших на Афоне. В плане он представляет собой неровный прямоугольник, вытянутый с севера на юг. Обширный двор, в к-ром находится 2 храма, со всех сторон окружен жилыми зданиями и имеет широкие ворота с сев.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Лик поверх древнего оливкового тона покрыт густыми темно-красными тенями. По всему этому, замечание книги «Вышний покров над Афоном» (стр. 153), что «живопись на иконе темна от древности» и что она «византийского стиля», относится к прошлому. Живопись эта во всех подробностях ныне ясна и светла и даже выделяется этою ясностью, о чем легко судить по фотографии, на этот раз удавшейся. Все основные черты византийского стиля, насколько они определяются XI и XII веком, в письме иконы почти отсутствуют: от византийских приемов осталась лишь складка на переносице, но и та сделана обратно, а именно, имея вид полулуния, она обращена концами рогов вверх, а не вниз, как в старину. Вторая икона Георгия: так наз. Аравийская, представляет гораздо более трудностей при оценке ее археологической стороны: она действительно темна от времени и от обычного небрежного обращения с иконами, хотя бы чудотворными. Посреди доски заметна трещина, идущая к устам лика. Моделировка выполнена еще более густыми, коричнево-красными тенями. Во всяком случае, икона позже первой не более одного столетия, и если первая может быть отнесена к XII или веку, то и вторая близка к ней. Именно обе эти иконы могут быть сопоставлены с Иверскою Богоматерью. Более того: почти тождественны в них все черты, конечно, не черты типов, а стиля. И если мы можем ныне судить о фазисах византийского стиля, то здесь имеем перед собою стиль неизвестной нам ближе ветви византийского искусства на Балканском полуострове. Мы видим здесь черты варварской переработки византийских схем и приемов в народных работах Болгарии и Сербии в раннюю эпоху. Предание о явлении Зографской иконы трем братьям из Охриды в X веке имеет, кажется, историческую основу. Иное значение выпадает на долю третьей иконы вел.-м. Георгия (табл. вдвое меньшего размера (90 и 60 сант.), стоящей у столба (против Аравийской), несущего купол на северо-западной стороне. Эта икона ходила некогда в походы против турок с молдовлахийским воеводою Стефаном Великим (1458 по 1504 г.) и поставлена им в обитель Зографскую, что, впрочем, мало вяжется с благодарением за помощь в победах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

При колонне левого клироса висит другая чудотворная икона св. Великомученика. Эта икона, сама собой, чудодейственной силой Божьей, приплыла по волнам морским из Аравии и остановилась у пристани Ватопедского монастыря. Так как все обители желали иметь чудно явившуюся икону у себя, то, по общему совету, возложили её на дикого и юного мула, дабы видеть, в каком именно из Афонских монастырей изволит оставить свою икону св. Победоносец. Незнакомый с путями святогорских пустынь, мул пришел с священной ношей по непроходимым дебрям и поразительным высотам прямо к Зографу, и против него на живописном соседственном холме остановился. Иноки этой обители с сердечной радостью приняли к себе св. икону; а на холме, где остановился мул, построили келью с небольшой церковью св. Георгия Победоносца. Третья чудотворная икона св. Великомученика находится при колонне, на которую опирается северозападной своей частью огромный купол собора. Разсказ об этой иконе заимствуем из 2-й части « Писем Святогорца» (2 часть, стр. 152–155): Когда Турки грозою налетели и громили трепетавшую пред ними Грецию, в Сербии царствовал тогда Стефан Душан, прозванный сильным. В порывах своей пламенной ревности о святых местах, расхищенных и опозоренных Турками, на востоке, и в чувстве сострадательной любви к Грекам, долго томился этот, так поименованный, сильный царь желанием отмстить диким выходцам Аравийских степей, за пролитие ими христианской крови и за позор храмов Божьих, но силы его были слабы и рать немногочисленна. Бывало иногда, что он со слезами молился к Господу Богу, и часто падал пред иконой св. Победоносца Георгия, которая находилась у молитвенной его матери, и просил Его помощи против врагов креста Христова. Раз, после усердной молитвы об этом, он погрузился в легкий сон, и ему является прекрасный, в богатырских доспехах юноша; дивный свет сиял в его очах и райская слава окружала его. Тайный трепет пробежал по членам удивленного видением Стефана. – Что ты так грустен? – с участием спросил явившийся Стефана; – чего ты хочешь, о чем ты докучаешь величествию Божию?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

74 Надежды на привлечение не оправдались. Раскольники большею частью проходят мимо св. церкви в моленную, смежив очи и не сняв шапки с головы. А одна из раскольниц, как уверяют, вышедши утром из дома своего и быв поражена сиянием иконы Знамения, как пресветлого солнца, воскликнула: «Ах, как бы хотелось перекреститься при взгляде на эту икону, но боюсь». 75 Во избежание повторений, мы здесь описываем свадебные н другие обычаи довольно подробно, чтобы, при описании других приходов, указать только особенности. 76 В настоящее время этот округ находится в ведении священника села Дубно о. Порфирия Говоркова. 77 Икона Спаса прислана в 1865 г. князю Михаилу Дмитриевичу Волконскому от Мелетия, митрополита Петры Аравийской. Икона Владимирской Божией Матери прославлена исцелением жены Петербургского купца Василия Димитриевича Селецкого. 79 Этот округ состоит ныне в ведении благочинного Солецкой церкви, протоиерея о. Димитрия Хованского. 80 Неудобство состояло в том, что способ владения был «передаточный»: со смертью мужчины в семье, надел его передавался в другую семью, где был безземельный, родившийся после надела. Крестьянин, смотря на свой участок как на временный, обрабатывал его плохо, а лес вырубал усердно. В 1876 г. земля разделена в вечное потомственное владение, вырубка леса ограничена и хозяйство прихожан стало улучшаться. 82 Составитель дополнения к описанию, свящ. Василий Рубинов, видит в здешних прихожанах и грубое невежество и недостаток знания истин веры и от­сутствие честности в взаимных отношениях. Многие, приходя на исповедь, считают себя не грешными; спокойно крадут овощи, фрукты; молодежь свободно врывается в домы соседей и принимается угощать себя, не спрашиваясь хозяев. Все это – явления в жизни глухих деревень заурядные. А строгий взгляд священника нельзя-ли объяснить тем, что, до поступления в Глажево, он служил долго в селе Никольском (Шлисс. уезда) где и просвещение выше и нравы чище и вообще больше «цивилизации».      Ред. 83 Рассказывают, что умершую крестьянку деревни Ляховых, Акилину Васильеву повезли в Глажево на плоту; дорогой, против Глажева, плот опрокинулся, покойницу унесло в Волхов, где едва удалось ее поймать.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010