28:15. В древности вокруг стоявших на отшибе гостиниц постепенно формировались более крупные поселения, за которыми закреплялось названия этих гостиниц. Одно из них, известное под названием «Три гостиницы», располагалось в 33 милях от Рима на знаменитой Аппиевой дороге. «Форум Аппия» («Аппиева площадь») находился примерно в 43 милях от Рима на той же мощеной дороге. Еврейские общины существовали в Италии издавна, и первые христианские группы могли возникнуть на их основе (ср.: 2:10).     28:16. По Аппиевой дороге Павел и его спутники могли войти в Рим через ворота Порта Капина. Павел был не крепко прикован цепями к воину (28:20), который, возможно, состоял в преторианской гвардии, привилегированном воинском соединении, охранявшем императора.    Преторианской гвардией командовал префект претория, один из самых могущественных людей в Риме; в ту пору им был Афраний Бурр. Формально за всех узников, которые должны были предстать перед судом кесаря, отвечал Бурр, но на деле эта обязанность была возложена на нижестоящего офицера, должность которого называлась princeps castorum . Бурр погиб вместе с философом, воспитателем Нерона «Сенекой вовремя жестоких репрессий Нерона в 62 г.     28:17—31 Павел, иудеи и язычники в Риме     28:17. «Знатнейшие из иудеев» — это руководители различных синагогальных общин; еврейская община в Риме не имела единого руководящего органа. Еврейские общины в Риме были совершенно независимыми, ихристиане могли распространять свои воззрения относительно свободно. Евреям удалось обратить в иудаизм немало римлян (к огорчению некоторых римских аристократов, чаще всего мужчин). Многие из тех, когопривлекал иудаизм, были рады принять вариант иудейской религии, не требующий обрезания.     28:18—20. Темница и узы были не наказанием, а формой содержания подозреваемого до суда. Павел снова подчеркивает неразрывную связь между ветхозаветной вестью и Евангелием; этот факт был важен не толькодля иудейских лидеров, но и для римских читателей, которые должны были понять, что движение Иисуса уходит своими корнями в древнюю религию, исповедание которой допускалось Римом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Когда Митридат напал на  союзное Риму Вифинское царство, Рим решил вмешаться вооруженной рукой. Находившиеся в Азийской провинции войска, во главе которых стояли наместник провинции Луций Кассий и  посол Маний Аттилий, вступили в боевые действия с Митридатом, который мобилизовал огромную армию, насчитывавшую 250 тысяч пехоты и 40 тысяч всадников, а также мощный флот из 400 боевых судов. В сражении у реки Амнейтона войска вифинского царя Никомеда были разбиты военачальниками Митридата Неоптолемом и Архелаем. Панику в вифинской армии вызвали действия колесниц с косами, рассекавшими на части тела поражаемых вифинцев, которые, по словам Аппиана, были «повержены в ужас, когда они увидали людей, разрезанных пополам и еще дышащих или растерзанных в куски, а их тела повисшими на колесницах… и они в ужасе смешали свои ряды» (Аппиан, цит. изд., с. 310). Лагерь Никомеда был взят, а его оставшиеся войска отступили и затем сражались бок о бок с римлянами – и снова неудачно. В результате Вифиния была захвачена противником, а Никомед, потеряв свое царство, ушел в столицу Азийской првинции Пергам. Не встречая уже заметного сопротивления, Митридат захватил всю Фригию, Ликию и Памфилию, а затем и саму Азийскую провинцию, а также города Ионии: Магнесию, Эфес, Стратоникею. Взяв в плен Мания Аппия, он велел казнить его в Пергаме, приказав влить ему в горло расплавленное золото, в обличение жадности и взяточничества римских провинциальных чиновников. Главным очагом сопротивления Митридату стал союзный римлянам Родосский полис, против которого царь сосредоточил свой флот. На занятых территориях Митридат играл роль защитника местного населения от римского господства: в греческих полисах он восстанавливал самоуправление, отменял долговые недоимки, освобождал их граждан от налогов на ближайшие 5 лет – и в результате снискал поддержку народа. По его тайному приказу в специально назначенный для того день в городах Азии учинено было избиение римлян и италиков, включая их жен, детей и  даже рабов италийского происхождения. Азиатские греки и варвары охотно поучаствовали в этом злодеянии, жертвой которого пало 80 тысяч выходцев из Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Восходящая к древним Анналам и «Записями понтификов» (Comentarii pontificum) римская историография продолжена была стихотворными «Анналами» Энния, от которых сохранились лишь 600 стихотворных строк, утраченной грекоязычной прозаической «Хроникой» Фабия Пиктора, на которого впоследствии опирался Тит Ливий, и также утраченной «Летописью» Цинция Алимента, который, как и Фабий, писал по-гречески. Не сохранились исторические труды известных по именам старших анналистов Катона Старшего, Луция Кассия Гемина и Луция Кальпурния Пизона Фруги, писавших в первой noлobuhe II beka до Р.Х., равно как и младших анналистов, живших в следующем столетии – Квинта Клавдия Квадригария, Гая Лициния Макра и Гая Квинта Элия Туберона. В конце республиканской эпохи появились превосходные как с точки зрения достоверности, так и литературных качеств исторические труды видного популяра и цезарианца Гая Саллюстия Криспа: «О заговоре Катилины» и «Югуртинская война». Имя Саллюстия стоит уже в  ряду классиков римской историографии Ливия, Тацита и Аммиана Марцеллиана. Одной из  тех научных дисциплин, которой в Риме уделялось серьезное внимание, была латинская филология. Ее родоначальником можно считать выдающегося государственного деятеля Аппия Клавдия – эпонима знаменитой дороги, ведущей из Рима в Кампанию; он первым стал подвергать свои речи литературной обработке. Аппий писал юридические трактаты и стихи, содержавшие продуманные нравственные сентенции, одна из которых известна – «Faber suae quisque fortunae» (Всяк своего счастья кузнец). Он явился реформатором латинского правописания, заменив в некоторых словах, в соответствии с изменившимся b IV beke до Р.Х. произношением, букву s на г: например, uмя Valesius стало писаться kak Valerius. Крупнейшими римскими фuлoлoraмu I столетия до Р.Х. были Стилон, уже упоминавшийся здесь эрудит Марк Терренций Варрон и  Фигул, автор трактатов по латинской грамматике и этимологии. Наряду с проницательными и верными догадками относительно происхождения тех или иных латинских слов, Фигул в иных случаях предлагает поверхностные и даже курьезные по своей неосновательности заключения в стиле народной этимологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Затем восстание перекинулось на запад Сицилии. Там его возглавил раб из Киликии Клеон, который еще у  себя на  родине прославился как отважный разбойник. Он набрал отряд из  500  мятежников и  с  ними захватил большой город Акрагант. Клеон признал царскую власть Эвна и, как и Ахей, получил от него звание стратега, так что на востоке и западе острова повстанцы действовали солидарно. Римский отряд из 8 тысяч воинов во главе с претором Луцием Гипсием был наголову разбит соединенными войсками Ахея и Клеона, насчитывавшими 30 тысяч повстанцев. В результате этой победы под властью Эвна оказался почти весь остров, а вооруженное ополчение выросло до 70 тысяч человек. Рим оказался перед угрозой потери первой из своих провинций. В 134 г. на Сицилию отправлены были легионы во главе с консулами Публием Рупилием и Луцием Кальпурнием Пизоном, на острове к ним присоединились местные отряды. Регулярные войска действовали как на настоящей войне, методично разъединив силы повстанцев и осадив важнейшие из захваченных ими укрепленных городов – Тавромений и столицу Эвна Энну. Попытка рабов прорваться через кольцо осады из блокированного Тавромения сорвалась, и город был взят. Осажденная Энна сопротивлялась римской армии, действовавшей под командованием консулов, в течение двух лет. Обреченные в случае поражения на  мучительные казни рабы сопротивлялись с крайним упорством и бесстрашием, и Энна пала лишь после истощения запасов продовольствия. В 132 г. до Р.Х. сицилийское восстание было подавлено. По приказу Публия Рупилия 20 тысяч захваченных рабов были распяты на крестах. Эвн скончался от пыток в римской тюрьме. 2. Реформы Гракхов В разгар сицилийской войны народным трибуном 133 г. Тиберием Семпронием Гракхом, которому тогда исполнилось 29 лет, но который уже в юном возрасте обнаружил незаурядный дипломатический талант в переговорах с иберами, когда ему удалось вызволить из окружения целую армию, были предложены далеко идущие реформы. Его отец Тиберий Семпроний Старший занимал самые высокие магистратуры – консула и цензора и принадлежал к числу приверженцев Марка Порция Катона, что однако не мешало ему с большим уважением относиться к его главному политическому противнику Публию Сципиону Африканскому и жениться на его дочери Корнелии, так что Тиберий Младший был внуком Сципиона; в свою очередь сам он взял в жены дочь выходца из старинного патрицианского рода Аппия Клавдия, а его сестра была замужем за разрушителем Карфагена Эмилианом Сципионом. В 18 лет Тиберий под началом Сципиона Младшего отличился в боевых действиях в Африке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

333. Пресвитеру Зосиме. О величине оскорблений или мучений люди судят обыкновенно по множеству свидетелей. И те же самые оскорбления и мучения, если терпим их не при многих, почитаются не столько тяжкими. А если сие действительно так, то смотри, что с нами будет, когда станем давать отчет пред всем человечеством и пред сонмом Ангелов, и тем более, когда не найдется места никакому бесстыдству, потому что грехи будут за нами следовать, как тени? 334. Комиту Ермину. В сказанном: над мертвым плачися, исчезе бо свет (Сир.22:9), повелевается не всех умерших оплакивать, но плакать только над тем, кто мертв делами и кто не ходил путем живых, а потому лишен будущего света. 335. Диакону Евтонию. Того, кто хотел оказать благодеяние, но не был в состоянии помочь, не порицай за конец дела, но почитай его за намерение, потому что по естеству подвигнут он был к тому, что сделать надлежало, хотя не достало на то сил, и не возмог он привести того в исполнение. 336. Кинигию. О чревоугодии. Не вразумляет тебя и Ап. Павел, точнее всякого ведущий небесное, утверждая, что упразднены будут и чрево, и его пожелания (1Кор.6:13). Напротив того, весь ты занят трапезой, со всею роскошью угождаешь одной только гортани, чрево почитаешь богом. Посему, если думаешь, что все кончится с настоящею жизнью, то прекрасно подвизаешься, обременяя себя яствами. А если веришь, что будет нечто и после сей жизни, то приготовляй себя к отшествию. 337. Диакону Исидору. Что значат слова: даже до Аппиева торга и трех корчемниц (Деян.28:15). Сказанное Лукою в апостольских Деяниях: даже до Аппиева торга и трех корчемниц - означает некоторые места перед Римом. На одном из них, вероятно, находилось какое-то изображение Аппия, почему называлось оно торгом его, как и до ныне места, на которых поставлены изображения царские, называются торг такого-то. А под корчемницами разумеются какие-либо гостиницы. 338. Агелиду, последователю Новата. Против новациан. В защищение свое слагаешь ты пустые слова, составив многоболезненную жалобу и утверждая, будто бы не имеет силы то Божественное изречение, которым предоставлена иереям власть отпускать человекам согрешения. Но если оно не имеет силы, как учишь ты, то, без сомнения, и всякое другое слово нетвердо и напрасно мы надеемся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/940/...

Если бы не мои связи, не помощь Аппия Клавдия, — та же позорная участь изгнанника ждала и Тиберия. Он был спасен. Но испытав на себе неодолимую силу сената, утратил всякое желание бороться с ним. А какие планы у него были до этого! С каким жаром, бывало, рассказывал он нам с Гаем о тех неизгладимых впечатлениях, которые дала ему поездка в Испанию. Проезжая через Италию, он увидел, как осиротела вся эта страна, где вместо трудолюбивых крестьян работали теперь на полях одни рабы в оковах. Он все говорил о том, как слабеет римское войско, как опускаются пришедшие в Рим крестьяне, занимаясь доносами и собирая милостыню вместо того, чтоб воевать, захватывая новые провинции, собирался аграрной реформой раз и навсегда изменить существующее положение… А я с радостью замечала в его глазах тот самый «огонь», который делал, по словам матери, Сципиона неотразимым, и который так воспевали поэты. И вот сенат отбил у Тиберия всякое желание действовать… После стычки с ним, я перестала узнавать своего сына. Даже растущая слава его ровесника и соперника в ораторском искусстве Спурия Постумия, так больно задевавшая Тиберия раньше, казалось, уже не волновала его. Скорее по привычке, чем по велению сердца, он изредка посещал бесплодные занятия в сципионовском кружке. Сдружился с живущим так же просто и скромно, как и он сам, Марком Октавием, воспитанным, но слабохарактерным молодым человеком. А после того, как у Тиберия с Клавдией родился сын, и вовсе позабыл о будущей славе и весь отдался семье… В отчаянии и упреках сыну протянулся последний год. И вот я дождалась этих Луперкалий, где меня принародно назвали тещей Сципиона!.. Признаюсь тебе: первый раз я пожалела о своем отказе Птолемею. И не потому, что напрасно принесла в жертву вашему воспитанию свою молодость. Не потому, что была бы сейчас царицей, и божественные почести окружали меня. А лишь потому, что Египет так далек от Рима, что там проще сносить такой позор… Мудрый Блоссий! Он единственный, кто понял меня в ту минуту без слов. Подойдя ко мне, он показал глазами на мирно беседовавшего с Марком Октавием Тиберия и сказал:

http://azbyka.ru/fiction/kolesnica-gelio...

Ойнохойя — сосуд для вина; кратер — сосуд для смешивания вина с водою. 18 процентов годовых. Рудники, где добывалось серебро для афинских монет. Истрихида — длинный сыромятный бич с вплетенными в него колючками, оставляющими в теле занозы. Келевст — начальник гребцов на греческих суднах. Акростолий — оконечность корабельного носа, украшенная головами богов, животных или рыб. Пентера — судно, на котором гребцы в отличие от трехъярусной триеры, располагаются не в три, а в пять рядов. Стадий — 184,97 м. Долон — малый передний парус корабля. Митра — малоазийское божество, голова которого нередко изображалась на монетах. Декурия — отряд из десяти человек. Так называли самую оживленную дорогу Италии — Виа Аппия, построенную цензором Аппием Клавдием в IV веке до н. э. Миллиарий — столб или камень, установленный через каждую тысячу шагов. Календы — первый день каждого месяца в римском календаре. Т. е. 141 год до нашей эры — за семь лет до описываемых событий; древние римляне вели счет годам по именам консулов. Ольвия — «Счастливая», античный город на берегу Днепро-Бугского лимана, расположенный к югу от нынешнего села Парутино близ Николаева. Струками древние армяне называли обращенных в рабов пленников. Гномон — солнечные часы. Клепсидра — водяные часы. Это означало, что лечение не поможет, и смерть — неотвратима. Гигиея — богиня здоровья; Панакея (Панацея) — «всецелительница». Античная эпоха не знала обезболивающих средств. Мойры — богини судьбы. «Пуп» — палка с выступающими или загнутыми концами, вокруг которой наматывался готовый папирус. Фасос — остров во Фракийском море, населенный греками. Борисфен — так во времена античности назывался Днепр. Село — досл. «поле, нива» (старосл.) . «Друг царя» — одна из высших должностей при дворе восточных монархов. Астарта — богиня, культ которой почитался в Малой Азии. Дромос — самая оживленная торговая улица Афин. Т. е. обойти кругом (старославянск.) . Т. е. — по левую руку, слева (старославянск.) . Т. е. — по правую руку, справа (старославянск.) .

http://azbyka.ru/fiction/kolesnica-gelio...

333. Пресвитеру Зосиме. О величине оскорблений или мучений люди судят обыкновенно по множеству свидетелей. И те же самые оскорбления и мучения, если терпим их не при многих, почитаются не столько тяжкими. А если сие действительно так, то смотри, что с нами будет, когда станем давать отчет пред всем человечеством и пред сонмом Ангелов, и тем более, когда не найдется места никакому бесстыдству, потому что грехи будут за нами следовать, как тени? 334. Комиту Ермину. В сказанном: над мертвым плачися, исчезе бо свет (Сир.22:9), повелевается не всех умерших оплакивать, но плакать только над тем, кто мертв делами и кто не ходил путем живых, а потому лишен будущего света. 335. Диакону Евтонию. Того, кто хотел оказать благодеяние, но не был в состоянии помочь, не порицай за конец дела, но почитай его за намерение, потому что по естеству подвигнут он был к тому, что сделать надлежало, хотя не достало на то сил, и не возмог он привести того в исполнение. 336. Кинигию. О чревоугодии. Не вразумляет тебя и Ап. Павел, точнее всякого ведущий небесное, утверждая, что упразднены будут и чрево, и его пожелания (1 Кор.6:13). Напротив того, весь ты занят трапезой, со всею роскошью угождаешь одной только гортани, чрево почитаешь богом. Посему, если думаешь, что все кончится с настоящею жизнью, то прекрасно подвизаешься, обременяя себя яствами. А если веришь, что будет нечто и после сей жизни, то приготовляй себя к отшествию. 337. Диакону Исидору. Что значат слова: даже до Аппиева торга и трех корчемниц (Деян.28:15). Сказанное Лукою в апостольских Деяниях: даже до Аппиева торга и трех корчемниц — означает некоторые места перед Римом. На одном из них, вероятно, находилось какое–то изображение Аппия, почему называлось оно торгом его, как и до ныне места, на которых поставлены изображения царские, называются торг такого–то. А под корчемницами разумеются какие–либо гостиницы. 338. Агелиду, последователю Новата. Против новациан. В защищение свое слагаешь ты пустые слова, составив многоболезненную жалобу и утверждая, будто бы не имеет силы то Божественное изречение, которым предоставлена иереям власть отпускать человекам согрешения. Но если оно не имеет силы, как учишь ты, то, без сомнения, и всякое другое слово нетвердо и напрасно мы надеемся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

(Великий историк и биограф, по-видимому, вел записи событий своего времени, пользуясь самыми разными источниками, которые должны были послужить материалом для будущего труда.) Сестра Кая Аппия сказала моей жене, что за обедом Цезарь обсуждал с Бальбом, Гирцием и Аппием, возможен ли перевод правительства в Византию или Трою. Рим: слишком маленькая гавань, наводнения, резкие перемены погоды, болезни вследствие перенаселения, теперь уже непоправимого. Возможность военного похода на Индию? Снова обедал с Катуллом в Умилиевом клубе для плавания и игры в шашки. Очень приятное общество, молодые аристократы, представители самых знатных родов Рима. Расспрашивал их о предках; от их полнейшего неведения и, должен добавить, равнодушия мне стало грустно. Они избрали Катулла своим почетным секретарем — по-моему, из деликатности, зная, как он беден. А теперь ему обеспечено удобное жилище прямо над рекой. Он у них и поверенный, и советчик. Они рассказывают ему обо всем: о своих ссорах с отцом, с любовницей, с ростовщиком. Трижды во время обеда дверь распахивалась, вбегал взволнованный член клуба с криком: «Где Сирмион?» (кличка, данная ему по имени его летней дачи на озере Гарда) — и уединялся с Катуллом в углу, где они шепотом совещались. Но его популярность, видимо, нельзя приписать тому, что он все им спускает, он не менее строг с ними, чем их отцы, и, хотя весьма распущен на язык, в быту непритязателен и пытался привить им склонность к «старинному римскому образу жизни». Странно. Друзей своих он выбирает из числа наименее образованных членов клуба, или, как он сам их зовет в лицо, «варваров». Один из них рассказал мне, что Катулл в трезвом виде никогда не разговаривает о литературе. По-видимому, он и более вынослив, чем кажется по виду, и менее крепок здоровьем. С одной стороны, он может перещеголять чуть ли не всех своих товарищей в тех состязаниях в силе и устойчивости, которые обычно затевают на исходе пирушек, — перебраться но потолку, перекидываясь с одной балки на другую, переплыть Тибр, держа в одной руке орущую кошку, которая должна остаться сухой. Это ведь он украл золотую черепаху с крыши Тибуртинского клуба гребли, о чем подробно говорится в песне, написанной им для своей команды. С другой стороны, он явно слаб здоровьем. Кажется, у него болезнь не то селезенки, не то кишечника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

По построенной римлянами Виа-Лата (Via Lata) можно было добраться от Астурики Августы (ныне Асторга) до Эмериты Августы (ныне Мерида), от Гадеса до Нов. Карфагена по внутренним районам, затем вдоль вост. побережья шла Виа-Августа (Via Augusta), к-рая достигала Пиренеев и вела далее через Галлию в Италию. В период гражданских войн в Риме (I в. до Р. Х.) события в испан. провинциях непосредственно влияли на положение дел в метрополии. Один из убежденных противников Суллы, союзник Цинны и Мария Квинт Серторий (в 97-93 гг. до Р. Х. он занимал одну из военных должностей в И.) после неудачи его партии в Риме отправился как претор в пров. Ближняя Испания (83 г. до Р. Х.). Вскоре Сулла сместил его с должности, назначив претором Ближней Испании Гая Аппия, однако Серторий отказался подчиниться. Мятежник сумел склонить на свою сторону значительную часть местного населения, снизив налоги и освободив от обязанности размещать на постой в домах римских солдат (для этого стали использовать специально построенные казармы). Заключив союз с представителями местной знати, Серторий сформировал значительное войско. Гаю Аппию поначалу удалось оттеснить Сертория на юг, откуда он перебрался в Африку. В 80 г. до Р. Х. к Серторию прибыли послы от лузитан с просьбой вернуться. Серторий, вновь оказавшись в И., действовал столь успешно, что возникла реальная возможность образования на Пиренейском п-ове гос-ва, независимого от Рима. После смерти Суллы в 77 г. до Р. Х. Сенат решил отправить в И. войско под командованием Гнея Помпея. Война длилась несколько лет с переменным успехом, и только гибель Сертория от руки заговорщика (72 г. до Р. Х.) привела к поражению его армии. В И. была восстановлена власть Рима. Бронзовая таблица с текстом муниципальных законов «Lex Malacitana». 81 г. (Музей г. Малага) Бронзовая таблица с текстом муниципальных законов «Lex Malacitana». 81 г. (Музей г. Малага) Во время войны между Цезарем и Помпеем в И. развернулась борьба их сторонников. Помпея поддерживали местные военачальники - Афраний, Петрей и Варрон.

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001    002    003   004     005    006