Глава 17 Чудесно расцветший и принесший плоды сухой жезл Аарона. Чис.17:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.17:2 .  скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; Чис.17:3 .  имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать]; Чис.17:4 .  и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; Чис.17:5 .  и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. (Евр. ст. 16–20). Чтобы сильнее укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника и дать постоянное осязательное свидетельство ее, Бог совершает чудо с сухим жезлом Аарона. Вслед за грозным знамением смерти упорствующих в своем неверии следовало знамение, которое указывало на полноту духовной жизни, даруемую избранному и через избранного всем верным сынам Израиля. Чис.17:6 .  И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. Берутся жезлы, как выражение власти. Жезл Левиина колена был тринадцатым. Чис.17:8 .  На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. По верованию Церкви, расцветший жезл Аарона прообразовал: а) бессеменное происхождение Иисуса Христа по плоти от безневестной Девы Марии: «Жезл Ааронов прозябший (читаем в Богород. по 1 п. кан. 23 апр.), иже от Иессева прображаше израстший корень, Тя Пречистую, цвет миру воссиявшую, Бога воплощенна» и пр.; б) нетление плоти Христовой: «ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл нетленным; в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» (св. Ефр. Сир., Толк. на кн. Чис., гл. XVII), – соделываясь «подобием будущего воскресения» человеков (св. Епиф. Кипр.); в) обилие возрождающей и укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой: «Жезл во образ тайны приемлется, прозябанием бо предрассуждает священника: не плодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо креста в державу и утверждение» (3 п. кан. Честн. Кр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует чрез них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному. разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно“ ( 1Кор. 12: 4–11 ). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе“ ( 1Кор. 7: 7 ). 15) Сектант: Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые. Объяснение православного: Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи – муч. Власий (3 февр.) и т. п. Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей“ ( Втор. 18: 22 ). Что касается причисления кого-либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей“ Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах“, и постоянными ходатаями за нас на небе пред престолом Божиим. 16) Сектант: Правоспавные особенно чтут св. Николая, а ведь он был человек жестокий, ибо известно, что он ударил Ария в лице. Объяснение православного: О необыкновенной доброте и «образе кротости“ св. Николая, о его помощи бедным и заступничестве пред сильными мира за слабых и невинно угнетенных знает весь христианский мир. Удар Арию нанесен был св. Николаем за дерзкую хулу еретика на Сына Божия. Вследсгвие ревности по Боге св. Николай не выдержал себя и ударил богохульника, за что и был лишен епископства, пока после покаяния святителя Сам Христос и Богоматерь не восстановили его в епископском достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И вы также, если хотите быть счастливыми, не малодушествуйте, не беритесь за что-нибудь непозволительное, бегите от дурных товарищей и трудитесь; трудитесь же, поскольку вы, сироты, преимущественно перед другими трудитесь до пота, до изнеможения, до слез; и тогда, хотя корни вашего труда и покажутся вам горькими, зато плоды его будут для вас сладки; и им, при помощи Божией, вы несомненно достигнете если не изобилия, то по крайней мере довольства во всем, и благословение Божие будет почивать над вами. Аминь. 19-й день 236. О паломничестве (Из жизни преподобного Иоанна Ветхопещерника. Чет. Мин. апр. 19) Многие любят странствовать по разным обителям; а иные даже и всю жизнь проводят в таковых странствованиях. Как же вы думаете, братие, таковое странствование угодно Богу или нет? Да, иногда бывает и угодно: так, про преподобного Иоанна Ветхопещерника сказано, что он между прочим угодил Богу и тем, что «устранився от отечества и, взя крест иноческаго жития, странствование в чуждей стране Господа ради». Но мы сказали, что странствование по обителям только иногда бывает угодным Богу; следовательно, вы можете возразить нам, что если странствование по обителям или вообще по святым местам только иногда бывает угодным Богу; то, значит, иногда оно может быть и неугодным Ему? Да, ответим мы, может быть и неугодным. Когда же, скажете, это бывает? Это бывает, братие, в следующих случаях. Вот перед нами странники молодые, здоровые, способные к труду, ходят из обители в обитель, питаясь лишь мирским подаянием. Хорошо ли же они делают, выпрашивая милостыню и предаваясь праздности? Нет, ибо Господь сказал: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт.3:19 ) – и в четвертой заповеди Своей написал: «шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои» ( Исх.20:9 ). Вот апостолы, странствовавшие ради благовестия Христова, поступали не так. «Мы, – например, пишет апостол Павел к фессалоникийским христианам, – ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь» ( 2Фес.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И наслаждаться ими, если только сохраните мир и любовь между собою, вы подлинно будете. Ибо что такое мир между вами? Мир между вами есть стена крепкая и неразрушимая, о которую разобьются все неприятности монастырские; мир между вами есть столп, на котором спасение всех монахов, вам вверенных, утвердится. Мир между вами есть ваши ограда и щит против стрел дьявола, которые он особенно часто пускает в монастырях именно на власть имеющих. Мир, наконец, между вами есть иго благое и приятное и для вас самих, и в очах Божиих угодное. Итак, да водворится он и между вами, власть имеющими! И «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Аминь. 4-й день 221. Будет ли награда в будущей жизни тем, которые здесь на земле прославляют Пресвятую Богородицу и святых (Из жизни преподобного Иосифа Песнописца. Чет. Мин. апр. 4) Многие из христиан и в молитвах домашних, и в церквах – в пениях и песнях духовных прославляют Божию Матерь и святых. Как вы думаете, братие, будет таким людям, за прославление Божией Матери и святых, награда на небесах или нет? Да, знайте, что некоторым из них будет, и это мы докажем примером следующим. В тот час, когда скончался преподобный Иосиф Песнотворец, один из друзей его, муж праведный и благочестивый, услышал голос, говоривший ему: «Выйди из дома и смотри на великие таинства Божии». Он вышел и увидел небо отверстым, и с него сходили сначала апостолы, за ними пророки, за пророками мученики и, наконец, после всех, святители. Друг Иосифа ужасался, дивился и недоумевал тому, что хочет быть. Но вот он услышал снова голос: «Смотри и внимай тому, что увидишь». И тотчас он увидел четырех юношей, сиявших небесною славою, а посреди них шла Пресвятая Богородица. И Пресвятая Богородица сказала святым мужам: «Возьмите от земли святую душу, которая ваши дела и памяти ваших дней в песнопениях прославила и своей жизнью вам подражала».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И так как сведения о числе монашествующих лиц в нашей статье касались 1867 г., то мы и монастырские доходы станем оценивать по некоторым данным того же года. Но, читая государственную роспись доходов и расходов на 1867 год, мы находим, что в этот год назначалось: 1) на все министерство народного просвещения 7 255 814 р., 2) на все министерство юстиции 8 315 684 р., — там на 755 тысяч менее, а здесь на 315 тысяч более, нежели сколько получают в настоящее время монастыри» (Беседа. 1872. С. 68). 295 Лучше бы продать это благовонное миро и раздать бедным, не так ли? — вспомните эту евангелическую историю. — Достоевский имеет в виду евангельское предание о женщине из Вифании, которая незадолго до празднования пасхи возлила на голову Иисуса драгоценное благовонное миро. «Увидев это, ученики его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а меня не всегда имеете. Возлив миро сие на тело мое, она приготовила меня к погребению», (см.: Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 8-13). 296 Мы знаем, что еще при святом Феодосии, при самом основании Киево-Печерской Лавры… — Речь идет о Феодосии Печерском (ум. 1074), основателе и игумене Киево-Печерского монастыря. Имя Феодосия неоднократно упоминается в черновых материалах к «Бесам» и «Подростку». 297 Мы сообщили в свое время — общества любителей духовного просвещения.. — В 1872 г. в Петербурге был открыт Отдел Общества любителей духовного просвещения с правом свободного обсуждения на своих заседаниях различных церковных вопросов. Достоевский не раз посещал эти заседания. В начале 1873 г. состоялись три заседания, посвященные вопросу «о нуждах единоверия» (последнее — 28 марта 1873 г.). Отчеты о диспуте были опубликованы в «Гражданине» (см.: Гражданин. 1873. 22 янв. С. 92; 29 янв. С. 154–155; 5 марта. С. 284; 2 апр. С. 433–434). 298 …г-н Филиппов читал свое рассуждение — г-н Нильский предложил свои возражения… — Тертий Иванович Филиппов (1825–1899) — консервативно-славянофильский публицист, член кружка В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Какие же средства к тому, чтобы побеждать благим злое? Первое средство это - сделать какое-нибудь добро своему врагу. Раз к одному старцу пришли разбойники и сказали ему: " что у тебя есть в келии, мы все возьмем " И взяли все, забывши одно вретище. Старец достал это вретище, догнал их и, подавая им его, в свою очередь, сказал: " дети мои, вы забыли вот еще это " . Поступок сей так тронул разбойников, что они возвратили старцу все взятое у него, покаялись и сказали: " поистине, человек сей Божий есть " (Прол. Апр. 2, л. 5 на об.) Второе средство - смириться пред врагом. Два, епископа поссорились между собою. Один из них был богат, а другой беден. Богатый искал случая сделать зло бедному. Бедный, узнав об этом, сказал своему клиру: " мы победим его " . Клир отвечал: " кто может, владыко, устоять против него? " - " Подождите и увидите, " сказал им бедный епископ. И вот, когда богатый епископ шел в сопровождении множества народа, бедный епископ пал ему в ноги со всем клиром и воскликнул: " прости нас, владыко, мы рабы твои! " Тот, пораженный этим, сам пал к ногам бедного епископа и говорит: " ты мой владыко и отец! " И с того времени была между ними великая любовь (Луг дух., гл. 208). Третье средство - мысленное самообвинение перед врагом. Один инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы помириться с ним, но тот не принял его и дверей ему не отворил. Отвергнутый инок пошел после, сего к одному опытному старцу и сказал ему об этом. " Знаешь ли, сказал ему старец, отчего обидевший тебя брат, не захотел с тобою примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя; себя обвини, а его оправдай " . Инок поступил по совету старца, пошел к своему брату, и что же? Не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас и встретил его с распростертыми объятиями (Прол. Сент. 17). Четвертое средство - кроткое вразумление врага.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Князь сказал ей: " призови сюда сына твоего, про которого ты говоришь, что он свят. Пусть помолится за сестру свою; тогда я и отпущу ее " . Старица пошла к сыну и объявила ему волю князя. Сын-монах отвечал ей: " поверь мне, мать моя, что если и тебя князь убьет с твоей дочерью, то и тогда я не выйду из монастыря, ибо я умер миру " . После этого мать сначала долго умоляла сына, но потом, видя, что ничто не помогает, жестоко укорила его и затем все рассказала князю. Князь опять сказал ей: " приведи сюда сына твоего, монаха, которого ты сама же называешь святым " . Она отвечала: " Нет, Владыка, он не святой и не знает Бога; ибо я долго умоляла его пойти к тебе, но он сказал мне: " если бы и тебя с дочерью осудили на смерть, то и тогда я не пойду; ибо я прежде вас умер миру " . Князь удивился твердой вере инока и уверился в том, что он великий раб Божий. И сказал он матери: " поверь мне старица, если б ты привела сюда монаха, я ни за что бы не отпустил твоей дочери. А поскольку он не пришел сюда, я уверился, что он великий муж пред Господом. Возьми свою дочь и ступай с Богом. Я верю, что сын твой молится за меня " . А затем, братие, что когда мы пребываем в ожесточении и нераскаянности, предаемся страстям и порокам, повторяем одни и те же грехи и не каемся в них, тогда Ангел-Хранитель хотя и не оставляет нас вовсе, но, побуждаемый несовместимостью чистого естества своего со грехом, удаляется от нас так, что мы лишаемся его ангельского покрова. " Иже в вере, суть христианстей, всякому человеку дается от Бога Ангел, " как вы слышали; говорит св. Анастасий, но прибавляет к сему: " аще кто делы злы не проженет его " . И далее продолжает: " Яко бо пчелы дым прогонит, и голуби злый смрад: тако убо и хранителя живота нашего Ангела злые наши греси, пиянство и блужение, гневодержание и прочая злая дела, тии святого Ангела отдаляют от нас " (Прол. Апр. 20). То же говорит и самый Ангел Божий великому старцу Пахомию: " Кто чрез свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никаким образом ни стоять, ни пройти около не можем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Между тем, молившийся народ ждал Захарию и удивлялся, что он замедлил в храме, в святилище. Он же, вышедши оттуда, не мог говорить с народом и объяснялся знаками. Тогда все поняли, что ему было видение в святилище. По окончании дней службы своей в храме, Захария возвратился в дом свой. Когда Елисавета узнала о великой Божией милости к ним, она скрывала от людей свою радость со скромностью и благодарила Господа. ПРИМЕЧАНИЕ: Это священное событие описал в Св. Евангелии св. ап. и евангелист Лука. (Лук. 1, 5-25). Благовещение Пресвятой Девы Марии В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: " радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами " . Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: " не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца " . Мария в недоумении спросила Ангела: " как это будет, когда Я мужа не знаю? " Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово " . Тогда Мария со смирением сказала: " Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему " . И Архангел Гавриил отошел от Нее. Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников. Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Наконец, и еще приведен был к святителю юноша бесноватый. И как только Евтихий помазал и его святым елеем, то бес из юноши вышел. Теперь, боящиеся соборования, смотрите: семь раз святейший патриарх помазывал больных елеем, и во всех семи случаях получалось лишь одно исцеление. А отсюда вы и должны понять, что и соборование, где также больной помазывается св. елеем, не смерть должно принести, а выздоровление. Правда, впрочем, что многие из особорованных и умирают; но что же из этого? Ведь они большей частью умирают от того, что вы зовете соборовать их почти всегда уже в смертный час их. Тут уж соборование не виновато. А позовите вы священника в начале болезни: тогда дело было бы и другое. Итак, оставьте на будущее время заблуждение думать, что соборование смерть приносит, и смотрите на него иначе. Как же? А так, как учит смотреть на оное св. апостол Иаков, который говорит о соборовании следующее: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.» ( Иак.5:14, 15 ). И вот как говорит апостол, так на соборование и смотрите; и как учит он, так и поступайте. И тогда можете надеяться и на то, что молитва веры подлинно спасет болящего и воздвигнет его Господь. Аминь. 7-й день 224. Дорожим ли мы именем христианина (Из жизни св. мученика Каллиопия. Чет. Мин. апр. 7) В житии св. мученика Каллиопия, память которого Св. Церковь совершает 7-го апреля, между прочим пишется о том, что когда мучитель спросил Каллиопия, какого он рода, то мученик отвечал: «Рода я вельможеского и сенаторского; но почетнее всего для меня то, что я ношу имя христианина». И затем, за честь этого имени, Каллиопий принял сначала поругания и раны, а за ними и страшную смерть, быв стремглав распятым на кресте. Из этого повествования ясно открывается для нас, братие, то, что древние святые более всего дорожили именем христианина и готовы были положить за честь этого имени и самую свою душу. Сделаем же теперь, в наше назидание, сравнение в указанном случае древних христиан с нынешними и посмотрим: дорожат ли эти последние своим христианским именем так, как дорожили древние.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Однажды преподобный Даниил, проходя мимо некоторого места, увидел, что нисколько человек схватили и держат одного из монахов. Старец подошел к задержанному и спросил: " за что схвачен ты и какая причина твоего удержания? " Монах отвечал, что его обвиняют в убийстве человека, в чем он совершенно невиновен и ничего не знает. Тогда преподобный спросил: " где же убитый? " Ему показали. Тогда Даниил подошел к мертвецу и сказал всем бывшим при нем: " Помолимся! " Преподобный затем воздвиг руки к небу, и умерший тотчас воскрес. Авва сказал: " отвечай: кто тебя убил? " Оживший встал и при всех произнес: " вошедши в церковь, я дал довольно золота на сохранение одному из служащих в ней, а он, схвативши, убил меня, принес к монастырю и бросил. Но умоляю вас, возьмите у него мое золото и отдайте его осиротевшим моим детям! " После этого преподобный сказал: " ну, теперь спи до тех пор, пока Господь воскресит тебя в последний день " . К этому прибавлять нечего. Остальное понятно Само собою. Итак, грешники нераскаянные, не говорите: никто не видал, что я сделал и потому за сделанное мною мне ничего не будет. Пусть никто не видал злых ваших дел из людей, но зато видел их Бог всевидящий и правосудный и за все взыщет с вас. Господь, говорит слово Божие про таких, как все грешников, гневом своим смятет я и снесть их огнь (Пс. 20, 10), в тыя дни взыщут человецы, смерти и не обрящут ея и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Апок. 9, 6). - И там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13, 42). Аминь. К простолюдинам о том, что и они могут быть наследниками Царствия Божия (Слово от Патерика о видении отца Самуила. Прол. Апр. 14) К вам, простолюдины, будет сегодня слово наше и вот что мы скажем вам. Однажды преподобный Самуил, когда сидел с братиею, вдруг почувствовал себя в восторге и пал ниц. Через довольно долгое время он встал и начал горько плакать. Братья стали умолять его, чтобы он сказал им о причине своего плача. Долго он не отвечал им и, наконец, сказал: " я, братие, восхищен был на суд и видел множество народа, который шел в муку, и множество простолюдинов, шедших в Царство Небесное " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010