Глава XVII. Последование в одеяние рясы и камилавки §1. Монахи разделяются на три чина В одеяние. Монахи по одному наружному своему виду или одеянию разделяются на новоначальных, малосхимников и великосхимников. Такое разделение достойно похвалы: ибо конец совершенства, до которого иноки восходят опытами благочестия, достигается тремя степенями, – то есть начинающих, совершенных и совершеннейших. Новоначальные, по своему имени, поставляют себя в числе начинающих; малосхимники, превзошедши новоначальных, преуспевают в исполнении добродетелей всякого рода, и потому суть совершенные; из них состоит большая часть монашествующих; а великосхимники, как пребывающие в ангельском жительстве, стараются достигнуть самой высокой степени совершенства подвигами богомыслия и продолжением строжайшей жизни, и потому суть совершеннейшие. Первые из них, в обыкновенных разговорах, именуются простыми монахами, а третьи – схимниками. §2. Ряса монашеская Рясы. Ряса, по-гречески ρσον или ρ α«χος, значит одежда презренная, опущенная, нестянутая и неопоясываемая; происходит от глагола ρ α»σσω растерзываю, сморщиваю. Отсюда монахи первой степени в некоторых местах называются ρ ασοφο«ροι рясоносители и ρ αχενδυ»ται одеянные в рясу (ρ ασοφορειν и ρ αχοφορειν имеют одно значение). Почему и священническая верхняя одежда, как опущенная, нестянутая и неопоясываемая, есть ряса. §3. Монашеский чин есть чин ангельский Во ангельском сем жительстве. Все три степени монахов называются именем ангельского жительства. Афанасий в письме к Аммону говорит: «два суть чина и состояния в жизни: одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, то есть супружество; другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, то есть девство или состояние иноческое». Василий Великий в слове о подвигах иноческих (лист 164): «ты же небесных жительств любителю, ангельского жития купец» и проч. – Вальсамон на послание Василия в Амфилохию: «должно опасаться, чтобы кто, приняв ангельское житие поневоле, не обратил в посмеяние сего страшного и святого образа». §4. Камилавка

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

В настоящем правиле говорится в существенном то же самое, что Василий Великий , в своем послании к хорепископам, иначе 89-м правиле, говорит об избрании и поставлении пресвитеров и других клириков. Все духовенство (παν τ ερατεον) должно согласиться и выбрать (συμφωνειν και αιρεσθαι) лицо, долженствующее быть рукоположенным; когда данное лицо получит голоса всех членов духовенства подлежащей церкви, тогда епископ подвергает его испытанию (δοκιμζειν) с целью лично убедиться, достойно ли оно чина. Если и епископ убедился в достоинстве кандидата и согласен, следовательно, с мнением духовенства, тогда он приступает к рукоположению его, притом в середине храма (ν μση τη εκκλησα) и в присутствии народа (παρντος του λαο), дабы, когда епископ возгласит, что кандидат достоин священнического чина, и народ мог подтвердить это (ει και ο λας δναται αοτω μαρτυρεν). Итак, дабы кандидат священства мог удостоиться рукоположения, надлежит, по правилу, чтобы духовенство данной церкви пришло к соглашению и избрало кандидата, затем, чтобы местный епископ испытал и утвердил избрание, и чтобы, наконец, в самый момент рукоположения, народ в церкви своим голосом засвидетельствовал, что провозглашаемый епископом, как достойный кандидат, действительно достоин рукоположения. это так должно быть, говорит правило, «чтобы не последовало некоего уклонения от правого пути» (να μ περιδρομ τις γνηται), Τ. е, дабы не случилось какого-либо обмана при рукоположении и не стал священником недостойный кандидат. Требуя, чтобы рукоположение совершалось явно, правило воспрещает совершать оное тайно: κειροτονα δ λαθραως μ γινσθω. Предписание это ведет свое происхождение еще из первых веков церкви, его уже находим и в Апостольских постановлениях (VIII, 4); и поскольку оно касалось рукоположения пресвитеров и диаконов, постольку еще более касалось хиротонии епископов. Григорий Богослов , в споре ο константинопольской кафедре, обвиняет Максима Константинопольского больше всего в том, что он не рукоположен во епископа публично в церкви перед народом, а в частном доме, служившем местом для увеселений (χοραυλου λοπρν οικητριον) 145 . Το же самое говорит Сократ об Урсине, стремившемся отнять у Дамаса римскую кафедру, что он рукоположен противозаконно ουκ εν εκκλησα, αλλ» εν ποκρφω τπω 146 . И это общее предписание церкви вошло впоследствии в архиерейский чин хиротонии, что епископ должен возгласить, что кандидат священства достоин рукоположения, на что, после священных лиц, присутствующий в церкви народ вкупе с певцами отвечает: ξιος, достоин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Разделы портала «Азбука веры» О необходимости клирикам соблюдать супружеский пост перед совершением Таинства Евхаристии. Иподиаконы, прикасающиеся к Священным Тайнам, диаконы и пресвитеры, а также епископы, по своим определениям, пусть воздерживаются от жен, должны быть, как не имеющие ( 1Кор.7:29 ). Если они не станут этого делать, да будут отстранены от церковной должности. Остальных же клириков к этому не принуждать, разве только в преклонном возрасте. Впрочем, в каждой Церкви должно соблюдать принятый в ней обычай. Αρλιος πσκοπος επε Προστθημι, δελφο τιμιτατοι, πρς τοτοις, ν τ ναφρεσθαι νεκεν γκρτειας τς περ τς δας γυνακς τινων τν κληρικν, ξαιρτως ναγνωστν, τ ν διαφροις συνδοις βεβαιωθν, στε τος ποδιακνους τος τ ερ μυστρια ψηλαφντας κα τος διακνους, κα πρεσβυτρους, λλ κα πισκπους, κατ τος δους ρους κα κ τν συμβων γκρατεεσθαι, να ς μ χοντες σιν περ ε μ ποισωσι, το κκλησιαστικο ποκινηθσι καθκοντος τος δ λοιπος κληρικος πρς τοτο μ ναγκζεσθαι, εμ ν προβεβηκυ κερ. π πσης λχθη τς συνδου περ μετρα γιωσνη δικαως θμισεν, εροπρεπ ντα κα θερεστα, βεβαιομεν. Толкования Зонара . И это правило дает постановление о том, чтобы лица, прикасающиеся к святым Тайнам, воздерживались от своих жен, – и говорит, что иподиаконы, и диаконы, и пресвитеры должны воздерживаться от своих жен, когда прикасаются к божественным Тайнам, и приводит Апостольския слова, говоря, да и имущии, якоже неимущии будут (1Kop.7:29), то есть в то время, когда совершают таинства; а если не делают так, говорит, то должны быть удалены из церковного чина; ибо словом καθκον здесь называет чин и честь. Прочие же причетники да не принуждаются к сему, разве в преклонных летах, разве только будут в весьма преклонном возрасте; ибо слово: κερα значит возраст, то есть, разве будут весьма стары; ибо достигшие глубокой старости должны быть целомудренны. По словам Василия Великого воздержание стариков даже не может быть и названо целомудрием, ибо он говорит: целомудрие в старости не есть целомудрие, а безсилие к невоздержанию, кто и в старости не хранит целомудрия, тот весьма невоздержен; а клирик не должен быть таковым.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Что есмь, сынове, преже слышав от ваших послов, что деи некотории суть в вас от супостата врага диавола, еже от многых того сетей, пропинаемых от искони на род человечьский, а паче на хрестьанскый, и того же запятием и злоухищрением, слышах, некоторых в вас помраченных, зовемых стриголником, и от хрестьаньства отпадающих и в ров погыбели низпадающих: и от тех падений и от помрачении духовных очию, богу ведущу, с коликом рыданием преже писах вашей любви, ради тех стриголникох уверения и познаниа и обращения к богу, в православие истинное. И пишете ми, сынове, со своим послом с посадником Феодорем, что есте, по моей грамоте, тех стриголников обыскали и показнили: и о том вашем крепком благостоании, еже о благочестии божия закона, великое ваше православие благодарю, и благословляю и непреложне и крепце тако о том стояти, и тех помраченных к свету и к истинне богоразумия възводяще, якоже и божествении мученици о вере о истине свои крови пролиашя, и неверных царей мучителей к Христу приведоша. А что пишете, что инии ти стриголници побегали; а котории осталися, а про тех пишете, что те деи таки дьавольскым запятием, яко диаволу в них въгнездившуся, и те деи к своему хрестьанству истинному и к вере православней таки не дръзають чисте зрети, и смотрити, и веровати, ни к отпем духовным на покаянна приходити, а еще и хулу глаголюще на чин великаго божиа священьства: и преже убо пространне о семь писах вашей любви, еже того общаго врага диавола поучение бысть, еже како нашего праотца Адама из рая изгнана показа, и того же запятием Иуду ученика предателя сыну божию введе, и того же паки запятием израильтескыя они люди той враг дьавол на своего творца въскую шататися створи. А как ми пишете о тех помрачении, что как тие стриголници, отпадающеи от бога и на небо взирающе беху, тамо отца собе наричают: а понеже бо самых того истинных еуаггельскых благовестей и преданей апостольскых и отеческых не верующе, но како смеют, от земли к въздуху зряще, бога отца собе нарицающе, и како убо могут отца собе нарицати? А убо ослепи их помрачение их. А весте, еже не аггелы бог сведе роду человечьскому на исправление, но человек достоверных, святителей и архиереи постави, и иереи, и свою власть от апостолов тем дарова; и се пакы и по божественому писанию весте от апостол, еже бог нашь на небеси и на земли. И котории тие стриголници, от своего заблужениа, не имут чисте веровати православия истинаго, ни к божьим церквам, к небу земному, не имуть быти прибегающе, и на покаяние к своим отцем духовным не имуть приходити: и якоже убо преже к вам писах, и ныне пишу, удаляйте собе от тех в ястии и питии, и казньми (толико не смертными, но внешнеми казньми и заточении) приводяще тех, да будут в познание и обращения к богу, и никако да будут тие попущени в вас, яко плевелы посреди пшеница.

http://sedmitza.ru/lib/text/433562/

В ЧЕМ ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ, И ХРАНИМ ЛИ МЫ ЕГО? «Но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема  да будет» ( Гал.1, 8 ). «Еретика человека по первем и вторем отрицайся» ( Тит.3, 10 ). В первый воскресный день Великого поста наша Св. Православная Церковь радостно празднует «торжество Православия» – победу чистого и неизвращенного  православного  христианского учения над всеми его извращениями, отступлениями от него и заблуждениями – злочестивыми лжеучениями, ересями и расколами. Установлено это торжественное празднование еще в IX столетии – по поводу окончательного ниспровержения последней страшной ереси, колебавшей тогда Церковь , – ереси иконоборцев и возстановления иконопочитания, каковое событие произошло в 842 году по Р. Хр. в Византийской империи при Феодоре, «святой и блаженнейшей царице» и патриархе Константинопольском св. Мефодии. С тех пор и было принято Св. Церковью в этот первый воскресный день Великого поста после окончания часов или пред окончанием Божественной литургии совершать в кафедральных соборах особенный, весьма величественный и глубоко-назидательный и умилительный «Чин Православия». Этот чин состоит из молебного пения об обращении к истинной вере и Церкви всех отступников и заблудших, об утверждении во св. Православии верующих и провозглашении грозной  «анафемы»   (по ясно-выраженной в 1 Коринф. 16, 22 заповеди св. Апостола) всем упорствующим лжеучителям и отступникам,  «вечной памяти»  – всем почившим исповедникам и борцам за истинную веру и многолетия  – всем здравствующим ревнителям и за защитникам истинной веры и Церкви. Какое значение имеет этот чин, и чем нам так дорого истинное Православие? Чин этот и всегда имел, а в нынешние исключительно тяжкие для Св. Православия времена имеет сугубое  по своей важности, чрезвычайное значение. Ведь  Православие   (что мало кто в наше время знает и понимает)  есть не что иное, как сохраненное во всей чистоте и неповрежденности подлинное учение Христово, изложенное св. Апостолами в книгах Священного Писания, разъясненное и тщательно-истолкованное их законными преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами в Священном Предании, свято и неизменно-хранимом только одной нашей Восточной Церковью, которая потому и доныне одна лишь, по всей справедливости, именуется «Церковью Православною».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово, в котором рассказал о совершаемом чине. 2 мая. ПРАВМИР.  Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.ru . При пении Херувимской песни был вынесен алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира). В Царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола. После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово, в котором рассказал о совершаемом чине. «Миро есть вещественный носитель невещественной Божественной благодати — той самой, которая в день Святой Пятидесятницы в виде огненных языков снизошла на святых апостолов и от них преемственно передается через епископов и священников всему народу Божиему из поколения в поколение. Этим видимым знаком благодати, дарованной нам в день Пятидесятницы, и является святое миро», — сказал Патриарх. Предстоятель рассказал, что в Храм Христа Спасителя был принесен особый сосуд — алавастр. В нем хранится древнее миро от самых апостольских времен, и всякий раз, когда освящается новое миро, из этого алавастра вливается частица древнего мира. При пении тропаря Пятидесятницы Патриарх влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое будет передаваться во все епархии Московского Патриархата. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног. По образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей, Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божию.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-osvyat...

В Ново-Тихвинском монастыре в Екатеринбурге совершен чин присоединения к Православию Екатеринбург, 27 января 2005 г. Недавно в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинской женской обители состоялось знаменательное событие: впервые с начала возрождения монастырской жизни был совершен чин присоединения к Православию. Для прихожан храма и сестер обители это событие стало поистине духовным торжеством, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Во все века святые отцы единодушно признавали, что спасение, то есть возвращение истинного, утерянного после грехопадения, общения с Богом, возможно только в лоне Православной Церкви, содержащей свое учение неповрежденным еще с апостольских времен. Лишь в Православии сохраняется неизменность догматов, преемственность апостольского рукоположения во священство, полнота всех Таинств, через которые подается верующим благодать. Все святые отцы признавали уклонение в ересь или раскол тяжелейшим, смертным, грехом, то есть грехом, не уврачевав который при жизни решительным покаянием, человек уже навечно лишается надежды на спасение, не может получить помилование и по молитвам Церкви. Вот потому-то столь светел и радостен был для всех прихожан день, когда в монастырском Александро-Невском храме был совершен чин присоединения к Православию. Событие это, несомненно, запомнится многим. Жизненный путь брата Валерия был не из легких. Крещеный в младенчестве в Православной Церкви, он с возрастом обратился к баптизму и долгие годы был членом баптистской секты. Однако постепенно, скорее сердцем, чем умом, стал чувствовать некую неудовлетворенность, голод по истинно духовной жизни. Весной 2004 года он пришел в Александро-Невский собор, познакомился с одним из его клириков, священником Игорем Бачининым, беседовал с ним о вере. А потом стал ходить в храм уже постоянно: расспрашивал священников, много читал, помогал в библиотеке, принимал участие в субботниках. Постепенно у Валерия появилось и окрепло внутреннее осознанное желание – вновь возвратиться в Православие, начать вести серьезную духовную жизнь.

http://pravoslavie.ru/12496.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Собрание трудов выдающегося литургиста Н. Д. Успенского: Том 1. Православная вечерня: Историко–литургический очерк От издательства Материалы к изучению научного наследия и жизни профессора Н. Д. Успенского Введение Православная вечерня: историко–литургический очерк Чин всенощного бдения (Η γρυπνα) на православном Востоке и в Русской Церкви Предисловие Глава первая. Панихида и агрипния Глава вторая. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения. Глава третья. Чин всенощного бдения в период действия иерусалимского устава в палестинских и прилегающих к Палестине монастырях Глава четвертая. Всенощное бдение в период повсеместного распространения Иерусалимского Устава на православном Востоке. Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Глава шестая. Чин всенощного бдения в Русской церкви Заключение Том 2. Византийская литургия: историко-литургическое исследование М.С. Желтов. Предисловие Византийская литургия: историко–литургическое исследование Предисловие Глава первая. Литургия до VI века (условно) Глава вторая. Антифоны, малый вход и Трисвятое Глава третья. Великий вход Глава четвертая. Целование святых (поцелуй мира) Глава пятая. Из истории молитвы «Никтоже достоин» Анафора: опыт историколитургического анализа Глава первая. Евхаристия в век апостольский Глава вторая. Анафора в доникейский период Глава третья. Анафора Василия Великого, Иоанна Златоуста и римо–католическая Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Том 3. Статьи разных лет Раздел первый. Православная литургия: историко–литургические исследования Тайная Вечеря и Трапеза Господня Молитвы евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной литургии) Литургия преждеосвященных даров: историко–литургический очерк Спасающие и освящающие действия Божии через святого Духа в богослужении и таинствах

http://pravbiblioteka.ru/book/vechernya-...

первоначально V. было, по-видимому, центральным обрядом. В письме 392 г. папы Сириция епископам Галлии (Ep. X. 1. 3-4) упоминается вручение епископом деве покрывала, напоминающего брачное (PL. 13. Col. 1182c - 1184a). О покрывале пишет и папа Иннокентий I (Ep. II 13//PL. 20. Col. 478b - 479a). Возложение покрова при посвящении дев совершалось не только в Риме - о V., сопровождавшемся епископским благословением, пишет свт. Амвросий Медиоланский ( Ambros. Mediol. Ep. 19. 7; др. раннее свидетельство о совершении обряда в практике Милана - эпитафия 409 г. (DACL. Vol. 15. Col. 3191)). Молитвы рим. чина посвящения дев сохранились в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв.- Веронском Сакраментарии (раздел XXX и др.; см.: Sacramentarium Veronense/Ed. L. C. Mohlberg etc. R., 1955-1956), Геласия Сакраментарии (PL. 74. Col. 1152b - 1156a, 1471, 1574) и Григория Сакраментарии (PL. 78. Col. 174b - 174d); многие из этих молитв сохраняются в католич. практике до наст. времени. В галликанских памятниках Каролингской эпохи появляются новые молитвы, а также формула при передаче плаща (traditio pallii) посвящаемой: «Accipe, puella, pallium» (Приими, дщерь, плащ) (Missale francorum/Ed. L. E. Mohlberg. R., 1957. N 48, 15). В Романо-германском Понтификале X в. представлены подробные церемониалы посвящения девы, к-рая будет жить в миру (впосл. этот обычай вышел из практики), и девы, к-рая будет жить в мон-ре; посвящение происходило во время мессы, и обряд V. являлся одной из составляющих чина (Le Pontifical Romano-Germanique du dixième siècle/Ed. C. Vogel, R. Elze. Città del Vaticano, 1963). След. этап развития лат. чина посвящения дев отражен в Понтификале Гийома Дюрана XIII в. (Le Pontifical Romain au Moyen-Age. Vol. 3: Le Pontifical de Guillaume Durand/Ed. M. Andrieu. Città del Vaticano, 1940); практически в том же виде, что и в этом Понтификале, чин вошел и в тридентский (т. е. вышедший после Тридентского Собора) Понтификал (editio princeps: Pontificale Romanum. R., 1595-1596), использовавшийся в католич. Церкви до 60-х гг. XX в. После первой мировой войны в католич. Церкви усилилось движение за возобновление жен. служения в миру. Однако подготовленный в 1927 г. проект был отвергнут, а папа Римский Пий XII констатировал в Апостольской конституции Sponsa Christi (21. 11. 1950), что обряд посвящения дев по-прежнему совершается только в мон-рях (AAS. 1951. Vol. 43. P. 5-24). В Конституции Sacrosanctum concilium , принятой на Ватиканском II Соборе (4. 12. 1963), уже содержалось указание, что чин посвящения дев должен быть реформирован (N 80). Новый измененный чин, содержащий, в частности, и V., был опубликован при папе Павле VI (1970). В чине церковного благословения брака

http://pravenc.ru/text/150045.html

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Церковный чин Описание чина 1. Аколуф От греч. ακολουος – спутник. В обязанности входила помощь принимать Жертвенные Дары – хлеб и вино, соблюдение чистоты священных сосудов. По некоторым данным исполняли также обязанности свещеносцев (лампадариев), и составляли почетный караул епископа. 2. Апокрисиарий От греч. ποκρισιριος – приносящий ответ. Представитель патриарха (Римского, Александрийского, Антиохийского или Иерусалимского), постоянно находившийся при царском дворе для объяснений по делам своей церкви и патриарха с царской властью. 3. Герменевт В обязанности этого чина входил перевод Священного Писания и поучения предстоятеля во время богослужения там, где общины были смешанными греко-латинскими по языку или в их состав входили люди, державшиеся местных языков и не владевшие классическими языками. Возможно, что эта должность выросла из харизматического истолкования пророческих речей апостольского века. 4. Диаконисса Греч. Διακνισσα. Чин, в который поставлялись женщины. Обязанностью диакониссы было несение определенного служения в церкви. Греч. Υποδικονος. Служащий, как правило, при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывая ему руки, поднося Чиновник архиерейского богослужения, облачая и совершая некоторые другие действия. 6. Копиат (фоссор) Обязанностью этого чина было погребение мучеников и всех усопших в христианской вере. 7. Начальник благотворительных заведений На эту должность назначали диаконов и пресвитеров. Чин появился в IV beke. 8. Остиарий (привратник) Греч. υρωροι. В обязаности остиария входило открывание и запирание дверей церкви, в числе прочего следя за тем, чтобы некрещённые не присутствовали в церкви во время Евхаристического канона. 9. Параекклисиарх Греч.: παραεκκλησιαρχης от παρ + εκκλησα + ρχς – «около» + «церковь» + «глава», «начало»=«около-церквеначальник»; церковнослав.: кандиловозжигатель), также параэклизиарх, параекклесиарх и т. д. – церковнослужитель, упоминающийся в уставе. Готовит воду, вино, просфоры, испрашивает благословение у настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях.

http://azbyka.ru/shemy/tserkovnye-chiny-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010