Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Правда ли, что после таинства Соборования человек вскоре умирает? 3 мин., 18.03.2022 Нет. Представление о том, что соборование — семикратное помазание освященным маслом — совершается над тяжело больным человеком в преддверии его возможной кончины сформировалось с течением времени и не соответствует изначальному смыслу таинства. Последнее имеет евангельское происхождение, т. е. было установлено Самим Господом Иисусом Христом, и изначально совершалось над больными людьми для их исцеления. Из Евангелия от Марка мы узнаем, что апостолы, будучи посланы Христом для благовествования, пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли  (Мк 6:12–13). А апостол Иаков дает конкретную инструкцию, что нужно делать в случае болезни: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему  (Иак 5:14–15). Кстати, этому отрывку таинство Соборования обязано своим названием — апостол указывает, что таинство совершается несколькими священниками, т. е. соборно. Другое его название — елеосвящение, от греческого слова елей, т. е. масло . Чин таинства Соборования развивался постепенно. В первые века он представлял собой благословение масла с чтением специальной молитвы и его последующее использование для помазания больных. Поначалу таинство совершалось на дому, куда по просьбе болящего приходили священники. Однако с VI века его совершение перемещается в храмы, а чинопоследование усложняется, в него входят другие молитвословия, а также чтения из апостольских посланий и Евангелия. Наконец, к XV веку богослужебный чин Соборования сформировался в привычном нам виде. Откуда же взялось мнение, что соборование совершается только перед смертью? Судя по всему, оно имеет западное происхождение. Вплоть до Второго Ватиканского Собора (1962–1965) в Католической Церкви Соборование называлось Extrema Unctio, или «последнее помазание», поскольку занимало последнее место в перечне других помазаний, совершаемых, например, во время крещения или при рукоположении в священный сан.

http://foma.ru/pravda-li-chto-posle-tain...

Так заповедует Ап. Петр, умолявший пастырей пасти стадо Христово, а пасомых – подчиняться пастырям. Неужели он противоречил себе, называя всех – царственным священством, т. е. священниками? Нет, заповедь подчинения пастырям – не противоречие заповеди о построении из себя верующими «духовного дома» и тем более «царственного священства» и «народа святого», а необходимое дополнение. Ибо и обыкновенное каменное здание не строится без архитекторов или зодчих, тем более не может строиться и существовать здание духовное. Точно также и народ святый могут составить не овцы «изнуренные и рассеянные», но только собираемые и охраняемые пастырями. Так выходит по Евангелию, которому в данном месте точно следовал апостол. А вот и заповеди другого апостола, с совершенной ясностью раскрывшего отмену ветхозаветного культа, священства и закона о нем: «Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания неуклонно». ( Евр.10:21–23 ). «Не будем оставлять собрания своего (πισυναγωγ) как есть у некоторых обычай» ( Евр.10:25 ). «Мы имеем жертвенник (θυσιαστριον) от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). И заповеди этого апостола свидетельствуют, что ветхозаветный культ и священство, потерявшие значение для «Нового Израиля» не осталось ничем не замененным. Напротив, и у Нового Израиля есть синагога 64 , жертвенник, Великий Архиерей. Есть и «игумены» или вожди, пасущие Нового Израиля. И вот, понимая так рассматриваемые заповеди двух —90— первоверховных апостолов, мы не видим никакого противоречия в положениях: а) церковь есть царственное священство и б) в церкви есть особенный чин священников – иерархи, поставляемые в этот чин особым благодатно таинственным актом – хиротониею. Впрочем, мы не считаем нужным предпринимать дальнейших усилий в защиту верности своего взгляда на отношение этих апостольских заповедей, а считаем более важным привести на память один из древнейших чинов совершения новозаветной жертвы, из которого можно видеть, как в действительности, т. е. самым делом, церковь исполняла эти апостольские заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так поступили Кирилл и Мефодий с нашими предками. Так поступали мы с уверовавшими японцами. Этот же принцип должен остаться в силе и в том случае, если язык каждого народа, подчиняясь законам эволюции, настолько убежит от своего корня, что потеряет свой первоначальный смысл и обратится в язык коринфских глоссолалов по своей неудобовразумительности. Правда церковное воспитание и жизнь на строго церковных началах могла бы превратить богослужебные символы в знакомые ноты, по которым религиозно настроенная душа свободно и легко воспевала бы мелодии своей любви к Богу и Его правде. Однако, печальная действительность побуждает поставить на разрешение следующую дилемму: что легче: научить современное светское общество древне-славянскому языку или этот язык приблизить к господствующей в современном обществе литературной речи. В заключение мы должны указать на два требования, которым должен удовлетворять богослужебный чин с апостольской точки зрения: во-первых, он должен быть выражением пневматического воодушевления как в своем содержании, так и в своих исполнителях и, во 2-х, он должен быть выражением православного сознания Церкви. Для удовлетворения первого требования рекомендуется всем членам Церкви ревновать о духовных дарованиях. А так как каждому дано проявление Духа на пользу, то это значит: не угашать Духа, пламенеть Духом, или, что – тоже, возводить себя в то состояние религиозной напряженности, когда от избытка воодушевленного сердца заговорят уста во славу Бога и Христа Его. Со стороны содержания богослужебный чин представляется, таким образом, постоянно обновляющимся из источника святого вдохновения. Чтобы удовлетворить второе требование необходимы два условия: объективный критерий религиозной истины с апостольским авторитетом и церковная цензура. Первый дан в словах: «никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ). Вторая предоставлена Церкви в словах: «И пророки пусть говорят двое и трое, а прочие пусть рассуждают» ( 1Кор. 14:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такое же положение в жизни церковной занимает Церковный Устав. Обнаруживается полное незнание и непонимание не только мирянами, но и значительной частью священства, Церковного Устава, а следовательно и церковных обычаев. Церковь  – образ Царства Божия на земле. Богослужение – средство для осуществления назначения Церкви, это – единение со Христом и во Христе посредством молитвы и таинств. Естественно, что к достижению одной цели нужно итти одним путем и пользоваться одними средствами. На этом основании все Архипастыри и Пастыри Церкви обязаны иметь общий чин богослужения, который должен исполняться всеми неизменно. Устав Церковный – апостольское предание, которое, как мы говорили выше, имеет такое же значение, как Св. Писание, о котором тайнозритель Св. Апостол Иоанн Богослов пишет: «если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы... и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде» (Ап. XXII, 18–19)  14 . Отсюда вытекает положительная необходимость точного выполнения Устава о том, когда полагать на себя крестное знамение, поклоны поясные или земные, когда преклонять главу и колена, когда можно сидеть, как и когда стоять, когда возжигать светильники и гасить, как соблюдать посты и т. п. Только в таком случае, когда едиными устами и единым сердцем будем славить и воспевать всесвятое имя Божие, мы незримо и неприметно для себя соединимся со Христом, Который обещал нам: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» ( Mф. XVIII, 20 ). Повторяем, в настоящее время личное произволение Архипастырей и пастырей определяет состав и чин церковного Богослужения, а по примеру предстоятелей, личный элемент внесли миряне в отношение свое к храму, на который смотрят, как на место личной молитвы. Отсюда возникло совершенно нелепое обыкновение преклонять колена, падать ниц в такие моменты церковного богослужения, когда верные призываются к славословию и духовному ликованию или во время песнопений, по своему содержанию не имеющих молитвенного значения: как, символ веры и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И этой чудной молитве неповторяемого исторического момента спокойно внимали простецы, чтобы обняв своим верующим сердцем слово практической мудрости и объективного значения христианских истин, выразить свое единомыслие единодушной формулой: аминь. Казалось бы, зачем писать устав такому собранию, где богослужение совершалось как бы Самим Духом Святым?! Однако, он понадобился, и апостольская власть предъявила этому собранию категоричное требование: «вся же благообразно и по чину да бывают», определенно указав и на происходившее бесчиние. Так, например, восторги глассолалов не всегда находили истолкователей и были для общего собрания медью звенящею, кимвалом бряцающим, звуком без определенного смысла. Апостол не знает непонимаемых церковью символов, хотя бы они были непосредственно ясны говорящему и назидали его, открывая ему тайны ( 1Кор. 14:4 ); поэтому он категорично запрещает: «если не будет истолкователя, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу ( 1Кор. 14:28 ). Таким образом чин богослужения должен служить целям общецерковного сознания, а не быть выражением личных неподдающихся определению переживаний: «в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке». ( 1Кор. 14:19 ). Любовь , поглощающая эгоизм, должна подчинить все личное, индивидуальное – церковному. Пусть глоссолал в своей пневматической восторженности стоит пред Богом и постигает тайны. Но если он не думает приобщать к своей радости всю Церковь , и она безмолвствует не понимая его, зачем ему фигурировать с даром необычного говорения? Ведь без любви он – медь звенящая, ничто! Вот апостольская заповедь христианскому богослужению: в нем все должно быть ясно и общепонятно, все должно назидать, увещать и утешать, а не стоять неразгаданным сфинксом пред лицом церковного собрания. Этим путем до сих пор шла греко-восточная Православная Церковь , дозволяя, в противоположность римскому католицизму, каждому народу воспевать в Церкви Господа на своем родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наконец, недостаток веры предполагается и в новообращенных – неофитах. Апостол Павел писал Тимофею о епископе, что тот не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом ( 1Тим. 3:6 ). 80-е апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится». Согласно 2-му правилу 1 Вселенского Собора, эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с 3-м правилом Лаодикийского Собора – на все священство вообще: «Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический». Недостаток твердости христианской веры можно подозревать и в том, кто не смог обратить всех своих домашних, ибо, по слову апостола Павла, епископом можно ставить того, кто детей имеет верных ( Тит. 1:6 ). 45-й канон Карфагенского Собора гласит: «Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами». Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. Вера без дел мертва – учит апостол Иаков (2:20). Поэтому 12-е правило Лаодикийского Собора требует: «Епископов… поставляти на церковное начальство… таких, которые с давняго времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову». Тяжкие грехи, виновные в которых в Древней Церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству, даже если они совершены были единократно. К таким грехам относятся убийство, кража, гробокопательство, святотатство (Григ. Нисск. 6); блуд, прелюбодеяние, содомия. Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас. Вел. 43; Григ. Нисск. 5). 61-е апостольское правило гласит: «Аще верный обвиняем будет в любодействие, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир». От служителей Церкви требуется смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан ( Тит. 1:7–8 ). В отличие от таких грехов, как убийство или блуд, в данном случае препятствием к поставлению является не единократное совершение действий, за которые можно справедливо укорить в гневе, корыстолюбии или иных подобных пороках, но, когда это страсть, от которой не освободился кандидат священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но наипаче Христова Церковь нуждается в содействии ей духовно-нравственных сил в борьбе с ее врагами. К разряду этих сил принадлежит Братство св. Петра митрополита, учрежденное для ослабления раскола. Вот уже пятнадцатый год оно служит этому святому делу и, благодарение Господу, служит не без успеха, как это доказывается множеством изданных Братством книг, руководствующих к правильной борьбе с расколом, и распространением их в огромном количестве. Помолимся Господу, Главе святой Церкви, чтобы, укрепляемое Его благодатию, при молитвенном содействии святителя Петра митрополита, оно неослабно и с возрастающим успехом продолжало трудиться в пользу Церкви, дóндеже вси уклонившиеся от нее достигнут в соединение православной веры и возвратятся в матернее лоно святой Церкви. Ветер лжеучений Чтобы надлежащим образом выразуметь смысл этих апостольских слов, должно иметь в виду связь их с ближайшими предшествующими стихами. Перед этим Апостол сказал об учреждении Христом в своей Церкви пастырского чина. Христос поставил в своей Церкви одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями. Для чего поставил? «Для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в зрелость мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Видите, братие, какое великое значение имеет служение богопоставленных пастырей и учителей в Христовой Церкви: под их руководством созидается тело Церкви, так чтобы члены Церкви в составе ее представляли единое целое, как тело. Под их руководством члены Церкви направляются к единству в вере и познании Сына Божия, к достижению свойственной мужескому возрасту зрелости духовных сил, так чтобы в совокупности своей они наконец доросли до духовного совершенства человечества Христова. Но сказав сие, Апостол присовокупляет: «дабы мы не были более младенцами колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (ст. 14). Из сопоставления сих апостольских слов с предыдущими видно, что если с одной стороны для Церкви Христовой имеет величайшую важность чин богопоставленных пастырей и руководителей, с другой стороны весьма опасно оставаться без этих учителей и руководителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Тот же апостол писал критскому епископу Титу: « Для того я поставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит 1,5). Эти цитаты являются прямым свидетельством концепции апостолов относительно института епископства, выдвинувшего его над всеми остальными видами харизматического служения в Древней Церкви, поскольку именно епископат был избран апостолами для ношения апостольского преемства в Церкви. Подтверждение этого находится в свидетельстве апостольского ученика, римского епископа Климента в его послании к Коринфянам, где, между прочим, ясно говорится о получении епископами преемства от апостолов.  Его аргументация основана на заключении о том, что Церковь живет любовью, как единое тело Христово, члены которого вверяют свою волю в руки Божии и повинуются друг другу. Поэтому «отставка добросовестных и верных епископов - это тяжких грех» (40-44 гл.), поскольку избранные Христом апостолы назначили первых епископов и передали им служение. При внимательном и беспристрастном прочтении становиться понятно, что Климент, подчеркивая значимость назначения епископов со стороны апостолов, подчеркивает и значимость института епископов как их преемников. Его учение об апостольской преемственности становится особенно понятным из следующей цитаты: «Чин священнослужителей в Церкви установлен Христом: епископы и диаконы поставлены апостолами. Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявши повеление, апостолы... пошли благовествовать наступающее Царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, после духовного испытания поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит пророчество: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере (Ис. 60:17)» (42 гл.).

http://bogoslov.ru/article/292159

Чтобы надлежащим образом выразуметь смысл этих апостольских слов, должно иметь в виду связь их с ближайшими предшествующими стихами. Перед этим Апостол сказал об учреждении Христом в своей Церкви пастырского чина. Христос поставил в своей Церкви одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями. Для чего поставил? «Для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в (зрелость) мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:12,13 ). Видите, братие, какое великое значение имеет служение богопоставленных пастырей и учителей в Христовой Церкви: под их руководством созидается тело Церкви, так чтобы члены Церкви в составе ее представляли единое целое, как тело. Под их руководством члены Церкви направляются к единству в вере и познании Сына Божия, к достижению свойственной мужескому возрасту зрелости духовных сил, так чтобы в совокупности своей они наконец доросли до духовного совершенства человечества Христова. Но сказав сие, Апостол присовокупляет: «дабы мы не были более младенцами колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф. 4:14 ). Из сопоставления сих апостольских слов с предыдущими видно, что если с одной стороны для Церкви Христовой имеет величайшую важность чин богопоставленных пастырей и руководителей, то с другой стороны весьма опасно оставаться без этих учителей и руководителей. Без их руководства или вследствие пренебрежения их руководства христианину грозит опасность остаться младенцем, колеблющимся и увлекающимся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения. Младенческий возраст представляет достолюбезныя, достойные подражания качества, к числу которых относится доверчивость: младенцы ни в ком не подозревают злых умыслов, всякому верят. К сожалению, доверчивостию младенца могут злоупотреблять и злоупотребляют люди коварные и злонамеренные. Таковые, конечно, поступают бесчестно, вводя в обман доверчивых младенцев, – но доверчивость оттого, что ею злоупотребляют, не перестает быть достолюбезным свойством в физических младенцах и не может быть поставлена им в вину. Нельзя этого сказать о людях, находящихся в зрелом физическом возрасте, но коснеющих в младенческом неведении истины и не заботящихся о том, чтобы выйти из этого состояния. Апостол предостерегает христиан от этого младенческого неведения, говоря: «не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте» ( 1Кор. 14:20 ). Т. е. хорошо быть в зрелом возрасте младенцем в нравственной деятельности, но не в умственном отношении. Будьте незлобивы, как младенцы, но бойтесь остаться в младенческом невежестве относительно познания Христовой истины; старайтесь достигать большего и большего совершенства в усвоении ее умом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1:3). В течение трех первых веков чтились и соблюдались Правила и Постановления апостольские. Благословение соединялось с молитвами, которые затем сложились в особый чин литургии. Первым автором древнейшей литургии был Апостол Иаков, брат Господень. Уже тогда были установлены таинства: крещение, покаяние, миропомазание, елеосвящение и, конечно священство. Таинство священства есть один из главных институтов Православной Церкви. Это таинство называется хиротонией, т.е. преемственностью. Совершали его апостолы через возложение рук Это было делом великим, т.к. избранным они сообщали ту власть, которую получили от Самого Господа, когда Он сказал им: " ... Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, и дунув в них, прибавил: примите Духа Святого, Им же отпустите грехи, отпустятся им (кающимся), на ком оставите, на том останутся " (Ин. 20:21). Апостолы, сообщая ученикам власть свою, действовали по внушению Духа Святого. Баптисты прямо заявляют, что стих Нового Завета: " И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву очищения за грех " (Лк. 5:14) повествует о событии, происшедшем до Воскресения и прославления Иисуса Христа. Но вот более позднее место из Евангелия: " О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом " (1 Ин. 1:3). Обратите внимание на эту лесенку: вы — с нами, мы — с Ним. Во Втором Послании к Тимофею (4:13) Апостол Павел просит возлюбленного ученика своего принести ему книги и фелонь (фелонь — это часть священнических риз). Зачем Апостолу Павлу ризы священнические, если существовал принцип " всеобщего священства " ? В книге Иова друзья-обличители хотели молиться и замолить свой грех пред Богом за осуждение Иова (которого Бог испытал), но Господь сказал, что ходатайственные молитвы за них Он примет только от Иова " ... и принесите за себя жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас " (Иов. 42:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010