306. Беседа в день памяти Святителя Алексия (Говорена в Чудовом монастыре февр. 12; напечатана в Твор. Св. От. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1855 год Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и яко же предах вам, предания держите ( 1Kop. XI. 2 ). Пятый век протекает, как блаженный Пастырь, Святитель Алексий, почил и почивает от видимых дел пастырских: и не престает паства, в срочные и несрочные дни, притекать к нему, с благоговением, с верою, с прошениями о помощи в скорбях, в нуждах, в болезнях, в бедах, в искушениях, с утвержденною опытами надеждою невидимых, но, тем не менее, действительных от него благотворений. В сем видна, с одной стороны, сила благодати, пребывающей во Святых, с другой, – постоянство благочестивого предания. Если бы Святитель благоволил отверсть уста: то не удостоил ли бы он ваше настоящее собрание такой же похвалы, какой Апостол Павел удостоил христиан коринфских: «хвалю... вы, братие, яко вся моя помните, и предания держите»? – Счастливы были бы мы, если бы явились вполне достойными такого одобрения. Предания, соблюдение которых Апостол одобряет, и через то утверждает, и предлагает к дальнейшему исполнению, суть не одного рода. Есть предания догматов, то есть, главнейших истин веры и благочестия. Есть прадания церковных правил и чиноположений, для совершения Богослужения, и особенно таинств веры. Соблюдение сих преданий лежит на попечении особенно священноначальствующих и учащих в Церкви: и в свидетели постоянного сохранения сих преданий в православной Церкви довольно представить неизменный Символ веры , от Апостолов до Собора Никейского наиболее устный, со времени сего Собора доныне писанный, и чин Божественной литургии, от Апостола Иакова до Василия Великого частию писанный, частию подражательно преемственный, а от времен Василия Великого и Иоанна Златоустог о неизменным писанием огражденный. Между преданиями, которые Апостол называет своими, есть и такие, которые, исходя от начал христианских, простираются от Церкви в обыкновенную домашнюю и общественную жизнь христиан, и составляют их обычаи. Так он повелевал христианам «отлучатися... от всяка брата безчинно ходящаго , а не по преданию» ( 2Сол. 3:6 ) Апостольскому, то есть, удаляться от сообщения с человеком, который ведет жизнь праздную и рассеянную, или обезображенную подражанием обычаям языческим. Так он предписывал, чтобы христианския «жены» ходили «во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, ...не в плетениих власов» ( 1Tuм. II. 9 ), по подобию жен языческих. Как предания сего рода суть более наставления и советы о приличном и полезном, нежели строгие заповеди о необходимом: то сохранение оных наиболее зависит от внимания, рассудительности, послушания и усердия получивших предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

8. Взаимоотношения православной церкви с инославными церквами и нехристианскими религиями 57. Православная церковь и инославные церкви 57.1.Каноны о ересях и расколах В Символе мы исповедуем веру в единую Церковь . Церковь действительно единственна и едина; в исторической реальности, однако, христианская Церковь предстает разделенной на конфессии. По нашей вере только Православная Церковь тождественна исповедуемой в Символе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Вопрос об отношении к единой и Святой Церкви отделившихся от нее христианских общин – трудная экклезиологическая проблема. В «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 г., содержится положение о том, что «заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления. Всякий раскол или схизма приводит к той или иной мере отпадения от полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам невероучительного характера, есть нарушение учения о Церкви и в конечном счете приводит к искажениям в вере» 427 . Ряд канонов посвящен теме расколов и ересей. Среди них особенно важны 13, 14-е и 15-е правила Двукратного Собора. 13-е правило гласит: «Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел и видя, яко они мечем духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати Тело Христово: но и сей его навет совершенно воспящая, святый Собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборного изследования и рассмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному Преданию: таковый да подвергнется извержению и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чин пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитом предоставленный, и прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергнут сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Corpus Areopagimicum I. Характер памятника 1. Сборник произведений с именем Дионисия Ареопагита принадлежит к числу самых загадочных памятников христианской древности. Не приходится сомневаться в его псевдоэпиграфическом характере, и никак нельзя видеть в его авторе того Дионисия Ареопагита, который был обращен проповедью апостола Павла (Деян. 17:34) и был по древнему преданию первым епископом Афинским (см. у Евсевия, IV. 23. 4). Против этого свидетельствует не только полное отсутствие каких бы то ни было упоминаний о творениях Дионисия вплоть до начала VI-ro века, но и самый характер памятника, слишком далекого и по языку, и по строю мысли от безыскусственной простоты первохристианской эпохи. Это было самоочевидно и до тех пор, как с непререкаемой определенностью была установлена не только идеологическая, но и прямая литературная зависимость Ареопагитик от последнего неоплатонического учителя, Прокла (411-485). Вместе с тем неизвестный автор, по-видимому, хотел произвести впечатление человека апостольской эпохи, - ученика апостола Павла, очевидца затмения в день смерти Спасителя, очевидца Успения Пресвятой Девы, друга и сотрудника святых апостолов. Притязание на авторитет древности совершенно очевидно, и возникает вопрос о преднамеренном " подлоге. " Вплоть до эпохи Возрождения сомнений в древности и подлинности Ареопагитик, однако, не возникало ни на Востоке, ни на Западе, - кроме, быть может, патриарха Фотия... " Творения великого Дионисия " пользовались бесспорным авторитетом и оказали исключительно сильное влияние на развитие богословской мысли и в позднюю отеческую эпоху, и в эпоху византийскую, и на Западе во все протяжение Средних веков. Вряд ли можно допустить, что при этом оставались незамеченными явные анахронизмы памятника. Мало правдоподобно, чтобы в VI-oм веке не колебались отнести целиком весь развитый богослужебный чин, включая сюда и пострижение в монашество, к апостольскому веку, - историческая память в это время еще не могла настолько ослабеть. Во всяком случае нельзя объяснять высокую оценку памятника в древности только убеждением в его принадлежности авторитетному писателю апостольского века.

http://sedmitza.ru/lib/text/538184/

VII. Взаимоотношения Православной Церкви с инославными Церквями, нехристианскими религиями и с государствами 61. Православная Церковь и инославные Церкви 61.1. Каноны о ересях и расколах В Символе мы исповедуем веру в Единую Церковь . Церковь действительно единственна и едина; в исторической реальности, однако, христианская Церковь предстаёт разделённой на конфессии. По нашей вере только Православная Церковь тождественна исповедуемой в Символе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Вопрос об отношении к Единой и Святой Церкви отделившихся от неё христианских общин – трудная экклезиологическая проблема. В «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 года, содержится положение о том, что «заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления. Всякий раскол или схизма приводит к той или иной мере отпадения от Полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам невероучительного характера, есть нарушение учения о Церкви и в конечном счёте приводит к искажениям в вере» 469 Ряд канонов посвящён теме расколов и ересей. Среди них особенно важны 13-е, 14-е и 15-е правила Двукратного Собора. Правило 13-е гласит: «Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел и видя, яко они мечем духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней покушается безумием раскольников разсекати Тело Христово; но и сей его навет совершенно воспящая, святый Собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборного изследования и разсмотрения и совершеннаго осуждения его дерзнет отступити от общения с ним и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях по церковному преданию, таковый да подвергнется извержению и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чин пресвитера и восхищающий себе суд, митрополитом доставленный, и прежде суда сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некия от священных, такожде да лишены будут своея чести; аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от Церкви, доколе не отвергнут сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архиепископ Христодул сочетал внутреннее обновление церкви с ростом ее общественной роли. Токсикоманы, беженцы, женщины, подвергшиеся насилию, а также работающие матери и жертвы траффикинга — вот лишь несколько уязвимых социальных категорий, испытавших на себе его заботу РИА Новости / Патриархия.ру В кафедральном соборе греческой столицы в четверг утром прошло отпевание Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула. На службу в собор собралось политическое руководство Греции, включая президента Каролоса Папульяса, премьер-министра Костаса Караманлиса, лидеров политических партий. На погребение иерарха приехали предстоятели нескольких Поместных и автономных Православных Церквей, в том числе Патриархи Александрийский Феодор, Иерусалимский Феофил, Румынский Даниил, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, архиепископ Греческой православной архиепископии Америки Димитрий, архиепископ Критский Ириней. На отпевании присутствовали посланники Ватикана, Англиканской Церкви, Армянской Апостольской Церкви, представители мусульманской общины Греции и Всемирного совета церквей. Русскую Православную Церковь представлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Чин отпевания совершил Константинопольский Патриарх Варфоломей. Службу пропели византийскими напевами клирики Константинопольской и Элладской Церквей. История взаимоотношений покойного Архиепископа Христодула и Патриарха Варфоломея была исключительно непростой, отмечает греческая пресса. Они познакомились еще в 60-е годы, и в первый период взаимоотношений Христодула и Варфоломея связывала дружба. Трения начались после того, как епископ Димитриадский Христодул был избран главой Синода Элладской Церкви. В 2004 году отношения между церквями достигли точки открытого противостояния. Поводом послужило избрание Синодом Элладской церкви митрополитов трех северных епархий в Греции без согласования с Константинополем, который традиционно контролировал эти епархии. В ответ Константинопольский Патриархат пригрозил пересмотреть хартию 1928 года, по которой гарантировалась самостоятельность Элладской Церкви. Отношения между двумя Церквями оказались на грани разрыва, однако путем сложных переговоров и вмешательства светских властей Греции удалось восстановить статус-кво. С тех пор Константинопольский Патриарх неоднократно посещал Грецию и встречался с Архиепископом Христодулом.

http://pravmir.ru/greciya-prostilas-s-ar...

Богослужение: зачем мы храним «преданья старины глубокой»? Если бы современный православный христианин попал в древние времена, он, хотя и отметил бы некоторые необычные мелочи, но в целом чувствовал бы себя в древних церквях, как дома. В то же время при столкновении с абсолютно любым другим аспектом жизни того времени нашего с вами современника ждал бы жесточайший культурный шок. 4 февраля, 2010 Если бы современный православный христианин попал в древние времена, он, хотя и отметил бы некоторые необычные мелочи, но в целом чувствовал бы себя в древних церквях, как дома. В то же время при столкновении с абсолютно любым другим аспектом жизни того времени нашего с вами современника ждал бы жесточайший культурный шок. Пожалуй, самая яркая и сразу бросающаяся в глаза черта Православного Богослужения — традиционность. В самом деле, ежедневно в православных храмах совершается литургия Иоанна Златоустого (годы жизни 347-407), и это не какое-то почетное или условное название – текст этой важнейшей службы действительно был составлен великим константинопольским пастырем и богословом более 1600 лет назад, а практика проведения ее в наши дни очень мало отличается от той, что была привычной святителю. Просто представьте себе: 16 столетий! В древних церквях — как дома Если бы современный православный христианин попал в древние времена, он, хотя и отметил бы некоторые необычные мелочи, но в целом чувствовал  бы себя в древних церквях, как дома. В то же время при столкновении с абсолютно любым другим аспектом жизни того времени – бытом, этикетом, правосудием, строительством, сельским хозяйством, военной службой– нашего с вами современника ждал бы жесточайший культурный шок. Но и 16 столетий – не предел. В некоторых православных храмах литургия и сегодня совершается по чину апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского. Да, этот чин, довольно распространенный в первом тысячелетии,дошел до нас со значительными изменениями, и, пожалуй, можно оспорить авторство апостола Иакова. Но тем не менее нет никаких сомнений, что в значительной своей части он восходит к апостольским временам!

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

В 24-й день месяца ноября в день святой великомученицы Екатерины, в Казани, в единоверческой церкви св. четырех евангелистов, в теплом приделе оной, посвященном сей великомученице, совершилось присоединение к единой, святой, соборной и апостольской церкви – по началам единоверия – священноинока Пафнутия. О. Пафнутий был известен и особенно уважаем в Казани, у приемлющих глаголемую иерархию австрийскую, как иеромонах, и был духовником лиц иночествующих и духовным и евангельским отцом матери самого попечителя общества приемлющих сказанную иерархию в Казани. И за пределами Казани он пользовался уважением в обществе старообрядцев и притом партии окружников; был любим глаголемым епископом казанским Пафнутием, и ему предназначалось даже епископство в Чернигов. Таким образом обращение его к православию тем особенно замечательно, что оно есть плод совершенно свободного и сознательного убеждения, а не есть следствие какой-нибудь крайности в его внешнем положении 1 . Принятие о. Пафнутия в православие должно было совершиться с преподанием ему таинства миропомазания, так как он рожден в расколе и крещен беглым попом. Вместе с тем должно было утвердить за ним иноческое звание, в которое он был пострижен, находясь в раскол, и в котором желал пребыть и по присоединении к церкви. Дело о присоединении начато было о. Пафнутием в Москве, но, согласно с желанием его, чин принятия совершен в Казани самим архипастырем высокопреосвященным Антонием в означенный день, между часами и литургией, в сослужении благочинного монастырей казанской епархии о. архимандрита Ювеналия, кафедрального протоиерея о. Виктора Вишневского и священников обоих единоверческих церквей – Димитрия Никольского и Григория Свешникова, при весьма значительном собрании прихожан Евангелистовской церкви, по случаю придельного праздника в сей церкви, посторонних богомольцев и даже держащихся еще раскола. Присоединение совершилось по чину: «како приимати от раскольников в соединение с православною церковь приходящих», по которому присоединены были к православию в Москве известные уже лица из глаголемой австрийской иерархии, а таинство миропомазания и подтверждение иночества совершены по требнику старопечатному, изданному при святейшем патриархе Иоасафе I. При этом архипастыре соблюдаемы были в точности все особенности единоверческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – единственный из чреды двунадесятых (т.е. 12-ти наиболее значимых) праздников церковного года, который посвящен не новозаветному событию, но переломному моменту церковной истории – окончанию эпохи гонений и началу эпохи христианской империи. Он установлен в память событий, связанных с чудесным явлением Креста святому равноапостольному императору Константину Великому в 306 г. (после чего Крест Христов становится защитным оружием и символом победы христианского государства) и с последующим обретением животворящего древа Креста Господня в 326 г. в Иерусалиме по инициативе святой равноапостольной царицы Елены, матери Константина. В основе праздника лежит исторический факт – «всемирное воздвижение» (т.е. возвышение при великом стечении народа) Честного и Животворящего древа Креста свт. Макарием Иерусалимским на все стороны света, предпринятое для того, чтобы все собравшиеся могли увидеть святыню. В воспоминание об этом в кафедральных и других соборных храмах в сей день совершается особый чин воздвижения образа Креста Господня. Поскольку в связи с Крестом Господним воспоминаются также и спасительные страдания Христовы, в день праздника положен пост (но с дозволением вина и масла). Последняя тема праздника – Крест Христов, стоящий на защите христианской государственности, поэтому праздничные тексты изобилуют молитвословиями за христианских царей, за христианское государство как совокупность граждан – христиан (греч. «политевма», слав. пер. «жительство») и за всю империю (греч. «экумена», слав.пер. «вселенная»). Празднование совершается 14 (27) сентября, на следующий день после ежегодного литургического воспоминания об освящении («обновлении») храма Воскресения Христова над Гробом Господним и Голгофой в Иерусалиме (335 г.). Своего рода предвосхищением праздника является богослужение 1 (14) августа – день изнесения («происхождения») частицы древа Креста Господня из царского дворца во Влахерне в Константинополь для поклонения верующих: с этого дня (за исключением периода празднования Успения Богоматери) на катавасиях утрени поются ирмосы канона Воздвижению Крест начертав Моисей. Предваряющие праздник суббота и воскресенье (т. н. суббота и неделя пред Воздвижением) имеют особые апостольские и евангельские чтения. Самому дню Воздвижения предшествует один день предпраздства, когда воспоминается и освящение иерусалимского храма Воскресения). Вечером в день праздника на великой вечерне поется прокимен великий Бог наш на небеси и на земли. За Воздвижением следуют 7 дней попразднства с отданием праздника в конце. Суббота и воскресенье по Воздвижении также имеют особые чтения, связанные с темой Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[греч. πσκοπος], высшая из 3 богоустановленных степеней священства в правосл. Церкви, существующая также и в католич. и нехалкидонских Церквах, сохраняющих апостольское преемство (а также в тех протестант. сообществах, к-рые признают епископское служение). Е. является носителем высшей благодати священства. Служение Е. вмещает всю полноту апостольской власти. Е. выступает главным учителем местной Церкви как для мирян, так и для клира (Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о правосл. вере. 10//Догматические послания правосл. иерархов XVII-XIX вв. о правосл. вере. М., 1900. Серг. П., 1995р. С. 157-163; ср.: Трул 19). По благодати Св. Духа Е. принадлежит право возглавлять совершение таинств Церкви. Только Е. может совершать рукоположения: по словам свт. Епифания Кипрского , «чин епископов преимущественно назначен для рождения отцов, ибо ему принадлежит умножать в Церкви отцов духовных» ( Epiph. Adv. haer. 75 (45). 4). Только Е. может освящать миро (в совр. правосл. традиции миро освящается не всяким Е., но главой Поместной, автономной или афтокефальной Церкви) - т. о., вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без Е., кто бы ни совершал Миропомазание - Е. или священник. Таинство Евхаристии также совершается либо самим Е., либо священником, которого Е. определяет для служения в том или ином храме (ср.: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» - Ign. Ep. ad Smyrn. 8; «Веруем, что сие таинство св. Евхаристии совершается не всяким, а одним только благочестивым иереем, получившим священство от благочестивого и законного епископа» - Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о правосл. вере. 17//Догматические послания. С. 176-182). В правосл. традиции это требование выражается также в запрете совершать Евхаристию без освященного и подписанного Е. антиминса . Е. принадлежит власть надзора и суда над местным клиром. Ему вверено управление церковным имуществом. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной Церкви (см. также ст. Власть ). Наименование «Е.» в дохристианских традициях

http://pravenc.ru/text/190033.html

диакон Андрей Псарев Василий Максименко родился 8-го августа 1873 года в местечке Глафировке, на берегу Азовского моря, возле Ейска, в семье диакона Иоанна Васильевича Максименко. Быт в котором воспитывался мальчик был суровым. 1 Из всех детей в живых осталось семь. «Помню, на крестинах младшего брата Спиридона – вспоминал Владыка Виталий – меня мальчика 4–5 лет угощали водкой. Она была горькая, я кривился, но все же омокал хлеб и ел, а отец приговаривал: „Горькая? Ничего. Ешь- ешь! Вырастешь, пьяницей не будешь“». 2 Жалованья которое давал приход семье не хватало и отцу приходилось заниматься «апостольским промыслом» – рыбной ловлей. От этого он и безвременно умер от простуды будучи 42 лет от роду. «Его хоронили уже весной и меня заставили у гроба отгонять мух цветущими веточками вишни – пишет Владыка. Через год от тоски умерла и мать и мы остались круглыми сиротами на руках старшей сестры лет 18-ти, Маши». 3 Владыка окончил духовное училище в Мариуполе, на берегу Азовского моря. Здесь я был вначале совершенно одинок – пишет он. – Другие товарищи ездили домой на Рождество, Пасху, летние каникулы, а я одиноко толкался на училищном обширном пустыре... Но у меня от этого времени сохранилось доброе воспоминание... Бывало, кто побогаче, имели сахар и пили чай, а мы – пролетарии, взявший добрый кусок пшеничного хлеба и горсть соли, выходили к каплице «на подножный корм.» Там росло горькое зелье. Мы его называли крес-салат. С ним очень вкусным был хлеб. 4 Василий старался и даже за успехи при переходе во второй класс был награжден книгами: сказками «1001 ночь» и сочинением Дарвина. По окончании училища Василий был принят в семинарию в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск на Украине). По успешном окончании семинарии он был принят в Киевскую Духовную Академию. Владыка вспоминает об академических обычаях: «Вначале учебного года старший курс младшему передавал лекции и по установившейся традиции устраивалось угощение с “крепким”, в чем принимали участие и блюстители порядка – надзиратели». 5 Студенческая масса была настроена оппозиционно к администрации. На втором году учебы Василия в академии один из студентов предложил выразить протест ее ректору – известному богослову-догматисту – Епископу Сильвестру (Малеванскому , ум. 1908 г.) и не ходить на возглавляемый им чин прощения. Другие предложили не обижать старца и лучше выразить протест эконому, полагая, что он утаивает продукты, отведенные для студенческих трапез. Большинство студентов не пошли на ужин. Администрация потребовала от «забастовщиков» письменных объяснений. И вот здесь то проявился характер будущего Владыки Виталия – который отказался писать неправду о том «что к нему приехала тетя и он должен был ее встретить». Результатом явилось исключение из академии с «волчьим билетом», т.е. без права быть принятым в другие учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010